Павел Дмитриевич Корин: картины художника

Содержание
  1. Малая родина
  2. Учёба и первые профессиональные шаги
  3. Великие события на стенах московского метро
  4. Дом Павла Корина — «малый музей» Третьяковки
  5. Портрет художников Кукрыниксов, 1957–1958
  6. Фрески по заказу Елизаветы Федоровны
  7. Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)
  8. Портрет М.В. Нестерова, 1939
  9. Биография
  10. Судьбоносная встреча
  11. Одна из лучших в СССР коллекция икон
  12. Дальнейшая учёба и первый опыт
  13. «Александр Невский» — заказ во время войны
  14. Портрет маршала Г.К. Жукова, 1945
  15. Спутница жизни
  16. Первая мастерская и поиски своей темы
  17. Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков
  18. Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова (Марджанашвили)
  19. Связанные видео
  20. «Образ Фомы писал с себя» — 5 любимых картин художника Павла Гавриченкова
  21. Замысел главной картины
  22. Нищий
  23. Вход Господень в Иерусалим на картине Игоря Сушенка
  24. Пейзажи о родине
  25. Портреты современников и «сила человека»
  26. Этюды к «Реквиему» и эскиз
  27. «Успение Девы Марии» Караваджо: какие «знаки Христа» скрыл в своей картине этот противоречивый гений
  28. Горький в жизни художника
  29. Образ Нерукотворного Спаса в советском метро
  30. «Церковное искусство должно развиваться, жить своей жизнью, становиться другим, меняться», – художник Иван Лубенников
  31. Годы войны
  32. Послевоенные события
  33. Работы художника
  34. «Голгофа» Питера Брейгеля: разбираем символы и загадки великой картины
  35. Портрет А.М. Горького, 1932
  36. Портрет В.И. Качалова, 1940
  37. Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси

Малая родина

Павел Корин родился в древнем центре русской иконописи в селе Палех Владимирской губернии 7 июля 1892 года. Это были годы, когда здесь уже сформировался и процветал особый и неповторимый стиль иконописи. Этим ремеслом занималась вся семья, и родители, и дети. Брат Павла Александр позже тоже стал художником. В 5 лет Павел потерял отца, жизнь стала тяжелее, но дела не останавливались.

Учёба и первые профессиональные шаги

В 1903 году Павел поступил в Палехскую иконописную школу. За время своего существования с конца 17 века эта школа накопила богатую историю, вобравшую в себя тенденции и стилистические особенности как античной, так и светской европейской живописи. Здесь Павел научился строить композицию из нескольких фигур, научился выстраивать сочетание цветов и элементов пейзажа.

В 1907 году его учеба была успешно завершена. Начинающего художника приняли в подмастерья в иконописную комнату Донского монастыря, действующую в Москве с конца XVI века.

Великие события на стенах московского метро

И если этюды к «Старту из России» и портреты персонажей советской культуры можно увидеть только в музее, то есть работы, которые ежедневно проходят миллионы жителей столицы и гостей города, — это станции метро.

Павел Корин начал проектировать Московский метрополитен в 1950-х годах. В то время он двадцать лет руководил реставрационными мастерскими ГМИИ им. А.С. Пушкина. НРАВИТЬСЯ. Пушкин.

По эскизам и под руководством Павла Корина созданы мозаики с изображением русских солдат — Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров, а также ордена Победы в переходном периоде радиальные линии выполнены на своде холла станции Комсомольская кольцевая под руководством Павла Корина. Павел Корин получил Сталинскую премию за дизайн Комсомольской кольцевой.

Мозаика на Комсомольской кольцевой дороге. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется

Для станции метро Новослободская Павел Корин нарисовал эскизы 32 витражей: они стали его первой работой в этой технике и эскизом мозаичной картины «Миру — мир», на которой изображена мать с ребенком на руках.

Новослободская. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется

«Рабоче-крестьянский коллектив» на задней стене Павелецкого зала и мозаика с гербами русского и советского оружия в вестибюле станции «Смоленская» — также работы Павла Дмитриевича.

Несомненно, Павел Корин был выдающимся мастером монументального искусства, считая, что «великие исторические события, изображенные на стене, дадут людям не меньше, чем книгу, прочитанную миллионами».

