Карл Павлович Брюллов: биография и творчество

Биография:

Карл Павлович Брюллов родился в Санкт-Петербурге 12 декабря 1799 года. Его отец, Павел Иванович Брюлло, был известным живописцем, поэтому художественная судьба маленького Карла была определена вскоре после его рождения. Все его братья учились в Академии художеств, где преподавал отец.
В детстве Брюллов тяжело болел. До 7 лет он почти не вставал с постели. Но отец был с ним очень строг и заставлял рисовать положенное количество фигур, лошадей, наравне с остальными братьями. Если Карл не смог или не успел это сделать, наименьшим наказанием для него было бы остаться без еды. И однажды за такую ​​вину отец ударил ребенка так сильно, что Брюллов всю жизнь глух на одно ухо.
Карл хорошо учился в Академии художеств и превзошел всех своих товарищей. Учителя были поражены тем, насколько хорошо этот мальчик рисовал. Окончив с отличием Академию в 1821 году, Брюллов вступил в Общество поощрения художников. Именно на средства этой компании он отправился в Италию, настояв на том, чтобы его брат Алессандро, окончивший академию в один год с ним, тоже поехал туда. Когда он уехал в Италию, Карл Брюлло стал Карлом Брюлловым по настоянию Александра I.

Живопись

В 1821 году Карл Павлович закончил работу над другим шедевром: картиной «Явление трех ангелов Аврааму на дубе Мамври». На этот раз Академия художеств оказала молодому художнику большую поддержку, отметив новое творение большой золотой медалью, а также предоставив право поехать в Италию, чтобы познакомиться с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что юноша смог уехать за границу позже, в 1822 году.

Картина Карла Брюллова «Итальянское утро»

Карл Брюллов прибыл в Италию вместе со своим братом Александром. Здесь молодые люди изучали творчество мастеров эпохи Возрождения, а также первые работы европейских художников. Карлу Брюллову особенно нравилась жанровая живопись. Впечатленный этой тенденцией, молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянское Меццоджорно». Повседневные сцены из жизни простых людей оказались невероятно трогательными и полными чувств.

Картина Карла Брюллова «Итальянское Меццоджорно»

Кроме того, для «итальянского периода» в творчестве Брюллова характерно большое количество портретов: «Амазонка», портрет Юлии Самойловой с маленьким арапхоном, портрет музыканта Матвея Вильгорского — все эти произведения относятся к тому периоду. Серия портретов продолжилась и позже, по возвращении Карла Павловича в родной Петербург.

Картина Карла Брюллова «Амазонка»

Спустя несколько лет Карл Брюллов вернулся в любимую Италию, где подробно изучил руины древних городов — Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильным землетрясением. Величие Помпеи, погибшего из-за стихии, впечатлило художника, и в последующие годы Карл Брюллов посвятил себя изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно под названием «Последний день Помпеи», которое, по мнению искусствоведов, стало вершиной творчества мастера.

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

В 1833 году после десятков набросков и эскизов, а также 6 лет упорного труда Карл Брюллов подарил на суд ценителей искусства «Последний день Помпеи». Весть об этой картине моментально разлетелась по всем светским салонам и художественным школам: художники и люди, которым искусство было просто не чуждо, специально приезжали на выставки в Милан и Париж, чтобы познакомиться с творчеством Брюллова, и неизменно радовались.

Картина Карла Брюллова «Голова Вакха»

Сам Карл Павлович был награжден золотой медалью парижских искусствоведов, а также является почетным членом многих европейских художественных академий. Такая масштабная работа, кажется, отняла у мастера все силы. Окончив «Последний день Помпеи», Брюллов впал в творческий кризис, начал и бросать незаконченные холсты, а вскоре совсем перестал брать в руки кисть.

Картина Карла Брюллова «Вирсавия»

Решив отвлечься, Карл Павлович отправился в экспедицию в Грецию и Турцию. Смена декораций пошла художнику на пользу: сразу после поездки Брюллов написал целую серию акварелей и рисунков, самыми известными из которых были «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, сидящий на коне», «Турчанка».

