- Происхождение
- Легенда о первом шаге к искусству
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Флоренция
- Знаменитые картины Джотто: «Мадонна во славе»
- Творчество Джотто: Ареццо, Неаполь, Рим, Милан
- Детство и юность
- Мастерская Чимабуэ – старт
- Коммерческая жилка
- Кстати, о семье
- Дружба, вошедшая в историю
- Святой Франциск в творчестве Джотто, Ассизи
- Капелла Скровеньи, Падуя, новаторство
- Поздние годы в биографии Джотто: Флоренция
- Капелла Скровеньи и нетрадиционные фрески
- Творчество и слава
- Биография художника Джотто ди Бандоне
- Джотто ди Бондоне – биография и картины — Русская историческая библиотека
- Смерть
- Краткая биография
- Рождество-2019 в Нью-Йорке: 12-тонная ель и гигантские красные шары
- Личная жизнь
- Работы Джотто в Ассизи: летопись жизни святого Франциска
- Самые значимые нововведения
- Джотто ди Бондоне: биография и творчество, видео
- Чимабуэ
- Флоренция
- Самые известные картины
Происхождение
По наиболее распространенной версии, год рождения Джотто — 1266 или 1267, место рождения — небольшой городок Веспиньяно (нынешний Виккьо) в провинции Флоренция. Согласно другим гипотезам, год рождения может быть любым от 1266 до 1276, именно по последней версии автор «Биографии» Джорджо Вазари (1511–1574) настаивал на своем биографическом исследовании. Абсолютной уверенности в месте рождения нет, возможно, это была сама Флоренция.
Отец художника, по разным данным, был кузнецом или крестьянином. Она с ранних лет привлекала беспокойного и подвижного сына к трудовой жизни обычных людей, в том числе к уходу за выпасом скота.
Легенда о первом шаге к искусству
Выпас овец был простым делом. Проворный пастушок, взяв кусок угля из холодной костровой ямы, нарисовал на камне ягненка, который довольно умело вышел из него. Знаменитый флорентийский художник Чимабуэ (1240–1302) прошел через зеленое пастбище и обратил внимание на мальчика, который рисовал, и его очевидные способности. Решительный и упорный учитель, поговорив с маленьким пастушком, убедил родителей в необходимости и возможности заниматься с ним в магазине. Итак, в юном возрасте Джотто с помощью мастера Чимабуэ сделал первый шаг в своей долгой карьере художника-новатора.
Зимние пейзажи выдающихся художников
Флоренция
В конце 13 века Флоренция была на пике своего развития: большие богатые семьи построили в городе роскошные дворцы, новые великолепные церкви и мосты. Независимый город с населением почти 100 000 человек процветает за счет торговли и шерстяных банков. Масштаб строительства требует большого количества рабочих, особое место среди которых занимают архитекторы, скульпторы и художники.
Знаменитые картины Джотто: «Мадонна во славе»
Еще одно название этой картины, написанной на дереве и хранящейся в галерее Уфицци во Флоренции, — «Мадонна Онисанти». Он связан с церковью, для которой был создан этот запрестольный образ. Картина датируется началом 14 века.
Джотто в своем композиционном творчестве не отходил от византийских канонов. Но его новаторство проявилось в черно-белой обработке фигур, сделав их более скульптурными и выпуклыми, а также в сочетании цветов. Художник отошел от традиционного использования одежды культовых персонажей, в его живописи они больше похожи на обычных людей. Прежде всего, это достигается глубоким психологизмом персонажей. При этом сохраняется их величие. В частности, для традиционной техники иерархии фигур.
Творчество Джотто: Ареццо, Неаполь, Рим, Милан
В последующие десятилетия Джотто много путешествовал по Апеннинскому полуострову, выполняя заказы короля Неаполя, церквей Ареццо, флорентийских банкиров, миланской знати и даже папы. По словам Вазари, известна история о том, как Папа, услышав слухи о большом мастерстве Джотто, отправил своих гонцов к художнику, чтобы удостовериться, что ему доверили работу в Вечном городе. Посланник попросил у Джотто рисунки, подтверждающие его способности. На это художник ответил, что, окунув кисть в красную краску и прижав локоть к себе, не пользуясь циркулем, он нарисовал идеально равномерный круг и добавил, что другого подтверждения не будет. С тех пор в итальянском языке появилась пословица, описывающая простака: «Ты круче, чем О Джотта».
Посетив Францию, Джотто также приобрел международную репутацию.
