Грабарь Игорь Эммануилович: картины художника с названиями

Краткая справка

И.Е. Грабарь родился в Будапеште в 1871 году. Вместе с родителями он переехал в Россию в 1876 году. Среднее образование получил в лицее Цесаревича Николая, затем — студент юридического факультета Петербургского университета. Посещал курсы рисования при Московском обществе любителей художеств. Позже учился в Петербургской Академии художеств. Там среди учителей И.Е. Грабаря был И. Репин. И. Грабарь учился живописи в Мюнхене и Париже. Был членом арт-сообществ «Союз художников России» и «Мир искусства”.

И. Е. Грабарь писал преимущественно в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта. Самыми известными были зимние пейзажи художника, в которых он мастерски передал белый иней. Несколько картин художника содержат изображения мороза в разных ракурсах: днем, утром, вечером, при разном освещении. «Немногое в мире явлений, столь поразительных по цветовому разнообразию, как солнечный день с морозом, где цветовая палитра, меняясь каждую минуту, сияет фантастическими, лишенными цвета тонами», — признал он. Сам Игорь Эммануилович.

Умер художник 16.05.1960. Место захоронения — Новодевичье кладбище, Москва.

И.Е. Грабарь — автор натюрмортов и пейзажей, залитых обильным светом. Также он прославился как искусствовед. Он изменил макет Третьяковской галереи, а также создал первый научно обоснованный каталог. Живописец был организатором выставок художников СССР за рубежом, занимался сохранением старинных фресок и икон.

Грабарь-художник и Грабарь-искусствовед в дореволюционной России

Универсальная выставка в Париже 1900 года стала для Игоря Грабаря, прежде всего, эстетическим шоком и, прежде всего, явным указанием на то, что художнику необходимо сконцентрироваться на изображении дорогих ему реалий: «.. эта выставка предлагала мысль, которая не давала мне покоя, — мысль о том, что художник должен сидеть дома и изображать свою, родную и близкую жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, потому что они понимали свое лучше, чем чужое, и потому что любили его больше, чем чужое».
Вернувшись в Россию, Грабарь присоединился к сторонникам ассоциации «Мир искусства», а еще в Мюнхене начал сотрудничество с одноименным журналом и Сергеем Дягилевым. Его обзоры выставок и критические заметки были уже тогда очень популярны, а его оценки поражали своей тонкостью и точностью. На момент своего возвращения он был известен в мире искусства как критик и беспокоился, будет ли он принят как художник. Волнение было напрасным — в 1902 году на выставке «Мир искусства» Грабарь выставил десять картин, и все были встречены, о чем свидетельствует первое приобретение Третьяковской галереи — картина «Луч солнца» (1901.)
Мир искусства помог участникам русского культурного процесса найти свои корни. Это стало одним из стимулов, подтолкнувших Грабаря к активной художественной критике. Его предшественником можно назвать Александра Бенуа. Кстати, Бенуа Грабарю очень нравился. По воспоминаниям художника, «Бенуа сразу понравился ему больше всего», и Игорь Грабарь сохранил это впечатление на всю оставшуюся жизнь. Александр Бенуа написал «Историю русской живописи 19 века», а Грабарь с начала 20 века до конца своей жизни работал над «Историей русского искусства» (сначала для издательства Иосифа Кнебеля). Работа над «Историей» стала одним из главных его успехов. В ходе нее Грабарь превратился в видного русского искусствоведа и непревзойденного специалиста в области атрибуции русской живописи.
Он часто чувствовал, что научная работа мешает развитию его художественного дара. «Если бы я только мог выбросить свои архивы, рассказы, исследования, весь организационный азарт, который забивает мне голову и уносит от живописи. Но одно: либо искусство, либо наука об искусстве », — с меланхолией признался Грабарь. Однако ему все же пришлось научиться совмещать искусство и науку в этом плане. В 1909 году прошла большая выставка его картин, после которой Грабарь погрузился в Сам занимался научной и архитектурной деятельностью и пять лет не касался кисти.По просьбе вдовы известного врача Григория Захарьина Игорь Грабарь возобновил проект больнично-мемориального комплекса памяти погибшего сына Захарьина. Результат ясно свидетельствует о большой преданности автора итальянскому архитектору эпохи Возрождения Андреа Палладио. Однако ему пришлось отбросить эту страсть, чтобы продолжить работу над историей русского искусства. Компенсацией стал раздел русской архитектуры XIV-XIX веков вышло из-под его пера. В 1914 году вышло пять томов из серии «История русского искусства» монографии о ведущих художниках России. В революционный период работа над изданием прекратилась, но Грабарь никогда не забывал об этом. Уже в советское время он смог бы вернуться к теме: по его инициативе с 1954 по 1962 год вышло многотомное издание «История русского искусства».
В 1902 году Третьяковская галерея приобрела первую работу Грабаря, и уже в 1913 году он вступил в должность попечителя Третьяковской галереи — фактически, это соответствовало должности директора, которая оставалась с ним до 1925 года.
Грабарю приписывают глобальное преобразование Третьяковской галереи из частной коллекции в музей общественного значения. Грабарь задумал и со временем внес кардинальные изменения в размещение картин. Приятная деталь: благодаря переделке картина Сурикова «Боярыня Морозова» впервые была расположена так, что ее можно было увидеть издалека, через ряд залов. Это оказалось настолько удачным решением, что, по их словам, Суриков, войдя в обновленную галерею, поклонился до земли Грабарю. Помимо энтузиазма и благодарности, он столкнулся с серьезным противодействием. Противники нововведений во главе с бывшим попечителем Третьяковской галереи Ильей Остроуховым настаивали на необходимости сохранения порядка в галерее, царившей при самом Павле Третьякове. Победа в этом споре осталась за Грабарем, но ему это далось нелегко. Также на его совести (в лучшем случае) составление каталога и полная инвентаризация галереи. Это занятие заняло много времени, но это также было одним из главных соблазнов, которые заставили Грабаря взять на себя руководство галереей. «Это не услуга, это не бремя, даже не работа, а удовольствие, чистая радость», — сказал он о работе по атрибуции картин, происхождение которой пока остается под вопросом.

