Микеланджело да Караваджо: биография и творчество

Юноша с корзиной фруктов (1593-1594)

Это полотно было написано во время обучения молодого живописца. Картина выполнена маслом на холсте и небольшого размера, всего 70 × 67 см, изображает уличного мальчика с корзиной, полной спелых итальянских фруктов. Поза молодого человека слегка нежная и томная. Караваджо много раз рисовал этих молодых людей на своих полотнах. Но этот образ объявил Караваджо непревзойденным реалистом. Изображенный натюрморт великолепен, персики и виноград настолько реалистичны, что хочется протянуть руку и взять их.

Нарцисс (1597 — 1599)

Темная история Нарцисса, рассказанная в «Метаморфозах» Овидия, происходит на абсолютно черном фоне. Единственные видимые нам изображения, без которых картина просто превратилась бы в «Черный прямоугольник», — это фигура Нарцисса, покоящегося на воде, и его изображение на поверхности воды, которые вместе образуют круг, центр которого это самый свежий фрагмент полотна — колено юного нарцисса.

Эта работа была создана в разгар карьеры Караваджо, период, о котором мало что известно до сих пор. Однако, судя по картинам, в то время Караваджо предпочитал придавать своим картинам магическое ощущение таинственности и загадочности, напряжения и явной сосредоточенности персонажей на своих внутренних переживаниях . читать полностью

Блаженство святого Франциска (1595)

Эпоха барокко, в которой жил художник, требовала определенных правил в изображении персонажей, особенно если они были святыми или ангелами. Святой Франциск, изображенный на фото, лежит без сознания от изнуряющих постов и бесконечных молитв. Его поддерживает ангел, явившийся в видениях святого. Ангел, изображенный Караваджо, прекрасно передает характеристики времени. Ее красота потусторонняя, ее прекрасное тело закутано в белые одежды, а за ее спиной развиваются крылья. Темный фон отлично выделяет персонажей и делает их очень объемными и реалистичными. Монах изображен босиком в простой рясе, руки расслаблены, а на лице расплывчатая улыбка. Все говорит о блаженстве спящего монаха.

Любимый художник Голливуда

Обращение Святого Саула Микеланджело Меризи де Караваджо 1601, 230 × 175 см Караваджо добился удивительного психологизма и драматизма с особым освещением своих полотен: источник света на картинах почти никогда не виден, но он явно не естественного происхождения и находится где-то над головами героев, выделяя из темноты их фигуры, лица, жесты и, как следствие, персонажей и эмоции. Такой значительный свет, используемый не только для создания объема (трехмерный эффект, на наш взгляд), но и для возбуждения страстей, все еще существует соблазн воспроизвести на сцене и в голливудских фильмах. Успешных трейдеров обычно номинируют на «Оскар». Святой Иероним в медитации Микеланджело Меризи де Караваджо 1606, 118 × 81 см

Кадр из фильма «Роковая страсть» (2013) американского режиссера с украинскими корнями Джеймса Грея. Прежде чем попасть на съемочную площадку, прогуляйтесь по музеям с работами Караваджо для операторов его фильмов. Покажи как должно быть. Как и в этой сцене, резкое противостояние света и тени на картинах Караваджо называется словом «светотень» (итал. Светотень).

Еще один голливудский поклонник Караваджо — режиссер Мартин Скорсезе. Он говорит, что Караваджо был прирожденным режиссером и «помог» ему зажечь свет на съемках Wicked Streets. Люди, которые часто бывают в темных барах Нью-Йорка в этом фильме, являются ремейками «Зова апостола Матфея» Караваджо».

