Василий Иванович Суриков: биография и творчество

Содержание
  1. Происхождение
  2. Живописец-историк
  3. 4. Покорение Сибири Ермаком
  4. Все думали, что после смерти жены он уже ничего не создаст
  5. Детство
  6. Работа-загадка и счастливый случай
  7. Жил в двух временах и не любил кровавую историю
  8. Он сам был из той эпохи. Это помогало ему искать и видеть нужных натурщиков, писать не людей в старинных костюмах, а действительно персонажей той эпохи, о которой идет речь в полотнах. И вот это его пребывание в двух временах уникально и неповторимо.
  9. 5. Степан Разин
  10. Биография Сурикова
  11. Первый учитель
  12. 8. Убийство Юлия Цезаря
  13. Не писал на заказ, никого не учил и только называл цену
  14. «Утро стрелецкой казни» он продал за 8 000 рублей, «Боярыню Морозову» за 15 000, «Переход Суворова через Альпы» за 25 000, «Покорение Сибири Ермаком» – 40 000 рублей.
  15. Взрыв Храма Христа Спасителя и спасенное полотно
  16. 2. Боярыня Морозова
  17. Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить
  18. 9. Третий Вселенский Эфесский Собор
  19. Ранний сибирский период жизни Сурикова
  20. 3. Посещение царевной женского монастыря
  21. Санкт-Петербург. Начало
  22. 7. Переход Суворова через Альпы

Происхождение

Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске (административный центр Енисейской губернии) в семье коллежского секретаря Ивана Васильевича Сурикова (1806-1859), предки которого имели казачьи корни: его дед по отцовской линии служил в том же районе. Его брат был атаманом на Енисее. Однажды они перебрались на сибирские просторы с Дона. Мать Василия, Прасковья Федоровна Торгошина (1818-1895), тоже была из Красноярска. Она была трудолюбивой, заботливой и интеллигентной женщиной, к тому же художественно одаренной (плетеные кружева, вышивались по ее рисункам, умело подбирали цвета). Позже художник вспомнил об особой проницательности своей матери, которая с первого взгляда на человека могла точно определить его сущность.

Живописец-историк

В 1877 году Василий Суриков переехал в Москву — тогда он работал над четырьмя заказанными фресками для Храма Христа Спасителя. Суриков фотографировал «Вселенские соборы» два года. Художник больше никогда не писал на заказ. В 1878 году он женился на Елизавете Шара, внучке декабриста Петра Свистунова. В браке у Сурикова родились две дочери — Ольга и Елена.

Суриков вспоминал: «Приехав в Москву, он оказался в центре русской народной жизни и сразу пошел своим путем». Художник начал заниматься тем, о чем давно мечтал: писать картины на темы русской истории. Первой крупной работой Сурикова стала картина «Утро стрелецкой казни» — художник изобразил казнь стрелецких после восстания 1698 года.

«И вот однажды я шел по Красной площади, вокруг не было ни души… И вдруг в моем воображении промелькнула сцена казни убийцы, но она была настолько ясной, что даже сердце забилось. Я чувствовал, что если я напишу то, что я вообразил, из этого получится необычный образ».
Василий Суриков

Художник закончил картину в 1881 году, после чего стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Позже Суриков написал картину «Меньшиков в Березове». Он сыграл Александра Меньшикова, фаворита Петра I, отправленного в ссылку при Березове за государственные козни. Впервые картина была выставлена ​​в 1883 году на XI выставке Associazione degli Itineranti. После этой работы о Сурикове заговорили как о художнике-историке. Художник Михаил Нестеров назвал ее «самой любимой картиной Сурикова». Полотно «Меньшиков в Березове» приобрел Павел Третьяков: так Суриков получил деньги на поездку в Европу. Художник побывал в Италии, Германии, Австрии и Франции, познакомился с коллекцией Лувра и собранием Дрезденской галереи.

В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений: «Боярыня Морозова». Художник тщательно прорабатывал каждого из персонажей картины, продумывал жесты и костюмы и долгое время не мог найти типаж для главного героя полотна. В итоге прообразом дворянки Морозовой стала Авдотья Торгошина, тётя художника. На 15-й передвижной выставке творчество Сурикова вызвало споры. Некоторые сравнивают картину с красочным персидским ковром. Художественный критик Владимир Стасов был глубоко тронут холстом.

