Казимир Малевич «Черный квадрат»: смысл картины

Казимир Малевич. Автопортрет. 1933 гр.

Казимир Малевич в 1915 году создал уникальный образ, вокруг которого появилось огромное количество слухов. Либо это философское зашифрованное сообщение, либо просто черный квадрат на белом фоне — пытаются понять даже в наше время. Полотно разделило не только жизнь художника, но и всю историю искусства на несколько этапов. Необязательно быть талантливым или умным, чтобы нарисовать ровный квадрат. Но остается загадкой, почему этот квадрат популярен во всем мире и почему стоит больших денег? С момента его создания прошло около ста лет, и дискуссии и споры не прекращаются до сегодняшнего дня. Почему это происходит? В чем истинная ценность и смысл черного квадрата Малевича? Попробуем разобраться, изучив 10 значений знаменитого полотна.

«Черный квадрат» — это шарлатанство

Шарлатаны успешно обманывают публику, заставляя ее поверить в то, чего на самом деле не существует. Те, кто в это не верит, объявляют себя глупыми, отсталыми и не понимают ничего глупого, для чего недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффектом голого короля». Всем стыдно говорить, что это чушь собачья, потому что они будут смеяться.

А самому примитивному рисунку — квадрату — можно отнести любой глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим приходится его придумывать самим, чтобы было чем восхищаться, глядя на картину.


Автопортрет. Художник. (1933)

Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для одних «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, для других — это глубокое философское послание, зашифрованное великим художником. Точно так же, глядя на кусок неба в оконном стекле, каждый думает о своем. Что вы думали о?

«Черный квадрат» — это темный прямоугольник

Оказывается, если присмотреться к холсту, открывается много интересного: «Черный квадрат» вовсе не черный и не квадрат. Все четыре стороны так называемого «квадрата» абсолютно не параллельны друг другу и обеим сторонам квадратной рамки, обрамляющей изображение. Черный цвет — это не тот черный, который мы видим, а всего лишь результат смешения различных цветов, среди которых черного просто нет. И это вовсе не халатность создателя, а его принцип стремления нарисовать фигуру, которая всегда остается подвижной и динамичной.

Казимир Малевич и супрематизм

Выходец из польской семьи с белорусскими корнями, проживавшей в России, он был полностью предан социалистической системе Советского Союза, в которую твердо верил. В 1920-е годы Малевич участвовал в пропаганде коммунизма и марксистской философии, в результате чего мастер возглавил Государственный институт художественной культуры. Однако любимая Россия жестоко его предала. В 1930 году Малевич был арестован почти на три месяца по обвинению в шпионаже в пользу Германии. Хотя благодаря защите влиятельных друзей он был оправдан, прежнее положение в СССР он не восстановил до конца жизни.

Малевич любил французский импрессионизм, русское народное и религиозное искусство, а также мировой авангард (в частности, фовизм и кубизм), вплоть до абстрактного искусства, крайнюю версию которого он предложил в своем творчестве: супрематический манифест.

Супрематизм — это направление, со всей фигуративностью порвавшееся в искусстве. Означает конец любого художественного повествования, избавляя его от его древнего долга рассказывать миру и людям. Откажитесь от творчества, которое служит религии, государству или обществу, в пользу совершенно бесполезного творчества, которое должно пробуждать в человеке мир духовных переживаний, а не рациональных интерпретаций. Он предполагает максимальное упрощение форм и, следовательно, первенство (превосходство) основных форм и цветов, которые больше не предназначены для представления более крупных и сложных элементов, но сами по себе драгоценны.

Казимир Северинович объявил об окончании картины. Художника увлекла «философия нуля», когда ноль — это числовой символ, обозначающий точку, которая одновременно является концом и началом. Вот чем был для него супрематизм: нулевая точка в истории искусства, его смерть и одновременно новое рождение в чистом виде, веками покрытое различными изображениями и со временем ставшее невидимым.