  • Караваджо. Призвание апостола Матфея, 1599 г
  • Мартин Скорсезе. Фильм «Злые дороги», 1973 г

И взгляните на фильм Скорсезе «Славные парни» (1990), где Караваджо также имеет право называться дизайнером по свету. Мартин Скорсезе также говорит, что научился рассказывать истории от Караваджо: на картинах этого художника действие запечатлено в полным ходом — настолько хорошо, что режиссер должен уметь начинать свой рассказ не издалека, а сразу с того, от чего зритель не может оторвать глаз. Заключение под стражу Христа Микеланджело Меризи де Караваджо 1602, 169 × 133 см «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо» — МАРТИН СКОРСЕЗЕ

  • Караваджо. Нарцисс, 1599 г
  • Мартин Скорсезе. Фильм «Таксист», 1976 г

Шулеры (1596)

Караваджо ловко изобразил карточных игроков в покер, двое из трех явно жульничают, пытаясь обыграть сумасшедшего молодого человека, который по неопытности не замечает, как старик подглядывает в свои карты и сигнализирует своим партнерам пальцами. Второй по остроте молодой человек изображен спиной к зрителю. Он открыто наблюдает за противником и готовится сбросить необходимые карты, которые спрятаны за его поясом. Вы можете часами смотреть на эту картину и находить все новые интересные подробности. Например, перчатки старого злодея с отрезанными кончиками пальцев — отличный инструмент для исследования отмеченных карт. Это изображение — настоящая карикатура на проблемы общества в эпоху, когда процветали карточные игры, а вместе с ними и мошенники всех мастей.

Гадалка (1596-1597)

В первые творческие годы Караваджо писал народные сказки на заказ: мальчишки с цветами, фруктами и музыкальными инструментами, но постепенно стал изображать более интересных персонажей, как на картине «Гадалка». Караваджо привел в свою мастерскую настоящую цыганку и нарисовал ее с натуры, поэтому сцена на фото получилась очень достоверной. Гадалка от руки предсказывает будущее молодого человека и всматривается ему в лицо, пытаясь добраться до сути. Он явно льстит и обманывает покупателя.

Последнее 10-летие

В 1601 году Караваджо основал собственную мастерскую и получил учеников. Здесь он пишет множество произведений на религиозные темы, повторы по заказу и картины по велению души. Очень продуктивный период: шедевры сыпались один за другим.

Безрассудная жизнь все сломала. 29 мая 1606 года драка во время игры в мяч на спортивном поле переросла в кровавую драку, в результате которой погиб один участник. Караваджо был обвинен в убийстве, а Павел V, согласно закону того времени, объявил, что теперь каждый имеет право безнаказанно наказать виновных и даже получить вознаграждение. Первые месяцы Караваджо скрывался в имении Колонна и продолжал рисовать, затем скрывался в Неаполе с другими благотворителями и почитателями его таланта, создавая великолепные полотна для церквей. Кажется, что чем больше туч сгущается вокруг Караваджо-драки, тем совершеннее полотна Караваджо-художника и тем яростнее и быстрее он пишет, не делая зарисовок к своим шедеврам.

Неожиданно летом 1607 года Караваджо отправился на Мальту, выполнил здесь ценные заказы, а через год получил членство в Мальтийском Ордене. Казалось бы, это спасение, живи, твори. Он пишет образы невероятной силы и эмоций. Но в очередной раз авария спровоцировала побег. В октябре 1608 года он высадился на Сицилии, где в Сиракузах жил старый друг Марио Миннити, который помогал, чем мог. В начале 1609 года Караваджо был уже в Сицилийской Мессине, в конце года — в Палермо, затем в Неаполе. Здесь и в драке, и во время покушения на рьяного последователя справедливости, желающего получить награду, Караваджо получил легкое ранение. В июле 1610 года он начал кампанию по помилованию художника, и он отплыл из Неаполя на небольшом паруснике — в успехе дела никто не сомневался, Караваджо хотел быть ближе к Риму. Информация о следующих событиях скомкана: 31 июля великий Караваджо был помилован, но он не узнает — смерть оказалась быстрее папского указа — по дороге в столицу 18 июля художник скончался. Современные исследования останков считают, что причиной смерти стал стафилококк.

