- Биография Константина Юона: счастливое детство и первые картины
- После Революции
- Учёба – прилежно, «весело» и патриотично
- Стиль Константина Юона
- Пейзажист русской провинции
- Ученики и последователи
- Счастье, и не только профессиональное
- Зрелость и последние годы
- Краткая биография
- Происхождение и семья
- До революции
Биография Константина Юона: счастливое детство и первые картины
Странной русскоязычной фамилией Константин Юон обязан своим предкам, выходцам из Швейцарии. Однако с рождением будущего артиста семья страхового агента Федора Юона окончательно перешла в русскую. Мальчик стал четвертым ребенком в семье, придерживавшейся типичного для своего времени образа жизни московской интеллигенции. К образованию детей относились серьезно. Старшие брат и сестра учились в Московской консерватории. В доме постоянно проводились музыкальные вечера, художественная самодеятельность, «живые картинки». В доме не утихали шум и смех, всегда были гости, дальние родственники и соседи, приехали друзья. Счастливое и благополучное детство в теплой и любящей атмосфере — подходящее определение.
Известна история о том, как один из гостей дома учил семилетнего Кости смешивать краски. И поехали! Отныне семья в любой момент могла с высокой степенью точности сказать, чем сейчас занимается мальчик — он, конечно, рисовал. Учитель королевской школы подтвердил, что он не только рисует, но и обладает к этому замечательным талантом. В это же время юный Константин Юон пристрастился к посещению Третьяковской галереи. Вопрос о дальнейшем самоопределении перед ним не стоял, поскольку он уже решил это. Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1894 году на курс Николая Касаткина. От него ушли развлечения студенческой молодежи, юноша отличался небывалой усидчивостью и трудолюбием. С самого начала учебы Юон участвовал в выставках. Он с большим удовольствием вспомнил свой первый успех, связанный с похвалой Ильи Репина, который, остановившись возле картин Константина Юона, одобрительно кивнул и бросил: «Весело!» Художник сказал: «… как его« веселье »стало в моей душе весельем!» Кстати, Юон до конца жизни очень любил слово «веселье» и часто употреблял его, говоря о картинах и произведениях искусства.
После Революции
Шокирующие политические события в России не испугали мастера — он остался на родине. Новое правительство это признало и не вмешивалось в работу. Он писал и выставлялся, работал в театре, преподавал в своей студии, а затем в Ленинградской Академии художеств и Суриковском институте в Москве. Награжден наградами и наградами: лауреат Сталинской премии, руководитель Научно-исследовательского института теории и истории изящных искусств Академии, первый секретарь Союза художников.
В то же время Юон рисовал картины, по мнению специалистов, очень неоднозначно. У советских людей нет очевидного энтузиазма и не просвещено счастьем. Герои его произведений живы и реальны. Утверждение жизни и восхищение изменениями в картинах Юона — не главное. Он продолжал рисовать людей, город, церкви, пейзажи, провинции — русское, все, что он любил.
Акварели о событиях 1917 года, свидетелями которых стал художник, соединяют реальные сцены с архитектурой Москвы. Солдаты и рабочие — на фоне городских пейзажей. Перспектива часто бывает настолько красивой и широкой, что невольно захватывает основное внимание, заставляя зрителя отводить взгляд от темных фигур на переднем плане. Сам художник отмечает свою связь с историческим живописцем Суриковым: «Моя любовь к истории и старине, к декоративной и красноречивой красоте форм прошлых веков в сочетании с живой жизнью и живым светом — привлекала меня…».
В 1922 году Юон стал свидетелем парада на Красной площади в честь годовщины Октябрьской революции. В результате родилась картина «Парад Красной Армии» — пожалуй, единственная работа, выполненная в цвете, не свойственном художнику, согласно действительности. Герои образа представлены темной массой, их действия строгие и выверенные. Подобные работы позволяют отнести Константина Юона к числу настоящих мастеров исторической живописи.
Удивительно, но живописцу удавалось сохранять равновесие даже в годы гонений на церковь. Ведь он продолжал расписывать храмы, наделяя их особой аурой святости, света и любви, которую невозможно было скрыть. Спасли меня только хозяйская удача и личное обаяние.
Учёба – прилежно, «весело» и патриотично
Поступив в 1893 году в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества, начинающий художник Юон еще не знал, какое направление выбрать. Первый год я изучал архитектуру, но «краски переполняли», а второй год начался с перевода студента на курс живописи.
