Шишкин Иван Иванович: биография и картины с названиями

Содержание
  1. картина полностью соответствует творческой манере именно Шишкина.
  2. Картина «Рожь»
  3. Картина «На севере диком»
  4. Картина «Лесные дали»
  5. Творчество Ивана Ивановича Шишкина
  6. Раннее творчество
  7. Зрелость
  8. Картина «На севере диком»
  9. Рекомендации родителям
  10. Картина «Корабельная роща»
  11. Неизвестный «известный Шишкин»
  12. Утро и медведи
  13. Не такой, как все
  14. Живописная география
  15. Картины Шишкина Ивана Ивановича – самая долгая любовь в его жизни
  16. Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина
  17. «Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»
  18. Интересные факты из жизни Ивана Шишкина
  19. Шишкин и медведи
  20. Под влиянием священника
  21. Скажи мне как художник художнику…
  22. Голодным быть не обязательно
  23. Слава настигла очень рано
  24. Художник полудня
  25. В любой избе – репродукция Шишкина
  26. «Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»

картина полностью соответствует творческой манере именно Шишкина.

интересно, что многие не могут назвать точное название картине: одни называют ее «Три медведя», другие «Утро в сосновом бору», а в инвентаре Третьяковской галереи изначально называлась «Медведь в лесу». Это несоответствие понятно еще и тем, что название «Три медведя» прижилось из-за конфет, а репродукция под названием «Утро в сосновом лесу» продавалась на ковриках.

Картина «Рожь»

Картина «Рожь» действительно вернула художника к жизни после тяжелейших драматических событий. За короткое время Шишкин потерял двоих детей, жену, отца, лучшего друга и впал в отчаяние. После многих лет душевных мучений художник все же нашел в себе силы отправиться к матери и по пути был заворожен прекрасными видами Лекаревского поля под Елабугой.

В этой картине переплетается все богатство природы. Здесь и могучие старые сосны, напоминающие нам о силе и стойкости природы, и богатая рожь, символизирующая изобилие, и дорога, в которой вдали гуляют активные путешественники, и пышные полевые цветы, и стая высоко летящих птиц .. Все это это создает целую симфонию жизни, которая не оставляет равнодушным любого, кто с ней соприкасается. Сам автор написал на этюде слова «раздолье, благодать Божия и русское богатство».

И. Шишкин. Картина «Рожь». 1878 гр.

Завершив работу над сюжетом, Шишкин представил картину на передвижной выставке. Эту глубокую работу отметили не только коллеги и критики, но и Павел Третьяков. Поняв, что это очередной шедевр, меценат сразу купил его для своей знаменитой коллекции.

Картина «На севере диком»

Это произведение многим известно тем, что оно иллюстрирует одноименную поэму Лермонтова на одинокой сосне. В 1891 году исполнилось 50 лет со дня смерти великого поэта, и Петр Кончаловский планировал издать сборник его произведений с иллюстрациями. В создании этих иллюстраций участвовали многие именитые художники, например М. Врубель и В. Серов. Среди них был Иван Шишкин.

Тема одиночества была знакома самому художнику. Как мы писали выше, в далеком 1872 году в жизни Ивана Ивановича начался непростой период испытаний, со смертью самых дорогих ему людей. И в этой картине эта тема звучит со всей полнотой, которую так хорошо умел передать художник. Мы видим дерево на краю пропасти, где оно может чуть не сломаться при очередном разрушении скал или сходе лавины. Вокруг пустыня темно и холодно, что не сулит ничего хорошего. Однако дерево все еще живо, и с ним есть надежда, что где-нибудь «в далекой пустыне» «вырастет красивая пальма». Точно так же Шишкин во время отчаяния и полной потери интереса к жизни был спасен такой надеждой. Получилось бесконечно красивое зрелище родной Елабуги и его любимой картины.

И. Шишкин. «На диком севере…». 1891 гр.

