- Кинта дель Сордо (Дом Глухого)
- Фрески первого этажа
- Глухота и обострение чувств
- Фрески второго этажа
- Портрет семьи Карла IV — (1800 — 1801)
- Третье мая 1808 года в Мадриде (1814)
- Отношения с Байеу
- Гойя в начале XIX века
- Махи на балконе (1810 — 1814)
- Портрет графини дель Карпио, маркизы Ла Солана (1795)
- Популярность растёт
- «От какой болезни он умрёт?»
- Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя
- Маха обнаженная
- Маха одетая
- Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.
- Семья Карлоса IV
- Сатурн, пожирающий своих детей
- «Университеты» Франсиско Гойи
- Полет ведьм (1798)
- Женитьба
- Шабаш ведьм (1819 — 1923)
- Изгнанник, утративший слух
- Итальянский период жизни
- Ужасы войны
- Старость и радость
Кинта дель Сордо (Дом Глухого)
В 1819 году Гойя переехал из Мадрида в загородный дом с поместьем, известным как Quinta del Sordo (Дом глухих).
Quinta del Sordo (Дом глухих). Рисунок Сант-Эльмы Готье в 1877 году. Дом Гойи — небольшое здание слева. Правое крыло возведено уже после смерти художника.
К этому времени артист пережил череду личных трагедий: смерть жены и нескольких детей, разлука с близкими друзьями, тяжелое заболевание, ставшее причиной его глухоты. Поселившись за городом, в тихом месте на берегу реки Мансанарес, Гойя надеется обрести душевное спокойствие и избежать сплетен о своих отношениях с Леокадией Вайс, красивой молодой женщиной, которая в то время была замужем за богатым купцом Исидоро Вайсом.
Но тяжелая ситуация в стране, которую артист переживает остро, и серьезный инфаркт губительно сказываются на его здоровье и психике. Гойя впадает в депрессию. Ничего радостного и светлого в окружающем мире не видит. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и меланхолией, Гойя пишет пятнадцать картин маслом на стенах комнат в своем доме, которые позже были названы «черными» из-за тревожного настроения и преобладания темных тонов в палитре. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Черные картины» — это мрачные творения воображения художника.
Есть много объяснений философского и символического значения картин в Доме глухих. Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что «Черные картинки» вообще не поддаются пониманию. Что это за фрески? Проекции кошмаров, запечатленные галлюцинации больного разума или зашифрованные пророчества о надвигающихся проблемах, которые ждут как самого Гойю, так и все человечество? Однозначного ответа нет.
Однако можно с уверенностью сказать, что в «Черных картинках» Гойя, возможно, спонтанно и невольно, в виде устрашающих таинственных образов, выразил то, что его мучило и волновало: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, его неизбежное старение и приближение смерти. Расположение «черных картин» на стенах «Дома глухих» художник подчинил определенному этажу, объединив свое творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Поэтому, чтобы «прочитать» картины Quinta del Sordo, понять их скрытый смысл, нужно исходить не только из того, что изображено на фресках, но и учитывать их пространственное соотношение между ними.
Фрески первого этажа
В длинном и вытянутом зале нижнего этажа, в стенах, размещено семь фресок, выполненных в едином стиле и представляющих собой законченную композицию.
По обе стороны от входной двери было два портрета: предположительно, самого хозяина и его экономки Леокадии Вайс, которая позже стала хозяйкой дома.
На портрете Леокадии слева изображена молодая и элегантная женщина, прислонившаяся к ограде гробницы.
Леокадия
Что значит могила? Возможно, Гойя хотел доказать, что Леокадию ждет смерть мужа, которая мешает ей стать законной женой артистки. Или это могила самого Гойи, и портрет говорит о мрачных предчувствиях, охвативших ее?
Справа от двери — «Два старика».
Двое стариков
Старик с длинной бородой, похожий на фигуру с рисунка Гойи «Я все еще учусь», скорее всего, представляет самого художника. Вторая фигура — демон его вдохновения или адский искуситель, который вынужден кричать в ухо глухому художнику, чтобы тот услышал.
Две старушки едят из общего блюда
В нише над дверью — «Две старушки едят из общего блюда». Этой фреске уделяется мало внимания, но она имеет большое значение для всей композиции. Изображенные на нем фигурки не только едят, но и обозначают место вне пространства изображения. Куда указывают их пальцы?
