Художник Дега: биография и творчество живописца

Рождение и семья

Илер-Жермен-Эдгар Дега родился 19 июля 1834 года в Париже в богатой семье среднего класса, предположительно аристократического происхождения. Его отец Огюст де Ха — потомственный банкир, его мать Селестина — дочь биржевого маклера, который поселился в Соединенных Штатах.

Эдгар — старший сын в семье. У него было 2 брата и 2 сестры. После смерти Селестино в 1847 году образование детей легло на плечи их отца и деда Илера де Ха.

Огюст де Ха уважал искусство. Дома он часто устраивал музыкальные вечера, на которых выступала и его жена. Но, прежде всего, он был бизнесменом. Старейшина де Ха рассматривал живопись как большое хобби, которое поможет его сыну наладить необходимые связи в будущем. Он не считал возможным рисование профессии своего наследника.

Форма или цвет?

Покинув родительский дом, Дега переехал в мастерскую на рю де Лаваль, где ему суждено было прожить до конца своих дней. Теперь природа для него — будни, любители кофе, гуляющие парижане, певцы и дешевые танцовщицы кабаре. С 1870 года художник начал экспериментировать с техникой пастели. Дега чрезвычайно привлекало естественное и органичное сочетание живописи и графики. Он называл себя «колористом линий». Невозможно не узнать его манеры: легкий, схематичный, но в то же время удивительно точный и пластичный в рисовании, он сразу покорил своих почитателей и подражателей, самым известным из которых был Тулуз-Лотрек.

Дега был активным членом «Анонимного общества художников, художников, скульпторов, графических дизайнеров и др.», Постоянно участвовал в выставках импрессионистов, пропустив только одну (в 1882 году). Критики упоминали его вместе с Моне, Ренуаром и Сислеем, но на самом деле в группе этих художников выделялся Эдгар Дега. Импрессионисты отдавали предпочтение цвету, Дега — рисунку. И это противоречие не имело решения. Постепенно назревающий конфликт в конечном итоге привел к расколу в группе. К Дега присоединились художники молодого поколения: Видаль, Кассет, Руар, Тил-ло. Действительно, импрессионистом Дега можно назвать лишь очень условно, его творческие поиски лежали за пределами этого направления — там, где позже возникнет мощное течение постимпрессионизма.

Произведения

  • «Этюд рук» (1860 г)
  • «Начало охоты» (1863-1865)
  • Рыцари на дороге (1864-1868)
  • «Интерьер» (Насилие) (1868-1869)
  • «Коста а Эббе» (1869-1870)
  • «Урок танцев» (1871-1874)
  • «Площадь Согласия» (1875 г)
  • «В кофе» (абсент) (1876 г)
  • «Женщина в туалете» (1876-1877)
  • Диего Мартелли (1879)
  • Лоджия dell’Opera (1880)
  • «Лица преступников» (1881)
  • Гладильные машины (1884)
  • «В танцевальной студии» (1897)
  • Голубые танцовщицы (1899)
  • Танцоры за кадром (1900)

Учеба

Эдгар Дега получил прекрасное образование. В 11 лет он поступил в престижный Lyceum Louis-le-Grand, где прилежно учился, хотя исключительных способностей не продемонстрировал. Он любил историю, латынь и рисование. Его рисунки не были блестящими, но отец видел талант сына и поощрял рисование.

В 1852 году юноша окончил среднюю школу и по настоянию отца поступил на юридический факультет Парижского университета. Вскоре выясняется, что Эдгар не будет юристом. Отец унижает себя, а позже поддерживает сына в его намерении стать художником. Считается, что именно Огюст Дега посоветовал Эдгару выбрать портрет в качестве основного жанра.

Портрет Лоренцо Погана и Огюста де Га, отца художника. 1872 г.

В 1853 году Дега получил разрешение Лувра на копирование выставленных там картин. Сделайте копии картин Рафаэля, Делакруа и Энгра. Последний надолго стал кумиром начинающего художника.

В 1855 году Эдгар поступил в Школу изящных искусств и в вступительном конкурсе занял достойное 33-е место. Наставником молодого художника школы стал знаменитый тогда живописец Луи Ламот, ученик Энгра.

В 1856 году Дега прервал учебу для поездки в Италию. Он пробыл там почти 3 года, зная произведения великих мастеров Возрождения, копируя их манеру письма. Уважение к классической линии, возникшей в этот период, художник будет носить на протяжении всей своей жизни.