«Суриков сейчас создал такую ​​картину, которая, на мой взгляд, первая из наших картин на темы истории России. За этим изображением наше искусство, которое берет на себя задачу изобразить древнерусскую историю, еще не пошло».
Владимир Стасов

4. Покорение Сибири Ермаком

Картина «Покорение Сибири Ермаком» была завершена в 1895 году. На ней изображена битва 1579 года между войсками Ермака и хана Кучума на месте слияния двух могучих рек.

Чтобы сделать персонажей на полотнах более правдоподобными, Суриков какое-то время жил в Сибири, где изучал быт и обычаи местных жителей.

Все думали, что после смерти жены он уже ничего не создаст

В Санкт-Петербурге Суриков познакомился со своей будущей женой, француженкой его отца, Елизаветой Шаре. Всю жизнь он считал, что ему очень повезло. Елизавета смогла создать комфортные условия для работы и родила двух дочерей — Ольгу и Елену.

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника

Но его любимая жена умерла, когда девочки были еще маленькими. И Суриков не мог себе этого простить всю жизнь. После создания Боярыни Морозовой он сначала решил отвезти жену в Сибирь и показать ей место рождения. Долгое путешествие на лошадях и на лодке по рекам жарким летом негативно сказалось на здоровье Елизаветы, так как она с рождения страдала пороком сердца. Вернувшись из Красноярска, он тяжело заболел и умер.

Портрет О.В. Суриковой

Для Сурикова это был тяжелый удар, он каждый день ходил на кладбище, без конца заказывал поминальные службы, много читал Библию, думал о вере и с трудом мог писать. Коллеги по цеху тогда решили, что больше художник создавать не будет.

Брат спас художника. Он, никогда не покидавший Красноярска, приехал в Москву утешить его, позаботился о своих племянницах и убедил его вернуться в Красноярск. Дома его брат подал ему идею нарисовать картину про блинное веселье недельной давности «Взятие снежного городка». Эта работа возродила Сурикова. Он водил ее на выставки в Москве, Санкт-Петербурге и Париже. Картина еще в пути — она ​​выставляется в разных городах мира.

«Взятие снежного города»

Детство

В 1854 году по официальной передаче отца семья переехала в Сухой Бузим той же губернии. Через два года Василий идет учиться: сначала в церковно-приходскую школу, в 1858 г. — в уездную школу (только после 1879 г уезды стали называть уездными).

В 1859 году умер отец Василия (от туберкулеза). Мать с пятью детьми, сестрами будущего артиста и младшим братом Александром, возвращается в родной дом в Красноярске. Необходимость заставляет нас арендовать наш двухэтажный дом, и мы толпимся в пристройку. В целом живут неплохо (мама вышивала на «копейку») и, главное, дружно, вечерами по традиции проводят все вместе за столом.

Работа-загадка и счастливый случай

Именно в школе он познакомился с учителем рисования Гребневым, который первым подумал о его таланте и стал заниматься с ним, выводя его с собой на свежий воздух. Так появилась первая авторская работа Сурикова — акварель «Плоты по Енисею». Василию Ивановичу на тот момент было 14 лет. А работа — загадка, о которой исследователи не догадываются: «Голубой камень на Енисее». Пытаясь определить, где именно находится этот камень, называют самые разные места.

Затем в судьбе артиста произошло еще одно интересное и счастливое событие. К этому времени отец умер, мать, сестра и брат вернулись в Красноярск. Жить было не на что, и женщина решила сдать второй этаж дома гостям.

Первый — основной этаж дома-музея Сурикова

Жительницами оказалась дочь губернатора Красноярска Павла Замятина с мужем. Вскоре дочь сказала отцу, что сын мастера очень хорошо рисует, и взяла его учителем своей младшей дочери.

Обнаружив, что мальчик действительно талантлив, Замятин попросил у него 11 работ и отправил их в Петербургскую Академию художеств. Оттуда пришла реакция, что у молодого человека есть все, что нужно, он достоин учиться у них, но обучение платное. У семьи Суриковых не было денег.

Второй: гостевой этаж дома-музея Сурикова

Тогда губернатор собрал купцов и промышленников и предложил им отправить Сурикова вместе учиться. В то время это было обычным делом. У города практически не было бюджета, а дороги, больницы и другие важные сооружения строились за счет меценатов. Купцов предложение губернатора не устроило.