Учителями Юона стали передвижники, жанристы Касаткин, Савицкий, Архипов. Я учился очень прилежно, не отвлекаясь на обычные забавы студентов. Я пытался привезти его работы на выставку. В одном из них произошло событие, которое он с любовью вспоминал на протяжении всей своей жизни. Илья Репин остановился перед картиной Юона. Его рейтинг одобрения состоял из одного слова «Веселье.
По окончании курса Юон по собственной инициативе провел еще два года в школе, ради уроков Серова и Левитана.
С первых студенческих работ Константину везло с покупателями: доходы от картин позволяли ему путешествовать за свой счет. Молодой художник, побывав в конце 1890-х годов на Кавказе и в Европе, обнаружил в себе глухоту к чужим для него красотам. Горные и нетипичные пейзажи средней полосы России оставили Юона равнодушным. Даже новые направления в искусстве не вызывают особого энтузиазма. Попробовав свои силы в импрессионизме («Голубой куст», «Ноктюрны»), он вернулся в свою любимую школу реалистической пейзажной живописи.
Стиль Константина Юона
Константин Юон за свою долгую жизнь (82 года) перепробовал многие жанры живописи. Наиболее типичными для него являются:
- Сценография;
- Графика;
- Портрет;
Особо следует выделить пейзаж. Юон по праву считается мастером этого жанра.
К. Юон картина Весна на картине Троицкая Лавра
При этом в его стиле явно прослеживается любовь к старине. Это видно по его ранним произведениям, таким как «Весенний солнечный день» и «Трое в Старом Яру». По стилю Юон обычно причисляют к представителям стиля модерн. Старым стилям не присуща строгость. Напротив, в его творчестве легко проследить естественный хаос. Не обделены его картины и символикой, присущей модерну.
Великий ландшафтный архитектор смело экспериментирует с красками и линиями, что придает его работам особый шарм. Обращаясь к теме его творчества, следует отметить тему церкви. Значительное место в росписях занимают храмы. Юон часто хотел показать, что православная вера влияет на людей того времени. Он также описывает образовательную и культурную роль церкви, не говоря уже об исторической.
К. Юон фото Купальное фото
Символические работы художника также подчеркивают его историческое значение, ведь именно вера помогла победить многочисленных внешних врагов русского православного народа. После революции стиль Юона не терпит значительных изменений, однако тема возвращается к ней благодаря популярности соцреализма.
Пейзажист русской провинции
Константин Юон. Интерьер (фрагмент). 1907. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого, Севастополь
В 1900–1910-х годах Юон ездил в старинные города на берегу Волги и писал картину «За Волгой». Художник назвал Нижний Новгород «прекрасным историческим городом». Он ездил туда в разное время года: «невозможно было даже в малой степени исчерпать его значительную красоту». Юон рисовал городские мосты и пристани для яхт, лодки и оживленных прибрежных торговцев.
В 1915 году Юон создал картину «Мартовское солнце» — одно из главных его дореволюционных произведений. Художник написал картину в подмосковном Лигачеве, где он долгое время жил и где наблюдал разные состояния природы… Художественный критик Дмитрий Сарабьянов писал: «Картина может завершить серию снежных пейзажей россиян, в которых мы включены «Голубой февраль», «Марш» и «Башни» Левитана «Прибыли» Саврасова… В «Мартовском солнышке» мы находим многие элементы ландшафта, с которыми мы могли бы столкнуться у передвижников: обычная сельская дорога с деревянные домики… лошади с мальчиками-наездниками; собака, преследующая жеребенка».
Ученики и последователи
- Иванов, Герасим Петрович (1918-2012)
- Крученыч Алексей Елисеевич (1886-1968)
- Меламуд, Шая Ноевич (1911-1993)
- Попова Любовь Сергеевна (1889-1924)
- Розанова, Ольга Владимировна (1886-1918)
- Скулме, Отто (1889-1967)
- Степанова, Варвара Федоровна (1894-1958)
- Страхов, Андрей Александрович (1925-1990)
- Удальцова Надежда Андреевна (1886-1961)
- Фалилеев, Вадим Дмитриевич (1879-1950)
- Фальк, Роберт Рафаилович (1886-1958)
- другие.
