Орест Адамович Кипренский: биография художника и картины с названиями

Долгожданная Европа

В мае 1816 года Орест Кипренский окончательно уехал в заграничную поездку: художник мечтал о нем более десяти лет. Пенсионная поездка стала возможной благодаря личному покровительству и покровительству императрицы Елизаветы Алексеевны: жена Александра I оценила талант художника. На тот момент художнику было уже 34 года: Кипренский был зрелым и авторитетным мастером.

Из Петербурга он отправился сначала в Германию, а затем в Италию. В Риме художник изучал искусство античности и эпохи Возрождения, новые знакомства вдохновляли живописца. В своих мемуарах он писал: «При виде творений гениев рождается мужество, которое в одно мгновение заменяет несколько лет опыта». В Италии он продолжал писать портреты на исторические и религиозные темы.

Высоким признанием для Кипренского было предложение Флорентийской академии. Он попросил художника написать собственный портрет для знаменитой галереи Уффици, одного из старейших музеев Европы, где хранятся автопортреты всемирно известных художников. Орест Кипренский был первым, кто удостоился такой чести.

В этот же период он написал картину «Девушка в венке из маков с гвоздикой в ​​руке» («Портрет Мариуччи»). Ему позировала десятилетняя Мария Фалькуччи. Девушка происходила из бедной семьи, и Кипренский фактически стал ее опекуном. Во время поездки по Европе Кипренский написал портрет Екатерины Авдулиной. На полотне художник передал сложный колорит одежды молодой женщины: насыщенный черный на бархате и золотисто-желтый на шали.

В Италии с именем Кипренского оказался скандал: в его лаборатории нашли мертвую модель. Суд не предъявил официальных обвинений, и окружение артиста не считало его способным на преступление. Вскоре они нашли настоящего убийцу, но это дело, наводненное различными слухами и домыслами, бросило тень на всю оставшуюся жизнь Кипренского.

Возвращение в Россию и портрет Александра Пушкина

Пребывание художника в Риме по его просьбе дважды продлевалось, но в 1822 году он был вынужден покинуть Италию. Перед отъездом Кипренский назначил на пенсию свою ученицу Марию Фалькуччи. Литературный писатель Константин Паустовский писал об этом тяжелом моменте в жизни мастера: «Кипренский был изгнан из общества. Он затаил обиду. Возвращения в Италию не было. Пэрис не хотела замечать. Было только одно место на земле, куда он мог пойти, чтобы забыть о себе после ужасных дней и снова взять в руки кисть. Это была Россия, брошенная родина, которая увидела свой расцвет и свою славу ». По дороге в Италию он посетил Париж, а в Мариенбаде он встретил немецкого писателя Иоганна Гете и нарисовал его карандашный портрет.

Кипренский вернулся на родину в 1823 году. Академия художеств была недовольна его долгим отсутствием, у публики были и другие фавориты — художники-портретисты. Власти и общество дошли слухи о скандале, связанном с убийством модели: артистку отказали в приеме во многих дворянских домах столицы. Профессора и официальной должности в Академии ему не дали, орденов тоже было мало. Любитель искусства граф Дмитрий Шереметев не отвернулся от художника — он пригласил Кипренского стать его личным живописцем. Мастерская художника была устроена в графском дворце на Фонтанке.

В 1824 году художник-портретист написал картину, изображающую графа в яркой и элегантной форме кавалерийской гвардии, стоящего за круглым столом на фоне красиво оформленных комнат. В том же году художник представил портрет на публичной выставке Академии художеств.

Постепенно слухи о скандальной истории в Италии утихли: Кипренский получил заказы. В 1826 году он написал портрет Афанасия Шишмарева, знатока театрального искусства и садовода-любителя. Кипренский написал в одном из писем другу: «Я провел очень счастливое лето! Он жил на даче .. у Шишмарева, в саду была новая деревянная мастерская, и я очень над ней работал».

В мае 1827 года Антон Дельвиг уговорил Александра Пушкина позировать Кипренскому. Поэт высмеивал его внешность и не любил, когда его рисовали художники, но согласился. В результате был создан образ, ставший для потомков эталоном внешности русского поэта. Полотно написано в июне 1827 года в доме графа Дмитрия Шереметева.

Перед художником стояла непростая задача: запечатлеть живого, подвижного и эмоционального человека. Современники высоко оценили портрет, одни видели на полотне Пушкина веселым и спокойным, другие задумчивым и грустным. Именно этого эффекта и хотел добиться художник.

