Творчество Питера Пауля Рубенса: биография и самые знаменитые картины

10. Союз Земли и Воды (1618)


Живопись в стиле «барокко» таит в себе аллегорическую загадку. Образы античной мифологии воплощают идею союза 2 стихий: воды (ее олицетворяет бог морей Нептун) и земли (ее представитель — Кибела). Этот союз омрачен богиней Глорией, сошедшей с Олимпа, а также Тритоном, появившимся из морских глубин.

Нептун изображен Рубенсом в виде мускулистого старика с седыми волосами. Одной рукой он опирается на трезубец, другой держит ладонь Кибелы. На голове у него корона из лавровых листьев, похожая на ту, которую носит богиня Глория.

Скучающий взгляд Кибелы свидетельствует о ее безразличии к владыке морей. В руке он держит рог изобилия. Дети веселятся под ногами собеседников, а Тритон дует в раковину.

Любопытство: в своей картине Рубенс отражает актуальную для того периода времени проблему: союз Земли и Воды означал «родство» Антверпена с рекой Шельда, устье которой перекрыли голландцы, лишившие Фландрию доступа к реке море.

Фламандец-космополит

Картины гениев прошлых эпох и работы их современников молодые художники могли увидеть только во время путешествий и в частных коллекциях — художественных альбомов еще не было, международных выставок, конечно, не было. И поэтому поездка в Италию была для молодого художника обычным жизненным событием. Но для Рубенса итальянские каникулы затягиваются и превращаются в нечто большее, чем простое паломничество шедевров: он практически сразу оказывается в одном из красивейших итальянских городов, при дворе герцога Винчезо Гонзага, человека с отменным вкусом и большой коллекцией получает зарплату и веселую работу, которая при этом оставляет большие возможности для путешествий и личных интересов.
Как хранитель коллекции герцога и придворный художник, которому часто доверяли очень незначительные декоративные работы, Пьетро Паоло путешествовал по Италии, посетил Флоренцию, Милан, Геную, Верону, Падую и, наконец, от имени своего покровителя посетил Испанию. Придя, например, вслед за герцогом на свадьбу во Флоренцию, он смог, помимо придворных церемоний, посетить дом Микеланджело, изучить городскую архитектуру и часовню Медичи.
Художник проживет в Италии 8 лет и вернется домой с важнейшими приобретениями. Главное среди них — итальянские тетради, которые будут заполнены зарисовками, заметками, копиями старинных и великих итальянских произведений, эскизами архитектурных элементов и скульптур. Второе приобретение — это способность оставаться верным себе и своим интересам вместе с сильными мира сего, в любом положении и в любой среде. Помимо прочего, Пьетро Паоло вернется на родину как автор многочисленных портретов и трех монументальных триптихов. И, наконец, стирая границы времени и границы государств в своих паломнических путешествиях за красотой, Рубенс чувствует себя гражданином всего мира, теперь навсегда. А это значит, что он может пойти домой.

Этот не совсем обычный для Рубенса этюд долгое время считался неоднозначным. Его авторство приписывают Ван Дейку, но, по мнению экспертов, большинство из них пришло к выводу, что этот эскиз все еще принадлежит кисти Рубенса.

Личная жизнь

Первой женой талантливого художника была Изабелла Брант. Избранницей стала дочь госсекретаря. Хозяин женился по большой взаимной любви. После свадьбы художник изобразил себя с любимой женщиной.

Картина называлась «Автопортрет с Изабеллой Брант». Жили в радости и согласии, родилось трое детей. Но брак продлился недолго: в 1626 году Изабелла умерла. Преступник оплакивал утрату. После смерти жены он отправился с дипломатической миссией в страны Европы.

Автопортрет с Изабеллой Брант

Спустя 4 года мастер женился во второй раз на молодой племяннице Изабеллы. Ее звали Елена Фурман. Вскоре после женитьбы он стал владельцем имения Стен, на территории которого был построен красивый замок.

В этот период артист полностью посвятил себя любимому занятию — перестал быть дипломатом. В браке родилось пятеро детей. Семья счастливо жила вдали от города, живописец писал сельские пейзажи, полные гармонии и красоты.

Смерть

Начиная с 1635 г приступы подагры стали тяжелыми и изнурительными. В 1638 году правая рука была полностью поражена, в результате чего Рубенс лишился возможности писать. Болезнь непрерывно прогрессировала, что мешало в полной мере наслаждаться жизнью. Художник умер от тяжелого приступа подагры 30 мая 1640 года. В последние минуты жизни с ним были любимая жена и их дети.

