Павел Андреевич Федотов: картины художника

Происхождение и детство

Павел Федотов родился в Москве 4 июля 1815 года в семье отставного поручика, получившего по окончании службы дворянский титул от Екатерины II. У родителей Андрея Илларионовича и Натальи Алексеевны было шестеро детей, о которых они особо не заботились. Отец, титулярный советник, все силы отдавал службе, где был известен своей честностью и строгостью, мать занималась домашним хозяйством. Семья жила недалеко от Красных ворот, тогда патриархальной заводи, и дети могли веселиться и расти самостоятельно, что они и делали в играх, уличных гонках и драках.

Учёба.

В 11 лет Павла Федотова отправили в кадетский корпус — его отец, участвовавший в русско-турецкой войне, также предсказал сыну военную карьеру, соответствующую времени и атмосфере страны, — позже в эти годы лет в истории Российской Империи его назовут «николаевской военной кликой».

Павел не видел домашнего образования, поэтому поначалу ему было очень тяжело. Он оказался упорным и прилежным учеником — уже через несколько месяцев его достижения стали заметны, и Федотов опередил остальных учеников. У него были отличные навыки. Яркое воображение и хорошая память помогли усвоить сложнейший материал. Меня особенно интересовали история, литература, география, химия. Фэнтези разыгрывали на скучных страницах для других и делали учебу забавой для подростка. Он мог часами сидеть над описанием сражений, любил переводить немецкие оды и складывать из них гармоничные стихи. Мне нравилось ходить в хор, на уроки игры на фортепиано и гитаре.

В 1830 году отличная учеба стала основанием для присвоения ему чина унтер-офицера.

Первый опыт рисования

Здесь, в стенах Московского кадетского корпуса, родился художник Федотов. Он начал писать: первыми результатами стали портреты учителей и одноклассников, часто карикатуры. Затем добавилось то, что его окружало: военная тема.

Здесь никто не учил академическому искусству, поэтому дизайн получился естественным и оригинальным, с оттенком индивидуальности дизайнера. Все поля тетрадей были забиты карикатурами, очень похожими на оригиналы и в то же время довольно добрыми, не оскорбительными. Друзья и учителя любили этого доброго и интересного мальчика. Работы того периода — это графика, даже сепия, акварель.

В 1833 г. — выпуск из кадетского корпуса. В актовом зале на мраморной доске с именами лучших выпускников появилось имя Павла Федотова.

Во время службы

В чине прапорщика будущий артист отправился в Петербург — его зачислили в финский лейб-гвардии. Сначала он вел правильный образ жизни: участвовал в светских вечерах, танцах, встречах офицеров с шампанским и открытками. У меня всегда были с собой карандаш и бумага: я мелькала из окон, прохожих, товарищей по одному и в группе. Все заметили сходство и отчетливо заметили особенности.

Жизнь на зарплату быстро стала обузой, и мне пришлось отказаться от развлечений. И это к счастью — Федотов стал серьезнее относиться к службе и, прежде всего, рисовал уроки. Он начал с копирования известных картин признанных мастеров. Он часто путешествовал по Петербургу в поисках интересных проектов, забираясь в разные закоулки и закоулки — в поисках любопытных, особенно его интересовало все, что связано с жизнью простых людей.

1834 год — важная страница биографии художника Федотова. Он поступил на курсы рисования Императорской Академии художеств, сразу во второй класс, на учебу студентов-анатомов. Вечерние занятия были бесплатными, но Павел никогда не пропускал занятия. Также все свободное время он посвящал искусству: писал портреты сослуживцев, сцены из жизни полка, а также изучал творчество фламандских и голландских художников. Ван Остаде, Брауэр, Тенирс-младший в свое время стали мастерами жанровых сцен, пронизанных иронией, которые были близки Федотову.

Содействие императорской семьи

Завтрак аристократа 1850

В 1837 году в штаб полка прибыл великий князь Михаил Павлович. После осмотра войск было свободное общение с охраной, что произвело на Федотова впечатление и стало темой его первой большой картины. Он был подарен великому князю по совету полководца. Он остался очень доволен и по признанию отправил художника в отпуск и подарил кольцо с бриллиантом, что вселило в его творческую душу «художественную гордость». Август-декабрь 1837 г. Павел Федотов с семьей жил в Москве. Он продолжал заниматься рисованием, рисовал себя и свою семью.

По возвращении в Петербург художник продолжал совмещать службу, занятия в Академии художеств и самостоятельную учебу. Так прошло два года. В 1839 году был открыт Зимний дворец, отреставрированный после пожара 1837 года. Федотов был взволнован этим событием, он начал акварель на эту тему. Но времени, а также денег на краски и бумагу катастрофически не хватало. В один из приездов полка великого князя Михаила Павловича художник набрался храбрости, показав ему начатое изображение и пожаловавшись на нехватку средств. Князь назначил материальную помощь и заверил, что расскажет о таланте прапорщика царя Николая I.

Вскоре пришло известие: император предложил «живописцу» оставить службу и «посвятить себя живописи из расчета 100 рублей купюрами в месяц».

