Жан-Мишель Баския: работы художника

Без названия (1982) — $110,5 миллионов (2017)

Без названия (1982) - 110,5 миллиона долларов (2017)

Мальчик и собака на пожаре (1982) — $100 миллионов (2020)

Мальчик и собака в огне (1982) - 100 миллионов долларов (2020)

Стиль художника

его творчество принято относить к следующим стилям:

  • Уличное искусство
  • Неоэкспрессионизм

Стиль художника Баскии сложно отнести к одному направлению. Дело в том, что в своем творчестве он использовал как современные элементы, так и национальное народное творчество. Имея гаитянские корни, он тем не менее кое-что взял из этого направления и представил по-своему.

4. «Автопортрет» (1984)

С самого начала своей карьеры Баския рассчитывал на равное признание гениев авангарда. Доказательством этого является его Автопортрет 1984 года: картина помещает Баскию в ряд художников, посвященных давней традиции, которые подтвердили свое право на независимость от клиента и от чисто кустарных дел. Надо сказать, что Баския достиг своей цели: его очень часто называют «Черным Пикассо». В «Автопортрете», однако, нет уверенности в том, что погоня за славой обречена на успех: художник аккуратно пишет зубы, не улыбается, а улыбается зрителю, как бы сопротивляясь приручению.

До Бэнкси Баския был символом успеха для небелых уличных художников, мечтающих о карьере в великом мире искусства. До недавнего времени считалось быстрое продвижение через анонимность улиц к престижной галерее Аннины Нозей, собранию Генри Гельджалера, европейским коллекциям, аукционным записям и, наконец, посмертной ретроспективе в Американской Третьяковской галерее, Музею Уитни в 1992 году взлет модели для художника-граффити. Но искусство Баскии не похоже на искусство его сотрудников, прославивших свои имена скрупулезно написанными каллиграфическими надписями. Его работы имеют европейское происхождение: его мать отвезла Баскию в Музей современного искусства в Нью-Йорке, чтобы посмотреть на Пикассо и авангард, и его стиль больше напоминает арт-брют, направление, открытое французским художником Жаном Дюбюффе в 50. Дюбюффе увлекся искусством посторонних и примитивными рисунками в общественных местах, видя в этих всплесках массового сознания основу новой, брутальной и прямой эстетики, напоминающей европейскую архаику.

В этом случае (1983) — $93.1 миллиона (2021)

В данном случае (1983 г.) - 93,1 млн долларов (2021 г)

Фантомное оружие негров

Нафис Уайт

Антомное оружие негров

«Это было страшно для моей жизни» — так многие полицейские оправдывали свои преступления в делах, включенных в «Американский памятник» Лорен Вудс. Часто милиция «принимает» за оружие абсолютно безобидные вещи. Эти истории легли в основу проекта афроамериканского художника Написа Уайта «Призрачное оружие негров.

Конфеты, пачка сигарет, наушники, мелочь, кошелек, часы — серия Уайта включает изображения этих и других вещей афроамериканцев, убитых полицией. На некоторых снимках ничего не видно — иногда полиция принимала заготовку за нож или пистолет. По номеру изображения в собранном художником досье можно было найти описание истории каждой конкретной жертвы. «Этот проект был со мной в течение многих лет, терпеливо ожидая реализации и постепенно закипая с ростом числа новых смертей среди гражданского населения по вине сотрудников полиции», — отмечает Уайт.

Работы

Работы Жана-Мишеля Баския продавались еще при его жизни. Но спустя много времени после его смерти работы значительно выросли в цене и стали продаваться за миллионы долларов США. Сложно сказать, какие из картин Баскии самые известные. У большинства из них нет имен. Во-первых, известность получили его граффити, которые он подписал как «САМО”.


