- Юность Поля Гогена
- Особенности творчества Гогена
- 7. Отверженные (1888)
- 3. Бретонские женщины крестьянки (1886)
- Вайраумати (1897)
- 2. Радость (1892)
- «Больше никогда» (1897)
- «День божества» (1894 г.)
- 4. Видение после проповеди (1888)
- 9. Под манговыми деревьями на Мартинике (1887)
- Затишье перед бурей
- 8. А, ты ревнуешь? (1892)
- Бретонская деревня под снегом (1894)
- А ты ревнуешь? (1892)
- Путь в самостоятельную жизнь
- Цветы и кошки (1899)
- В шаге от бессмертия
- «Когда же замуж?» (1892)
- 5. Груши и виноград (1872)
- 6. День Божества (1894)
Юность Поля Гогена
Знаменитый художник родился в Париже 7 июня 1848 года. Его мать, Алина Мария, происходила из богатой семьи, уходящей корнями в Перу. Его отец, Хлодвиг Гоген, работал журналистом в политотделе, был сторонником республиканских убеждений.
1849 год был не лучшим годом для семьи. Из-за неудавшегося переворота против монархии Хлодвиг опасался, что его жизнь в опасности, поэтому он и его семья решили покинуть Францию. Они поспешили в Перу, к родственникам его жены, где отец Пола мог найти убежище и позаботиться о своей политической газете. К сожалению, эти планы не могут быть реализованы. По пути в Южную Америку отец Гогена покинул этот мир, предполагается, что причиной стала сердечная недостаточность.
До семи лет будущий художник рос в семье родственников. Где беззаботная жизнь, полная экзотики, отпечаталась на художнике долгие годы. Здесь пробудилась любовь к тропикам и желание путешествовать. Когда мальчику было семь лет, он и его мать были вынуждены вернуться во Францию, где их дядя по отцовской линии оставил им наследство. Они поселились в Орлеане, где начался новый этап в жизни молодого человека.
Молодой человек был способным учеником и быстро овладел французским языком. Он также хорошо учился в других науках. Мать Гогена, Алин, в 1861 году сумела открыть свой небольшой бизнес: швейную мастерскую в Париже. Тем временем опытный Павел готовился к поступлению в военно-морское училище. Молодой человек провалился, не выдержал конкуренции, поэтому решил перейти на другую сторону, устроившись подмастерьем летчика.
Особенности творчества Гогена
состоят из множества стилей и приемов их воплощения в творчестве художника.
«Настурции и георгины в корзине» 1884 г
Начало карьеры Гогена было связано с импрессионизмом. Но максималистский характер художника со временем вступил в противоречие с европейской умеренностью и чрезмерной цивилизованностью, по его мнению, этого художественного направления.
Гоген стремился отойти от цивилизации и обрести ощущение рая на земле не образно, а буквально. Одной из особенностей творчества Гогена было создание в его работах новой реальности, в которой цвет играл главную роль. Часто художник сознательно избегал изображения теней, сыгравших значительную роль в творчестве импрессионистов. Художник выразил свои мысли через цвет, четко очерченные фигуры и сдержанную композицию.
«Спящий Хлодвиг» 1884 г
Картина Гогена «Clovis dormiente» выполнена им в импрессионистической манере, о чем свидетельствует живописная техника. Но уже в этой картине мы видим насыщенные цвета, которые конфликтуют с образом спящего сына художника и создают чувство тревоги.
«Натюрморт со щенками» 1888 г
В «Натюрморт с щенками» Гоген намеренно нарушает пропорции. Щенки, несмотря на то, что они находятся на заднем плане фото, все же выглядят слишком маленькими по сравнению с фруктами и посудой. На фото практически нет теней. В целом полотно оставляет впечатление детской непосредственности и даже наивности.
