- Больная девочка (1886)
- Вечер на улице Карла Юхана (1892)
- Крик (1893)
- Страх жизни
- Мунк и женщины
- Мунк и его картины
- Звёздная ночь (1893)
- Рождение любви
- Смерть в больничной палате (1893)
- Вампир (1893)
- Мунк и луна
- Тревога (1894)
- Расставание (1896)
- Танец жизни (1899)
- Расцвет и закат любви
- Ребёнок и смерть (1898)
- Брошь. Ева Мудоччи (1903)
- Звёздная ночь (1922)
- Послесловие
Больная девочка (1886)
Мунк считал эту картину важной и центральной в своем творчестве. Это стало началом поиска новых средств выражения чувств и мучений художника. Критики восприняли это изображение с непониманием и отрицанием. В штыки было воспринято буквально все: цвет, композиция, образные средства. И только в середине ХХ века Мунк был признан величайшим мастером экспрессионизма, и это полотно — мировой шедевр.
Сюжет полотна взят из детства художника. Болезнь, а затем смерть сестры наложили на мальчика неизгладимый отпечаток, граничащий с психическим расстройством.
На картине изображена больная девушка. Лежа в постели, а бабушка или няня склонились над ней. Девушка очень бледная, волосы распущены на подушке. Хрупкое тело оставляет силы. Темные тона и черный цвет подчеркивают неизбежность смерти пациента.
Вечер на улице Карла Юхана (1892)
Изображение входит в группу работ «Фриз жизни» и в группу «Страх жизни». Это философское послание художника современникам. Толпа идет навстречу зрителю, который и есть сам художник, безликий, равнодушный и гнетущий. Одиночество светится на улицах города, несмотря на то, что вокруг много людей. Но все бродят в одиночестве, в безликой маске полного безразличия.
Этот образ кричит об одиночестве художника, его незнании окружающего мира. Разновидность аутизма Мунк всегда была его пыткой и вечной душевной болью.
Крик (1893)
Крик — самый известный шедевр норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника считали, что произведение написано в состоянии душевного потрясения. Каждый видит в этом свой смысл. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые из них связаны с психическим заболеванием автора. Но самые красивые редакторы считают, что главное — это впечатление, которое изображение производит на зрителя.
Мост изображен на фоне пылающего неба, спускающегося над дрожащими водами пролива. Мост делит картину на две части по диагонали. На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-желтую маску ужаса. Образ сумасшедшего кричащего существа, пересекаясь по цвету, форме штрихов, передает зрителю самые сильные эмоции. Сочетание двух цветов — синего и красного — составляет основу картины, техника росписи включает масло и темпера.
Картина была украдена несколько раз, но причиной похищения была не огромная сумма, которую она стоит, а ее воздействие на человека. Этот образ — предчувствие катастрофы ХХ века.
Страх жизни
В центре Осло, в доме на улице Пилестредет, где Мунк провел свое детство, вся кирпичная стена является одной из самых замечательных репродукций «Крика». Черная краска на необработанном кирпиче. Все очень верно и уместно: источник беспокойного и нервного видения Мунка здесь, в детстве.
Однажды дома было весело, отец рассказывал чудесные истории, мама была жива. Эдварду было 5 лет, когда она умерла и когда отец перестал сочинять сказки и начал читать Библию. Через 9 лет умерла и ее 15-летняя сестра София. Болезнь и страх — два самых сильных и стойких чувства детства и всей последующей жизни.
С 1879 года Эдвард был дисциплинирован, чтобы стать инженером, но ему понадобится всего год, чтобы понять: он хочет быть художником. Одна из самых важных женщин в жизни будущего артиста — тетя Карен. Именно она дает ему первые уроки рисования и убеждает его недовольного отца, военного врача Кристиана Мунка, дать молодому человеку шанс осуществить его мечту.