Картина Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро»

В 1835 году Брюллов, повинуясь царскому указу, вернулся в Российскую империю. Однако он не сразу уехал в Петербург, а остался в Одессе, а затем в Москве. Златоголовая женщина произвела на художника сильное впечатление, очаровывая величием и простотой одновременно.

Картина Карла Брюллова «Гадалка Светлана»

По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, начал преподавать в Петербургской Академии художеств. Позже стиль учеников Карла Павловича получил название «Брюлловская школа». Сам Брюллов продолжал работать над портретами, кроме того, он участвовал в росписи церкви Петра и Павла, которая находится на Невском проспекте.

Жизнь Брюллова в Европе

Брюллов побывал во многих городах Европы, но особенно любил Италию и провел здесь более 12 лет. Именно здесь Брюллов проявил себя как художник, он стал известным и популярным мастером.
Жизнь в Италии была бурной и веселой. В 1829 году Брюллов официально расторг контракт с Обществом поощрения художников, которое обеспечивало художнику средства к существованию. Возможно, этому способствовал заказ Брюллова картины «Последний день Помпеи» богатого россиянина Демидова. Брюллов писал картину 6 лет.

Возвращение Брюллова в Россию

В 1834 году Брюллов был вызван в Россию императором Николаем I. Его картина «Последний день Помпеи» выставлялась в Академии художеств, и, покинув Италию, он оставил там свою любовь — графиню Самойлову, очень любившую и художника.
В России Карл Павлович Брюллов стал героем. Его встретили цветами и ликованием. Но его личная жизнь в России оставляла желать лучшего. Он влюбился в Эмилию Тимм, виртуозную пианистку. Все было хорошо, но накануне свадьбы она призналась жениху, что уже давно живет с отцом. Однако они записались, но после свадьбы ничего не изменилось. Отец Эмилии использовал этот брак как прикрытие и через 2 месяца Брюллов был вынужден расторгнуть брак.
После этого инцидента ходили разные слухи, и Брюллову отказывали практически везде. Художник стал часто болеть, и особенно его не покидало больное сердце. В 1849 г он уехал на лечение за границу, а в 1850 г оказался в Риме. Там он скончался два года спустя, 23 июня.

Интересные факты о Брюллове

Некоторые работы художника выполнены его учениками. Так случилось с портретом сказочника Ивана Крылова. Изображение было нарисовано за один присест. Все сделано, кроме левой руки баснописца, которая свисает со спинки стула. Крылов возмутился, что портрет не будет готов до его смерти. Так и случилось. Для завершения картины художник настоял на гипсовой повязке руки покойного Крылова. Позднее портрет завершил Фаддей Горецкий.

художник карл брюллов творчество

Иногда у Брюллова заканчивались чужие картины. Когда-то художник был с популярным акварелистом того времени Петром Соколовым. Недавно он закончил рисовать голову графа Владимира Апраксина. Брюллов заметил выразительное лицо, но сразу же заявил о несостоятельности соединения линий шеи. В ту ночь Брюллов не мог заснуть, рано утром явился к Соколовым и закончил портрет, пока хозяева спали.

Основной набросок «Блокады Пскова» Брюллов сделал в гостях у графа Ф. Толстого. Он нанес на лист бумаги пару пятен и пальцем нарисовал план будущего шедевра.

Император оказал Брюллову самые высокие почести и похвалы, несмотря на это нет ни одного портрета императорской семьи Брюлловых. Зато свои работы он дарил князьям и принцессам. В частности, он подарил Марии Николаевне картину «Бахчисарайский фонтан», а Александре Николаевне — изображение Казанского собора.

На шедевре «Последний день Помпеи» художник замаскировал Юлию Самойлову. Она появилась на холсте в образе матери на переднем плане картины и девушки в светло-красной куртке.