«Предки Техаманы (Мерхай Метуа Но Техамана)» 1893 г
Некоторые работы Гогена посвящены его таитянской жене Тегуре. Гоген написал картину «Предки Техаманы» по памяти, когда был во Франции. Здесь художник воплотил образ Евы, еще не изгнанной из Эдема, для него тесно связанный с воспоминаниями о существовании на божественных островах Полинезии.
«Чудотворный источник (неф Моэ)» 1894 г
Для картины «Чудотворный источник» характерны сонные переходы цветов, множество оттенков красного, некоторая загадка и даже загадка. Например, что на горизонте: возвышающаяся гора или корзина с фруктами, одну из которых поднесла к его губам женщина, сидящая на переднем плане?
Особенностью творчества Гогена является его страсть к культуре народов, далеких от цивилизации.
«Две бретонки у моря» 1889
Именно это хобби привело Гогена в Бретань, которая в 1888 году была удаленной французской провинцией. К этому периоду относится картина «Два бретонца у моря», в которой ярко прослеживаются черты первобытного искусства.
«Рынок» 1892 г
Привлекая своими работами внимание к первобытному искусству, Гоген стал настоящим пионером в этом направлении. Это искусство стало модным в Европе только в начале 20 века, когда им заинтересовались Матисс и Пикассо и начали активно его продвигать. Гогена всегда привлекало искусство Древнего Египта. Влияние египетских фресок ясно видно в его картине «Рынок». А полотно «Варварские легенды» — зримое воплощение таитянских легенд.
«Варварские легенды» 1902 г
Работы Гогена позднего периода его творчества представляют собой нечто среднее между абстрактной живописью и натурализмом. Гоген всегда с удовольствием рисовал с натуры, но стремление создавать декоративные и даже абстрактные стилизованные формы и изображения в нем сильно развито. Это еще одна особенность творчества Гогена. Формированию этой черты способствовало то, что в свое время Гоген сильно увлекся японской графикой. Единообразие линий, цвета и формы, воспринимаемое почти как музыкальные звуки, характерно для японских графических изображений. Водные картины Гогена лучше всего иллюстрируют страсть этого художника.
«Ванная» 1892 г
Фон полотна «Купаться» — изящно нарисованная волна, увенчанная белой пеной и словно специально украшенная плывущими по ней листьями и цветами.
Известность пришла к художнику после его смерти, когда в 1906 году в Париже экспонировалось 227 его работ. Влияние творчества Гогена на искусство 20 века неоспоримо.
Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и пенни». В нем описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, который оставил свою семью, работу и дом, чтобы рисовать.
7. Отверженные (1888)
Автопортрет, посвященный Винсенту Ван Гогу (1853–1890), написанный Полем Гогеном незадолго до его приезда в Арль, представляет собой своеобразное соревнование художников. Поль Гоген отправляет зрителя к Жану Вальжану, герою романа Виктора Гюго (1802–1885), бывшего заключенного.
Как вы понимаете, его судьба непроста… Поль Гоген любил представлять себя страстным бунтарем, не находившим своего места в буржуазном обществе. Для усиления эффекта он переместил лицо из центра изображения влево, минуя все традиции живописного мастерства.
Кроме того, одна часть лица находится в тени, а другая освещена солнцем. Наверное, он сам хотел упомянуть об этом.
3. Бретонские женщины крестьянки (1886)
На полотне Поля Гогена мы видим четырех бретонских крестьянок, одетых в легкую одежду. Они разговаривают, стоя у стены, и на заднем плане вы можете увидеть фермера, идущего по другую сторону.
На фото нет горизонта — этот эффект ощущается благодаря женщине справа — она стоит с опущенной головой. Мазки, которые рисует художник, свободны, но основные линии сжаты, разделяя формы и увеличивая насыщенные цвета.
Кроме того, белые воротнички на женщинах, свободно свисающие во всех направлениях, служат акцентом.