Александр Пушкин написал о своем портрете в стихотворении «Кипренский»:

Любитель моды с легкими крыльями,
Хотя не британский, не французский
Ты снова сотворил, дорогой волшебник,
Я, любимец чистых муз, —
И я смеюсь над могилой
Навсегда прочь от смертных оков.
Я вижу себя как в зеркале
Но это зеркало мне льстит.
Он говорит, что я не буду унижать
Зависимости важных аонидов.
Итак, Рим, Дрезден, Париж
Отныне моя внешность будет известна.

Как оценить картину Кипренского

На цену конкретной работы влияет ряд причин. Например, больше всего ценится полотно, которое было в коллекции дворянина или известного коллекционера. За картину будут платить больше, если у нее интересная история (например, портрет Пушкина или бедной Лизы) и так далее. Эти и другие причины можно выявить при осмотре живописи Кипренского, когда работа изучается как в лаборатории, так и на основе информации.

Романтические портреты Кипренского

В начале 19 века в Санкт-Петербурге строился Казанский собор, архитекторы планировали включить скульптуры, живопись и живопись в целом. К работе были привлечены выпускники Академии художеств, в том числе Орест Кипренский. В 1809 году он написал икону «Богоматерь с младенцем», но роспись иконы не увлекла художника.

В начале 19 века портреты пользовались большим спросом у публики: их заказывали не только дворяне и государственные деятели, но и состоятельные купцы и чиновники. У Кипренского было много заказов, одним из них был портрет Ивана Кусова, известного купца, владевшего фабриками в Петербурге.

Но славу художнику принес портрет молодого Александра Челищева, в будущем героя Отечественной войны 1812 года. Кипренский создал полотно в духе романтизма: на картине 1809 года он изобразил мальчика, почти все еще ребенок, с румяными щеками и большими настороженными глазами.

В 1809 году Орест Кипренский совершил творческую командировку из Петербурга в Москву и пробыл там три года. В этот период художник написал парные портреты графа Федора Ростопчина, его покровителя и его жены. Екатерина Ростопчина была отстранена от светской жизни, одевалась скромно: так художник представил ее на портрете. Кипренский создал образ, полный женственности, Ростопчина выглядит хрупкой и одинокой.

Одна из самых известных картин художника — Пожизненный портрет гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова 1809 года. Интересно, что почти полтора века считалось, что на полотне изображен двоюродный брат Евграфа Денис Давыдов, знаменитый поэт-гусар и партизан. Путаница возникла из-за неправильной расшифровки подписи самого Кипренского.

Давыдовы были известной дворянской семьей. Помимо Евграфа, Кипренский писал портреты Василия и Алексея Давыдовых. К тому же художнику приходилось работать в тяжелых условиях. Историк Юрий Олсуфьев писал: «Кипренский нарисовал Алексея Владимировича Давыдова и был вынужден спрятаться за колонну, чтобы не раздражать своей работой капризного мастера».

Творчество

В 1804 году художник подготовил свою первую работу для выставки Академии художеств: написал портрет Адама Швальбе. В качестве основного автор использовал технику эмали. Картина, выполненная в темно-золотистых тонах, напоминала работы старых мастеров и вызвала множество восторженных отзывов.

Спустя год для академического конкурса Орест создал полотно «Дмитрий Донской на Куликовском поле». Лучше всего стала работа над историческим сюжетом, написанная в стиле французского классицизма — ученица наградили Большой золотой медалью. Кипренский также участвовал в росписи строящегося Казанского собора в городе на Неве — создал икону «Богоматерь с младенцем». Но в дальнейшем иконопись не увлекала творца, как пейзажи.

Портреты стали популярным жанром среди светской петербургской публики в начале 19 века. В то время их могли себе позволить не только короли и генералы, но и знатные купцы. У молодого художника появились клиенты, в том числе купец Иван Кусов, образ которого художник запечатлел в 1808 году.

Прославил автора портрет Александра Челищева, который впоследствии оказался героем Отечественной войны 1812 года. На фото, созданном в направлении романтики, зрители увидели почти ребенка подростка с нежной кожей и удивительными «настороженными» глазами. Позже психологизм стал неотъемлемой чертой авторской живописи.