Картина «Лесные дали»

Тема одиночества прослеживается в другой известной картине «Лесные дали». Зритель почувствует это через созерцание одинокой наклонной сосны с искривленным стволом и засохшей листвой. В то время как рядом с ним мы наблюдаем изобилие природы через суматоху и размах леса, многочисленные полевые цветы, летающие птицы и красочное небо, одинокая сосна, кажется, не принадлежит этому миру. Он стоит в окружении камней и медленно чахнет. Сам Шишкин тоже был чахом. Картина была написана в 1894 году, всего через три года после того, как он похоронил свою вторую жену и любимую ученицу. Но в конце концов именно творчество снова и снова возвращало художника к жизни и создавало потрясающие образы.

И. Шишкин. «Лес дал». 1884 гр.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для первых работ мастера («Вид на остров Валаам», 1858 г., Музей русского искусства в Киеве; «Рубка леса», 1867 г., ГТГ) характерна определенная фрагментарность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «закулисного» построения образа, четко очерчивая замыслы, еще не добиваются убедительного единства образа.

В таких фильмах, как «Меццоджорно. В окрестностях Москвы »(1869, там же), это единство уже предстает очевидной реальностью, в основном за счет тонкой композиционной и световоздушно-колористической согласованности зон неба и земли, земли (последние равны в пейзаж русского искусства).

Зрелость

В 1870 г. Иван Шишкин вступил в период безусловной творческой зрелости, о чем свидетельствуют картины «Сосновый бор. Древесный лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Художник Иван Шишкин, обычно избегающий нестабильных и преходящих состояний природы, запечатлел свое максимальное летнее цветение, добившись впечатляющего тонального единства благодаря яркому полуденному летнему свету, определяющему всю хроматическую гамму. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые реалистические тенденции возникают в том искреннем внимании, с которым написаны знаки того или иного участка земли, уголка леса, поля или конкретного дерева.

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, с тонким чувством характера каждого вида в самых характерных своих заметках он обычно упоминает не только «лес», но и лес «тополей», вяз и отчасти дубы »(дневник 1861 г.) или« Ель, сосна, осина, береза, липа »(из письма И. В. Волковскому, 1888 г).
на охоте художник пишет самые мощные и крепкие виды дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие как «Рожь» или «Среди равнинной долины…» (изображение названо по песне А.Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные долины» (1884, Третьяков) Gallery) — воспринимаются как эпические и обобщенные образы России.

Художник Иван Шишкин одинаково успешен и в далеких видах, и в лесных «интерьерах» («Солнечные сосны», 1886; «Утро в сосновом лесу», где медведи нарисованы К. А. Савицким, 1889; оба в одном месте). Его рисунки и зарисовки, представляющие собой подробный дневник жизни природы, имеют самостоятельную ценность.

Картина «На севере диком»

Картина основана на стихотворении Лермонтова:

На севере природа одинока
На голой вершине сосны
И спит, покачиваясь и тающий снег
она одета как халат.
И мечтать обо всем в далекой пустыне,
В стране, где восходит солнце
Одинокий и грустный на скале с топливом
Растет красивая пальма

Характер картины был найден художником на берегу Финского залива, в Мары-Хови, недалеко от Санкт-Петербурга.

На крутом обрыве стоит красивая одинокая сосна, окутанная толстым слоем снега. С гордостью и смирением смотрите на черную бездну глубокого ущелья, на бесконечное темно-синее небо.

Холодный лунный свет падает на его огромные когтистые ветви, заставляя сиять снежное платье. Ничто не радует красотой. Печальная тень сосны отражается на фоне белого лунного света.

Прохлада дует с валунов обрыва. Тихая тишина и уединение.

Художник не просто нарисовал сосну, он выразил настроение одинокого человека, мечтающего о далеком счастье в суровой стране.

Рекомендации родителям

Прочтите известное стихотворение Лермонтова «На диком севере… ».

