Кузнецов Павел Варфоломеевич: биография и картины с названиями

Краткая биография

В 1891 году он начал учебу в Саратовском обществе изящных искусств. В 1896 году он оставил мастерскую и поступил в Боголюбовское рисовальное училище, после чего поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Участвовал в выставках, организованных Московским обществом любителей искусства и Московским объединением любителей искусства, а также Ассоциацией художников революционной России, Союзом художников России и такими организациями, как «Голубая роза», «Венок», » Золотое руно». Преподавал в Московском художественном институте, Вхутемасе и Вхутеине. В 1928 году он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Самые известные работы:

  • Маттина и Фонтана Блу -1905;
  • Рождение — 1906 г;
  • «Дождь в степи», «Вечер в степи», «Мираж в степи», «Чайный домик», «Гадание», «Натюрморт с японской гравюрой», «Стрижка овец» -1912;
  • Картина Казанского вокзала (этюды), «В храме буддистов», «Птичий рынок» — 1913 г;
  • «Узбек», «У истока» — 1920 г;
  • «Дом птиц»;
  • «Туркестан», «Горная Бухара» (автолитографии) — 1923 г;
  • Парижские комедианты — 1925 год;
  • «Остальные пастухи» -1927;
  • «Колхоз Крыма», «Урожай», «Переработка артик-туфа» — 1929 г;
  • Стрижка овец;
  • 1930 — «Мать», «Мост через реку Зангу»;
  • «Пушбол», «Сортировка хлопка» — 1931 г.

Творчество Кузнецова

Все, кто знал Кузнецова, отмечали его необычайное умение всегда видеть пространство образа как единое целое. В картинах так называемой «степной» или киргизской серии он умело сочетал декоративную обобщенность и тонкую градацию цветовых оттенков. Этот неординарный художник всегда был склонен к монументальности и даже пытался использовать технику фрески, особенно сухой, в своих станковых картинах. По мнению искусствоведов, его картины содержат поэзию и динамику, они полны воздуха и света. И хотя в них нет ничего провокационного, но все они очень оригинальны, особенно с точки зрения цветового решения.

В последние десятилетия Павел Кузнецов, чье творчество часто сравнивают с творчеством Сарьяна, написал множество пейзажей, натюрмортов и портретов природы. Но Сарьян любил контрастные цветовые сочетания, а Кузнецов искал особого внутреннего сияния, «аромата» полутонов, создающих впечатление, будто цветы рождаются из самого красочного пространства холста…

Однажды, преподавая в МХИ, Павел Кузнецов сказал одному из молодых художников:

— Определение темного и светлого, соотношение средних тонов — как в музыке: тоны, полутоны, высокие, низкие ноты. Холст должен жить в богатстве своих внутренних характеристик, в визуальном внимании…

Здесь, как говорится, не убавляй, не складывай. В конце концов, это было его художественным кредо на всю жизнь. Павел Кузнецов скончался 21 февраля 1968 года.

Вместо приписки. В Саратове находится его Дом-музей, экспозиция которого насчитывает несколько сотен артефактов, переданных в Саратов потомками Павла Варфоломеевича Кузнецова.

павел Кузнецов
Вечер в степи
Бухара гора
Киргизская женщина с ягненком
Мираж в степи
Киргизский люкс
Коллекция
Круглые цветы

Юность: эпоха экспериментов

Павел родился в Саратове 17 ноября 1878 года, его отец был иконописцем. Художественный талант Павла раскрылся еще в детстве. В 1891 году Павел поступил в местную студию рисунка и живописи, где его учителями были В. В. Коновалов и Г. П. Баракка. С 1897 по 1904 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были А.Е. Архипов, Л.О. Пастернак, В.А. Серов. Наибольшее впечатление юности произвело на художника знакомство с В.Е. Борисовым-Мусатовым, под влиянием которого находились все молодые творческие люди Саратова.

Уже в те годы учителя и однокурсники оценили радость жизни художника и то, что искусство для Кузнецова было формой его существования.

Поступив в Московское училище ваяния и зодчества, Кузнецов попал под влияние Константина Коровина и вскоре после него Валентина Серова.

В то же время Кузнецов стал одним из руководителей творческого объединения студентов, которое впоследствии было названо «Голубая роза». Его соратниками были соотечественники: скульптор Александр Матвеев и художник П. Уткин.

В те годы автор переходит от импрессионизма к символизму. Начав с пленэра, Кузнецов позже попытался овладеть языком, который отражал не только впечатления от мира, но и настроение, так что изобразительное искусство приблизилось к музыке и поэзии. В те годы Кузнецов участвовал в оформлении театральных представлений символистов и сотрудничал с журналами символистов.

Первую известность Павел Кузнецов получил после росписи Саратовской церкви Казанской Божьей Матери. Его партнерами стали молодой Петров-Водкин и сам П. Уткин.

Молодые авторы отказались от всех канонов и провели большой эксперимент. Компанию эту работу особо не приняли, картина была уничтожена, но сами художники считали эту работу важной вехой в своем творчестве.

В 1904 году Кузнецов окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем он остановился на своей жажде символизма. Прежде всего, он по-прежнему находится под влиянием Борисова-Мусатова. Так что фонтан был излюбленным мотивом автора. Его привлекал круговорот воды, как символ вечного круговорота жизни. Его образы на картинах тех времен подобны теням, их пластика перекликается с движениями души. В то время его любимой техникой и материалом была темпера. Кузнецов использовал возможности этой картины, переосмыслив приемы импрессионистов. Он отбеливает оттенки цвета и стремится соединить их в единое целое. Вся реальность картин того времени («Рождение», «Голубой фонтан») окутана цветным туманом.