Трудный характер

Рвение и несдержанность Меризи начали создавать ему проблемы еще в подростковом возрасте. Необузданный нрав заставлял вспыльчивого молодого человека чуть не бросаться в удары, в его характере не было и следа спокойствия и рассудительности. В конце 1980-х годов, когда у молодого человека произошел гормональный всплеск, его жизнь еще больше осложнилась скандалами. В 1589 году, нуждаясь в деньгах, он вернулся домой, чтобы продать свою землю. Его последний визит датируется 1590 годом, после смерти матери. Осенью следующего года в компании игроков, где у Меризи, любительницы шумной выпивки и веселья, тоже произошла ссора, которая вскоре переросла в драку. Во время ожесточенной драки погиб один из ее участников. Это событие ускорило его отъезд из Милана, и ему пришлось бежать. Маршрут проходил из Венеции в Рим.

Магдалина по-новому

Честное отношение, без прикрас к жизни, свое истинное исполнение Караваджо старался передать в своих произведениях любого жанра. Вопреки сложившимся традициям Караваджо продолжал создавать полотна на библейские сюжеты, в том числе картину «Кающаяся Магдалина» (1597) — здесь талант художника проявился как нельзя лучше. Иногда, живя в трущобах и ходя почти в клочьях, художник точно знал, что такое измученная блудница, решившая обратиться к вере с горьким покаянием. Невероятно — никакой театральности, пристального взгляда на небо и заламывания рук, а только задумчивая боль на лице Магдалины и опущенные глаза как свидетельство ее обращения к себе. Решение с одеждой также свежее и смелое: героиня одета как современница художника, который тем самым раскрывает библейский сюжет как современник ему и дает понять, что это история из жизни.

Новое прочтение, помноженное на талант художника, стало настоящим открытием в живописи: о Караваджо заговорили все громче. Он переезжает в дом Кириако Маттеи, банкира и известного коллекционера. По контрактам на украшение церквей ему предоставляются работы, которые впоследствии сделали художника еще более известным.

Репутацию омрачали лишь случайные, иногда кровавые ссоры. Жестокие грабли и хулиганы тоже попали в тюрьму.

Поцелуй Иуды

Творческий путь

Микеланджело Караваджо — один из важнейших представителей стиля раннего итальянского барокко, рожденный из другого направления живописи — маньеризма. Его работы — одно из самых необычных произведений во всей истории западной живописи.

Нарцисс

Наблюдать эволюцию стиля от первых рисунков («Прорицатель», «Вакх» и «Нарцисс») до настоящих шедевров («Призвание апостола Матфея», «Неверие апостола Фомы») и последних картины («Давид с головой Голиафа»), это все равно что стать свидетелем бурных взлетов и падений жизни реформатора живописи. Хотя основными мотивами его работ являются библейские сцены, он также писал натюрморты.

Мастер был самым революционным художником своего времени. Он подражал природе, прогнал из ее цвета всякую приукрашенность и суету, усилил тона, вернув им плоть и кровь. В период истории живописи, когда с натуры писалось мало, использовался способ, удовлетворяющий чувство изящества больше, чем истины, это стало настоящим испытанием.

Призвание апостола Матфея

Автор отказался от правил, которыми веками руководствовались мастера, и создал стиль барокко практически сам. Знаменитая картина «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — величайшее произведение живописца. Монументальное полотно было написано как алтарь молельни Сан-Джованни-Деколлато, примыкающей к церкви Сан-Джованни на Мальте.

Картина примечательна как первая работа, на которой мастер поставил свою подпись. Стиль Караваджо оказал значительное влияние на культуру, отголоски его творчества продолжают появляться и в произведениях современных художников.

Личная жизнь

Артист никогда не был женат. Мужчина предпочитал изображать молодых обнаженных мужчин, а не женщин. В то же время в большинстве его ранних работ изображались мясистые симпатичные мальчики в образе ангелов или играющих на лютне. Большинство молодых людей были нарисованы полуголыми, их чресла едва покрывала красиво задрапированная ткань.

Святой Матфей и ангел

А позы, которые приняли модели, дышали чувственностью и гедонизмом. В некоторых работах художника фигурирует его помощник Чекко. Учитель считается одним из приверженцев гомосексуальной любви. А в 20 веке артиста даже называли гей-иконой. Хотя официальных доказательств того, что Караваджо предпочитает мужчин, не было.