9. Дочь Клара (1618)


На полотне изображена старшая дочь художника от брака с Изабеллой Брант. Картина написана незадолго до смерти девочки (Клара умерла в возрасте 12 лет). Однако, несмотря на это, от портрета исходит тепло, излученное маленькой девочкой с румяными щеками и детским и наивным взглядом.

Для рисования лица художник использовал технику прозрачных мазков. Белый голландский воротник подчеркивает лицо Клары, подчеркивая хрупкость ее характера.

Для справки: Картина по праву признана одним из самых трогательных детских портретов в истории мировой живописи. Эта работа была оценена в 6,8 миллиона долларов.

Сногсшибательная светловолосая красотка принимает утреннюю ванну спиной к зрителю. Его лицо отражается в зеркале, которое держит пухлый Купидон. Темнокожая служанка расчесывает длинные шелковистые волосы Венеры. Они текут золотыми ручьями по рукам служанки. На фото великолепно все: и безупречная композиция, и цвет. Но больше всего его восхищает мастерски нарисованное обнаженное тело богини. Кажется, что он излучает свет. Художник всегда старался максимально реалистично передать красоту женского тела. Великолепные рельефные формы позволили художнику поиграть светотенью, использовать множество оттенков теплых и холодных тонов, поэтому нельзя не восхищаться изгибом спины и молочной нежностью прекрасной кожи.

Возвращение домой

Он так и не нашел свою мать живой. В монастыре он испытал душевный разлад, после чего перед ним встала дилемма: остаться или вернуться в Италию. Брат Филипп, который уже имел положение в высшем обществе Нидерландов, познакомил его с Петром. По рекомендации герцога Альбрехта, губернатора испанских государей, он нанял художника — портреты ему так понравились, что в январе 1610 года Питер Пауль Рубенс стал более чем щедрым придворным живописцем и остался в Антверпене (он отказался жить при дворе. Брюсселя).

Заказы, деньги, студенты, защита авторских прав, известность во всей Европе, а затем успешная дипломатическая миссия — это результат огромного упорного труда, таланта и способности строить личные и деловые отношения.

Творческий путь

в развитии творчества живописца принято выделять три основных этапа. Вкратце это:

  1. Ранний этап — до 1620 г
  2. Зрелое творчество (1620-1630).
  3. Продвинутый этап.

С 1600 по 1608 Рубенс провел в солнечной Италии. Там он выполнил большое количество портретов на заказ.

Ранний этап

Мастер приобрел большую популярность в начале своей карьеры. Он вернулся из Италии в связи с полученной им печальной новостью: его мать умерла в Антверпене. Рубенс очень переживал из-за потери, думал, что становится монахом.

Но он не мог перестать рисовать. Живописец регулярно получал заказы от состоятельных горожан. Его пригласили начать работу при дворе известного в городе эрцгерцога Альберта.

Битва амазонок

Со временем Питер Рубенс стал одним из самых востребованных художников в своем родном городе. Он не только выполнял приказы своего покровителя, но и расписывал стены собора и писал портреты других горожан. Знаменитая картина «Союз земли и воды» родилась в 1618 году. По мнению искусствоведов, в ней явно прослеживается влияние итальянских живописцев на стиль Рубенса. Основная идея шедевра заключалась в единстве города с природой: Антверпеном и рекой, на которой стоит этот город, Шельдой.

Охота на льва

На начальном этапе, помимо полотна «Союз земли и воды» (1612–1615), к ним относятся: «Битва амазонок», «Львиная охота» (обе работы выполнены в период с 1615 по 1618 год), «Охота на кабана» (1615 г.). Петр любил изображать мифологические сюжеты. Одна из таких картин — «Похищение дочерей Левкиппа».

Изображенные люди и животные выразительны, каждое из них находится в динамике. Эту работу сравнивают с работами Микеланджело, которыми художник увлекся во время стажировки в Италии.

Зрелое творчество

Начиная с 1620 года Рубенс начал выполнять заказы французской королевы Марии Медичи. Это были полотна исторического жанра. Художнику была заказана серия работ по украшению помещений нового королевского замка. Овдовевшая царица хотела украсить его эпизодами из жизни с умершим королем.