Вернувшись в Париж, Эдгар Дега открывает свою мастерскую и пишет несколько исторических картин:

  • «Дочь Иеффая»;
  • «Семирамида строит Вавилон»;
  • «Александр и Буцефал».

Дега пытается более реалистично, чем обычно, интерпретировать академические сюжеты этих картин. Поэтому в 1865 году жюри Салона, официальной художественной выставки Франции, без энтузиазма приняло его картину «Средневековая сцена войны.

 

Творчество

В 1862 году Эдгар Дега подружился с человеком, который сыграет важную роль в его жизни: Эдуардом Мане. Последний знакомит художника с группой молодых художников, которые вскоре стали известны как импрессионисты.

Эта группа встречается в кафе Gerbois. Здесь Моне, Мане, Ренуар, Писсарро, Сислей и другие известные художники обсуждают новое видение искусства. С будущими импрессионистами Дега объединяет желание представить реальность на картинах и использовать для этого более современные техники живописи.

1860 год — время портретов и скачек в творчестве Дега. Художник рисует многих друзей и родных. Эдгар любил и умел изображать людей, но не застывших в одной позе, а как бы застигнутых врасплох во время учебы.

Его работы этого периода демонстрируют переход от классических композиционных приемов к оригинальным перспективам, которыми отличаются знаменитые полотна художника.

Также Эдгар Дега любит изображать лошадей, таких прекрасных в движении. Любовь к этому изящному животному художник пронесет всю жизнь. А когда, ослеп, не сможет рисовать, он будет лепить из воска фигурки коней.

«Жокеи перед стартом» 1862 г

В 1872 году, сразу после участия во франко-прусской войне, художник уехал в Новый Орлеан, чтобы на год погостить у родственников матери. Там он написал картину «Хлопковый офис», ставшую впоследствии известной. Это полотно — единственная работа мастера, приобретенная музеем при жизни.

«Хлопковая канцелярия» 1873 г

В 1874 году вместе со своими друзьями Дега организовал первую выставку импрессионистов, ставшую крупным событием в мире искусства того времени. На нем Эдгар изображает несколько портретов обычных современных женщин, написанных с неожиданных ракурсов.

Еще 7 подобных выставок пройдут в ближайшие 12 лет. Постепенно изменится мнение публики и критиков, которые поначалу восприняли «новую картину» враждебно. Полотна импрессионистов начнут продавать. Эдгар Дега представил свои работы на 7 из 8 выставок импрессионистов.

Женщины в творчестве художника

В 1870 году художник любит балетную тематику. Но на нем не изображены танцоры во время шоу. Он предпочитает показывать свою трудовую жизнь за кадром. Ее танцоры погружены в свои обычные дела и не подозревают, что за ними наблюдают. Балет — любимая тема Дега, ей посвящено более половины работ художника.

Некоторые картины Эдгара Дега из балетной серии:

  • Репетиция танцоров (1874 г.);
  • Танцовщица работы фотографа (1875 г.);
  • «Ожидание» (1882 г.);
  • «Две танцовщицы» (1898г.).
    «Ожидание» 1882 г

Помимо портретов танцоров, важным элементом наследия художника стали выразительные и оригинальные изображения обнаженных женщин. Они не позируют, они просто принимают ванну каждый день. Их позы расслабленные, естественные. По словам самого автора: «Это все равно, что шпионить за ними через замочную скважину».

«После бани» 1883 г

Новаторство в красках

В 1861 году, работая над картиной «Семирамида строит Вавилон», Эдгар Дега начал экспериментировать с красками. Здесь он смешивает масляную краску со скипидаром, нанося его на холст через холст.

В 1870 году портретист увлекся пастелью, сочетающей в себе свойства живописи и графики одновременно. Эта техника идеально соответствовала художественным вкусам Дега, который придерживался линии. «Я колорист по линии», — писал сам художник.

До Дега художники редко использовали пастель, потому что она ненадежна и недолговечна, а при покрытии фиксаторами тускнеет. В то же время пастель придает цвету благородную чистоту и свежесть.

Для смягчения и последующего затемнения пастели Эдгар Дега обрабатывает картины паром. Чтобы краска засияла, разведите пастель горячей водой и нанесите кистью на холст. И это далеко не все эксперименты. Нет художников, которые могли бы сравниться с пастельным мастерством Дега.

