Иван Крамской «Христос в пустыне»: описание картины

Описание картины «Христос в пустыне»

Изображение основано на евангельской истории. Христос скитался по пустыне подальше от людей. Он постился сорок дней и за эти дни трижды был искушаем дьяволом. На полотне он грустный и задумчивый. Хотя он дитя Божье, но человеческие эмоции, чувства, сомнения и мучения не чужды Христу. Он слишком дорог для человечества, и в то же время его жизнь ничего не стоит: около 30 серебряников. Уже тогда Христос предвидел исход своей жизни.

Взгляд Иисуса обращен вниз и полностью сосредоточен. За ним на заднем плане безжизненная пустыня как символ отряда героя и его скита. По праву рождения он был одиночкой, и в самые трудные моменты своей жизни он был один. Это судьба Иисуса, безнадежная гибель.

Его фигура сутулая, а руки сжаты. Это выражение всей внутренней борьбы и противоречий героя. Он не обращает внимания ни на что вокруг, он обращен внутрь.

Крамской хотел изобразить человеческое начало Христа, выступившее перед Божественным. В противном случае, что за сын Бога и заступник тот, кого не поймут и не примут обычные люди? Он не каратель, не джентльмен, не грозный наставник, в этот момент он тот, кто обращается к Отцу к Господу как простой сын: «Отец, дай мне передать эту чашу». Но ощущение неизбежности судьбы говорит об обратном: этот путь придется пройти до конца. Смертным, победителям.

Этот образ показывает не только боль Христа, но и его безмерную силу и красоту души. Что в конечном итоге торжественно засияет человечеству. Но сначала — боль и мучения.

Контекст

Крамской размышляет о Христе почти 10 лет. Изначально изображение должно было быть вертикальным. Но фигура Христа, которую Крамской нарисовал крестьянин, заняла почти весь холст, пустыне места не было.

Когда стало ясно, что работу надо начинать с чистого листа, Крамской отправился в путешествие по Европе. Глядя на работы мастеров Вены, Парижа, Антверпена, он искал «своего» Христа. Сильное впечатление на него произвела картина Александра Иванова «Явление Христа народу». Позже Репин вспоминал, что, говоря об этой идее, Крамской говорил об Иисусе как о человеке, которого он хорошо знал.

Смех (Радуйся царю иудейскому) .jpeg
«Смех». (Pinterest)

Вторую версию образа художник писал самоотверженно в течение трех месяцев. Еще до презентации на выставке Vagabonds полотно купил Павел Третьяков, заплатив немалые деньги. О влиянии Христа в пустыне на почтенную публику Крамской очень хорошо написал: «Моя картина разделила публику на огромное количество противоречивых мнений. По правде говоря, нет трех согласных друг с другом людей. Но никто не говорит ничего важного. Но «Христос в пустыне» — это мое первое произведение, над которым я серьезно работал, написанное слезами и кровью .. оно было глубоко мной пережито .. это результат многолетних исследований».

По задумке художника, следующей работой должна была стать картина, на которой толпа издевалась над Христом во дворе Понтия Пилата. Крамской работал над монументальной картиной пять лет, но так и не закончил.

Как художник Крамской артель создал

Россия. Санкт-Петербург. 1857 год. Иван Крамской, ученик Императорской Академии художеств, получил за свой дизайн небольшую серебряную медаль. Он отпраздновал это событие со своими одноклассниками в своей съемной квартире и таким образом положил начало регулярным встречам по четвергам после вечерних занятий. Вокруг Крамского быстро сформировался круг молодых художников, которые на своих собраниях собирались, читали вслух, обсуждали чужие работы и происходящее в искусстве. Постепенно в этом кружке начали проявляться трепет и даже разочарование в Академии, в преподавании в ней и в профессуре. Среди молодых художников росло понимание необходимости обновления русского искусства, которое было пустым и неадекватным.

Шесть лет спустя, в ноябре 1863 года, пятнадцать лучших выпускников пришли в конференц-зал, где заседал Совет Академии. Все претендовали на большую золотую медаль, которая обеспечила победителю поездку в Италию на шесть лет за счет Академии. Академия готовилась к своему столетнему юбилею, в связи с чем руководство изменило условия конкурса. Это разозлило студентов. В нескольких случаях они подавали коллективные письма, которые игнорировались. Поэтому, когда тема конкурса была торжественно объявлена ​​в день экзамена (после чего художнику дали сутки в запертой комнате для его проведения), четырнадцать человек заявили об отказе от участия в Консультации. В качестве демонстрации они положили на стол канцелярии свои заявки на получение диплома художника. Это был беспрецедентный скандал. Он заставил императора Александра II даже установить полицейское наблюдение за повстанцами. Иван Крамской много позже в письме к своему ученику Илье Репину вспоминал этот день как лучшее, что с ним случилось: «Когда я проснулся, мне пришлось посвятить себя искусству. В конце концов, я люблю его, и как сильно я его люблю, если бы я только знала!»

За «восстанием» последовало рождение первой в России, очень успешной с экономической точки зрения, Артель художников (рабочая община, мастерская, занимающаяся частными заказами и частным преподаванием живописи и скульптуры). Правда, артель просуществовала недолго и развалилась из-за внутренних разногласий.