Охота на кабана

Работа над первой серией картин была завершена в 1625 году. Автору не удалось завершить вторую серию, посвященную царствованию покойного короля. Для выразительности картин мастер использовал аллегорические и мифологические образы.

Похищение дочерей Левкиппа

Произведение, посвященное приезду королевы Франции в Марсель, стало всемирно известной картиной этого цикла. Мария Медичи изображена на полотне в полный рост. Одетая в элегантное платье, она спускается с камбуза на берег, встречает даму божества стихии морских глубин. Слава парит над ней в далеких облаках, сообщая всем о прибытии королевы в порт. Веревки, брошенные с корабля, связывают наяд, сопровождающих их хозяйку.

Поздний этап

В конце карьеры, после многих лет непрерывной работы, художник заболевает подагрой. Заболевание не поддается лечению и начинает стремительно прогрессировать. Но оптимизм мастера не уходит, пишет свои произведения до последних дней своей жизни. Сельская жизнь и природа стали центральной темой этого этапа. Известные картины того времени: «Крестьянский танец» и пейзаж «Крестьяне возвращаются с полей».

Сюжет этого изображения взят из древних текстов. За основу взята легенда о поступке преданной дочери Перо. Оказавшись в тюрьме, старый Кимон голодал, и, чтобы спасти своего отца, ее дочь пробралась в тюрьму и накормила его молоком своей матери. Это так поразило и взволновало тюремщиков, что старика отпустили, а его дочь помиловали.

Рубенс не мог уйти от такого сюжета, и результатом его усилий стало великолепное полотно по цвету и композиции. Яркое алое платье «Перья» символизирует жизнь и милосердие.

Благодаря императрице Екатерине II, купившей картину Рубенса во время ее правления, этот шедевр хранится в Государственном Эрмитаже.

В Государственном Эрмитаже хранятся поистине уникальные произведения Питера Рубенса, Персея и Андромеды. Эта картина представляет собой кульминацию предприятия Персея, когда он уже убил чудовище и освободил прекрасную Андромеду. Андромеда изображена обнаженной в знаменитом стиле Рубенса. Ее пышное и великолепное тело, кажется, светится на темном фоне. Из темноты к ней протягивает руку Персей, за ним следует его крылатый конь Пегас. Поверженный монстр, открыв пасть, лежит у ног героя. В руках Персея — щит с головой Горгоны. Именно она помогла Персею победить монстра.

Мастерство Рубенса проявляется в мельчайших деталях. Волнистые штрихи на крупе лошади создают форму и придают коже естественный вид. Сумасшедшее выражение лица Горгоны добавляет драматичности картине. Безупречный герой в римских доспехах получает лавровый венок от самой богини победы Ники. У ног героев бегают радостные купидоны, а сладкий румянец на щеках Андромеды предвещает чувства зарождающейся любви.

одиннадцать

Рубенс обладал уникальными качествами психолога, что очень важно для художника. Тонкий, осторожный, как портретист, Рубенс был великолепен. Портрет Изабеллы Брант, жены художника, был сделан незадолго до ее смерти. Он весь проникся любовью и нежностью к любимой девушке и женщине. От неминуемой смерти не осталось и следа, хотя болезнь уже дошла до Изабеллы. Она изображена молодой и привлекательной с соблазнительной улыбкой. О приближающейся смерти рассказывает только молитвенник в его руках.

8. Снятие с креста (1612)


Картина представляет собой алтарный триптих. Сегодня он находится в Антверпенском соборе Богоматери (место рождения художника), для которого он был написан. В центральной части полотна — фигура Христа, который будто парит в воздухе.

Его безжизненное тело сняли с креста. Он вот-вот окажется в руках апостола Иоанна. Кроме него на фото еще 7 персонажей. Один из стариков держит тело Христа за руку, а девушка снизу нежно держит его за ногу.

Для справки: художник сознательно придал телу Иисуса бледно-свинцовый оттенок. Этой техникой он хотел показать сходство с мраморной статуей.

«Персей освобождает Андромеду»

Фрагменты картин

Выше вы видите фрагменты трех картин. Первая принадлежит кисти Ламберта Сустриса — «Персей освобождает Андромеду». Он был написан в середине 16 века. Именно эта работа вдохновила Рубенса на создание своей первой одноименной картины в 1620 году. Изменив несколько плоский средневековый стиль Сустриса, художник практически буквально воспроизвел позы героев и общий мифологический сюжет (второй фрагмент). Эта картина хранится в Берлинской картинной галерее.