Зрелое творчество

С 1880 года в результате ежедневного упорного труда Эдгар Дега становится заметной фигурой в мире искусства. Его полотна с каждым днем ​​дорожают. В этот период он создает такие шедевры, как:

  • Гладильные машины (1884–1886 гг.);
  • Женщина, расчесывающая волосы (1885 г.);
  • цикл «Модистке» (1882г.).

«Каландр» 1884 г

С ухудшением зрения полотна художника становятся все более импрессионистскими: буйство красок сочетается с несколько размытой формой.

«Голубые танцовщицы» 1899 г

Отличительные черты картин Эдгара Дега — смещенная, но все же гармоничная композиция, которая затемняет главных героев каким-то предметом, обрезая фигуры краем холста. Снимки напоминают репортажную фотографию.

В 1886 году на последней выставке импрессионистов Эдгар Дега представил серию пастелей, изображающих женщин, которые одеваются, расчесываются и сушатся после купания. Он практически никогда не выставлялся на публике, предпочитая продавать свои работы через агентов.

Участие в войне и смерть отца

Во время франко-прусской войны (1870-1871) Дега записался в армию. Во время тренировок по стрельбе у него диагностировали дефект зрения. Позже это расстройство стало одним из величайших опасений Дега. После войны художник уехал в Новый Орлеан, где жила его семья. Там он написал одну из своих самых известных картин «Хлопковое бюро в Новом Орлеане». Работа пользовалась большим успехом и оказалась единственной картиной, проданной импрессионистом музею при жизни.

Дега вернулся в Париж в 1873 году. Его отец умер в следующем году. Во время похорон и формальностей наследования выяснилось, что брат Эдгара, Рене, загнал семью в огромные долги. Чтобы расплатиться с ними, Дега продал свой дом и унаследовал коллекцию произведений искусства. Не имея возможности выставлять свои картины в Салоне (новаторские техники рисования все еще отвергались), он присоединился к группе молодых художников, заинтересованных в самостоятельной презентации своих работ.

Портреты Дега

Сначала мастер много внимания уделяет жанру портрета. Один из его самых ранних шедевров — Семья Белли. На картине Дега запечатлел своих родственников. Сочетание изысканных серебряных, голубоватых и черных тонов, строгость поз сдержанных аристократических моделей легко могло превратиться в холодную грацию и порядочность многовекового портрета, но этого не произошло. Тонкий вкус Дега удерживал его от банальности.

Новаторский метод в творчестве

Дега писал:

повторять один и тот же сюжет нужно десять или сто раз. Ничто в искусстве, даже движение, не должно быть случайностью.

Своеобразна методика работы мастера. В отличие от большинства импрессионистов, считавших необходимым работать с натуры, фундаментальное правило Дега заключалось в том, чтобы «наблюдать без рисования, но рисовать без наблюдения”.

На основе огромного количества набросков по памяти он создавал произведения, переводя найденное решение на кальку, повторяя и изменяя жесты персонажей и ища их основные характеристики. Именно поэтому так убедительно переданы профессиональные жесты его героев — жокеев и гладильщиц, танцовщиц и прачок.

Обсуждение

Итальянец в Италии

Семья Эдгара была родом из Неаполя, поэтому привычная для французских художников поездка в Италию дала молодому человеку возможность лучше узнать своих итальянских родственников. Однако чаще всего он исследовал шедевры прошлого и осваивал классическую композицию.

Эдгар Дега «Сидящий обнаженный мальчик» (1856)

На молодого художника сильно повлияло знакомство с Гюставом Моро, с которым он познакомился в Риме в 1858 году. Моро искренне увлекался творчеством итальянцев: Рафаэля, Корреджо, Микеланджело, Тициана — и в основном он учился и пытался передать их палитру, не обращая особого внимания на дизайн и композицию. Гюстав много экспериментировал с техникой, в том числе акварелью и пастелью, и Дега перенял эту страсть. Впоследствии Эдгар тоже начнет экспериментировать с пастелью и в результате родится растворитель его «композиции», основой которого станет скипидар. Использование этого растворителя позволит получить сухую, нежную и хрупкую поверхность картины.

Дега провел три года в Италии и вернулся оттуда с историческими картинами и портретами родственников. Самой известной картиной этого периода была «Семья Белелли» (1860-1862), на которой изображена семья тети Эдгара Лауры де Ха: она, ее муж и две дочери.

