Картины художника Верещагина с названиями: краткая биография

Содержание
  1. После удачи (1868)
  2. После неудачи (1868)
  3. 4. Японка
  4. «Японка», наверное, одно из самых лирических произведений художницы, раскрывающее менее известную сторону ее таланта. В этом произведении ярко проявились любовь Верещагина к этнографии, особенностям быта, традициям и аутентичной одежде Японии.
  5. Политики в опиумной лавочке (1870)
  6. 7. В турецкой покойницкой
  7. Апофеоз войны (1871)
  8. Двери Тимура (1872)
  9. Смертельно раненый (1873)
  10. Горный ручей в Кашмире (1875)
  11. 6. Богатый киргизский охотник с соколом
  12. Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1874–1876)
  13. Победители (1879)
  14. Побеждённые. Панихида (1878–1879)
  15. Перед атакой. Под Плевной (1881)
  16. 5. Нападают врасплох
  17. Белая лошадь (1883)
  18. Письмо к Матери (1901)
  19. 9. Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся
  20. Послесловие
  21. Портрет девушки-бачи (1867)
  22. Мальчик-узбек (1868)
  23. Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде (1870)
  24. Нищие в Самарканде (1870)
  25. В горах Алатау (1870)
  26. Кочевая дорога в горах Алатау (1870)
  27. Богатый киргизский охотник с соколом (1871)
  28. У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871)
  29. Торжествуют (1872)
  30. Туркестанский солдат в зимней форме (1873)
  31. Узбек-продавец посуды (1873)
  32. Узбекская женщина в Ташкенте (1873)
  33. Дорога военнопленных (1879)

После удачи (1868)

Поездка Верещагина по Средней Азии была организована неспроста. Территориальные войны, входившие в программу военных походов Российской Империи, вызвали его кадровым офицером.

Это первое путешествие в Среднюю Азию стало для художника решающим. Свет увидел удивительные произведения, прямые, правдивые, без приукрашивания, описывающие ужасы войны. Высшие власти разрешили выставить лишь небольшую часть картин этой серии, так как многие из них не вписывались в жизнь простых людей.

На картине изображена жуткая сцена из торговли в голове «Уруса». Храбрый головорез на службе у местного короля яростно ведет переговоры об отрубленной голове мертвого солдата с покупателем голов. Может, ты получишь за это деньги.

После неудачи (1868)

Продолжением картины «После неудачи» является полотно «После неудачи».

На этом изображении зритель видит преступника из предыдущего изображения уже как жертву. Вы сразу узнаете его по яркому костюму. Он стоит на крепостных стенах над другими побежденными восточными воинами. Русский солдат стоит рядом с трупом и спокойно закуривает трубку. Вдоль всей длинной кирпичной стены крепости много мертвых. Солдаты спокойно стоят небольшими группами и курят, отдыхая после боя. Мусорщики уже теснились у крепостных стен.

4. Японка

«Японка», наверное, одно из самых лирических произведений художницы, раскрывающее менее известную сторону ее таланта. В этом произведении ярко проявились любовь Верещагина к этнографии, особенностям быта, традициям и аутентичной одежде Японии.

Цветовая гамма полотна также адаптирует зрителя к восточной атмосфере: сочетание красного, черного, сиреневого… Картина написана во время визита художника в Японию.

С точки зрения построения композиции полотно хорошо продумано: рама для картины тоже подбиралась специально и, скорее всего, в индивидуальном порядке самого Верещагина. На нем изображен классический восточный орнамент.

Политики в опиумной лавочке (1870)

Поездка Верещагина в Туркестан была очень плодотворной. Он старался записать все, что видел вокруг: быт, обычаи, обычаи местных жителей. Картина «Политика в опиумной лавке» наполнена правдой жизни и черным юмором. Он сделан с фотографической точностью и передает множество деталей, которые можно рассматривать часами.

Посетители опиумного магазина — это отбросы общества, которые тратят последние деньги на опиумные затяжки. Грязные, босые, рваные, ужасные тряпки, но как важно спорить! Их ноги, черные от грязи, ударяются. Эти люди не заботятся о своей внешности. В этом необычном сообществе обсуждаются серьезные вопросы. О чем они говорят, неизвестно. Судя по всему, решаются важные мировые проблемы.

7. В турецкой покойницкой


На картине «В умершем турчанке» изображена турецкая больница умершего, находившаяся в Плевне во время русско-турецкого похода 1877–1878 годов.