Спустя два года Рубенс снова обратился к сюжету Персея и Андромеды и написал еще одно одноименное полотно (третий фрагмент). Несмотря на небольшую разницу, характерный стиль художника здесь раскрывается в большей степени: богиня победы Ника снова венчает головы героев, а вокруг порхают маленькие купидоны. Хотя Персей — древнегреческий герой, он одет в костюм римского воина. Как и Союз земли и воды, эта картина принадлежит собранию Государственного Эрмитажа.

Мастерство Рубенса было широко известно еще при жизни художника. Его слава разнеслась по всей Европе. Но огромный объем работы не сделал художника обычным мастером. Каждое его творение проникнуто любовью к живописи и является настоящим шедевром искусства. Мы пытались написать одни из лучших произведений Питера Пауля Рубенса, но это оказалось непосильной задачей. За свою жизнь этот голландский художник написал огромное количество разных картин, каждая из которых имеет свою красоту и историю. Ниже мы опубликуем некоторые другие его картины без описания, но это лишь верхушка айсберга.

На небольшом деревянном столе выполнен изящный портрет девушки инфанты испанского двора. Предположительно на картине изображена дочь художника Клара Евгения. Белый воротничок с оборками в испанском стиле освежает лицо девушки, изображенной на темном фоне. Портрет выполнен в технике эмали, когда предыдущий слой просвечивает сквозь прозрачные верхние мазки. Нежное лицо девушки романтично и задумчиво, а из ее строгой прически исключен кокетливый локон. Этот локон узнаваем на всех портретах дочери художника.

7. Автопортрет (1623)


Это фото, заслуживающее особого внимания. В нем можно запечатлеть настроение художника во время его творчества. Бытует мнение, что написание автопортрета связано с дипломатической деятельностью Рубенса.

Питер Поль изображен с серьезным выражением лица. Он украшен шляпой, под которой спрятаны вьющиеся волосы художника. Дождевик и белый воротничок подчеркнут строгий образ Рубенса. Автопортрет отражает высокий социальный статус художника.

Для справки: Картина из собрания Королевской галереи Кенсингтонского дворца.

Одна из самых известных картин «Три грации» не перестает удивлять наших современников, ведь по современным представлениям грация должна быть изящной, воздушной и безупречной. Рубенс изображает женщин согласно канонам и представлению о красоте своего времени — настоящих, из крови и плоти, поскольку их создал Господь. Рубенс был верующим и считал, что нет ничего плохого в изображении наготы человеческого тела. Нагота грации абсолютно лишена пошлости, но зато эротична и прекрасна. Именно потому, что великолепное тело обладает необычайной живописностью, Рубенс с большим удовольствием рисовал несколько полненьких женщин и любовался каждой ямочкой и складкой на их божественных телах. Это фото — настоящий гимн женщине.

Питер Рубенс очень часто рисовал свою старшую и любимую дочь Клару. Его точеное лицо узнаваемо на многих картинах художника. Этот портрет очень маленький, теплый, на нем изображен милый румяный ребенок с непослушной прядью волос. Нежное лицо аккуратно нарисовано прозрачными мазками, а светло-русые волосы и темный фон умело прорисованы размашистыми мазками. Едва обозначенный белый голландский воротник подчеркивает лицо и очарование девушки.

девять

Техника и стиль

В своих рисунках Рубенс проявил неповторимый дар, привнося через них яркие краски, оригинальность и колорит в повседневную жизнь. Написав свои первые картины, художник сумел подчеркнуть свой характерный образ: он тщательно прорисовал детали пейзажа и фона, которые были на заднем плане портрета человека. Художник перенес в свои картины технику работы итальянских мастеров.

Эскиз головы девушки
Клара Серена Рубенс — дочь Рубенса от первой жены Изабеллы Брант

На протяжении всей своей карьеры художник постоянно искал: свой художественный стиль, новые решения для передачи цвета, способы передачи объема и формы. К каждому заказу он относился с особым трепетом и всегда находил уникальный подход к написанию будущих шедевров.

Прощание с Италией

Здесь художник выполняет множество заказов и совершенствует: мастер еще не достиг своей уникальной палитры. Желая в одиночку найти свой путь, Рубенс не искал встреч со знаменитыми художниками, современниками.