Попросите ребенка представить себя в роли этой сосны и ответьте на следующие вопросы:

  • Можно ли назвать жизнь сосны счастливой? Почему?
  • Какие анекдоты говорят о его одиночестве и печали?
  • Что чувствовал поэт, когда писал строки этого стихотворения?
  • Предлагает ли название стихотворения настроение сосны и настроение поэта?
  • Вы когда-нибудь чувствовали себя одинокими? Вам когда-нибудь было грустно?
  • Что может вызвать у человека одиночество? (долгое пребывание вдали от дома и близких)
  • Какие мысли поэта и художника, раскрывающего тайны родной русской природы, помогают ощутить ее красоту?

Картина «Корабельная роща»

На переднем плане многовековые могучие сосны и ручей, приглашающий охладиться. Глядя на картинку, можно почувствовать запах хвои и влажного мха. Утренняя роса видна на стволах деревьев и зеленых листьях травы. Туман, рассеивающийся в глубине рощи, тоже говорит о начале утра. Кажется, что каждая веточка и каждая травинка слушают дневную музыку. Как нежно художник нарисовал наклонный забор и причудливые валуны! Вот тонкое молодое деревце, упавшее у ручья, а вот гладкий сломанный ствол сосны плывет… Шишкин выбрал сочные цвета для сосен и почвы, на которой они растут. Сами сосны в роще особенные — когда-то на этих деревьях строили корабельные мачты.

Солнечные блики на округлых стволах деревьев подчеркивают их возраст, силу и красоту. Картина вызывает чувство радости и восторга от встречи с красивыми и сильными соснами-великанами.

Картина «Корабельная роща» названа художником лебединой песней. Это результат его многолетнего творчества.

Неизвестный «известный Шишкин»

Утро и медведи

Главным и, пожалуй, самым любопытным в истории написания знаменитой картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» является то, что создание образа принадлежит не только Ивану Ивановичу. Шишкин отвечал за «флору» на фотографии, но известный художник-анималист Константин Савицкий отвечал за «фауну.

Шишкин красиво изобразил на фото сосновый бор, а вот талантливому Савицкому «пришлось» рисовать медведей. Когда картина была закончена, было решено поставить подписи обоих художников на холсте. Итак, изображение с двумя подписями досталось известному российскому коллекционеру и меценату Павлу Третьякову, который выкупил его еще на этапе написания.

Заметив на полотне две подписи, бизнесмен возразил: ведь он купил картину одного Шишкина, а не нескольких художников. Поэтому Ивану Ивановичу пришлось согласиться с Третьяковым и убрать подпись Савицкого. По сей день «Утро в сосновом бору» экспонируется под именем одного художника — И.И. Шишкина.

Не такой, как все

Ио Шишкин вышел за рамки принятой картины не только своим творчеством, но и образом жизни. Многие художники умерли, не прославившись при жизни, а Шишкин прославился еще в юности. Он был известен не только на родине, но и в других странах.

Большинство соратников Шишкина испытывали финансовые затруднения или неудачи на семейной арене. Шишкин был дважды женат и не имел финансовых затруднений.

Современники, близко знавшие художника, характеризовали Шишкина как искреннего и игривого человека, хотя посторонним он казался очень сдержанным, за что получил прозвища «монах» и «семинария».

Живописная география

Рассматривая картины И.И. Шишкина, невольно вспоминаешь родные поля, лес, по которому ходили в детстве, тропы. Кажется, художник описал именно те места, которые родны зрителю. Я, конечно, хочу знать, где именно был художник, когда писал ту или иную картину.

Да и «география» пейзажей Шишкина действительно широка. Во время учебы в Москве Иван Иванович изобразил природу Москвы — для этого он отправился в Троице-Сергиеву Лавру, Лосиноостровский лес, Сокольники. Находясь в Петербурге, Шишкин писал пейзажи Валаама, Сестрорецка. Он запечатлел белорусскую природу Беловежской пущи и, конечно же, написал исконно елабужские мотивы. Знаменитая картина «Рожь» была написана прямо у дома художника.