Годы учёбы в Академии

Все мальчики из семьи Брюлловых учились в Петербурге, в Императорской Академии художеств.В 1809 году, в возрасте десяти лет, маленький Карл поступил учиться. Поступил на господдержку, проучился здесь 12 лет.

Среди сверстников он сразу отличился талантом и отличной домашней подготовкой. Любознательный и талантливый мальчик привлек внимание учителей, а ученик был одарен разными способами, не только в предметах рисования. Карл легко и блестяще справлялся с любой воспитательной задачей, чем снискал ему уважение и популярность среди сверстников, часто обращался за помощью к Брюллову. Одноклассники часто просили его исправить свои экзаменационные работы, Карл никогда не отказывал, и делал это с удовольствием и даже за небольшую плату.

Одним из учителей молодого Брюллова был русский художник Андрей Иванович Иванов. Воспитатель сразу увидел в мальчике исключительный талант, выделил его среди остальных учеников и помог. Карлу даже разрешили учиться по строгой программе. Сначала нужно было пройти курс копирования, потом рисовать с гипсовых голов и фигур, потом с манекенов, а потом уже с живой природы. Брюллову разрешили рисовать собственные композиции задолго до всех.

Карл Брюллов

Еще во время учебы в Академии Брюллов создал свое первое значительное произведение: картину «Гений искусства». Художник работал над этой работой почти три года. Картина написана пастелью в соответствии со всеми академическими требованиями. Все в этой работе соответствовало классическим канонам: характер освещения, пропорции лица и тела, четкие контуры, устойчивые формы. Ученый совет признал его образцом для копирования, сейчас «Гений искусства» экспонируется в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Вторая картина Карла Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду», написанная в 1819 году, сейчас хранится в том же музее. В классе Андрея Иванова ученикам было предложено нарисовать мужскую фигуру молодого человека, лежащего, сгорбившись, над водой. В академии для этого обычно служили натурщики, которые принимали соответствующие позы, а студенты, юные художники, писали с них свои картины.

Брюллов чувствовал некоторую неудовлетворенность отсутствием окружающего пейзажа. А потом поехал к Черной речке в Строгановский сад. Густые рощи сада вдохновляли Карла наличием мифологических образов, а также множества мелких живых деталей. Так появился слабый солнечный луч, едва пробивающийся сквозь листву, или одинокий лист, медленно падающий на поверхность воды.

Академический этюд превратился в законченное произведение масляной живописи на холсте. За эту работу Карл Брюллов был награжден второй золотой медалью Академии художеств, картина настолько впечатлила своего учителя Андрея Иванова, что он купил «Нарцисс» для своей частной коллекции.

В 1819 году старший брат Карла Александр был приглашен помощником Монферрана на строительство Исаакиевского собора. Карл переехал из родительского дома и поселился в мастерской брата.

Карл Брюллов

В 1821 году Брюллов окончил Академию художеств и написал дипломную работу — картину «Явление Аврааму трех ангелов с дуба Мамре». За эту работу Карл был удостоен первой крупной золотой медали в классе исторической живописи. Вместе с медалью он получил право на выезд пенсионера за границу.

Однако президент Академии художеств настоял на том, чтобы Брюллов оставался в учебном заведении еще на три года, чтобы повысить свою квалификацию. Карлу воспитывал художник А.И. Ермолаев, не очень одаренный и не пользовавшийся авторитетом среди учеников. Брюллов попросил заменить учителя, но молодому артисту было отказано. А потом сам Карл отказался от пенсионной поездки за границу и от продолжения учебы в Академии.