Тогда известный шахтер и меценат Петр Кузнецов заявил, что готов безо всяких совместных усилий за свой счет отправить молодого художника в Санкт-Петербург. Вместе с Суриковым Кузнецов отправил еще одного способного человека — Дмитрия Лаврова. Позже Лавров вернулся и стал иконописцем и священником Минусинского уезда.

Жил в двух временах и не любил кровавую историю

Главный секрет картин художника, наверное, еще полностью не раскрыт. Ведь многие писали одну и ту же дворянку Морозову, Ермак, Суворову, и больше всего мы их помним по картинам Сурикова. Одна из подсказок — Суриков жил дважды.

Суть в том, что, живя в Петербурге и Москве, художник заметил, что красноярцы напоминают ему москвичей, но не его времени, а XVII века. Приехав из Красноярска, он понял, что проехал не только 3000 миль, а минимум 200-300 лет. Это дало ему механизм, с помощью которого он смог открыть дверь в прошлое. Поэтому его картины на историческую тему вызывают такое доверие.

Он сам был из той эпохи. Это помогало ему искать и видеть нужных натурщиков, писать не людей в старинных костюмах, а действительно персонажей той эпохи, о которой идет речь в полотнах. И вот это его пребывание в двух временах уникально и неповторимо.

Еще один любопытный факт: историческая правда в картинах художника уступает место художественным идеям. Например, в картине «Утро стрелецкой казни» Суриков изменил угол наклона кремлевской стены, сделав ее менее крутой, так что стена шла параллельно Преображенскому отряду Петра Великого. Таким образом, по замыслу художника, более отчетливо просматривается противопоставление хаоса старой России новым порядкам, введенным Петром.

«Утро стрелецкой казни»

Хотя сам Суриков никогда не говорил, на чьей он стороне: идущие на расстрел лучники или царь. Он вообще был далек от политики.

А с фото произошла любопытная история. Впервые он был выставлен на Девятой выставке передвижников 1 марта 1881 года. И сразу после открытия выставки распространилась весть о взрыве на Канале ди Катерина и убийстве Александра II. Выставку сразу закрыли.

Кстати, на самом фото, где говорится о расстреле, казни нет. Говорят, Илья Репин посоветовал Сурикову добавить на холст пару повешенных, а не пустую виселицу. Суриков сделал набросок, зашла и отключилась няня его детей. И художник сразу отказался от этой идеи. Он не любил «чернуху» и считал, что в картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына» невероятно много крови. Сам он не заразит кровью, а просто хочет, чтобы люди задумались над своей историей.

Вершиной творчества художника считается картина «Боярыня Морозова» — полотно на тему раскола в Русской православной церкви, ставшего для русского народа идеологической травмой, сопоставимой с революцией 1917 года и гражданской войной. Здесь Суриков также отходит от исторической правды.

«Боярыня Морозова»

известно, что дворянку Морозову везли на санях, привязанных к стулу. Так было на зарисовках изображения, но стул мешает достижению динамики, и Суриков усадил Морозову прямо на санки.

Недавно специалисты Российского этнографического музея проанализировали картину «Покорение Сибири Ермаком». С этнографической точки зрения здесь очень богатый выбор костюмов и деталей того времени. И мы нашли интересные моменты. Представленные народы в основном имеют западносибирское происхождение, а их обычаи — эвенки и нганасаны, проживающие на берегах Енисея. Также эти платья женские, но носят мужские. Видимо, художнику они показались ярче и красивее.

5. Степан Разин

Работа над картиной «Степан Разин» началась в 1900 году.

Интересный факт: идея создания этого полотна возникла у художника в 1887 году.

Фактуру своего холста художник взял из старинной легенды о Степане Разине и персидской принцессе.

По Волге плывет лодка с казаками и их предводителем, он грустен, лицо хмуро.

На фотографии нет изображения принцессы, хотя, как утверждают исследователи творчества художника, она присутствовала в первоначальном эскизе.

Считается, что принцесса была написана женой художника, но вскоре она умерла, поэтому первоначальная текстура холста была переписана.

Очень мрачное выражение лица Степана Разина очень похоже на фотографии Сурикова тех лет. Некоторые исследователи предполагают, что картина «Степан Разин» стала эмоциональным автопортретом художника.