Уже по возвращении во Францию, в 1862 году, для Дега произошла судьбоносная встреча: в одной из комнат Лувра он познакомился с Эдуардом Мане. Познакомившись также с Ренуаром и Моне, Эдгар стал завсегдатаем парижского кафе Herbois, часами разговаривая с молодыми художниками и писателями, которые создавали новую реальность в искусстве. В конце 1860-х годов Дега окончательно решил: он не идет по пути классики, он принимает «новую веру», свободную от канонов.

Балет и танцовщицы

Тяжелый труд танцоров, упорные и изнурительные репетиции чаще, чем шоу-фестиваль, Дега изображал пастелью и рисунками. Не королевы сцены, а его утомленные труженики смотрят с холстов мастера. Плавный свет центра внимания, полупрозрачный ореол балетных пачки с резким контрастом: сильные ноги, даже грубые и мускулистые, общие лица «нимф» и «сильфид”.

Отношение Дега к «богиням сцены», его даже насмешливое преклонение перед ними слышно и в сонетах:

Танцуй, не соблазняя модную красотку,

Обаяние с мордочкой простых людей твоих,

Изящно завораживает бесстыдством,

Очарование бульварным балетом ты привнес,

Мужество, новости. Ты показал нам

Только макияж и дистанция создают королев.

 

Картина “Голубые танцовщицы”

Танцовщицы Дега выбегают на сцену, как стройные девушки с выступающими на спине лопатками, и на их лицах уже начинают играть торжественные улыбки по памяти. И хотя профессиональные навыки часто подчиняют себе индивидуальность моделей, художник никогда не подчеркивает их парализующее влияние на человека, деформирующее его личность. Свет сцены, звуки музыки вдохновляют танцоров, движения танцоров становятся не пошлыми, а завораживающими. Глаза загадочно темнеют. Легкие, волнистые, нервные мазки пастели блестят и переливаются.

Художник подчиняется колдовству сцены, любуясь красотой представляемого ему зрелища. И забудьте, что «королев создает только макияж и дистанция». Рука мастера создает шедевр, поражающий тончайшей гармонией линий, цветов, света и жестов. Это «Голубые танцовщицы», которые составляют гордость коллекции Государственного музея А.С. Пушкина (Москва).
Эдгар Дега. Синие танцоры. 1897 гр.

Кабаре и дно жизни в картинах Дега

Дега воплотил в своих произведениях не только излюбленный мир классического балета, но и мир дешевой парижской сцены и кабаре. Портреты певцов и посетителей увеселительных заведений иногда трагичны по характеру, но человечны. Ночной Париж, увиденный глазами горожанина и запечатленный в произведениях Дега, стал новой страницей мировой живописи.

 

Картина “Абсент”

В картинах на темы из жизни «баса» Дега остается сторонним свидетелем. В нем нет горьких насмешек или иронии. В целом он отклонился от своей обычной беспристрастности. Пустота, отчаяние, падение, ужасное чувство одиночества двух людей, сидящих вместе, но потерявших интерес друг к другу и ко всему, что их окружает, пронизывают его. Сочетание перламутровых, желтовато-серых, розовых и темно-коричневых тонов подчеркивает скрытую драматичность произведения. «Абсент» — так называл эту работу Дега.

Эдгар Дега Кафе (Абсент) 1876

Личная жизнь

Артистка не вышла замуж. По официальным данным, детей у нее не было. Меня никогда не видели в компании любовницы или дамы легкого поведения. Модели, которые позировали ему, отрицали роман с художником и даже не ухаживали за ним.

Возможно, Эдгар Дега действительно был женоненавистником: однажды он назвал героинь своих картин «обезьянками». С другой стороны, у человека, который так увлечен творчеством, может просто не хватить времени или энергии для романтических отношений. Известно, что артист любил тишину и покой, что не вписывалось в семейную жизнь.

Другая из множества версий, предложенных арт-критиками, сводится к тому, что Дега ужасно беспокоило то внимание, которое к нему уделяли другие. Поэтому свою личную жизнь он тщательно скрывал. Как утверждали современники, художнику не нужна была физическая близость с женщиной, он довольствовался любовью множеством красивых женских тел. Но все эти версии — лишь догадки.

Интересные факты из жизни художника

Эдгар Дега был настолько увлечен танцорами, что создал с их участием более 1500 работ.