Пародировал ли художник себя, намекая на портреты герцогини Альбы, которые он когда-то писал?
Но, скорее всего, старухи указывают на Гойю, как будто напоминают ему о старческой слабости и неминуемой смерти.
На стене напротив входной двери Гойя написал две картины, разделенные окном, которые впоследствии стали самыми известными среди его современных почитателей: «Сатурн, пожирающий своих детей» и «Юдифь, отсекающая голову Олоферну», которые, как и фрески в парадной двери — изображения Гойи и Леокадии, но символические.
Сатурн пожирает своих детей
Отождествляя себя с Сатурном, Гойя выразил свой страх за своего сына Хавьера, которого он боялся уничтожить неправильным воспитанием, ревностью или несправедливым гневом. Уродливое языческое божество, поедающее собственного ребенка, — эмоциональная метафора неизбежного столкновения между отцами и сыновьями.
Юдифь отрезает голову Олоферну
Образ Джудит, олицетворяющей власть женщины над мужчиной, отражает переживания Гойи, связанные с ее старением и угасанием силы. Очевидно, отношения с Леокадией усилили это горькое чувство.
Слева от Леокадии на большой продольной стене между окнами находился огромный фриз с изображением шабаша ведьм или Великой Козы. Перед ним на правой стене находится фриз «Паломничество к святому Исидору», изображающий ежегодные фестивали, проводимые в Мадриде.
Встреча
Гойя уже занимался темой колдовства и сатанизма. Ведьмы были главными героями его знаменитых принтов Каприко. В 1798 году он написал картину, носившую то же название, что и фреска в Доме глухих. Но, судя по всему, художника интересовала не магия как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. «Шабаш ведьм», несмотря на его подавляющее и тревожное настроение, скорее всего, представляет собой сатирическое произведение, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Надо сказать, что у этой фрески иная политическая подоплека. Его содержание направлено против монархистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанской революции.
Паломничество в Сан-Исидоро
«Паломничество к святому Исидору» — мрачная карикатура Гойи на жизнь и обычаи Испании начала 19 века. Пьяная кричащая толпа простых людей явно не охвачена религиозными чувствами. Для участников паломничества праздник одного из самых почитаемых святых в Испании — просто повод выпить и похвастаться. Однако тьма, окутывающая марширующую толпу, и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правом нижнем углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и болью наблюдает за процессией. «Паломничество к святому Исидору» невольно сравнивают с другим, полным света и радости, произведением Гойи «Праздник в день святого Исидора», которое он написал за сорок пять лет до создания «черных картин».
Праздник Сант-Исидоро
Глухота и обострение чувств
Летом 1793 года Гойя вернулся в Мадрид. Разворачивалась война с Францией, художник на заказ писал портреты испанских военачальников.
Изменение физических условий могло сказаться только на работе мастера: веселые краски и сцены безмятежной жизни сменились ужасами и гротесками. Так родилась объемная серия из 80 работ под общим названием «Капричос». Вместо настоящих, святых и соблазнительных качелей разум художника теперь захватили демоны и призраки. Но вмешалась инквизиция, и картины были запрещены.
Потребность в любви также обострилась в жизни художника. Между Гойей, которому меньше 50 лет, и молодой герцогиней Альбой вспыхивает история любви. Сохранилась записка художника другу: «Теперь я наконец знаю, что значит жить!» Он пишет множество своих портретов, страдает, горит страстью, Альба наслаждается властью над пылким мастером и еще глубже вовлекает его в свое очарование. Эта игра длилась семь лет.
Фрески второго этажа
В комнате второго этажа было восемь стен, пригодных для покраски, но Гойя использовал только семь. Справа от входной двери виднелась таинственная «Собака», на длинной левой стене «Атропо» или «Мойра» и «Дуэль с дубинками», справа напротив — «Асмодея» и «Променад инквизиции», на у стены перед входом и слева от окна стояли «Читатели», справа — «Женщины, которые смеются”.
Самая странная фреска, породившая множество интерпретаций, «Собака» визуально разделена на две части: верхнюю и нижнюю.
Собака
Светло-желтая верхняя часть занимает основное пространство картины, поэтому зрители обычно воспринимают ее как золотое небо, раскинувшееся над коричневым зыбучим песком, из которого пытается выбраться собака. Его взгляд, обращенный вверх, в таинственную темную область, кажется, просит помощи у высших сил. Возможно, именно так чувствовал себя художник в тот непростой для него период: один, умирающий в пучине охвативших его бед и несчастий, но не теряя надежды на чудесное спасение.
