Суриков «Боярыня Морозова»: описание картины

Истоки творения картины

Конец XIX века для русского искусства характеризуется повышением интереса к его корням, как культурным, так и историческим. Если раньше преобладали определенные «западные» тенденции, то теперь писатели и поэты, скульпторы и художники пытаются раскрыть сущность русской души и, конечно же, прошлое России. Особенно ярко это отразилось в живописи, примером чего является картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».

По мнению ученых, интерес Сурикова к истории старообрядчества проявился еще в юности. Первые годы будущий художник провел в Сибири, где было много сторонников «старой» веры, составлявшей жизни. Предполагается, что крестная познакомила юного Сурикова с текстом «Сказки о Боярыне Морозовой», в котором рассказывается о жизни и смерти Феодосии Прокопьевны.

Илья Ефимович Репин
Илья Ефимович Репин «Портрет Сурикова Василия Ивановича», 1877 г
Портрет находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия

Исторические факты о боярыне Морозовой

В ноябре 1671 года дворянка Морозова была арестована вместе со своей сестрой Евдокией. Несколько раз предпринимались попытки убедить женщин отказаться от своих прежних убеждений. Старые религиозные принципы и их сторонники вызвали раскол в обществе, а сам царь полностью поддержал новые церковные реформы.

Изменилась не сама вера, а некоторые ее важные аспекты и даже символы. Так, например, реформаторы просили отказаться от использования двух пальцев для крещения, так как в Европе крестились тремя. Во многих церковных книгах было много ошибок и заблуждений, и поэтому приходилось переписывать.

Центральный фрагмент картины «Боярыня Морозова»
Фрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» с изображением Феодосии Морозовой, арестованной царскими властями в 1671 году.
Он держит два пальца вверх — намек на старый «правильный» способ скрещивания: двумя пальцами, а не тремя.

И если патриарх вместе с царем настаивал на использовании греческих текстов за основу, то боярыня Морозова и другие старообрядцы утверждали, что работают с древнерусскими книгами.

Сестер Феодосия и Евдокия подверглись пыткам. Одни считали Морозова святым, другие — отступником. Люди даже хотели сжечь некрасивого боярина, но совет из шестнадцати бояр вступился за представителя знатного рода. Это не спасло Морозову: она скончалась в монастырской глиняной темнице от истощения.

Первый набросок композиции
Первый набросок композиции, 1884-1887 гг
Находится в Третьяковской галерее, Москва

Работа над картиной: центральный образ

известен почти мистический факт, побудивший художника работать над полотном: он увидел порхающую по снегу черную ворона. Позже он писал:

Однажды я увидел ворону в снегу. Ворона сидит на снегу и отталкивает крыло. Сидит как черное пятно на снегу. Так что я уже много лет не могу забыть это место. Потом написал «Боярыня Морозов…

На контрасте черного и белого зародилась идея образа старообрядца, которого подвергли истязаниям.

Однако сначала, как обычно, Суриков изобразил толпу, сопровождающую сани. Только тогда он начал искать образ, который был бы не только композиционным центром образа, но и контрастировал бы с ним, не теряясь в разнообразии других.

Боярыня Морозова (деталь)

Сурикову требовалось женское лицо, которое послужило бы отправной точкой для наброска: глаза, горящие фанатизмом, тонкие бескровные губы, болезненная бледность и хрупкость черт. В итоге появился собирательный образ. Есть черты тети художника Авдотьи Васильевны Торгошиной, интересовавшейся старообрядцами, и старообрядческой паломницы с Урала некой Анастасии Михайловны, которую художник встретил на стенах Рогожского монастыря и уговорил позировать.

Отметим также другие исторические образы и детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».

Девушки и старухи

Суриков нашел типы старых и молодых женщин в старообрядческой общине, жившей на Преображенском кладбище в Москве. Там его хорошо знали и согласились позировать.

Им понравилось, что я казак и не курю.

Вспомнил художник.

Женские образы

Но настоящим открытием художника стала девушка в желтой шали. Обернутый с нижнего края платок сообщает, что его обладательница была из тех, кто глубоко сочувствовал боярыне. Увидев, что она отправляется на мучительные испытания, девушка поклонилась до земли. Его лицо выражает глубокую боль.

Изображена на картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова и его сестра Евдокия Урусова, перенесшие не менее жестокие испытания за свою веру.

Юродивый

Как видно на фрагменте изображения, приветствуйте боярина двумя пальцами, не опасаясь наказания, ведь безумный святой на Руси был неприкосновенен.

Прообразом безумного святого в цепях был крестьянин, торговавший огурцами. Художник встретил его на рынке и убедил позировать, сидя босиком на снегу в льняной рубашке. А после сеанса Суриков сам натер ноги водкой и дал ему три рубля.

Санто Матто (фрагмент изображения)

Тогда артист со смехом вспомнил:

. первый долг азартного водителя за рубль составил семьдесят пять копеек. Вот каким он был.

Немного истории

Первую историю опального боярина Суриков услышал от своей тети и крестной Ольги Дурандиной, когда она жила в Красноярске, еще училась в уездном училище. Судя по всему, эта трагическая история надолго его не отпускала, ведь первый набросок к картине художник сделал только в 1881 году, когда ему было 33 года, а само полотно начал писать только спустя три года.

Тема истории русского народа, в которой много трагических страниц, никогда не отходила на второй план в творчестве художника. Вот рассказ дворянки Феодосии Прокофьевны Морозовой из этого номера.

