9 признаков того, что перед вами картина соцреалистов • Arzamas

1. Однозначность интерпретации

Программа социалистического реализма, изначально сформулированная в уставе Союза писателей (национальность, идеология и необходимость отражать конкретную реальность в ее революционном развитии), казалась умозрительной и применимой к литературе, а при переходе к изобразительному искусству превратилась в в наборе бессмысленных слов. Но требование ясности, которое не было прописано в регламенте, было настоящим критерием оценки. Зритель, не знаток искусства, не должен был недоумевать по поводу представленного сюжета. В некотором смысле такой зритель смоделирован по образцу героя фильма Джека Лондона «Путь ложных солнц» Ситки Чарли, индейца, которому не нравится изображение, где доктор сидит у постели больной девушки, потому что это не останавливает из представлений, выздоровеет ли девочка или умрет. И рассказчики стараются сделать финал очевидным. Так, в историко-революционных картинах (весьма обнадеживающий жанр) Бориса Иогансона распределение света и тени в противостоянии сил не оставляет сомнений в окончательной победе отважных героев.

Однозначное противопоставление «позитивного» и «негативного», как в целом, традиции живописного повествования, легко переводимого на язык литературы, исходит от передвижников — генетическая связь с ними всячески подчеркивала социалистический реализм. Однако на самом деле детализированные текстуры в золотой век живописи соцреализма — 1930-1950-е годы — встречаются довольно редко. Рассказы, растянутые во времени и обещающие разрешение конфликта, более характерны для более поздних версий послевоенного стиля, когда идеологическое давление ослабевает и обучение переходит в повседневную зону. В «Снова двое» (1952) Решетникова богато детализированный рассказ (забавная деталь: репродукция картины того же автора «Прибыли на праздники» висит на стене комнаты) иллюстрирует простую повседневную максиму: «Ты должен быть прилежным и хорошо учиться.






2. Апофеозы и экстазы

Жанр торжественных шествий и выходов вождей к народу, по сути, возникает одновременно с учением социалистического реализма и достигает своего пика во второй половине 1930-х годов. Хотя официальное определение стиля — «исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии» — пустая формула, именно этот жанр ей соответствует, но парадоксальным образом соответствует: революционное развитие имело место — и уже получило результат, желаемое будущее стало реальным, истории больше некуда двигаться… Мы являемся свидетелями апофеоза реализованной утопии, и типично, что эти картины имеют большие размеры (в частности, панно для Всемирной выставки в Париже) . Приближающиеся к зрителю толпы жителей «советского рая» наводят на мысль о внутреннем монологе героя Юрия Домбровского («Хранитель древностей»), который в ответ на просьбу понять, «который час», думает раскаяться — «а зачем ему топтать меня?».

Наряду с такими представительными фронтальными шествиями существуют канонические иконографии единства народа с вождями. Лидеры могут войти в толпу или выступить с трибуны — в любом случае толпа будет охвачена экстазом. Этот композиционный вариант основан на традиционных схемах «чудотворного явления», «трансформации» или «вознесения», но здесь возвышение религиозного смысла одновременно претендует на своеобразный протокол реальных событий. В то же время конкретное олицетворение власти (Ленин, Сталин или Хрущев) не меняет облика целого — за исключением того, что при смене политического курса могут появляться или исчезать галлюцинаторные фигуры: например, Сталин, который присутствует За возвращением Ленина в фильме Серова Ленин на съезде КПСС в 1947 году, в более поздней версии (после XX съезда) превратился в слепое пятно. «Исчезновения» конкретных людей не только порой повлияли на судьбу произведения (одна из версий картины Дейнеки «Трудоголики» была изъята из обращения, так как в толпе был изображен уже арестованный Николай Вавилов), но и он сам также подверг сомнению «протокол» мероприятия: Ефанову пришлось не только переписать «Незабываемую встречу», но и дать ему длинное название, потому что он изначально тяжело изображал встречу Сталина с лидерами отрасли, а вовсе не с их женами. Во время работы над изображением эти чиновники успели попасть в «врагов народа».