Картина на левой стене, названная «Атропос», связана с древнегреческой мифологией.
Атропос (Муар)
Гойя изображал богинь судьбы, Клото, Лахезис и Атропос, в виде отвратительных и отталкивающих существ, парящих в воздухе. В центре изображения в окружении богинь — фигура человека со связанными за спиной руками, что, скорее всего, означает беспомощность человека перед ударами судьбы.
Расположенный рядом с Атропосом, «Дуэль с дубинками» показывает двух мужчин, сражающихся насмерть, которые глубоко увязли в грязи и, следовательно, не могут покинуть сцену битвы.
Поединок с дубинками
Судя по тому, что мужчины очень похожи друг на друга, их борьба символизирует гражданскую войну, которая бушевала в Испании в то время.
Занимая первую стену справа, «Асмодей», вероятно, является самым трудным для объяснения произведением из всех, нарисованных художником на стенах «Дома глухих».
Асмодея
Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Их лица искажены от страха, их жесты выражают тревогу. Судя по всему, персонажи фрески чувствуют себя незащищенными от опасностей, которые распространяет под ними мир. Мужчина потянулся к огромной скале, на которой стоит город с крепостными стенами. Женщина смотрит в противоположном направлении. Внизу под летающими фигурами видны французские солдаты, готовые вести прицельный огонь, и группа людей с лошадьми и колесницами. Несмотря на пугающую и чрезвычайно жуткую атмосферу, изображение невероятно красивое благодаря золотому фону, который заполняет его синими и серебряными вкраплениями, на котором есть два несвязанных друг с другом ярко-красных объекта.
После Асмодеи «Прогулка инквизиции» имеет расплывчатую сюжетную линию и, возможно, еще не завершена.
Путь инквизиции
Композиция изображения нарушена: внимание зрителя привлекает правый нижний угол, где изображена группа неприглядных персонажей, на переднем плане — мужчина в плаще инквизитора. Остальное занимает мрачный горный пейзаж с непонятными человеческими фигурами. У этой картины есть второе название — «Паломничество к истоку Сан-Исидро», и ее часто путают с картиной первого этажа, имеющей аналогичное название.
Разделенные окном «Чтение» и «Смеющиеся женщины» выполнены в едином стилистическом стиле и композиционно дополняют друг друга.
The Readers изображает группу мужчин, внимательно слушающих человека, читающего вслух газету, лежащую у него на коленях. Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что это политики, которые изучают посвященную им статью.
Читатели
«Смеющиеся женщины» — это своего рода пересказ «Читателей», в котором две смеющиеся женщины сосредотачиваются на мужчине, который, кажется, мастурбирует. В чем истинный смысл этого необычного диптиха? Наверное, художник хотел показать, что политические встречи, такие как мастурбация, бесплодны, но приятны.
Смеющиеся женщины
Загадки, связанные с «черными картинами», не ограничиваются их загадочным содержанием. Однако есть предположение, которое неоднократно опровергалось, что автором фресок Quinta del Deaf является не Гойя, а его сын Хавьер. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «темных картин» и никогда их не видели, а первые упоминания о фресках появились в прессе через 40 лет после смерти художника. Кроме того, в «Доме глухих», в котором в то время жил Гойя, был только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Поэтому авторство Гойи нельзя считать бесспорным.
∗∗∗∗∗
В настоящее время «черные картины», перенесенные со стен на холсты, выставлены в музее Прадо в Мадриде. Несмотря на то, что расположение картин не соответствует «Дому глухих» и нарушена целостность композиции, их воздействие на зрителя не уменьшилось. Созданные испанским гением мрачные и пугающие образы вызывают сильные и противоречивые чувства, заставляя восхищаться уродливым, восхищаться уродливым и наслаждаться уродливым.
Портрет семьи Карла IV — (1800 — 1801)
Не следует забывать, что Франциско Гойя, как и его великий предшественник и соотечественник Диего Веласкес, был придворным художником. Следовательно, версия Гойи «Menin» Веласкеса должна была просто родиться — и она родилась! Это «Портрет семьи Карла IV», написанный Гойей в 1800–1801 годах.