Представительница одного из высших аристократических родов Московского государства XVII века, верховная дворянка дворца Морозовых была приближением царя. Проживая в большом имении в подмосковном поселке Зюзино, она прославилась своей благотворительной деятельностью. Он оказывал помощь и принимал в доме нищих, неразумных святых, бродяг и страдающих от притеснений старообрядцев. В 30 лет она овдовела, тайно приняла монашеский постриг, назвав себя именем Феодора, и стала проповедником старообрядцев и сподвижницей другого позорного известного человека — протоиерея Аввакума.

По приказу царя Алексея Михайловича она была арестована за приверженность древней вере. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и прислугой заключили в земельную тюрьму города Боровский (ныне Калужская область). После пыток на вешалке, мучений от голода, она умерла. Его сестра умерла от голода двумя месяцами ранее. В срубе сожгли четырнадцать слуг дворянки, поддерживавших старообрядцев. Позже Морозова была канонизирована, сегодня она почитается старообрядцами как святая.

Разная реакция толпы на событие, блин, даже снег как настоящий:

Разная реакция толпы на событие, блин, даже снег такой, как будто он настоящий:
0 Кстати, обратите внимание, что изображение движется. Не сразу получилось, Суриков долго ломал голову над проблемой. Весь секрет в мальчике, который бегает по соседству: именно благодаря мальчику сани пошли.

Вот тут отлично видно, как получилось сдвинуть сани с места. Еще маленькая деталька — в верхнем левом углу угарают два боярина-тролля:

Здесь хорошо видно, каково было сдвинуть сани с места. Еще небольшая деталь: в левом верхнем углу горят два боярина-тролля:
0 Очень мощный образ. Суриков постарался вставить как можно больше символов и намеков, и ему это удалось. Девушки скорбят, юродивый не боится повторять вслед опозоренному боярину, мусульмане (они в толпе, все суровые) смотрят уважительно, бояре смеются.
художнику понадобилось 4 года, чтобы найти все прототипы и написать окончательную версию огромной картины. И это действительно здорово — 3 на 5,8 метра.
Как говорится — моё респект!)

История создания

Однако в картине Сурикова мы пока не видим дальнейшую судьбу Морозовой, но он открывает нам сцену своего ухода. Как рассказывается в книге историка А.М. Панченко «О русской истории и культуре», в момент, когда боярские нарты проезжали по монастырю, он сложил ладонь двумя пальцами, «поднимаясь высоко, часто прикрываясь крестом, а нередко колокольчик».

Это был символ и жест непослушания, бесконечной веры в старые идеалы и принципы. Именно этот эпизод мы видим на полотне Сурикова.

Сам художник рассказал, что ворон, сражавшийся в снегу, побудил его написать картину. Надо признать, что главный герой полотна действительно чем-то похож на эту птицу.

Прототипом образа Морозовой стала женщина, имя которой не сохранилось в истории. Она тоже была сторонницей старообрядцев, Суриков познакомился с ней на Рогожском кладбище. Однако бояринский тип стал смешанным: в нем проявляются черты тети художника Авдотьи Торгошиной. У живописца было более сотни эскизов, по которым были написаны портреты героев, которые впоследствии заняли свое место в картине.

История искусства хранит легенду, что Суриков изначально хотел использовать небольшой холст, но не мог вместить на нем всех задуманных им персонажей. В итоге было выбрано полотно размером 304 × 587,5 см.

Василий Иванович Суриков
Василий Иванович Суриков «Боярыня Морозова», 1887 г
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия

Странник с посохом

Подобные странники-паломники еще встречались в России в конце XIX века. Среди наследия художника исследователи обнаружили зарисовки позирующего человека с разными поворотами головы, которые Суриков, видимо, написал по памяти. Это означает, что прототип странника был случайно встреченным человеком, который однажды согласился позировать художнику. Так суриковское представление о композиции образов несколько изменилось, но странника больше не было.

Путник с посохом (фрагмент изображения)

Один из исследователей творчества художника (В.С. Кеменов) утверждал, что образ этого путешественника отражал черты самого Сурикова.

Кроме того, известно, что художник случайно увидел изображенный на полотне посох с паломником, идущим по дороге в Троице-Сергиеву Лавру. Испугавшись бегущего за ней мужчины, размахивающего акварелью и крика «Бабушка! Дай мне палку!», Она бросила ее и убежала. Он думал, что он вор.

Рядом со священником стояла монахиня, которую скопировала одна из знакомых художника, дочь московского священника, готовившаяся принять монашеский постриг.

Вот, зацените поближе. Бледная боярыня и фирменные два пальца (так крестились до реформ Никона), а еще гамма эмоций в толпе:

Вот, взгляни. Бледная, двуручная дворянка с огненным клеймом (так они крестились до реформ Никона) плюс целый ряд волнений в толпе:
0 И много-много подробностей. Одежда тщательно подобрана и полностью соответствует состояниям персонажей, достоверно изображены даже старообрядческие четки.
Надежны и посохи фермера: Суриков как-то встретил необычную старуху и после небольшой погони смог набросать свой инструмент.
Он их всех рисовал с натуры, у каждого персонажа есть свой прототип. Суриков погнался за какими-то бабушками, попросил рыночного пьяницу позировать безумному святому за рубль, подобрал ребят на улице.. ×

Читайте также: Творчество Василия Кандинского: биография и самые известные картины

Оцените статью
Блог про картины