Техника и стиль

Живописный язык Микеланджело Меризи да Караваджо отличается резкими контрастами черного и белого, суровой природой, скульптурными формами, захватывающими видами. Персонажи картин взяты прямо из жизни: даже когда мастер кисти писал религиозные сцены, он изображал обычных мужчин и женщин с морщинистыми лицами и одетых в лохмотья.

Давид с головой Голиафа

Творческий подход к библейским сюжетам, а также гиперреалистичный стиль сделали Караваджо одним из самых признанных европейских мастеров. Несомненно, художник был гением и далеко опередил свое время, впервые применив технику «светотени» (в переводе с итальянского «светотень»). «Темный Караваджист» позволяет акцентировать внимание на тех частях изображения, которые мастер считал основными.

Он презирал других художников и писал исключительно с натуры. Однако более пристальный взгляд на картины мятежного гения показывает, что он не был застрахован от стилистического влияния других мастеров. Даже этот скандалист и скандалист не устоял перед соблазном черпать вдохновение из уроков великих художников.

Усекновение главы Иоанна Крестителя

Характеристики его работ преданы влиянием итальянских мастеров, в том числе Джованни Джироламо Савольдо, Моретто да Брешиа, Тициана и Леонардо да Винчи, а также немецкого Дюрера. Влияние гения эпохи Возрождения Микеланджело хорошо видно в картине «Зов апостола Матфея».

Обладая беспрецедентным натурализмом и безошибочным талантом передавать взаимодействие света и тьмы, бунтарь произвел революцию в искусстве. Сегодня он считается одним из самых удивительных мастеров современности.

Юдифь обезглавливает Олоферна

Караваджо рисовал себя в некоторых своих работах, но более выразительным он выглядит в картине 1594 года «Больной Вакх». Художник сделал автопортрет сразу после тяжелой болезни, предположительно малярии. Молодой бог виноделия, внешне очень похожий на автора, выглядит худым, бледным исхудавшим.

Лютнист (1596)

В Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится один из лучших жанровых портретов Караваджо — «Молодой человек с лютней». Юноша увлеченно играет на лютне, а перед ним ноты, фрукты, скрипка, написанные настолько реалистично, что по нотам можно прочитать записанную мелодию. Это наиболее гармоничное и красивое сочетание портрета и натюрморта.

Как начинался путь к искусству

Согласно документальным свидетельствам, биография Караваджо как художника начинается с 1584 года: он идет учиться у миланского мастера северного маньеризма, тогда модного направления в западноевропейском искусстве, Симоне Петерцано. В историю итальянской живописи и в художественную панораму эпохи Возрождения этот авторитетный учитель, ученик Тициана, внес в свое время ценный вклад.

Воспользовавшись уроками мастера на лету, Микеланджело Меризи тут же попытался применить полученные знания, попробовать кисть. Вскоре он пришел к выводу, что живопись и стилистика существующих маньеристов и параллельных академиков были слишком ограниченными, односторонними и искусственными. Ледяные подражания великим художникам Рима и Венеции вызвали недовольство у других художников. Начинают появляться работы в так называемом ломбардном стиле, характеризующемся стремлением к реализму в изображении жизни. Микеланджело Меризи тоже захватил новые идеи.

Нам не известно о первых тестах чистки в Милане. Молодой художник изучал великих мастеров Возрождения, знаменитых венецианцев, и его первые дошедшие до нас работы свидетельствуют о влиянии мастеров Петерцано, Леонардо да Винчи, Тициана, Грегорио, Джорджоне. Изучение творчества мастера перспективы Андрея Мантенья и работ живописца высокого Возрождения Джованни Савальдо привело к эффекту светотени начинающего художника, жаждущего открытий и славы. Сосредоточив внимание ученика на технике рисования, мастер Петерцано заложил основы пути к вершинам мастерства. Достигнув 18-летнего возраста, Микеланджело Меризи, воодушевленный страстным желанием творить и жить независимо, решительно отправился в Рим.

Смерть

Последние годы жизни он провел в изгнании. В наказание за убийство художника приговорили к смертной казни. Он сбежал в Неаполь, где скрывался в домах знатных семей. Впоследствии мастер оказался на Мальте. Где он решил вернуться в Вечный город, так как Папа дал ему прощение.