Творчество Брюллова: долгий путь к успеху

Рождение в семье художника предопределило будущее Карла: его отцом был Павел Брюлло — гравер, резчик по дереву, мастер миниатюры и по совместительству преподаватель Петербургской Академии художеств. Как и его братья, юный Карл с детства начал понимать азы рисования. Будучи болезненным от рождения ребенком, он большую часть времени проводил в постели, но старательно выполнял задание, полученное от отца — рисовал серию человеческих фигур и лошадей. За несоблюдение можно было пропустить обед или ужин, поэтому мальчик приложил все усилия, чтобы избежать наказания. Прием окупился: поступив в Академию художеств в 10 лет, Карл Брюллов порадовал учителей своим умением и трудолюбием.
Обучение Брюллова в Академии продолжалось до 1821 года; в этот период были созданы его первые картины — «Нарцисс» (1819) и «Гений искусства», написанные в период с 1817 по 1820 годы и признанные Советом Академии копиями. Легко справляясь со всеми задачами и приятный в общении с молодежью, Брюллов завоевал расположение учителей и одноклассников и часто помогал последним исправлением экзаменационных работ.
По окончании учебы Брюллов был награжден золотой медалью, которая давала ему право на пенсионный статус с установленной поездкой за границу, но президент Академии принял странное решение: оставить выпускника на 3 года с поводом для повышения квалификации его навыки. Педагогом Брюлловой был назван А. Ермолаев, художник, не отличавшийся мастерством. Ходатайство Карла Павловича Брюллова о смене учителя было отклонено, поэтому художник отказался от поездки за границу.
Неожиданное предложение Общества поощрения художников позволило молодому художнику снова поверить в себя. Чтобы доказать свое мастерство, Брюллову пришлось написать несколько полотен по указанной тематике, а взамен ОПХ пообещал профинансировать поездку за границу. Условия поездки включали обязательные отчеты об увиденном и новые полотна, которые художник должен был регулярно отправлять в Общество. Такая возможность была уникальна для начинающего художника Брюллова, и он попытался ею воспользоваться, написав картины «Покаяние Полиника» и «Эдип и Антигона», убедив комиссию в правильности выбора.
После смены имени Брюлло на Брюллов в 1822 году художник и его брат Александр отправились в увлекательное путешествие по Европе. По прибытии в Рим художник получил свой первый заказ от Общества: он должен был скопировать «Афинскую школу» — фреску Рафаэля. Этой работой он завершил свое ученичество: последующие картины Брюллова с названиями, рассказывающими, где черпал вдохновение гений кисти, были обречены на оглушительный успех. Так, написанное в 1823 году полотно «Итальянское утро» произвело фурор в Петербурге: современников Брюллова поразила свежесть его письма и оригинальность трактовки, казалось бы, обычного сюжета. ОПХ преподнес эту работу в дар Николаю I, и он, впечатленный, наградил художника перстнем с бриллиантом и заказал парную роспись. Брюллов написал «Итальянский полдень» в 1827 году, но Общество художников раскритиковало картину, исходя из неудовлетворенного мнения императора, и художник решил прекратить сотрудничество с Обществом.

Возвращение на родину

После создания великолепного полотна по просьбе императора Николая I художник Карл Брюллов, побывав в Греции, Константинополе и Москве, вернулся в Санкт-Петербург. Но дорогой заболел, и возвращение длилось почти три года. По дороге художник много работал. Так, в 1835 году он написал портрет вице-адмирала В.А. Корнилова, будущего героя Крымской войны.

карл Брюллов кратко
Брюллов умел чувствовать характер своих моделей. Теперь он интуитивно выбрал героическую личность. Так или иначе, он был в Москве в 1835 году. Там он познакомился с А.С. Пушкиным и В.А. Тропининым, нашим выдающимся художником-портретистом, выходцем из Глебе. Два артиста оценили таланты друг друга и стали близкими друзьями.

Итальянский период

Как писалось ранее, после окончания Академии художеств Брюллов получил возможность выехать за границу, но сначала не мог воспользоваться этой возможностью из-за конфликтов с президентом Академии.

В то же время на него обратило внимание недавно созданное ОПХ (Общество поощрения художников), которое, написав две картины Брюллова и обязавшись ежегодно отчитываться о его творческих достижениях, отправило его за границу.