«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина

19 декабря 1915 года в Санкт-Петербурге прошла футуристическая выставка «0,10». Казимиру Малевичу было поручено создать многие свои творения специально для нее. Сроки были ограничены, и неизвестно, остался ли автор недоволен результатом или он не успел вовремя закончить изображение и безумно нарисовал прямоугольник странной формы, закрасив его в черный цвет. Когда полотно было закончено, друг, вошедший в мастерскую, крикнул: «Великолепно!» Именно благодаря этому случаю Малевич нашел в своем «Черном квадрате» высший смысл. Таким образом, на поверхности появился эффект распыления краски. Никакой мистики в этом нет, изображение просто не получилось.

Было много попыток обыскать холст, чтобы найти раннюю версию, которая, возможно, находилась бы под поверхностным слоем. Но искусствоведы, ученые и критики уверены, что если начать эту исследовательскую процедуру, можно значительно повредить полотно. Таким образом, все экзамены остаются незавершенными.

«Черный квадрат» — это разноцветный куб

Казимир Малевич неоднократно давал понять, что создание образа происходило под влиянием «космического сознания». У большинства людей слаборазвитое воображение, поэтому они видят только черный квадрат в «Черном квадрате». Стоит попробовать использовать свое воображение вместо классического восприятия при рассмотрении холста, и тогда вы сможете понять, что там изображен разноцветный куб.

В образе заключен некий тайный смысл: мир вокруг нас выглядит черно-белым и плоским, только если взглянуть на него поверхностно. Человек должен воспринимать мир в трех измерениях, во всех его цветах, и тогда жизнь кардинально изменится. Этот образ инстинктивно привлек большое количество людей, которые на подсознательном уровне начали ощущать его многоцветность и объемность.

Черный цвет настолько силен, что способен поглощать все вокруг, в том числе и цвет других красок, поэтому разноцветный куб очень сложно увидеть на изображенном черном квадрате. Еще труднее рассматривать белое после черного, правду после лжи и жизнь после смерти. Если есть люди, которым удастся этого добиться, они смогут открыть истинную философскую формулу.

 

«Черный квадрат» был написан в 1913 году

Этим разочарованием (не слишком распространенным в наше время) мы обязаны Малевичу: сам художник датировал свой первый «Черный квадрат» 1913 годом. Это опять же не по неосторожности, а рассчитано. Малевич не раз руководил своей творческой биографией и руководствовался двумя противоречивыми устремлениями. С одной стороны, он хотел, чтобы его творческий путь напоминал эволюцию, постоянное движение вперед от бессмысленных экспериментов в импрессионизме или кубизме к вершине: супрематизму. С другой стороны, он старался заблаговременно вывести работы сторонников превосходства «вне очереди», чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, кто были первооткрывателем и революционером. В случае с «Квадратом» художник начал с футуристического произведения «Победа на Солнце», для которого создал декорации и эскизы костюмов: «Черный квадрат Малевича» (правда, еще один) дебютировал на сцене театра в 1913 году. Казимир Северинович Малевич 1913, 22 × 17 см

Мой 5-летний сын может нарисовать не хуже

Это простое утверждение, которое часто исходит от обывателя (особенно после того, как обыватель узнает новости с аукционов), на самом деле уместно в отношении многих произведений современного искусства. Но с черным квадратом Малевича точно не так. Помимо цветовых характеристик, о которых мы уже говорили, существует еще такое явление, как «рука мастера». «Черный квадрат» — это не просто кисть. В ходе исследований специалисты Третьяковской галереи открыли вертикальный, горизонтальный, диагональный, закругленный — словом, самые разнообразные и сложные мазки, характерные для кисти Малевича. Помимо сказочной харизмы автора. Кроме того, его мистические и философские теории, которые придают Черному квадрату очертания современного мифолога и его особую энергетику. Одним словом, не играйте с пустыми иллюзиями. Ваш пятилетний ребенок, скорее всего, не сможет этого сделать. Казимир Северинович Малевич черный квадрат

«Черный квадрат» — это пример гениального пиара

С начала 17 века художники проводили множество экспериментов с черным цветом. В 1617 году Роберт Фладд создал полностью черную картину «Великая тьма». После него, почти 200 лет спустя, в 1843 году Берталь нарисовал свою версию игры черной краской «La Hougue». Кроме того, другие художники начали создавать почти бесшовные полотна: в 1854 году Гюстав Доре написал свою картину «Сумерки истории России», а несколько лет спустя, в 1882 году, появилась «Ночная схватка негров в подвале» Пола Белхолда. В том же году Альфонс Алле пишет картину «Битва черных в пещере среди ночи», которая является плагиатом работы Бельхолда.

