Художник Ян Вермеер: биография и произведения

Картины художника Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft)

Мастерская художника

Самым ярким образцом «интерьерной живописи» Яна Вермеера ван Делфта считается картина «Мастерская художника» — это произведение написано в 1666 году. В этой последующей работе уже опытному мастеру удалось очень точно передать атмосферу того времени рабочее место маляра. Якобы Вермеер сам написал образ художника на этой картине.

Спящая девушка

Офицер и смеющаяся девушка

Девушка читает письмо из открытого окна

Улочка

Дрозд

Бокал вина

После смерти отца Яна Вермеера юному художнику пришлось продолжить семейный бизнес и содержать гостиницу, поскольку это был единственный стабильный и гарантированный способ получить деньги для существования всей семьи Вермеера. Хотя Ян Вермеер ван Делфт на момент своей смерти уже был членом гильдии художников Святого Луки и даже возглавлял гильдию, эта должность и живопись практически не приносили дохода.

Молодая женщина с кувшином воды

Кружевница

Астроном

Любовное письмо

Дама, стоящая рядом с девственницей

Урок музыки прерван

Однако очень скоро картины молодого художника нашли своих почитателей и покупателей, в том числе постоянных покровителей-покровителей: местного пекаря Хендрика ван Байтена и владельца типографии Якоба Диссиуса. Эти двое завсегдатаев приобрели более двух десятков работ Яна Вермеера ван Делфта. До сих пор неизвестно, писал ли Ян Вермеер картины по заказу своих покровителей или, как постоянные клиенты и покровители, эти господа имели право первыми увидеть и приобрести новые работы художника.

Хозяйка и официантка

Дама с бокалом вина

Прокурор

Концерт

Женщина с весами

Диана с нимфами

известно, что со временем Ян Вермеер приобрел известность не только как талантливый художник, но и как квалифицированный специалист, умеющий определять подлинность картин и их истинную ценность. Эта деятельность также приносила художнику немалый доход.

Санта-Праседа

Урок музыки

У Яна Вермеера как у талантливого художника не было учеников. Искусствоведы отмечают, что в своих работах художник тщательно прописывал детали интерьеров и улиц города, но человеческие образы тщательно прописывались только в портретах, а на пейзажах художник никогда не рисовал фигур людей, а люди были только частью, а не основная часть сюжета.

Более того, художник считается одним из крупнейших мастеров «любовной живописи» своего времени. Любовь — главный мотив многих работ Вермеера.

Девушка в красной шляпе

Гитарист

Семейная жизнь артиста была счастливой. В 1653 году Ян Вермеер женился на своей девушке Катарине Болнес. Молодые люди были очень счастливы, но семейную жизнь молодоженов отравили непростые отношения зятя и свекрови — матери жены не понравился выбор дочери. Все дело в вере: Вермеер был протестантом и взял жену из семьи ревностных католиков.

Со временем свекровь, видя, как Ян Вермеер ван Делфт любит свою жену и детей (детей было 15, четверо умерли в раннем возрасте), немного смягчилась, но до конца не смирилась, считая, что дочь может найти для себя более выгодную вечеринку.

10. Женщина, удерживающая весы (1662 — 1665)

«Женщина, держащая весы» (1662–1665) — восхитительный шедевр зрелого Вермеера, из которого исходит спокойствие, гармония и равновесие, символом которых являются весы в руке женщины, изображенной на картине.

Женщина в синем плаще с меховой отделкой стоит у стола, на котором, помимо синей ткани, лежат шкатулки с жемчугом и золотыми украшениями. Мягкий рассеянный свет льется из окна слева, перед женщиной — зеркало на стене, слева — религиозная картина в стиле барокко.

Женщина очень спокойная и сосредоточенная, так как занимается важным делом — взвешивает золото. Вот собственно и все, но так только на первый взгляд кажется! Ключ к разгадке картины именно в лестницах — точнее, в том, чего на них нет . читать полностью

11. Девушка, читающая письмо у открытого окна (1657)

Картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» была написана Яном Вермеером в 1657 году и в настоящее время хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Эту вещицу (83 х 64,5 см; холст, масло) обычно относят к раннему периоду творчества голландского художника — однако само слово «не по годам» (что означает «несовершенный») вряд ли уместно в отношении мастера, любого живопись, от которой отличается только совершенство и завершенность каждой детали.