Мунк и женщины
Эдвард Мунк. Вампир (Любовь и боль). 1893 Munchmuseet 2/4 Эдвард Мунк. Ревность. 1895 Bergen Kunstmuseum 3/4 Эдвард Мунк. Пепел. 1894 г. NASjonalmuseet for kunst, arkitektur og design 4/4 Edvard Munch. Саломея, или Автопортрет с Евой Мудокки. 1903 Christie’s
Эдвард Мунк пользовался популярностью у женщин, но он постоянно был вовлечен в ужасающие любовные романы. Одна из его муз, Дагни Юль, была настоящей роковой женщиной 1890-х годов: творческой и непредсказуемой личностью, сводившей с ума многих (среди его поклонников был драматург Август Стриндберг). Другая — Тулла Ларсен — попросила свадьбу и, по словам Мунка, не давала покоя артисту. Во время одной из ссор, произошедших в 1902 году, он был ранен пистолетом в левую руку — один из его пальцев был навсегда парализован.
Этот неудавшийся роман стал одним из факторов, приведших к депрессии, сопровождавшейся параноидальными идеями и алкоголизмом. За восемь месяцев лечения в клинике Джейкобсона Мунк написал очень страшную историю об Альфе и Омеге. Омега обманывает Альфу с животными, рожая от них детей, и он убивает ее, после чего она умирает от мести диких животных. Такие женщины-разрушители — частые героини его картин («Вампир» из музея Мунка в Осло, «Ревность» из коллекции Расмуса Мейера в Бергене, «Пепел» из Национального музея искусства, архитектуры и дизайна в Осло), офортов («Саломея, или Автопортрет с Евой Мудокки») и дневниковые записи.
Мунк и его картины
Эдвард Мунк. Разделение. 1894 Munchmuseet 2/2 Эдвард Мунк. Ванночка для ног. 1912-1913 Munchmuseet
Стенерсен пишет, что художник воспринимал свои работы как своих детей: сердясь, он их наказывал. Одним из видов наказания было так называемое обращение с лошадью (хестекур): Мунк положил несостоявшееся полотно, по его словам, на дорогу, где шел дождь, свистел ветер и было холодно. Из-за этого многие произведения — например, «Расставание» (1894 г.) — плохо сохранились и нуждаются в реставрации. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминающей фреску или пастель. Случайно появившиеся пятна, например, следы птичьего помета, стали частью картины, как в «Ножной ванне» (1912-1913). Мунк был неутомимым экспериментатором: много разбавлял масляные краски, добавлял в них мел, использовал яичную темпера, пробовал казеин и костный клей в качестве связующих.
Звёздная ночь (1893)
На этом ночном пейзаже изображено побережье Осгордстранда, небольшого приморского городка к югу от Осло в Норвегии, где Эдвард Мунк проводил лето с 1880 года. Здесь Мунк стремился передать эмоции, вызываемые ночью, а не описать свои живописные качества. Синий цвет передает мистику и тоску по пейзажу, который кажется полным предзнаменований. Абстрактная набережная справа — это группа деревьев.
Рождение любви
А потом начинается настоящая жизнь, легкая, хмельная, свободная. Еще в 1881 году Эдуард учился в королевской рисовальной школе, продал свои первые картины, арендовал студию с друзьями прямо в центре Осло, а через несколько лет получил государственную стипендию и продолжил обучение во Франции. Стипендии будут поступать одна за другой, давая молодому художнику возможность поочередно жить в Ницце, Норвегии, Берлине, Париже и создавать самые первые скандальные и блестящие полотна: «Больная девочка», «На следующий день».
Каждая из этих картин вызывает взрыв яда и возмущения критиков: «.. это не руки, а рыба в креветочном соусе», «.. пока пьяным проституткам Мунка не разрешат спать в Национальной галерее» и то же самое дух.
После скандала первая персональная выставка Эдварда Мунка в Берлине в 1892 году также быстро открылась и закрылась. Но с каждым новым скандалом художник получает признание и уважение коллег, литературных друзей, известных и состоятельных ценителей искусства.