«Меня называют художником танцоров», — писал Дега. «Танцоры всегда были лишь поводом рисовать красивые ткани и запечатлеть движение».

Как и Моне, Дега пишет свои полотна практически вслепую: художник за 20 лет прогрессировал в дегенерации желтого пятна. В результате, работая над полотнами, он видел свои картины совершенно иначе, чем те, в которых их видели другие. Один из французских критиков назвал поздние работы Дега «трагическим свидетельством борьбы художника со своей болезнью».

Все картины Дега отличаются тем, что они изображают мгновение, очень хрупкое мгновение. Казалось бы, Эдгар Дега случайно увидел некий образ и наскоро изобразил его. Это парадокс. Глядя на картину художника, может показаться, что она застыла всего на секунду, и вскоре все детали на ней начнут двигаться. Так и должно быть. Таким образом, Дега правдоподобно передал характерный для его времени бешеный ритм жизни.

Художник питал слабость к движению и хотел его только изобразить.

Дега был не только художником, но и скульптором, а что еще интереснее, графиком. Эдгар Дега показал свои монотипии нескольким людям — только тем, кому он особенно доверял: коллекционерам Руару и Воллару, писателю Людовику Галеви, художникам Гогену и Тулуз-Лотреку. Графика Дега — это мимолетные, иногда по памяти, зарисовки повседневной жизни Парижа, точнее Монмартра конца XIX века

Недавно в Эрмитаже прошла выставка «Фигура в движении», на которой были представлены скульптуры Дега. Интересно, что Дега никогда не делал бронзы. Он делал свои скульптуры из воска и глины.

После его смерти в его квартире было найдено 150 восковых статуэток, почти все похожие на его полотна: танцовщицы, моющиеся женщины, рыцари. Эти бронзовые фигурки отлили родственники художника.

Дега был не очень бедным человеком, но свою старость провел в заброшенной холостяцкой квартире, без друзей и поддержки. Похороны, как завещал художник, прошли тихо и скромно.

Детство и юность

Будущий художник родился 19 июля 1834 года в семье успешного банкира. Отец Огюсто де Ха был организатором неаполитанского торгового дома. Мать Селестин Муссон была дочерью биржевого маклера.

Глава семейства поддерживал жену и детей, а Селестина, как хранительница домашнего очага, поддерживала в доме уют и порядок. Мать умерла внезапно, когда мальчику не было и 13 лет.

Художник Эдгар Дега

Эдгар рос способным ребенком: его увлекали латынь и история. Окончив лицей Людвига Великого в 1852 году, юноша поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако молодой человек понимает, что юриспруденция не его.

Огюст хотел, чтобы его старший сын получил образование и пошел по его стопам, унаследовав в будущем семейный бизнес. Узнав о намерении сына оставить колледж, он решает не доминировать над сыном, давая Эдгару выбор.

Получив благословение отца, в 1855 году юноша поступил в школу изящных искусств, где наставник Ламот привил юноше любовь к лидеру европейских академиков Дж. Д. Ингру.

Эдгар Дега в молодости

Эдгару посчастливилось родиться в аристократической семье. У мальчика никогда не было трудностей, связанных с безденежьем. Пока другие начинающие художники боролись с голодом и с опаской смотрели в завтрашний день, молодой человек в 1856 году решил бросить учебу и уехал в Испанию на 2 года.

Там юноша изучает главные культурные центры страны: Флоренцию, Неаполь, Рим, и вдохновляется картинами мастеров эпохи Возрождения.

По возвращении в Париж эйфорический молодой человек открывает мастерскую, создавая серию работ на историческую тематику.

Автопортрет Эдгара Дега

Эдгар смело отвергает идеализацию древней жизни, показывая, какой она могла бы быть в современной интерпретации. Несмотря на титанические усилия и огромное желание, Дега не удалось совместить древность и современность в рамках своего творчества.

Знакомство Эдуарда Мане, состоявшееся в 1862 году, расстроило жизнь Дега. Артистка стала завсегдатаем уютного кафе Herbois. Там амбициозные импрессионисты обсуждали концепции новых предметов в живописи и свое собственное видение реальности.