Начало пути

Отец живописца Эммануэля Грабаря был юристом. Он был членом венгерского парламента. Из-за своей русофилии Э. Грабарь в 1876 году уехал в Россию и поселился в городе Егорьевске (Рязанская губерния), где стал учителем средней школы. Позже к нему переехали жена и дети.

И.Е. Грабарь в детстве был влюблен в искусство: «Я не помню, когда не рисовал, и не представляю себя без карандаша, ластика, акварели и кистей». Молодой художник воссоздавал воображаемые образы и любил копировать военные портреты, которые видел в журналах. В Егорьевской гимназии, где он проучился какое-то время, местный художник был учителем рисования, что пробудило у маленького Игоря интерес к живописи.

В 1882 году Грабарь поступил учиться в Московский Императорский лицей цесаревича Николая. Ему там было сложно. Он принадлежал к «живым товарищам», но большинство остальных старшеклассников были из богатых семей и постоянно высмеивали его бедность. Игорь полностью посвятил себя живописи. «У меня было 4 возможности работать в старшей школе с натуры: рисовать виды из окна, рисовать портреты людей вокруг меня, создавать для меня натюрморты и рисовать их, а также сочинять сцены из школьной жизни». Писал портреты учителей средней школы и своих одноклассников. По выходным Грабарь постоянно бывал в Третьяковской галерее или на выставках живописи в Москве.

Окончив школу с отличием, Грабарь уехал в Санкт-Петербург. Там в 1889 году он стал студентом одновременно двух факультетов Петербургского университета: исторического, филологического и юридического. Во время учебы Игорь Эммануилович также писал биографии художников и юмористические рассказы для журнала «Нива», рисовал иллюстрации, писал обзоры выставок.