Трудный выбор

Размышления Павла Андреевича затянулись: пенсия должна была быть очень скудной, более того, его мучили вопросы, такой ли его путь и есть ли талант. Обратившись за советом к Карлу Брюллову, Федотов услышал о несовершенстве его техники и преждевременном отказе от службы. Поэтому несколько лет мероприятия проходили в установленном порядке: сервис и дизайн в свободное время. В 1843 году он стал командиром роты; на его любимое занятие совсем не было времени. В конце года Федотов принял решение и в начале января 1844 г., получив чин капитана, был уволен.

Теперь только творчество

Художнику пришлось переехать на окраину Васильевского острова, снять небольшую квартирку и сэкономить на всем, чтобы рисовать и посещать Академию художеств (уроки батального художника профессора Зауэрвейда). Темой картин Федотова по-прежнему оставались сцены, которые ему больше всего были знакомы из походной повседневной жизни военных, офицерских торжеств.

В то же время художник занимался юмористическими рисунками — они были проявлением сатирического менталитета. Увидев их, баснописец Иван Крылов дал художнику ценнейший совет — сделать тему своих произведений обычной жизнью, наполненной интересным, резким и забавным материалом.

Подчинившись «своей привлекательности», Федотов оставил лекции на боевую тематику. Его наблюдательность, память и воображение позволили родить новые сложные темы и зарисовки, которые он «курировал» месяцами. Сюжеты были мотивированы самой жизнью — просто будьте осторожны и хватайте забавные, часто смешные и нелепые ситуации.

Первые картины и перспектива

Героем первого из этих полотен, для которого художник освоил масляную технику, является отважный офицер («Свежий кавалер», 1847). В начале следующего года вышла The Choppy Bride. Художник предельно внимателен к деталям: в картинах выразителен каждый сюжет, оправдан выбор оттенков, каждая мелочь имеет смысл. Показав эти работы Карлу Брюллову, теперь Федотов услышал похвалу и предложение участвовать в выставке Академии художеств.

Препятствием становились только материальные трудности: «сватовство майора» только начиналось, а денег не было. Брюллов получил от Академии пособие на художника, а также зачислил его кандидатом: если новый образ будет принят, Федотов станет академиком.

С этого дня все мысли и энергия художника подчинены единой цели: он намеренно бродит по Петербургу, заходит в трактиры, посещает купеческие дома и повсюду упорным взглядом ищет детали, которые кричат ​​и кричат попросите холст. Также он скрупулезно подбирает типы персонажей. В результате к концу 1848 года картина была готова и восторженно принята (вместе с двумя первыми).

Признание и препоны

Совет Академии присвоил Федотову звание академика. Сам художник стал очень популярен в обществе, его имя буквально «прогремело по городу» и до картин выставки было невозможно добраться — всегда собиралась такая толпа. Симпатии публики укрепил тот факт, что художник написал стихотворение-пояснение к картине «Сватовство майора», которое не было опубликовано, а распространялось в рукописи.

Немного улучшилось материальное положение артиста (на 300 рублей в год). Обратной стороной было внимание цензора: было запрещено делать литографии с произведения «Свежий кавалер». Тогда художник решил продать эту картину вместе с Major’s Matchmaking. Покупатель, меценат Прянишников, вместо оговоренных двух тысяч заплатил только половину. Необходимость заставила удовлетвориться и художником. Попытки сотрудничества с изданиями также не увенчались успехом — широкая публика не увидела иллюстраций к собственным басням и рассказам Достоевского — публикации не могли быть изданы цензором.

Московский период: художник выручает семью

Несмотря на то, что у него не все складывалось удачно, Павлу Федотову удалось помочь своей семье. В начале 1849 года он был вынужден уехать в Москву: его отец серьезно заболел, а его сестра, беременная вторым ребенком, овдовела, и на семью легли долги. Пришлось пройти через все проблемы и получить деньги. Помогла выставка, успех которой воодушевил художника и вселил в него новые надежды. Художник полюбил московскую публику, которая, в свою очередь, с радостью помогала семье художника. «Первые люди в городе приняли участие в судьбе моего отца и моей овдовевшей сестры», — вспоминал Федотов, успокаивая свою семью.

Вместе с тем появились новые настроения: вместо того, чтобы высмеивать пошлую чушь, появилось желание обратить внимание на свет и радость. Так стали появляться портреты, полные лирики.

Трагический финал жизни

Свежий рыцарь 1846

В 1850 году Павел Андреевич вернулся в Петербург. Увеличивая успех, он много работает, только постоянные мысли о сборе средств давят на его жизнь. Диссонанс, возникший между творческим порывом и близостью к бедности, сказался на здоровье с его самой слабой стороны — психики. Развитие болезни усугублялось несчастной любовью, одиночеством и вновь тяжелым положением семьи в Москве, несмотря на старания артиста.

Психические отклонения оказались серьезными, что нашло отражение в творчестве Федотова, картины которого потемнели и теперь имеют грустные и религиозные сюжеты. Веселый художник заткнулся и замолчал. Друзья весной 1852 года поместили его в частную больницу для душевнобольных, император лично назначил ему 500 рублей в год на содержание, но живописцу становилось все хуже. Затем его перевели в больницу «Радость всех скорбящих». Расстройство прогрессировало.

26 ноября 1852 года 37-летний художник скончался, по словам критика Владимира Стасова, «произведя лишь крохотную крупицу того богатства, которым была наделена его природа».

Читайте также: Картины Эдварда Мунка: биография и творчество

Оцените статью
Блог про картины