Художник Коровин Константин: биография и самые известные картины

Биография:

Братья Коровины — интересное явление в истории России, поскольку они оба происходят из богатой купеческой семьи и оба выбрали для себя сферу искусства. Во многом это связано с прекрасным образованием, полученным Коровиными в детстве и юности. Старший брат Константина Сергей — известный русский живописец и график, продолжатель традиций русских странствующих художников.
Константин Коровин родился в 1861 году в зажиточной семье московских купцов. В 14 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Проучившись год, он перешел на живописное отделение, где ему посчастливилось учиться у таких мастеров, как Поленов и Саврасов.
Переезд в Петербург и поступление в Академию художеств не принесло будущему художнику ничего, кроме разочарования: ему не нравилась применяемая там методика преподавания.
С 1887 по 1893 год художник несколько раз посещал Париж, который тогда был признанным центром искусств. Здесь он познакомился с новым и стремительно развивающимся направлением живописи: импрессионизмом.
Вместе с Серовым Коровин в 1894 году путешествовал на север, откуда привез ряд интересных пейзажей.
хХ век становится для художника периодом активной театральной работы. Он работал над декорациями и костюмами для различных шоу, в том числе «Золотой петух», «Конек-Горбунок», «Садко» и «Фауст». Коровин оформлял спектакли не только в российских театрах — Мариинском и Большом, но и был приглашен в Италию, где работал в знаменитом театре Ла Скала в Милане».
Импрессионизм и Париж сильно повлияли на творческое восприятие и художественный стиль. Этот город становится предметом образов на многих его картинах. Мастеру удивительным образом удалось передать специфический колорит и атмосферу этого «города искусств».
Там же он почувствовал интерес к другому модному направлению в живописи — символизму. За эти годы он сдружился со знаменитым поэтом Бальмонтом и написал несколько ярких произведений, в том числе картину «Муза».
Первая мировая война прервала активную творческую деятельность Коровина — в эти годы он служил советником по маскировке в штабе русской армии.
После окончания войны мастер участвовал в выставках различных художественных объединений, а с 1901 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Талант Коровина проявился не только в живописи и декоре. По его проекту были построены дом художника и загородный дом известного певца Федора Шаляпина.
Революция в России сделала Коровина активным защитником исторических ценностей и памятников искусства. Он работал в театрах и участвовал в аукционах, не покидал своей активной жизненной позиции.
Благодаря Луначарскому наркома просвещения художнику посчастливилось в 1932 году уехать из Красной России во Францию. Коровина очень расстроило здоровье: он потерял зрение. Но даже в таком критическом состоянии он продолжал активно работать. Лишенный возможности рисовать, он перешел к написанию рассказов.
Художник скончался в 1939 году в столь полюбившемся ему Париже. После его смерти осталось замечательное художественное наследие. Значительная часть сохранившихся в России произведений сейчас находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Но мастер оставил не только материальное, но и духовное наследие — многих своих учеников, которым он смог привить любовь к искусству и научить особому взгляду на мир.

Не только художник, но и литератор

Во время Первой мировой войны Константин Коровин заболел. Он поехал лечиться в Севастополь. Мастер считал, что даже в тяжелые годы он должен продолжать воспевать красоту. В пейзаже «Севастополь зимой» войну помнит только военный корабль. В 1916 году Коровин писал: «Я думаю, что после войны искусство сильно вырастет и оно действительно понадобится людям как символ лучших чувств жизни и радости».

Однако революция нарушила душевное равновесие русского импрессиониста. Он был избран в Комиссию художников при уполномоченном бывшего Министерства Императорского двора, стал членом Коллегии театральных художников, стал членом Департамента пластических искусств и получил много других должностей. Но все это давило на Коровина. В одном из писем он написал: «Боже, как ты устал от политики!» Как только представилась возможность, художник уехал из Москвы — сначала в ярославское село Охотино, затем на берег озера Удомля в Твери, где когда-то работал Исаак Левитан. Вдали от столицы Константин Коровин пишет вечерние интерьеры.

К 60-летию со дня рождения Коровина в 1921 году Главный политико-просветительский комитет организовал выставку его работ. В следующем году в Третьяковской галерее открылась ретроспективная выставка полотен художника. Однако с каждым годом Коровину становилось все труднее жить в России.