Бананы (1984)
Автопортрет (1984)
«Голова» (1982)
Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол. Без названия (1984)
Смерть на коне (1988)
Вино Вавилона (1984)
Гибкий (1984)
Голливудские африканцы (1983)
Голова (1981)
«Две головы» (1982)
«Ветрозащитный» (1983)
Размытые головы (1982)
«Земля» (1984)
Известные темнокожие спортсмены (1981)
«Логотип» (1984)
«Шутка с черным полицейским»
«Без названия» (1982)
Ла Хара (1981)

Без названия (Дьявол) (1982) — $57.3 миллиона (2016)

Без названия (Дьявол) (1982) - 57,3 миллиона долларов (2016)

Против Медичи (1982) — $50.8 миллионов (2021)

Против Медичи (1982) - 50,8 миллиона долларов (2021)

«Без названия (Череп)», 1981 год

Картина считается одной из первых работ, которые Баския написал на холсте, а не на уличной стене. Он был представлен на дебютной выставке художника.

Картина была вдохновлена ​​учебником «Анатомия Грея», который Жан-Мишель прочитал в возрасте семи лет, а также эстетикой карты метро Нью-Йорка и размышлениями о смерти. Кстати, постоянное обращение к подобным изображениям позволило искусствоведам считать его продолжателем европейского жанра vanitas, в котором акцент сделан на бесполезность земного существования.

В авторской версии изображение не имеет названия. Позднее его окрестили черепом для простоты идентификации по очень очевидным причинам: зубы и челюсти здесь не имеют кожи, как череп, а имеют глаза полностью живого человека. Художник представил образ живого и одновременно мертвого существа. Кроме того, кажется, что голова человека открыта, и внутри мы видим подсознательные комнаты.

5. «Верхом на смерти» (1988)

«Смерть верхом» — это практически рентгеновский снимок: кажется, что художник победил, оседлав вечного врага человечества, но кажется, что он проиграл, потому что диагноз неумолим. Это было сделано в последний год жизни Баскии. Черная мужская фигура в профиль, подвешенная в воздухе, внизу — смерть на четвереньках. Они постепенно растворяются в золотом фоне или тумане (в европейском христианском искусстве такие фоны символизировали небеса и вечность).

Молодые знаменитости часто оказываются в центре внимания СМИ. В 1987 году многим критикам казалось, что Баския повторяется и предназначен только для коллекционеров. Как уже упоминалось, он сам впал в депрессию, в конце концов став жертвой героиновой эпидемии и превратившись из «сияющего ребенка», как его называл критик Рене Рикар, в наркомана.

Смерть от передозировки в 1988 году превратила Баскию в романтического героя и поставила его в один ряд с другими самоуничтожающимися артистами. В 1996 году был выпущен фильм о Баскии, режиссер его друг Джулиан Шнабель — и биографические фильмы о художниках можно сосчитать с одной стороны.

Однако призыв Баскии нельзя назвать поверхностным и основанным только на трагических обстоятельствах жизни, которая вскоре закончилась. В образе дикаря, говорящего правду, либеральный Запад видел надежду на спасение со времен Вольтера. Баския стал одним из этих дикарей, открыв фанатам, что у них нет еще миллионов, чтобы купить его вещи, правду об их зависимом и угнетенном состоянии. Картины Баскии — это шум и ярость, которые может почувствовать каждый, кто чувствует себя в клетке рутины.

Пыльные головы (1982) — $48.8 миллионов (2013)

Dusty Heads (1982) - 48,8 миллиона долларов (2013)

Наследие

Официальная причина смерти — передозировка. Пока о случившемся ходит много слухов, но эту причину назвали эксперты. Американский художник Жан-Мишель Баския умер в 1988 году в возрасте 28 лет.

18 мая 2017 года японский дизайнер купил неназванную работу Жана-Мишеля за 110,5 миллиона долларов, которая на данный момент является самой дорогой картиной. В 2013 году «Размытые головы» были проданы за 14,6 млн долларов. Стоимость изделий Баскии растет из года в год, и это видно из истории продаж. Картины Жана-Мишеля Баския до сих пор можно увидеть в музеях Нью-Йорка. В Москве работы художника периодически появляются на различных выставках в Музее современного искусства.