Вайраумати (1897)
Еще один художественный шедевр Гогена раннего таитянского периода. Художник-импрессионист долгое время жил на Таити, поэтому нарисовал много красивых таитянских женщин. На этом полотне изображена темнокожая обнаженная девушка, сидящая на камне, покрытая красивым шарфом, рядом с ней на столе тропические фрукты и ярко светит солнце, настроение у нее грустное, а мысли где-то очень-очень далеко.
2. Радость (1892)
Эта картина представляет собой гаитянские образы автора. Он так это видел. С другой девушкой Техоман сидит у дерева и смотрит меланхоличными глазами. Девушка играет на флейте, что создает эффект безмятежности.
На заднем плане мужчина делает свои подношения, очевидно верующий. Но что особенно бросается в глаза, так это цвет. Картина Гогена «Радость» абсолютно гармонична.
Поль Гоген прокомментировал свою работу как музыку, которую он создавал с помощью цветов и линий. Художник черпал вдохновение в природе, богатой красками и формами.
«Больше никогда» (1897)
Картину «Больше никогда» художник написал в память о своей умершей дочери. Хотя мастера красок сложно назвать хорошим отцом, он все же тяжело пережил эту утрату.
Сюжет сплетает глубокую человеческую горечь с философским видением миропорядка, в котором все, что приходит на эту землю, должно покинуть ее. На картине изображена молодая таитянская женщина. Ей грустно, с грустью смотрит вдаль, мысленно приветствуя дорогого ей человека. Вдохновением для этого образа послужило стихотворение Эдгара По «Ворон». В нем рассказывается история говорящей ворона, которая утешает убитого горем любовника, потерявшего свою возлюбленную.
«День божества» (1894 г.)
В 1891 году Поль Гоген переехал на остров Таити. Здесь он на время обретает душевный покой и пишет свои лучшие картины. Одна из таких работ — картина под названием «День божественного». На полотне изображен как культ местной богини Хины, так и сама суть бытия. Три фигуры на переднем плане, по мнению искусствоведов, символизируют три сокровенные тайны человеческой жизни: рождение, саму жизнь и смерть. Разноцветные воды реки полностью соответствуют постимпрессионистским взглядам мастера.
4. Видение после проповеди (1888)
Переехав во французскую провинцию и проведя там некоторое время, Поль Гоген сказал, что местные жители более естественны и искренни, чего нельзя сказать о жителях столицы. Размеренная бретонская атмосфера послужила источником вдохновения для «Видения после проповеди».
Работа отличается необычной композицией, она визуально разделена на 2 части: мир воображаемый и реальный. Гоген изображает людей на холсте в молитве на фоне воображаемой сцены — Иаков борется с ангелом. Полотно разделено деревом на 2 части: в нем преобладают глубокие и насыщенные цвета.
Для справки: Поль Гоген позаимствовал эффект разделения из японских дизайнов, что также вдохновило его на создание фигур в процессе борьбы.
9. Под манговыми деревьями на Мартинике (1887)
С детства Поль Гоген испытывал тягу к экзотическим местам и считал цивилизацию «болезнью». В 1891 году, оставив жену, он уехал на Гаити, где написал свои лучшие работы.
«Под манговыми деревьями на Мартинике» был написан спонтанно. В 1887 году у художника возникли проблемы с деньгами, поэтому ему пришлось уехать в Америку на заработки.
Обернувшись, знаменитый художник заметил Мартинку и не устоял перед очарованием острова. Если бы не решение Поля Гогена остаться на этом острове, серия выдающихся работ не была бы реализована!
За 4 месяца на этом острове он создал 12 картин. Особое внимание в картине «Под манговыми деревьями на Мартинике» привлекает голубая полоса вдалеке: этот цвет символизирует спокойствие и умиротворение.
Затишье перед бурей
Следующие годы прошли для Гогена как в странном сне. Однако он согласился на обычную работу биржевого маклера (вы не могли представить себе более скучной, но эта работа приносила стабильный и очень высокий доход), женился на грубой датской блондинке Метте Гад, которая фактически заменила его мать, и имел детей. Те, кто знал Гогена в то время, помнили, что он был очень тихим и неразговорчивым, как будто спал в движении, но иногда в нем просыпалась какая-то первобытная животная ярость. Способный после многих лет на флоте гнуть подковы голыми руками, Пол мог внезапно наброситься на случайного преступника кулаками и сильно покалечить его.