Детство и юность
Дата его рождения, приходящаяся на 1266 или 1267 год, остается неизвестной. Летописец Джорджо Вазари, изучавший жизнь и творчество Джотто, утверждал, что отец художника был крестьянином из Веспиньяно, но, по мнению большинства, он был кузнецом.
О детских годах Бондоне ходят литературные легенды, согласно которым он, как беззаботный пастырь, нарисовал бы овцу на камне и привлек внимание тосканского мастера Чени ди Пепо, известного мозаиками Пизанского собора за подписью творческий псевдоним Чимабуэ. Так, будучи учеником знаменитого художника, Джотто превзошел своего наставника, дополнив свою картину насекомыми, от которых очень хотел отказаться.
Такие рассказы, включенные в «Жизнь» Вазари, не вызывают чувства достоверности, и ученые, обсуждающие биографию Бондоне, предпочитают вообще опускать его начальный период, но не отрицают тот факт, что молодой человек изучал живопись и искусство самостоятельно выполняя серьезные заказы.
Мастерская Чимабуэ – старт
Не так давно Джотто шлифовал краски и готовил столы для мастера. Вскоре он сам расписал обои, потом ему доверили изображение второстепенных фигур, и теперь он полноценный художник с первой долей славы. Профессиональное развитие шло стремительными темпами: сначала он обращался за советом к мастеру, потом проявился природный талант. Здесь стали проявляться выдающиеся коммерческие качества художника.
Коммерческая жилка
Деловая хватка Джотто позволит ему больше никогда не оказаться в бедности. По воспоминаниям современников, в финансовых делах художник был не менее талантлив, чем в профессиональных. Сохранились документальные свидетельства его жизни в большом количестве. Со временем богатство, полученное от таланта, позволит художнику осуществить свою мечту: он купит землю в родном Веспиньяно и его живописных окрестностях. Так что я хотел порадовать себя и свою большую семью.
Кстати, о семье
Даже в студенческие годы, в конце 1280 года, у Джотто будет семья. Чивутте ди Лаппо дель Пьелла станет его женой. Информации немного, известно только, что у них будет восемь детей, один сын продолжит династию.
Дружба, вошедшая в историю
Во Флоренции судьба приведет Джотто к встрече с Данте Алигьери (1265–1321), поэтом и мыслителем, заложившим основы литературного языка итальянского языка. Возраст, талант и острый ум каждого станут залогом крепкой дружбы молодых людей на долгие годы. Данте увековечит имя художника в своей поэме «Божественная комедия», величайшем памятнике культуры Италии. Тогда историки и искусствоведы назовут годы расцвета города «эпохой Данте и Джотто».
Святой Франциск в творчестве Джотто, Ассизи
Примерно за сто лет до вышеупомянутого периода в городе Ассизи в Италии жил некий Франческо, сначала простой гражданин богатой семьи, затем учитель и проповедник, избравший путь покаяния и милостыни. Обличение развращенной церкви, лечение больных и прокаженных, а также душеспасительные проповеди стали его фокусом. Своей жизнью, полной мучений и лишений, он ознаменовал новую эру католицизма.
В память о Франциске, который был канонизирован, через два года после его смерти, в 1228 году, в Ассизи начали строить великолепный храм. По завершении строительства в 1253 году началась отделка, на которую ушло более десяти лет. Глава францисканского ордена пригласил для росписи церкви выдающегося мастера Чимабуэ (около 1278 г.), а затем своего ученика Джотто (в 1282 г.), который уже зарекомендовал себя как талантливый художник. Вообще большой цикл фресок в церквях церкви Сан-Франческо начали делать около 1260 года, последняя фреска датируется 1368 годом.
В Ассизи произойдет не такое уж редкое событие в истории баланса сил в паре учитель-ученик: фрески молодого художника затмят творчество его маститого наставника. Споры между искусствоведами об авторстве привели к мнению, что большинство фресок, рассказывающих о жизни Франческо (включая 28), являются работой Джотто. Этот вывод основан на анализе дальнейшего творчества живописца, в котором будут активно использоваться художественные приемы Ассизи: реалистичность деталей, в основном написанных с натуры, последовательное повествование по хронологии событий.
Капелла Скровеньи, Падуя, новаторство
В начале 1300 года Джотто начал новый заказ. Это церковь Скровеньи (имя богача, построившего здание) или недавно построенная Арена в Падуе. Художник прибыл со многими помощниками (у него уже была собственная мастерская) и начал работу, которая впоследствии сделала имя Джотто известным во всей Италии и за ее пределами.