В 1809 году Кипренский уехал из Петербурга в Москву, чтобы продолжить там работу. Во время своего пребывания в Белокаменной живописец написал женатые портреты Ростопчиных. В отличие от модных «парадных» картин этого жанра, Орест дома представил мужа и жену скромными, что придало полотнам глубину.

Ярким произведением этого периода стал «Личный портрет гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова». Спустя более века после появления этого творения считалось, что на нем изображен знаменитый гусар и партизан Денис Давыдов.

Действительно, перед публикой «предстал» Евграф Владимирович Давыдов. Причиной недоразумений стала неверная интерпретация экспертами подписи на полотне самого автора. В 1812 г он получил звание академика, а в 1815 г стал советником Императорской Академии художеств.

В 1816 году живописец впервые уехал за границу благодаря покровительству императрицы Елизаветы Алексеевны, высоко оценившей талант творца. Италия вдохновила Ореста великолепными зданиями, красивыми скульптурами и картинами. Здесь человек встретил образцы искусства Античности и Возрождения.

В Риме и Неаполе Кипренский писал портреты по заказу, а также рисовал местных жителей. Талант художника не остался незамеченным: художник получил предложение от Флорентийской академии создать автопортрет для галереи Уффици. Орест стал первым русским мастером, удостоенным такой чести.

Вернувшись в 1823 г в Россию, Орест Адамович столкнулся с трудностями в работе: по «итальянским» слухам заказов было мало. В этот период ему помогал граф Дмитрий Шереметьев, который пригласил художника поработать в мастерской дворца. Постепенно о скандальном происшествии забыли. Именно там в 1827 году Кипренский создал портрет Александра Пушкина.

В том же году родилось полотно «Бедная Лиза», изображающее главного героя повести Николая Михайловича Карамзина. Живописцу удалось запечатлеть в картине богатую эмоциональную палитру. На лице девушки читалась легкая грусть и тихое счастье, скромность и возвышенность.

Через год создатель покинул Россию и перебрался в Италию. Здесь, едва найдя средства к существованию, автор в последние годы жизни продолжал писать картины жанра «Неаполитанские мальчики», «Читатели газет в Неаполе» и портреты.

Рекорды уходов, цена картин Кипренского

При жизни художника высоко ценились его полотна. Например, за портрет графа Шереметева было заплачено 13 тысяч рублей. Но давайте определимся, сколько стоят картины Кипренского на современном рынке.

Начнем с рекордных работ, проданных на аукционе Christie’s. Это портрет князя Михаила Александровича Голицына, представленный на аукционе в мае 2012 года. Кипренский написал его в 1833 году в Риме, когда путешествовал по Европе. В это время брат Михаила Федор работал там коллежским советником, а сам Михаил, работавший на дипломатической ниве, был переведен в Рим из Флоренции. Там художник написал портреты обоих братьев. Отметим, что портрет своего отца, князя А.М. Голицына, Кипренский написал около 1819 года, когда впервые посетил Италию. Все три портрета композиционно согласуются друг с другом.

О.А. Кипренский. Портрет князя Михаила Голицына. 1833 гр.
О.А. Кипренский. Портрет князя Михаила Голицына. 1833 гр.

Этот шедевр музейного уровня был продан на аукционе с эстимейтом 200–300 тысяч фунтов стерлингов. Хотя считается, что портреты сложно продать, поскольку они могут не подходить для всех коллекций, эта работа имела большой успех. Все желающие завладеть полотном художника торговались, пока цена не выросла до 713 тысяч фунтов (1,1 миллиона долларов).

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Кипренского. Мы обнаружили, что верхний предел намного превышает один миллион долларов. Теперь посмотрим на другие примеры из других ценовых категорий.

В 1996 году на аукционе Christie’s появился «Портрет Петра Басина» Кипренского, история которого оказалась весьма запутанной. Портрет художника Петра Васильевича Басина Кипренского, написанный в Риме в 1829 году. Позже Петр подарил картину своему зятю, художнику М.Г. Сухоровскому. Затем портрет оказался в руках Е.М. Терещенко, который в годы революции подарил его Русскому музею. Так случилось, что организованная музеем передвижная выставка «Основные этапы развития русской живописи» попала в руки захватчиков во время войны, и многие картины были привезены в Германию.