Казалось, о такой жизни — семье, стабильной работе, достатке — можно только мечтать. Но это было совсем не то, чего хотел для себя Гоген. Только одно спасло его от этой летаргии: неожиданное обнаружение художественного таланта. Надо сказать, что Павлу очень повезло с его покровителем. Старый друг его матери Гюстав Ароза не только помог ему найти работу, но и познакомил его с Камилем Писсарро. После Арозы Гоген стал коллекционером картин, а позже начал рисовать сам. Дружба с Писсарро длилась много лет, Гоген называл его не иначе как «господином» и восхищался его талантом. Но только до тех пор, пока он не поверил в свое высшее предназначение. Много лет спустя Писсарро в разговоре с журналистом Шарлем Морисом отзывался о бывшем ученике не лучшим образом: «Настоящий художник должен быть бедным и непризнанным, ему должно быть важно искусство, а не мнение идиотских критиков. И этот человек назвал себя гением и изменил все так, что мы, его друзья, должны подпевать ему. Пол заставил меня помочь ему с выставкой, заставил вас написать об этом статью… И какого черта он тащит себя в Панаму, Мартинику и Таити? Настоящий художник также найдет в Париже природу: дело не в экзотических украшениях, а в том, что у вас в душе ». Как бы то ни было, Писсарро и другие импрессионисты оказали серьезное влияние на творчество Гогена, по крайней мере, на его ранние работы (1 , 2, 3).
В 1882 году во Франции случился кризис на фондовом рынке, и Гоген потерял работу. Пострадал и рынок живописи, картины таких малоизвестных художников, которые уже довольно медленно продавались, совсем перестали находить покупателей. Но, несмотря на это, он рассматривал потерю работы на фондовом рынке как знак: ему нужно стать настоящим художником. Метте, обеспокоенная благополучием семьи, устраивала для мужа скандалы и называла его сумасшедшим. С ней соглашались критики, презрительно относившиеся к творчеству Гогена, и даже ее друзья, с большим трудом пытавшиеся прокормиться живописью. Но он, казалось, наконец проснулся от долгого сна. Гоген видел будущее светлым и счастливым. Однако ярких красок действительно будет много, но счастье…
8. А, ты ревнуешь? (1892)
Картины, созданные в Океании, несут в себе дух неизвестного, но завораживающего эстетического мира для зрителя. Гоген очень искусно передал на своих полотнах ощущение райских хижин и целого народа. Они красивы, здоровы и живут в гармонии с природой.
Выставка 1893 года, на которой картина «Ты ревнуешь?» была представлена публике, это только вызвало у нее смех. Гогена обвиняли в варварстве и анархизме, но художник только пытался быть максимально искренним в художественных занятиях, когда другие отказывались от того, что они начали.
Изображение прекрасно передает блаженство и покой, которые есть у таитянских женщин. «Ты завидуешь?» он был написан во время первого пребывания Гогена на Таити в 1982 году.
Бретонская деревня под снегом (1894)
Пейзажи занимают особую нишу в творчестве французского художника Поля Гогена. Самой яркой из работ в этом направлении считается картина под названием «Бретонская деревня в снегу», написанная в Париже в 1894 году. Как житель города, мастер кисти обожал деревню, где, по его словам, он отдыхал душой и чувствовал себя по-настоящему свободным художником. Вероятно, благодаря этому его серия картин о бретонских деревнях получилась очень реалистичной и красочной.
А ты ревнуешь? (1892)
Да, название картины, конечно, необычно и неординарно, что характерно для неординарного Гогена, но сюжет достаточно удовлетворяет наше недоумение для названия.