Больной Вакх

Караваджо умер в Порто-Эрколе 15 августа 1610 года после того, как его погрузили на корабль из-за сильной лихорадки. Художника похоронили в братской могиле. В течение многих лет точная причина смерти итальянца была покрыта тайной. Но в 2010 году группа ученых, изучающих его останки, обнаружила, что в костях содержится большое количество свинца, достаточное, чтобы вызвать сильную интоксикацию.

Натюрморты как образ быстротечности жизни

«Мальчик, чистящий фрукты» (1592–1593) — картина Караваджо, открывающего свою обширную галерею. Позже тема фруктов, даров природы и человеческого труда особым образом найдет отклик в творчестве художника, и натюрморт Караваджо «Корзина с фруктами» (1596 г.) станет первым натюрморт в истории итальянского искусства. Именно этот род с помощью символов отражает мировоззрение живописца: червоточины на плодах и следы увядания на листьях прямо говорят о хрупкости жизни.

Шедевры на скорую руку

Искусствоведы еще не нашли эскизов Караваджо даже для его самых крупных и многолюдных произведений. Его жизнь была бурной и короткой, и он оставил дела, как если бы умер седой праведник (а ведь многие из них до сих пор погибли!). А все потому, что художник, кажется, обходился без набросков, создавая свои самые сложные многофигурные композиции прямо на холсте. Что ж, это к лучшему. Бывает, что финальное полотно выходит совершенно безжизненным, если автор уступает перфекционизму и вкладывает все вдохновение в эскизы. Преображение Святого Павла Микеланджело Меризи де Караваджо 1600, 237 × 189 см

Караваджо в Риме

В одной из биографий художника вспоминается, что с 1594 года Меризи жил в Риме со своим другом Пандольфо Пуччи, благодаря которому получил прозвище монсеньор Инсалата в честь салата (в итальянском салате), который был единственным блюдом в диете Микеланджело. Здесь Караваджо работал с такими художниками, как упомянутый выше Лоренцо Карли, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были недолговечными, и, наконец, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи несколько месяцев помогал ему расписывать капеллу Ольджати в музее. Базилика Санта-Прасседе, а также создание декоративных фестонов для часовен.

Часовня Ольгиати в базилике Санта-Прасседе © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Но вскоре творческие отношения с Чезари были прерваны из-за внезапной болезни и госпитализации Караваджо. В 1597 году благодаря Просперо Орси, близкому другу художника, Микеланджело Меризи заметил известный деятель культуры и ценитель искусства кардинал Франческо Мария дель Монти. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел некоторые его работы для своей коллекции, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента популярность ломбардского художника в кругах римской знати стала стремительно расти. Его произведения, исполненные в совершенно новом, беспрецедентном стиле, стали предметом оживленных дискуссий. Этот период также является поворотным в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться композиции с несколькими фигурами. Одной из первых работ этого периода стала картина «Отдых на пути в Египет».

Отдых на пути в Египет (1596-1597)

За несколько лет слава Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти Караваджо получил большой общественный заказ на роспись полотен для капеллы Контарелли, посвященной жизни Сан-Маттео, в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Художник завершил эти работы менее чем за год.

Картины Караваджо в капелле Контарелли церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези

Впоследствии мастер начал писать картины для базилики Санта-Мария-дель-Пополо: «Распятие святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсеньора Тиберио Чераци для его семейной часовни.

Распятие святого Петра и обращение апостола Павла в часовню Чераци базилики Санта-Мария-дель-Пополо © Фредерик Фенивесси / Wikimedia Commons

Юдифь, убивающая Олоферна (1597-1598)

Здесь художник обращается к известной библейской сказке о Юдифи и Олоферне. Олоферн, правитель царя Навуходоносора, возглавляет армию, осадившую город Втилуй. Его соблазняет еврейская вдова Юдифь и заманивает в свой дом, где он убивает с помощью слуги. Отрубленную голову Юдифь отправляет в лагерь врага, что приводит к панике в войсках. Евреи воспользовались этим и одержали победу над армией Навуходоносора. Караваджо настолько реалистично изображает момент обезглавливания Олоферна, что кажется, будто кровь вот-вот выйдет из картины. Лица женщин напряжены, и зрителю передаются охватившие их чувства.