О Менинах мы упомянули не случайно — как на картине Веласкеса, на групповом портрете королевской семьи Гойя запечатлен. Однако, в отличие от «теплой и дружеской атмосферы», царящей в картине Веласкеса, «Портрет семьи Карла IV» — это, скорее, стая деградировавших людей, из которых сам Франсиско Гойя кажется единственным подходящим персонажем, а значит, только для по той простой причине, что он не член королевской семьи.
Обратите внимание, что сам Гойя на фотографии выглядит немного грустным, задумчивым и отстраненным, как будто он говорит: «Извините, друзья, но работа художника — изображать правду жизни — так что примите эту семью такой, какая она есть: со всем их их недостатки, тараканы и скелеты в королевском шкафу!»
Третье мая 1808 года в Мадриде (1814)
«3 мая 1808 года в Мадриде» — монументальное историческое полотно (375 х 266 см, холст, масло), написанное в 1814 году и которое сегодня украшает собрание музея Прадо.
На снимке запечатлено начало борьбы испанцев против французской оккупации. В конце марта 1808 года Мадрид был оккупирован войсками Наполеона Бонапарта. Король Карл IV был вынужден отречься от престола в пользу своего сына Фердинанда VII, но Наполеон не был полностью удовлетворен таким поворотом событий.
«Маленький курс» солгал Карлу и Фердинанду с тремя коробками, заманил их в Байону и арестовал. Затем Наполеон решил покинуть Испанию, а также дочь и младшего сына отрекшегося от престола короля — и именно это 2 мая 1808 года вызвало восстание в Мадриде, подавленное после нескольких часов уличных боев.
интересно, что в восстании приняли участие только горожане: регулярные испанские войска, согласно приказу, оставались в казармах и наблюдали, как французы уничтожают городское население. Единственным исключением были артиллеристы казарм Монтелеон, которые теперь считаются в Испании героями. Восстание закончилось поражением, сотни жителей Мадрида были убиты — именно этот трагический момент запечатлен на картине Гойи.
Отношения с Байеу
Эти отношения никогда не были легкими. Частые ссоры происходили из-за бесконечных учений и наблюдений Байе, который побуждал Гойю к сдержанности и точности в цветах и линиях, подавая пример другим художникам. Гордый и дерзкий Гойя кипел от возмущения, но сам понимал, что неплохо было бы научиться сдерживать свой гнев.
Все ссоры заканчивались примирением, и друзья продолжали работать вместе, часто помогая друг другу.
В 1795 году Франсиско Байё умирает, Гойя выставляет свой незаконченный портрет в Королевской академии. С этого момента он получил здесь должность директора живописного цеха.
Гойя в начале XIX века
Монархи до сих пор заказывают художнику множество индивидуальных и групповых портретов, также он пишет для себя. В 1802 году умерла его покровительница, герцогиня Альба. С этого времени и до 1808 года суд перестал отдавать приказы, и художник писал портреты отдельных лиц, а также полотна, отражающие события, которые находят отклик в обществе.
Махи на балконе (1810 — 1814)
«Махи на балконе» (Las majas en el balcón — испанский) — картина маслом Франсиско Гойи, выполненная между 1808 и 1814 годами, когда Испания находилась в конфликте с Францией из-за вторжения «нечестной семьи» Наполеона с войска.
Гойя, переживший французскую оккупацию как личную трагедию, с 1810 года работал над серией гравюр «Бедствия войны», лишающих художника всех душевных и физических сил, и в перерывах между «серьезными» работами желая чем-то отвлечься, он создавал более легкие вещи, многие из которых можно запросто превратить в настоящие шедевры. Картина «Махи на балконе» известна в двух вариантах — только одна из них.
Оригинал — это картина из коллекции Эдмона де Ротшильда в Швейцарии, а версия, которая сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, является копией автора. Слово «маха» стало привычным для русскоязычного уха благодаря чудесным картинам Гойи — хотя не каждый может внятно объяснить, что такое «маха». Читать полностью
Портрет графини дель Карпио, маркизы Ла Солана (1795)
Многогранный и высокопродуктивный гений Франсиско Гойи (1746 — 1828) особенно ярко проявился в портретном жанре. Среди художников мало мастеров, которые смогли бы так полно раскрыть внутреннюю сущность персонажа через его внешний вид.
Действительно, Гойя не изображал своих клиентов, среди которых, как известно, были очень влиятельные люди, в том числе «помазанник божий», — живописно рассказал Гойя их биографию.