Иван Иванович Шишкин — незаурядный художник русской природы. В январе 2019 года будет знаменательная дата: 186 лет со дня рождения всеми любимого популярного пейзажиста.

Семёнова Екатерина Филолог, блогер, ответственный редактор Отправить письмо в избранноеВ избранное могут добавлять только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите. Дополнительные материалы по теме: Автор статьи: Семёнова Екатерина Иван Царевич о сером волке. Описание картины Автор статей: Чканикова Александра 5 причин использовать электронные образовательные ресурсы на уроках музыки Автор статей: Сорока Мария Введение в образовательное пространство изобразительного искусства Автор статей: Левченко Ян Сергеевич Авангард и коммунизм: что их сблизило и разлучило?

Картины Шишкина Ивана Ивановича – самая долгая любовь в его жизни

Похоже, муза Шишкина ревновала. По крайней мере, известные биографам факты говорят о том, что он больше не пытался посвятить часть своей жизни женщине, отныне картины Шишкина стали его единственной страстью. Художник много путешествует по русским просторам; многие известные картины Шишкина были созданы во время его путешествий. Два года руководил пейзажной мастерской Академии. Помимо живописи, Шишкин добился значительных успехов в искусстве гравюры, работал в технике офорта на смеси под названием «царская водка», был членом Общества русских офортов.

Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина

Радости в личной жизни Шишкина оценивались скупо. Его первой женой в 1868 году стала Евгения, сестра художника Федора Васильева. Они жили в полной гармонии, просто и дружелюбно, часто принимали гостей. Часто, но ненадолго. С 1872 года в жизни Шишкина началась черная полоса, изобилующая смертью близких. Умер его отец, которого очень любил Шишкин, затем сын Владимир. От неизлечимой тогда чахотки вымер брат его жены Федор, с которым дружил Шишкин, ухаживал за ним. А на следующий год болезнь забрала его жену, Женю, как он ее называл. Через год умер сын Константина. У Шишкина всего одна дочь Лидия и одно безграничное желание. «Белый свет потускнел, все, как на черно-белой гравюре, потеряло цвет. Родная Елабуга вернулась к жизни », — вспоминал Шишкин. Пейзажи края, в котором он родился, были вынуждены забрать кисть. Только своими картинами Иван Иванович Шишкин спасся от отчаяния.
Ольга Ладога была одной из первых тридцати женщин, принятых в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Позже он учился в лаборатории Шишкина. Художник влюбился в свою ученицу и стал его женой в 1880 году. Счастье на этот раз было недолгим. Через год Ольга родила дочку Ксению, а через год умерла от воспаления брюшины. Девочку привела к ней и вырастила сестра Ольги.

«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»

В 1870 году Шишкин еще больше сблизился с странствующими людьми, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинджи и Иван Крамской. У них были особенно теплые отношения с Крамским. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской смотрел на достижения Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега внимательно относился к природе в разных ее состояниях, с какой точностью и тонкостью передавал колорит. Талант Шишкина в очередной раз был замечен Академией, присвоив ему звание профессора за картину «Пустыня».

«Он Шишкин до сих пор неизмеримо выше всех вместе взятых… Шишкин — веха в развитии русского пейзажа, это человек — школа, но живая школа».
Иван Крамской

Однако вторая половина этого десятилетия была тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году, после того, как его жена умерла, что заставило его уйти на пенсию, его характер — и его трудоспособность — начали ухудшаться из-за частых выпивок. Из-за постоянных ссор с ним перестали общаться многие родственники и друзья. Его, видимо, спасли от привычки работать: из-за гордости Шишкин не мог позволить себе потерять уже прочно занимаемое место в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все более популярными благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом бору», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные полотна мастера.