Эдуард Мане

Под влиянием этих людей в конце 1860-х годов был создан ряд важных произведений: «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены», «Модистки». Основная задача художника — показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы, чтобы полностью раскрыть его личность. Дега принципиально отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамический элемент бытия, не пытаясь выделить из него ни капли вдохновения. Эдгар видел идеал в непрерывной жизни мегаполиса. Фотографическая память помогла заметить самые незначительные черты Парижа.

Впоследствии эти воспоминания помогли передать ритм городской жизни, создавая подробные образы людей, мест и событий.

Портрет Эдгара Дега

Материальное благополучие позволяло Эдгару вечно искать себя. Художник нарушал каноны, экспериментировал со светом, формой, издевался над композицией — в общем, он сделал все возможное и невозможное для нового видения, чтобы создать эффект свежести работы.

В результате творческих странствий создателю удалось добиться точной эрозии композиционной структуры полотен, в которой не было ничего более случайного. Все элементы подчеркнули смысл сюжета.

Живопись

Балет был любимым предметом мастера-импрессиониста. Популярность запечатленных Дега балетных сцен легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски отображает мир красоты и изящества, не перегружая картины излишней сентиментальностью.

Балетная тема присутствует в творчестве многих художников. Чтобы раскрасить картины, все как им пользовались услугами именитых моделей. Игра светотени, поза, подобранная специально для портрета: эти нюансы лишили холст души. Дега первым осмелился без прикрас показать работы театральных деятелей.

Картина «Синие танцовщицы» написана по любимым пастелям художника. Четыре балерины в синих пачках не могут найти себе места в ожидании выхода на сцену. Каждый день они играют роли и каждый день волнуются, как перед дебютом. Наблюдая за ними, зритель невольно отождествляет себя с героинями, испытывая ту же нервозность. Асимметричность композиции и неровный крой по краям говорит об увлечении художника фотографией

Помимо балета, художник любил лошадей. Эти милые животные завоевали любовь создателя, когда он был в Италии. Дега был поклонником традиционных римских скачек. Художника привлекла природная пластика лошадей, а профессиональные жесты наездников вызвали у художника неподдельное удовольствие.

Первый образ «скачек» родился в 1860 году и называется «Джентльмены на скачках: перед стартом». Это полотно — копия стиля и характера художника.

Расплывчатые и расплывчатые рыцари теряются на фоне плоского пейзажа. Дега переписывает эту работу 20 лет спустя. В следующей версии фоном были бесконечные холмы и фабрики.

Произведение Эдгара Дега «Абсент», поднимающее проблему алкоголизма, полностью отражает обычаи парижской богемы того времени. Чувство одиночества лучше всего пережить вместе. Утрата надежды объединяет этих далеких и в то же время близких людей. Блеклый колорит изображения усиливает ощущение ничтожности своего существа.

Художник не хотел приукрашивать действительность, давая возможность зрителю прикоснуться к окружающим его реалиям.

Одно из основополагающих произведений девятнадцатого века — «Пьяцца дель Конкорд». В какой-то момент у мастера кончились деньги, и ему пришлось браться за работу любого плана. Мастеру пришлось изобразить семью виконта, а затем продать ему полотно. Это помогло художнику сэкономить деньги, на которые он мог жить. Картина издавна является собственностью Л. Лепика. До начала 20 века о его судьбе ничего не было известно.

Спустя время «Площадь Согласия» была обнаружена в коллекции именитого владельца картинной галереи П. Дюран-Рюэля. Однако нижняя часть работы была отрезана. Именно она держала автограф артиста. Отсутствие подписи затрудняло идентификацию автора. После долгих безуспешных попыток продать шедевр, немец О. Герстенберг наконец его купил.

Сюжет произведения прозаичен. Несмотря на кажущееся спокойствие, бледность красок и плавность линий, мысль не лежит на поверхности. Дети и взрослые на фото смотрят в разные стороны. Между отцами и сыновьями идет вечный конфликт. Разница, отраженная во мнениях и мировоззрении поколений, словно в насмешке, получила название «Piazza della Concordia».

Дега сумел удивить зрителя, заставив сопереживать изображенному на полотне герою. «Гладильщики» не были исключением. Рабочий с бутылкой вина, измученный скукой и однообразием, стал символом рабочего начала ХХ века.

Сразу бросается в глаза истощение второй женщины. Не гладит: с ног отваливается. У него нет ни силы, ни желания поднять голову. Ведь кругом такое же отчаяние и груды белья. Мастер импрессионизма позволяет людям увидеть Париж с другой точки зрения.