«Олимпийские кольца» Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, 1985 год

Помните, как сочинская Олимпиада вдохновила Василия Слонова на серию плакатов? То же самое произошло и в творчестве Баскии. После Олимпийских игр в Лос-Анджелесе вместе с Энди Уорхолом, с которым они дружили и работали вместе с 1983 по 1985 год, он создал серию картин «Олимпийские кольца». Неудивительно, что два художника, критически переосмыслившие рекламные образы в своих картинах, подхватили этот сюжет.

Энди Уорхол вручную создал бесплатную импровизацию на тему всемирно известного символа ведущего спортивного события планеты, а Баския поместил в центре большую, похожую на маску, голову афроамериканского спортсмена — обобщенное лицо американских звезд. Олимпиада. Например, Джесси Оуэнс, Карл Льюис, Томми Смит и Джон Карлос. Кстати, маскоподобные лица, характерные для картин Баскии, продолжают в его творчестве традиции гаитянского этнического искусства.

«Бог, закон», 1981 год

Рисунок маслом на бумаге не оставляет сомнений в сути художественного высказывания: на весах преобладает некий закон, что происходит не без помощи долларов, притягивающих черные точки веса, как магнит, в нужную чашу.

Баския — один из тех редких художников, которые просто и прямо говорили о несправедливости общественного строя и предательстве мира денег. Несмотря на то, что эта картина создана для выставки в галерее, она выполнена в технике уличной живописи. Стрит-арт в данном случае — это искусство бедных художников, не обремененных коммерческим успехом и богемной жизнью галерейных кварталов.

Американский монумент

Лорен Вудс

Американский памятник

В 2014 году живущая в Техасе художница-концептуалист Лорен Вудс начала собирать полицейские отчеты, кадры с камер видеонаблюдения и судебные документы полиции об убийствах безоружных афроамериканцев. Эти документы легли в основу его мультимедийного проекта American Monument, запущенного в 2018 году.

Американский центральный памятник инсталляции. Архив I »- это серия стендов с виниловыми проигрывателями, каждый из которых содержит архивную запись конкретной жертвы расистского насилия со стороны полиции. Посетитель сам выбирает, какой проигрыватель запустить: запись воспроизводится не только внутри памятника, но и в общественных местах неизвестный публике Изначально инсталляция состояла из 25 дисков, но постепенно наполняется новыми историями жертв.

Вудс работал над проектом с Кимберли Мейер, директором музея Калифорнийского государственного университета. Памятник предполагалось открыть на этом месте в ноябре 2018 года, но несколькими днями ранее Мейера без объяснения причин уволили. И художник, и куратор связали свое отступление с Американским памятником. «Проект Лорен вызвал тревогу в университете», — сказал Мейер ARTnews. В свою очередь, Вудс предположил, что руководство университета опасалось реакции ультраправого населения. В результате памятник получил через год на другом месте в Калифорнии, в Центре искусств и технологий Билла.

Гибкий (1984) — $45.3 миллиона (2018)

Гибкий (1984) - 45,3 миллиона долларов (2018)

Порча (Смерть Майкла Стюарта)

Коррупция (Смерть Майкла Стюарта)

В сентябре 1983 года в Нью-Йорке произошел один из многих инцидентов, подобных убийству Джорджа Флойда. Полиция арестовала 25-летнего афроамериканского художника Майкла Стюарта за граффити в метро и жестоко избила его. Стюарт впал в кому и умер через несколько дней.

В том же году Жан-Мишель Баския, который знал Стюарта, нарисовал на стене студии своего друга художника Кита Харинга картину с надписью «Коррупция»: два свирепых полицейских размахивают дубинками по черной фигуре.

Убийство Майкла Стюарта и последующий вердикт присяжных 1985 года, оправдывающий полицию, возмутили художественное сообщество Нью-Йорка. После Баскии свои произведения Стюарту посвятили Кейт Харинг, Энди Уорхол, Джордж Кондо и многие другие. В 2019 году Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке показал эти работы на выставке, посвященной смерти Стюарта. Центральным элементом была «Коррупция» Баскии — покинув студию в 1985 году, Харинг вырезал «Коррупцию» со стены и сохранил ее, а в 1989 году, после смерти Баскии, создал ее.