Медуза Горгона (1598-1599)

Согласно древнегреческой мифологии, Медуза Горгона — это чудовище из царства Аида, с женской головой, у которой вместо волос есть завитые змеи. Этот гомеровский персонаж часто будоражил воображение художников. Горгона убила с первого взгляда. Персей сражался с ней и победил с помощью зеркального щита, на который впоследствии он атаковал отрубленную голову Медузы Горгоны. Сначала ее изображали ужасным чудовищем, но позже ее искаженное лицо стало приобретать красивые женские черты. Именно так Караваджо написал свою Медузу по заказу кардинала Франческо Мария дель Монте, который позже подарил картину герцогу Тосканского. «Медуза Горгона» Караваджо считается лучшей в своем роде.

Академия – не доступна

В 1595 году Караваджо, пользуясь поддержкой и рекомендательными письмами выдающихся художников, попытался поступить в Академию Сан-Лука. Но президент Академии Федерико Зуккаро против приема такого ученика, только благодаря экстравагантности которого, по словам Зуккаро, в его картинах появляется что-то новое, приносящее успех и ценимое высокопоставленными благотворителями. Да, президент не ценил и не понимал, что главное в творчестве Караваджо — объективное и беспристрастное видение действительности.

Обезглавливание Иоанна Крестителя (1608)

Это единственная картина Караваджо, где есть его явная подпись художника — в луже крови. На картине изображено срезание головы крестителя Иоанна. Все символы показаны в полном размере. Предполагается, что подпись художника «ф. Michelang.o означает «Я, Караваджо, сделал это». Возможно, Караваджо таким образом сознался в убийстве во время битвы в Риме в 1606 году, которая заставила его бежать и скитаться.

Арт-икона кисти Караваджо

Что ж, самая популярная картина Караваджо среди художников, пожалуй, такая: Погребение Христа (Смещение) Микеланджело Меризи де Караваджо 1603, 300 × 203 см. Локоть Никодима вот-вот пробьет холст. А кладбищенская плита? Ой! Там им следует быть поосторожнее, чтобы не потерять равновесие и не упасть в могилу. Лица траурных канонов точно такие же, как у скорбящих смертных, современников Караваджо, даже наших. Никогда еще классическая религиозная история не была такой мирской и живой. Художники никогда больше не захотят рисовать диаграммы вместо людей, иллюстрирующих Библию. Кто действительно не делал ремейков этой картины Караваджо: Рубенс и Сезанн, Фрагонар и Жерико.

Се человек (1605)

Картина посвящена Страстям Христовым. На переднем плане человек в черном (Понтий Пилат) указывает на Иисуса в терновом венце и, обращаясь к зрителю, как бы произносит свою знаменитую фразу: «Вот человек! Вы берете это и распинаете; потому что я не придираюсь к нему».

Положение во гроб (1602-1604)

Передний план картины занимает изображение Христа, которого Никодим и Иоанн помещают в гробницу. Тело Христа — тело мертвого юноши с запрокинутой головой — уже теряет тепло. Губы Христа посинели, и его рот открылся. Это усугубляет трагедию его мученической смерти. За Джоном и Никодимом стоят три Марии в их безутешной боли. Матерь Христова состарилась от боли, Мария Магдалина с грустью опустила голову и замкнулась в себе. Третья Мэри кричит, поднимая руки к небу. Перспектива картины очень революционная: угол каменной плиты, на которой стоит Христос, и локоть Никодима как бы выходят из картины. У зрителя складывается впечатление реальности происходящего. До этого ни одна картина, изображающая «положение во гробе Христа», не была настолько впечатляющей. С холста сияют смерть, боль и боль. Сильные удары холода из-под плиты.

Влияние на мир искусства

Несмотря на то, что великий революционер живописи прожил всего 38 лет, он оказал глубокое влияние на своих современников и на последующие направления в искусстве, особенно на барокко и классицизм. Школа Караваджо представляет собой натуралистическое направление в живописи.

