Поль Сезанн: творчество и краткая биография художника

Происхождение

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в тихом городке Экс-ан-Прованс на юге Франции. Отец будущего художника Луи-Огюста Сезанна был человеком предприимчивым, решительным и скупым. Успешно вложив свои сбережения, он разбогател, но для своих близких был настоящим тираном — друзья детства Пола вспоминали его как грубого скряги, хулигана и упрямца, сын трепетал перед ним всю жизнь.

В семье уже было двое детей (5-летний Павел и младшая сестра Мария), когда родители узаконили свои отношения в мэрии. Его отцу тогда было уже 45, а матери, высокой стройной брюнетке, было почти тридцать. В отличие от мужа, мадам Сезанн была женственной и мечтательной. Ей нравилось играть с детьми, фантазировать с ними и придумывать новые игры. Одним из развлечений было рисование углем на стенах, что Паоло хорошо сделал: изображенные им дома и мосты были узнаваемы.

Неоцененный талант

Однако, несмотря на изменения, компания до сих пор не приняла молодого артиста. Его картины были лишены спланированной композиции и всегда сливались в единый сплошной всплеск цвета. Несмотря на сильную поддержку со стороны других более успешных постимпрессионистов в аудитории, художник оставался в тени. Несмотря на необычную манеру исполнения, отдаленно напоминающую реализм, Сезанн был ярым противником декоративного изображения реальных предметов. Он полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников, считая их творчество детским. Способ представления ландшафта Сезанна был единственным в своем роде, в котором можно было увидеть первые зачатки кубизма. В дальнейшем в произведениях художников, работающих в стиле кубизм, хотя и было сходство с его исполнительской манерой, не было той яркой и живописной классической передачи формы и чувств.

Пейзаж с виадуком, Мон-Сент-Виктуар

Пейзаж с виадуком, Мон-Сент-Виктуар

Признание таланта последователями

В 1895 году после большой выставки, организованной исключительно для работ Сезанна, на него обратили внимание несколько молодых дизайнеров, которые хотели быть его учениками. Это событие можно назвать первым достаточно большим шагом вперед в общественном признании художника. Публика еще не восприняла его картину как произведение высочайшего качества, которое хоть как-то заслуживает восхищения. В 1897 году художник потерял мать, хотя они и не были близки, он горевал по ней и какое-то время не брал кисть в руки. После легкого и беззаботного образа жизни, который она вела, за ней последовала длинная череда различных долгов. Чтобы выплатить все долги, художнику пришлось продать одну из самых популярных на то время картин «Жас де Буффан».

Особенности характера будущего художника

С детства мечтательностью и чуткостью Павел напоминал свою мать, что часто раздражало решительного отца, желавшего видеть в сыне достойного преемника. Когда отец, возвращаясь вечером, кричал на жену, сын хотел спрятаться. Поэтому он рос испуганным, застенчивым и неуверенным в себе мальчиком, но в то же время шумным и подвижным (когда отца не было рядом). Пол хорошо ладил со своей сестрой, у него были друзья, с которыми он любил гулять по старым улицам и лазить по живописным окрестностям Экс. С некоторыми из них он уже много лет тесно дружит, например, с Филиппо Солари из семьи каменотеса.

Но Павел умел приспосабливаться к любым обстоятельствам. Он сделал это, уступив и ожидая. У него был характер, делавший Сезанна амбивалентным во всем: равнодушным и страстным, общительным и асоциальным, упорным и послушным.

Учёба в Эксе

В 1848 году Поль стал студентом полупансиона в школе Сен-Жозеф. Он прилежный ученик, упорство позволяет ему оставаться на хорошем счету. Паоло особо не делал упор на уроках рисования, учился с таким же рвением, как и другие предметы. Но он был в восторге, когда отец подарил ему коробку акварелей и охотно писал картины для журналов.

В 1852 году 13-летний Пол поступил в Бурбонский колледж — на этом настоял его отец, ведь здесь учились дети из солидных местных семей. Он по-прежнему учится без проблем и с одинаковым усердием по всем предметам. В стенах колледжа Поль сблизился с Эмилем Золя, будущим писателем. Они не были одноклассниками, но как только он заступился за обиженного Золя, сам Павел нашел в нем больше, чем поддержку. Третьим другом был Батистен Бейль, одноклассник Пола. Троица неразлучных друзей баловалась книгами и мечтами, росла, с годами их дружба только укреплялась. В 1858 году Золя вместе с матерью уехал учиться в Париж. Пол много страдал, но взросление — это способность разделиться и построить взрослую жизнь.