Популярность пришла к Кузнецову довольно рано. Так, уже в 1906 году, когда ему еще не было тридцати, С.П. Дягилев включил свои работы в легендарную выставку русского искусства, которая проходила в Париже.

Позже его выбрали в состав Парижского осеннего салона, и русские художники удостаивались этой чести нечасто.

Ключом к тому периоду стала «Голубая роза»: выставка, проходившая в 1907 году в Москве. Кузнецов был ее инициатором и одним из руководителей этой организации.

И тогда молодого артиста охватил творческий кризис. В конце 1900-х казалось, что Кузнецов закончил писать, работа стала странной, а иногда и болезненной. Казалось, автор не оправдает всех возложенных на него надежд. Но в начале 1910-х Кузнецову удалось возродиться: он обратился на Ближний Восток.

Взрыв негодования

В 1902 году вместе с Кузьмой Петров-Водкин и Петром Уткиным ему было поручено расписать Казанский храм Богородицы в Саратове. Понятно, что талантливая молодежь, находясь в авангарде художественной мысли, решила свободно поступаться церковными канонами. В результате их работы вызвали взрыв общественного негодования, и картины были уничтожены.

Спустя два года Павел Кузнецов организовал выставку «Алая роза» и принял активное участие в создании художественного объединения «Голубая роза».

В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева Кузнецов отправился в Париж, где посещал частные художественные студии, а его работы участвовали в выставке русского искусства. Произведения Кузнецова были настолько популярны, что художника избрали участником Осеннего салона на всю жизнь…

Советский период

В годы революции Павел Кузнецов работал с огромным энтузиазмом. Участвовал в издании журнала «Путь освобождения», занимался педагогической деятельностью, руководил отделом живописи в отделе изобразительного искусства Наркомата просвещения. Ему удалось создать новые варианты восточных мотивов, в которых заметно влияние древнерусской живописи, нарисовал прекрасные портреты своей жены, сценографа Елены Бебутовой, нарисовал литографические серии «Туркестан» и «Горная Бухара».

В 1923 году во время командировки Народного комиссариата просвещения художник снова посетил Париж с персональной выставкой, после которой появились знаменитые «Парижские комедианты».

Новые творческие открытия принесли художнику путешествия в Крым и на Кавказ. Насыщенное светом и энергией движение, пространство его композиций приобрело глубину, например, широко известно его панно «Урожай винограда». Кроме того, художник пытается расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам работы и спорта. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала толчок к созданию серии картин, в которых чувствуется «коллективный пафос монументального сооружения, где люди, машины, животные и природа соединяются в единой мощной веревке».

Произведения конца 1920-х — начала 1930-х годов были последней, третьей вершиной взлета творчества Кузнецова…

Творческий кризис

Но как ни странно, именно в этот момент в творчестве художника разразился кризис. Все больше и больше критиков обращают внимание на повторы и начинают говорить, что, похоже, начинающий мастер кончился. Неизвестно, как бы все сложилось, если бы не его путешествия по степям Заволжья и Средней Азии.

Благодаря этим путешествиям возрождается творческий гений Кузнецова, причем намного выше, чем он был в его знаменитый «голуборозовский» период.

Из этих странствий по Азии Кузнецов, как потом писали в газетах, черпал «ритм и поэтику Востока, дыхание тысячелетней истории народов Востока». Публика с энтузиазмом приняла его «Кыргызстан-сюиту» и «Бухарскую серию», искусствоведы даже включили Павла Варфоломеевича Кузнецова в ряд художников мирового уровня.

Восточный акцент

Все началось с путешествий Кузнецова по Бухаре, Ташкенту, Самарканду и степям Заволжья. Восточные города и их реальность давно и серьезно вдохновляли художника.

так появилась легендарная «Кыргызская сюита»: «Стрижка овец», «Мираж», «Спящая овца» и другие, созданные в 1911-1912 годах. Этот цикл стал расцветом таланта художника.

Так что цвет его картин сильно изменился, но изысканный оттенок никуда не исчез. Но появился выразительный ритмический узор и контрасты.

Вскоре после этого появилась «Бухарская серия», тоже отличающаяся восточной созерцательностью. Картины «Птичий рынок» и «Чайхана» поэтичны, проникновенны и в то же время кажутся торжественными и эпическими. Здесь были усилены декоративные качества, что сделало полотна похожими на театр и театральную сценографию. В то же время Кузнецов написал несколько натюрмортов.

Чем популярнее становится художник, тем шире становится его творческая деятельность. Так, ему предложили расписать Казанский вокзал в столице, но два эскиза так и остались эскизами. Их тема тоже была восточной.

Восточная тема не покидала его даже во время сотрудничества с Камерным театром под руководством Таирова. Итак, Кузнецов создал декорации для первого спектакля театра. «Шакунтала» индийского поэта Калидаса была распродана.

В это же время Кузнецов перешел к станковой живописи. Затем его творчество стало напоминать монументальное искусство. Самые известные картины того времени — «Хиромантия», «Девушка-птица», «Узбекская женщина», «Вечер в степи».

Восточные мотивы живут в его творчестве 1920-х годов, но тогда они смешиваются с эстетикой древнерусской живописи.

Наиболее известны портреты, для которых жена художника Елена Бебутова стала натурщицей, и две литографические серии, посвященные Бухаре и Туркестану.

Источники

 

  • https://TopKartin.ru/hudozhniki/pavel-kuznetsov
  • http://litclubbs.ru/posts/3499-pavel-kuznecov-odin-iz-veduschih-hudozhnikov-golubaja-roza.html

Читайте также: Поль Сезанн: творчество и краткая биография художника

Оцените статью
Блог про картины