Смерть Стюарта заставила Баскию задуматься о своем происхождении и личности. Итак, в вашей работе словосочетание «порча» — порча ©? — включает перевернутый вопросительный знак, характерный для испанского языка — мать художника была из Пуэрто-Рико, Баския и Стюарт были одного возраста, класса и цвета кожи. После трагедии Баския повторил: «Это мог быть я». Интересно, что в 2017 году Бэнкси создал работу, в которой полицейские ищут фигуру из знаменитой картины Баскии «Мальчик и собака» — своего рода размышления о неизменности расовых предрассудков и произвола полиции.

Личная жизнь

Баския никогда не был женат и не имел детей. Он вел очень бурный образ жизни и никогда не отказывал себе ни в чем. Известно, что на заре карьеры Мадонна познакомилась с ним. Который как-то тоже поссорился с другой девушкой Жан-Мишеля. В общем, он всегда оставался ребенком, никогда не строил планов на жизнь и ни к чему не относился слишком серьезно.

2. «Духовики» (1983)

Триптих «Ветры» посвящен концертному альбому «Jazz at Massey Hall» саксофонистов Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи, записанному 15 мая 1953 года. Это шедевр одной из форм джаза, би-бопа, характеризующийся высокая скорость и головокружительная сложность. Помимо схематичных портретов, Баския покрывает холсты надписями, относящимися к музыке («Орнитология» — композиция Чарли Паркера, которого прозвали птицей), анатомии («ухо», «зубы», «ноги» и «ларникс»). », искаженная« гортань »-« гортань », важный орган для борьбы) и даже списки покупок (« мыло »-« мыло »). В центральной части — череп — распространенный для Баскии мотив, связанный с быстротечностью жизни, преимущественно афроамериканского происхождения.

Обращение Баскии к Паркеру и Гиллеспи раскрывает общие приемы: импровизация, намеренно свободные композиционные движения, способность вплетать ошибки в музыкальную (и живописную) ткань. Это также попытка перенести Паркера и Гиллеспи в современный мир и закрепить свое место в истории с помощью монументальной живописи. Список несправедливостей, совершаемых в отношении гениев афроамериканского искусства, очень велик, и особое место занимают джазмены и блюзмены, к которым в Европе относятся гораздо гуманнее, чем дома.

3. Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол. Без названия (1984)

Это произведение Баскии, написанное совместно с Энди Уорхолом, — единственное, что можно увидеть в России (оно выставлено в Мраморном дворце Русского музея). Баския принял Уорхола бесцеремонно: в 1980 году он подошел к нему в ресторане и наклеил на него несколько рисунков. Правда, к совместной работе он пришел только в 1984 году. Оба работали независимо: Уорхол рисовал контуры проецируемых на холст объектов с помощью диапроектора, Баския затем выразительно лепил слой за слоем (результат напоминает рекламу, покрытую граффити для мебельный магазин).

В то время коллеги и критики относились к Уорхолу крайне негативно. Его считали придворным народным художником, добившимся успеха при Рейгане, портретисте спекулянтов и плутократии. Действительно, редкий образ успешного бизнесмена в американском кино 80-х годов обходится без портрета Уорхола внутри. Однако аура славы и материального богатства привлекала Баскию и близкое к нему поколение художников, которые не находили точек соприкосновения со строгим и академическим искусством концептуализма и минимализма. Признание Уорхола было чрезвычайно важным для Баскии, но ненадолго. С первых групповых шоу в середине 1980-х на дуэт обрушились критические отзывы, и Баския почувствовал, что ассоциации с Уорхолом тянут его ко дну, после чего он перестал общаться со своим старшим коллегой. Однако после смерти Уорхола в 1987 году Баския очень тяжело переживал и впал в депрессию, что стало одной из причин его безвременной смерти от передозировки героина.

Воин (1982) — $41.8 миллиона (2021)

Воин (1982) - 41,8 миллиона долларов (2021)

Без названия (1985) — $37.2 миллиона (2021)

Без названия (1985) - 37,2 миллиона долларов (2021)

Читайте также: Владимир Лукич Боровиковский: краткая биография и картины художника

 

Оцените статью
Блог про картины