На портрете изображена Мария Рита Барренечеа-и-Моранте, 18 лет, вышедшая замуж в 1775 году за графа Карпио, получившего титул маркиза де ла Солана незадолго до смерти своей жены в 1795 году. Интересно, что Гойя написал этот портрет за несколько месяцев до смерти графиня. Смертельно больная маркиза заказала этот портрет Гойи, чтобы ее единственная дочь могла навсегда сохранить память о своей матери .. читать полностью
Популярность растёт
Коммуникабельность Франциско помогает ему приобретать все более полезные знания. Список его покровителей распространяется и на самого короля. Выполнение следующего королевского ордена: серия панно для одного из дворцовых залов укрепляет положение и авторитет художника.
Он гравирует картины Веласкеса, создает еще 20 мультфильмов для спален и гостиных дворцов и красит. В 1780 году Гойя расписал купол собора Пилар, в 1781 году — церкви Святого Франциска Великого. Он пишет все больше и больше портретов аристократов и членов их семей, многие из которых стали завсегдатаями на протяжении десятилетий.
Теперь дорога в Королевскую академию открыта: сначала он был ее членом, а с 1785 года — заместителем директора. В следующем году он получает звание Королевского художника.
Гойя продолжает писать портреты, пейзажи, жанровые картины, автопортреты и создавать мультфильмы. Это ценится и почитается.
«От какой болезни он умрёт?»
Гойе было 46 лет, когда с ним произошло нечто, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Загадочная болезнь, о которой мы знаем наверняка, преследует Гойю в течение многих лет, заставила его попросить официальный отпуск в Мадриде на пару месяцев и отправиться в Андалусию, чтобы поправить здоровье.
Конечно, за два месяца болезнь не прошла. Когда Гойя навещал своего друга-финансиста Себастьяна Мартинеса в Кадисе, у него внезапно было «плохое настроение», за которым последовал инсульт. Художник услышал в голове болезненный шум, перестал ориентироваться в пространстве и вскоре впал в кому. Может это был инсульт? В конце 18 века не знали эффективных методов лечения — ну, кроме кровотечения. Франсиско Гойя какое-то время был на грани жизни или смерти, но выжил.
Многие согласны с тем, что загадочная болезнь могла быть осложнением перенесенного сифилиса в 1777 году, следствием бурной молодости, и один из биографов замечает: «Спирохета разрушила счастье семьи Гойи». С тех пор она страдает от сильных головных болей, шума в ушах, временной слепоты, непроизвольного мышечного тремора и паралича правой руки. Но главное — мастер потерял слух.
Остальные проявления болезни были периодическими: глухота осталась с ним навсегда. До конца жизни (а он проживет еще 36 лет) артист останется глухим. Он общался с людьми, читая по губам и используя заметки.
Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя
За свою жизнь художник успел создать множество картин, которые, несомненно, являются шедеврами и достоянием испанского народа. Наиболее полное собрание произведений хранится в музее Прадо в Мадриде. Однако современники выделяют наиболее удачные полотна мастера. Они повлияли на многих художников того времени. Самые популярные полотна:
- «Мах голый»
- «Маха одет»
- «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
- «Семья Карла IV»
- «Сатурн, пожирающий своих детей»
Эти картины смело можно назвать шедеврами, получившими широкое признание в наше время. Все эти произведения Гойя писал, руководствуясь как внутренними переживаниями, так и отражая проблемы своей любимой Испании. Каждая работа — это целая история, которую художник рассказал миру.
Маха обнаженная
Полотно было создано в период с 1795 по 1800 год. Через изображение завораживающих распахнутых качелей создатель передал портрет испанской городской женщины того времени. Гойя обошел все каноны и изобразил женщину, для которой любовь стала смыслом жизни. Художница подчеркнула ее привлекательность и темперамент: именно такой образ, в понимании Гойи, был присущ испанским женщинам. Очарование, молодость и непреодолимая тоска по жизни и любви: мастер мастерски изобразил все это на холсте. «Nude Mach» — настоящая испанская Венера! Таким образом мастер ценил испанских женщин, считая их образцом чувственности и преданной любви.