Каждая деталь имеет значение, четко определенное место и существует не одна, а во взаимодействии с другими элементами картины, заданными художником. Затем в «Девушке, которая читает письмо» край кадра снизу намеренно переводит взгляд зрителя на спинку стула, откуда он автоматически перемещается в смысловой центр изображения — подсвеченную букву в руках девушка, которую он читает…

Жизнь после свадьбы

У Вермеера была очень большая семья: одиннадцать (а возможно, даже пятнадцать) детей, некоторые из которых умерли в раннем детстве. Известно, что похороны сыновей Вермеера происходили в 1667, 1669 и 1673 годах. После смерти художника появляются сведения сначала о восьми несовершеннолетних детях, затем о десятке. (Мария, Элизабетта, Корнелия, Алейдис, Беатрис, Йоханнес, Гертруда, Франциск, Катарина и Игнатий). Чтобы накормить их, художник, помимо живописи, занимался другими профессиями. Возможно, он управлял таверной своего отца и почти наверняка, как и он, был вовлечен в продажу картин. Он также был их поклонником. В 1672 году вместе с другими художниками (включая Ханса Йорданса из Делфта) он был назначен экспертом и проводил экспертизу картин, приписываемых Микеланджело, Тициану и Рафаэлю. Потом сказал, что это никчемные подделки, а не работы великих художников. Скорее всего, художник Вермеер писал для определенной аудитории, а не для свободного рынка. Одним из таких покровителей был Хендрик Ван Байтен, пекарь, и Якоб Диссиус, печатник, которым в 1682 году принадлежало 19 работ Вермеера.

известно, что около 1660 года Вермеер все еще жил с женой и детьми в доме свекрови, который он много раз одалживал ему. В декабре 1653 года Вермеер стал членом гильдии Святого Луки, объединяющей художников и скульпторов. Судя по всему, он был уважаемым человеком, так как был избран президентом (деканом) гильдии. Помимо своих работ, он продавал картины других мастеров. Но у него не было возможности торговать, поэтому он жил в бедности до конца своих дней. Не стоит дурачиться жемчугом, серебряными бокалами и великолепными коврами на картинах — художники в то время жили в очень тяжелых условиях. Экономическая ситуация была неблагоприятной, более того, Нидерланды были втянуты в войну, которая привела к экономическому краху и голоду.

9. Молочница (1658 — 1661)

Доярка была написана Яном Вермеером между 1658 и 1661 годами и когда-то ценилась почти выше всех других картин голландского художника. При жизни Вермеер получил внушительные суммы за свои картины, а в 1669 году, за 6 лет до смерти художника, он получил 175 флоринов за доярку — почти целое состояние по тем временам!

Сегодня «Доярка» (также известная как «Девушка с кувшином молока») считается одной из лучших картин Вермеера из Делфта. Работу принято рассматривать как переходный период между ранним творчеством художника и зрелым периодом.

Сцена, которую он изображает, кажется почти фотографической, и многие ученые предполагают, что именно в это время Вермеер начал использовать технологию визуализации в своей практике, чтобы лучше понять эффекты света

2. Аллегория живописи (1666 — 1668)

Картина «Аллегория живописи», которая, по мнению многих знатоков, является вершиной творчества художника, была призвана продемонстрировать все высоты живописного искусства, которых удалось достичь Вермееру, чтобы любой, кто войдет в его мастерскую, понял: впереди из него есть художник экстра-класса, и трудно будет наклониться, чтобы написать его «дешево.

«Аллегория живописи», между прочим, самая «интеллектуальная» картина художника. В нем Вермеер пытается шире понять суть живописи в целом и приходит к выводу, что никакой другой вид искусства (да и вообще искусство) никоим образом не может сравниться с живописью.

необходимо отметить еще один момент: в своей «Аллегории живописи» Вермеер не только утверждает священное право художника на максимально полное отражение действительности, но и указывает на его способность изменять и трансформировать эту реальность по своему желанию, расширяя тем самым сферу своего творчества авторитет от простого «фотографа» до творца-творца…

3. Вид на Делфт (1660–1663 гг)

Картина «Вид на Делфт», написанная Яном Вермеером между 1660 и 1663 годами, считалась его лучшей работой даже при жизни художника.

В 1696 году он был продан за 200 флоринов (очень внушительная цифра для того времени), а в 1822 году Маурицхейс (Гаага) купил его за 2900 флоринов, что красноречиво свидетельствует об одном: в отличие от большинства других картин Вермеера, «Вид на Делфт» «удалось избежать почти двухсотлетнего забвения.

Возможно, это связано с тем, что жанр «Взгляд», в котором было исполнено это произведение Вермеера, стал чрезвычайно популярным в 18 веке.

Ведута — очень распространенный (особенно в Венеции) жанр западноевропейской живописи 18 века, представляющий собой живопись, рисунок или гравюру с подробным изображением городского пейзажа, включая известные архитектурные памятники

5. Кружевница (1669-1670)

Кружевница, написанная Яном Вермеером в 1669–1670 годах, многими искусствоведами считается самой странной работой всего художественного наследия голландского художника — необъяснимая странность, из-за которой Вермейер отклонился от многих своих правил.

