Картина «Девочка с персиками»: Валентин Серов

Описание картины «Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)»

Анатомия шедевра: Девушка с персиками
Лето 1887 года — отдельный элемент творческой биографии Валентина Серова. Вернувшись из Италии, он неожиданно взорвался портретом «Девушка с персиками», который сразу же перевел его из разряда «многообещающих» и «многообещающих» в разряд признанного мастера. 22-летнему художнику удалось найти то, что делало вчерашние работы его учителей «безжизненными образами» рядом с «Девушкой» (как однажды сказал Михаил Нестеров). Это была интуитивная интуиция, состояние «творческого опьянения», о котором сам Серов сказал: «Время от времени нужно: нет, нет, но немножко, и ты с ума сойдешь. Иначе ничего не будет».

1. Девочка

Модель Серова — Вера Мамонтова, дочь Саввы Ивановича Мамонтова, предпринимателя, коллекционера и мецената. Ей 12 лет. Он предпочел бы играть со своими сверстниками на улице. Но вместо этого он терпеливо позировал больше месяца. Они с Антоном (как в Абрамцево — имение Мамонтовых — называют Валентином Серовым) дружат. Кроме того, артиста подкупили: он пообещал Вере кататься с ней на лошади столько, сколько она захочет. Катание на лошадях должно было быть санкционировано моей мамой — Елизаветой Григорьевной Мамонтовой, Серова, как честного человека, разрешили «устранить». Портрет предназначался Елизавете Григорьевне в подарок, и сюрприз был испорчен. Однако об этом никто не пожалел.
Маленькая Вера — идеальная модель. Он обладает бессознательной уверенностью, красотой и естественностью, которые возможны только в 12 лет. Естественность в том, как она одета, в волосах, в глазах, в позе. Неслучайно тринадцать лет спустя Серов усадит Николая II в ту же позу, что придаст работе необычайную живость для традиционного парадного портрета.

Анна Павлова в балете «Сильфиды»

Валентин Серов создал плакат к «Русским сезонам» Сергея Дягилева в 1909 году. Это были первые балетные сезоны, Дягилев ставил «Сильфиды» в столице. Анна Павлова на тот момент уже была известной танцовщицей, и плакат с ее изображением стал не менее известным произведением: его расклеили по всему Парижу. Участник «Русских сезонов» Лаврентий Новиков вспоминал: «Серовский портрет Павловой вызвал больше откликов в прессе, чем сама Павлова».

Танцовщица позировала артисту 11 сеансов. Ему пришлось застыть в одном положении, чтобы уловить движение. В результате Серов написал Павлову всего несколькими мазками — в натуральную величину, мелом на холсте, покрытом синей краской. Световой дизайн олицетворял легендарную виртуозную технику танцовщицы, с которой она «порхала» на театральных подмостках. Современники сравнивали Павлову с пером и облаком, танцующим осенним листом и даже языками огня.

… Как завораживающе, как благородно выглядел этот огромный синий лист с изображением «Жизели», порхающей среди шумных объявлений выставок на парижских улицах. Как мне сейчас напоминает весна прошлого года, наши «триумфы», как реакция на благородный успех русского искусства в мировой столице.
Алессандро Бенуа

Судьба Веры Мамонтовой

Однако картина «Девушка с персиками» была далеко не последней работой, в которой появился образ Веры Мамонтовой. Сам Виктор Васнецов, автор знаменитой «Аленушки», признался, что, создавая лицо героини на своем полотне, он вспомнил темное сияние глаз Веры. Также девушку можно увидеть на картине Врубеля «Тамара в гробу».

Увы, судьбу «Девочки с персиками» нельзя назвать счастливой. Выйдя замуж, она родила троих детей, но младший сын умер в раннем возрасте. Сама Вера Мамонтова умерла от транзиторной пневмонии в возрасте 32 лет. О необычайной — скучной, но привлекательной — красоте этой девушки можно судить только по сохранившимся картинам известных художников, которых вдохновила ее внешность.