Именно здесь художник впервые применил свою идею украшения церковного зала: не менее 38 фресок покроют все стены и потолок в несколько рядов, расположенных параллельно. Евангелие — это серия последовательных кадров-эпизодов, подобных иллюстрациям из Библии для неграмотных детей или взрослых. Это было ново и смело. Кроме того, золотой фон, характерный для византийских икон и привычный для его учителя Чимабуэ, художник заменит природным ландшафтом. Впервые в европейской живописи библейские события будут изображены на фоне природы или зданий архитектуры. Джотто стал смелым и решительным творцом.
Еще одним революционным открытием живописца стала перспектива изложения события: вопреки правилам, установленным византийским иконографическим каноном, неизменным на протяжении веков, Джотто изобразил события так, будто сам был их свидетелем, а теперь делится с публикой.
Поздние годы в биографии Джотто: Флоренция
Флоренция, куда неизменно возвращался Джотто, воздавала ему должное. Бывший пастушок получил дворянство и был избран почетным гражданином города, и именно Джотто сам изменил отношение к творчеству художника: живопись перестала приравниваться к простому мастерству, ее статус стал неизмеримо выше.
В 1334 году Джотто был назначен главным архитектором Флоренции и «распорядителем всех укреплений города». Он отвечает за все строительные проекты, реконструкцию моста и начинает работу над самым грандиозным проектом в истории Флоренции: строительством Кафедрального собора (Duomo). Джотто работал над эскизами и планами строительства, спроектировал колокольню (теперь она называется Колокольней Джотто), но так и не увидел конца строительства. 8 января 1337 года, в возрасте около 70 лет, после продолжительной болезни Джотто скончался.
Другой известный тосканский и более молодой современник художника, автор Декамерона, Джованни Боккаччо, сказал: «Джотто по праву можно назвать одним из флорентийских святых».
Капелла Скровеньи и нетрадиционные фрески
Джотто и его уникальные фрески для капеллы Скровеньи являются источником великой живописи эпохи Возрождения или Возрождения. На смену культовым изображениям, условным фигурам и лицам пришли живые и полноценные герои во плоти и крови, переживающие человеческие драмы и испытывающие по-настоящему сильные эмоции.
Техническая сторона живописи также стала поворотным моментом. Мастер Чимабуэ писал на полностью оштукатуренных и сухих стенах, ученик Джотто применил метод работы с мокрой штукатуркой. Кроме того, необходимо было наносить краски быстро (из-за быстрого высыхания) и фрагментарно, до начала основной покраски. Кроме того, этот метод требовал использования высоконасыщенных пигментов. Время показало, что техника, разработанная Джотто, способствует превосходной сохранности его работ — сегодня они такие же праздничные, как и семь веков назад.
Творчество и слава
Джотто заработал отличную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по Италии, пишет для короля Неаполя, банкиров Флоренции, миланской знати, церквей Ареццо и даже для папы.
Научная фантастика или правда, но мы знаем, что Папа, ищущий мастеров для работы в Вечном городе, услышал о необыкновенном мастере Джотто и отправил ему своих посланников. Они попросили подтверждения у уже именитого и самоуверенного художника — рисунков, по которым можно было судить о мастерстве художника. Остроумный художник взял кисть, обмакнул ее в красную краску, прижал локоть к боку и умело одним движением нарисовал идеальный круг. И спокойно добавил, что подтверждений больше не будет. Веселые итальянцы тут же придумали пословицу, характерную для простаков: «Ты еще более округлый, чем О Джотта».
Биография художника Джотто ди Бандоне
Тайна рождения Джотто ди Бондоне окутана тайной: искусствоведы до сих пор не знают, как ответить на вопрос «когда» и «где». Но общепринятым годом рождения художника является 1267 год. Джотто умер в 1337 году. Таким образом, его творческий путь совпадает с периодом Дюшенто (прото-ренессансом) — периодом, когда Италия только нащупывала почву Возрождения, пытаясь преодолеть каноны готического и византийского искусства, а триста — раннего Возрождения, в котором были помещены основные художественные черты итальянского Возрождения.
В мире искусства существует известная легенда, согласно которой Джотто был учеником Чимабуэ, известного мастера проторенессанса. Впервые эта версия была высказана в книге Джорджо Вазари «Биографии известных художников, скульпторов и архитекторов»: по его словам, Чимабуэ сразу оценил талант молодого пастуха, рисующего на камне овцу углем, с чем Чимабуэ случайно встретился на обратном пути в город. Правда это или вымысел, сейчас сложно сказать, однако нельзя отрицать исключительный талант мастера: он начинает первый великий орден, будучи очень молодым мастером 22 лет.