Когда портрет Басина, числящийся пропавшим без вести, внезапно появился на Christie’s и был продан за 170 000 долларов по стартовой цене 47 000 долларов, началось длительное расследование. Как оказалось, картина больше не принадлежала Русскому музею и находилась в числе заброшенных, но в 1998 году ее новый владелец, известный американский коллекционер Рональд Лаудер, подарил картину музею в честь ее столетия.

О.А. Кипренский. Портрет художника П. В. Бачино. 1929 гр.
О.А. Кипренский. Портрет художника П. В. Бачино. 1929 гр.

Среди других работ назовем «Портрет Италинского», «Портрет юноши», «Семейный портрет. Этюд пяти голов», вышедшие с аукциона в диапазоне от 3 до 15 тысяч долларов.

О.А. Кипренский.
О.А. Кипренский. «Семейный портрет. Этюд пяти голов», проданный Bonhams в 2005 году за 1800 фунтов стерлингов.

Ниже мы рассмотрим, как определить цену конкретного холста, а также как и где продать картину Кипренского.

Начало систематического художественного образования

Живописные способности Кипренского проявились еще в раннем детстве: он умело копировал картины, которые видел в близлежащих дворянских усадьбах. Дьяконов сделал для сына все возможное: дал ему свободу (до 6 лет Орест был слугой) и организовал обучение в школе Петербургской академии. Там мальчику повезло с учителями: он учился у Угрюмова и известного портретиста Левицкого. Но Кипренский, как и многие живописцы того времени, мечтал об исторической живописи. Полотна на исторические темы считались самыми сложными в исполнении, требующими от художника композиционных навыков и умелой кисти.

После окончания учебы Кипренский был оставлен в пансионате Петербургской академии. Он также получил право поехать за государственный счет в Италию для повышения квалификации. Но из-за сложной исторической ситуации (в этот период в Европе бушевали наполеоновские войны) стажировка не началась до 1816 года.

Первые портреты

В начале XIX века русская художественная Богемия была очарована очарованием романтизма. Художников и писателей не интересует общее место, обычный человек. Они превращаются в лирического героя, который выходит из общего строя, идет вразрез с окружающей средой, однообразием жизни. Романтические образы, как в литературе, так и в живописи, обладают следующими характеристиками:

  • пылкость, великолепие, экзальтация;
  • образ героя в момент максимального душевного накала и напряжения сил;
  • обращение к исторической и национальной экзотике.

Кипренский, картины которого считаются эталоном романтической живописи, наиболее полно проявил себя в портретной живописи. Сразу после учебы он создал галерею своих знаменитых современников — поэтов Батюшкова и Жуковского, баснописца Крылова, государственного деятеля Уварова, будущего московского губернатора Ростопчина.

Исследователи биографии Кипренского предполагают, что его картины отражали его характер: эмоциональный, возбудимый, страстный и в то же время чуткий, нацеленный на внутренний мир человека. Это позволило художнику не только запечатлеть на портретах внешний вид моделей, но и раскрыть характер своих героев.

Личная жизнь

Личная жизнь в биографии артиста значительно сложилась. Приехав в Италию в 1816 году для совершенствования техники живописи, Кипренский работал в мастерской, куда приглашал моделей. Один из них взял с собой свою 6-летнюю дочь Анну-Марию Фалькуччи (по некоторым данным, девушка сама позировала для картины художника «Гробница Анакреона»).

Портрет маленькой девочки итальянки Мариуччи, как ее называл русский мастер, Орест написал в 1819 году. Мать Анны-Марии вела распутный образ жизни, и живописец, переживая за судьбу ребенка, пытался выкупить девочку и стать ее законный опекун. Однако Кипренский не мог гарантировать воспитаннику счастливого детства.

Дело вмешалось: одна из моделей художника была найдена мертвой. Дама умерла страшной смертью: ее тело покрыли холстами, обрызганными скипидаром и подожгли. Вскоре скончался и слуга художника, молодой итальянец. Сам Орест утверждал, что модель убил его слуга. Полиция Рима не смогла подтвердить или опровергнуть эти слова, но репутация создателя сильно пострадала.

Мужчина больше не мог оставаться в Риме, поэтому, заботясь о Мариучче, он попытался поселить девушку в каком-нибудь монастыре. Позже, покинув Италию, а затем Францию, где ходили слухи о странных смертях, он вернулся в Россию. В 1828 году, не переставая думать об Анне-Марии, художник вернулся на родину девушки, чтобы сделать ей предложение.