Дом Павла Корина — «малый музей» Третьяковки

Более тридцати лет Павел Корин прожил в бывшей прачечной на Малой Пироговской улице возле Новодевичьего монастыря. В одной половине дома находилась жилая часть, в другой — мастерская. Все свое имущество Павел Корин завещал жене Прасковье Тихоновне, а в случае ее смерти — Государственной Третьяковской галерее с единственным условием — сохранить все в доме, как при жизни художника.

После смерти мужа Прасковья Корина попросила министра культуры СССР Екатерину Фурцеву принять в дар Третьяковской галерее коллекцию древнерусского искусства и создать в их семейном доме художественный музей.

В 1971 году Мемориальный дом-музей был открыт для посетителей в составе Третьяковской галереи.

В 2009 году музей закрыли на реконструкцию: дом нуждался в ремонте. Пока наследие Павла Корина хранится на складах галереи.

Портрет художников Кукрыниксов, 1957–1958

(Кукрыниксы (псевдоним первых слогов фамилий) — творческий коллектив советских художников-сатириков: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова)

«Их сатира — плакаты времен Великой Отечественной войны поразили врага не хуже, чем наши« Катюши », и по сей день они находятся в авангарде политической сатиры», — сказал Корин.

Фрески по заказу Елизаветы Федоровны

В 1916 году по приказу игуменьи Марфо-Мариинского монастыря великой княгини Елизаветы Федоровны Павел Корин расписал подземную гробницу, в которой должны были быть захоронены сама игуменья и монахини монастыря.

Сегодня фрески нуждаются в реставрации, поэтому закрыты для глаз посетителей.

Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)

Мученик Феодор был одним из членов тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря. В 1933 году арестован и приговорен к трем годам исправительных работ. Иеродиакон Феодор имел незаконченное высшее образование и в лагере помогал тюремному врачу лечить узников.

После освобождения он служил в церквях Подмосковья, но отказывался от жалоб. За это ему запретили жить в Подмосковье, и он переехал в Тверь. В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. В 1943 году расследование провалилось, и все фигуранты этого дела были освобождены. Сам иеромонах Феодор был приговорен к пяти годам ссылки и через месяц скончался в тюрьме в Балашове. Место его захоронения неизвестно.

В августе 2000 года он был канонизирован святыми новомучениками и исповедниками Российскими на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Портрет М.В. Нестерова, 1939

Корин и Нестеров познакомились в 1911 году. Так Павел приехал из родного села Палех, где окончил иконописную школу, а в Москве устроился в иконописную комнату Донского монастыря. Там он познакомился с художником Михаилом Нестеровым: он увидел в молодом человеке талант и взял его в помощники — Корин помогал расписывать церковь Покрова Марфы и Марии женского монастыря. И Нестеров стал для него не только учителем, но и наставником по жизни.

Биография

Павел Дмитриевич Корин — русский и советский живописец, художник-монументалист, портретист, педагог, профессор.

Родился в Палехе в семье потомственных иконописцев. Брат — Корин А.Д., тоже художник.

После окончания сельской школы в 16 лет его приняли учеником в иконописную комнату Донского монастыря, настоятель которой Клавдий Петрович Степанов, отметив талант юноши, сказал ему: «Учись, дорогой , ты будешь Рафаэлем».

М. В. Нестеров, узнав Павла Корина по работе в издательстве, для которого он копировал произведения Нестерова, пригласил его участвовать в росписи церквей. В 1911 году Корин стал помощником М. В. Нестерова в работе по росписи церкви Марфо-Мариинского монастыря; много лет спустя в письме…

Павел Дмитриевич Корин — русский и советский живописец, художник-монументалист, портретист, педагог, профессор.

Родился в Палехе в семье потомственных иконописцев. Брат — Корин А.Д., тоже художник.

После окончания сельской школы в 16 лет его приняли учеником в иконописную комнату Донского монастыря, настоятель которой Клавдий Петрович Степанов, отметив талант юноши, сказал ему: «Учись, дорогой , ты будешь Рафаэлем».

М. В. Нестеров, узнав Павла Корина по работе в издательстве, для которого он копировал произведения Нестерова, пригласил его участвовать в росписи церквей. В 1911 году Корин стал помощником М. В. Нестерова в работе по росписи церкви Марфо-Мариинского монастыря; много лет спустя в письме от 26 июля 1935 года он написал своему учителю: «Ты бросил свое пламя в мою душу, ты виноват в том, что я стал художником».