Биография Сурикова

Творчество Василия Ивановича Сурикова относится к высшим достижениям русской культуры XIX века и по значимости сопоставимо с наследием таких гигантов, как А. Иванов, М. Мусоргский, Л. Толстой, Ф. Достоевский. Глубина человечности сочетается в нем со стихийной силой и красотой художественного воплощения. В совершенстве овладев искусством живописи, совмещая в образах своих картин целые пласты и эпохи жизни людей, Суриков сумел создать настоящие шедевры русского искусства, достичь вершин «исторического ясновидения».

Тотальность, которая отличает суриковскую натуру, пронизывающий его творчество глубокий историзм в какой-то мере объясняется обстоятельствами судьбы художника. Уроженец Красноярска, он принадлежал к старинному казачьему роду и с детства усвоил многие черты свободолюбивого характера своих соотечественников, впитал яркие впечатления от быта, сохранившего многие древние традиции. «В Сибири люди не такие, как русские, они свободные, смелые», «Краснояр — сердце яры», — захотелось потом повторить.

И когда в 1869 году молодой художник поступил в Петербургскую Академию художеств, контрасты и противоречия жизни и истории «двух русских» — людей земли и «петербургского» государства оказали на него сильное влияние, стало во многом личной проблемой. Еще в 1870 году одаренный ученик тогдашней Академии Суриков (учился у П. Чистякова), прославившийся как «композитор», создал высокохудожественную картину «Вид памятника Петру I на Сенатской площади» в Санкт-Петербурге », в котором отразились личные переживания, вызванные восприятием юным сибиряком неумолимого шага« кумира на бронзовом коне».

Основы мировоззрения и творческих устремлений Сурикова окончательно определились, когда, окончив Академию художеств с золотой медалью, он переехал в Москву в 1878 году. Здесь он попал в атмосферу всеобщего увлечения отечественной историей, задавая вопросы, по словам По воспоминаниям, даже о старых стенах Москвы («Ты видел, ты слышал!»), художник приступил к созданию своих главных работ, первой из которых стало изображение, представленное на IX передвижной выставке «Утро стрелецкой казни». (1881). Он уже в полной мере проявил уникальный талант Сурикова — художника «шекспировских» страстей, художника-симфониста, способного воплотить на холсте не только внешний вид, но и сам дух, «основные энергии» исторических событий.

Изображая последние минуты перед казнью лучников, вставших на сторону Заревны Софьи против петровских реформ 1698 года, Суриков создал масштабную трагическую картину судьбы народа в одном из перерывов в своей истории. В то же время многогранная и разноцветная «полифоническая» композиция, подчиненная противопоставлению противоположных сторон: могущественных, но и осужденных лучников — представителей «земли», Московской Руси — и рационально организованной непреодолимой силы Петровской состояние, полностью лишено каких-либо признаков академической «театральности». Первый из художников, обратившихся к прошлому России, Суриков «прорывает» свою картину в реальное историческое пространство-время, насыщая великолепную живопись своего холста интенсивным ощущением «живой жизни», при этом скрывая красоту бытия.

На следующем фото Суриков, продолжая размышлять о трагической диалектике русской истории, обратился к судьбе одного из «птенцов петровского гнезда» — «полусверенного правителя» Александра Даниловича Меньшикова, заложенного после смерть Петра с государственной высоты и брошенная с детьми в далекую сибирскую ссылку («Меньшиков в Березове», 1883). В отличие от предыдущего снимка, где действие происходило в «сердце России» — на Красной площади, здесь Суриков изображает своих героев, томящихся в тесной бревенчатой ​​клетке с обледеневшим окном. Но композиция картины, подчеркивающая «материнство», мощь и вместе с тем беспомощность опального князя, контраст убогой ситуации и следы старинной роскоши одежды детей Меншикова, «драгоценного» беспорядок »Суриковской живописи вносит мысль и чувство в общие категории жизни, и эта картина носит полноценный характер.

В 1884-87 годах Суриков, как всегда создавая множество этюдов и этюдов (он следовал методу своего возлюбленного А. Иванова), был поглощен работой над картиной «Боярыня Морозова». В нем он запечатлел эпизод истории XVII века — момент, когда верную соратницу «пожарного» протоиерея Аввакума раскольничку Федосью Прокопьевну Морозову перевезли через Москву «с позором», прежде чем приговорить к медленной смерти в земле тюрьма.