Однако поженились пара только в июле 1836 года, на тот момент итальянцу было 26 лет. С момента своего прибытия Орест стремился найти достаточно средств к существованию. Чтобы жениться на возлюбленной, живописцу пришлось сменить православную веру на католическую. С женой он прожил всего 3 месяца: Кипренский умер в октябре. Шесть месяцев спустя Мариучча родила дочь Клотильду, а через несколько лет снова вышла замуж.

Поездка в Европу

В 1816 году Кипренский начал свое путешествие по Европе. Академия художеств оплачивала пребывание за границей самых талантливых учеников, в Италии многие художники жили годами, создавали картины на исторические и религиозные темы.

Кипренский также пишет в основном портреты в Италии. В Риме у него очень быстро появляются преданные поклонники, клиенты осаждают живописца с просьбой написать портрет. Максимальное признание — Галерея Уффици во Флоренции приобретает автопортрет художника. Живопись Ореста Кипренского будет выставлена ​​вместе с шедеврами итальянского Возрождения.

Эмоциональная подвижность и возбудимость художника сыграют с ним злую шутку. Уже в Италии он пристрастится к перепадам настроения. Несмотря на успех портретов, он постарается покорить историческую живопись. Его самая известная картина в этом жанре — «Дмитрий Донской на Куликовом поле» — лишена оригинальности. Это еще один программный холст, на котором неукоснительно соблюдаются академические требования. Персонажи застывают в живописных позах, пышная драпировка и театральные жесты создают впечатление напряженности и неестественности.

При этом Кипренский старается угодить итальянской публике: создает этюды на местные темы. Но образы сельчан выходят слащаво и успеха автору не приносят. В 1820-1823 годах Карл Брюллов начинает изгонять Кипренского с художественного Олимпа, его картины на исторические темы и жанровые зарисовки больше нравятся публике. Орест Адамович оплакивает потерю былой популярности и обильными возлияниями ищет забвения.

К этому периоду относится и странная история с итальянской моделью: ее нашли мертвой в мастерской художника, а самого Кипренского обвинили в убийстве. Судебный процесс ничем не закончится: художника не осудят, но и полностью не оправдают. В связи с этими печальными событиями 1823 года он вернется на родину.

Смерть

В середине октября 1836 года художник заболел воспалением легких, что и стало причиной его смерти. Кипренский был похоронен в церкви Сант-Андреа делле Фратте в Риме.

Возвращение в Италию

В 1828 году Кипренский навсегда покинул Россию. Он вернется в Рим, обратится в католицизм и женится на дочери своей модели, которая уже выросла. Последние восемь лет жизни — это период медленной, но постоянной деградации. Художника редко можно встретить в студии, чаще он проводит время в бюджетных ресторанах, проливая вино на тоску по дому и былую славу. Кипренский умер от лихорадки в 1836 году в возрасте всего 49 лет.

1823-1828 год: петербургский период

В России Кипренского принимают более чем холодно: слухи о скандальной истории с итальянской моделью доходят до прекрасного арт-мира Петербурга. Кипренский не может и мечтать о былой славе. Но за пять лет он написал две замечательные работы: монохромный «Потоп в Петербурге» и живописный «Портрет Пушкина». Поэт на портрете Кипренского оказался разочарованным, отстраненным, уставшим от повседневной суеты. Это не портрет мастерства в начале карьеры художника. Отчасти художник одарил Пушкина своими горькими переживаниями и переживаниями.

Детство и юность

Орест Адамович Кипренский родился 24 марта 1782 года в усадьбе Нежинская, относящейся к Ораниенбаумскому уезду. Мальчик оказался внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова и служанки Анны Гавриловой. Женщина с ребенком была замужем за крепостным Адамом Швальбе, немецкой национальности.

Настоящий отец будущего художника позаботился о нем, и в 1788 году, получив свободу, Орест оставил родителей и был зачислен в Педагогическое училище при Петербургской Академии художеств. По документам студент перешел на Кипренский. В 1797 году юноша поступил в саму академию, где его наставниками были живописцы Григорий Угрюмов и Дмитрий Левицкий.

За годы учебы Кипренский неоднократно проявлял талант, получал за свои работы золотые и серебряные награды. В 1803 году Орест получил диплом I степени и меч, но с разрешения директора института оставался там в качестве сокамерника еще 3 года.

Читайте также: Павел Дмитриевич Корин: картины художника

Оцените статью
Блог про картины