В то время как гениальный стиль итальянского барокко шокировал дворянство того времени, его картины в равной мере вдохновляли молодых и многообещающих художников. Эти художники стали известны как Караваджисты и распространили свое влияние по всей Европе, от Рима и Неаполя до Нидерландов и Франции.

Неверие апостола Фомы

В 1605 году римские художники начали подражать стилю Меризи. А вскоре после этого художники за пределами Италии добавили драматические световые эффекты в свои культовые работы.

Последователи Караваджо, усвоившие технику и приемы мастера, и выдающиеся художники, испытавшие непосредственное влияние великого итальянца: Рубенс, Рембрандт, Вермеер, Веласкес, Орацио Борджианни, Карло Сарасени, Гвидо Рени, Хусепеон де Рибера, Геррит ван Хонтен. Хорстула.

Провокатор и гений Караваджо

Популярность Караваджо не перестала расти, так же как и разговоры о нем не прекращались. Его работы вызывали восхищение и осуждение, а Меризи продолжал создавать свои скандальные произведения и провоцировать общество.

Юдифь Беголовая Олоферн (1602)

Вспыльчивый нрав художника, пристрастие к азартным играм и шумные вечеринки продолжали разрушать его жизнь, и даже множественные аресты не смогли укротить бунтарский характер гения. Так, один из первых биографов художника, Джованни Пьетро Беллори, неоднократно описывает случаи участия Караваджо в массовых боях. Во время одного из этих столкновений, которое произошло в Милане, погиб молодой человек. Все подозрения упали на закоренелого мятежника Меризи, которому пришлось срочно бежать из города, чтобы избежать ареста. Итак, гений оказался в Риме, но этот инцидент не преподал ему урока.

Давид с головой Голиафа (1607 г)

Сложный характер художника часто приводил к печальным последствиям. Караваджо много раз арестовывался из-за его возмутительного поведения, участия в драках и рутинах. В 1603 году Микеланджело судили за то, что он вместе со своими друзьями писал и распространял в городе оскорбительные детские стишки против художника Джованни Бальоне. Только благодаря вмешательству французского посла Меризи, приговоренного к суду, он был освобожден и помещен под домашний арест, хотя и на короткое время. Кроме того, в период с мая по октябрь 1604 года художника также несколько раз арестовывали за хранение оружия и оскорбления в адрес городской стражи, а в 1605 году Меризи был вынужден на несколько недель бежать из Рима в Геную, потому что он отрезал знаменитую нотариус, с которым он поссорился за любимую.

Amor vincit omnia — Любовь побеждает все (ок. 1602 г.)

Знаменитые государственные деятели и влиятельные друзья часто спасали Караваджо от ареста и заключения, но так продолжалось не всегда. 28 мая 1606 года во время футбольного матча на Марсовом поле Караваджо столкнулся с Мариано Паскулоне. Точной причины спора никто не выяснил. Одни говорили, что среди них была женщина, другие — что причиной были политические разногласия. Но как бы то ни было, из-за Меризи он был тяжело ранен, а его противник погиб. Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, судебный процесс по этому делу все же состоялся, даже без участия обвиняемых.

На этот раз приговор суда был очень суровым: Караваджо был приговорен к обезглавливанию. Теперь Меризи было даже небезопасно выходить на улицу: тот, кто опознал виновного, мог привести приговор в исполнение. Возможно, Караваджо только повезло, потому что снова ему на помощь пришел Филипп I Колонна. Представитель знатной римской семьи не только помог художнику сбежать из Рима, но и предоставил обвинению ряд доказательств невиновности Микеланджело, убедив его многочисленных родственников дать показания. Через несколько месяцев Колонна отправил Караваджо к родственникам в Неаполь, где он оставался почти год. За этот период мастеру удалось создать множество великолепных работ, среди которых самые известные:

  • Святое Семейство со Св. Иоанном Крестителем (1607 г.), в настоящее время хранится в частной коллекции;
  • Саломея с головой Иоанна Крестителя (1607 г.), в собрании Национальной галереи в Лондоне;
  • Бичевание Христа (1607 г.), хранится в музее Каподимонте в Неаполе;
  • Мадонна дель Росарио, созданная по заказу семьи Карафа Колонна, является одной из самых значительных работ этого периода.