Чтобы оценить не только живописные достоинства этой картины, но и мужественную волю художника воплотить правду истории, стоит вспомнить, что в 1880-е годы реакционная историография с особым рвением внушала мысль о том, что времена «более спокойного» царя Алексея Михайлович был «золотым веком», триумфальной эпохой «истинно русских начал», когда «царь шел рука об руку с народом, и народ ему верил». Благонамеренные художники (например, К. Маковский и другие) изображали боярские браки, выборы царских жен, даже бояр, которые вели себя слепо на основе таких лживых и доброжелательных мифов. Раскол, который фактически был многомиллионным противодействием властям и духовным угнетением «толстых животов», был объявлен преступным инакомыслием и преследовался в 19 веке как «потенциальный пугачевизм». Итак, Суриков, взрывая «сладкие сны» и ложь, сделал публику свидетелем и соучастником настоящих бедствий и страданий, накала страстей «бунтарской эпохи».

Проклиная закованного, но исполненного огромной духовной силы «Никоняна», обреченная дворянка лихорадочно поднимает два раскольнических пальца, призывая людей оставаться верными древней вере. И каждый из многочисленных персонажей, стоящих по обе стороны от саней на заснеженной дороге — персонажи, которые насмехаются, равнодушно, сочувствуют открыто или тайно, здесь представляют собой одну из сторон характера людей в ее противоречиях и «полюсах». Прошлое здесь действительно представлено не как действия «кукол из порфира» (Л. Толстой), а как жизнь людей с душой, страстями и интересами. При этом, передавая движение толпы, пестрый мотив старой одежды, добиваясь почти импрессионистического эффекта в изображении атмосферы зимнего дня, Суриков одновременно как бы «останавливается» и распространяется в «великий момент» этот момент, вобравший в себя черты и мироощущения, характерные для всей русской истории.

Пережив душевный кризис вскоре после творчества Боярыни Морозовой, связанный со смертью жены, Суриков, возможно, уже не создавал образов, равных по масштабу «трилогии» 1880 года. Но его более поздние работы поражают мастерством, сочетанием драматизма и мощное подтверждение жизни. В картине «Взятие снежного города» (1891) он придал мощное, важное «историческое» звучание образу старинной сибирской праздничной игры. Верой в народ проникнуты и другие крупные полотна Сурикова 1890 года: «Покорение Ермака Сибири» и «Переход Суворова через Альпы в 1799 году». Не реакционно-защитный характер, а мятежный характер пылкого патриотизма художника ярко отразился в картине «Степан Разин», над которой художник работал в годы первой русской революции.

Носитель подлинной национальности, Суриков в то же время принципиально чужд националистических тенденций. В своем искусстве он опирался на достижения глубоко почитаемых им древних итальянских и испанских мастеров, очень высоко отзывался о современной французской живописи. Реактивность и широта взглядов художника ярко выразились в прекрасных живописных и графических произведениях, выполненных им во время путешествий по Италии и Испании, а также посвященных жизни малых народов Сибири. Суриков был открыт и для новых течений и исследований в искусстве начала ХХ века, до последних дней своей жизни сочувственно следовал чаяниям молодежи, которая, в свою очередь, горячо почитала великого Мастера.

Первый учитель

В школе Суриков учился успешно. Большое значение для ее будущего имела встреча с мужчиной, который почувствовал талант почти на ранней стадии развития. Это Николай Васильевич Гребнев, учитель рисования. Сам он верил в талант Василия и внушал ему, что он непростой парень, и ему обязательно нужно много работать, оттачивая свой талант. Копируя гравюры с картин старых мастеров, зарисовки на природе, техники акварельной живописи — Гребнев стал первооткрывателем таланта Сурикова и его первым резчиком. После этого художник всегда будет вспоминать своего наставника с теплотой и чувством благодарности.

8. Убийство Юлия Цезаря

Картина «Убийство Юлия Цезаря» была написана в 1875 году. Знаменитая историческая личность Гай Юлий Цезарь вызвала интерес многих художников, художник В.И. Суриков не стал исключением.

Информация из учебников и книг позволяет предположить, что Цезарь стал жертвой заговора сенаторов. Во время его правления Сенат не имел реальной власти, этот факт не радовал многих, заговор против политика подготовили Гай Кассий Лонгин и Марко Юний Брут.

Исследователи сообщают, что перед смертью Чезаре получил не менее 23 ножевых ранений. Сцена его убийства не раз проскальзывала в искусстве.

