Художник Диего Веласкес: биография и картины с названиями

Диего Веласкес картины с описанием.

Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес, испанский художник. Учился в Севилье у Ф де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). В 1617 году он получил звание мастера. До 1623 года работал в Севилье. Перейдя к кругу новых для испанской живописи тем и образов, он создал галерею ярко характерных народных типов «bodegones» (от исп. Bodegun — таверна) — сцен из народной жизни («Завтрак», около 1617-18, GE). Контрастное освещение фигур на переднем плане, интерес к точной передаче внешних характеристик природы, плотность письма приближают живопись Веласкеса севильского периода к караваджизму.

Стиль

Техника Диего Веласкеса изменилась и улучшилась с годами. Он начал с привычного для Испании тенебризма — традиционной техники последователей Караваджо. Хорошие примеры включают «Старуха, жарящую яйца», «Водоносец из Севильи», «Непорочное зачатие» и ранние портреты.

После поездки в Италию и встреч с художниками из других стран его стиль и техника живописи значительно изменились. Начните использовать более светлые тона, избавьтесь от темноты на полотнах. Форма и детализация более уместны.

С годами стиль становился все более упрощенным. Художник стал использовать обобщения, крупные мазки, рисовать мелочи только там, где требовался акцент. Это своеобразное свидетельство мастерства художника. В упрощенном стиле Веласкеса многие искусствоведы видят предшественника импрессионизма. Особенно это заметно в пейзажах («Вилла Медичи в Риме, полдень», «Вилла Медичи в Риме, конец дня»).

Во всем творчестве придворного художника присутствует интерес к жанру повседневной жизни. Даже мифологические и библейские сюжеты объединены с чертами этого жанра («Кузница вулкана», «Пьяницы» и др.). И из этого признака следует следующее — аллегорическое.

Триумф Вакха (Пьяный)

Аллегория — неотъемлемая часть эпохи барокко. Однако для Веласкеса это особенно важно. Практически каждая работа таит в себе секрет, а иногда и разное значение («Delirium Surrender», «Spinners»).

Сдача Бреды

В картине «Менины» живописец воплотил одну из самых сложных своих загадок. На первый взгляд кажется, что это просто портрет Инфанты в окружении служанок. Но тут зритель замечает автопортрет художника в углу, зеркало на стене, и возникает замешательство. Кто занимается дизайном Веласкеса? Кто отражается в зеркале? При чем здесь Инфанта?

Описание картины Диего Веласкеса «Менины»

Портрет Филиппа IV

Вернувшись к своим придворным обязанностям, он начал создавать портреты членов королевской семьи. Он написал более 40 портретов испанского короля, внимательно следил за жизнью монарха. Веласкес изобразил молодого Филиппа IV мудрым правителем, храбрым рыцарем, искусным рыцарем, замечательно украшающим действительность. В течение 10 лет король отказывался «смотреть в зеркало». Художнику, несмотря на дружеский нрав Филиппа IV, запретили создавать свои портреты. Только в 1656 году монарх согласился написать свой последний портрет. Величественный и грустный король стал отражением своего правления. Реализм снова победил, несмотря на его привязанность к монарху и многолетнее покровительство.

Влияние на мир искусства

Многие испанские художники выросли на картинах Диего Веласкеса (Ф. Гойя называл его своим учителем). Однако до 19 века его имя редко упоминалось за пределами Испании, его творчество было описано лишь кратко. Вероятно, из-за того, что многие его работы хранились в королевских дворцах и были недоступны для публики. Но после открытия Прадо работа мастера-портретиста была возрождена.

Э. Мане — флейтист

Импрессионисты проявили к испанскому автору большой интерес. Э. Мане писал портреты в своем стиле («Флейтист»), Ренуар изучал его творчество. В начале 20 века многие модернисты были вдохновлены творчеством классиков испанского барокко. Пикассо создал десятки версий «Менина», Веласкес оказал огромное влияние на Сальвадора Дали.

Портрет папы Иннокентия X

1649 г. — совершил вторую поездку в Италию, был признан именитыми художниками, получил заказ написать Папу Иннокентию. Понтифик был поражен реалистичностью произведения. Острый и проницательный взгляд, беспощадное и властное выражение лица наводили ужас на окружающих. Работа понравилась самому папе, который повесил картину перед своим кабинетом.

Ранние работы

1618 — Женится на дочери своего наставника Хуане Пачеко. У пары родилось двое детей, старший Франческо женился на ученице Веласкеса, повторив судьбу своей матери. Младшая Игнасия умерла в детстве. Севильский период отличается лепкой фигур в светотени, скупостью натюрмортов, противопоставлением контрастов энергичной молодости и мудрой старости. В картинах отражены сцены из жизни простолюдинов, чувствуется влияние школы Караваджа. «Старуха, жарящая яйца», «Завтрак» написаны в жанре винных погребов, изображены сцены из кабачьей жизни и часто служат украшением заведений. Он работает над объемной лепкой, художественные приемы позволяют уйти от плоскости пространства.