Больше, чем портрет

Словом, когда молодой Валентин Александрович, возвращаясь из Италии, приехал в Абрамцево, можно было сказать, что он здесь уже был ее мужчиной.

Хозяин встретил его радостно и приветливо. Слушала творческие планы: «Пишите так, как я вижу, забывая все, чему учили. И, конечно, писать в основном портрет, а не пейзаж».

— Пока найдешь тему для картины, нарисуй Верушу, — шутливо предложил Савва Иванович.

— Возможно? — спросил молодой художник.

0_5925f_95d5066f_XL
Вера Мамонтова в домашней комедии в образе Джузеппе (1880). Фото с сайта podmoskovnye.ru

Потом появилась сама Вера. Игорь Грабарь писал: «Он был невероятно очарован видом старшей дочери Мамонтова, Веруши, которую он давно не видел. Она расцвела и настолько похорошела, что он почти не узнал ее. С черными глазами, румянцем по всей щеке, с прядью густых каштановых волос на голове, она выглядела старше своих лет, почти молодая женщина, хотя ей не было двенадцати.

Серов сразу решил написать — в том же платье, в котором видел — в розовой кофточке, с черным бантом…

Сидя в столовой Абрамцево лицом к своей модели, Серов не был уверен, сможет ли он выразить то, что он имел в виду, в своей картине. Потому что он задумал не просто портрет, а портрет-образ — как бы ни восхищалась сама натурщица, светлые детские глаза прекрасной русской девушки и весь ее очаровательный образ.

abramcevo_elizaveta_mamontova_veranda
Вера Мамонтова (третья слева) на веранде усадьбы Абрамцево (1892 г.). Фото с сайта hotkovo.net.ru

Валентин Серов и Вера Мамонтова виделись далеко не в первый раз. Первый визит к матери был далеко не единственным, Валентин часто бывал в Абрамцево, долго жил здесь и чувствовал себя почти как дома. Дети вместе ходили в лес, катались на лошадях, бегали, плавали в лодке. Только тогда они были детьми, а сейчас в Абрамцево приехал уже сформировавшийся молодой человек, который подобрал иностранного поляка. И Вера Саввишна вступила в эпоху, когда девочек интересуют не только куклы.

0_59256_40a7dbf6_XL
Вера Мамонтова в лесу возле усадьбы. Фото с сайта podmoskovnye.ru

Неудивительно, что у девушки появилось первое, самое яркое, безупречное чувство по отношению к Серову. Иначе как объяснить, что от природы она полнейшая неугомонность, она сидела почти два месяца и несколько часов подряд позировала Серову. И она смотрела на него этими огромными восторженными карими глазами, теперь известными всему миру.

Вера была счастлива. Валентино, впрочем, тоже. Он, конечно, ничего не увидел в своей модели, кроме живого и красивого малыша, но его план сбылся. Серов писал: «Я искал только свежести, той особой свежести, которая всегда чувствуется в природе и не видна на фотографиях. Я писал больше месяца и замучал ее, бедную, до смерти, очень хотел сохранить свежесть картины в полной полноте — как старые мастера».

Первоначальное название картины было скромным: «Портрет В.М.». Но уже упомянутый Игорь Грабарь, увидев изображение на одной из выставок 1889 года, восторженно воскликнул: «Девушка с персиками!»

Так и пошло. Действительно, эта картина была намного больше, чем просто портрет. Сам Серов, фу, проговорился: «Моего Верушу портретом не назовешь».

Контекст

«Я писал больше месяца и замучал ее, бедную, до смерти, — вспоминал Серов, — мне очень хотелось сохранить свежесть картины до максимальной полноты, как у старых мастеров». Незадолго до начала работы над картиной «Девушка с персиками» художник вернулся из поездки в Италию. Его поразили работы мастеров эпохи Возрождения, поразил сам город, его мощь, атмосфера. Приехав в Россию, 22-летний художник был настроен писать только стоящие вещи. И самый первый образ стал олицетворением этого желания.