Смерть в больничной палате (1893)
Смерть в больничной палате в 1893 году восходит к памяти сестры Софи. Он умер от туберкулеза в 1877 году. Эта причина — одно из многих проявлений болезни, смерти и печали в семье Мунк.
В скудно обставленной комнате художник рисовал себя вместе со своими ближайшими родственниками: братом, сестрами, отцом и тетей. Его 15-летняя сестра сидит на стуле, спинка стула смотрит на нас.
Мунк: Его последней просьбой было встать с постели и сесть в кресло. «Я действительно хочу жить», — сказал он. Но в этом кресле Софи мертва …
Вампир (1893)
Картина «Вампир» — олицетворение женского ужаса и страха. Его образ, хищный и ужасный, прикрывает добычу. Но первое впечатление от картины быстро тускнеет. Перед зрителем предстает пара страстная, обнявшаяся. И удручающая окраска картины меняет первоначальный смысл.
Борьба мужского и женского начала всегда привлекала художника. На холст вылились страхи и сложные тайны, принявшие нереальный, кошмарный, как в кошмарном вид, вид.
Мунк и луна
Эдвард Мунк. Лунный свет. 1895 NASjonalmuseet для искусства, архитектуры и дизайна2 / 2Эдвард Мунк. Танец жизни. 1899 — Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design
Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Луна очаровывала его, его изображение встречается во многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. И это всегда изображение только полной луны: художник был убежден, что луна может быть только круглой, и отказывался признать, что месяц также является луной. На его картинах великолепие залитой лунным светом тропы над водой напоминает колонну, увенчанную золотым шаром. Некоторые исследователи В. Бишофф. Клев. М., 2007. Не без влияния фрейдизма они считают, что это сексуальный символ: вертикальная полоса Луны — мужчина, а вода и извилистый берег — женщина. Вероятно, так оно и есть: любовные сцены и сексуальные коннотации на картинах Мунка происходят ночью в присутствии странного лунного столба.
Тревога (1894)
Тревожные картины Мунка — его визитная карточка. В его произведениях всегда присутствовали темы смерти, тоски, ужаса, тоски. В жизни художника было много моментов, которые повлияли на его характер, здоровье, мировоззрение и восприятие окружающего мира. В раннем детстве (в 5 лет) он потерял мать, через год умерла сестра. Эти события настолько повлияли на ребенка, что он целый год хранил молчание.
Картина «Тревога» создана по мотивам известной картины «Крик». И если «Крик» — чистый ужас и отчаяние, то «Тревога» — это тревога, когда человек не может найти себе место из-за предчувствия чего-то плохого. Композиция изображения повторяет композицию «Крик». Тот же мост, тот же огненно-голубой пейзаж. Но в данном случае группа людей в черных костюмах всей своей внешностью источает тревогу. Их лица неестественные, размытые, только глаза отражают внутреннее состояние людей.
Основа «Тревоги» — потрясающий цвет. Можно ли передать настроение цветом? Мунк это доказал. Пламенное, пылающее небо и яркое темное пространство за мостом создают неповторимое впечатление.
Расставание (1896)
Личная жизнь Эдварда Мунка была беспокойной, болезненной, связанной с психическими травмами, ссорами и даже попыткой самоубийства его любимой женщины. Все эти события были тесно переплетены с творчеством художника и нашли отражение в его работах. Картина «Расставание» — это отпечаток разрыва, пережитого самим Мунком. Мужчина на фото физически испытывает боль, его боль сосредоточена в области сердца. Пятно крови на его ногах — символ боли и эмоционального опустошения.
С другой стороны, женщина решительна и решительна. В нем отсутствует индивидуальность, так как это общий образ всех женщин. Мунк считал, что мужчина переживает более сильный разрыв, а женщина — более стойкая.