Здесь мертвые солдаты лежат с ранеными, поэтому современники окрестили полотно — «Восемь квадратных метров смерти“.

Апофеоз войны (1871)

Авторский эпиграф к картине «Всем великим завоевателям прошлого, настоящего и будущего» стал настоящим посвящением всем мировым лидерам, стремящимся разрешить конфликты путем войны. Этот образ актуален и сегодня. Смерть. Это единственный результат всех войн. Куча обглоданных черепов на фоне безжизненной пустыни.

Когда это изображение было впервые выставлено, оно вызвало разные мнения в обществе, но, конечно, никого не оставило равнодушным.

Двери Тимура (1872)

Огромная серия картин Верещагина посвящена Средней Азии. Полотно «Дверь Тимура» — шедевр непревзойденного реализма. Огромная дверь старинного деревянного дворца, украшенная немыслимой резьбой, поражает тем, как художник ее нарисовал. Его со всей серьезностью охраняют два важных воина в экзотической восточной одежде. Их пышные костюмы и экзотическое средневековое оружие делают эту картину воротами в страшную восточную сказку.

Смертельно раненый (1873)

Последние моменты жизни раненого солдата художник запечатлел в фоторамке. Теперь русский солдат сделает еще пару шагов и умрет на чужбине. Вокруг разбросано оружие и лежат трупы погибших солдат. Все это происходит в Средней Азии во время колониальных войн России. Ослепительное солнце Туркестана освещает белые рубашки солдат, дым и песок окутывают все пространство картины.

Этот образ — жестокий упрек в жестокость всех войн. Солдатские жизни бесполезны. Война — это тотальное беспощадное уничтожение людей.

Горный ручей в Кашмире (1875)

Верещагин посвятил Индии множество работ, описывающих военные действия в этом районе. Картина «Горный ручей в Кашмире» точно не входит в эту серию.

Этот потрясающий реалистичный пейзаж изображает красоту Гималаев, их горных рек и красивой зелени. Крутой каменистый склон омывается быстрым журчащим горным ручьем, вдоль пологого берега растут высокие ели и небольшие лиственные деревья. Вода омывает большие камни в реке сильными волнами. Этот образ дает представление о Верещагине как о талантливом пейзажисте.

6. Богатый киргизский охотник с соколом


Картина «Богатый киргизский охотник с ястребом» посвящена другу Верещагина Байтику Канаеву, с которым они познакомились в 1867 году, когда Байтик прибыл в столицу Российской империи в качестве представителей Туркестана на торжественный прием, устроенный царем.

Высокий, сильный и колоритный представитель кочевой интеллигенции, хорошо знавший русский язык, вызвал у художника огромное уважение и интерес.

В свою очередь, Байтик Канаев, никогда раньше не видел подобных изображений, потому что ислам запрещает рисовать живых существ, был поражен талантом Верещагина.

Позже, во время туркестанских походов, известный киргизский живописец и батыр, испытывавший резкое неприятие Кокандского ханства, благосклонно относился к России.

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1874–1876)

Знаменитый Тадж-Махал — еще одно мирное полотно Верещагина, посвященное его путешествию по Индии. Знаменитая гробница сияет драгоценной жемчужиной на фоне лазурно-голубого неба, отражаясь в темных водах реки Ямна, притока священного Ганга. Сложный архитектурный пейзаж передан с фотографической точностью и исключительным знанием перспективы.

Победители (1879)

Диптих «Победители» и «Проигранный. Реквием» — два огромных трехметровых полотна, изображающие войну с двух сторон: со стороны победителей и со стороны побежденных.

Фильм «Победители» рассказывает зрителям об исходе битвы с турками под Телесом. Лагерь усеян трупами русских солдат и офицеров, безжалостно отправленных на бойню своими посредственными генералами. Некоторые из выживших российских солдат попадают в плен. Турецкие солдаты бесцеремонно выставляют на показ униформу и ботинки из трупов, присваивая ценности, которые они находят у мертвых.

Побеждённые. Панихида (1878–1879)

Пугающее и удручающее полотно «Побежденные. «Поминальная служба» известна миру как напоминание о цене, которую придется заплатить за войны и плохое руководство: в городе Телес произошла битва, стоившая жизни целому отряду русских охотников.

Бесконечное поле выстроено равномерными рядами обнаженных, наспех присыпанных землей трупов русских солдат. После бойни турки-победители забрали не только форму погибших, но и их нижнее белье. К горизонту приближается черная грозовая туча, сквозь которую пробиваются последние лучи солнца. Природа оплакивает заблудших.

