«Девушка с виноградом» и «Итальянский полдень»: картины Карла Брюллова

Краткое описание парной работы

В 1823 году Брюллов создал картину «Итальянское утро». Художник нарисовал это произведение с натуры. Итальянская девушка умывается, подставив ладони под сверкающие струи текущей воды. Ее грудь голая, но в полутени. Художник сказал, что специально разместил модель таким образом. Он нарисовал его на полуденном солнце и ярко осветил только спину и плечи девушки.

Художественные приемы

Картина полна тайн и загадок. Кто послужил прототипом девушки, изображенной на картине, автор не раскрывает. Возможно, это простой крестьянин или девушка из римского предместья, принадлежащая к другому сословию. Ее светлая кожа говорит о том, что она мало работает под палящими лучами солнца.

Особое внимание автор уделил освещению. Он расположил модель таким образом, чтобы свет был направлен сзади. В результате лицо и грудь модели осветилось отраженным от фонтана светом. Это сделало черты лица более мягкими и приглушенными. Фигурка девушки светится изнутри.

Глаза молодой итальянки отражают свет, наполняющий ягоды, а легкий румянец подчеркивает свежесть молодости и необычайную трепетность.

Для описания героини художник использует солнечную и яркую палитру. Очарование молодости художник передает с помощью теплых оттенков: зеленого, желтого, нежно-розового, красного. На темном фоне изображение выглядит особенно ярким и живым.

Картина «Итальянский Меццоджорно» признана одним из лучших произведений великого мастера. Девушка с гроздьями винограда в руке — гармоничный образ, характеризующий все работы художника, в которые он вложил самые искренние чувства и восхищение окружающим миром.

Предыстория появления Итальянского полдня

«Итальянскому утру» понравилось Русское общество поддержки художников, членом которого тогда был Брюллов. Члены «Общества» купили этот шедевр и подарили Николаю II. Император тоже оценил работу и представил ее своей жене Александре Федоровне. Ей тоже понравился холст. Для него она подарила Брюллову кольцо с бриллиантом и хотела устроиться парой на работу. Слова императрицы были переданы художнику, и он начал писать картину «Итальянский полдень».

Общественное порицание

Работа над шедевром была завершена в 1827 году. Но когда это произведение увидели члены Общества поддержки художников, разгорелся скандал. Ведь в то время эталоном красоты были изящные модели, похожие на старинные статуэтки. Это люди искусства, изображенные в их произведениях.

Искренность художника

Брюллов же отошел от общепринятых канонов и нарисовал полноту, познавшую теплоту и искреннюю красоту. В ответ на критику он ответил, что художник имеет право передавать черты простых натур, которые встречаются чаще, а иногда и больше похожи на суровую холодную красоту статуй.

Эта проблема закончилась тем, что после разразившегося скандала артист покинул «Общество» и отказался от пенсии, которую ему предоставляла эта организация.

Итальянское путешествие

Несмотря на все трудности, поездка за границу продолжалась. Дело в том, что в то время в Петербурге существовало Общество поощрения художников, члены которого были богатыми меценатами. Они предложили начинающему художнику написать несколько картин и взамен оплатили поездку в Италию, в которую он отправился в 1822 году вместе со своим братом Александром Брюлловым. По дороге молодые люди посетили Ригу, несколько городов Германии, в том числе Берлин и Дрезден, а также Венецию, Верону и Болонью. Конечным пунктом путешествия был Рим, куда художник прибыл в 1823 году. Там он начал работу над заказной картиной, которая была копией одной из знаменитых фресок Рафаэлло Санти.

Карл Брюллов

Что изображено на картине «Итальянский полдень»

Конечно же, главный объект полотна — привлекательная итальянка. У него очень выразительные карие глаза, которыми он наблюдает, как виноград искрится на солнце. Его плети тоже есть на фото, но расположены вдалеке, чтобы не отвлекать зрителя. Художник мастерски изобразил листья на заднем плане, чтобы раскрыть красивый яркий образ молодого сельчанина.

Увлеченная натура

У женщины в руках корзина. Ведь она приехала собирать виноград, чтобы спелые ягоды не сморщились. Девушка уже взяла колоду в руки, чтобы поднять ее, но не могла не восхищаться ею. Он не сводит глаз с винограда, который сверкает на солнце. Они кажутся полностью прозрачными, источая нежную теплоту легкого малахитового цвета.

Молодая женщина, как завороженная, восхищается этим творением природы.

Важные детали

Девушка с виноградом изображена художником так, что благоприятствует игре света и тени. Действие происходит в душный полдень, поэтому подружка невесты сняла красную шаль и повесила ее себе на руку. Этот цвет показан по линии ее шеи в нижней части лица.

Яркие глаза молодой женщины слегка затемнены, иначе они сияли бы, как виноград на солнышке. Прозрачные серьги, легкие блики на волосах сочетаются с блестящим виноградом, что добавляет образу гармонии.

Карл Брюллов, “Итальянский полдень”: история создания

Приехав в Рим среди шедевров античного искусства и произведений мастеров эпохи Возрождения, художник испытал настоящий творческий всплеск. Однако его глубоко интересовала бурная жизнь итальянской столицы и ее окрестностей, которая даже отдаленно не напоминала размеренную жизнь петербуржцев. Художник не остался равнодушным к южной красоте римлян. Все эти впечатления вдохновили его на создание картины «Итальянское утро». Оно имело оглушительный успех и было подарено Обществом поощрения художников жене Николая I. Вскоре живописцу было приказано создать еще одно подобное полотно от самого императора. Это был «итальянский полдень». Брюллов блестяще справился с этой работой, создав настоящий шедевр. Примечательно, что через некоторое время после написания полотна художник познакомился с графиней Юлией Самойловой, ставшей его вдохновляющей музой, внешностью которой чем-то напоминала изображенную на этой картине девушку.

Карл Брюллов

Дальнейшая судьба полотна

трудно поверить, но картина Брюллова «Итальянское меццоджорно» после выставки в Санкт-Петербурге вызвала волну возмущения и получила множество нелестных отзывов. Дело в том, что модель показалась критикам слишком простой и изящной. Кроме того, ценители искусства отмечали, что внешность изображенной девушки далека от древних канонов красоты, которые считались недопустимыми в эпоху позднего классицизма.

Таким образом, публика отказалась от «итальянского Меццоджорно». Брюллов был шокирован. Кроме того, ему пришлось разорвать связи с меценатами, которые более года снабжали его заказами. Тогда он знал бы, что через несколько десятилетий репродукции и копии этого холста украсят стены частных домов и государственных учреждений по всему миру.

Читайте также: Карл Павлович Брюллов: биография и творчество

 

Оцените статью
Блог про картины