Учеба

Надеясь, что Пол продолжит свой банковский бизнес, отец дал ему прекрасное образование. Окончив начальную школу, а затем школу Сен-Жозеф, в 1852 году Поль поступил в самое престижное учебное заведение Экс: Колледж Бурбона. Обладая уникальной памятью, развитым умом и редкой для ребенка усидчивостью, мальчик блестяще учится, ежегодно получая серию медалей за достижения по математике, литературе и языкам.

Еще учась в школе, Сен-Жозеф Поль начал заниматься живописью. Рисование было его любимым занятием с детства, но выдающихся результатов будущий основоположник постимпрессионизма не продемонстрировал.

В колледже Бурбона даже учителя не признавали художественный талант Сезанна. При этом она неоднократно получала награды за умение виртуозно писать стихи.

Также, живя в Эксе, Пол посещает уроки рисования в бесплатной школе местного художника-портретиста Джозефа Гиберта, придерживаясь строгих академических традиций.

В апреле 1861 года Поль Сезанн приехал в Париж, чтобы стать великим художником. Однако столица не приняла молодого человека. Застенчивая провинциалка чувствовала себя там чужой и никому не нужной. Он не поступил в Академию художеств.

Посещение школы Charles Suisse, которая была скорее клубом молодых художников, чем учебным заведением, не окупилось. Разочарованный Поль Сезанн на время уезжает из столицы. Но понимая, что только в Париже можно стать настоящим художником, очень скоро возвращается. Следующие 10 лет он живет то в Париже, то в Провансе.

Решение Парижа. 1862-1864 гг

Решение Парижа. 1862-1864 гг

В школе Papa Suisse молодой художник знакомится с Клодом Моне и Камилем Писсарро. В лице последнего Павел находит хорошего друга и лучшего учителя, под влиянием которого он изменит свой подход к искусству.

Детство и юность

Будущий художник родился 19 января 1839 года в небольшом городке на юге Франции — Экс-ан-Провансе.

Поль был старшим сыном в семье банкира Луи — Огюста Сезанна. Отец, который начал продавать шляпы, а затем открыл собственный банк, был чрезвычайно властным. Вся семья подчинилась его воле. Мать артиста Анна — Елизавета родила еще двух дочерей — Марию и Розу, но старшего сына Пола она обожала и поддерживала его во всем.

Автопортрет Поля Сезанна

Тяга к рисованию появилась у художника в пять лет. Затем Сезанн расписал стены дома углем, создав очень правдоподобные образы. Правда, успехами сына гордилась только мать, а отец мечтал передать бизнес сыну.

Из биографии гениального живописца известно, что по велению главы семейства в 1849 году он поступил в школу Сен-Жозеф. В 1852 году Поль перешел из Сент-Джозефа в шестой класс престижного колледжа Бурбон-Гейтд.

Здесь создатель картины «Персики и груши» познакомился с будущим известным писателем Эмилем Золя. Именно Эмиль открыл своему новому другу волшебный мир книг и стихов.

Портрет отца Поля Сезанна

В 1855 году шестнадцатилетний Поль окончил колледж, преуспев в написании стихов на французском и латинском языках, но не проявив себя как художник. Затем амбициозный юноша по настоянию отца поступил на юридический факультет. Вечером после уроков Пол пошел в местную школу живописи. К радости Сезанна, глава семейства в то время не видел в этом занятии ничего предосудительного.

Любимым местом творческого мальчика был городской музей, в котором регулярно выставлялись картины. Именно там Сезанн понял, что хочет стать художником. Правда, отец был непреклонен и настаивал на том, чтобы сын продолжал изучать право.

Молодой человек с мыслями был в Париже, куда его пригласил друг по колледжу — Эмиль Золя, который к тому времени перебрался во французскую столицу и попробовал свои силы в литературном творчестве. В конце концов, Сезанн добилась от отца разрешения уехать на пару месяцев, чтобы навестить друга.