Прачки жесткие и реалистичные. Великий учитель относился к человеку труда с глубоким чувством гуманизма.

В танцевальном классе Дега феноменально сочетает точный рисунок с отрывочными деталями. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцоров. Изображение погружено в атмосферу волнующего ожидания. Для школьников это мучительное ожидание, для пожилого хореографа — палитра новых идей. Но у прирожденных танцоров нет времени на посторонние мысли: они живут в танце, и секунда бездействия подобна смерти. Классическая цветовая гамма придает полотну академический вид, но энергия равнодушного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.

Последние годы жизни

Еще во время франко-прусской войны у художника начались проблемы со зрением. С годами болезнь прогрессировала. В последнее десятилетие своей жизни Эдгар Дега практически ослеп, он больше не мог писать. В то же время художник немного рисовал углем и занимался скульптурой. Неспособность работать угнетала Дега, потому что живопись была его смыслом существования.

Почтенный старик долгое время гулял по любимому Парижу, часто переходя на улицу Виктора Массе, где когда-то был дом, в котором он прожил 25 счастливых лет. Художник вспоминал молодость и горевал из-за невозможности запечатлеть жизнь французской столицы на холсте.

У него почти нет друзей: кто-то ушел из этого мира, а артист порвал с кем-то отношения по политическим мотивам.

В то же время портретист был богат, уважаем, имел множество почитателей его таланта. Молодые художники боготворили мастера, стоимость его картин на аукционах становилась все выше и выше.

Великий импрессионист скончался 27 сентября 1917 года в возрасте 78 лет.

Смерть

Последние годы жизни гения были омрачены потерей зрения. Почти полностью ослепленный Эдгар, бесцельно бродивший по Парижу, был охвачен тяжелым пессимизмом. Ему было мучительно больно осознавать, что он потерял возможность созерцать окружающий мир.

Эдгар Дега умер 26 сентября 1917 года в возрасте 83 лет. Известно, что он терпеть не мог светских разговоров. По этой причине при жизни он просил Форена не произносить траурную речь на его похоронах, а сказать следующее: «Он, как и я, любил рисовать».

Творческий путь художника

Первоначально Дега создавал в основном исторические произведения, позже он обратился к новым направлениям в искусстве, но никогда не шел по пути других импрессионистов, например, по пути дивизионизма (рисование пейзажей «чистыми» красками, не смешанного), практикуемого Моне. Самым важным в его творчестве были люди, которых Дега часто изображал в очень динамичных и интересных позах.

Несомненно, он был связан с импрессионистами в их погоне за цветом и попытках запечатлеть прекрасные мимолетные моменты. Однако он не сосредоточился на черпании вдохновения у природы и даже преуменьшил значение практики «выхода» из студии с аксессуарами. Сегодня считается, что он был включен в это движение благодаря своей дружбе с группой. С другой стороны, в творчестве самого Дега прослеживается влияние античных мастеров, работы которых он страстно собирает.

Дега тоже занимался скульптурой, но существенных успехов в этой сфере не добился (по крайней мере, при жизни). Он выставил только одно произведение — «Четырнадцатилетний танцор», но оно не было оценено критиками. После его смерти в мастерской было найдено около 150 восковых моделей, большинство из них гипсовые.

В 1856 году Эдгар Дега уехал в Неаполь, где остался со своей семьей. В Италии он копировал работы итальянских художников и создавал собственные произведения искусства. Именно там он делал эскизы к картине «Семья Беллелли», над которой работал 8 лет после возвращения в Париж (1859 г.). Первая половина 1960-х годов ознаменовалась желанием Дега выставлять свои работы в Салоне. По этой причине он создавал в основном исторические произведения — на темы античности.

После 1865 года, когда Салон перенял его историческую картину «Несчастья города Орлеана», Дега больше не рисовал академические предметы, сосредоточив свое внимание на сценах из современной жизни. Он начал рисовать сцены городских развлекательных мероприятий, таких как скачки, а примерно после 1870 года — певцов в концертных кафе и танцоров.

Выбор темы отражает современный подход художника. Он любил сцены с танцовщицами, прачками, модистками и обитателями светской жизни Парижа. Его интерес к танцорам усилился в 1870-х годах, и в итоге он написал около 1500 работ на эту тему. Это не традиционные портреты, а исследования, которые обращаются к движению человеческого тела, исследуют физическое состояние и дисциплину танцоров через искаженные позы и неожиданные точки зрения.