Мадрид

В Мадриде Веласкес сразу начинает с портретов «пиков»: пишет королевский капеллан Хуан де Фонсека, знаменитый поэт Луис де Гонгору и его покровитель Оливарес. Он так хорошо пишет, что производит впечатление на короля. Самый первый «пробный» портрет Филиппа IV (не сохранился) носит Веласкес титул pintor de camera — придворного художника с уникальным и исключительным правом рисовать монарха (1, 2, 3). Без промедления, забрав жену и дочерей, Веласкес переезжает жить во дворец.
Здесь заманчиво пофилософствовать: что это было? Как мог 24-летний художник без видимого напряжения и напряжения, вот так, с первой попытки стать личным художником короля? Филипп IV был утонченным и культурным человеком, он был восприимчив к искусству, а Веласкес обладал почти сверхъестественным талантом. Все это правда. Но даже это не кажется мне достаточным основанием.
Мастерская Веласкеса располагалась прямо в королевских покоях. Ключи были у двух человек, художника и царя. Внутри было особое королевское кресло. Монарх, правивший полмира, на несколько часов смирился «со вниманием», когда художник хотел запечатлеть особо торжественную позу. В отсутствие Веласкеса Филип открыл мастерскую своим ключом, сел в кресло, посмотрел на незаконченные портреты и погрузился в приятные размышления. Похоже, он нашел друга. Кому-то, кому можно безоговорочно доверять и который превратит ваши слабости в сильные.
Испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет отметит, что все наследие Веласкеса, за некоторыми исключениями, представлено портретами самого короля и его окружения: его жен (Филипп был дважды женат) и детей, министров и подружек невесты и гномы, лошади и собаки.
Веласкес недолго оставался придворным художником. В конце концов, что такое художник? Да просто умелец! Но очень скоро Филипп уступил ему более высокие должности. Сначала камергер, затем — отвечавший за всю работу в королевских покоях, еще позже — главный интендант, высший уровень в придворной иерархии. В конце жизни Веласкес также получит звание обер-маршала. Возможно, никто никогда не делал более головокружительной судебной карьеры художника в истории.

Личная жизнь

В 1618 году Диего женился на дочери своего учителя, а через год у них родилась дочь Франциска. В 1621 году Хуана Миранда снова забеременела, но родившаяся девочка умерла в младенчестве.

Венера с зеркалом

Считается, что во время второй поездки в Рим у художника была любовница, которую он нарисовал на картине «Венера в зеркале». По некоторым документам известно, что эта женщина родила Антонио сына ди Диего.

При дворе короля

1627 — побеждает в конкурсе живописи, организованном Филиппом IV. Главной наградой была должность камергера, через год он стал придворным живописцем. С монархом связывали теплые отношения, дружбу на всю жизнь. Живописец был неосведомленным свидетелем жизни Филиппа IV, работы мастера стали отражением целой эпохи роскоши знати, духовенства и противоречивого положения людей.

 

Библейские сюжеты

1630 г. — Создано Распятие Христа. Вместо традиционного барочного пейзажа на заднем плане было темно-зеленое полотно. Он изобразил смерть Христа, не выражая страданий, в атмосфере тишины, безмолвия. Бледное лицо вокруг головы отражает момент восхождения к небу.

«Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову» — еще одна картина на библейскую тематику, написанная для монастыря Сан-Лоренцо. Автор использует сложный сюжет, теорию жестов, колорит венецианской школы.

Творческий путь

Первые самостоятельные произведения автора написаны в жанре бодегонов (будничные сцены в трактирах). Он хотел нарисовать настоящую, живую Испанию. Интерес к обычным людям сопровождал творца на протяжении всей его жизни.

Водовоз Севильи

Самая известная из ранних картин Диего Веласкеса — Севильский водовоз. Похоже на простой портрет купца. Однако здесь уже проявляется главная черта его творчества — аллегория. На картине «Водовоз Севильи» художник рисует своего учителя Пачеко, слева от него ученик, а стоит в центре. Этот образ — олицетворение трех возрастов, трех поколений.

Виртуозность художника поразительна: Веласкесу едва исполнилось двадцать, а его манера живописи невероятно реалистична и безупречна.

В 1623 году художник отправился со своим учителем в Мадрид. Это чудо! Практически сразу ему был заказан портрет вступившего на престол Филиппа IV.

Молодой король, когда-то изучавший живопись, понимает, что перед ним невероятно талантливый художник. А через несколько месяцев придворным художником был назначен Диего де Сильва Веласкес, он вместе с семьей переехал в Мадрид.