Счастье, и не только профессиональное
В начале нового века Константин Юон получил официальное признание.
Настоящим признаком этого стало приобретение работы художника («В Новодевичьем монастыре весной») Третьяковской галереей. Живописец, имевший прекрасные отношения с «Миром искусства» Санкт-Петербурга, и с местным Союзом русских художников, выставлявшимся обоими, оставался изолированным. Открыл собственную студию (1900-1917).
Работал театральным декоратором также в Париже. Шаляпин, сыгравший роль Годунова в опере Мусоргского, был настолько доволен декорациями спектакля, что выпросил и купил у Юона, «талантливого мальчика», семь этюдов, «отличные вещи», которые не мог остановить смотрящий.
Время от времени художник разъезжает по России (Сергиев Посад, Псков, Торжок). Успех в театре не отвлек его от любимого жанра, которым так и остался пейзаж. На окраине познакомьтесь с деревней Лигачево, пейзажи которой тронули художника. И не только пейзажи.
Здесь, среди крестьянок, Константин увидел Клавдию Никитину. Он влюбился в нее, нашел взаимное чувство и, несмотря на противодействие отца, в 1900 году с достойным упорством принес красоту алтарю. После свадьбы его несколько лет не пускали к ней в дом. Но невестка была настолько добра и добра, что сердца родителей в конце концов растаяли, а классовые предрассудки были сметены. С Клаудией он всю жизнь прожил в полной гармонии. Полностью счастлив, если бы не одно «но» — смерть старшего сына Бориса в 17 лет (младший остался Игорь).
Зрелость и последние годы
В 1940-е годы Константин Юон продолжал преподавать и активно работать. Он стал участником грандиозного проекта, который так и не был реализован. Это высотка Дворца Советов с фигурой Ленина на вершине. Юон подготовил серию мозаичных этюдов для залов.
Работал в Малом театре (до эвакуации в конце 1941 г в Челябинск). Во время войны художник оставался в любимом городе, в перерывах между бомбардировками продолжал писать Москву.
Картина «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» стала подтверждением верности художника Отечеству. Исторически значимое событие, после которого защитники Отечества тут же ушли на фронт, не поддавалось мастеру около года. Художник постарался все, чтобы передать серьезность времени и накал обстановки, ведь противник находился на окраине столицы. Художнику это удалось. Фигуры людей, их колонны, заснеженные ели, здания, облака — все сошлось в едином порыве.
Победа вдохновила художника и позволила снимать пейзажи и сцены мирной жизни. Снова преподавание — передача опыта и знаний молодежи.
Художник скончался 11 апреля 1958 года.
Краткая биография
Константин Федорович Юон
(1875-1958) — русский живописец, пейзажист, театральный художник, теоретик искусства.
Академик АХ СССР (1947). Народный артист СССР (1950). Лауреат Сталинской премии I степени (1943).
Происхождение и семья
Родился 24 октября 1875 года в Москве в швейцарско-немецкой семье. Отец — сотрудник страховой компании, позже — его директор; мать — музыкант-любитель.
Брат — композитор П.Ф. Юон, профессор Берлинской консерватории, после революции остался в Германии, откуда после прихода к власти Адольфа Гитлера эмигрировал на свою историческую родину, в Швейцарию, где и умер.
До революции
Синий куст.
С 1892 по 1898 год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были такие мастера, как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин.
Стирать зимой.
После окончания училища Юон два года проработал в лаборатории В.А. Серова. Затем он основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 год вместе с И.О.Дудиным. Его учениками были, в частности, А.В. Куприн, В.А. Фаворский, В.И. Мухина, братья Веснины, В.А. Ватагин, Н.Д. Колли, А.В. Грищенко, М.Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю. А. Бахрушин.
Солнечный весенний день.
В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также был одним из членов ассоциации «Мир искусства».
С 1907 года работал в области театрального декора, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
До революции основной темой творчества Юона были пейзажи городов России (Москва, Сергиев Посад, Нижний Новгород и др.), Специально выполненные, пронизанные светом, с широкой перспективой, изображающие церкви, женщин в народных костюмах, о традиционной русской жизни.
Например, картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры »(1921 г.). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером на закате. Земля процветает под мягким небом и залитыми солнцем куполами с золотыми крестами. Этот мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви.
Читайте также: Грабарь Игорь Эммануилович: картины художника с названиями