Идеологический вдохновитель восстания и артели Иван Крамской окончательно оформился в то время как художник и мыслитель. Он постоянно размышлял о том, как развить самобытность русского искусства, постоянно искал единомышленников. Я нашел их в Москве.

В 1870 г поступила просьба к министру внутренних дел Тимашеву об утверждении Устава товарищества (объединение художников Москвы и Петербурга для организации передвижных выставок во всех городах). Партнерство преследовало как минимум три цели: освещать, то есть знакомить общественность с русским искусством; прививать в обществе любовь к искусству и продавать произведения, то есть делать их доступными каждому. Крамской, Ге, Мясоедов, Перов, Поленов, Суриков, Шишкин, Брюллов, Репин: это неполный список тех, кто вошел в Партнерство. Это были люди, объединенные пониманием художника как высокодуховного, морально и интеллектуально развитого критика социальных явлений, как «слуги истины через красоту», но не внешней красоты, не красоты действительности, а «красоты действительности» искусство, которое состоит из внутренней гармонии формы и содержания ».« Искусство, не стремящееся к истине, — вредное, бесполезное и пустое развлечение », — сказал Крамской. В этом смысле Странники не были настоящими и Их искусство не было эстетическим, это была новая русская философия.

Посмертная выставка замечательного художника

Крамской был выдающейся фигурой культурной жизни России. Не имея серьезного образования, он заполнил этот пробел чтением и общением в разумной среде. Он был известен своей педагогической деятельностью и борьбой за родное искусство.

В 1818 году в Петербургской Академии художеств открылась посмертная персональная выставка Ивана Николаевича. Также была выставлена ​​картина «Христос в пустыне». Живопись Крамского всегда вызывала широкий общественный интерес. О ней сложились самые противоречивые мнения. Это была первая работа, над которой автор работал очень серьезно.

«Образ Фомы писал с себя» — 5 любимых картин художника Павла Гавриченкова

«Христос и грешник»: каким Поленов видел Спасителя

Художник узнал, что умирает, и написал тысячу картин о Христе

«Воскресение Лазаря». История картины

«Воскрешение Лазаря». История картины

Боттичелли - Рыцарь Богоматери

Боттичелли — рыцарь Богоматери

«Рождество Пресвятой Богородицы» Карло Сарачени (венецианец) - что мы знаем об одном из лучших произведений мировой живописи?

«Христос в пустыне», картина Крамского (фото полотна)

Иван Николаевич думал о своей работе почти десять лет. Еще в Академии художеств он работал над первыми эскизами. В тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году была написана первая версия, но она не соответствовала потребностям самого художника.

христос в пустыне картина крамский фото

За границей Крамской изучал шедевры с изображением Христа. Посещая галереи и художественные салоны, он знакомился как со старым, так и с новым искусством. В тысяча восемьсот семьдесят первом Иван Николаевич начинает работу над вторым вариантом произведения. Создатель выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Это позволило представить безграничную панораму пустыни. Линия горизонта разделяет шедевр на две части: небесную и земную. А фигуру, сидящую на камне, автор слегка отодвинул назад, чтобы она была ровно расположена на этом фоне.

Ощущения художника при написании полотна

«Христос в пустыне» — картина Крамского, описание работы над которой приводится здесь, создана под чередой впечатлений, пережитых автором на протяжении многих лет. В глубине его души зародились очень тяжелые чувства.

Он знал, что в жизни каждого человека есть момент, когда он стоит на распутье и начинает думать о том, как поступить правильно. Поддайтесь искушению или сопротивляйтесь злым мыслям. Именно этот момент автор и представил в своем творчестве.

христос в дикой природе описание изображения

Масленица. Пост. Брейгель

Художник знал, что умирает, и написал тысячу картин о Христе

Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»

Христос в пустыне. Лучший фильм

Уильям Холман Хант. Свет мира. 1854 г

Англия. 1848 год. В Лондоне — центре мировой экономики, столице Британской империи — появляется «Братство прерафаэлитов». Это было объединение художников, идеологами и основателями которого были Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти и Уильям Холман Хант. Трое студентов Королевской академии художеств объединились, чтобы бросить вызов общепринятым представлениям об искусстве и красоте. Они выступали против академических традиций, против подражания старым мастерам, они поддерживали обновление национального стиля и искусства в целом, которое с эпохи Возрождения, как они считали, не только стало автономным, но и стало второстепенным. Поскольку в своем творчестве они руководствовались прерафаэлианской эпохой, искусством раннего Возрождения и фламандцами, они дали себе соответствующее название. Амбиции молодых понятны. В конце концов, они жили в эпоху индустриализации, научно-технического прогресса и социальных революций, которые могли затронуть только талантливых и вдумчивых художников. Но гораздо интереснее то, что братство, просуществовавшее всего пять лет (распавшееся в 1853 году), породило целое направление в искусстве викторианской, радикальной и реформистской Англии, которое быстро нашло понимание среди многих, многих европейских художников.