Однако в конце концов И. Грабарь сделал выбор в пользу живописи. После ее окончания в 1894 году поступил в Академию художеств. Там он начал обучение в мастерской И. Репина. Через год И.Е. Грабарь отправился в путешествие по Европе. Прошло несколько лет. Грабарь побывал в Париже, Италия, учился в популярной мюнхенской мастерской художника А. Ашбе. Позже сам Игорь Эммануилович стал преподавателем этой студии и заведующим одной из ее кафедр, продолжая заниматься живописью, архитектурой и скульптурой.

Весна 1900 года — время визита И.Е. Грабаря на Всемирную выставку в Париже. Художник вспоминал: «Впечатления от ретроспективного раздела выставки, где собрана полная коллекция гигантов французской живописи, были незабываемыми. Однако эта выставка натолкнула меня на мысль, которой она с тех пор одержима: художник должен жить на своей родине и писать свою жизнь, которая ему близка. Мане, Курбе и Милле писали именно то, что постоянно видели рядом с собой, потому что понимали это лучше, чем чужое, и любили свое больше, чем чужое. В 1901 году И. Грабарь вернулся в Россию.

Пейзажист

В Петербурге Грабарь стал одним из главных критиков журнала «Мир искусства», а в 1903 году переехал в Москву. Во время художественной выставки в Москве он познакомился с художником Николаем Мещериным, который пригласил И. Грабаря в свое имение Дугино. Так что Грабарь много времени проводил в усадьбе, познакомившись со своей будущей женой Валентиной, внучкой Н. Мещерина. Рядом с усадьбой было много живописных мест. Грабаря постоянно вдохновляла русская природа. Здесь он тоже очень много работал, вставал в 5-6 утра и продолжал рисовать.

На 1 этаже. Художник 1900 года был импрессионистом. Грабарь оценил

зима со своими пейзажами. Именно ей посвящены картины:

  • Голубой февраль;
  • Мороз;

и др. художник работал с энтузиазмом, «бросая краски на холст, даже не задумываясь об этом”.

Голубой февраль
Картина «Февральская лазурь» навеяна самой природой во время прогулки по лесу. Грабарь, любуясь березой, уронил палку, затем наклонился, чтобы поднять ее, и нечаянно поднял глаза. В автобиографии «Моя жизнь» художник тогда вспоминал: «Я стоял рядом с невероятной березой, которая отличалась необычайно гармоничной структурой ветвей. Глядя на верхушку этого дерева снизу, с поверхности, покрытой снегом, Я был поражен, увидев необычайно красивое зрелище.Это были переливы и переработка всей палитры радуги, которую объединила небесная небесная эмаль… Я сразу же помчался домой за небольшим холстом и сразу сделал набросок с натуры будущего образа во всех отношениях”.

Чтобы получить внешнее впечатление невысокого горизонта, Грабарь выкопал траншею в толстом слое снега и лег на нее с холстом и мольбертом. Художник использовал разные оттенки синего для хроматической передачи «небесной эмали». За 2,5 недели И.Е. Грабарь закончил полотно полностью на натуре. Самым значительным из своих полотен художник считал «Голубой февраль.

И. Е. Грабарь часто говорил, что после окончания зимы пейзаж как жанр живописи стал для него непривлекательным. А потом занялся натюрмортами. Цветы в Дугине росли круглый год (были и сад, и оранжерея), так в 1910-е гг. Грабарь в основном писал цветочные натюрморты, например «Хризантемы» и «Дельфиниум”.