Джотто ди Бондоне – биография и картины — Русская историческая библиотека
Джотто ди Бондоне (1266/76 — 1337), великий итальянский художник, родился в Веспиньяно, недалеко от Флоренции, оживленного торгового и промышленного центра средневековой Италии. Этот город, расположенный на Арно, славился своими тканями, и значительную часть его населения составляли ремесленники, которые занимались производством этих тканей.
Профессиональные граждане собрались в мастерских. В семь «старших» мастерских входили производители тканей, торговцы шерстью, производители шелка, меховщики, врачи, юристы и банкиры. Последний был успешным, активно проводя финансовые операции не только в Италии, но и за рубежом.
В конце 13 века ожесточенная борьба между гражданами и дворянством завершилась полной победой горожан, что привело к последующему бурному расцвету флорентийской экономики и культуры, а также обеспечило Флоренции в 14-15 веках первенство среди итальянских городов-государств.
Вазари в своих «Биографиях самых известных художников, скульпторов и архитекторов» сообщает, что Джотто был сыном крестьянина и что художник Чимабуэ, когда-то известный в те дни, гуляя по дороге из Флоренции в Веспиньяно, увидел мальчика, пасущего стадо рисует овцу на гладком камне. Чимабуэ отвел его к своему ученику, и вскоре ученик догнал учителя.
Анонимный комментатор Божественной комедии XIV века утверждает, что Джотто обучался ткачеству, но сбежал из мастерской мастера в магазин художника. Согласно другим источникам, учителем Джотто был Пьетро Каваллини, глава римской художественной школы.
Отказ святого Франциска от земных благ. Фреска Джотто, 1297-1299 гг. Церковь Сан-Франческо в Ассизи
известно, что между концом 1290 и началом 1300 года Джотто находился в Риме, где выполнил огромную мозаику для базилики Святого Петра. Мозаика «Навичелла» (космический корабль — лодка, шаттл), изображающая Христа и лодку с апостолами, погибла в начале XVI века при разрушении древней базилики (сохранились фрагменты), на месте которой находится Кафедральный собор. Фу построил Святой Петр.
Перед поездкой в Рим юный Джотто сделал огромное пятиметровое распятие (церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция), которое считается его первой работой.
Смерть и вознесение святого Франциска Ассизского. Фреска Джотто, 1300 г. Церковь Сан-Франческо в Ассизи
Вернувшись из Рима, Джотто покупает дом, где он поселяется со своей женой Мона Синта ди Лано дель Пела, которая подарила ему многочисленных детей.
В 1303 — 1306 годах Джотто — в Падуе. Чтобы выполнить заказ местного богача, ростовщик Энрико Скровеньи покрыл стены часовни своего дома фресками, изображающими легенды о жизни Христа и Мадонны.
Заказчик спешил закончить работу, и мастер был вынужден приступить к покраске недостроенного помещения. Фрески в капелле Скровеньи (другое название — часовня Арены, так как она находится на арене древнего амфитеатра) — лучшие фрески Джотто.
Они созданы в период расцвета таланта художника, в них наиболее полно раскрылся его творческий метод.
Интерьер капеллы Скровеньи с фресками Джотто, 1303-1306 гг
Фрески здесь сохранились лучше, чем в церкви Санта-Кроче во Флоренции. На продольных стенах часовни, представляющей собой небольшую однонефную базилику, расположены одна над другой тридцать семь картин в трех порядках.
Картины выполнены в светлых чистых тонах. Почти во всех фресках присутствует объединяющий синий цвет неба. Ниже представлен ряд аллегорических фигур пороков и добродетелей: Милосердие, Мудрость, Стойкость, Тирания и т.д.
Частично порывая со средневековым каноном, господствовавшим в то время в искусстве, Джотто обращается к жизни, к природе. Образ человека в средневековом искусстве выражал христианское представление о верховенстве духа над телом: аскетически суровые лица, с большими глазами, бестелесными и вытянутыми пропорциями фигуры, ноги которой лишь слегка касались земли.
Антиподы этому — персонажи Джотто. Их изображения в основном материальны: массивное и коренастое тело, большая голова, узкий разрез глаз, тяжелый профиль, словно высеченный в камне.
Вместо плоского золотого фона художник размещает фигуры внутри или на фоне пейзажа, охотно привнося в него элементы архитектуры. Пейзажи часто по-прежнему наивны, но эмоциональны.
Не обладая правилами научной перспективы и допуская анатомические ошибки, художник умел одновременно придавать фигурам трехмерность и создавать впечатление пространства.