В 1912-1916 годах П.Д. Корин учился в Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1920-е гг. (До 1933 г.) вместе с братом работал в магазине, находившемся на чердаке дома №2. 23 на Арбате. Здесь его посетил Максим Горький, который принимал активное участие в судьбе Павла Корина: он подарил ему поездку в Италию от советского правительства.

В 1933 году перешел в мастерскую на Малой Пироговской улице (дом № 16), где жил и работал до конца своей жизни и где сейчас находится Дом-музей П. Д. Корина.

После войны Корин наблюдала за реставрацией картин в Дрезденской галерее. Руководил реставрационной мастерской ГМИИ им. А.С. Пушкина. Во Владимирском соборе Киева реставрировал фрески и лично реставрировал картины В. М. Васнецова и М. В. Нестерова.

В 1958 г присвоено звание Народного артиста РСФСР; был избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1962 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.

В 1963 г за портреты М. С. Саряна, Р. Н. Симонова, Кукрыниксова, Р. Гуттузо — П. Д. Корин получил Ленинскую премию. В этом же году проходит персональная выставка художника к 70-летию со дня рождения и 45-летию его творческой деятельности.

В 1966 году он подписал письмо 25 деятелей культуры и науки на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева против реабилитации Сталина.

Умер 22 ноября 1967 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище (площадка № 1).

Творчество
П.Д. Корин — одна из крупнейших, самых сложных и трагических фигур русского искусства ХХ века.

Встреча с Нестеровым, понимавшим искусство как духовное предприятие, а также еще одна «встреча» — с творчеством А.А. Иванова, восхищение его подвижнической жизнью укрепили мечту Корина отдать все высоты мастерства, став продолжателем великих традиций русской живописи.

В 1916 году Корин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но, недовольный своими первыми самостоятельными работами, понимает, насколько далек любимый идеал, насколько труден путь к поставленной цели.
В 1918-1925 годах, в разгар беспорядков в деревне и в искусстве, Корин казался добровольно послушным: много рисует, копирует, изучает анатомию. Он убежден, что новые и новейшие художественные направления не расширяют, а резко ограничивают возможности художника, не дают ему достаточных пластических средств, что это движение не вверх, а вниз.

В 1925 году Корин, как когда-то А.А. Иванов, приобрел свою тему. Патриарх Тихон скончался в апреле этого года. Вся православная Россия едет в Москву на его похороны. Потрясенный увиденным, ученик Нестерова, русский православный человек, Павел Корин понимает, что он художник из этого явно обреченного, но живет, уверенный в своей духовной праведности. Он намерен изобразить шествие на похоронах патриарха.

Вскоре началась работа над подготовительными эскизами к картине, которую Корин назвала «Реквием». В это же время художник создает свою первую крупную работу: панорамный пейзаж «Моя Родина» (1928). Это вид на Палех издалека. Коринн, кажется, прикасается к своей родине, набираясь сил, чтобы осуществить грандиозный план. Кажется, он еще раз присягает великой национальной традиции, своим бессменным учителям — А.А. Иванову и М.В. Нестерову. Работа над эскизами к большой картине длилась десять лет.

Последний портрет будущего патриарха митрополита Сергия был написан в 1937 году. Благодаря своей пластической силе эскизы вместе составляют уникальную серию портретов. Православная Россия — от нищего до высших церковных чиновников — предстает перед зрителем. Героев объединяет общее состояние, наполненное внутренним духовным огнем, но при этом каждый имеет индивидуальный характер.

В 1931 году М. Горький неожиданно посетил лабораторию Корина. От него картина получила новое название — «Отъезд из России», что исказило первоначальную идею, но и «прикрыло» художника от возможных нападок. Благодаря Горькому братья Павел и Александр Корины уезжают в Италию. Там изучают произведения старых мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и знаменитый портрет Горького (1932). В это время окончательно оформилась живописная манера Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и в то же время насыщенная цветовая гамма с введением однотонных акцентов, плотная и многослойная роспись с использованием глазури (Корин — это художник блестящий знаток живописной техники).

*****
Центральным, но так и не завершенным полотном Павла Корина, идея которого родилась в 1925 году — во время похорон патриарха Тихона в Донском монастыре, считается Реквием («Русь уходящая»); Для нее было сделано 29 подготовительных портретов, но холст, предназначенный для картины, остался нетронутым.