Здание Императорского общества поощрения художеств

А написаны картины «Эдип и Антигона» и «Покаяние Полиника», первая до сих пор находится в Тюменском краеведческом музее, а местонахождение второй осталось неизвестным.

Эдип и Антигона — 1821 Карл Брюллов

Полотно было продано коллекционеру, имя которого осталось неизвестным. На долгое время след от картины был утерян. Но после окончания Второй мировой войны ее нашли в Ленинграде, на чердаке почти разрушенного дома, скатанной со слоем краски внутри и значительно загрязненной.

Изображение отражает сюжет древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».

В 1822 году Карл и его брат Александр отправились в путешествие, и их путь пролегал через Германию и Австрию.

В Германии, именно в Баварии, Карл написал несколько портретов, ему приходилось рисовать членов правительства и представителей местной знати, имевших представление о недавно приехавшем в город русском портретисте. После Баварии Брюллов наконец прибыл в Рим, где сразу же посыпались крупные заказы итальянского общества. Именно в Италии он написал некоторые из своих лучших произведений.

Итальянское утро — первая успешная работа Карла по приезду в Италию. После написания этого полотна ему была обеспечена слава, похвалы были даже от правительства Российской Империи.

Я осветил модель на солнце, используя задний свет, так что ее лицо и грудь находятся в тени и отражаются от залитого солнцем фонтана, делая все тени намного красивее, чем просто освещение окна.

Карл Брюллов

На картине изображена молодая женщина, умывающая лицо под струями фонтана, освещенная мягкими лучами утреннего солнца.

После написания картины «Итальянское утро» — император Николай I заказал для нее пару работ, и это была работа «Итальянское Меццоджорно».

На картине изображена молодая женщина, убирающая виноград. Моделью стала простая итальянка. Брюллов написал свою картину в саду под настоящим виноградником, в солнечном полуденном свете.

В результате изображение не оправдало ожиданий. Ни император, ни Общество художников не любили ее из-за несоответствующего сюжета, судя по всему, не соответствующего общим правилам этикета красоты в искусстве. В ответ на критику Брюллов разорвал отношения с ОПХ и, можно сказать, начал вести себя как «свободный художник».

Портреты Брюллова итальянского периода отличались сочетанием элементов жанров классицизма, реализма и барокко. Стремление Брюллова передать внутреннюю жизнь персонажей было очень сильным, иногда через обилие «будней» в картинах, чтобы раскрыть мир, в котором они живут. Иногда его работы были довольно декоративными благодаря подчеркнутой изысканности изображенных предметов обстановки и моделей.

Свободный художник

В 1830 году Карл получил заказ от российского и французского мецената Анатолия Демидова на его самую большую и известную картину с историческим сюжетом: «Последний день Помпеи». Идея сюжета картины была связана с тогдашней модой на археологию и событием стало извержение вулкана Везувий (действующий вулкан на юге Италии).

Вулкан «Везувий»

Для более точного понимания сюжета картины — Брюллов сел внимательно изучить различные литературные источники о древней катастрофе, посетил раскопки Помпеи (древнеримский город недалеко от Неаполя, погребенный под слоем вулканического пепла по причине трагическое извержение Везувия в 79 г н.э.) и Геркуланума, сделав несколько зарисовок руин и архитектурных решений того времени.

Древняя улица в Помпеях

Последний день Помпеи

Прежде чем подробно изучить полотно, ознакомьтесь с фактурой в вырезе ниже!

Последний день Помпеи — 1830-1833 Карл Брюллов

Картина выделяется сочетанием неоклассицизма, распространенного в России, и романтизма, все более распространенного во Франции.

Картина получила почти всеобщее признание и сделала Брюллова первым русским художником, получившим международную репутацию. В России это было воспринято как доказательство того, что русское искусство ничем не хуже искусства остальной Европы.