Поль Сезанн в молодости

В 1861 году молодой художник окончательно переехал в столицу Франции, чтобы подготовиться к поступлению в Академию художеств.В то время Сезанн посещал занятия в местной мастерской, где познакомился с будущими импрессионистами Камилем Писсарро и Клодом Моне, которые, хотя и были постигая основы рисунка, у них уже сформировалось собственное видение развития живописного искусства.

Писсарро сразу поверил в Сезанна и предсказал успех в будущем. Несмотря на награды, молодой провинциальный художник почувствовал себя чужим в атмосфере столичной лаборатории. Единственным другом, которого он там нашел, был его соотечественник Ахилле Амперера, который позже с энтузиазмом рисовал обнаженных женщин.

Ахилл Амперера

Пол не верил в свой талант. Порой ему даже казалось, что вся его деятельность бессмысленна и что ему нужно вернуться на родину, чтобы продолжить дело отца. Артиста мучили раскаяние и чувство вины перед родителем, надежды которого он не оправдал. Эти душевные переживания в конечном итоге привели к тому, что создатель отказался от любимого времяпрепровождения и вернулся домой.

В Экс-ан-Провансе Поль начал работать в банке Сезанна, старшего, который был рад возвращению блудного сына. Правда, радость обоих была недолгой. Мальчик не мог долго жить без рисования и вскоре снова стал ходить в рисовальную школу. Проведя год дома и бесконечных разговоров с главой семейства, юноша вернулся в Париж с намерением любой ценой поступить в школу Академии художеств.

Готовясь к экзаменам, Сезанн внезапно обнаружил, что искусство, которое он намеревался изучать, ему чуждо. Рисунок в зале казался молодому человеку бессмысленным и пустым. Помимо прочего, Паоло снова начал сомневаться в собственном таланте. Он много работал, но его недовольство собой только усиливалось. Результатом стала еще одна неудача: артист провалил экзамены.

Поль Сезанн

В 1863 году художник посетил Салон, где увидел скандальную работу Эдуарда Мане «Завтрак на траве», отвергнутую публикой. Это произведение, благодаря которому произошла революция в искусстве того времени, также изменило мировоззрение Сезанна. Именно это познакомило молодого художника, как и многих его сверстников, с новым пониманием искусства.

Судьбоносным для Сезанна стало его знакомство с Фредериком Базилем, состоявшееся в том же году. Базиль принес новое знакомство в мастерскую Марка Глейра, выпускниками которой были Клод Моне, Альфред Сислей и Огюст Ренуар. Природная застенчивость не позволила Сезанну влиться в круг будущих импрессионистов.

В 1864 году, получив отказ Салона принять его новые работы, Поль снова отказался от живописи и вернулся в Экс-ан-Прованс. Правда, он продолжал писать там, не в силах отказаться от искусства. Через полгода Сезанн приехал в Париж, чтобы в очередной раз показать жюри Салона свои работы, которые она снова отвергла.

Автопортрет Поля Сезанна

По возвращении в Экс-ан-Прованс Поль посвятил себя портретной живописи. Он много работал, но в следующем году работы художника списали. Сезанн был в полном отчаянии. Он понимал, что его творчество чужды современникам, но живописец не хотел рисовать, подстраиваясь под узколобую критику.

После того, как картины Сезанна на последующем предварительном показе в Салоне были встречены издевательскими овациями публики, к нему подошел Эдуард Мане, который тепло отзывался о творчестве молодого дарования. Получив положительные отзывы от своего кумира, Сезанн наконец завоевал доверие, которого ему так не хватало.

Смерть

известно, что в последние годы жизни у артиста обострился диабет. Помимо прочего, он страдал конъюнктивитом и абсцессом на правой ноге. Чтобы выйти на открытый воздух, художник каждый день нанимал одну и ту же ветхую карету, чтобы доставить его из дома к месту назначения.

Когда в октябре 1906 года похолодало и самочувствие создателя картины «Дом на дороге» резко подорожало, Сезанн в гневе прогнал водителя. Из-за того, что художник не мог носить с собой громоздкие аксессуары, необходимые при работе с маслом, он перешел на акварель. Правда, даже ходьба с альбомом за спиной была испытанием для мастера.

Однажды Поль был удивлен сильной грозой возле Мон-Сент-Виктуар, на которой он часто писал зарисовки. По дороге домой холодный художник потерял сознание. Через пару часов кучер проезжающего экипажа забрал хозяина и отвез его домой. Домработница, увидев Сезанна, немедленно послала за врачом.