В искусстве Джотто много мягкости, чистоты и трогательной любви к людям. Его герои полны благородного достоинства и духовной красоты.
Движения, позы, трезвые, но удивительно верные жесты передают настроение: Мария полна материнской нежности, склоняясь над новорожденным («Рождество»), люди, собравшиеся вокруг тела мертвого Христа («Скорбь»), испытывают глубокую боль, В группе волхвов, пришедших поклониться ребенку, царит праздничная атмосфера («Поклонение волхвов»).
Для искусства Джотто характерен глубокий психологизм, который особенно ярко проявляется в одной из самых известных фресок цикла — «Поцелуй Иуды». Внимание публики в этой многогранной композиции привлекают два центральных персонажа: Христос и Иуда.
Во всем аспекте последнего дан своего рода комок гнусных чувств: предательство, злоба, зависть, жадность, обман — они выражаются не только в его лице, но и в тревожных движениях фигуры, закутанной в плащ, как обволакивающий, «впитывающий» фигуру Христа.
Найденная мастером техника максимального сближения профилей Иуды и Христа со всей силой раскрывает драматический конфликт между добром и злом.
Джотто. Поцелуй Иуды. Фреска капеллы Скровеньи
Пока Джотто работал над украшением капеллы Падуана, Данте после поражения в политической борьбе своей партии белых гвельфов был приговорен к вечному изгнанию из Флоренции. Начались годы скитаний.
Когда Данте прибыл в Падую, Джотто тепло встретил его и дал убежище изгнаннику в своем доме.
На стене одной из комнат Палаццо дель Барджелло во Флоренции он написал фреску «Парадизо», где среди флорентийцев изобразил создателя «Божественной комедии».
После того, как работа в часовне была закончена, Джотто оставался на некоторое время в Падуе и покрыл большой зал Палаццо Раджоне фресками (пока нам неизвестными) на светские темы. Затем он со славой вернулся во Флоренцию, которая встретила его великого сына с честью и любовью.
Вскоре он расписал стены двух капелл флорентийской церкви Санта-Кроче (часовня Барди и часовня Перуцци), а в 1310 году для церкви Огниссанти создал известную ныне монументальную картину «Мадонна Онии-санти» (Уффици, Флоренция), изображающая Мадонну с младенцем в окружении ангелов и святых.
Джотто. Мадонна Оньи Санти. OK. 1310
При создании запрестольного образа Джотто учел укоренившуюся церковную традицию, которая привела к определенной архаичности этого произведения (разный масштаб фигур, условность композиции и т.д.).
Однако новое начало проявляется как в общем радостном тоне, так и в трактовке образа Мадонны.
На троне восседает не суровая и неприступная царица небесная, а величественная женщина-мать со спокойным приветливым лицом и могучей крестьянской фигурой. Образ Мадонны глубоко человечен и жив.
Правители Италии пытались, хотя бы на короткое время, покорить славного флорентийского хозяина. Путешествуя по стране, он всюду оставлял ростки нового. Сейчас большая часть работ Джотто утеряна, но тогда его деятельность дала мощный толчок развитию искусства.
С 1330 по 1333 год Джотто жил в Неаполе при дворе короля Роберта. Его неаполитанские работы не сохранились. Петрарка упоминает росписи в придворной капелле, Вазари и Гиберти — о большом зале в замке Кастель-дель-Уово, на стенах которого мастера рисовали портреты многих известных людей.
Древние анекдоты свидетельствуют о том, что художник вел себя при дворе независимо и царь относился к нему как к равному. Джотто был веселым и остроумным человеком, о его находчивости ходили слухи по всей Италии.
Говорят, однажды во время ужасной жары король сказал художнику, который, как обычно, был занят тяжелой работой: «Если бы я был на вашем месте, я бы немного отдохнул». — «И я тоже, если бы я был на твоем», — парировал художник.
Из Неаполя Джотто вызвали в Болонью, а затем в Милан. Фрески, которые он там создал, погибли.
Последние двадцать лет своей жизни он провел в родной Флоренции. В 1334 году флорентийский сеньор назначил «великого мастера Джотто ди Бондоне» верховным руководителем строительства городского собора, городских укреплений и всех других архитектурных работ.
В этом же году началось строительство соборной колокольни (колокольни). При его жизни был снят только первый орден, украшенный рельефами скульптора Андреа Пизано. Не исключено, что Джотто также принимал участие в реализации этих интересных по исполнению и тематике рельефов («Вспашка», «Ткацкий станок», «Возделывание виноградника», «Скульптор» и др.).
