- И.Машков»Дама с китаянкой»
- Натюрморт «Фрукты на блюде»
- И.Машков. «Автопортрет»
- Александр Куприн
- Как картины художников-авангардистов оказались в Третьяковке
- Роберт Фальк, «Бутылки у окна»
- Илья Машков, «Синие сливы (Фрукты на блюде)»
- Аристарх Лентулов, «Самовар»
- Продажа и экспертиза картин Машкова
- Как оценить картину Машкова
- Рекорды на аукционах, уходы, цена картин Машкова
- Александр Куприн, «Натюрморт с синим подносом»
- Направление деятельности художника
- Эксперименты с натюрмортами
- Картины в стиле соцреализма
- Петр Кончаловский, «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка»
И.Машков»Дама с китаянкой»
Силуэт «Дамы с китаянкой» напоминает портреты Валентина Алексэдровича Серова. Но лицо смоделировано в ярких открытых цветах, как это сделали фовисты. Под впечатлением от Анри Матисса молодой Машков активно использует цвет. На этом полотне уже видно, что он примитивно переосмыслил французское влияние. В качестве фона мастер использует восточный декоративный образ. Здесь мы видим очарование японцев, которое исходит от Эдуарда Мане, Ван Гога и Гогена. Но Машков преувеличивает причину. Популярное печатное изображение китаянки по масштабу сравнимо с фигурой женщины на портрете. Обычные и настоящие героини взаимодействуют практически на равных. Рисунок и фон сливаются воедино благодаря хроматическим контрастам и общему орнаментальному ритму. При этом Машков удерживает до трех пространственных плоскостей в одной визуальной плоскости.
- 1. Натюрморт на переднем плане.
- 2. Женская фигура во втором.
- 3. Картинка в картинке.
Живописное решение убедительно и органично. Кажется, Машков написал портрет с натуры. Хотя на самом деле это письменное и художественное произведение.
«Дама с китаянкой» стала знаковым и программным произведением Машкова с эпохи первого «Бубнового валета». Он разрушил все представления о хорошем вкусе и чистоте стиля. На первый взгляд, изображение содержит смесь разнородных принципов. Это карикатурный Серов, взвешенный Матисс и пухлый Ван Гог. Но самосознание как примитивиста дает Илье Машкову абсолютную свободу. Он действует как примитив: заимствует и набухает, заостряет, преувеличивает. Таким образом достигается звуковая интенсивность цвета, несмотря на ограничения стиля.
Натюрморт «Фрукты на блюде»
Свои первые натюрморты Машков часто организовывает по аналогии с декоративной росписью на подносах. Иногда он даже практикует картины овальной формы.
Натюрморт «Фрукты на тарелке» Иван Абрамович Морозов приобрел по совету Валентина Серова и Анри Матисса.
«Фрукты на тарелке» часто называют «голубой сливой». На этом полотне прослеживаются все новшества, которые Сезанн внес в искусство живописи. Машков демонстрирует их как элементарные истины.
На этом полотне Машков словно «лепит» форму с помощью цвета. Обратите внимание на фрукт на переднем плане слева. Видно, что самая светлая часть этого фрукта — лимонно-желтого цвета. Затем идет охра, затем оранжевая, затем темно-красная и, наконец, зеленая краска. Понятно, что самая светлая часть — это блики от линз. Затем идет свет, затем — теневой объект. Так должно быть отражение, когда в тени одного объекта отражается свет другого объекта.
На этом холсте есть объем, но нет света и тени. Объем здесь указан цветом. Есть объем, нет света и тени, свет и тень заменены цветом. Все это характерно для творчества Сезанна, и Машков использует его художественные приемы.
Все предметы в этом натюрморте имеют четкие геометрические формы. Скатерть на столе тоже написана под углом, как треугольник.
Два блестящих открытия Сезанна:
- Сначала обработайте предметы кубиком, шаром и конусом.
- Во-вторых, объем передается цветом.
