Владимир Лукич Боровиковский: краткая биография и картины художника

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)

Боровиковский. Изображения с заголовками

«Владимир Лукич Боровиковский» 1825 г
Автор: И.С.Бугаевский-Благодарный
Размер: высота: 22,5 см (8,8 дюйма); Ширина: 17,5 см (6,8 дюйма)
Материал: картон, масло
Местонахождение: Калужский музей изобразительных искусств

Биография, картины

Владимир Лукич Боровиковский (24 июля, 4 августа 1757, Миргород, Российская Империя — 6 апреля 1825, Санкт-Петербург, Российская Империя) — русский художник, портретист, академик Петербургской Императорской Академии художеств.
Три выдающихся мастера второй половины XVIII века — Федор Степанович Рокотов, Дмитрий Григорьевич Левицкий и Владимир Лукич Боровиковский — представляют собой вершину русского портретного искусства той эпохи.
Захватив своим творчеством первую четверть XIX века, Боровиковский явно принадлежит к началу VII века. Его искусство стало ярким выражением идей и вкусов второй половины 18 века. Примечательно, что художник, проживший четверть 19 века и, следовательно, переживший войну 1812 года, никак не отразил в своих работах события того времени: у него нет ни одного портрета нового типа мужчина — джентльмен, чье достоинство — защищать Родину. И это при том, что такие картины — причем в значительном количестве — созданы его современниками (даже более молодыми — например, О. А. Кипренским, не говоря уже об англичанине Д. Доу и его петербургских помощниках, написавших более трехсот человек портреты для Военной галереи 1812 г в Эрмитаже). Боровиковский же остался в своем — XVIII — веке.
поучительно и интересно наблюдать, как менялась оценка творчества художника в разные эпохи: признание и множество заказов при его жизни, похолодание в 19 веке, учет в рядах светил современности. И теперь, спустя почти двести лет после смерти Владимира Лукича, никто не сомневается в огромной художественной ценности его живописного наследия.
Перечислить замечательные достоинства картин Боровиковского несложно. Но, возможно, эти достоинства будут еще ярче подчеркнуты, если мы пойдем от противоположного: критики, которой подвергались его творения в девятнадцатом веке. Более того, люди, не случайно упомянутые в ст. Вот вердикт величайшего критика XIX века В. В. Стасова: «Когда начался XIX век, два самых значительных русских художника XVIII века, Левицкий и Боровиковский, были еще живы. <…> Но Боровиковскому было всего 42 года, и он писал такие прекрасные портреты, как, например, Трощинский, министр Васильев, персидский Кули-хан.
Превосходно написано, но, вероятно, столь же неверно и условно, как и вся огромная масса портретов Екатерины II в образе Минервы, героически скакающей верхом на лошади, как человек, небесно исполненной благодати. Торжественная Императрица в порфире или дорожная шапка в меховой, или как знаменитый портрет Екатерины II, гуляющая по дому в будничной простоте в Царском Селе: здесь все было одинаково неправильно и придумано в главном герое: императрица была маленькой), с банальное выражение, таковы были тогда мода и привычки в искусстве: — льстите, пожалуйста, искажайте все, что случалось изображать как искусство» .
Столь суровое осуждение критики объясняется, прежде всего, совершенно иными идеологическими устремлениями новой эпохи. Но прошло время, ценность «устаревшего» искусства снова стала очевидной, и было обнаружено, что творения XVIII века вовсе не умерли, а, наоборот, приобрели некое новое «измерение» и » звук «». Более того, они сохраняют свое значение как произведения искусства, а не как свидетельства эпохи. Боровиковские залы Русского музея в Санкт-Петербурге и Третьяковская галерея в Москве — это праздник чувств и мыслей.