Строительство колокольни было завершено Франческо Таленти. Позже Донателло украсил стенные ниши верхнего этажа статуями пророков. Изящная восьмидесяти четырехметровая мраморная колокольня до сих пор носит имя первого строителя.
Campanile Giotto стоит рядом с великолепным собором Санта-Мария-дель-Фьоре и по праву считается одним из самых замечательных архитектурных памятников Флоренции.
Джотто умер 8 января 1337 года во Флоренции и был с честью похоронен за счет города.
Джотто по праву считается отцом западноевропейской живописи, родоначальником реализма. Его работы оказали огромное влияние на развитие реалистических тенденций в итальянской живописи 14 века и, через Мазаччо, на протяжении всего 15 века. Многочисленные ученики, последователи и подражатели знаменитого мастера распространили его влияние на многие культурные центры Европы.
Смерть
Помимо фактов, касающихся произведений искусства ди Бондоне, практически нет новостей о последних годах жизни мужчины.
Исследователи предполагают, что незадолго до смерти, наступившей по неизвестным причинам в январе 1337 года, Джотто встречался и много разговаривал с Джованни Боккаччо, который позже написал романы «Декамерон».
Краткая биография
- В 1288 году художник получил свой первый серьезный заказ: цикл фресок для базилики Сан-Франческо в Ассизи. За 2 года художник выполнил 28 фресок, посвященных Исааку и Иакову, для верхнего яруса церкви. Столь объемная работа за столь короткое время предполагает, что у Джотто есть помощники. Это блестящее произведение прославило художника, получившего известность в центральной части Италии.
- К 1295-1300 гг. В них входят первые станковые работы художника. Это расписной крест и «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» для флорентийской церкви Сан-Джорджо-алла-Коста.
- Также в этот период для церкви Санта-Мария-Новелла был построен шестиметровый «расписной крест.
- Около 1300 года Джотто завершил большой запрестольный образ «Стигматизация Сан-Франческо» для пизанской церкви Сан-Франческо, а также завершил «Полиптих» для флорентийской церкви Бадиа.
- Около 1300 года, находясь в Риме, художник создал мозаику Навичеллы по заказу кардинала Дж. Стефанески. Это монументальное произведение изображает Христа и ладью со святыми на фасаде базилики Святого Петра. Мозаика не сохранилась до наших дней, она была потеряна при строительстве нового собора Святого Петра. Сегодня его фасад реконструирован по сохранившимся описаниям.
- В 1301 году художник вернулся во Флоренцию и на вознаграждение, полученное в Риме, смог купить дом возле церкви Санта-Мария-Новелла, а также поместье недалеко от города.
- В 1303 году мастеру было поручено расписать часовню Санта-Мария-дель-Арена в Паду, построенную богатой семьей Скровеньи. Заказчиком был Энрико Скровеньи. Джотто прибыл в Падую с помощниками из собственного магазина, и они принялись за работу. Художник разработал уникальную концепцию росписи часовни с учетом архитектурных особенностей и естественного освещения здания. Цикл включает 36 фресок, каждая из которых представляет собой отдельный завершенный эпизод. Новаторство Джотто выразилось в отказе от условности образа, присущей византийскому и готическому искусству. Его фигуры индивидуализированы, с живыми мимикой и движениями. Фоном служит ландшафт или архитектурные сооружения. Мастер также использовал композиционные, стилистические и технические новшества, которые перенимали сменяющие друг друга поколения мастеров. Самые известные фрески капеллы Скровеньи: «Поцелуй Иуды», «Встреча у Золотых ворот», «Бегство в Египет», «Оплакивание Христа».
- Работа над фресками часовни завершилась около 1305 года. Он стал одним из важнейших в творческой биографии мастера и на протяжении веков прославил его имя. С этого момента Джотто стал считаться лучшим художником Италии и получил множество дорогих заказов со всей страны.
- Около 1310 года мастер написал алтарь Мадонны Онисанти».
- Между 1310 и 1315 годами художник создал алтарь Перуцци.
- Джотто и его семья жили в достатке, художник хорошо зарабатывал и даже ссужал деньги. Сохранились свидетельства деятельности флорентийских кредиторов с 1312 по 1315 год.
- Между 1310-1317 годами для Часовни Арены был построен знаменитый «Расписной крест.
- В 1315 году глава католической церкви пригласил Джотто в Авиньон. Живописец оставался там до 1318 года, работал и изучал изысканную авиньонскую живопись, которая повлияла на его собственный художественный стиль.