Но 1915 год стал решающим, потому что именно тогда «Черный квадрат» Казимира Малевича вышел на широкую публику, получив первых поклонников. Картина стала очень популярной за довольно короткое время по сравнению с другими своими братьями, которые были известны только историкам. Столь экстравагантный грим артистки веками способствовал ее воспеванию. Уже тогда ему удалось предсказать, что будет в ближайшем будущем в отношении современного искусства. Он уже тогда знал, что главное — понимать, как продавать и как обслуживать, остальное — чушь.

Позже Малевич создал как минимум четыре варианта «Черного квадрата», которые различались не только цветом и фактурой, но и самим мотивом. А поводом для этого стало желание повторить и даже приумножить успех своего первого шедевра.

«Черный квадрат» — это политический ход

Казимира Малевича к своим работам в Музее художественной культуры в 1924 году

Казимир Малевич, будучи очень тонким стратегом, умел находить выход из любой постоянно меняющейся ситуации в стране. Многие авторы из царской России рисовали похожие «черные квадраты», но они были невидимыми и малоизвестными. Когда в 1915 году был опубликован «Черный квадрат», он мог приобрести совершенно другой и актуальный смысл: автор представил революционное искусство на благо новой эпохи и новых людей.

Но если посмотреть на «Пьяццу» более подробно, можно сделать вывод, что рисунок не относится к искусству и творчеству. Черный квадрат был декларацией конца традиционного искусства. Малевич был большевиком в искусстве и культуре, поэтому пошел по стопам новой власти, и в результате правительство ему поверило. До прихода Сталина к власти в стране Малевич занимал несколько довольно почетных должностей, а в будущем — будущий комиссар Наркомата художественного просвещения.

6. Что такое супрематизм и как его понять?

Малевич основал новое направление в искусстве в середине 1910-х годов. Он назвал это супрематизмом, что на латыни означает «высший». То есть, по его мнению, это движение должно было стать вершиной всех творческих исканий художников.
Супрематизм распознать несложно: различные геометрические формы объединены в единую динамическую композицию, обычно асимметричную.

К. Малевич «Супрематизм». 1916 год. Пример одной из многих превосходных композиций художника, что это значит? Такие формы обычно воспринимаются зрителем как разноцветные детские кубики, разбросанные по полу. Согласитесь, нельзя нарисовать одни и те же деревья и дома две тысячи лет. Искусство должно найти новые формы выражения. И они не всегда понятны обычным людям. Например, полотна маленького голландца когда-то были революционными и глубоко концептуальными. Философия жизни визуализировалась через предметы натюрморта. Однако сейчас они воспринимаются скорее как красивые образы, современный зритель просто не задумывается о глубоком смысле произведений.

Ян Давидс де Хем «Завтрак с фруктами и лобстером». Вторая четверть 17 века. Каждый элемент голландских натюрмортов имеет определенное символическое значение. Например, лимон — символ умеренности; эта гармоничная система рушится при просмотре картин художников-авангардистов. Система «красиво — не красиво», «реалистично — не реалистично» здесь не работает. Зритель должен задуматься о том, что могут означать эти странные линии и круги на холсте. Хотя, на самом деле, лимоны на голландских натюрмортах имеют не меньший смысл, только посетители музеев не обязаны это исправлять. В картинах ХХ века нужно сразу понимать идею произведения искусства, что намного сложнее.

5. Почему квадрат черный?

Для Малевича черный — это смесь всех существующих цветов, а белый — отсутствие какого-либо цвета. Хотя это полностью противоречит законам оптики. Все помнят, как в школе говорили, что черный поглощает все остальное, а белый связывает весь спектр. А потом поэкспериментировали с линзами, глядя на получившуюся радугу. А вот с Малевичем все наоборот.

К. Малевич «Черный квадрат». Фрагмент. Здесь видно, что полотно покрыто кракелюром. Местами просвечивает картина предыдущей композиции, написанная художником.