Во-первых, эта работа необычайно мала по сравнению с другими картинами художника (всего 24,5 х 21 см).

Во-вторых, Вермеер, всегда искусно работавший с фоном и светом, словно полностью забыл свое мастерство, усадив девушку у совершенно однородной белой стены «больницы» и, более того, «осветив» кружевницу, как искусство критики говорят, что это довольно небрежно, что должно мешать зрителю правильно это воспринимать. И все же это настоящий шедевр…

7. Маленькая улица (1658 — 1661)

Это, пожалуй, единственная из всех вещей Вермеера (не считая картины «Вид на Делфт»), в которой сюжет не основан на человеческом персонаже (персонажах). Собственно, о каком сюжете идет речь?

Здесь, на первый взгляд, его как такового нет! Ни сюжет, ни детально раскрытая драма, ни предположения зрителей о том, что хотел сказать Вермеер Дельфтски — ничего!

Кажется, каждый божий день, между 1658 и 1661 годами, Вермеер приходил в этот захудалый переулок, устанавливал мостовой мольберт на неровных камнях — и в течение ровно двух часов, не больше и не меньше, скрупулезно записывал все, что было в его поле зрения…

Уникальность художника

Ян Делфт обладал необычным даром мировой гармонии, неуловимым для равнодушных глаз. Теплота бытия в его картинах создается благодаря необычному для голландцев особому художественному видению классической композиции и палитры. Часто мастер использует точечные техники, нанося краски тонкими кистями. Уникальность его работ заключается в необычайном чувстве света, в игре, которую художник умело использовал.

Основные темы произведений

В Европе господствовал стиль барокко. Мифологические, религиозные, исторические сцены, преувеличенные сценарии, некоторая театральность позы — постоянные элементы живописи. Нидерланды похожи на одинокий остров в океане этого великолепия. Ни барокко, ни голландская живопись не подходят Яну. Он писал то, что по эстетическим критериям того времени не заслуживало внимания, например сцены из жизни горожан. Художник увековечил на своих полотнах доильные аппараты, кружевницы, жанровые сцены (люди в кабаках).

6. Сводница (1656)

Это довольно большое полотно знакомит с непростыми, хотя и не лишенными маленьких радостей буднями голландского публичного дома эпохи барокко.

Взгляд зрителя сразу же привлекает молодая женщина справа: ее бледно-желтый лиф, белый кружевной головной убор и бледная кожа с извращенным румянцем — основные моменты образа.

Женщина смотрит на свою раскрытую правую ладонь, готовясь принять монету, которую ей вручает мужчина в красном — любительница греховных утех, предвкушая ночь распутства и уже профессионально схватившаяся за грудь своего возлюбленного.

Значительная часть лица роскошного джентльмена остается в тени, отбрасываемой полями его широкой шляпы с перьями. Примечание: в голландской культуре 17-го века присутствие пера на шляпе всегда явно намекало на разврат и безнравственность, поэтому Вермеер использовал этот элемент не зря…

8. Женщина, читающая письмо (1663 — 1665)

Картина «Женщина, читающая письмо» была написана Яном Вермеером в 1663–1665 годах и, в отличие от большинства других работ голландского художника, не может похвастаться богатством внутренних деталей.

Похоже, что когда-то более крупный холст был обрезан до его нынешнего размера: 46,6 x 39,1 см.

Во всяком случае, мы не видим ни занавесок, ни ковров, ни столь любимых Вермеером черно-белых плит пола, ни любимого художником окна, из которого он так часто писал своих персонажей…

4. Женщина в красной шляпе (1665 — 1666)

В этой небольшой работе, в отличие от самого «Кружевника», в котором Вермеер, кажется, забыл о своей способности работать со светом — все детали, от точки на лице до удивительно гармоничного сочетания фактур друг с другом, сходятся воедино, образуя безупречный шедевр.

Вермеер еще раз показывает нам, что из всех художников, живших в то время в Голландии, он был бесспорным номером 1.

Пусть специалист Vermeer Вальтер Лидтке обосновывает все достоинства «Женщины в красной шляпе»: «Для художника, сумевшего наблюдать свет, он вряд ли мог найти более подходящую тему, чем эта, где ему была предоставлена« возможность сравнить » как по-разному отражается свет на лице, шелке, жемчуге, влажных губах (цвет которых намеренно подчеркивается цветом шляпы)…

Читайте также: Картины художника Верещагина с названиями: краткая биография

 

Оцените статью
Блог про картины