Я много копировал, прислушиваясь только к своим личным эмоциям, вкусам и желаниям. Так он получил:

  • Постепенное повышение квалификации;
  • Создание каталога картин из частных коллекций, закрытых для свободного доступа;
  • Формирование фонда потенциальных лотов и решений.

Позже в своем завещании Рубенс отметил, что его достижения могут помочь наследникам, выбравшим то же дело, искусство.

К зиме 1608 года Рубенс получил из дома известие о том, что его 72-летняя мать безнадежно больна. Но герцог Гонзагас отказался освободить художника от службы, и он, выполнив все незаконченные работы, в конце октября добровольно уехал на родину. Он никогда не вернется в Италию.

6. Коронация Марии Медичи (1625)


Это произведение искусства было создано Рубенсом по заказу Марии Медичи, матери Людовика XIII. Сцена на фото посвящена его коронации. Кардинал де Жуайез возлагает корону на голову Медичи.

Апогеем наблюдают прелаты, кардиналы де Гонди и де Сурди, а также сопровождающие Марию. С одной стороны, его дочь Генриетта Мария, а с другой — дофин. Церемонию курирует король Генрих IV, фигуру которого Рубенс поместил рядом с алтарем.

Для справки: действия, запечатленные на изображении, основаны на реальных событиях. Коронация состоялась 13 мая 1610 года в Париже.

5. Четыре философа (1611—1612)


У картины есть другое название: «Просто Липси и ее ученики». У Рубенса было особое отношение к этой работе, потому что на холсте он изображал людей, которых любил: своего лучшего друга Яна Вавериуса, Брана Филиппа, учителя Юстуса Липсиуса. Над ними бюст Сенеки.

Бордовые шторы свисают с окна, открывая кусочек пейзажа. Благодаря таким элементам декора фон изображения можно назвать помпезным и роскошным. Однако изюминка работы не в сценографии, а в персонажах. Каждый из философов проявляет определенные эмоции, по которым можно распознать их тип личности.

«Охота на львов»

С 1610 по 1620 год художник увлекался написанием охотничьих сюжетов. Достигнув огромного мастерства в изображении человеческого тела, он захотел совместить это с демонстрацией тел крупных животных, которую только что освоил. Одна из самых известных картин Рубенса на эту тему — «Охота на львов», написанная в 1621 году. Противостояние человеческого оружия и сил диких животных ярко показано в смелом противостоянии двух мускулистых львов и семи охотников, половина из которых они нападают на лошадях. Один из львов готов разорвать охотника на куски кинжалом, брошенным на землю, другой стащил охотника зубами с лошади, вцепившись когтями в тело животного. Несмотря на то, что этого льва ударили сразу тремя копьями, он зол и не отступает, и только меч одного из охотников дает надежду победить разъяренного зверя. Один из охотников лежит без сознания с ножом в руке. Особенно интересен в этой картине факт совместной охоты восточных и европейских персонажей — это становится ясно по их одежде и оружию. В настоящее время картина хранится в «Старой пинакотеке» в Мюнхене».

«Венера перед зеркалом»

Фрагмент изображения

В картине 1615 года «Венера перед зеркалом» Рубенс частично повторяет сюжет, созданный ранее Тицианом, в котором полуобнаженная Венера смотрит на себя в зеркало, которое держит купидон. Однако присутствующая рядом с Венерой черная служанка Рубенс предполагает, что ее Венера вовсе не богиня, а земная женщина, склонная к божественному нарциссизму. По своему обычаю художник снова изобразил пухлую белокожую женщину без одежды, но с золотыми украшениями и тонким полупрозрачным полотном у ног. Служанка расчесывает или просто трогает красивые золотистые волосы хозяйки. В настоящее время картина хранится в Венском музее коллекции Лихтенштейна.

 

Среди грандиозных картин Рубенса есть прекрасные пейзажи, которые только подчеркивают разносторонность художника. Пейзаж с радугой был написан в последние годы жизни художника, когда он уже мог позволить себе отказаться от масштабных заказов и рисовать в свое удовольствие. Огромные просторы с уходящими вдаль лесами и полями захватывают все четырехметровое полотно. На переднем плане — стадо коров, мирно пасущихся, фермеры заняты ежедневными хлопотами по сбору урожая. Сельскую идиллию после дождя подчеркивает уходящая в небо радуга. Волшебство и блеск облаков делают небо необычайно красивым. Радуга освещает верхушки деревьев теплым светом, гуси плещутся в лесу у реки. Сельская жизнь Рубенса, прожившего в городе, привнесла в его работу умиротворение и умиротворение.