Подробный сюжет:
Люди пытаются спастись от бушующей стихии, их крики, стоны и мольбы слышны повсюду. Трагедия обнажает их чувства, раскрывает сущность человеческих душ. Многие персонажи являются олицетворением щедрости: перед лицом опасности они проявляют возвышенное чувство самоотверженности, отваги и любви. Среди них есть дети, которые несут на плечах слабого отца, а также молодой человек, который уговаривает мать спастись вместе с ним. Мать и дочери неподвижны: их вера в Бога настолько велика, что они вкладывают все силы в молитву. Рядом с ними христианский священник, который бесстрашно наблюдает за происходящим. Сбежавшая семья испытывает смятение и страх. Молодой жених, забыв об опасности, рассматривает мертвое лицо невесты. Центральная фигура полотна — женщина, упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть, рядом с ней ее сын. На ступенях гробницы Скавра большая группа людей, в том числе художник, в образе которого Брюллов изобразил себя. Есть и отрицательные персонажи: языческий священник, который убегает, испуганный стихией, и вор, крадущий драгоценности, упавшие на землю

Действующие лица

Женщина с ребенком падает из фургона

Молодая женщина с ребенком, выпавшим из телеги, — самая центральная группа в окончательной версии полотна. Брюллов долгое время пытался найти вариант положения этой группы в составе, который подошел бы ему. В первых вариантах художник изобразил вора, склонившегося над телом умершей женщины и похитившего ее драгоценности.

Женщина символизирует прекрасное, но осуждаемое самой историей, древний мир, а ребенок воспринимается как аллегория нового мира, который должен подняться на обломках старого, не разрывая при этом живых связей с прошлым.

Галина Леонтьева Искусствовед ХХ века.

Плиний с матерью

Группа Плиния с его матерью была одной из первых на этой картине, которая фигурирует в рабочих альбомах художника. В ранних вариантах композиции эта группа находилась слева от окончательной версии картины.

На полотне Брюллов описал, как юный Плиний уговаривает свою измученную мать попытаться сбежать с ним, и если ему суждено умереть, то умереть вместе. С одной стороны, есть сын, который рискует своей жизнью, который не может позволить своей матери умереть, а с другой — мать, которая умоляет сына хотя бы спасти ему жизнь.

Дети, которые вынашивают отца

Изначально группа Сынов с отцом казалась чрезмерно вытянутой, поэтому в окончательной версии Брюллов изменил принцип ее построения.

Между этой группой и священником мы видим двух молодых помпейцев, несущих на плечах своего старого больного отца; между ног детей прячется верный пес.

Карл Брюллов в письме брату Федору

Дети несут на плечах слабого отца (забывая о себе, живя только в страхе за свою жизнь). Хотя на голову старика падает тень, жест поднятой руки с растопыренными пальцами, компенсирующий отсутствие мимики на его лице, очень выразительно подчеркивается охватившим его ужасом.

Мать с двумя дочерьми

Группа женщины с двумя дочерьми вместе с Плинием и его матерью одной из первых появилась в рабочих альбомах Карла Брюллова. В первых вариантах композиции мать, поднимающая руку к небу, и ее дочери были на заднем плане и показаны сзади.

Группа женщины с двумя дочерьми построена в виде типичного равнобедренного треугольника композиции классицизма, но решена чрезвычайно искусно, не обнажая «ребер» конструкции.

Магдалена Ракова Искусствовед ХХ века.

Молодожены — группа жениха с безжизненной невестой на руках — одна из самых последних фигур, введенных Брюлловым в композицию картины, и представляет собой одну из самых грустных сцен.

Это показывает, что в жизни бывают моменты, когда «боль сильнее страха смерти». Не замечая рыка и молнии, не слыша криков других людей, оторвавшись от движений толпы, молодой жених постоянно смотрит на покрытое смертельной белизной лицо своей мертвой невесты, цветы в свадебном венке которых у них еще не засохли.