Филипп IV и художник стали настоящими друзьями. Артист стремительно продвигается по карьерной лестнице. А от его мастерской, расположенной во дворце, ключ имел только два человека: сам портретист и король.

Кузница вулкана

Основная работа художника заключалась в написании портретов королевской семьи. Но помимо этого ему приходилось писать картины для украшения дворца, что давало ему невероятную свободу в выборе тем; другие придворные художники этим похвастаться не могли. И все же Веласкес в основном писал портреты. Когда его натурщица не была настоящим человеком или дворянином, художник рисовал обычных людей: гномов и монстров, шутов и крестьян.

В 1629 году Диего по совету Рубенса отправился учиться в Италию. Первую поездку на родину Возрождения нельзя назвать приятной. Все знали о его близости к испанскому королю и относились к нему с подозрением, иногда даже обвиняя его в шпионаже.

Платье Иосифа

Но поездка в Италию окупилась. Узнав огромное количество произведений разных художников, Веласкес отдал предпочтение Тициану, что сильно повлияло на характер его живописи. Меняются даже сюжеты картин: все чаще мастер соприкасается с мифологией («Кузница Вулкана», «Одеяние Иосифа»). И пока он находится недалеко от Рима, художник начинает писать пейзажи на открытом воздухе, которые в то время были совершенно непопулярны.

Вернувшись в Мадрид, мастер снова обращается к изображениям людей. Рисует конные портреты Филиппа IV, его жены, детей. 1630-е годы стали самыми плодотворными в жизни творца. Созданы образы библейского жанра, батальные сцены.

Менины

В 1649 году начинается черед новой поездки в Италию. На этот раз Диего Веласкес отправляется туда с дипломатической миссией. Но потом в нем начали играть амбиции: он решает покорить Италию своим талантом. И происходит невероятное: Папа Иннокентий X заказывает портрет у Веласкеса. Работа завораживает весь Рим, виртуоз награжден папской медалью.

Спиннеры

Через два года художник возвращается в Мадрид. За последние 10 лет своей жизни он написал множество произведений, в том числе самые известные его картины: «Менины» и «Прядильщицы». Кроме того, он не отказывается от портретной живописи: снова и снова он позирует членов королевской семьи, которым за годы дружбы он стал дорог.

Второе путешествие в Италию

В 1649 году Веласкес вернулся в Италию, чтобы привезти работы Веронезе и Тинторетто для королевского дворца. Ему почти 50 лет, из которых не менее 20 лет он первый художник на своей родине. Но Италии, считающей себя колыбелью искусства, да и всей цивилизации, наплевать: Веласкеса здесь знают очень немногие. И тут в него подскочили амбиции, практически атрофированные за долгие годы испанского «премьерства». Всего за неделю Веласкес пишет портрет сопровождавшего его слуги — Хуана де Пареха — и отправляет модель вместе с портретом бродить по резиденциям римской знати. Такое креативное «промо» не остается незамеченным: итальянцы высокомерны, но великое искусство (даже испанское!) Всегда найдет ответ в их чутких сердцах.
Слава Веласкеса приходит в Рим. Его приглашают написать самому Папе Римскому. Портрет Иннокентия X с его алым плащом и легендарно тяжелым взглядом станет одним из самых известных произведений испанского мастера.
Между тем Филипп IV, обеспокоенный долгим отсутствием любимого художника, отправляет одну депешу за другой в Италию: где его Веласкес, почему он колеблется? И Веласкес, отказавшись от намеченной перспективы окончательного и бесповоротного завоевания Рима, возвращается в Мадрид. Совсем недавно были найдены документы, проливающие свет на причину его задержки: любовную историю. После отъезда Веласкеса на родину в Италию у него родился сын Антонио. Единственная явно эротическая картина Веласкеса «Венера перед зеркалом» также была написана в Риме: в Испании такие свободы просто не были бы разрешены инквизицией.

Эпилог

Вся жизнь и творчество Веласкеса были тесно связаны с испанской монархической семьей. Не только Филипп IV, но и его старшие дети Бальтазар Карлос и Мария Терезия (будущая королева Франции), его вторая жена Марианна Австрийская и их дети Маргарита и Филипп Просперо — все считали художника своими. Он был их хронографом, летописцем их семейной и государственной истории, а также руководителем многих важных дел — абсолютно незаменимым человеком. Так что у Веласкеса была причина (хотя, конечно, наглость этого была беспрецедентной) в «Менинах», вписанных в семейный круг королевской семьи и в его собственном лице.
Здоровье 61-летнего художника было подорвано приготовлениями к большой династической свадьбе: дочь Филиппа IV обручилась с королем Франции Людовиком XIV. С испанской стороны, королевский главный квартирмейстер и главный маршал Веласкес руководили всем сложным подготовительным процессом. Внезапно ему стало так плохо, что ему пришлось вернуться в Мадрид. Смертельное истощение не казалось очень убедительным объяснением болезни. 6 августа 1660 года, после недели мучений, Веласкес умер. Он умер в присутствии короля. Филипп IV не мог позволить своему любимцу войти в вечность без королевского и дружеского благословения.