3. Раздольное и изобильное

Живопись соцреализма по большей части предпочитает горизонтальные форматы. Вертикаль и диагональ активны и содержат в себе вектор движения, а горизонталь статична и представляет собой устойчивый порядок. Любопытно, что проявление устойчивости наблюдается во всех жанрах живописи соцреализма, несмотря на слова о «революционном развитии» в официальном определении стиля. Живописные пейзажи показывают простор, не только русский: это могут быть виды на Кавказские горы или хлопковые поля Средней Азии, это может быть столица — с видом на башни или небоскребы Кремля. Популярны индустриальные пейзажи: изображения крупных строительных площадок или рабочих мастерских, подчеркивающие масштабность, творческое величие. Обильные натюрморты демонстрируют роскошь, относятся к классическим постановкам или даже тяготеют к эпосу; С 1930-х годов тела изображенных людей стали полными, хотя это тела спортсменов, которым кажется, противопоказан лишний вес. «Большая фигура» — мотив, особенно ярко проявленный Александром Самохваловым, чьи «Метростроевки» напоминают языческих богинь. Это стремление к монументальной солидности проявляется в более живописной ткани.

И. Крамской. Серия портретов Александра III

И. Крамской — известный русский портретист. Создал портретную галерею выдающихся людей своего времени, в том числе писателей Л. Толстого, А. Грибоедова, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина и других.

Возможно, в Александре III И. Крамской видел, помимо императора, товарища по живописи — известно, что Александр III любил рисовать и сам хорошо рисовал. Сохранились акварели, написанные его рукой, например такая: «Морской пейзаж».

 

Александр III «Морской пейзаж»

Кроме того, Александр III собирал картины русских художников, в том числе передвижников. В его коллекции также были работы И. Крамского. Эта коллекция впоследствии легла в основу Русского музея императора Александра III (ныне Государственный Русский музей), который был открыт в 1898 году в Михайловском дворце после смерти императора. Подробнее о музее на нашем сайте: Государственный Русский музей: история создания .

Крамской создал несколько картин, посвященных коронации императора и императрицы: «Причастие Святых Тайн Императора», «Коронация императора Александра III в Успенском соборе Московского Кремля 15 мая 1883 года», «Церковь коронация Императрицы Марии Федоровны в Успенском соборе Московского Кремля »,« Вручение императору Его Императорским Высочеством атаманов всех казачьих войск, военных заместителей».

 

И. Крамской «Вручение императору Его Императорским Высочеством атаманов всех казачьих войск, военных заместителей».

Портрет императора стал одной из последних работ художника. Заказчиком полотна стал А.А. Половцов — член Госсовета, меценат, почетный член Императорской Академии художеств, вложил много сил и собственных средств в развитие национальной культуры и искусства. После смерти царя А.А. Половцова он передал ее в дар Музею императора Александра III.

И. Крамской «Император Александр III»

Портрет создает объемный и пластичный образ императора, его невидимой доброты и покоя. Действительно, особенностью правления Александра III было отсутствие войн. За свою внешнюю политику он получил прозвище «миротворец». В 1893 году Александр III подписал франко-российскую военную конвенцию, тем самым защитив Россию от растущей агрессии Германии.

9. Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841

9. Василий Демидов. Умирающее предприятие Михаила Константиновича Волконского. 1841 г

Воевода из рода Волконских Михаил Константинович по прозвищу Хромий служил в Сибири в конце 16 века, был тобольским воеводой, основал город Березов. При Василии Шуйском он стал губернатором Боровска. Когда Лжедмитрий II послал войска в Москву, польские войска во главе с Яном Сапегой осадили Боровск, который находится на пути к столице.
По легенде, после взятия города поляками воевода закрыла церковь Свято-Пафнутьевского монастыря. Когда враги ворвались в церковь, он храбро отреагировал и умер со словами: «Я умру на могиле Пафнутия Чудотворца».
Художник написал картину в духе классицизма, ведь герои картины не одеты, как люди, жившие в 17 веке.