На Украине

Владимир Лукич Боровиковский был в форме в 1757 году. Месяц и день — 24 июля (по новому стилю — 4 августа — известны только из статьи В.П. Горленко «Владимир Лукич Боровиковский», опубликованной в «Русском архиве» (No. 6, 1891), в которой автор ссылается на информацию, полученную им от внука художника — И.И. Боровиковского.Иными словами, долгое время точная дата рождения художника была неизвестна.Место его рождения считается украинским. Миргород. Однако необходимо констатировать тот факт, что когда Академия художеств в 1867 году запросила у Полтавской духовной консистории данные о времени крещения мастера, ответ был таков: «Владимир Боровик не числился по записям о рождении все церкви Миргорода ». Однако все авторы с 1820 года (то есть при жизни художника) называют Миргород своей родиной, что, видимо, не вызвало протестов со стороны жившего тогда Боровиковского.
Н. В. Гоголь — уже в 19 веке — прославил этот город, дав это название своему сборнику рассказов. Но писатель Миргород — образ собирательный, а Боровиковский родился в очень конкретном и реальном городе — на Украине, в Полтавской губернии. Отец будущего живописца Лука Боровик, по мнению одних исследователей, был простым казаком, по другим данным — мелким помещиком. У Луки был дом в Миргороде и два небольших участка земли. Первые навыки рисования Владимир получил в семье: иконописью занимались отец и братья. Сначала мальчик помогал им в подмастерьях, поэтому стал самостоятельно делать иконы. Они стали пользоваться большим спросом у покупателей. Молодой художник тоже делал портреты, но в целом творчество Боровиковского в то время не выходило за рамки полуручного искусства.
Иконопись в Украине, так же как церковная архитектура и музыка (пение), испытала некоторое западное влияние. Пути развития этих видов искусства были схожи, и между архитектурой, росписями украинских храмов и музыкой, которая их наполняла (например, духовные концерты А.Л. Веделя), существовало необычайное гармоничное единство. В этой атмосфере формировались творческие видения юного Боровиковского (из последующих дневников художника: «.. когда я пел <…> тосковал, текли слезы…»). Судьба многих украинских творцов оказалась похожей; поэтому в Санкт-Петербурге скоро встретятся талантливейшие композиторы А.С. Бортнянский и А.Л. Ведель, а также Боровиковский.
Во второй половине восьмидесятых годов восемнадцатого века произошло важное событие, повлиявшее на все будущее художника. В 1787 году Екатерина II планировала совершить поездку в Крым через Украину, и местные власти планировали построить на ее пути несколько временных особняков. Тогдашний губернский глава киевского дворянства (до этого — глава дворянства Миргородского уезда), известный поэт В.В. Капнист, пригласил Боровиковского (явно знавшего Миргород) украсить комнаты, в которых должна была находиться императрица оставаться. История этого ордена остается до конца не изученной, и неясно, что именно и как рисовал молодой человек. По словам В.И.Григоровича, художник создал два больших панно — аллегорические композиции, воспевающие законодательную деятельность и мудрость правителя. Судя по всему, автором программы рисования был В.Б. Капнист. В.И.Григорович утверждает, что императрице понравились картины Боровиковского. Но главное, что в его свите был Н.А. Львов, что привлекло внимание к молодому живописцу и впоследствии сыграло очень важную роль в его судьбе.