2.jpg
Вера Мамонтова. (Pinterest)

Веру Мамонтову называли «богиней Абрамцево». Его написал не только Серов, но и Васнецов. Считается также, что Врубель передал ее характеристики Тамаре в иллюстрациях к «Демону», «Снегурочке» и «Египтянину». В 27 лет вышла замуж за губернского главы московского дворянства Александра Самарина, у них родилось трое детей. В 32 года Вера Саввишна заболела воспалением легких и умерла. В 1920-е гг. Самарин был сослан в лагерь, с ним поехала его дочь Лиза. В 1932 году он умер в ГУЛАГе.

Портрет Николая II

Валентино Серов. Портрет Николая II. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва

К концу XIX века Валентин Серов стал известным и модным петербургским художником. Заказчики портретов подписались на него в очереди. Среди них были члены императорской семьи: Серов писал великих князей Михаила Александровича и Павла Александровича, императоров Александра III и Николая II.

В 1900 году художник завершил домашний портрет Николая II, царь хотел передать его императрице Александре Федоровне. Серов написал полотно всего за два сеанса. Сначала работа шла плохо, и живописец не мог сделать удачный эскиз. Потом уставший Николай сел за стол: этот момент «схватил» Валентин Серов. Он сразу сделал копию картины, потому что императрице портрет не понравился: она была в комнате во время сеансов и давала советы художнику. В какой-то момент Серов предложил Александре Федоровне самой закончить фото. Он ушел, а художник продолжил работать.

Парадные портреты знати той эпохи были полны роскошных атрибутов: нарядной одежды, знаков различия, торжественного интерьера. Николай изображен в повседневной одежде — куртке лейб-гвардии Преображенского полка. Портрет имеет вид эскиза: он написан крупными мазками, цветовые переходы грубые, фигура императора обведена контуром, условно обозначен фон — темно-серая поверхность. Это была идея Валентина Серова: изобразить не величественный образ небесного императора, а человека, обладающего обычными, «земными качествами.

«Похищение Европы»

 

В 1907 году Валентин Серов вместе со Львом Бакстом уехал в Грецию. Художники посетили остров Крит, изучили фрагменты древнего Кносского дворца и его фрески. Серов придумал создать холст на древней фактуре и выбрал греческий миф о том, как Зевс похитил дочь финикийского царя Европы, а затем увез ее на Крит и женился на ней.

Первые эскизы будущего полотна художник создал в Греции: рисовал быков, несущих колесницы. Однако натуру героям полотна пришлось искать долго — в Испании, Италии и Франции, куда позже побывал Серов. В итальянской деревне Орвиетто живописец нашел мощного быка, в парижской мастерской художника Николая Досекина — натурщицу, а из Биарицзы привез зарисовки с изображением морских волн.

Серов закончил картину в 1910 году. Он несколько раз переписывал ее, дорабатывая композицию и подбирая цвета. Декоративное панно создано в стиле модернизм: минимум деталей, схематичное изображение, цветовые контрасты без тонких переходов. Художник выбрал для полотна оттенки коричневого и синего — в сочетании с черным это классическая гамма древнегреческих фресок.

2. Персики

Персики на столе местные, из теплицы Мамонтова. Деревья для нее купили в имении Артемово 16 лет назад. За ними ухаживал садовник Артемовск, которого Мамонтовы пригласили к себе домой. Это обычная история для имения Абрамцево: побывав однажды в этом гостеприимном доме, многие остались надолго или возвращались сюда снова и снова.