4. Три грации (1639)


Это картина с богатой историей. Рубенсон был занят своим творением в Замке Стэна, где он «сбежал» от светской жизни в уединение. Героини образа — 3 богини, запечатленные в танце. Их слегка пухлые тела полны жизни и энергии.

Плавные линии, изящные движения тела, полные счастья изгибы — все это отражение истинной женской красоты, по мнению художника. Картина воплощает гармонию тела и духа.

Чтобы поддержать эту идею, Питер Пол преимущественно использует синий цвет. Благодаря ему художнику удается идеально сочетать небесные высоты и земной мир.

Интересный факт: Отличительной чертой работ Рубенса является то, что обнаженные женские тела изображены открыто, прямо и честно. Однако они не выглядят вульгарно и пошло.

3. Самсон и Далила (1609)


На картине изображен библейский эпизод, в котором Самсон засыпает, упав Далиле на колени. Она носит красное платье, символ страсти и последующей резни.

Действие происходит в борделе. Мужчина склоняется над спящим Самсоном, желая остричь его длинные волосы. Стоит отметить, что они считаются источником невероятной силы, данной им Богом.

Для справки: Картина в настоящее время находится в музее — Национальной галерее Лондона.

Влияние на мир искусства

Рубенс был настоящим художником эпохи барокко. Вежливый и культурный человек, талантливый художник и дипломат, он стал самым известным фламандским художником своего времени.

Его картины были очень популярны по всей Европе. Творчество гениального художника внесло огромный вклад в развитие живописи европейских стран. Он стал одним из основоположников фламандского метода.

Воздвижение Креста

Школа Питера Пауля Рубенса оказала огромное влияние на формирование фламандской живописи. Ван Дейк стал одним из его последователей.

В 2017 году в Национальной галерее в Лондоне открылся новый раздел, посвященный наследию двух гигантов мира искусства: Рубенса и Рембрандта. У этих мастеров есть одно общее: их влияние на развитие искусства своего времени и на последующие поколения художников.

2. Страшный суд (1617)


Это алтарь на холсте, написанном маслом. Эпический образ показывает противостояние между Богом и сатаной, раем и адом. Композиция построена по принципу треугольника.

В центре — Иисус, слева — фигура Моисея со скрижалями. Справа от Христа — Богородица и Святой Петр, держащие ключи от неба.

Голубь летит над головой Иисуса, олицетворяя Святого Духа. С самого неба Бог Отец наблюдает за происходящим. На ее коленях лежит Сфера Мира.

Выбор пути

Спустя год Пауль Рубенс понял, что больше всего его привлекает живопись. Он сообщил об этом своей матери, хотя единственным его опытом в искусстве до 14 лет было создание копий гравюр на библейские темы (ничего не сохранилось). С этого момента и началась биография художника Рубенса.

Наставниками Питера Пауля Рубенса на его родине стали следующие художники:

  • Тобиас Верхахт (дальний родственник). Уроки с ним длились недолго: между учителем и учеником не было общего языка;
  • Адам ван Ноорт, самый опытный и известный в обществе. Рубенс проучился в своей мастерской четыре года;
  • Отто ван Вин (с 1595 г.), он же Вениус, самый выдающийся художник Антверпена того времени, изучавший искусство в самой Италии. Это оказало на молодого художника значительное влияние: привило ему чувство прекрасного, в том числе научило любить античную классику, а также убедило в необходимости покровителей — без них талант невозможно пробить.

В 1598 году Пьетро Паоло был принят учителем в Gilda di San Luca, профессиональную ассоциацию художников. Я начал давать уроки, но у меня не было собственной студии. Он продолжал работать с Вениусом и совершенствовался — начав учиться рисованию сравнительно поздно, Рубенс не рано развился как профессионал, он созрел в убеждении, что недостающие знания и навыки он получит только в Италии.

Портрет Сюзанны Лунден под названием «Соломенная шляпа» — это картина Питера Пауля Рубенса, хранящаяся в Национальной галерее в Лондоне. Вероятно, он был написан в период 1622-1625 гг.

Женщина на портрете достоверно не опознана, но, скорее всего, это Сюзанна Ланден, старшая сестра будущей второй жены Рубенса, Хелены Фурмент. Если идентификация верна, портрет, вероятно, относится к браку Сюзанны со вторым мужем, Арнольдом Лунденом, в 1622 году.

