Происхождение и детство
Татьяна Яблонская родилась в Смоленске 24 февраля 1917 года, накануне распада страны и ожидающих ее великих преобразований.
Отец
Нил Александрович Яблонский, потомок знати Великого княжества Литовского, до революции учился в духовной семинарии (исключен в 1905 г за участие в студенческих волнениях). Потом в Московскую духовную академию, которую не окончил. Попытка поступить в Петербургскую Академию художеств не удалась, но определилось влечение к искусству, которое он впоследствии привил своим детям. После окончания Московского университета (историко-филологический факультет) вернулся в Смоленск. Здесь он преподавал в спортзалах. После революции нашел работу в картинной галерее, став ее куратором.
Семейная атмосфера
В 1916 году он женился на Вере Георгиевне Варгасовой, дочери школьного инспектора. В браке родилось трое детей: сама Татьяна, ее сестра Ольга и брат Дмитрий. В семье царила творческая атмосфера. Пытаясь развить у детей зрительную память, отец придумал соответствующие игры и задания. Был «издан» семейный журнал — «Сверчок» представлял собой обычную тетрадь, страницы которой дети заполняли своими сочинениями и рисунками. По выходным ездили за город или в музей. Такое детство способствовало тому, что все дети впоследствии связали свою жизнь с творчеством. Ольга стала художником, как и Татьяна, Дмитрий стал архитектором.
От Смоленска до Киева
Сначала Нила Александровича вдохновила революция. Но то, что последовало за этим (голод, террор, гражданская война), развеяло его надежды и убеждения. Опасаясь репрессий, в 1928 году глава семейства решил, что его спасет только отъезд из страны.
Сначала он перевез родственников в Украину, где его никто не знал. Выбор пал на Одесское море: казалось, что отсюда можно будет бежать за границу. Но все попытки эмигрировать были пресечены. Через два года в Одессе отец перевез семью в Каменец-Подольский, откуда Яблонские снова попытались уехать, для начала, в Румынию.
Судьба хотела, чтобы они остались. Им пришлось разобраться с местом своего проживания (Украина), снова сменив город (опасаясь огласки, что они пытались эмигрировать). Затем семья поселилась в Луганске. До конца жизни артистка боялась говорить о намерениях отца забрать семью — эти страницы из биографии Татьяны Яблонской в начале советской эпохи могли изменить жизнь всей семьи.
известно, что во время Великой Отечественной войны его отец был угнан в Германию, где его следы потеряны.
В 1933 году Татьяна уехала в Киев. Там он учился сначала в техникуме, затем в художественном институте.
Военные годы и первый брак
В 1941 году художник Яблонская окончила институт. Татьяна только что вышла замуж за Сергея Отрощенко, тоже художника, который был на семь лет старше ее, и когда началась война, ждала первого ребенка. Отменила все планы: мужа вызвали на фронт, Татьяна была под Саратовом, в эвакуации. Это было очень сложно: я родила дочку, мне приходилось работать на колхозных полях, как крестьянам, а в перерывах я по фотографиям писал портреты убитых. Яблонская не ворчала, затянула пояс вместе со всей страной.
Возвращение мужа живым не вернуло ей прежних чувств, хотя родилась вторая дочь. Причина — профессиональные успехи Татьяны Ниловны на фоне бескарьерной карьеры мужа. Он не мог смириться с этой ситуацией, он не хотел жить в тени жены. Они разделены.
Годы творческого расцвета
После освобождения Киева Яблонская сразу же вернулась в украинскую столицу. В 1944 году была принята в Союз художников Украины.
Преподаватель
В родном художественном институте Яблонская почти тридцать лет посвятила обучению молодых талантов. В 1967 году получил звание профессора. Ученики любили своего наставника. Мы были заняты не только в стенах заведения: дискуссии часто протекали гладко в Яблонском доме, где было легче открыться и поговорить за чаем. Здесь, в неформальной обстановке, художница была почти подругой, веселой и непосредственной со своими учениками. Студенты-будущие художники были удивлены порядком в его мастерской. Он всегда стремился к гармонии: в семье и на работе, в дружбе и на холсте.