Игорь Грабарь – певец снега и инея

После развала «Мира искусства» Грабарь переехал из Петербурга в имение Титово в Тульской губернии, принадлежавшее его тете. Именно здесь он обнаружил тему, которая стала одним из его символов: мороз. «Алмазное кружево на бирюзовой глазури неба» Грабаря хорошо известно по его многочисленным «матовым» картинам (1, 2, 3, 4, 5).
Знакомство и дружба с богатым гостеприимным художником Николаем Мещериным привели к тому, что Игорь Грабарь провел более двадцати пяти лет (в непродолжительных поездках) в имении Мещерина Дугино. Еще одна символическая тема его живописи полностью раскрыта в Дугино: снег. Сам художник заявил, что самый интересный для него пейзаж — это зима (1, 2, 3). Здесь он тоже нашел жену. Валентина Мещерина была внучкой Николая Мещерина. У Грабаря было двое детей: Ольга и Мстислав.

Архитектор и историк искусства

Мороз
Художественный талант проявился в живописи, а также в области графики и архитектуры. Е. Захарьина, вдова выдающегося врача Григория Захарьина, предложила И.Е. Грабарю построить в его имении больницу, которая станет мемориалом в честь его погибшего сына. Художник с энтузиазмом приступил к реализации этой идеи. По его проекту строители начали возводить большую поликлинику на несколько корпусов, а также дома для врачей. В конце проекта Грабарь хотел вернуть архитектуру, но должен был сделать выбор между ней и наукой, так как в то время художник интенсивно работал над многотомной книгой «История русского искусства». IE Grabar отредактировал и написал ряд основных разделов этого издания. Ему пришлось собирать материалы из архивов по всей России. В то время он почти не умел рисовать. «Эта« История искусства »- это, по сути, практически история всей русской культуры. Хочу выпустить 12 томов. Об этом нужно рассказывать забавно, близко к описанию повседневной жизни в разных странах мира раз и иллюстрировать текст картинками », — написал художник.

первое издание книги вышло в 1908 г., а в 1915 г вышло 8 томов. Однако последующая работа над многотомным изданием была приостановлена, так как во время первого мирового издательства Кнебеля, в котором вышла книга, она была уничтожена, многие стеклянные негативы были потеряны. И. Грабарь писал: «В связи с этим я был вынужден прекратить публикацию« Истории искусства », что негативы, которых было до 20 тысяч и которые были сняты под моим наблюдением, в том числе и мной, уничтожены. Есть тысячи ценных и уникальных документов, которые уже невозможно восстановить, так как я объездил всю Россию ». После всего этого Грабарь не мог работать несколько месяцев. История русского искусства является важным этапом в развитии искусства. История русского искусства.

Руководитель Третьяковской галереи

В 1913 году И.Е. Грабарь стал руководителем Третьяковской галереи. В письмах того времени он писал, что занял эту позицию, предлагая ему изучить искусство живописи «внимательно, внимательно изучив технику и все характеристики». Художник модифицировал макет музейной экспозиции, что сопровождалось дискуссиями на страницах газет, а также на заседаниях Думы. Стены залов галереи до того, как Грабарь стал его хозяином, были заполнены неразумными картинами («маленькие наброски рядом с огромными полотнами»). Новая выставка Грабаря была основана на новаторских тогда монографических и исторических принципах. Сотрудники музея изменили планировку некоторых залов, убрав перегородки и щиты. В результате частная коллекция превратилась в музей в европейском стиле. Это преобразование поддержали художники. В частности, Репин отметил, что «в Третьяковской галерее проделана большая и сложная работа”.

Грабарь также стал составителем первого научного каталога этой галереи. Он курировал переработку и новое описание более 4000 статей. Игорь Эммануилович также закупил для Третьяковской галереи полотна русских классиков, таких как П. Федотов и О. Кипренский, а также картины более поздних художников того времени — И. Машкова и К. Петрова-Водкина. Грабарь был директором галереи до 1925 года.