На картине изображена пожилая женщина, смотрящая вперед. Он прикрывает глаза от света свечей. Мальчик, стоя немного позади нее, поднял свечу, чтобы зажечь ее. Панно написано в стиле Караваджо, работы которого Рубенс видел в Италии. Для этого стиля характерны потрясающие световые эффекты и натурализм.

Рубенс писал эту картину не для продажи. Вероятно, он использовал его в качестве учебного материала для студентов в своей собственной

Поездка в Испанию

Конный портрет герцога Лермского 1603 г
Конный портрет герцога Лермского 1603 г

Умение находить общий язык с разными собеседниками и обязанности сыграли свою роль в том, что именно Рубенсу было поручено явиться при испанском дворе с подарками (живописными копиями Рафаэля и других мастеров). Путь оказался долгим и трудным: начиная с 5 марта 1605 года художник прибыл на место только 13 мая. И хотя Рубенс упаковал картины сам и самым тщательным образом, все они были испорчены. Художник отказался нанять испанского коллегу и занялся реставрацией полотен — к счастью, король оставался на охоте до начала июля. Интересным оказался адвокат посла, он не допустил художника, завоевавшего симпатию всего двора, к королевской публике для личного вручения подарков.

Рубенс не стал настаивать, а отправился в Эль-Эскориал, чтобы сделать большой заказ копий картин Тициана. Кроме того, художник выполнял частные заказы испанских дворян. На этом этапе в его творчестве появился парадный портрет — новый для художника жанр. Фигура герцога Лермского верхом на лошади была первой работой этого типа, в которой лицо было нарисовано с натуры (правило художника), а модель позировала фигуре. Удовлетворенный своим героическим обликом на этом полотне, герцог предложил Рубенсу стать придворным живописцем. Он отказался и в январе 1604 года вернулся в Италию.

Книга Даниила в Ветхом Завете повествует о том, как библейский герой был приговорен к ночевке в львином рве для поклонения Богу, а не персидскому царю Дарию. Здесь изображено следующее утро, когда Даниил благодарит Бога за то, что он благополучно пережил ночь. Для богословов образ Даниила, освобожденного из пещеры, символизировал воскресение Христа из гроба.

Кстати, самые красивые пещеры мира вы можете открыть для себя на страницах нашего сайта most-beauty.ru.

Рубенс мастерски соединил реализм и театральность, создав мощный эмоциональный эффект. Например, несколько львов смотрят прямо на зрителя, предполагая, что зритель находится в том же пространстве, что и львы, и поэтому, как и Даниэль, находится под той же угрозой, что и дикие хищники. Эта непосредственность подкрепляется тем, что животные изображены в натуральную величину на огромном холсте и изображены с неотразимой реалистичностью. Эту правдивость дополняет драматическое освещение и преувеличенная эмоциональность молитвенной позы Даниила.

6

В Италию за опытом

В мае 1600 года Рубенс путешествовал со своим учеником через Францию ​​в Италию. В Венеции он нашел возможность показать картины, которые он привез с собой, дворянину из свиты герцога Гонзага, известного благодетеля деятелей искусства: ему приходилось искать покровителя через своих близких. Ход прошел успешно. В итоге все сложилось удачно: Рубенс получил от герцога работу, зарплату и возможность развивать собственный талант. Флорентийское искусство сейчас является объектом пристального внимания 23-летнего художника, он его изучает, копирует, ориентируясь на собственный вкус.

В начале 1602 года от своего соотечественника эрцгерцога Австрийского Альберта он получил свой первый заказ заочно написать алтарную картину (требовалось, чтобы художник был фламандцем и выполнял заказ в Риме). В 1603 году расписал иезуитскую церковь. Герцог Гонзага делает Рубенса основной подборкой произведений искусства в своей картинной галерее, но в ней почти нет работ самого художника.

Воспользовавшись положением, художник путешествовал по Италии. Он свободно говорил по-итальянски, переписывался только со своей семьей, и подпись «Пьетро Пауоло» стала его фаворитом на всю жизнь.

В Италии общительный и общительный Питер Пауль Рубенс имеет множество социальных контактов. Благодаря этим связям он получает заказы, его имя начинает звучать все чаще и чаще.