Бриллианты восприняли эти открытия как лозунги и, образно говоря, «написали их на своем знамени. И Гончарова, и Ларионов решили, что участники «Бубнового валета» — фанаты сезона. Поэтому мы вышли из ассоциации.
И.Машков. «Автопортрет»
Илья Машков. Автопортрет, 1911 год
«Автопортрет» Машкова выполнен в стиле ярмарочной фотографии. Это чрезвычайно обобщенный образ. Черты лица сводятся к формулировке. Складки воротника повторяются в складках волн и парусов. Художник не только не акцентирует внимание на сфере своего занятия, но даже исключает возможность его предположения. Скорее его можно принять за купца, владельца судоходной компании. Здесь главный герой — не изображенный человек, а сама картина.
Александр Куприн
Еще одним бриллиантом был Александр Васильевич Куприн. Взглянем на его «Натюрморт с тыквой» 1912 г. Это полотно можно определить как «песню на разных овалах». Тыква, ваза из майолики, складки скатерти вокруг этой вазы, круглый стол — все они имеют геометрическую форму, повторяющуюся, как круги на воде.
А.В. Куприн «Натюрморт с тыквой»
Что касается букетов из искусственных роз на черном фоне, то это изображение отражает момент их создания: это 1918 год. Жизнь совершенно ужасна. Ничего, даже денег. Представлен «военный коммунизм». Цветы покупать не на что, а на заказ искусственные — тем более. Затем Куприн сам скручивает эти цветы и сам их рисует. Для художника это просто великолепный всплеск цвета. Ведь никто даже не подумает, что эти цветы искусственные. Они воспринимаются как яркое декоративное пятно в сочетании со скульптурой, чашкой и сложенным веером.
(Педагог не назвал точное название натюрморта).
Как картины художников-авангардистов оказались в Третьяковке
Многие работы, особенно работы Гончаровой и Ларионова, попали в Государственную Третьяковскую галерею из собрания Генриетты Леопольдовны Гиршман.
Многие работы были куплены и подарены еще в советское время. Так что Третьяковская галерея вела очень серьезную закупочную политику, в отличие от сегодняшней полной нехватки средств. Но многие авангардные предметы попали в Государственную Третьяковскую галерею из частных коллекций. Это отдельная история, иногда безумно интересная. В начале 1917 года многие состоятельные люди, такие как Гиршманы, Носовы и многие другие, передали часть своих собраний на временное хранение в Третьяковскую галерею и уехали за границу. В стране уже царила тревожная атмосфера, и они решили не рисковать. Владельцам коллекций не суждено было вернуться в Россию. Таким образом, временное хранилище в конечном итоге стало постоянным.
Роберт Фальк, «Бутылки у окна»
Роберт Фальк. Бутылки у окна. 1917. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Роберт Фальк получил художественное образование в мастерской Ильи Машкова, а затем, как и многие бриллианты, в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Он много путешествовал по Европе, где изучал творчество известных художников. Фальк писал изящные портреты и лирические пейзажи, а в начале 1910-х годов создал серию натюрмортов.
На своих полотнах художник изобразил простые предметы быта повседневного обихода: тарелки, фрукты, вазы для цветов, выпечку, бутылки. Для его картин периода «Fante di Quadri» характерны элементы кубизма, формы при этом мягкие и пластичные. Художник работал долго и тщательно, тщательно подбирая цвет для каждого мазка. Он писал: «Мне нравились яркие и контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, я даже подчеркивал их темной краской». Натюрморт 1917 года будущая жена Роберта Фалька Раиса Идельсон назвала его «поющими бутылками».
В Советском Союзе Роберт Фальк не пользовался популярностью. Некоторое время он жил в Париже, в 1937 году вернулся на родину, где его обвинили в формализме. И только в 1950-х годах творчество Фалька стало местом встречи авангарда 1920-х годов и его второй волны во время хрущевской оттепели.