Произведения Кароаваджо «Мадонна дель Росарио» и «Бичевание Христа» (1607)

После Неаполя Караваджо, оставшись под защитой Колонны, отправился на Мальту. Здесь Меризи встретил великого магистра Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден), а годом позже, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки он был рукоположен в рыцари. На Мальте по заказу Ипполито Маласпины, который был одним из высших должностных лиц монашеского государства Мальтийских рыцарей, он написал один из своих шедевров «Письмо святого Иеронима», где в лице святого он изобразил Великий магистр Мальтийского ордена Алоф де Виньякур, оказавший ему помощь и защиту.

Письмо святого Иеронима (1607 г)

Казалось бы, жизнь стала налаживаться, но дурной характер художника здесь дает о себе знать. После серьезной ссоры с рыцарем высшего ранга он понял, что Меризи причастна к убийству в Риме. В результате он был арестован. Но и здесь Караваджо повезло. Ему удалось сбежать из тюрьмы и легко добраться до Сицилии, где он некоторое время жил со своим старым другом.

В столице

В 1591 году в Рим прибыл начинающий художник без имени, денег и знаний. Культурная столица Италии, да и практически всего мира, изобилует талантами и событиями и не спешит баловать своего нового жителя. Во время странствий он живет там, где нужно, общается с обычными людьми, скитается в поисках работы в мастерских художников. Необходимо как-то закрепиться — он не отказывается ни от одной работы и устраивается на работу к первому римскому художнику-маньеристу того времени Джузеппе Чезари по прозвищу Кавалер д’Арпино (1568-1640). В мастерской Меризи знакомится с Марио Миннити, который впоследствии станет его моделью, учеником и, возможно, даже близким другом.

В конце 16 века Рим был настоящим полем битвы религиозной идеологии: католическая церковь боролась с протестантами. Живопись в этой войне сыграла роль мощного оружия: картины ясно и легко раскрывают тысячам неграмотных и простых прихожан истинный смысл христианства, демонстрируют невероятные виды Неба, которые ждут после смерти. Церковь внушает, что счастье есть. Чтобы получить его, нужно пострадать на земле.

Но эта задача противоречила видению Микеланджело Меризи, он отказывался от всех компромиссов и хотел открыть свой путь. Просто копировать великих мастеров прошлого было не только неинтересно, но и неубедительно. Все эти прекрасные образы его не трогали. Он уже осознавал, насколько скоротечна и хрупка жизнь — ведь к тому времени он потерял отца, мать, дедушку. И его искусство с первых же работ стало вызовом вкусу публики и привлекло к нему внимание как неординарного живописца, который по традиции художественной среды уже получил приставку к имени «от Караваджо».

Герои картин и забота покровителей

В 1593 году Караваджо, всегда плохо одетый и недоедающий, с нездоровой склонностью к горячительным напиткам и часто пренебрегавший гигиеной, тяжело заболел, и около шести месяцев его жизнь висела на волоске. Оправившись от изнурительной лихорадки, он пишет больного Вакха (1593 г.), первый автопортрет Караваджо. Затем ему позируют простые римляне: уличные торговцы, цыгане, проститутки, бродяги, его друзья с шумных вечеринок. Он уже пишет многофигурные полотна «Избранные стрелки», «Индовино» (1594).

Осень 1594 года дала ему возможность упорядочить свою жизнь: кардинал Франческо дель Монте, известный знаток живописи, предоставляет Караваджо свою виллу для жизни и творчества и предоставляет все, что ему нужно. В том числе серьезная работа, заказы его семьи и других состоятельных людей. Этот период очень плодотворный: здесь, на вилле кардинала, написано много замечательных произведений, большинство из которых сохранились и выставлены в музеях.

Читайте также: Франсиско Гойя: биография и картины с названиями

Оцените статью
Блог про картины