В конце 1922 года художник получил разрешение на выезд за границу — на лечение и проведение персональной выставки. Однако в СССР он не вернулся. Сначала помешали материальные проблемы, затем тяжело заболела жена Коровина. Последние 16 лет жизни художник провел в Париже. Здесь вошли в моду новые направления живописи, а работы художника-импрессиониста плохо продавались, их покупали в основном старые знакомые. Коровин зарабатывал деньги, публикуя свои воспоминания в русской эмигрантской прессе. К 70 годам художник практически полностью потерял зрение. Он продиктовал свои воспоминания, а затем рассказы. Коровин оказался настоящим мастером слова, знакомые художника откликнулись на его рассказы восторженным удивлением. Федор Шаляпин сказал: «Знаешь, Константин, мне интересно, как ты это пишешь. Ты кто, черт возьми? Откуда это взялось?»

В 1939 году, через 10 дней после начала Второй мировой войны, Константин Коровин умер от сердечного приступа. Художника похоронили во Франции на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

Коровин в советской России и эмиграции

Константин Коровин пытался найти себе место в революционной России. Он был членом Комиссии по охране памятников искусства и древностей, продолжал свою театральную и художественную деятельность, также в 1921 году прошла его персональная выставка, а в следующем году ретроспективная выставка прошла в Третьяковской галерее. Но при первой же возможности уехал в Охотино или в Крым с жалобами: «Какая усталость от политики!». Однако это было доступно недолго: московскую квартиру «утрамбовали», имение Охотино реквизировали. Кольцо вокруг Коровина сжималось. Народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский настоятельно рекомендовал Коровину уйти. «Я понимаю, что вы устали от революции. Вам следует уехать за границу. Тебе там будет хорошо », — предупредил Константин Коровин. Это был 1923 год. Железный занавес еще не упал. Коровина нет. Официально высказывались версии, что он поехал участвовать в своей выставке, или что вся семья уехала на выставку лечение жены и сына.
Коровин действительно спланировал выставку, надеясь сразу получить финансирование для организации. Оставив свои картины, он передал галеристу Крейтору. В результате он просто исчез, забрав и картины, и вырученные за них деньги. Коровин сказал, что картины исчезли после выставки в Голландии, и они не дали ни цента. Однако искусствовед Иван Мозалевский утверждает, что Крейтор оставался агентом Коровина до самой смерти художника. И, судя по материалам, собранным исследователем, впоследствии вел себя крайне нечестно. А у Коровина не было ни предпринимательской жилки, ни давления, и он позволял увернуться от себя.
Он не сидел без работы, писал картины, активно участвовал в театральной деятельности, но при этом жил практически в бедности, был порабощен недобросовестными агентами и коллекционерами. В своих письмах он упоминает об обязанности написать для кого-то 40 картин, за что получил небольшой аванс. Это обязательство (как и его жена и сын, на лечение которых постоянно требовались большие деньги, а здоровье Корвина оставляло желать лучшего) висело камнем на его шее на долгие годы. Его литературный талант проявился и в эмиграции. Сотрудничал с журналами, опубликовал мемуары. Однако очень часто это была попытка отложить полное отсутствие денег.
В дореволюционной России Коровина знали, востребовали, любили. В Париже — это даже не забывают, но… Для французской живописи импрессионизм стал уже вчерашним днем. И город, который он писал с таким вдохновением, что немногие даже французы могли с ним соперничать, оказался новой тяжелой родиной. Вроде бы слава, работа и признание, но в то же время постоянная борьба с изнурительной безденежью, недостатком друзей, понимания. Как он мечтал вернуться в Россию! Как я тосковал по Охотино, по Абрамцевскому клубу! Но денег не было, не было возможности перевезти родственников, не было уверенности, что они сейчас понадобятся дома. И родной ему Родины уже не было.

    Личная жизнь, семейная драма

Коровин женился на певице оперы Мамонтова Анне Фидлер в 1897 году, незадолго до рождения второго ребенка, Алексея. Вскоре он купил имение в Охотино Владимирской губернии, место, которое в ссылке запомнится как потерянный рай. Первый ребенок Коровина умер в младенчестве. Художник считал себя причиной своей смерти, он был уверен, что не смог оказать должного ухода. С чувством этой утраты он оставался на всю оставшуюся жизнь, и его отношение ко второму ребенку было очень тревожным, излило на него всю неизрасходованную нежность и, казалось, пытался компенсировать то, что он не дал первому ребенок, что он ушел так скоро. Увы, второй сын тоже попал в беду. В 16 лет его сбил трамвай, в результате чего он потерял обе ноги. С тех пор ее жизнь превратилась в череду депрессий и попыток самоубийства. Его характер изначально был невменяемым. В конце концов, после смерти отца, он завершит одну из этих попыток.
По рассказам современников, семейная жизнь Коровиных складывалась непросто. Анна не разделяла взглядов мужа, не интересовалась его творчеством и не поддерживала его. При этом она была очень больна, страдала стенокардией, а артист был истощен, ухаживая за ней и ее сыном.