Наиболее известные работы: триптих «Александр Невский», портреты Георгия Жукова и Максима Горького. Тематические картины и портреты мастера отличаются одухотворенностью и волевым собиранием образов, монументальной строгостью композиции и рисунка.

Среди монументальных работ художника — мозаичные потолочные светильники на станции Комсомольская кольцевой линии метро, ​​витражи на станции Новослободская, мозаики на станциях Смоленская и Павелецкая».

Обширная коллекция икон Корина — одна из самых известных и наиболее изученных в России.

Объем памяти
В 1968 году в Москве был открыт Дом-музей П.Д. Корина (адрес: г. Москва, Малая Пироговская ул., 16, корпус 2), ныне филиал Государственной Третьяковской галереи.
В 1974 году в Палехе Ивановской области открылся дом-музей семьи художника.

Семья
Жена — Прасковья Тихоновна, урожденная Петрова (1900-1992). Девушка забрала ее из Москвы в Марфо-Мариинский женский монастырь, чтобы изучить ремесло сестры милосердия. Он хотел научиться рисовать, и великая княгиня Елизавета Федоровна обратилась к Павлу Корину, выполнявшему в 1916 году его заказ расписывать гробницу подземного храма на территории монастыря, чтобы взять ученицу. Через три года, в 1919 году, Павел Дмитриевич сделал девушке предложение, но только через семь лет, в 1926 году, он получил согласие, и они поженились в церкви на Арбате.

Судьбоносная встреча

Помимо традиционной росписи иконы церкви в монастыре, Павел занимался копированием работ уже признанных и известных художников, в частности Михаила Васильевича Нестерова. Этот человек впоследствии сыграл важную роль в становлении Корина как художника, которого Нестеров называет виновником того, что он стал художником. «Ты бросил свое пламя в мою душу», — призналась Корин своему учителю.

В 1911 году Нестеров заманил молодого художника на роспись помещений новопостроенного соборного храма Марфо-Мариинского монастыря. Это новый женский монастырь, основанный в Москве в 1909 году Великой княгиней Елизаветой Федоровной.

Одна из лучших в СССР коллекция икон

За свою жизнь Павел Корин собрал одну из лучших коллекций русского древнего искусства в СССР. Корин родился в семье иконописцев, окончил Палехскую иконописную школу и был учеником иконописной палаты Донского монастыря.

Выбрав путь светского художника, он не отказался от интереса к иконописи и на долгие годы покупал иконы по авторским правам на свои картины. «Я не собираю иконки для удовольствия. Наблюдая за ними, я творчески расту », — сказала она.

Павел Корин завещал свою коллекцию древнерусского искусства — всего 228 предметов — Третьяковской галерее. Среди этих икон есть совершенно уникальные и очень древние святыни.

Дальнейшая учёба и первый опыт

Но таланта и желания было мало, нужно было учиться, развиваться. По достоинству оценив юное дарование, Нестеров это прекрасно понимал и настоял на том, чтобы Павел продолжил профессиональное обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В Российской Империи это было одно из ведущих художественных учебных заведений.

Учителями Корина здесь были К.А. Коровин и Л.О. Пастернак, опытные и талантливые живописцы и педагоги.

В 1916 году учеба в училище закончилась. Великая княгиня Елизавета Федоровна, обратившая внимание на молодого мастера при строительстве Марфо-Мариинского женского монастыря, отправляет Корина в путешествие по древнерусским городам. Следующим шагом в развитии таланта стало изучение фресок древних церквей и улучшение своей кисти.

В том же году Корин выполнил заказ Елизаветы Федоровны: расписал подземное божество или склеп, предназначенный для захоронения игумении монастыря и сестер.

До 30 лет Павел Корин считал себя студентом. У него все еще не было уверенности в своих силах и решимости противостоять своему творчеству. Но исключительная трудоспособность, природный талант и неразрывная связь с народными традициями на фоне глубокой веры укрепили и развили мощный художественный дар.

«Александр Невский» — заказ во время войны

Всю стену экспозиции Третьяковской галереи занимает исторический триптих «Александр Невский», во многом благодаря которому нам известен образ Великого князя. Этот жанр занял важное место в творческой биографии Корина.