3. Окно

Окно, за которым бушует Абрамцевский Август своими садами, аллеями, рекой, лодками, собаками и лошадьми, — это безмолвный упрек художнику, который весь день мучил ребенка — теплые и восхитительно теплые солнечные дни. Однако это еще не все.
Поместив источник света за спину модели, Серов добился удивительного эффекта легкости и свежести. Солнце, просачивающееся сквозь листву, отражается на скатерти и блузке героини, окрашивает пространство розовым и золотым. Теплый и нежный колорит, нетипичный для русской живописи тех лет, мягкий отраженный свет, обилие воздуха — все это было характерно для импрессионистов (о которых Серов мало знал в 1887 году). Увидев «Девушку с персиками», друзья и коллеги не раз высказывали мысль, что если бы Серов написал эту картину не в Абрамцево, а в Париже, на следующее утро он проснулся бы знаменитостью.

4. Дверной проем или часть стула

Еще одна деталь, которая раскрывает в юном Серове интуитивного импрессиониста, — это некое бессистемное перетекание композиции. Дверь справа от героини, вырезанная из рамы половинка стула — «рама» как бы разорвана наугад, это кусок реальности — не постановочный и непринужденный. Как хорошо заметил искусствовед Марк Копшицер, «стул, часть которого находится на холсте, продолжается за пределами картины и составляет начало великого мира, который еще не появился на холсте, где есть стулья, столы и прочее персики и другие девушки «. То, что «импрессионисты по убеждению» сделали нарочно, Серов создал из прихоти: ему было всего 22 года, когда он подумал о том, что позже будет называться «обратной композицией». Его рука руководствовалась не знанием, а вдохновением.

«Выезд Екатерины II на соколиную охоту»

В 1900 году Валентин Серов вместе с другими членами художественного объединения «Мир искусства» иллюстрировал издание «Великий князь, царь и императорская охота в России». Это был третий том, в нем рассказывалось о ритуалах конца 17 — начала 18 века. Серов сделал иллюстрации, посвященные Петру I, Петру II и наследной принцессе Елизавете Петровне, а также Екатерине II.

В своих рисунках художник использовал разные техники и подходы. Сцена охоты Петра II полна динамики: бегут лошади, бегает борзая, на заднем плане парит стая птиц. Головокружительной гонке уравновешивают только фигуры крестьян, почтительно мороженого. Художник выделил множество мелких деталей: детали туалета и богатое убранство лошадей, церковь на заднем плане и даже вьющиеся волосы собаки. А вот иллюстрация «Отъезд Екатерины на соколиную охоту» более спокойна, царское охотничье шествие исполнено величия. Серов нарисовал его широкими плавными мазками, оставил много воздуха и передал атмосферу раннего вечера, когда только начинало темнеть. Он не уделял особого внимания элементам царской одежды и конской сбруи. Это не азартные игры, а просто ритуальная прогулка для престарелой императрицы.

5. Стол

Стол, за которым сидит Вера, — сердце усадьбы Абрамцево: здесь обедали Мамонтовы и их многочисленные постоянные гости. Раньше, когда усадьба принадлежала писателю Сергею Аксакову, здесь бывали Тургенев и Гоголь, при Мамонтовых традиция продолжилась: Абрамцево стало вторым домом для Валентина Серова и Михаила Врубеля, здесь часто бывали Илья Репин, Федор Шаляпин и многие другие. Со временем сложилась традиция: художники, дружившие с Мамонтовыми, расписывались на скатерти мелом, а Вера вышивала картины, увековечивая уникальную коллекцию автографов. На картине Серова скатерть все еще белая. Либо заезжие знаменитости стали расписываться на скатертях позже, либо художник не захотел перегружать свой воздушный шедевр ненужными пестрыми вариациями.

6. Листья

Серов начал работу над картиной в августе и закончил в сентябре. Желтые кленовые листья на столе придают текстуре нотку меланхолии. Это напоминает нам о том, что ни лето, ни детство, к сожалению, не вечны.