А в 1880 году Шишкин женился на своей ученице красавице Ольге Лагоде. Его вторая жена тоже умерла, буквально через год после свадьбы — и художник снова с головой окунулся в работу, позволившую ему забыть. Привлеченный изменчивостью состояний природы, он стремился уловить и запечатлеть неуловимую природу. Он экспериментировал с сочетаниями мазков и разных мазков, уточнял построение форм, передачу тончайших оттенков цвета. Эта кропотливая работа особенно заметна в произведениях конца 1880-х годов, например, в пейзажах «Солнечные сосны», «Дуб. Вечер», «Утро в сосновом лесу», «На берегу Финского залива». Современники живописи Шишкина были поражены легкостью и свободой, с которой он экспериментировал, достигая удивительной реалистичности.

Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

Шишкин и медведи

Знаете ли вы, что не только Иван Шишкин написал свой шедевр, посвященный лесным медведям.

Интересен факт, что для изображения медведей Шишкин привлек известного художника-анималиста Константина Савицкого, который отлично справился с задачей. Шишкин был весьма признателен за вклад своего товарища, поэтому он попросил его поставить свою подпись на картине рядом с его. В таком виде картина «Утро в сосновом бору» была доставлена ​​Павлу Третьякову, которому в процессе удалось выкупить картину у художника.

Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, заказал картину у Шишкина, а не у тандема художников. Ну, он приказал удалить вторую подпись. Так и повесили картинку с подписью Шишкина.

Под влиянием священника

Еще один удивительный человек приехал из Елабуги — Капитон Иванович Невостроев. Был священником, служил в Симбирске. Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву переехать в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранящихся в синодальной библиотеке. Они начали вместе, затем Капитон Иванович продолжил один и дал научное описание всех исторических документов.

Таким образом, наибольшее влияние на Шишкина оказал Капитон Иванович Невостроев (они, как и жители Елабуги, поддерживали связь даже в Москве). Он сказал: «Красота, которая нас окружает, — это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника — максимально точно передать эту мысль на своем холсте». Поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Ни с кем не спутаешь.

Скажи мне как художник художнику…

— Забудьте слово «фотографический» и никогда не связывайте его с именем Шишкина! — Лев Михайлович возмутился моим вопросом о необычайной точности пейзажей Шишкина.

— Камера — это механическое устройство, которое просто снимает лес или поле в определенный момент времени с заданным освещением. Фотография бездушна. И в каждом мазке художника есть чувство, которое он испытывает к окружающей природе.

Так в чем же секрет великого художника? Ведь, глядя на его «Ручей в березовом лесу», мы отчетливо слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», буквально кожей чувствуем дыхание ветра!

— Шишкин как никто другой знал природу, — делится писатель. — Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то мере даже был ботаником. Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую Репина и, разглядывая его новую картину, на которой были изображены плоты по реке, спросил, что это за дерево. «Какая разница?!» — удивился Репин. И тут Шишкин стал объяснять, что разница большая: если построить плот из одного дерева, то бревна могут набухнуть, если они уйдут ко дну с другого, а с третьего получится добрый полупоплавок! Его познания в природе были феноменальными!

Голодным быть не обязательно

«Художник должен быть голодным», — гласит известный афоризм.

— Действительно, в нашем сознании прочно укоренилась вера в то, что художник должен быть далеко от всего материального и заниматься исключительно творчеством, — говорит Лев Анисов. — Например, Александр Иванов, писавший «Явление Христа народу», был настолько увлечен своим творчеством, что иногда черпал воду из фонтана и довольствовался корочкой хлеба! Однако это условие далеко не обязательно и уж точно не относилось к Шишкину.

Создавая свои шедевры, Иван Иванович, однако, прожил полноценную жизнь и не столкнулся с большими материальными трудностями. Был дважды женат, любил и ценил комфорт. И его любили и ценили красивые женщины. И это при том, что на людей, плохо его знавших, художник производил впечатление крайне закрытого и даже сварливого предмета (в школе его даже прозвали «монахом»).