Семейная группа — Помпейец, прикрывающий свою семью плащом.

.. семья в бегах, подумывающая найти убежище в городе: муж, прикрывающийся плащом, и жена, которая держит на руках новорожденного ребенка, прикрывая другой рукой лежащего в ней старшего сына стопа отца.

Карл Брюллов в письме брату Федору

Рты мужчины и женщины открыты, их лица выражают невероятный ужас, происходящий вокруг них.

На первых набросках Карл поместил фигуру священника либо на ступеньках лестницы слева, либо на углу улицы с правой стороны композиции. На более поздних эскизах образ священника был затемнен художником. Поэтому его фигура потеряла главную роль, которая была у него в первых вариантах композиции. Христианский священник — одна из более поздних фигур, введенных Брюлловым в композицию.

Справа от упавшей женщины священник, хватая алтарь и жертвенный знак, с закрытой головой бежит в неупорядоченном направлении…

Карл Брюллов в письме брату Федору

Образы языческого священника и христианского священника символизировали закат античного мира и приход новых эпох.

Группа на ступенях гробницы Скавры

Творчество Карла Павловича Брюллова

«Искусство начинается там, где начинается с малого», — сказал Карл Павлович Брюллов.

Раннее творчество. Брюллов в Италии

Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву, Брюллов учился в Академии художеств (1809–1821) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. После отъезда в Италию в качестве пенсионера Общества поощрения художеств он жил и работал там в 1823-35 гг. Впечатления от «полуденной страны», ее природы и искусства помогли молодому Брюллову воплотить опыт академического классицизма, познавательной копии антиквариата в живые образы, полные чувственного очарования. Уже первые картины художника отличаются виртуозностью рисунка и композиции, эмоциональными и теплыми красками. Он также выступает в роли многовекового мастера портрета, превращая природный мотив в образец идиллической небесной гармонии.

Итальянский полдень

«Последний день Помпеи»

Разжигаемый жаждой большой исторической темы, Брюллов в 1830 году, посетив раскопки древнего города, приступил к работе над картиной «Последний день Помпеи». Результатом стала величественная «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 г и хранящаяся в Русском музее), иконографически граничащая с серией родственных произведений в духе мастеров романтизма (Т. Жерико, У. Тернер и др.) — произведения, возникшие как серия политических потрясений, вызванных первоначальным сейсмическим импульсом Великой французской революции, охватившей несколько стран Европы. Трагический пафос картины усиливается бурной пластикой фигур, резкими контрастами черного и белого. Брюллов сумел изобразить толпу горожан, охваченных единым порывом в судьбоносный момент своей исторической жизни, создав таким образом первый образец той многогранной исторической картины, конечной задачей которой была вся русская живопись XIX века.

Последний день Помпеи

«Последний день Помпеи» бросается в глаза — как на родине мастера, так и за ее пределами.

В Италии и Франции картина считается первым триумфом русской художественной школы. Н. В. Гоголь посвящает ей восторженную одноименную статью (1834 г.), называя ее «целостным и универсальным творением», где «все отразилось» — отражено в образе «сильного кризиса, переживаемого всей массой». А. И. Герцен почувствовал и политическую подоплеку Помпеи («Новый этап русской литературы», 1864).

Восточные мотивы

Другие великие исторические планы Брюллова, с помощью которых он мечтал повторить успех «Помпеи», остаются неудовлетворенными или реализованными лишь частично. В 1835 году, путешествуя из Италии на родину, он создал зарисовки восточного Средиземноморья, сочетая мечтательный лиризм с тонкими археологическими и повседневными наблюдениями. Позже восточные мотивы оживают в картине «Бахчисарайский фонтан» (по поэме А.С. Пушкина, 1849, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Пушкин) и в соседних этюдах на тему гарема.

Бахчисарайский фонтан

Брюллов в России

Торжественно провозглашенный на родине первым художником в России, он, подталкиваемый Императором Николаем I, обращается к русскому прошлому.