Живопись
Суровость у Яблонской всегда была одинаковой, прежде всего для его собственной живописи. Задумав образ, он сделал сотни зарисовок. Найдя желаемую композицию и уже работая над холстом, я мог проколоть его, если что-то пошло не так. Случилось так, что я сжег свою работу. Приступая к рисованию, ей требовались тишина и покой, сосредоточенность на идее — тщеславие и телефонные разговоры были недопустимы.
Я никогда не был оппортунистом. Его картины в стиле соцреализма не писались по заказу. Они возникают из чувств художника, его впечатления идут «от сердца». Это советская картина с душой, добрая и искренняя.
Картины Татьяны Яблонской, прославившие автора, — это полотна, ставшие талисманами целой эпохи, живописные свидетельства событий из жизни советских людей. Простые сюжеты и живые выступления сделали произведения человечными и понятными. Власть в целом отнеслась с одобрением — звание Народного артиста, три Государственные награды.
Выставки, в том числе за границей
Участвуя в выставках в студенческие годы, она успешно выставляла свои работы на протяжении всей жизни. Его персональные выставки собирали толпы зрителей в Киеве и Москве, Будапеште и Лондоне. Принимал участие в международных мероприятиях, в том числе в крупнейших выставках в Венеции (1956) и Брюсселе (1958). Я был в Испании, откуда приехал в безумном восторге, трижды в Италию, страну искусства, которую я просто обожал. Она уехала за границу не только как художник и автор выдающихся произведений, но и как депутат Верховного Совета Украинской ССР.
Не всё гладко
Лишь изредка бывали несчастные случаи. Таким образом, изначально принятый образ «Перед началом» (1947) внезапно стал сомнительным по чьему-то предложению. Некоторые ценители искусства увидели в нем «пагубное влияние импрессионизма» и распорядились убрать его с выставки. Сегодня это гордость Национального художественного музея Украины, а потом, снятое с подрамника, изображение долгое время оставалось в подвале.
От глубоких и разрушительных переживаний художницу спасла собственная любовь к жизни: полностью счастливый персонаж, нацеленный на радость во всем, сметающий любые негативные эмоции. К тому же главным ориентиром в искусстве для Татьяны Ниловны всегда была ее оценка.
Если художник был убежден в своей правоте, ничто не могло его сломать. Она не боялась говорить в соответствии со своими убеждениями. Поэтому, когда я учился в институте, я спокойно отказался от сотрудничества с соответствующими органами. Много позже, в 1968 году, на съезде художников Украины он раскритиковал чрезмерное внимание партийных органов к искусству. Последовала беда, увольнение. Через несколько месяцев кто-то вмешался, и Татьяне Ниловне вернули свой статус.
Несколько штрихов к портрету
Вторым мужем артистки был также ее коллега Армен Атаян. В 1959 году у Татьяны Яблонской родилась третья дочь Гаяне. Художественная среда, в которой росли дети, не оставила им выбора — все три дочери продолжили династию.
Помимо живописи, у Татьяны Ниловны было много талантов и увлечений: она хорошо водила машину (в семье были «Жигули», на которых рисовал художник), хорошо плавала (любила бороться с течением), каталась на лыжах. Он любил помогать людям. Педагогический талант отразился и на собственных дочерях: Яблонская не ходила на родительские собрания, приучая детей к ответственности.
Последние годы
В 1989 году у него случился сердечный приступ. Художник, ограниченный в движениях, находил удовлетворение в малом — он ждал, когда солнце сядет вечером, «чтобы успеть наполнить холст золотом вечера».
В 1999 году Яблонская перенесла инсульт. Настойчивость и оптимизм побудили художника найти выход: правая рука отказалась, а значит, нужно научиться владеть левой. Так он провел последние шесть лет — в инвалидном кресле и со щеткой в левой руке. Мудрая и упорная женщина умела находить очарование в обыденном: пейзаж за окном, движущийся букет в стакане, хаотично стоящие чашки после завтрака.
Она была влюблена в жизнь, поэтому иначе не могла. Хныкать, сдаваться — это было не для нее. Несмотря на то, что он находился в физически тяжелом положении, он наполнил свою жизнь полной жизнью. Она рисовала, читала, думала, вдохновлялась и радовалась жизни. До последнего дня. Татьяна Ниловна умерла 17 июня 2005 года.
Читайте также: Творчество Леонардо да Винчи: биография и картины