Биография: детство Константина Коровина

Будущий художник Костя Коровин родился в обеспеченной семье. Его дед, московский купец, руководил почтовой дорогой, в его распоряжении была целая армия ямщиков. Мы жили в изобилии. Сын «царя колесниц» Алексей даже женился на дворянке Аполлинарии Волковой. К сожалению, процветание было недолгим — Алексей Коровин, во-первых, не унаследовал предпринимательского таланта отца (не передался его внукам), а во-вторых, основы заложила сама эпоха — в России быстро строили железные дороги, а кучера остались без работы… Доходы Коровиных сокращались редко. Пришлось покинуть дом богатого купца и уехать в деревню. Мой отец устроился бухгалтером на фабрику, что едва позволяло ему сводить концы с концами. Однако для маленького Кости это не было тяжелым ударом. В деревне она ему очень нравилась и финансовые проблемы ребенка не трогали. Но они серьезно задела моего отца. В 1881 году Алексей Коровин покончил жизнь самоубийством. В жизни Константина Коровина тема самоубийства на этом не закрывалась…

Кавалер почетного легиона

Благодаря Поленову Коровин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, в 1884 году художник вошел в его кружок в Абрамцево. Здесь он попробовал себя в роли театрального декоратора: оформил домашний спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Островского, работал над сценографией к операм «Аида, Лакме, Кармен».

В 1892 году Коровин уехал во Францию, где провел почти год: изучал современное французское искусство. Вернувшись в Россию, он вместе с Валентином Серовым отправился на север. Артисты побывали в Мурманске, Архангельске, на побережьях Северной Двины и Новой Земли, посетили Швецию и Норвегию. Полярный круг очаровал Коровина. Он сказал: «Какая прекрасная земля, Дикий Север! И ни капли злобы от здешних людей… «Под впечатлением от путешествий художник создал свои знаменитые« северные »работы:« Архангельский порт на Двине »,« Мурманский берег »,« Зима в Лапландии »,» Северный пирс »,« Святой Трифон в Печенге »и другие.

 

В 1896 году Константин Коровин получил от Мамонтова заказ на оформление и оформление павильона Крайнего Севера для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Эскизы Коровина одобрил Василий Поленов: «Северный павильон с фресками Константина чуть ли не самый живой и талантливый на выставке». Для Парижской универсальной выставки 1900 года Коровин спроектировал Ремесленный отдел Павильона России: с помощью художника Николая Клодта он создал 30 панно с изображениями Сибири, Средней Азии и Крайнего Севера.

В начале ХХ века художник создавал декорации для опер, балетов и театральных постановок, делал эскизы костюмов. Коровин оформил спектакли Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Большого театра в Москве и театра Ла Скала в Милане.

Отдельное место в творчестве Константина Коровина занимал Париж. Художник создал множество пейзажей французской столицы, в том числе «Париж. Бульвар Капуцинов», «Париж. Утро», «Ночная улица. Париж» и другие. Коровин имел большой успех во Франции: он стал кавалером Почетного легиона и получил несколько золотых и серебряных медалей за свою работу.

В 1910-е Коровин увлекся натюрмортами — и в этом жанре остался верен импрессионизму. В работе «Розы и фиалки» художник запечатлел цветы у окна, за которым виден ночной Париж. Очертания предметов на полотне размыты, импрессионист создавал изображение из дробных мазков различной формы — пятен, мазков, зигзагов.

Источники

 

  • https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2463-konstantin-alekseevich-korovin-kartiny-s-nazvaniyami-i-opisaniem-biografiya.html
  • https://artchive.ru/konstantinkorovin
  • https://www.culture.ru/persons/8236/konstantin-korovin

Читайте также: Иван Крамской «Христос в пустыне»: описание картины

Оцените статью
Блог про картины