Женщина, сидящая возле вазы с цветами

Дега впитал художественные традиции и внешние влияния и переосмыслил их. После открытия торговли с Японией в 1854 году многие французские мастера, в том числе Дега, все больше находились под влиянием японской гравюры. Но если современники часто наполняли свои картины восточными образами, то Дега абстрагировался от этих офортов. Он также наблюдал, как итальянские маньеристы XVI века строили своих предметов аналогичным образом, иногда отрезая часть фигуры. Например, на картине «Женщина, сидящая рядом с вазой с цветами» фигура вырезана по правому краю, а часть левой руки едва видна в правом нижнем углу. В своем приглушенном платье она выглядит почти непринужденно на фоне буйства красок, составляющих центральную часть цветочной композиции. Необычные точки обзора и асимметричное обрамление — повторяющаяся тема в работах Дега, особенно в его многочисленных картинах и пастелях, изображающих танцоров, от «Танцовщицы через десятилетия» Барра до «Танцовщицы в розовом и зеленом» и других. Даже в более традиционных портретах, таких как герцогиня Ди Монтажи с дочерьми Еленой и Камиллой, она приобретает более современный эффект, нарушая композиционный баланс.

Фото Эдгара Дега

 

По лезвию ножа

Начиная с 1880-х годов Дега работал совершенно самостоятельно, предпочитая пастель и темпера. На самом деле традиции в этой технике не было, и художник смело экспериментировал: создавал тени кистью, водой и собственными пальцами, добиваясь незаметных и плавных переходов фактуры и цвета.

Он писал свои картины сериями. В серии «В мастерской модистки» он собрал образы, написанные после поездок с дамами в шляпные магазины. В этот период появились первые работы из цикла «Обнаженные женщины у туалета». Техника пастели позволила живописцу минимальными средствами добиться желаемого эффекта.

Как и многие художники того времени, Дега увлекся японским офортом, который так полно отражает его художественный идеал: отсутствие глубокой перспективы, ограниченность цвета, выверенная точность и пластичность контура. С другой стороны, он не упускал из виду новаторский вид искусства — фотографию, из которой он позаимствовал неожиданные и необычные ракурсы, словно случайно обрезанные по краям композиции.

Серия «Обнаженные за унитазом» просто шокировала современников художника. Такое реалистичное, без идеализации и приукрашивания изображение моделей считалось вульгарным. Но Дега был непреклонен: его задача — передать движение, а нарисовав женщину в особой позе, сделать это невозможно.

Еще одной достаточно большой серией были изображения скачек. Здесь художник искал то же самое: движение, тонкую линию баланса, жизнь в линии.

Однако любимой темой Дега оставались театр и танец, особенно балет. Он почти не делал зарисовок с натуры, наблюдал в бальных залах Дега. Все свои впечатления он переносил на холст уже в мастерской, по памяти, и считал этот прием единственно возможным: в картину должно попадать только то, что удерживалось в памяти и понималось.

Легкость картин Дега — легкость полета балерины во время спектакля. За этими изысканными и вдохновляющими движениями скрываются часы и дни монотонной работы, которую зритель никогда не увидит и не услышит. Одним из главных шедевров Дега признана картина «Голубые танцовщицы» (1899). Признайтесь, вы думали, эти девушки танцевали? Фактически, они просто перебирают свои костюмы перед выходом на сцену. Но композиция построена таким образом, что все — руки, плечи, шея танцоров — образует своего рода танец. Невероятно и замечательно!

Источники

 

  • https://obrazovanie.guru/biografiya/edgar-dega-biografiya.html
  • https://globalmsk.ru/person/id/6543
  • https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/zhivopis/edgar_dega_1834-1917.html
  • https://biografii.net/znamenitosti/edgar-dega.html
  • https://artverve.ru/artists/edgar-dega-kartiny-biografiya-tvorchestvo/
  • https://artlegends.ru/zhivopis/hudozhnik-impressionist-edgar-dega-i-ego-kartiny
  • https://allpainters.ru/dega-jedgar.html
  • https://24smi.org/celebrity/5110-edgar-dega.html
  • https://interesnyefakty.org/edgar-dega/

Читайте также: Джотто ди Бондоне: краткая биография и картины с названиями

Оцените статью
Блог про картины