Илья Машков, «Синие сливы (Фрукты на блюде)»
Илья Машков. Голубые сливы (фрукты на тарелке). 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Машков происходил из крестьянской семьи, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Константина Коровина и Валентина Серова. В период «Бубнового валета» художник увлекался творчеством Поля Сезанна. Обобщены сюжеты натюрмортов Машкова; для изображения посуды и фруктов художник использовал технику цветного контура силуэтов. На картине «Голубые сливы» художник изобразил плоды черным контуром. Нейтральный серый фон делает яркие пятна фруктов — апельсинов, слив, яблок и персиков — особенно эффектными. В натюрмортах Илья Машков отразил не истинный колорит природы, а эффектный оттенок чистой краски — оранжевый, синий, фиолетовый.
Как и Петр Кончаловский, Илья Машков с годами пришел в реалистическое искусство. В 1924 году вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), писал полотна в духе соцреализма, создавал портреты героев труда, партизан, колхозные пейзажи.
Аристарх Лентулов, «Самовар»
Аристарх Лентулов. Самовар. 1913. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Аристарх Лентулов родился в многодетной семье провинциального священника Пензенской губернии. На его творчество повлияла дружба с поэтом-футуристом, авангардистом Давидом Бурлюком и учеба в парижских мастерских, где Лентулов познакомился с французскими кубистами. Некоторые из их стилистических приемов художник позаимствовал для своих полотен. Многие картины Лентулова напоминали витражи: художник располагал фигуры на цветовых плоскостях, которые объединялись в декоративную композицию. Одним из таких полотен был натюрморт «Самовар», созданный художником в 1913 году, на котором мозаичный чайный стол был составлен из геометрических фигур.
Зритель с трудом узнает стоящий самовар, бокал на блюдце, вазу и тарелку с фруктами, ведь его взгляд прибит к разным оттенкам «разноцветных сладостей», разбросанных по холсту или на столе вокруг самовара — то розовато-розовые, то светло-лиловые, то темно-фиолетовые, то зелено-голубые Глеб Поспелов, исследователь русского авангарда
Продажа и экспертиза картин Машкова
Как оценить картину Машкова
Экспертиза картины Машкова необходима именно потому, что речь идет об очень известном художнике, подделка работ которого является большим соблазном для мошенников. В ходе исследования можно будет проверить подлинность работы и выявить наиболее значимые факты, которые могут значительно увеличить ее цену. Это обследование можно провести, например, в Центре научных компетенций. Бенуа.
Рекорды на аукционах, уходы, цена картин Машкова
Хотя в детстве и юности художник часто чувствовал потребность, успехи в живописи помогли ему снова встать на ноги, открыть собственную мастерскую и прославиться. Давайте узнаем, сколько сегодня стоят картины Машкова.
Начнем с большой распродажи на Christie’s. В 2006 году здесь была представлена картина «Натюрморт с клубникой, вишней и синим кувшином» с эстимейтом 500–700 тысяч фунтов. В ходе аукциона полотно было продано по нижней границе за 456 тысяч фунтов.
Я Машков. Натюрморт с клубникой, вишней и синим графином. 1923 г.
Вторая крупная распродажа прошла на Sotheby’s в 2005 году. Здесь была представлена картина Машкова «Натюрморт с цветами», созданная Машковым около 1912 года. Это классическая работа в стиле примитивизма, отличающаяся упрощенными формами, черными очертаниями и яркостью цвета. На картине сохранилась наклейка с выставки «Бубновый валет». Он также был выставлен в Амстердаме в 1913 году.
На аукционе полотно имело оглушительный успех, поскольку предварительная оценка в 200–300 000 фунтов стерлингов за время аукциона увеличилась в десять раз. Произведение ушло с молотка за 2 миллиона фунтов стерлингов (3,7 миллиона долларов).
Я Машков. «Натюрморт с цветами». Около 1912 г
Еще один важный вылет датируется 2013 годом. На этот раз на аукционе Christie’s состоялась продажа картины «Купальщицы». Это произведение было создано в 1911 году и впервые было представлено на московской выставке «Бубновый валет» в 1912 году, а затем на выставке в Санкт-Петербурге в 1913 году.