Вехи творческого пути

  1. 1774 г. — поступил на военную службу в Миргородский казачий полк. В то же время он продолжает рисовать.
  2. 1780 г. — увольнение с военной службы в чине лейтенанта.
  3. 1780-1787 — Период работ по росписи интерьеров сельских церквей.
  4. 1787 г. — по приглашению поэта В. Капниста расписывает интерьеры дома в Кременчуге, где останавливалась императрица Екатерина II во время своего путешествия по югу России.
  5. 1788 г. — Переезд в Петербург по повелению императрицы. Шефство архитектора Н. Львова. Знакомство с переводчиками и поэтами И. И. Хемницером и Г. Р. Дерзавиным. Берет уроки живописи у И. В. Лампи и Д. Г. Левицкого.
  6. 1790-1792 — В.Л. Боровиковский пишет 37 картин для Борисоглебского собора в Торжке.
  7. 1793-1794 — Работа над интерьером собора Сан-Джузеппе в Могилеве.
  8. 1794 г. — Художнику присвоено звание «академик». Новаторский портрет Екатерины II был написан во время прогулки по Царскосельскому парку.
  9. 1795 г. — В.Л. Боровиковскому присвоено звание академика живописи за портрет великого князя Константина Павловича.
  10. 1797 г. — в стиле сентиментальности написан великолепный портрет Марии Лопухиной, портреты Елизаветы Темкиной и Григория Потемкина. Открытие персональной мастерской на Миллионной улице.
  11. 1800-1810 гг. — плодотворно работает над созданием групповых портретов. Пишет портреты графини А.И. Безбородко с дочерьми и А.Е. Лабзиной с ученицей.
  12. 1800-1801 — Работы над портретами князя Александра Куракина и императора Павла I.
  13. 1802 г. — Освящен в масоны ложи «Умирающий сфинкс», учителем которой был русский философ и писатель А.Ф. Лабзин. Примите участие в росписи интерьера Михайловского замка.
  14. в 1803 году известный художник был избран членом Совета Академии художеств.
  15. 1804-1820 гг. — Участвует в убранстве интерьера Казанского собора. В.Л. Боровиковский написал иконы евангелистов, Богородицы, архангела Гавриила.
  16. 1819 г. — Е. Ф. Татаринова «Союз братства» входит в мистический круг основателя общества «духовных христиан».
  17. 1820-1825 — Пишет картины «Бог-Отец, созерцающий мертвого Христа», «Богоматерь и Младенец в сонме ангелов». Последняя незавершенная работа — иконостас церкви Смоленского кладбища.
  18. 1825 г., 6 апреля — День смерти художника. Захоронение В.Л. Боровиковского произошло на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. В 1931 году прах художника был перенесен в Александро-Невскую лавру.

В.С. Боровиковский. Портрет И.С.Бугаевского-Благодарного (1825)

В.С. Боровиковский. Портрет И.С.Бугаевского-Благодарного (1825)

Вклад в русское искусство живописи

Творческое наследие В.Л. Боровиковского очень разнообразно. Писал монументальные парадные и семейные портреты, украшал иконостасы, расписывал стены соборов и церквей. Придерживаясь основы сентиментального стиля в живописи, художник иногда использовал в своих работах приемы классицизма и ампира.

Портрет Павла I (1800 г.)

Портрет Павла I (1800 г.)

Портрет В.Л. Боровиковского — апогей в развитии классического русского портрета. Отличительная черта его картин — эмоциональность и лиризм изображений, изображенных на картинах.

В его полотнах на первый план выходит человек, а не окружающая его природа или интерьер здания. В более поздних работах художника его стиль эволюционирует в сторону рациональности и теряет первоначальную чувствительность.

Портрет Ф.А. Боровского (1799г.)

Портрет Ф.А. Боровского (1799г.)

Работы В.Л. Боровиковского хранятся в крупнейших художественных музеях России, Беларуси и Украины. Его полотна:

  • Третьяковская галерея на Крымском Валу.
  • Музей украинского искусства в Киеве.
  • В.А. Музейная тропа в Москве.
  • Русский музей.
  • Государственный Эрмитаж.
  • Киевский национальный музей русского искусства.
  • Национальный художественный музей Республики Беларусь.

На арт-аукционах работы В.Л. Боровиковского появляются нечасто и высоко ценятся. В 2014 году аукционный дом Christie’s продал «Портрет княгини Кушелевой с детьми» почти за 3 миллиона фунтов стерлингов, а картина «Портрет князя П.В. Лопухина» ушла с молотка за 2,15 миллиона фунтов стерлингов. £.

Творческое наследие В.Л. Боровиковского давно находится в центре внимания искусствоведов. В 1975 году Т.В. Алексеева завершила фундаментальный труд «Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX веков». В новом веке вышло много других книг о творчестве художника: И.Б. Чижова «Судьба придворного художника. В.Л. Боровиковский в Санкт-Петербурге »(2001) и И.А. Лейтес« Владимир Боровиковский »(2010).