Внутри элитного клуба, которым являлось «Братство», происходил постоянный обмен мнениями, дискуссии, что позволило выработать единый подход к искусству и идеологии стиля в целом. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из второстепенного положения, сделать его актуальным и востребованным. Прерафаэлиты считали, что искусство должно непосредственно участвовать в жизни и касаться всех ее сфер. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Стало возможным запечатлеть видимый мир вокруг него с документальной точностью. Искусство рисования должно было отойти в сторону или соревноваться. Прерафаэлиты предпочли второе.

Внимание, полнота, с которой все написано на полотнах, стали формой соперничества с новым жанром дагерротипа, с той лишь разницей, что реализм прерафаэлитов был символическим. Это не была буквальная копия реальности. В этом они победили.

Христос в пустыне. Лучший фильм
Джон Эверетт Милле. Христос в родительском доме. 1850 г

Еще одной особенностью идеологии «братства» было внимание к историческому жанру и религиозной тематике. Дело в том, что протестантизм, хотя и дал развитие жанрам живописи, в то же время уничтожил религиозное искусство в Европе. В 20-30-е годы XIX века в Великобритании среди художников много спорили о судьбе исторической живописи, христианского искусства и религиозных сюжетов. И здесь прерафаэлиты были на переднем крае, потому что они сделали религиозный сюжет важной темой своей живописной и художественной стратегии. Но они создавались вовсе не для церкви, как это было в эпоху Возрождения, а для личного пространства. Не раз прерафаэлиты обращались к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Свет мира», «Родители находят молодого Иисуса в храме», «Тень смерти»; Джон Эверетт Миллес творит Христа в родительском доме. Плотницкие работы »; Форд Мэдокс Браун — «Иисус омывает ноги Петру». Правда, за попытки исторической реконструкции, за наполнение полотен достоверными деталями, за героев с земной телесностью они терпели резкую критику. Однажды кто-то осмелился назвать их работы «живописным богохульством».

Христос в пустыне. Лучший фильм
Форд Мэдокс Браун. Иисус омывает ноги Петру. 1852-1856 гг

В каком-то смысле критики были правы. Прерафаэлитов волновал вовсе не интерес к Библии, а скорее к Священному Писанию. Они были очарованы Библией как источником драматических сюжетов, человеческих судеб и исторических поворотов. В равной степени они черпали сюжеты из художественной литературы, ссылаясь на Шекспира и Данте. Новшеством было вставить исторические образы в современный контекст, максимально приблизить их к настоящему времени. Сущность идей прерафаэлитов можно описать тремя словами: историзм, натурализм и символизм. Серьезных духовных занятий не было, они предпочитали эстетику, потому что руководствовались принципом «красота в обмен на красоту».

Однако критики не побоялись. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров перед владельцами промышленных предприятий в Англии, «братство», используя блага цивилизации (печатные станки на паровых машинах), начало последовательно распространять идеи нового стиль. В конечном итоге эти идеи не ограничились рисованием. Они охватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, текстиль), дизайн интерьера, литературу, поэзию и книжную графику. Публичные и передвижные выставки, гравированные копии лучших работ способствовали распространению их идей.

На шотландском фоне

Христос в пустыне. Лучший фильм
Уильям Дайс. OK. 1860 г

В 1860 году на выставке в Королевской академии в Лондоне художник Уильям Дайс среди других работ выставил небольшую картину «Человек печали».

Опустив голову, Христос погрузился в медитацию. Его руки, запертые в замке, расслаблены на коленях, а глаза закрыты, как если бы он спал. Восход. Легкие облака плывут над фигурой Спасителя. Вокруг холмов редкая растительность, камни покрыты лишайниками и мхами. «В нем нет ни внешности, ни величия… Его презирали и унижали перед людьми, человека боли и знавшего болезнь, и мы отвернулись от него; Его презирали, и мы не считали его никем »(Ис. 53, 2-3)

Христос изображен художником на фоне знакомого англичанам шотландского пейзажа, написанного с большой тщательностью. Многие современники отчасти удивлялись: «почему не на Святой Земле?» В 1859 году Дайс специально вышел на пленэр (под открытым небом — ред.) В Шотландию, на остров Арран. Там он сделал десятки набросков и зарисовок, которые позже включил в свои работы, в том числе в «Человек скорби». Это соответствовало его идее приблизить Спасителя к зрителю с помощью понятного и знакомого пейзажа.

«Современный Христос» здесь, рядом, сейчас. В этом смысле пятидесятилетний художник разделял идеи символического натурализма Братства прерафаэлитов. Незадолго до написания картины он познакомился с союзом молодых английских художников.

«Христос и грешница»: как Поленов видел Спасителя

Масленица. Стремительный. Брейгель

Источники

 

  • https://TopKartin.ru/kartiny/hristos-v-pustyne
  • https://diletant.media/articles/33403394/
  • https://foma.ru/xristos-v-pustyine-luchshaya-kartina.html
  • https://FB.ru/article/162110/hristos-v-pustyine-kartina-kramskogo-istoriya-sozdaniya-opisanie-i-foto

[/spoiler

Читайте также: Художник Коровин Константин: биография и самые известные картины

Оцените статью
Блог про картины