Маха одетая
Картина родилась между 1797 и 1798 годами. Художник написал образ своего современника, исполненный чувственной привлекательности и в то же время «закрытый» от посторонних глаз. Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом игривая и чувствуя свою власть над мужчиной. Соблазнительные линии ее тела, скрытые под одеждой, манят и одновременно наполняют достоинством и девственной чистотой. Гойя очень любил подчеркивать противоречия в природе человека: женщина на его полотнах всегда воплощение любви и страсти, но она горда и недоступна.
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.
Картина написана в 1814 году. Она заслуженно считается непревзойденным шедевром. Художнику удалось точно передать атмосферу страшного насилия и несправедливости по отношению к человеку. Изображение отражает его переживания и искреннюю ненависть к ужасам войны. Трагически несущее гибель своих соотечественников, это творение можно назвать настоящим протестом Гойи против кровопролития и существующего режима.
Семья Карлоса IV
Полотно было опубликовано в 1800 году. Этот групповой портрет был заказан самим королем. Однако в этом произведении Гойя не побоялся раскрыть все «секреты» царской семьи. Художник очень точно изобразил их жизнь и образ жизни: богатая одежда и шикарные украшения не могут скрыть пустоту души и недостатки тела. Мастер сознательно не приукрашивал образы, а даже подчеркивал их непоследовательность, высокомерие и разобщенность. Сам мастер присутствует на полотне, скромно стоит в темном углу и созерцает людей, полных вымысла, а хитрость и жадность правят их судьбами. Сам мастер назвал этот шедевр «карикатурой» за его иронию и правдивость.
Сатурн, пожирающий своих детей
В период с 1819 по 1823 год мастер создал свое творение, в котором отразились его внутренние переживания и страх за свою страну. Гойя написал настоящий шедевр, в котором отразил всю свою боль и страх за судьбу Испании, которая в то время переживала неудачную революцию. Франсиско очень точно изобразил безжалостное время, пожирающее своих «детей». Отчаяние, страх, ужас и мертвая надежда — главные темы этого «мрачного» полотна.
Франсиско Гойя — великий художник, оставивший яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: красивый и чувственный романтизм и устрашающий мрачный реализм.
Содержание Великий романтик: биография Франсиско Гойя Бессмертные: лучшие картины Франсиско Гойя Маха обнаженная Маха в одежде Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г. Семья Карла IV Сатурна пожирает своих детей
«Университеты» Франсиско Гойи
Академия Сан-Фернандо дважды пинала Франциско. В 1763 году он не получил ни одного голоса в свою пользу, отчаянно отчаявшись, но постепенно он остыл и в 1766 году сделал вторую попытку. Это также закончилось неудачей: Франсиско Гойя не был силен в рисовании, да и вообще он не был похож на кого-либо — академики просто не понимали этого странного, беспрецедентного, «искаженного» стиля (как Ортега-и-Гассет называл его в двадцатом веке.
Любой сдался бы. Но мастер, рожденный под огненным знаком барана, был чертовски упрям и настолько уверен в своих силах, что решил: он все равно перехитрит — если не судьбу, то, конечно, Королевскую академию. Не получая от нее пенсии, 23-летний Франсиско Гойя за свой счет помчался в Рим. Для этого он присоединился к группе матадоров, направлявшихся в Италию.
Бой быков, отвага, возбужденный рев толпы — это вообще его стихия. Общительный и высокомерный Франчо любил шумные посиделки и не раз клялся танцевать арагонскую хоту на плечах тех, кто осмеливался искоса взглянуть в его сторону. Франсиско Гойя принимал участие в корриде и уличных акробатах. Он был проворным, мускулистым и отчаянно храбрым, а его любовные похождения, осложненные многочисленными дуэлями, ходили легенды. Например, рассказали, как Гойя, влюбившийся в послушницу из одного из римских монастырей, украл девушку из монастыря. Те, кто знал его недолго, не сомневались, что это именно так.
Свое покорение Рима испанский художник начал с восхождения на купол базилики Святого Петра. Но чтобы не оценить вид на «Вечный город», нет — на вершине собора Франсиско Гойя нацарапал свои инициалы. Матадор и боец из Сарагосы жаждал во весь голос объявить urbi et orbi — «город и мир», и ни на секунду не сомневался, что Провидение и Пресвятая Дева Атоха уготовили ему великое будущее.