Смерть

Причиной смерти артиста стал инфаркт миокарда. Владимир Боровиковский скончался в апреле 1825 года в Петербурге.

Могила Владимира Боровиковского

Могилу организовали на Смоленском кладбище, но в 1931 году останки снова захоронили. Их перевели в Александро-Невскую Лавру. Надгробие, установленное на могиле сразу после смерти, использовалось как памятник: гранитный саркофаг, украшенный львиными лапами.

Мужской портрет

Екатерининское дворянство привлекало живописца неординарным умом.

боровиковский художник Владимир Лукич
Дмитрий Прокофьевич Трощинский происходил из самой простой семьи служащего. Учился в Киевской духовной академии и со временем стал статс-секретарем Екатерины Великой. Со всеми орденами и знаками отличия, подогретыми славой суворовских походов, художник смело изобразил его. Его суровое и энергичное лицо написано с большим реализмом.

Лирическое произведение

Семь лет жизни прошли в столице и перед нами зрелый Боровиковский. Художник создает лирическую поэму. Нет, пожалуй, элегия Марии Ивановны Лопухиной, где молодая женщина и природа сольются в единое целое.

биография художника Боровиковского
Ее поза полностью расслаблена, но в то же время изысканна и изящна. Гармонию создает вся структура портрета: линии мелодичны и плавны, положение руки повторяет форму ветки дерева над молодой женщиной. Цвет поражает бледно-голубыми и перламутровыми оттенками, игрой света и тени. Еще немного — и заиграют волшебные звуки музыки. Спустя сто лет Яков Полонский посвятит портретам строки, полные сантиментов. Да, вслед за поэтом, допустим, эту красоту спас В.Л. Боровиковский. Артистка показала не только свою несравненную красоту, но и личные стороны своего характера.

Первые портреты

Боровиковский пишет легко. Художник середины 90-х тяготеет к идиллическим образам. Такова Е.Н. Арсеньев.

художник Боровиковский
Юная «Смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас, изображая из себя пастушку. В руке он держит символ богини любви — яблоко. Краска блестит, перламутром перламутром, свежее молодое лицо светится радостью, курносый нос дерзко вздернут. Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. «Сияющая молодость» написана Боровиковским. Художник показал легкий и веселый характер своей юности.

В своей мастерской

Уезжая из России, учитель Боровиковского И.Б. Лампи передает ему свою лабораторию. Художник будет там жить и работать, покинув львовский дом. Он уже разработал свою собственную технику, которую будет совершенствовать до конца своих дней, передавая свои навыки своим ученикам. А самым любимым его человеком был А.Г. Венецианов, которого заберут с работы в собственном имении и он будет рисовать своих крестьян. Но это после, после.

Детство и юность

Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля (4 августа 1757 года) в украинском городе Миргороде. Сын бедного дворянина был солдатом и закончил карьеру в звании лейтенанта, после чего поселился в родном городе. Родители и братья Боровиковского Василий и Иван любили искусство и работали над созданием икон для местных церквей. Владимир тоже нашел в этом свое предназначение. Но душа юноши была больше сосредоточена на создании портретов. В них отразились сентиментальные тенденции, актуальные для украинского искусства тех лет.

Картина Владимира Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

Начинающему артисту помогла авария. В 1787 году императрица Екатерина II посетила свой родной город. На юг он ехал через Миргород. Губернский глава знати Василий Капнист заказал Боровиковскому 2 панно для путевого дворца, где правитель соизволил остановиться.