- В 1320 году Джотто был принят в Корпорацию Медичи и фармацевтов Флоренции.
- В тот же период были созданы фрески для капеллы Перуцци в базилике Санта-Кроче во Флоренции. Они выполнены в сухой технике (по сухой штукатурке).
- В 1320 году мастер написал двусторонний «Стефанески Триптих» для базилики Святого Петра в Риме. На центральной панели триптиха Джотто изобразил клиента, кардинала Стефанески и Папу Селестино V.
- В 1325-1327 годах мастер расписал фрески в капелле Барди.
- В 1328 году художник отправился в Неаполь по приглашению местного правителя Роберто д’Анджио и оставался при его дворе до 1333 года. В Неаполе художник занимался росписью церкви Кастель Нуово и часовни Санта-Барбары.
- В 1330 году Роберто д’Анджио пожаловал живописцу титул придворного живописца.
- В 1334 году художник создал одно из самых известных своих станковых произведений — «Полиптих Барончелли» для флорентийской церкви Санта-Кроче.
- В 1334 году художника назначили главным архитектором Флоренции. Он отвечал за строительство новых зданий, мостов, роспись соборов. Его зарплата составляла 100 золотых монет в год.
- Джотто доверили строительство колокольни в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, фундамент которой был заложен в 1298 году. Он составил общий проект колокольни и сумел возвести нижний ярус в течение всей своей жизни. В 1340 году строительство колокольни продолжил Андреа Пизано, а строительство завершил архитектор Франческо Таленти в 1359 году.
- В 1336 году художника отправили в Милан. Там он курировал выполнение фресок для главы города Аззоне Висконти.
- 8 января 1337 г во Флоренции после продолжительной болезни скончался Джотто ди Бондоне. Ему было около 70 лет.
Портрет Джотто ди Бондоне, написанный между 1490 и 1550 годами
Рождество-2019 в Нью-Йорке: 12-тонная ель и гигантские красные шары
Личная жизнь
Единственная информация о личной жизни Джотто состоит в том, что около 1290 года он женился на женщине по имени Чиута, бывшей дочери жителя Флоренции по имени Лапо дель Пела.
В этом браке родились 4 дочери и 4 сына, половина из которых пошла по стопам отца и также стала художником по имени Франческо. В начале 1300-х годов семья Бондоне купила свой дом во Флоренции, и, путешествуя для выполнения заказов, мастер проводил там время со своей женой и детьми.
Работы Джотто в Ассизи: летопись жизни святого Франциска
Данте — основоположник итальянской литературы, который первым начал писать не на латыни, а на своем родном тосканском диалекте. Джотто — реформатор живописи. Примерно за столетие до них в Италии жил другой человек, коренным образом изменивший сферу своей деятельности, Франциск Ассизский.
Будущий святой Франциск отказался от богатой и бурной жизни, избрав путь милостыни и покаяния. Он осудил коррумпированную церковь, исцелил прокаженных, получил стигматы и проповедовал птицам, что ознаменовало новую эру в истории католицизма.
Город Ассизи в Умбрии — родина Франциска. В конце 14 века здесь был построен грандиозный храм в его память. Джованни ди Муро делла Марка, который в то время был главой францисканского ордена, пригласил для росписи церкви известного мастера Чимабуэ, а несколько лет спустя — своего талантливого ученика Джотто.
именно в Ассизи произойдет неизбежное: живопись Джотто затмит творчество его мастера. Есть споры, кто из них выполнил какую часть картин. Считается, что потолок трансепта расписал Чимабуэ, а большая часть из 28 фресок, рассказывающих о жизни и деяниях Франциска, принадлежит Джотто, потому что в будущем в его работе будут использоваться находки из Ассизи: реалистичные детали написаны правдивым и последовательным «покадровым» повествованием, благодаря которому Джотто в шутку назовут летописцем Сан-Франческо.
Самые значимые нововведения
Наследие непревзойденного художника Джотто ди Бондоне, работавшего семь веков назад, трудно переоценить. Хотя надо понимать, что профессиональное оборудование художников в то время (краски по химическому составу, кисти, другие приспособления) было намного беднее современного. Однако вклад Джотто в искусство огромен.
он был пионером:
- в создании объемного пространства в картинах вместо общепринятого плоского изображения иконописного стиля,
- в изображении пейзажей как фона для библейских сюжетов,
- в изображении персонажей Священного Писания на своих картинах людьми живыми и эмоциональными, в то же время трезвыми и достойными, как и положено,
- в использовании необычных светлых оттенков и с мастерским сохранением выразительности и торжества.