4. Цвет и фактура: материальная тяжесть

В создании живописи соцреализма участвуют художники нескольких поколений, в том числе те, кто прошел обучение до государственной диктатуры, но теперь им предписаны жесткие правила игры. Интересно, что бывшие «Бубновые валеты», «Бубновые валеты», одно из первых авангардных художественных объединений в русском искусстве, чувствуют себя более органично, чем другие, в данных условиях. «Бриллианты бубнов» выступили с формалистических позиций против идеологической природы искусства. Компания существовала с 1911 по 1917 год. Среди основных представителей — Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова. — их прежняя, неоднократно заявляемая концентрация на материале — тяжесть и плотность красочного слоя, активность текстуры — теперь, помимо прочего, оказалась, оставалось лишь немного сместить цвет, ранее связанный с условной зоной, в сторону колористический характер.

Социалистический реализм, как уже говорилось, поощряет изобилие, богатство — в том числе и богатство сюжетов. Это касается и изображаемых фактур — тяжелых тканей, антиквариата (особенно в портретах) — и фактуры самой картины, в которой должны быть видны следы многолетней работы (то, что Мандельштам называл «трудовым блудом»). Техника цветной кладки основана на примерах из второй половины XIX века: открытие мазка, но не чрезмерное, не доходящее до пастозности (впрочем, у Александра Герасимова, «главного соцреалиста», это открытие совмещено с маслянистым блеском масла оно было на грани фаллоса — но только в камерных жанрах, например в «обнаженной» бане, где штрихи на телах моделей выглядят как непристойные корочки). Колорит приобрел странное сочетание пестроты с землистостью, где пестрота должна соответствовать реальным цветам, а землистость должна демонстрировать «скромность» автора, его неприятие, как тогда называли, «выпуклости техники». Поскольку социалистический реализм основывался на образной правдоподобности, противодействуя любому проявлению художественного языка, почти все, кроме простого черно-белого моделирования, считалось такой «выпуклостью» и осуждалось как грех формализма.

5. Портреты героев времени

В отношении жанра портрета советское официальное искусство давно следует образовательной тропе, прослеженной в России: тут же можно вспомнить классические портреты (например, Левицкого), герои которых достойны быть запечатленными своими добрыми делами в портретах и ​​номинированных, и о стремлении Павла Михайловича Третьякова составить портретную галерею «лучших людей» страны. Наиболее полно направление Просвещения воплощено в серии портретов Нестерова, в которых ученые и деятели культуры появляются, как правило, в декорациях своего творчества, как бы для объяснения и узаконивания выбора художника. С другой стороны, социалистическое реалистическое представление о правильном герое ассоциируется с «трудящимися» — колхозниками и колхозниками, часто безымянными, — и это причина расцвета портретных типажей, выразительность которых близка к портретной плакат искусство. Именно этот поджанр портрета переживет золотые годы социалистического реализма, а затем выродится в рутинное производство художественных фабрик.

«Аллея парка» Исаака Бродского


Исаак Бродский. Парковая аллея. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва / Исаак Бродский. Парковая аллея в Риме. 1911 г

Ученик Репина Исаак Бродский оставил для исследователей не менее интересную загадку. В Третьяковской галерее хранится его картина «Парковая аллея», на первый взгляд незначительная: у Бродского было много работ на «парковую» тематику. Однако чем дальше вы заходите в парк, тем ярче становятся слои.

Один из исследователей обратил внимание на то, что композиция изображения подозрительно напоминала другое произведение художника: «Виколо дель Парко в Риме» (Бродский скупился на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, и его репродукция вышла лишь в довольно редком издании 1929 года. С помощью радиограммы была обнаружена таинственно исчезнувшая римская аллея, чуть ниже советской. Художник не стал приводить в порядок уже готовый образ, а просто внес ряд простых изменений: переодел в одежду прохожих по моде 30-х годов ХХ века, «отнял» у детей чепчик, снял статуи из мрамора и немного видоизмененные деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский парк.