«Наш пострел везде поспел», или Обучение Грабаря

Игорь Грабарь с детства привык полагаться только на себя, и в Петербурге это сослужило ему хорошую службу. Он сразу вошел в жизнь Петербурга, вел деятельность сразу в нескольких направлениях: научном, литературном, художественном. Параллельно с юридическим он получал историко-филологическое образование, учился, писал обзоры выставок и критические статьи, составлял биографии художников. У него остались самые радостные впечатления от студенческих лет, в отличие от учебы в лицее. Тогда же к нему пришел первый успех. Работа 1889 года «Крыша на снегу» была высоко оценена его коллегами-художниками, учениками Академии художеств. Говоря об Академии, с 1892 года Игорь Грабарь посещает академическую лабораторию известного учителя Павла Чистякова, который учил Репина, Серова, Врубель. И, конечно же, после того, как университетская стезя Грабаря попала в Академию художеств, он сам и его соратники это понимали. Но по совету своего друга, художника Щербинского, Грабарь решил немного подождать, подав заявление в Академию, которая переживала серьезный процесс реорганизации и поступила только в 1894 году.
В следующем году состоялась его первая европейская поездка, в которую вошли Германия, Италия, Франция. Наибольшее влияние на него оказала итальянская культура, в частности венецианская живопись. И Париж, столица импрессионизма, захватил его. Посещение мастерской Амбруаза Воллара стало одним из поворотных моментов. Оказывается, на свете есть Ван Гог, Гоген, Сезанн! По возвращении Грабар обнаружил, что ему все труднее было убедить себя в необходимости продолжить свое академическое образование после того, как он увидел, что происходит «на передовой». Он переехал в очень известную лабораторию Репина, но и там это продлилось недолго. Ему казалось, что учеба в Академии лишает его свежей внешности и нотки естественности. В поисках других учителей Грабарь снова отправился в Европу, на этот раз в мюнхенскую школу Антона Ашбе, пользовавшуюся большой популярностью у русских художников. Здесь Грабарь оказался на своем месте, и руководитель школы, оценивший его талант, даже предложил ему быть руководителем группы и проводить уроки для новичков. Позже Игорь Грабарь возглавил одно из двух отделений школы.
Хронологическая картина мюнхенского периода в биографии художника Грабаря идет с 1896 по 1901 год. В это время он не только писал и преподавал, но и изучал историю живописи, скульптуры, архитектуры. Год спустя Грабарь снова поехал в Париж, и эта поездка позволила ему создать «синтез Мюнхена и Парижа», осознать, насколько близко ему было импрессионистское направление, и, прежде всего, после освоения новых тенденций трансформировать их в свой собственный путь.

Реставратор

После революции художник остался жить в России, занимаясь административной работой. В 1918 году он начал открытие Центральной реставрационной лаборатории в Москве.

В течение первой трети из 20 ложек реставраторы и историки провели масштабную работу по выявлению произведений искусства Древней Руси и Византии. Это картины и иконы, сохранившиеся в старинных церквях и монастырях. Грабарь добился сохранения и реставрации многих икон. В начале ХХ века вместо слова «реставрация» употребляли слово «ремонт». Мастера придерживались соответствующего подхода: до восстановления работы научных исследований не проводилось. Грабарь стремился превратить реставрацию в науку. Это привлекло к процессу физиков, химиков и биологов. Художник организовал и стал непосредственным участником экспедиций в Псков, Новгород, города Поволжья, Крыма и Кавказа. Целями этих экспедиций были открытие, реставрация и укрепление памятников живописи. В письме к жене художник написал: «Сейчас я занимаюсь чисткой полотен Рублева, а также чисткой стен храмов во Владимире и, в первую очередь, икон Владимирской, Максимовской и Боголюбской Богородицы. Боже. Результаты превзошли ожидания: мы смогли узнать то, о чем раньше даже не догадывались. История живописи Древней Руси будет переделана”.

Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР

После Октябрьской революции Игорь Грабарь взял на себя бесценную работу по сохранению произведений искусства. Он безоговорочно признал новую власть, сразу стал с ней сотрудничать, видел свою задачу в консервации и реставрации картин. Грабарь активно участвовал в создании государственного музейного фонда, национализации и дальнейшего распространения художественных коллекций (что во многих случаях просто означало спасение этих произведений от уничтожения). Кроме того, он работал в Академии истории материальной культуры, возглавлял художественно-постановочный отдел Малого театра, в Московском университете читал уникальный для того времени курс лекций по научной реставрации и продолжал руководить Третьяковской галереей организовал там интересные выставки. Его высочайший профессионализм был оценен не только дома, но и востребован за рубежом. В 1920-1930-е годы Грабарь как ведущий искусствовед много путешествовал по миру. В 1928 году в СССР было введено звание Заслуженного деятеля искусств, первым победителем стал Игорь Грабарь.
Понимая, что его не хватает на все направления, он решил сосредоточиться на реставрационных работах, которые на тот момент представляли для него наибольший интерес. Пришлось пожертвовать руководством Третьяковской галереи и преподаванием в МГУ. И пресловутое «Тогда я ухожу на пенсию!» в случае с Игорем Грабарем это означало возвращение к живописи, что он и сделал в 1930 году. Ведь, как он со вздохом признался, «художник более чуткий и гибкий, чем искусствовед, его глаза не так безнадежно прикрыты с шорами, его мозг не так злобно загружен историей, теорией и всякими предрассудками ». Однако, получив личную пенсию, Грабарь не попрощался ни с художественной критикой, ни с активной деятельностью, он просто позволил себе рисовать более прямо. Предыдущее десятилетие тоже не забыл о кисти, а в 1923 году он даже посетил Америку с большой выставкой, в которую вошли двадцать его картин. Работа Грабаря не обходилась без совершенных работ, в которых теперь, как известно, его обвиняют. Покойный Грабарь известен также своими портретами — этот жанр стал основным в 20-30-е годы прошлого века.
Автор многих монографий русских художников, внесших неоценимый вклад в историю русского искусства, Игорь Грабарь также написал автомонограф. «La mia vita» вышла в свет в 1937 году. В эти же годы издаются его монографии о Репине и Серове. Затем он возглавил Московское государство
художественный институт.
Грабарь столкнулся со Второй мировой войной во время эвакуации в Грузию и с 1942 года возглавлял Комиссию по регистрации и охране памятников. В 1943 году Игорю Грабарю исполнилось 72 года, но в его случае это была не тихая старость. Он возглавил Всероссийскую академию художеств, а также Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, был избран действительным членом Академии наук СССР. Через год он возглавил Научно-исследовательский институт истории искусств АН СССР, созданный по его собственной инициативе. В следующем году Грабарь взял на себя руководство центральными государственными реставрационными мастерскими. Все эти должности оставались при нем до самой смерти. А итог жизни Игоря Грабаря, пожалуй, лучше всего подытожит его собственные слова:
«. искусство, искусство и искусство. С детства и до сегодняшнего дня для меня это чуть ли не единственный источник радости и боли, радости и страдания, восхищения и негодования, единственное истинное содержание жизни».

Натюрморты и портреты

Хотя в 1920-е гг. И. Грабарь занимался масштабной общественной работой, продолжал рисовать. Живописец был автором натюрмортов, с помощью которых «поддерживал плавность рук». В его картинах сочетаются различные ткани и фрукты, достигается структурированный контраст холодных и теплых оттенков. Это, например, такие полотна, как «Яблоки и астры”.

В 1930-е годы И.Е. Грабарь написал множество портретов известных людей: С. Прокофьева, К. Чуковского, В. Вернадского, С. Чаплыгина, А. Эфроса, А. Бакушинского. Художник неоднократно выезжал за границу. Его часто приглашали в музеи как искусствоведа. По инициативе Грабаря был создан Город художников. Его расположение было ул. Верхняя Масловка в Москве. Были дома с домами и мастерскими художников, в том числе мастерская самого Грабаря.

Читайте также: Юон Константин Федорович: биография и творчество

Оцените статью
Блог про картины