Я Машков. «Купальщицы». 1911 гр.
Блестящая работа в стиле неопримитивизма не оставила равнодушным зрителей. Критики засыпали художника едкими замечаниями о том, что картина содержит все мыслимые цвета, кроме тех, которые встречаются в природе, а все абсурдные вещи на выставке принадлежат Машкову. Не остался в стороне даже журнал «Свегля». На одной из его страниц размещены пародии на картины с выставки «Бубновый валет» с ироничными подписями, которые видят умирающие от смеха зрители. Так, на снимке Машков добавил следующую подпись: «Натурщицы» или «Вред малоподвижного образа жизни».
Карикатура на картину Машкова «Купальщицы» в журнале «Свегля» им. 10. 1912 г.
В то же время оригинальная картина настолько понравилась публике Кристи, что во время аукциона первоначальная стоимость в 600-800000 фунтов стерлингов была многократно превышена и достигла 4,1 миллиона фунтов стерлингов (6,6 миллиона долларов).
Наконец, рекордная продажа творений Ильи Машкова состоялась в 2013 году на аукционе Christie’s. Здесь появилась картина «Натюрморт с фруктами», которая считается наиболее ярким образцом русского неопримитивизма. Художник создал полотно в 1910 году и на первой выставке представил «Валета картин». В 1913 году она была выставлена в Амстердаме, а затем работа попала в коллекцию Уильяма Баффи, страстного поклонника экспрессионизма. Баффи с энтузиазмом собирал произведения представителей русских и немецких экспрессионистов, собрав в итоге гигантскую коллекцию мирового масштаба.
На аукционе картина «Натюрморт с фруктами» была оценена в 1–1,5 миллиона фунтов стерлингов и после пяти минут торгов была продана за 4,8 миллиона фунтов стерлингов (7,3 миллиона долларов).
Я Машков. «Натюрморт с фруктами». 1910 гр.
Обратите внимание, что мы смотрели только на продажи лучших художников. Чтобы понять, сколько стоят картины Машкова, нужно учитывать меньшие вылеты. Среди них продажа картин: «Маргарита Ивановна и Зиновий Петрович» (продажа за 176 тысяч фунтов на Sotheby`s в 2013 г.), «Натюрморт с розами и гвоздиками в стеклянной вазе» (продажа за 75 тысяч фунтов на Sotheby`s 2016), Натюрморт с фруктами и овощами (продан на Christie’s за 10 000 фунтов стерлингов в 1999 г.).
Я Машков. «Натюрморт с розами и гвоздиками в стеклянной вазе». 1939 г.
Как видите, работы художника сегодня очень популярны и периодически появляются на крупных аукционах. Далее мы рассмотрим, как и где продавать картины Машкова, а также зачем нужна профессиональная оценка его работ.
Александр Куприн, «Натюрморт с синим подносом»
Александр Куприн. Натюрморт с синим подносом. 1914. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Куприн писал пейзажи и натюрморты, насыщенные сочными глубокими красками. Художник вспоминал увлечения людей из «Бриллиантов»: «Французское искусство овладело нашими стремлениями, нашими мыслями, а французы стали нашими хозяевами. Позже .. наши глаза открылись на наше (древнее) русское искусство, оно живо по сей день и будет жить веками, поскольку несет в себе элементы «великого искусства».
Куприн изображал в натюрмортах подносы и тарелки, книги и статуэтки, бутылки и цветы. Иногда художник сам создавал предметы, необходимые для постановок, в том числе фруктовые манекены и искусственные цветы. На его полотнах, как и у Кончаловского, появлялись подносы — разной формы и цвета. Художник написал картину с аксессуаром из синего чая в 1914 году. Выразительность полотну придают глубокие жесткие тени и чистые цвета доминирующих предметов — подноса и перца. О картинах тех лет Александр Куприн писал: «Картина сильная по цвету, по форме, с решительной экспрессией, с новым письмом, свободным, широким, беспринципным и не серым, коричневым, а ярким, цветочным, с невероятным давление всасывания и энергия »… Он выбирал большие холсты, писал крупно, хотя перед работой масляными красками всегда переосмысливал и наносил карандашный набросок на рабочее пространство.