Полет ведьм (1798)
«Полет ведьм» (холст, масло, 43,5 x 30,5 см) — картина Франсиско Гойи 1798 года, часть серии из шести картин, проданных герцогам Осуна для украшения их загородного дома «Ла Аламеда» на окраине Мадрида. К сожалению, до наших дней дошла только одна картина: «Полет ведьм», которую можно увидеть в музее Прадо в Мадриде.
Сам Гойя назвал эти произведения «композициями, основанными на испытаниях ведьм». Хотя кульминация «охоты на ведьм» пришлась на 17 век, в период Гойи испанская инквизиция все еще имела огромную власть и власть, и смертные приговоры, вынесенные высшим церковным трибуналом, по-прежнему приводились в исполнение, хотя и не приносили такого великолепия и размах, что столетием ранее.
Три девушки с обнаженной грудью, все одежды которых состоят из санбенио (покаянные одежды для еретиков) и шапки в виде удлиненной епископской митры, украшенной змеями (также являвшейся частью одежды еретика на суде), освещены ярким светом свет, источник которого находится за пределами изображения .. Читать полностью
Женитьба
В середине 1773 года Гойя женился на сестре одного из своих влиятельных друзей, Франсиско Байеу. В конце года Жозефа родила первенца, который прожил недолго. Всего из множества детей (по разным данным детей и беременностей было от 5 до 20) выжил только один мальчик, остальные умерли в младенчестве. Его сын Хавьер (1784-1854) сначала пошел по стопам отца, он тоже пытался стать художником, но, вероятно, был лишен воли и упорства отца, из него ничего не вышло.
Гойя оставался женатым на Хосефе до смерти своей жены в 1812 году и написал только один ее портрет. Верным и любящим супругом он так и не стал: всю жизнь его тянуло к уличным танцовщицам, а затем к придворной аристократии. А жена, страдающая от постоянных измен мужа, всю жизнь будет о нем беспокоиться и будет бояться, что за ним вот-вот придет инквизиция: ведь с годами в обществе появляются все более радикальные разоблачения и критика общества работы художника.
Шабаш ведьм (1819 — 1923)
«Сатурн, пожирающий своего сына» — не единственная из «Черных картин Гойи», получившая всемирную известность. Еще одна высоко оцененная работа в этом жутком сериале — «Ведьмин Шабаш», также известная как «Большой козел». В этой захватывающей сцене сатана, изображенный Гойей в виде большого, почти черного силуэта антропоморфного козла, правит шабашом ведьм, которым всегда славилась Испания.
Как и другие сюжеты «Черных картин», темная демоническая тема «Шабаша ведьм», конечно же, была навеяна ухудшающимся физическим и психологическим состоянием художника. Однако еще до начала глубокого кризиса Гойя предпочел мрачную палитру. «В искусстве цвет не нужен», — писал он. «Я вижу только свет и тень».
К сожалению, когда фреска «Шабаш ведьм» («Большой Козел») была вырезана из стены «Дома глухих» для переноса ее на холст, около полутора метров работы было потеряно. Однако, имея длину почти пять метров, эта картина остается одной из величайших работ Гойи — и, конечно же, одной из самых известных.
И даже если публика на Всемирной выставке 1878 года не оценила «Черные картины», перенесенные на холст, — сегодня они считаются общепризнанными шедеврами, достойными восхищения… Нет-нет, здесь явно неуместно «любоваться» ! Музей Прадо в Мадриде.
Изгнанник, утративший слух
Картины написаны не на холсте, а на гипсе в Доме глухих в Мадриде, которого не существует более века.
La Casa dei Dordi — это небольшой загородный дом на окраине Мадрида, на реке Мансанарес по дороге в Сеговию. Как ни странно, своим названием дом обязан не Гойе, который был глухим в возрасте 46 лет, а предыдущему хозяину, который также потерял слух.
72-летний Гойя купил дом площадью 22 акра за 60 000 реалов и переехал туда. Он уже пережил смерть жены и нескольких детей, разлуку с друзьями, гнетущее положение в обществе, вызванное политической реакцией. Кроме того, сказались последствия тяжелой болезни, лишившей его слуха (а Гойя был заядлым меломаном). Что это за болезнь, доподлинно неизвестно.
«Доктор Арриета лечит Гойю» (1820 г.) / Институт искусств Миннеаполиса
Автопортрет (1795 г.) / Метрополитен-музей
«Есть несколько гипотез, основанных на ограниченных данных, которые мы знаем о симптомах Гойи», — говорит Вирджиния Альбаран. — По словам одного, глухота могла быть вызвана токсинами пигментов, которые он использовал для рисования (это также могло стать причиной смерти шести его детей). Другие считают, что причиной глухоты является сифилис. Есть недавнее исследование, предполагающее аутоиммунное заболевание.