Портрет графа Оливареса

Картина Веласкеса 1638 года представляет собой портрет-бюст премьер-министра Испании, в руках которого была сосредоточена вся власть. На незначительном оливково-сером фоне граф Оливарес изображен в явно скромном пиджаке. Портрет реалистичный, с использованием тончайших оттенков для создания эффекта яркого изображения. Яркий и проницательный взгляд выдает острый ум и честолюбие, испанский художник писал портреты души, раскрывая пороки знати.

Завоевание Италии

1629 г. — с разрешения монарха выехал в свою первую поездку в Италию. Творчество Микеланджело оказало большое влияние, картины Веласкеса отличались реалистичностью изображения, испанцы называли его не более чем художником правды. Италия же была Меккой искусства, работы мастеров часто приукрашивали действительность. Чтобы добиться признания на родине Караваджо, Веласкес написал портрет своего слуги, мавра Хуана де Пареха. Хотя он изображал знания в непривлекательном свете, тем самым можно было выгодно подчеркнуть достоинство простых граждан.

Италия – и снова Мадрид

В конце 1620-х годов Рубенс, ведущая фигура в мире искусства своего времени, приехал в Мадрид из Антверпена. Он напишет испанской королевской семье, но его основная миссия по-прежнему дипломатическая. Ему знакомят молодого Веласкеса, и Рубенс убеждает его думать, что для расширения его кругозора и воссоздания королевской коллекции необходимо поехать в Италию.
В 1629 году в сопровождении испанского главнокомандующего королевский камергер Веласкес посетил Геную и Милан, Венецию и Рим. Конечно, итальянцы видят в нем не художника, а чиновника. Посланник из Тосканы подстрекает своих подчиненных: «С испанцем нельзя быть ни слишком добрым, ни неуважительным: оба его обидят». Атмосфера подозрительности и взаимного недоверия преследует Веласкеса по всей Италии, в некоторых местах его даже принимают за испанского шпиона.
При этом первую поездку Веласкеса по Италии сложно назвать приятной. Единственная удача — знать творчество титанов Возрождения. Из всех Веласкес предпочитает Тициана. Он берет изображения Карла V работы Тициана как модель для монархического портрета. После Италии его цвет значительно меняется: Веласкес окончательно отходит от традиционных андалузских тенебро и впервые в его картинах появляются чистые и звучные цвета: ослепительно желтый, ярко-синий. «Я новобранец в армии Тициана», — скажет о себе Веласкес.
Вернувшись в Мадрид, Веласкес с энтузиазмом и радостью узнает, что во время своего отсутствия Филипп IV не позволял никому рисовать себя. С удвоенным энтузиазмом Веласкес приступает к работе. Кроме того, у короля родился долгожданный наследник — Бальтазар Карлос, любимое будущее Веласкеса, а это значит, что в течение десяти лет его портреты нужно будет разослать во все европейские столицы с прицелом на перспективные династические союзы.
Первая жена Филиппа, Изабелла Бурбонская, ненавидит Веласкеса — в конце концов, она прихвостень ненавистного Оливареса, узурпировавшего политическую власть в стране, поэтому Изабелла Веласкес почти никогда не пишет. Но он много пишет о своем друге: короле. Только Веласкес может сделать это лицо, изуродованное инбридингом (плюс близкородственные связи), благородным и изысканно красивым, с узловатым лбом, впалыми глазами и характерной чертой всех Габсбургов — выступающей нижней губой. Исследователи подсчитали, что из почти 40 портретов монарха все, кроме трех или четырех, представляют собой картины в три четверти, что наиболее полезно для «сложного лица» короля.

Смерть

В 1660 году портретисту доверили организацию свадьбы Марии Терезии и Людовика XIV. Суматоха подорвала здоровье художника, и по возвращении в Мадрид он серьезно заболел. 6 августа 1660 года Диего умер от лихорадки. Через 8 дней умерла его жена, супругов похоронили вместе.

Описание картины Диего Веласкеса «Портрет инфанты Марии Маргариты»

Веласкес-Диего-сдача-бреды

Влияние итальянской школы

1651 — возвращается в Мадрид, вдохновленный Италией, начинает создавать свои самые известные произведения. «Венера перед зеркалом» отличается от строгой католической живописи, полной чувственности, блаженства, присущей итальянским мастерам.

Описание картины Диего Веласкеса «Портрет инфанты Маргариты»

Веласкес-Диего-Завтрак

Читайте также: Творчество Питера Пауля Рубенса: биография и самые знаменитые картины

Оцените статью
Блог про картины