На вопрос, почему Бродский решил скрыть свой римский переулок, ответа не нашли. Но можно предположить, что представление «скромного обаяния буржуазии» 1930 года с идеологической точки зрения уже было неуместным. Однако из всех послереволюционных пейзажных работ Бродского «Парковая аллея» является наиболее интересной: несмотря на изменения, образ сохранил очаровательную элегантность модерна, которой, к сожалению, не было в советском реализме.

6. Тема труда («пускай работает рабочий и не рабочий, если хочет»)

«Трудовой жанр» — наряду с традиционным бытовым жанром — нельзя считать чисто социалистическим реалистом или даже чисто советским изобретением: тема существовала и раньше. Однако в эпоху торжества социалистического реализма он получил известность. Практика творческих командировок художников на крупные стройки, заводы-гиганты и процветающие колхозы себя оправдала — результаты их впечатлений, конечно, не всегда соответствовали официальному канону, но достаточно часто. По своему основному вектору жанры работы перешли от восторга техники в творчество художников ОСТ коллективов ОСТ, Общество станковых художников — арт-группа, созданная в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа под руководством Давида Штеренберга и «Кружок художников» Кружок художников «- ленинградское объединение художников, основанное в 1926 году студентами ВХУТЕИНа до того, как акцент был сделан на образы тех, кто контролирует технику — и эти условно изображаемые образы, чем дальше, тем больше они тяготел к структуре плаката.

Плакаты характерны и для художников так называемого «сурового стиля» — Павла Никонова, Таира Салахова, Николая Андронов, которые выступили своеобразной линией на волне хрущевской оттепели (чтобы каждый из них пошел своим путем.). Сторонников этой поэтики было больше, чем принято считать (обычно цитируются только пять-шесть авторов и произведения начала 1960-х годов), и, на первый взгляд, герои их картин выстроились у «трапа» — плотов, ремонтники и полярники — героев прошлого мало. Дело в том, что на самом деле «гравитация» — это недостаток оптимизма, но это отсутствие важно.

7. Оптимизм: праздники и другие радостные события

Неизменный оптимизм косвенно заложен в самом определении стиля: реальность в ее революционном развитии сулит исполнение чаяний и всеобщее счастье. Поскольку долгожданное светлое будущее уже, так сказать, присутствует в настоящем, основная структура и славные интонации обязательны по отношению к лучистому сегодняшнему. Колхозы широко разбросаны по пространствам картины, улыбающиеся люди ходят на демонстрациях и парадах, колхозники поют и танцуют, старики и молодожены радуются, школьники принимаются в пионеры, семьи за столом, маленькие дети за столом новогодняя елка. В послевоенные годы в картинах этого жанра усиливаются сентиментальные интонации: масса сменяется интимными, бытовыми сценами, лишенными идеологического содержания. Семейная лирика, которая раньше томилась в стороне, теперь становится мейнстримом.

18

«Черный квадрат», 1915

известные картины
Черный квадрат, Казимир Малевич, 1915 г

Художник

Казимир Малевич родился в Киеве, по происхождению поляк. Он увлекся рисованием в детстве; Свою первую масштабную картину он написал в 16 лет. Он дважды пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но дважды получил отказ.

Малевич создал уникальное направление в абстракции: супрематизм. Он занимался разработкой теоретических основ этого движения, писал философские произведения, преподавал живопись.

История

Идея оперы и супрематизма в целом родилась в декабре 1913 года. Тогда Казимир Малевич нарисовал эскизы декораций к футуристической опере, где нарисовал черный квадрат, противоположный солнечному кругу. Позже Малевич написал «Черный квадрат» в 1915 году вместе с другими картинами для футуристической выставки. Сам художник датировал произведение 1913 годом и назвал его «главным элементом превосходства». Датой создания полотна он считал год своего изобретения.

Простота изображения отражала суть образа: «Черный квадрат» означал новую веху в живописи, отправную точку, «нулевые формы». Наряду с этим полотном Малевич написал также «Черный круг» и «Черный крест», которые также легли в основу системы превосходства.

Стиль

Супрематизм развился из абстракционизма и был попыткой окончательно отойти от объективности. По мнению Малевича, рисование с натуры так же примитивно, как наскальная живопись.