На изображениях изображены аллегорические сцены, героями которых были общение императрицы с греческими мудрецами и Петр I в образе пахаря и его последователь в роли сеятеля. Екатерина оценила талант автора и приказала ему поехать учиться в Петербург. Художник-самоучка не был принят в Академию художеств по возрасту. Затем он начал брать уроки у придворного живописца австрийца Иоганна Лампи и академика Дмитрия Левицкого.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны»

Талант к изобразительному искусству и удача позволили художнику сбыться. У Боровиковского появились покровители. Скромный автор сделал множество портретов по заказу высокопоставленных заказчиков. Он жил в доме Николая Львова, архитектора и поэта, покровительствовавшего ему. Львов стал проводником Боровиковского по культурной жизни столицы, помогая выработать его неповторимый стиль, в котором не было места копированию и подражанию.

В 1798 году наставник художника Лампи уехал в Австрию, оставив своему ученику мастерскую, расположенную на Миллионной улице. В нем художник создал большинство работ.

Картины живописца

В своих работах художник Боровиковский повторяет приемы, почерк узнаваем, картины похожи друг на друга. Художник любит своих героев, они тронуты им, он видит их добрыми и красивыми во всем своем характере, но в то же время они конкретны и реалистичны. Об этом свидетельствуют парадные портреты Павла (1800 г.) и А.Б. Куракина (1801 г).

Некоторые известные портреты художника:

  • Лопучина 1797 ;
  • Нарышкина 1799 ;
  • Император Павел I 1800 г ;
  • Арсеньева 1796 ;
  • Императрица Екатерина II в 1794 году ;
  • князь Г.С. Волконский.

На одной из самых проникновенных картин художника были изображены играющие на музыке сестры Гагарины, принадлежавшие к богатейшей семье. Одна девушка играет на гитаре, а другая держит ноты. Всего у художника было: 98 работ в стиле рококо и 10 в стиле неоклассицизма.

Личная жизнь

Биография Владимира Боровиковского была настолько тесно связана с тем, что он любил, что не касалась его личной жизни. Мужчина всегда был один и после потери интереса со стороны общества стал совершенно асоциальным. Поиски себя в мистике успеха не принесли, и автор, войдя в представление религиозной тематики, все время проводил в студии.

Алексей Венецианов

У артиста не было ни жены, ни детей. Он написал родственникам в Украину, что его компания состоит из повара и студентов, которых он укрыл в своей квартире. Одним из молодых людей был Алексей Венецианов, впоследствии ставший известным артистом.

Постепенно в душе Боровиковского нарастал разлад, подогретый одиночеством и забвением публики. Он пристрастился к выпивке. Живописцу, как щедрому человеку, не повезло, хотя даже в годы невостребованности он умудрялся хорошо зарабатывать. Окружающие были поражены его щедростью. Пакеты с подарками регулярно отправлялись домой, бедняки толпились вокруг его квартиры по субботам и регулярно получали милостыню.

Творчество

В 1794 году, благодаря знакомству с приближенными к двору дворянами, Боровиковскому выпала честь написать портрет императрицы. Так появилась картина «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». На изображении императрица была изображена в камерной обстановке и в скромной снисходительной манере. Величественная фигура выглядела одновременно простой и элегантной. За свои работы в 1795 году художник был удостоен звания академика.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет Павла I»

Слухи о нем передавались из уст в уста, и художник стал пользоваться большим спросом. Трудолюбивый автор получил множество заказов от сановников. Он писал портреты женщин и мужчин, предлагая типичное композиционное решение, но тонко работая, чтобы передать характеры персонажей. Будучи левшой, Боровиковский писал иначе, чем правша, но описания техники не оставил.

Этот человек быстро прославился и к 1802 году уже стал членом совета Академии художеств.Хотя придворным мастером он не стал, в светском обществе художник пользовался благосклонностью авторитарных деятелей. Мода на него зародилась в обществе. Героинями произведений стали императрица Мария Федоровна, Павел I и их дети, авторские кисти принадлежат «Портрету Марии Лопухиной», «Портрету Елены Нарышкиной». В изображении женщин художнику удалось передать изумление, поэтику тонкой натуры и спеть трогательный образ.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет Марии Лопухиной»

Творчество Боровиковского было многогранным. Он пишет монументальные портреты и миниатюры, выходя за рамки сентиментальности и охватывая тенденции смены эпох в изобразительном искусстве. В произведениях этих лет присутствовали черты классицизма и ампира. Церемониальные изображения были оценены высокопоставленными чиновниками. Дипломат Александр Куракин подарил 700 рублей за «Портрет князя Куракина». Не меньше платили советник Дмитрий Трощинский и князь Муртаза Кули-Хан.