Художник Суриков изобразил Цезаря восседающим на троне в окружении тех, кто собирался его предать. Все знают, что назревают убийства, однако некоторые сенаторы подобострастно смотрят на правителя, ожидая его скорой смерти. Чезаре ничего не подозревает, продолжает говорить, обращаясь к публике.

Не писал на заказ, никого не учил и только называл цену

За следующие 40 лет творчества он не написал ни одной работы на заказ. Это одно из явлений художника. Большинство русских художников рисовали на заказ, и это был единственный способ жить комфортно. Сурикову деньги никогда не были нужны.

Его картины покупали, и по цене он сам выставлял.

«Утро стрелецкой казни» он продал за 8 000 рублей, «Боярыню Морозову» за 15 000, «Переход Суворова через Альпы» за 25 000, «Покорение Сибири Ермаком» – 40 000 рублей.

Художник писал большую картину в среднем от 3 до 5 лет. И все это время он жил на деньги, полученные от продажи предыдущего. Он не отказывал себе в поездках в Сибирь, в Европу, дал своим детям хорошее образование. Я лучше писал холсты и картины из-за границы.

Кроме того, никакой педагогической работы он не вел, хотя его несколько раз приглашали. Художник ответил, что у него нет времени и много идей, которые он хотел бы реализовать. Поэтому у Сурикова уже не было учеников.

Хотя, по мнению исследователей, его стиль письма прослеживается в творчестве более поздних художников, но это скорее неосознанное влияние. Более того, Суриков не продавал свои картины за границу, хотя его неоднократно просили.

Взрыв Храма Христа Спасителя и спасенное полотно

Таким образом, дорога из Красноярска в Санкт-Петербург длилась три месяца.

Кузнецов продолжал помогать художнику во время учебы. Он купил свою первую значительную работу «Вид на памятник Петру Великому на площади Пьяцца дель Сенато». Благотворитель заплатил за нее 100 рублей, это были большие деньги, после смерти отца семья Суриковых жила на 13 рублей в месяц. Василий сразу отправил домой 50 рублей.

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

Еще во время учебы художник написал несколько произведений на библейскую тематику. После работы партии Валтасара о Сурикове некоторое время говорили в Петербурге. За картину «Милосердный самаритянин» художник получил золотую медаль и подарил ее своему благодетелю Кузнецову. После окончания Академии Суриков вошел в число лучших выпускников, которым был предложен крупный госзаказ — роспись для Храма Христа Спасителя.

«Праздник Бальдассара»

Для работы Сурикову пришлось переехать в Москву. И написал несколько картин о Вселенских Соборах, которые проходили с 325 года. С этими произведениями связана еще одна загадка. Когда храм Христа Спасителя был взорван, все сооружения были уничтожены.

А в ХХ веке, после Великой Отечественной войны, одна из картин с изображением Четвертого Вселенского Собора была обнаружена в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. Кто, когда и при каких обстоятельствах извлек из храма полотно размером четыре на четыре метра, до сих пор остается загадкой.

За работу над оформлением храма Суриков получил огромную сумму денег — 10 000 рублей.

Время действия, изображенного на фото, датируется 325 годом, когда большинство христиан составляли евреи, армяне, сирийцы и греки. В результате их тип лица сильно отличается от европейского. А чтобы изобразить своих персонажей, Суриков ходил на базар, знакомился с греками, армянами и рисовал с натуры.

Однако клиентам этот ход не понравился, и художнику пришлось во многом подстраиваться под их нужды. Это был ее первый и последний опыт работы на заказ.

2. Боярыня Морозова

Эту знаменитую картину можно назвать одним из самых драматических произведений художника. «Боярыня Морозова» создавалась несколько лет и была продана в 1887 году.

Согласно историческим фактам, дворянка Феодосия Морозова была верна старообрядцам, не любившим царя Алексея Михайловича. За это ее неоднократно подвергали различным наказаниям, но она не отказалась от своей веры.

Биография этой женщины вызвала у Сурикова интерес, поэтому она написала картину, на которой боярин изображен на санях, скользящих по дороге, вокруг нее собралась толпа, большинство из которых симпатизирует Морозовой. Поднятая рука боярина символизирует прощание со старой Россией.

Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить

Любимая картина художника — Меньшиков в Березове. Состав он подсмотрел случайно. Я пришел домой дождливым днем ​​и увидел свою жену и детей, сидящих за столиком у окна. Просматривая образы, он вспомнил Александра Меньшикова, ссыльного при Петре I.

Натурщица, с которой художник рисовал младшую дочь Меньшикова, неизлечимо больную Марию, была женой художника, которая в то время тоже очень плохо себя чувствовала. На снимке видно, какая девушка бледная.

«Меньшиков в Березово»

Последней большой работой художника стала картина «Благовещение». Оригинал находится в Красноярске, в Художественном музее им. В.И. Сурикова. Здесь он предельно лаконичен: архангел Гавриил протягивает руки Богородице.

9. Третий Вселенский Эфесский Собор

Многие знают Сурикова как мастера масштабных исторических картин, но, тем не менее, художник обратился в своем творчестве к религиозной тематике. Этой работой стала картина «Третий Вселенский Эфесский собор», написанная в 1876 году.

Полотно является третьей частью четырех больших фресок, призванных показать историю христианского храма с I по IX век нашей эры. Этот заказ художник получил в 1876 году, картина должна была появиться в Храме Христа Спасителя в Москве.

Ранний сибирский период жизни Сурикова

Церковь
Церковь

В 1861 году Суриков блестяще окончил училище. Экономическое положение семьи вынуждает его поступать на офисную службу. Все свободное время Василий усердно занимается рисованием. Картины Сурикова этого периода не сохранились, лишь несколько рисунков с гравюр Боровиковского и Нефора.

В 1866 году Катя, одна из сестер, вышла замуж и переехала в Тесинское (село к югу от Красноярска). Художник приезжал сюда несколько раз, много рисовал. Известно, что сохранился рисунок, изображающий церковь.

Работа клерком в провинциальной администрации оказалась полезной близостью к установленным полномочиям. Так, рисунки Сурикова привлекли внимание губернатора Замятнина, который, восхищаясь компанией, привлек внимание золотоискателя Кузнецова, изъявившего желание помочь юному дарованию и оплатить его учебу в столице.

3. Посещение царевной женского монастыря

Картина «Посещение женского монастыря княгини» писалась с 1908 по 1912 год. Сюжеты для ее создания возникли в голове у художника после прочтения книги «Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков».

Русские княжны воспитывались строго, в покоях, под присмотром няни и других слуг.

Они могли жениться только на женихе царской семьи, простые люди или иностранные дворяне не подходили на роль мужа русской княгини, поэтому многие из них ходили в монастыри.

На своем полотне живописец изобразил юную принцессу, часто бывающую в монастыре, послушницей которого она вскоре станет. Его тщательно охраняют игумения и монахини, большинство из которых тоже были девушками из дворянской семьи, но они не смогли выйти замуж и ушли к стенам монастыря.

Санкт-Петербург. Начало

В конце 1868 года Суриков уехал из Красноярска. Весной не поступил в Академию художеств, устроился на работу в рисовальную школу. Затем осенью был зачислен в качестве вольнослушателя, через год переведен на место студента.

Княжеский двор
Княжеский двор

1869 — 1875 гг. — период обучения в Академии. Руководителем Сурикова был именитый педагог Павел Чистяков, назвавший ученика «самородком Сибири» и отмечавший удивительное соответствие фамилии (красный свинец — очень стойкий минерал). Василий успешно учился, регулярно зарабатывая медали, денежные призы, похвалы и даже радости. По окончании учебы он начал чувствовать, что академические аргументы его как художника не особо беспокоят. Так, в 1874 году, задумав «Клеопатру», он сделал только один, хотя и точный, набросок. Картина Сурикова «Княжеский двор» того же года демонстрирует зарождающийся интерес молодого художника к древнерусскому народному быту.

7. Переход Суворова через Альпы

Картина «Переход Суворова через Альпы» создана для прославления подвига русского полководца Суворова и его армии к победе в битве с французами.

Для справки: работа над полотном началась в 1895 году, картина была завершена в 1899 году, в этом году исполнилось столетие командирского похода.

Чтобы одержать победу, Суворов решил дотянуться до врага самым быстрым, но очень сложным путем, именно это событие отражает образ Сурикова.

На холсте художника армия движется через перевал Готард. Полотно было приобретено Императором Николаем II.

Читайте также: Казимир Малевич «Черный квадрат»: смысл картины

Оцените статью
Блог про картины