Направление деятельности художника
Эксперименты с натюрмортами
Натюрморты занимали особое место в жизни мастера. Машков проявил себя как чудаковатый художник еще в годы учебы в школе живописи. Эмоциональная твердость, своеобразие личности также повлияли на живопись. Его натюрмортам свойственны подчеркнутая декоративность, пластическая непосредственность и яркость образов.
Натюрморты художника можно отнести к трем категориям: реалистические, граничащие с примитивизмом и чисто примитивистские картины. Если для первых характерны тонкие линии и спокойные тона, то для вторых — это контрастные цвета, упрощенные формы и смелые черные очертания, широко используемые представителями Бубнового валета для усиления выразительности сюжета.
Я Машков. «голубые сливы». 1910 гр.
В натюрмортах Машков часто располагал фрукты по кругу вокруг предмета и экспериментировал с формой самого холста. Например, это может быть овал в виде лотка, на котором расположены плоды.
Я Машков. «Натюрморт с ананасом». 1908 г.
Картины в стиле соцреализма
Пережив революцию, Машков почти двадцать лет посвятил теме социалистического реализма. Он изобразил лучших производственников, партизан, колхозников, продемонстрировав, как и другие художники этого направления, жизнь счастливого советского человека.
Я Машков. «Пионер с одним рогом». 1933 гр.
Машков не только нарисовал жизнь без облаков и изобилия, но и сам проникся этими идеями. Таким образом, в начале 1930-х годов он приложил немало усилий, чтобы станица Михайловская превратить в образцовый поселок СССР. Даже в церкви по его настоянию атрибуты церкви были заменены на советские. В эти годы он создал такие произведения, как «Станица Михайловская», «Пионер с рогом», «Ливадийский крестьянский курорт», «Колхозница с тыквами». А за работу «Портрет красного партизана А.Е. Торшина» он был награжден золотой медалью на международной выставке во Франции.
Я Машков. «Портрет красного партизана А.Е. Торшин ». 1932 г.
Уже в последние годы жизни Машков нашел войну и писал полотна о солдатах и больничных работниках.
Петр Кончаловский, «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка»
Петр Кончаловский. Натюрморт. Поднос и грин-карта (деталь). 1912. Фонд Петра Кончаловского, Москва
Петр Кончаловский был одним из ведущих художников русского авангарда и одним из основателей «Бубнового валета». Характерные детали картин Винсента Ван Гога проявились в его ранних работах, Кончаловский перенял экспрессию, темперамент и некоторые художественные приемы у мастера постимпрессионизма.
В 1910-е годы художника особенно интересовал натюрморт. Часто главным героем полотна Кончаловского был световой поднос. Расписной аксессуар обычно становился центром композиции; художник расписал его фруктами, овощами, посудой и даже предметами домашнего обихода. Например, в картине «Натюрморт. Поднос и зеленый картон »Петр Кончаловский нарисовал из-под головного убора вазу с фруктами, шляпу на ящике и роскошный красный поднос, который придал декоративное звучание повседневному полотну. Особую гармонию создают предметы округлых форм, на которых зритель смотрит, так сказать, немного сверху.
После революции Петр Кончаловский стал одним из крупнейших художников советской живописи. На смену экспериментам первых лет пришли ценности социалистического реализма. В своем творчестве он оставался относительно свободным от надзора властей, однако его жена Ольга Сурикова, дочь мастера исторической живописи Василия Сурикова, строго оценивала полотна. Если он не одобрял работу, Кончаловский готовил полотно для новой картины.
Читайте также: Исаак Ильич Левитан: биография и творчество художника