Полковой священник в траурном облачении отслуживает реквием, наверное, самый страшный в своей жизни. Лицо священника печально и похоже на лицо Христа. Этот снимок из «Балканской серии» стал гениальным прикрытием последствий войны.

Перед атакой. Под Плевной (1881)

Огромный холст высотой в четыре метра в человеческий рост закрывает момент ожидания начала атаки. Балканская война была известна своей особой жестокостью и посредственным руководством. Под Плевной были убиты тысячи русских солдат. Верещагин был свидетелем происходящего. Он рисковал своей жизнью и активно участвовал в боевых действиях. Именно это позволило создать удивительное по психологической насыщенности большое полотно.

Художник утверждал, что только участвуя в событиях, проливая кровь, осознавая холод и голод, можно написать достоверную картину войны. Поэтому картины Верещагина всегда имели огромное влияние на публику.

5. Нападают врасплох


Картина «Внезапная атака» изображает один из важных моментов битвы. Основная тема этого произведения — беспрецедентная непоколебимость и героизм русского солдата. Эти качества проявляются не только в моменты доблестных побед, но и в самых сложных ситуациях.

Небольшой отряд русских солдат в горной долине внезапно подвергся нападению врага. Очень достоверно передана атмосфера сцены сражения и выражение бросающейся к лагерю кавалерии.

При этом несколько отважных русских воинов не пропали перед смертельной угрозой и сплотились, чтобы сражаться с противником до последней капли крови.

Белая лошадь (1883)

Верещагин очень любил путешествовать по Египту и странам Ближнего Востока. Во время своих путешествий он делал блестящие зарисовки и этюды. Эскиз лёгкого воздуха «Белая лошадь» написан художником просто и сочно. Бедный араб в рваной белой рубашке держит за уздечку чистокровного белоснежного аравийца.

Фон картины — египетские каменистые пески. Вершина одной из пирамид видна с горизонта. Яркое палящее солнце передают сверкающая белая лошадь и ультрамариновая синь безоблачного неба.

Письмо к Матери (1901)

Картины Верещагина: Письмо матери (1901)

Тяжело раненый солдат лежит на больничной койке и говорит матери прощальное письмо. Письмо написано молодой сестрой милосердия. Солдат истощен и явно находится на грани смерти. Такие картины утомляли художника до слез, но, тем не менее, поклявшись больше не писать такие картины, он снова пустился в военный поход.

9. Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся


В 1869-1870 годах Верещагин снова посетил Туркестан. Там его ожидали наполненные опасностями приключения и удивительные открытия, в результате которых он написал обширную серию рисунков и зарисовок с натуры, которые позже использовал для создания туркестанской серии полотен.

В окончательном варианте туркестанская серия содержала 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, в том числе картину «Мулла Рахим и мулла Керим дерутся на пути к базару». В таком виде он был выставлен в Лондоне в 1873 году.

Эти работы отличаются разнообразием сюжетов полотен, в которых освещены разные стороны повседневной жизни, специфика общественных отношений и обычаев народов Азии.

Типы природы Средней Азии тесно пересекаются с этнографически точным отображением ярких народных образов и своеобразием местных обычаев.

Послесловие

На фото: Василий Васильевич Верещагин.

Верещагин жил и умер как настоящий солдат. Погиб в морском сражении 1904 года во время русско-японской войны на линкоре «Петропавловск». Его наследие отражено в огромном количестве картин, посвященных самой разной тематике. Прежде всего, Верещагин — борец за мир, ярый противник всех войн. А. Каган написал о нем стихотворение

Война во всей ее кровавой форме

Страшно и неприятно для людей.

И я не понимаю всемогущих политиков,

Страдания и боль матерей.

Только Верещагин, забыв о славе,

Признание и милосердие властей,

Он написал, что видел перед нами

Война казалась болью матерей.

Портрет девушки-бачи (1867)

15

Мальчик-узбек (1868)

16

Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде (1870)

17

Нищие в Самарканде (1870)

18

В горах Алатау (1870)

19

Кочевая дорога в горах Алатау (1870)

ветры

Богатый киргизский охотник с соколом (1871)

21 год

У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871)

22

Торжествуют (1872)

23

Туркестанский солдат в зимней форме (1873)

24

Узбек-продавец посуды (1873)

25

Узбекская женщина в Ташкенте (1873)

26 год

Дорога военнопленных (1879)

27

Читайте также: Художник Ян Вермеер: биография и произведения

Оцените статью
Блог про картины