Сладострастный однолюб

Это была любовь с первого взгляда. Они давно не откладывают брак. 18-летняя Изабелла Брандт очаровала Рубенса, она больше не хочет возвращаться в Италию и теперь точно останется в Антверпене. Ему 31 год, он пишет страстных обнаженных красоток, томных изогнутых спинок, золотых волос, молочной и сияющей кожи, как будто самые красивые женщины всех стран и поместий посещают его мастерскую и спальню и делятся секретами своего обаяния. Но биографы должны с легким разочарованием признать, что Рубенс сначала терпеливо ждал настоящей любви, а затем был искренне верен Изабелле на протяжении всех 17 лет брака до ее смерти.
Если дипломатические посты помогают справиться с болью и ожить, или Рубенс заслужил благодать Божью самыми мощными картинами в своей славе, но через 4 года он снова полюбит. С первого взгляда. Теперь известный, он является рыцарем и секретарем Королевского совета Ее Величества — и ему разрешено устроить свадьбу прямо во время поста. Елене Форман всего 16 лет, и она восхищается антверпенскими шепотами о невероятно красивой жене обожаемого всеми артиста (1, 2, 3).
Когда через 10 лет беременная пятым ребенком Елена окажется во главе умирающего Рубенса, артиста назовут священником. Его будет сопровождать трехтысячная толпа из Антверпена, признававшаяся в любви к самому жизнелюбивому, яркому, счастливому и успешному артисту.

Агарь в пустыне. После 1630 г

История Агари рассказана в 21 главе Бытия. Агарь была египетской рабой Авраама, от которой у них родился сын Измаил. Жена Авраама завидовала и попросила мужа отвести их в пустыню. Там они были чудесным образом спасены от смерти от жажды.

Модель, вероятно, вторая жена Рубенса, Хелена Фурмент. Несмотря на обстановку Ветхого Завета, Фрумент одет и причесан по моде Фландрии 1630 года, что делает эту картину двусмысленной игрой между портретом и библейской историей.

16

«Два сатира»

Картина Рубенса «Два сатира» продолжает тему мифологических существ. Он был написан в 1619 году и сейчас находится также в Старой пинакотеке в Мюнхене. В отличие от большинства монументальных работ художника, это полотно имеет относительно небольшой формат — всего 76 х 66 см. В древнегреческой мифологии сатиров называли спутниками Диониса — бога вина, веселых лесных демонов с ногами и козьими рогами. Известно, что сатиры не поленились сделать всего два дела: опозорить нимф и выпить вина. Рубенс изобразил два противоположных типа сатиров: тот, что на заднем плане, явно предпочитает алкоголь. Об этом свидетельствует его худощавое лицо и переливающиеся по стеклу излишки. На переднем плане ярко изображена сладострастная личность: непристойный взгляд и улыбка буквально пронзают зрителя, а изящно зажатая гроздь винограда в руке смутит даже самого искушенного зрителя.

Похищение дочерей Левкиппа (масло, холст, 224×211 см). 1618

Питер Рубенс был известен своим изображением здорового человеческого тела. Картина «Похищение дочерей Левкиппа» — яркий образец живописи в стиле барокко. Сюжет древнегреческой мифологии повествует о похищении двух молодых девушек сыновьями Зевса и Ледой. Могучие фигуры красивых загорелых молодых людей в военных доспехах контрастируют с обнаженными телами блондинок. Динамичность действия подчеркнута эффектными позами героев и лошадей. Восемь фигур переплетаются в единую мощную круговую композицию, вписанную в квадрат. Хитрые купидоны, держащие лошадей за узду, подчеркивают цель похищения красавиц. Рубенс восхищается своими героями и помнит, что миром правят красота и любовь.

восемь

Сатурн, пожирающий своего сына. 1636

Тревожная картина Рубенса, изображающая Сатурна (Кроноса в греческой мифологии), пожирающего своего сына, вызывает у зрителя шок и настоящий ужас. Согласно легенде, Сатурну пророчили смерть от руки своего сына, с тех пор он пожирал каждого из своих детей. Художник, казалось, запечатлел за этим занятием древнего бога. Искаженное лицо ребенка источает боль от ужасного укуса его родителей, и кажется, что его крик слышен. Реалистичность происходящего, зеленовато-голубые тона картины делают ее по-настоящему устрашающей, от которой ускользает холодок. Вызвать такие чувства у зрителя с изображения может только настоящий мастер.

Читайте также: Художник Диего Веласкес: биография и картины с названиями

Оцените статью
Блог про картины