Исторический триптих «Александр Невский» Павел Корин написал в 1942-43 годах по заказу комитета по художественным делам — тема противостояния с захватчиком была тогда центральной. Чтобы расписать доспехи, шлем и кольчугу, Корин отправился в Исторический музей, а для боковых картин триптиха — композиции «Северная баллада» (слева) и «Древняя сказка» (справа) — сюжеты позировали его.

Прототипами персонажей выступили рассказчик из Архангельской области и рассказчик из Карелии. Кстати, иеромонах Феодор изображен в образе юного воина в «Северной балладе.

В феврале 1944 года большая копия триптиха, написанная самими солдатами, была установлена ​​у входа в освобожденный Великий Новгород.

Портрет маршала Г.К. Жукова, 1945

«В портрете Георгия Константиновича Жукова я хотел отразить и непоколебимую волю нашего народа, и торжество победы», — сказал Корин.

Спутница жизни

В том же 1916 году Павел познакомился со своей будущей женой: Прасковья Тихоновна (1900–1992) была послушницей Марфо-Мариинского женского монастыря, училась на курсах сестер милосердия. Кроме того, Павел научил Прасковью рисованию и отметил особую точность и тонкое чувство тона у своей ученицы. Впоследствии она стала первоклассным реставратором масляных картин.

Первая мастерская и поиски своей темы

Зимой 1917 года молодой художник снял чердак на Арбате. Здесь же был организован семинар. Географически расположенный в центре Москвы, Павел Корин со временем оказался в центре русской катастрофы, революции. Их было трое: он, его жена и его брат Александр. Их прерывали случайные заработки: они писали транспаранты митингов и демонстраций, иногда преподавали.

Настала очередь Корина жить во время великой смуты, он был свидетелем трагедии, которая разворачивалась в стране. И исторический художник Павел Корин не мог пройти мимо нее. Основной темой его картин было производство пива. Поклонник таланта русского художника А.А. Иванова, автора книги «Явление Христа народу и традиций исторической живописи» Павел Дмитриевич Корин осознавал, что ему нужно тщательно выбирать темы своих произведений и выражать ими великие мысли и мысли вечный.

Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков

Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, работы которого закончил в 1925 году на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже.

В начале 30-х годов он был главным художником Гжельской гончарной фабрики. Его работы хранятся в собраниях Третьяковской галереи и в нескольких региональных музеях.

Чураковы

Его сын Степан Сергеевич тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, потом стал учеником Павла Корина, а потом поступил в реставрационную мастерскую Музея изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина). В 1960-1970-е годы он возглавлял реставрационные мастерские имени Павла Дмитриевича.

Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова (Марджанашвили)

она родилась в Грузии в княжеской семье. В молодости она пошла послушницей в монастырь Бодбе, где позже приняла монашеский постриг с именем Ювеналия, а в 1902 году стала настоятельницей. Вскоре ее перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя пять лет он основал Серафимо-Знаменский скит в Подмосковье.

СхемаГумения Тамар

После его закрытия в 1924 году он жил в покоях великой княгини в Марфо-Мариинском монастыре, а позже вместе с несколькими сестрами основал рабочую артель в подмосковном селе Перхушково: шили игрушки и шили одеяла. В 1931 году монахиня была арестована и сослана в Иркутскую область, Корин успел написать это по возвращении. А в 1936 году он умер.

В 2016 году она была канонизирована Грузинской православной церковью.

Связанные видео

Показать все

«Образ Фомы писал с себя» — 5 любимых картин художника Павла Гавриченкова

«Вознесение Девы Марии» Караваджо: какие «знамения Христа» этот противоречивый гений скрыл в своей картине

Замысел главной картины

В 1925 году Корин посетил крестный ход и отпевание Патриарха Тихона. Это произошло в Донском монастыре. Бесконечный поток из тысяч людей, вся Православная Россия пять дней шла встречать могилу. Художник был потрясен величием и высокой трагедией увиденного и услышанного. Он четко понимал, какой образ должен рождаться. Это роковое и величественное событие — прощание с патриархом — также олицетворяет прощание с дореволюционной Россией. Это нужно запечатлеть на холсте для потомков, для истории. Слушая «Реквием» Гектора Берлиоза, Корин также назвал свой будущий фильм.