Что мы здесь видим: два голых туземца после купания загорают на райском побережье, рассказывают о себе, о женщинах, в разговоре вспоминают свои любовные истории. Один из них спрашивает: вы ревнуете? Для художника это была такая интересная фантазия. Эта картина относится к раннему таитянскому периоду.
Путь в самостоятельную жизнь
Непрерывное кругосветное путешествие длилось до 1871 года. Гоген смог побывать: в Южной Америке, Средиземном и Северном морях.
Находясь в Индии, Пол получает трагическую новость: его мать умерла. Женщина оставила сыну завещание, в котором настоятельно рекомендует продолжать свои дела и не возвращаться домой, так как друзья семьи, скорее всего, его не примут. Несмотря на слова покойной матери, Поль вернулся в Париж, где в 1872 году неожиданно получил руку помощи от друга семьи Густава Арозы, который занимался биржей, фотографией и был известным коллекционером картин. Его рекомендации помогли Гогену завоевать титул биржевого маклера.
В 1873 году Поль женился на юной красавице Мэтт-Софи Гад, она принадлежала к кругу Ароса. Через год совместной жизни Поль Гоген становится отцом, ребенка зовут Эмиль. Так что через некоторое время у нее родились еще дети. Родилась Алина (1877 г.), Хлодвиг (1879 г.), Жан-Рене (1881 г.), Поль 1883 г много. Теперь семья может позволить себе красивую квартиру со всеми удобствами, где выделяется особое место для мастерской художника. На этом этапе жизни глава семьи коллекционирует произведения искусства, как и его наставник Ароза. Картины импрессионистов — особое почитание в коллекции художника. Кроме того, сам Павел начинает создавать шедевры.
Цветы и кошки (1899)
Как известно, у Гогена есть стиль живописи, но он перепробовал все жанры, поэтому натюрморт тоже вошел в его коллекцию. Правда, необычайно спокойный сюжет, где сочетание цветов и животных не совсем вписывается в цикл его произведений. Это произведение было написано в 1899 году и считается одним из последних его творений. На мой взгляд, очень гармонично и красиво смотрится на холсте огромная ваза с яркими цветами и мирно спящими кошками. Что вы думаете?
девять
В шаге от бессмертия
Гоген забудет о счастье еще на долгие годы. Семья осталась в Копенгагене, Метте буквально выгнала мужа, который не смог обеспечить семью. В Париже ему часто приходилось голодать и устраиваться на низкооплачиваемую работу, чтобы хоть как-то прокормиться. Гоген переедет в Бретань, ненадолго остановится в Арле, посетит Панаму и Мартинику… Постоянная потребность и жажда чего-то большего толкала его все дальше и дальше. Постепенно в воображении Гогена начал складываться образ места, куда он хотел попасть. Детство в Перу, плавание в далекие страны в юности, Панама, Мартиника… Он видел чувственных темнокожих женщин (которые молча обожали его и не ожидали, что он их снабдит), хижины, покрытые тростником (для жизни в которых не нужно было платить), в изобилии выращиваемых экзотических фруктов (что избавило бы его от необходимости искать деньги на еду).
Представьте себе разочарование Гогена, когда он впервые сошел с корабля на побережье Таити и увидел полностью цивилизованный город с магазинами и тавернами, кирпичными домами и людьми в европейских костюмах. Художник опоздал с приездом сюда на несколько десятилетий: за это время поселенцы успели серьезно повлиять на образ жизни островитян. Однако в самых дальних уголках острова Гоген все же нашел ту простую местную жизнь, о которой он мечтал. А то, что он не нашел, было полезно дополнить его богатым воображением. Художник начинает много и вдохновенно писать, отдавая предпочтение перегородчатости и синтезу, постепенно совершенствуя свой неповторимый стиль. В этот период он создает многие из своих самых известных произведений: «Женщина с цветком» (1891), «Когда свадьба?» (1892), Женщина с фруктом (1893).