Танец жизни (1899)
Разве это не обычный танец влюбленной пары? Слева — молодость, в образе хорошенькой девушки в белом, справа — старость, в образе пожилой дамы в темном платье, а в центре танцует зрелая пара. Молодежь смотрит в будущее с надеждой, а старость с грустью вспоминает прошлое. Пара в центре танцует медленно и полностью поглощена собой. Она самое яркое пятно на фото. Красное женское платье — явный символ жизни, страсти и любви, без которой жизнь не имеет смысла.
Расцвет и закат любви
В 1891 году в Берлине Мунк приступил к работе над самым важным, сложным и противоречивым произведением: «Фриз жизни», произведение, над которым оно продлится 30 лет. В эту симфонию жизни, смерти, страха, любви и удовольствия войдут все его самые известные картины: «Крик», «Мадонна», «Пепел» (1, 2) и десятки других. И впервые в задуманной художником последовательности они появятся в галерее Берлинского сецессиона в 1903 году.
Мунк охотно пополняет богемные коллекции писателей и художников, вводит в литературный кружок «Чёрной свиньи» рыжеволосую красавицу Дагни Хуэль, которая надолго станет его музой и натурщицей для самых чувственных картин, а затем — женой друга. Мунка Пшебышевского. Он увяз в своем самом болезненном, сладком и самом долгом романе с прекрасной Туллой Ларсен, который закончился попыткой самоубийства Туллы и выстрелом из пальца Мунка.
Болезненный и впечатлительный от рождения, страдающий одиночеством и манией преследования, художник не выдерживает испытания алкоголем и людьми и в 1908 году попал в больницу с нервным срывом.
Ребёнок и смерть (1898)
В преклонном возрасте художник писал о травматических годах своего детства: «Мой дом был домом болезней и смерти». Картина «Дитя и смерть» — одно из самых ярких свидетельств Мунка о тематическом комплексе смерти, смерти и боли. На нем изображена маленькая девочка, которая смотрит из картины и держит уши закрытыми. На заднем плане мы видим его покойную мать. Для Мунка характерно то, что это связано не с человеком, который умирает, а с психологическим состоянием тех, кто остается. Основная тема этого изображения — боль девушки. Но вместо того, чтобы выразить это слезами, ребенок, кажется, боится.
Брошь. Ева Мудоччи (1903)
После 1902 года литографии Мунка в основном рисовались на бумаге.
Однако были некоторые исключения, такие как этот портрет Евы Мудокки 1903 года, сделанный на камне с помощью различных литографических техник.
Ева Мудокки была известной британской скрипачкой, которая гастролировала с пианисткой Беллой Эдвардс по Европе, включая Норвегию.
Эдвард Мунк встретил ее в Париже в 1903 году. Они стали близкими друзьями. Изначально отношения носили любовный характер, но со временем они стали больше похожи на отношения брата и сестры. С 1902 по 1908 год она была одним из ближайших доверенных лиц Мунка.
Звёздная ночь (1922)
Мунк любил смотреть на таинственное звездное небо и посвятил этому великолепному зрелищу несколько работ. Картина «Звездная ночь» передает красоту зимнего звездного неба, которое художник наблюдал со своего крыльца. Окружающий пейзаж не интересует художника, он поглощен красотой сияющих звезд, на фоне которых луна выглядит бледным пятном. Оттенки синего и глубокого синего оттенка подчеркнут холодную зимнюю ночь. Город еще не спит. Он загорается огнями из окон, которые подчеркивают зеленые отблески звездного неба.
Послесловие
Эдвард Мунк завещал свои полотна родному Осло, а после смерти художника Нидерланды стали обладателями большой коллекции его прекрасных работ. На основе более 1000 картин был создан музей, ныне всемирно известный.
К сожалению, формат сайта most-beauty.ru не предполагает очень длинных текстов. И у нас есть большое чувство, что мы еще не показали многие работы известного художника. Поэтому мы решили восполнить этот пробел и в конце статьи публикуем несколько самых известных картин Эдварда Мунка:
Читайте также: Павел Андреевич Федотов: картины художника