Но картина «Осада Пскова Стефаном Баторием» (1836–37, ГТГ) не стала новым шедевром, так как не сумела добиться убедительного композиционного и идейного единства военной и церковной истории. Художник с энтузиазмом занимается монументальными и декоративными проектами; Древние мифологические мотивы обретают наполненную кровью живость в эскизах к картинам Пулковской обсерватории, особенно в композиции «Спящая Юнона и парк с младенцем Гераклом» (Третьяковская галерея). Эскизы и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора (1843-48) проникнуты внутренней силой и величием, но здесь, как и в Пулково, окончательные результаты (выполненные с участием П.В. Басина и др.) Оказываются намного холоднее оригинального пианино. Гораздо искреннее многие мелочи Брюллова, например, акварели к произведениям Александра Дюма, отца и других авторов (в том числе «Арап Петра Великого» Александра Пушкина, 1847-49, ГТГ), — их ироничность. Путь предвосхищает стилистический «Мир искусства».


Осада Пскова Стефаном Баторием
Спящая Юнона и парка с малышом Геркулесом

Портреты

Портрет остается той областью, где талант Брюллова царит безраздельно и блестяще.

Он до сих пор мастерски пишет многовековые портреты, впечатляющие яркими цветовыми и композиционными эффектами («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся из танца с приемной дочерью А. Паччини», около 1842 г., Русский музей). Иное, созерцательно-спокойное настроение преобладает в образах деятелей искусства, более трезвых по цвету, которые как бы мерцают изнутри формы, подчеркивая духовную значимость моделей («Поэт Н.В. Кукольник», 1836; «Скульптор» И.П. Виталий », около 1837 г., оба — в Третьяковской галерее;« В.А. Жуковский », 1837-38, Киевский музей Т.Г. Шевченко;« И.А. Крылов », 1839 г.,« А.Н. Струговщиков », 1840 г., оба — в Третьяковской галерее) . К этому циклу также примыкает «Автопортрет» (1848, ГТГ), написанный теплыми тонами и легкими мазками, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и нездоровья.


Графиня Ю.П. Самойлова, снявшаяся с танцев с приемной дочерью А. Паччини
Поэт Н.В. Кукольник
Автопортрет

С 1849 г. Брюллов, ослабленный болезнью, выжил. Мадейра, а с 1850 года в Италии. И в последний период своей жизни мастер создает выразительные портреты, полные тонкой духовной грации («Археолог М. Ланчи», 1851, ГТГ; неоконченная картина «Дж. Титтони в образе Жанны д’Арк», 1852, частное сборник, Рим), зарисовки народной жизни, согретые поэтическим юмором.

Влияние

Будучи профессором Академии художеств в 1836-49 гг., Брюллов оказал большое влияние на русское изобразительное искусство и как педагог.

Однако прямые представители брюлловской школы (Я.Ф. Капков, П.Н. Орлов, А.В. Тыранов, Ф.А только продолжили стиль учителя, не обогатив его ничем существенным. Т.Г. Шевченко, который тоже был его учеником, он тоже примкнул к Брюлловская романтическая школа.

Ранние годы

Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге, в семье, много лет связанной с творчеством. С ранних лет мальчика обучали различным видам искусства, в том числе живописи. Отец Карла старался научить сына всему, что он знал, и довести его навыки до уровня автоматизма. Ежедневные зарисовки среды, которые должен был утверждать отец. Пока его сверстники гуляли на природе в различных детских играх, Карлу приходилось, не отрываясь от мольберта, постигать глубины живописи.

В 1809 году Карл был принят в Императорскую Академию художеств, которая располагалась в Санкт-Петербурге. Молодой человек во всех начинаниях проявил себя одаренным и настойчивым молодым человеком.

Читайте также: «Девушка с виноградом» и «Итальянский полдень»: картины Карла Брюллова

Оцените статью
Блог про картины