С этого момента художник начал писать эскизы к задуманному полотну. Он ходил в монастыри Москвы, посещал службы. Встречая впечатляющих людей, он приглашал их позировать. Сначала к таким просьбам относились с недоверием и непониманием, но после благословения митрополита Трифона, позировавшего первым, с радостью отправились в студию.

Нищий

Корин вспомнил, как встретил старого нищего на крыльце Дорогомиловского Богоявленского собора (впоследствии взорванного) и с трудом привел его в лабораторию.

Некоторые люди, изображенные на подготовительных портретах, не вошли в эскиз 1935–1959 годов. Сам эскиз хранится в Третьяковской галерее.

Вход Господень в Иерусалим на картине Игоря Сушенка

Художник Сергей Тутунов: Когда лицо на портрете приближается к лицу

Пейзажи о родине

В конце 1927 года Третьяковская галерея впервые приобрела картину Корина. Это был пейзаж Палеха. Нестеров с особой гордостью писал своему ученику: «Я очень рад за тебя! Вот вы признанный художник, и я ждал этого дня».

В 1928 г. П.Д. Корин поехала в Палех, чтобы написать еще один пейзаж. Родина вдохновляет художника, вселяет в него силы и уверенность в своих силах. Картина «La mia patria» также была приобретена галереей.

Портреты современников и «сила человека»

«А в огромном портфолио портретов Корина разве это не те же персонажи, что и эскизы к картине? Все-таки это их продолжение. Те же героические, трагические и возвышенные черты. Корина всегда привлекала сила человека Микеланджело »(В.И. Иванов. Памяти Павла Дмитриевича Корина).

Работа над «Уезжающим из России» — это произошло в силу времени и обстоятельств — шла, как говорится, «в свободное от основной работы», хотя для Павла Корина она всегда была основной. Слава к художнику пришла во многом благодаря работе над портретами его современников: ученых, писателей, военачальников, художников. За этот сериал он получил Ленинскую премию.

Сегодня часть работ художника выставлена ​​в Третьяковской галерее, часть — на складах музея. Некоторые из них можно увидеть на выставке:

Этюды к «Реквиему» и эскиз

Галерея эскизов, созданных Кориным к спроектированному им большому полотну, состоит из 29 законченных и полноценных портретных работ. Возвышенные и героические, стойкие и трагичные — современники художника, настоящие люди великой веры и духовного огня, но не фанатики — герои этих этюдов.

До 1937 года художник писал эти работы. Все эскизы и эскиз к полотну хранятся в Третьяковской галерее.

«Успение Девы Марии» Караваджо: какие «знаки Христа» скрыл в своей картине этот противоречивый гений

«Голгофа» Питера Брейгеля: давайте проанализируем символы и загадки большой картины

Горький в жизни художника

В 1931 году, узнав о таланте Корина, Максим Горький заглянул в его мастерскую. Это неожиданное событие перевернуло судьбу Корина. Ознакомившись с работами художника, в том числе с эскизами к «Реквиему», писатель порекомендовал изменить название на «Начиная с России» и предложил поездку за границу. 18 октября 1931 года Павел с братом уехали в Европу с семьей Горьких. Здесь знакомятся с работами именитых мастеров, посещают музеи. Корин пишет портрет Горького в Риме.

По возвращении писатель устроил Павла Дмитриевича в Пушкинский музей, где получил постоянный доход в качестве реставратора. В 1932 году Горький помог художнику обзавестись большой мастерской на Малой Пироговской и заказал полотно для будущего полотна. Участие Горького в судьбе Корина в смутные времена было надежной защитой от нападок. Фактически, с 1930 года советское правительство начало преследовать церковь.

После смерти писателя в 1936 году Корин был вынужден переключиться на портреты военачальников, ученых, художников и писателей.

Образ Нерукотворного Спаса в советском метро

корин3

Александр Невский. Мозаика. Комсомольское кольцо Московского метрополитена

В наследство художника также есть оформление станций Московского метрополитена, в том числе мозаики Комсомольской кольцевой дороги. Сила русской армии, русский дух — в образах Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, а также советских солдат и офицеров на стенах Рейхстага. Да, тогда нельзя было не изобразить «вождей» (одного из них — «отца народов» потом убрали). Но по экономическим причинам было бы возможно не размещать христианские символы в одном и том же месте. Но как говорить о русской истории и молчать о христианстве? Корин явно не мог подумать о таком. И вот на роскошном советском вокзале над головами горожан, вознесенных атеистами, развевается развевающееся знамя с изображением несамодельного Спасителя в руках солдата, едущего за Александром Невским.