Действительно, Шишкин был яркой, глубокой и разносторонней личностью. Но только в небольшой компании близких людей проявилась его истинная сущность: артист стал самим собой и оказался болтливым и игривым.

Слава настигла очень рано

Русский — да, но не только русский! — история знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было иначе.

К моменту окончания Петербургской Академии художеств Шишкин был хорошо известен за рубежом, и к моменту учебы молодого художника в Германии его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец мюнхенского магазина без гроша в кармане согласился расстаться со многими рисунками и гравюрами Шишкина, украшавшими его магазин. Слава и признание вскоре пришли к ландшафтному архитектору.

Художник полудня

Шишкин — полуденный художник. Обычно художники любят закаты, рассветы, грозы, туманы — все эти явления действительно интересно писать. Но писать в полдень, когда солнце в зените, когда не видно теней и все сливается, это акробатика, вершина художественного творчества! Для этого нужно так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, способных передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них был Шишкин.

В любой избе – репродукция Шишкина

Живя недалеко от места рождения художника, мы, естественно, верим (или надеемся!), Что он отразил их в своих полотнах. Однако наш собеседник быстро разочаровал. География творчества Шишкина чрезвычайно широка. Во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества писал московские пейзажи — посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, в Сокольниках. Живя в Петербурге, он уехал на Валаам, Сестрорецк. Став маститым художником, он побывал в Беларуси — писал в Беловежской пуще. Шишкин также работал за границей.

Однако в последние годы жизни Иван Иванович часто бывал в Елабуге и писал местные мотивы. Кстати, один из самых известных его пейзажей из учебников — «Рожь» — написан где-то недалеко от места его рождения.

«Он видел природу глазами своего народа и был любим народом», — говорит Лев Михайлович. — В любом деревенском доме на хорошо видном месте можно было найти репродукции его произведений «Между равниной и долиной…», «На диком севере…», «Утро в сосновом лесу», порванные из журнала».

«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»

В 1852 году Шишкин поступил в Московское художественно-скульптурное училище, где учился у портретиста Аполлона Мокрицкого. Затем в своих пока еще слабых работах он мечтал максимально приблизиться к природе, и постоянно делал наброски и детали интересующего его пейзажа. Его рисунки постепенно узнавала вся школа. Его сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, которые до него никто не рисовал: просто поле, лес, река — и он их выводит так же, как швейцарские». По окончании учебы стало ясно, что у художника неоспоримый и поистине уникальный талант.

Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий ученик с исключительными способностями. Валаам стал для художника настоящей школой, куда он уезжал на летние подработки. Он начал приобретать свой стиль и свое отношение к природе. С вниманием биолога он исследовал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи и мельчайшие листья. Его эскиз «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и запечатлел стремление Шишкина передать простую и не романтическую красоту природы.

В 1860 году Шишкин окончил Академию с большой золотой медалью, которую он также получил за виды Валаама, и уехал за границу. Он побывал в Мюнхене, Цюрихе и Женеве, много писал пером, прежде чем попытался записать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где начал работу над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот воздушный и светлый пейзаж принес ему звание академика.

После шести лет заграничного путешествия Шишкин вернулся в Россию. Сначала он жил в Петербурге, где познакомился со старыми товарищами по академии, которые к тому времени организовали Петербургскую артель художников (позже — Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям племянницы художника Александры Комаровой, сам он никогда не состоял в артели, но постоянно посещал творческие пятницы своих друзей и принимал активное участие в их делах.

В 1868 году Шишкин впервые женился. Его жена приходилась сестрой другу, пейзажисту Федору Васильеву — Евгению. Артист любил ее и детей, рожденных в браке, долго не мог расстаться с ними, так как считал, что дома без него случится что-то ужасное. Шишкин превратился в доброго отца, чуткого мужа и гостеприимного хозяина, в доме которого постоянно навещали друзья.

Читайте также: Художник Александр Шилов: биография и картины

Оцените статью
Блог про картины