Уникальность «Девочки с персиками»

Но вернемся к самому известному образу Веры Мамонтовой. Серов не только реалистично, но и мастерски передал характер Веры. Посмотрите на зрителя, и в его глазах загорится озорный свет. Кроме того, живой характер девушки просматривается в складке ее губ.

Похоже, он собирается рассмеяться. В его позе и выражении лица нет ни намека на напряжение. Конечно, сегодня, в век фотографии, это мало кого может удивить. Но представьте: картина «Девушка с персиками» писалась больше месяца, а это значит, что и Серову, и Вере пришлось проявить незаурядное мастерство художника и натурщицы. Создается впечатление, что запечатленный момент запечатлен перед нами — и в этом гениальность работы мастера.

Иллюстрация М.А. Врубеля к поэме М.Ю. Лермонтов
Иллюстрация М.А. Врубеля к поэме М.Ю. Лермонтов «Демон», 1890-1891 гг

На заднем плане за окном видны зеленые деревья. Это часть Абрамцевского парка, а именно Гоголевская аллея, по которой любил гулять Николай Васильевич. У персиков, разложенных на столе перед Верой, тоже есть своя история. Савва Мамонтов купил персиковые деревья в 1871 году в соседних владениях. С тех пор в теплице Абрамцево выращивают сочные и вкусные плоды.

Также в комнате можно увидеть деревянную фигурку солдата. Мамонтов купил ее в Троице-Сергиевой лавре. Примечательно, что изначально деревянный гренадер не расписывался, а росписью занимался сам Серов. Возможно, поэтому художник решил добавить это свое «творение» в композицию картины.

Валентин Александрович Серов, академик живописи / © К.А. Фишер
Валентин Александрович Серов, академик живописи / © К.А. Фишер

7. Тарелка

Знаменитые абрамцевские мастерские славились своей декоративной керамикой, в том числе майоликой. Врубель особенно преуспел в этом бизнесе, который когда-то отвечал за местное производство. Впрочем, Врубель познакомится с Мамонтовым только через два года, так что никакого отношения к этому блюду он не имеет.

8. Гренадер

Игрушечный солдатик (за правым плечом Веры) был приобретен Саввой Мамонтовым в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Гренадер был изготовлен из некрашеного дерева, расписан Валентином Серовым. Это важная деталь. Все в этом доме было ему знакомо и дорого. Впервые побывав у Мамонтовых в 10-летнем возрасте, Серов сразу влюбился в Абрамцево. Он любил Савву Ивановича и Елизавету Григорьевну как отец и мать. Их дети были его друзьями, здесь он провел лучшие годы своего детства. Только в доме, где он знал каждый гвоздь взгляда, в окружении только людей, которых он считал своей семьей, Серов мог написать такой беззаботный и солнечный портрет.

На одной из самых «наградных» картин Серова изображена его двоюродная сестра Мария Симонович. Художник написал ее в усадьбе Домотканово, в старинном саду под липами. Он попросил своего кузена вспоминать приятные вещи во время сеансов, сидеть спокойно и сохранять то же выражение лица.

Это полотно также является одним из произведений импрессиониста Валентина Серова. Художник задумал написать ее в саду, где свет и тень создают игру красок. Мелирование он прорабатывал небольшими цветными мазками — видно, как художник «подобрал» светлую кофточку Марии Симонович из разных оттенков. Павел Третьяков купил картину практически сразу за большие деньги, и на первой выставке на ней уже висела вывеска «Собственность Третьякова».

Когда мы подошли к комнате, где она висела, и остановились у «Девочки на солнышке», он долго стоял перед ней, пристально глядя на нее, не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал не столько мне, сколько пространству: «Я написал эту вещь, а потом всю жизнь, как ни опухло, ничего не вышло: вот я весь измучился…»
Искусствовед Игорь Грабарь, из монографии «Валентин Серов»

Читайте также: Актриса Валентина Серова: биография, фото, личная жизнь, фильмы

 

Оцените статью
Блог про картины