К тому же живописцу удалось добиться более уважительного отношения к художнику в целом, поднять значимость профессии над обычными мастерами.
Всем работам мастера присуще чувство красоты, цвета и линии, в этом неизменными сохраняются итальянские художественные традиции.
Джотто ди Бондоне: биография и творчество, видео
«Джотто ди Бондоне: биография и творчество, видео» — о жизни художника, итальянского архитектора, основоположника эпохи прото-ренессанса. Годы жизни 1266 — 1337.
На протяжении веков люди со всего мира восхищались картинами и фресками великого художника, основоположника реализма Джотто ди Бондоне. У многих, независимо от страны проживания, увидев картины этого мастера в Интернете, возникает непреодолимое желание побывать в Италии.
В частности, Флоренция — родина художника. Дышите воздухом, которым он дышит, гуляйте по улицам, по которым мастер ходил в поисках утраченного вдохновения.
Чимабуэ
Никто не мог предположить, что мальчик по имени Джотто, сын фермера, который пас чужой скот, чтобы помочь своей семье, в будущем станет известным художником. Удачный случай помог ему проникнуть в людей. Судьба сопроводила его к знаменитому художнику того времени Чимабуэ недалеко от Флоренции.
Чимабуэ случайно встречает юношу, увлеченно рисующего что-то недалеко от стада пасущихся овец. Подойдя к незнакомцу, Чимабуэ видит, что рисунок проработан до мелочей.
Увидев неизвестного мужчину, молодой человек сердечно его приветствует. Он понимает, что незнакомец с большим интересом изучает только что сделанный им рисунок. Джотто делится с незнакомцем тем, что любит рисовать больше всего на свете.
Чимабуэ (слева) и Джотто (справа)
Незнакомец проникся симпатией к молодому человеку и говорит, что на самом деле он художник. Чимабуэ приглашает мальчика пойти на свои курсы живописи.
Молодой человек остался доволен этим предложением. Но он был временно вынужден отказаться от рисования. Родители решили отдать его в школу ткачей, чтобы научиться ткачеству. Работа ему не по душе. Два года спустя он бросил школу.
Флоренция
Школа ткачей закончилась. И мальчик отправился во Флоренцию, чтобы осуществить свою мечту — уроки живописи у несравненного мастера. Во Флоренции он вскоре нашел мастерскую Чимабуэ и стал его учеником.
Прошло совсем немного времени, и Чимабуэ начал замечать, что его ученик превзошел своего учителя во многих отношениях. Он еще не был в состоянии понять человеческую анатомию и перспективу, но он уже видел мир в трех измерениях.
Ни один из художников того времени не видел мир таким, каким его видел Джотто. Это был глоток свежего воздуха в мире живописи.
Судя по всему, первые серьезные работы молодого художника были тесно связаны с религией. Его первые самостоятельные работы — фрески в церкви Ассизи.
Затем он написал несколько икон по Ветхому Завету. Эти иконы вызвали настоящий шок среди духовенства. По стилю письма они сильно отличались от обычных фресок Византии.
Скульптура Джотто на фасаде галереи Уффици, Флоренция
Джотто был современником и близким другом поэта и мыслителя Данте (1265–1321). Скорее всего, он был первым читателем своей бессмертной «Божественной комедии». Как пишут современники Джотто, он обладал острым умом, умел и любил пошутить с друзьями. Он никогда не вмешивался в какие-либо политические конфликты.
В отличие от многих художников, получивших признание уже посмертно, слава обрела Джотто еще при его жизни. Он расписывает храмы, дворцы и дома знатнейших лордов. В 1334 году великий мастер был назначен главным архитектором Флоренции. Прах Джотто покоится в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.
Самые известные картины
Сцены из знаменитых фресок Джотто ди Бондоне взяты из Евангелия, библейские сцены в то время были самой популярной темой.
Работы художника в основном находятся в Италии, некоторые принадлежат другим странам:
- «Поклонение волхвов», самая известная картина, основанная на цветовых контрастах, Падуя;
- Поцелуй Иуды, нарисованный особым местом, также в светотени, Падуя;
- «Распятие», по сюжету, к которому художник обращался не раз, Падуя;
- Мадонна во славе, написанная на дереве, Флоренция;
- Коронация Марии Христом между Святыми и Ангелами, снова на деревянной основе, Флоренция;
- Похороны Девы Марии, Берлин;
- Веди в храм, Бостон.
Время неумолимо, но, к счастью, многие произведения сохранились, и современное человечество их бережно охраняет.
Читайте также: Художник Дега: биография и творчество живописца