В 1893 году Гоген вернулся во Францию, уверенный, что теперь его гений, наконец, будет признан. Несмотря на полное безденежье и слабое здоровье (врачи диагностировали сифилис в запущенной форме), он увозит домой свои новые картины в ожидании триумфа. Но артиста ждало только новое жестокое разочарование. Его выставка провалилась, критики и журналисты буквально топтали его, называя его полотна «выдумкой больного мозга, возмущением против Искусства и Природы». Кроме того, во время визита в Копенгаген выясняется, что младшие дети Гогена его совсем не узнают. Метте, которому художник все это время писал письма и присылал свои работы, заставил его выйти из дома, не желая с ним разговаривать. Получив сразу несколько сокрушительных ударов, Гоген решает снова уехать на острова, на этот раз навсегда.
В 1878 году, измученный нищетой и болезнями, сломленный известием о смерти любимой дочери Алины, художник понимает, что ничто другое его не удерживает в этом мире. На прощание он решает создать настоящий шедевр: картину «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?». После того, как работа над картиной была завершена, Гоген отправился в горы умирать. А потом он проклял себя последними словами за то, что не смог отравиться и принял слишком много мышьяка.
После этого «второго рождения» жизнь Гогена стала резко налаживаться. Болезнь на время отступила, и его картины наконец начали продаваться в Париже. Художник переехал на Маркизские острова, построил здесь большой дом и собственноручно украсил его деревянными скульптурами. В нем внезапно проснулся отцовский талант журналиста, но Гоген ни на минуту не забывает своего истинного призвания и продолжает писать. Здесь родились знаменитые полотна «Золото их тел» (1901), «L’incantesimo» (1903) и последний автопортрет (1903). Рисуя себя в последний раз, Гоген окончательно отказывается от любимого им образа «дикаря», изображающего спокойного и усталого человека, прожившего жизнь, пусть и трудную, но полную предложений.
Поль Гоген был найден мертвым в своем «Доме удовольствий» в возрасте 54 лет. На тумбочке рядом с кроватью стояла пустая бутылка опиумного ликера. Похоже, на этот раз он преуспел. Последний побег удался.
«Когда же замуж?» (1892)
Практически все текстуры картин, написанных Полом на полинезийском острове, были взяты из повседневной жизни жителей острова.
Картина «Когда ты выйдешь замуж?» — одно из самых удивительных произведений Гогена. На нем изображены две изящные таитянские женщины в ярких платьях. Видимо пора им создавать семью, поэтому у картины такое интересное название. В феврале 2015 года эта картина была продана за 300 миллионов долларов, и на сегодняшний день это абсолютный рекорд цены для произведения искусства.
5. Груши и виноград (1872)
Натюрморт «Груши и виноград» — первая работа Поля Гогена в коллекции французского художника. Исследователи обнаружили в этой работе характерные черты импрессионизма, а также идеальное выражение пластики и декоративности.
На полотне изображен предельно простой мотив: фрукты на столе. Груши сверкают, а виноград сочен и спел. Чувствуется, что пространство вокруг плода наполнено светом — «дыши», он сияет!
Вся композиция пропитана комком невесомой среды. Художник написал эту картину в очень близком ему духе импрессионизма.
6. День Божества (1894)
Поль Гоген написал «День Бога» в 1984 году и сейчас находится в Институте искусств Чикаго. Здесь очевидны источники вдохновения художника. Таитянские женщины одеты в белое: их платья напоминают египетские танцующие фигуры. Они словно парят в воздухе!
А божество таароа (центральная часть картины) изображено именно по мифам, которыми интересовался Гоген. Три обнаженные фигуры, кажется, символизируют творение, а позы говорят о подавляющей божественной энергии божества, стоящего за ними.
Вода на фото тоже привлекательна: в ней много амебных форм. Вполне возможно, что это просто формы, призванные наполнить образ определенным настроением.
Читайте также: История в картинах: Король Генрих VIII и шесть его жён