Владимира Боровиковского пригласили работать над проектом Казанского собора, который длился до 1811 года. Художник оказался в центре придворных интриг, поэтому на момент награждения за его работу его имя не значилось в списке передний план. За многолетнюю работу он получил кольцо с бриллиантом, а другие были подарены более щедро. Так начался упадок известности художника.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет князя Куракина»

Мода быстро менялась, дворяне открывали для себя новые имена. Мастерство Боровиковского осталось неизменным, но к нему все меньше подходили, и автор перестал участвовать в судебных мероприятиях. Он больше не писал портретов. Теперь художник был занят религиозной живописью и увлечением мистикой.

Интересный факт: Боровиковский был членом масонской ложи умирающего сфинкса под руководством Александра Лабзина. Ее наставник Левицкий тоже был в родстве с ней. Спустя несколько лет артист покинул кружок, но позже перешел в труппу «Духовный союз» Екатерины Татариновой.

Картина Владимира Боровиковского «Рождество Христово»

В творчестве автора проведена черта в традиции портретного направления. Лиричность и эмоциональность портретов художника — отличительная черта его манеры, определившая эпоху живописи XIX века. Его работы были более чувственными, чем у его предшественников. Фигуры, изображенные на лоне природы, стали первичными по отношению к описываемому очарованию пейзажа.

Свет на картинах оказался рассеянным, а над персонажами нависла аура таинственности и загадочности. Женские драгоценности и драгоценности всегда сверкали, фактура тканей передавала богатство атласа и бархата, но цвета были приглушенными и незаметными, что приглушало роскошь одежды. Используя знакомые и традиционные приемы по-своему, со временем Боровиковский начал писать менее поэтично. В его произведениях появился ранее необычный рационализм.

Г. Р. Державин

Художник дважды писал Гавриилу Романовичу Державину. Впервые поэт занимал государственную должность и был полон энергии, достаточной как для губернаторской работы в Карелии, так и для поэзии. Второй раз — мудрый человек, уже ушедший от дел государства, мужчина средних лет. Этот портрет кажется более интересным. В нем нет туалета. Письменный стол и все, что сопровождает такую ​​работу.

державин
В алой парадной форме с орденами Александра Невского, Владимира, Анны и Иоанна Иерусалимского (командирский крест), улыбаясь нежно и спокойно, смотрит на нас выдающийся русский поэт. Он многое увидел, узнал и все рассказал людям. Осень жизни наступила. И поэт встречает ее достойно, и скоро увидит ее молодого преемника, который объездит всю русскую литературу и будет счастлив с ним познакомиться. Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета. Достойная старость.

Северная столица

Первые десять лет Владимир Лукич по рекомендации проведет в гостеприимном и шумном доме архитектора Н.А. Львовского Собирает культурный колорит столицы. Со Львовом он испытал новое направление в литературе: сентиментальность. Здесь читают «Письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, слушают новые стихи Капниста, читают чуткие стихи поэта Дмитриева, здесь Г. Державин, а также художника Д. Левицкого, который становится художником первый мастер-новичок в столице. Боровиковский все жадно поглощает. Художник берет уроки в мастерской И.Б. Грумосо. Среди первых работ можно выделить портрет О.К. Филипповой.

картины художника боровиковского
Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. Художник нарисовал его в утренней белой ванной на фоне сада с розой в руке. Это не претенциозно. Он не флиртует, а просто спокойно и приветливо смотрит на зрителя большими миндалевидными глазами. Девушка добрая и мечтательная.

Читайте также: Жан-Мишель Баския: работы художника

Оцените статью
Блог про картины