корин4

Портрет А. Н. Толстого. 1940 г

Портреты культурных и художественных персонажей — особая страница в творчестве художника. Он видел в своем герое главное, внутреннее настоящее. И гораздо интереснее изучать лица тех, кого он писал по своим работам, а не по фотографиям. Достаточно увидеть, например, портрет Алексея Толстого и фотографию, на которой писатель позирует Корину. Мне Толстой больше нравится в портрете, он сложнее, чем тот, который сидит перед учителем. Даже если и на фото, и на портрете изображен человек. Фотография — это внешняя оболочка тела, портрет — это глубокая сущность, сразу невидимая.

«Церковное искусство должно развиваться, жить своей жизнью, становиться другим, меняться», – художник Иван Лубенников

«Картину Фомы написал сам» - 5 любимых картин художника Павла Гавриченкова

Годы войны

На первый план выходят образы защитников Отечества как духовных идеалов. В это время художник пишет триптих «Александр Невский», курирует реставраторов, которые реставрируют Большой театр, частично разрушенный бомбежкой, много и плодотворно работает. В 1944 году в Третьяковской галерее прошла первая персональная выставка художника.

Послевоенные события

После войны у реставраторов было много работы. Корин работал в Дрезденской галерее, в Московском музее. Пушкина, во Владимирском соборе (Киев). С 1950-х годов он также работал монументалистом, создавая витражи и мозаику для станций Московского метрополитена.

Написав большое количество выразительных, ярких и запоминающихся портретов современников — советских вождей, Корин становится общепризнанным мастером. Получает членство в Академии художеств и звание Народного художника СССР, через несколько лет — Сталинскую и Ленинскую премии, ордена и медали.

Работы художника

Павел Корин оставил значительный след в искусстве, которое особенно важно и ценно для русского народа. Самые известные из них:

  • Эскиз «Реквием. Уезжая из России»;
  • Портретные этюды к «Реквиему»;
  • Триптих «Александр Невский»;
  • Пейзажи «Палех» и «Моя Родина»;
  • Портреты Жукова, Нестерова, Горького;
  • Мозаика и витражи в Московском метрополитене.

Моя родина 1928 год
Моя родина 1928 год

Значимые исторические события и великие личности всегда были в центре внимания художника. Основное полотно, к сожалению, осталось в стадии чистого полотна, но наброски и эскизы к нему позволяют представить желаемый размер работы и впечатление от нее (размер холста 551 х 941 см).

«Голгофа» Питера Брейгеля: разбираем символы и загадки великой картины

Въезд Господа в Иерусалим на картине Игоря Сушенка

Портрет А.М. Горького, 1932

Карьера Павла Корина как современного живописца началась с портрета Максима Горького.

Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, затем писатель приехал в гости к юному художнику в его дом-мастерскую на чердаке своего дома на Арбате. С этого момента началась их большая дружба: Горький стал для Корина своего рода защитой от его соотечественников, идеологически правильных и скептически относившихся к художнику.

Он предложил картине новое название («Начиная с России» вместо «Реквием») и тем самым избавил его от многих проблем. Он пригласил меня в поездку в Италию, чтобы увидеть великих мастеров. Италия стала для художника настоящей академией искусств. Впоследствии именно Горький организовал обустройство новой лаборатории Корина.

Портрет В.И. Качалова, 1940

(Василий Качалов — один из главных актеров МХАТ)

Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси

В 1930-40-е годы неоднократно подвергался арестам. В 1941-43 участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Он внес большой вклад в укрепление отношений между Православными Церквами разных стран, награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность». По инициативе Патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы Патриархи Тихон и Иов.

Иеромонах Пимен (на переднем плане)

Из-за нечеткой надписи, оставленной Кориным на носилках, есть два предположения, что он изображен за патриархом Пименом. Или это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 г ему запретили священство за несанкционированное изменение литургии. Он активно сотрудничал с советской властью, поддержал смещение и арест Патриарха Тихона. Он был одним из лидеров церковного раскола возрождения. Или он один из епископов, служивших в 1920-1930-е гг. — Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский.

Читайте также: Орест Адамович Кипренский: биография художника и картины с названиями

Оцените статью
Блог про картины