Супрематизм стремился уравнять художника и природу: они не копируют, а создают с нуля. Основными инструментами художника были только цвет и простейшие геометрические формы.

Интересные факты

  • Помимо оригинального «Черного квадрата» 1915 года написаны еще три авторских повтора картины. Оригинал картины до сих пор хранится в Третьяковской галерее.
  • В 2015 году ученые нашли и расшифровали надпись на картине «Черный квадрат». Это звучит так: «Битва негров в темной пещере». Надпись предположительно была сделана наспех самим Малевичем и относится к черному полотну художника Альфонса Алле «Битва черных в пещере среди ночи», 1882 год.

8. Лирические мотивы

Было бы неправильно сказать, что все искусство социалистического реализма охвачено патетическими идеологическими и коллективными извинениями — оно оставило место для частной жизни: для камерных пейзажных этюдов, для цветочных натюрмортов и загородных террас. Для таких сюжетов подходили живописные традиции мастеров Союза русских художников и линия Левитана-Саврасова в целом. Бесцветный «дождливый» импрессионизм тоже был хорош: сам мотив дождя указывал на атмосферу человечности, тепла, что проявилось не только в жанровых картинах Юрия Пименова, но и, например, в великой картине Александра Герасимова «Сталин и Ворошилова в Кремле », получившего народное название« Два лидера после дождя».

После войны разошлись лирические цветные истории о людях: «Письмо с фронта» Лактионова, пожалуй, первое доказательство перемены перспективы. Героями подобных образов часто становились дети. Временами в ходе различных идеологических кампаний зависимость от рисования сугубо бытовых сцен клеймилась как «незначительные темы» без принципов, однако сентиментальность нового социалистического реализма становилась все более очевидной и, например, в 1949 году Федор Решетников Фу удостоен Сталинской премии за картину «Прибыл в отпуск» (правда, вместе с полотном «Генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин»).

9. Отдельные недостатки, или Враг не дремлет

Общее внимание художников к положительным сторонам современной жизни не исключает того, что иногда в центре внимания оказываются и другие аспекты: поиск шпионов и врагов народа, суды, лишение свободы. Немногие изображения такого сюжета не очень плотно укладываются — а иногда и вовсе не вписываются — в ячейку социалистического реализма, потому что стиль содержит определенную потребность в возвышенном и в данном случае этот вектор объективно смещен. Вне зависимости от того, что автор хочет выразить, изображение негатива в эстетике соцреализма не предусмотрено — предел возможного негатива здесь примерно на уровне двух разочарований, полученных студентом. Таким образом, сами сюжеты провоцируют экспрессивную или примитивистскую интерпретацию, открывают возможности для выхода в гротеск, карикатуру и другие варианты художественного преувеличения. Характерно, что, например, Сергей Светлов, написавший «Задержание английского шпиона», является учеником художника-авангардиста Георгия Якулова, который вместе со своим учителем создал пьесу «Царь Эдип». Так что очень часто изображения этого типа также представляют большой антропологический интерес.

P. S. Вокруг соцреализма

Есть ироничное словесное определение соцреализма: это искусство, прославляющее власть в доступных для власти формах. Если последнее условие не выполняется, реакция получателя непредсказуема или, наоборот, слишком предсказуема.

В период расцвета живописи соцреализма — условно говоря, в сталинский период — многие художники были вытеснены из процесса (в лучшем случае их просто вытеснили, лишили возможности выставляться). Большинство из тех, кто был приговорен к «денежным переводам», не имели политических разногласий с властями, но имели несоответствующие эстетические разногласия. Сами по себе изображения вождей, парадов или строительных площадок не гарантируют узнаваемости; они могли быть отклонены на том основании, что формальное толкование не соответствовало продиктованному канону. Социалистический реализм был директивным стилем: по сути, его жесткие постулаты хорошо вписывались в формулу лагеря: «Один шаг вправо, один шаг влево — значит убежать».

Читайте также: Клод Лоррен: произведения и краткая биография

Оцените статью
Блог про картины