«Черный квадрат» — это отказ от содержания

Формализм — довольно интересное направление, в котором в произведениях позиционируется внебуквальное повествование в художественной форме. Полотно «Черный квадрат» прекрасно демонстрирует понимание художником формализма. Малевич, создавая свой шедевр, опирался не на понятия «контекст» или «содержание», а на «баланс», «динамическое напряжение» и «перспективу». Он признал, что его современники проиграли. Современные художники видят факты в своих работах, но для обычных людей «Черный квадрат» — это «просто квадрат».

Если повесить «Черный квадрат» вверх ногами, никто не заметит

Еще одна популярная провокация, порожденная воинственным невежеством. Напрасно Малевич писал. Абсолютно. Ничего такого. Цвет не затуманен содержимым, «нулевые формы». Очевидно, что у «Черного квадрата» нет ни правого, ни левого, ни верхнего, ни нижнего, ни северного, ни южного, ни головы, ни ног. В нем вообще ничего нет. А повесить его вверх ногами просто невозможно.
Что касается многофигурных супрематических композиций, где легко заметить поворот на 180 градусов, то сам Малевич в разной степени

9. Почему у «Черного квадрата» две даты создания?

Полотно было создано в 1915 году, хотя на реверсе автор написал 1913 год. Очевидно, это было сделано для того, чтобы обойти своих конкурентов и утвердить свое превосходство в создании расистской композиции. Действительно, в 1913 году художник занимался оформлением работы «Победа над Солнцем», и в его эскизах действительно присутствовал черный квадрат как символ этой победы.
Но в живописи идея воплотилась только в 1915 году. Картина была представлена ​​на авангардной выставке «0, 10», и художник поместил ее в красном углу, на том месте, где обычно находятся иконы в православном доме. Этим шагом Малевич провозгласил важность холста, и он был прав: живопись стала поворотным моментом в развитии авангарда.

«Черный квадрат» — это вызов православию

Футуристическая выставка «0.10» стала началом чего-то нового и неизведанного для «Черного квадрата» Малевича. Помимо этой работы экспонировались еще 39 работ художника, но в месте под названием «красный угол» находился именно «Черный квадрат». «Красный уголок» — место в доме, где в верующих семьях вешали священные иконы — это давняя традиция русского народа.

Выставку посетили многие искусствоведы, которые сочли картину вызовом православию и даже антихристианским жестом. Самый известный искусствовед того времени Александр Бенуа писал: «Конечно, это та самая икона, которую футуристы воспринимают вместо Мадонны».

«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве

Одни воспринимают Малевича как гуру современного искусства, другие винят его в гибели классической культуры. В современном мире каждый может представить себя художником и заявить, что его «шедевры» имеют высшую художественную ценность.

Сегодня к искусству относятся совсем иначе, чем раньше, можно даже сказать, что оно изжило себя. Большинство критиков сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» Малевича никто другой не мог создать ничего исключительного. Художники ХХ века потеряли вдохновение, многие сидели в тюрьмах, находились в ссылке или в ссылке.

«Черный квадрат» легко подделать

В разговоре о пятилетнем сыне, конечно, часто появляется дядя Вася. Вы, наверное, слышали анекдот: «В пятый раз из музея похищают черный квадрат Малевича, и в пятый раз опекун дядя Вася успевает восстановить изображение к утру».
Здесь следует помнить, что повторить «Черный квадрат» 1915 года не смогли не только подражатели, но и сам Малевич. Помимо первого и самого известного «Черного квадрата», он написал еще три. Второй был написан в 1923 году для Венецианской биеннале; по просьбе Малевича ее расписали ученики — Анна Лепорская и Николай Суетин. Третий «Черный квадрат» Малевич написал в 1929 году — как анекдотический дядя Вася, он написал его быстро и прямо в зале Третьяковской галереи. Четвертый был создан в 1932 году. Однако, по единодушному мнению экспертов, повторы полностью лишены мистической направленности того самого первого «Черного квадрата».
Справедливости ради надо признать, что попытки подделать Малевича были. Так в 2013 году было рассмотрено довольно громкое дело: председатель совета директоров Международного фонда «Культурное наследие» Виктор Карцев купил у мошенников около 400 фальшивых работ «Малевича» на общую сумму 16 млн рублей. Экспертиза, заказанная Русским музеем, быстро все расставила по своим местам.

Читайте также: Василий Иванович Суриков: биография и творчество

Оцените статью
Блог про картины