И преклонный возраст Гойи, и сложная политическая ситуация в стране, жертвой которой он стал в преклонном возрасте, могли повлиять на его настроение, что, в свою очередь, повлияло на сюжеты, размер и настроение «Мрачных картинок». Однако точно известно, — говорит Вирджиния Альбаран, — что Гойя никогда не страдал психическими расстройствами: «До конца своих дней он отличался чрезвычайной ясностью ума».
Итальянский период жизни
Покорение Вечного города началось с «покорения» вершины собора Сан-Пьетро — сюда поднялся Гойя, чтобы оставить свои инициалы на куполе. Этот доблестный матадор, пылкий боец и страстный любовник жаждал признания и славы как художник, и здесь, на вершине римского святилища, он заявил об этом.
В период с 1766 по 1771 год художник много изучал пути итальянских живописцев, способы их работы, писал и копировал выдающихся мастеров Италии.
Будучи римлянином и учеником Байе, художника Академии Сан-Фернандо, Франсиско Гойя участвовал в конкурсе, организованном Академией Пармы. Картины конкурсантов должны быть на старинную тематику. Молодой художник принялся за работу с энтузиазмом и страстью. На этот раз усилия не прошли даром: картина Гойи получила вторую премию Академии художеств в Парме благодаря шести голосам членов жюри. Несмотря на критику в резкость тона жюри, было отмечено, что автору удалось умело передать «грандиозный характер» фигуры Ганнибала.
В том же 1771 году, набравшись опыта в Италии, Франсиско вернулся в родную Сарагосу.
Ужасы войны
Заостренная ветка протыкала кожу между лопатками. Изнутри. На дереве посадили обнаженного мужчину: большая ветка вошла в задний проход и проткнула туловище. Руки были отрезаны. На заднем плане французский солдат убивает пленных крестьян саблей.
Сегодня в нашей памяти о походах Наполеона остались только «Бородино» Михаила Лермонтова и «Война и мир» Льва Толстого. Вы закончили четвертый том? Бедствия войны — это серия из 82 гравюр, о которых Гойе не приходилось фантазировать. Он видел, как французы расправились со всеми людьми Чинчона за убийство партизанами двух солдат. Его, как священника, повесили за перочинный нож. Как трое французов изнасиловали испанку посреди улицы. Перед расстрелом они раздробили челюсти заключенным прикладами автоматов, и вместе с кровью остались на земле зубы и куски. Я видел деревья, на которых «созрели» диковинные плоды — отрубленные головы. С августа 1811 по август 1812 года Гойя стал свидетелем голода в Мадриде, унесшего 20 000 жизней.
Гравировка «Это хуже» подразумевает, что французы также изнасиловали мужчин
Старость и радость
Казалось, что в преклонном возрасте Франсиско Гойя останется совсем один. Некоторые из его друзей были убиты инквизицией, другие были вынуждены покинуть страну по политическим мотивам. В 1802 году Альба умрет, по некоторым слухам, отравленной ядом из цветных пигментов, а в 1812 году она не станет угрюмой и верной Хосефой. Гойя уединится в пригороде Мадрида, построит там поместье Quinta del Sordo («Дом глухих») и покроет его стены изображениями пугающих видений (1, 2, 3, 4). Испания переживет «ужасы войны» и французскую оккупацию, но Франсиско сможет сохранить свое положение придворного художника под властью французов — то, чего испанцы долго не смогут ему простить.
А когда Гойе исполнится 68 лет, и можно будет подвести итоги и оплакивать утрату, его жизнь снова засияет радугой и будет разноситься скандалом. Замужняя красавица Леокадия Вайс, моложе его на 40 лет, влюбится в Гойю и оставит ему богатого, а не старого мужа. Вместе они спасутся от политических преследований во Франции, родят еще двоих детей: сына и дочь, а ее возмущенный старший сын Хавьер, того же возраста, что и Леокадия, будет иметь давнюю тяжбу со своим отцом за значительное наследство.
Великий испанский художник умрет во французском Бордо в возрасте 82 лет.
Читайте также: Микеланджело да Караваджо: биография и творчество