На следующий день было холодно, и, вопреки предписаниям врача, непокорный художник закончил писать портрет своего садовника Валле среди лимонов холма. Проведя весь день вне дома, Пол простудился. У него поднялась температура. Создателю всегда противны чужие прикосновения, но в тот день он попросил Валье помочь ему спуститься в дом.

Больной пневмонией, осложнившейся хроническим диабетом, художник скончался, не приходя в сознание. Пару дней автор «Купальщиц» бредил, бормоча себе под нос по очереди имена покойного друга Эмиля или его сына. Сестра Мари, понимая, что у ее брата мало времени, пригласила в дом священника, который совершил все необходимые ритуалы.

22 октября 1906 года, когда Мари была в церкви, домработница обнаружила, что художник, лежащий у стены, мертв. Объявление о смерти было отложено на следующий день, чтобы жена и наследник художника Гортензия присутствовали на похоронах Сезанна, которые прошли на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе.

Начало творческого пути

Девушка за пианино
Девушка за пианино

В том же 1858 году в Эксе был открыт музей. Его хранитель Йозеф Гиберт, художник-портретист, дает бесплатные уроки рисования по собственной инициативе. Вместе со своим другом детства Филиппом Солари, который хочет стать скульптором, Поль Сезанн также начинает посещать курсы. Картины и статуи музея вызывают в нем сны, временами он берет кисть в руку, пытаясь воспроизвести увиденное наизусть.

В конце 1858 года был сдан выпускной экзамен, и по воле отца Сезанн должен был поступить на юридический факультет. Но желание рисовать в нем уже созрело! Приходится буквально расстаться, днем ​​занимаясь ненавистным законом, а вечером с красивым рисунком — Сезанн уже мечтает о Парижской Академии художеств. Набравшись храбрости, Павел рассказал отцу о своем желании, пришел в ярость и приказал ему выбросить эту глупость из головы. Противостояние отца и сына продолжалось несколько месяцев. Луи-Огюст сдался и решил оставить упорный вкус богемной жизни.

Первая поездка в Париж

В 1861 году отец отвез своего 22-летнего сына в столицу и назначал ему 150 франков в месяц. Сезанн, любитель тишины и уединения, начинает знакомиться с шумным и суетливым Парижем. Он сразу же приступает к работе, поступая в мастерскую Suisse для подготовки к экзамену в Академии художеств.В новой для себя среде Сезанн старается не теряться, заводит друзей, много делает и часто встречается с Золя. Но сомнение в том, что все не работает, приводит к нарастающему раздражению: а вдруг отец прав? В припадке отчаяния и отчаяния Паоло уезжает в Маркузи, возвращается в августе, но запуск еще не закончен. Как только Золя нашел его в ярости — недовольным своей работой, Сезанн уничтожил их. И он пошел домой.

Сезанн – работник банка

Луи-Огюст обрадовался: все, сын выздоровел и со временем займется настоящим делом. Сначала Пол старался честно сосредоточиться на книгах, но всегда с облегчением уходил из офиса. Ему было невыносимо скучно иметь дело с процентами, дивидендами, займами — мысли навещали Париж, и его рука невольно рисовала карандашный набросок на страницах книг.

И вот, тайком от отца, он снова записался на уроки рисования, купил себе холсты и краски… Также повзрослевший Павел начал понимать, что природа его настолько изменчива, что он не может долго оставаться на одном месте, погоду. Теперь ему нужны и Пэрис, и Экс.

Живопись

Произведения раннего периода Павла носили романтический характер: сцены насилия («Убийство»), натюрморты («Натюрморт с черепом и подсвечником»), эротические видения («Оргия»).

Картина Поля Сезанна «Персики и груши»

В начале 1870-х годов художник начал писать этюды на открытом воздухе и в совершенстве овладел техникой мелких мазков. Самая импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного».

Картина Поля Сезанна «Берега Марны»

Стоит отметить, что в пейзажах с панорамным покрытием Сезанн достиг величественной эпичности («Берега Марны»), а в натюрмортах подчеркивал структуру предмета, как бы утяжеляя его красочной фактурой («Ваза с геранью и фруктами», «Натюрморт с яблоками и апельсинами»).

Картина Поля Сезанна «Натюрморт с яблоками и апельсинами»

На рубеже 1880-1890-х гг. Павел все больше интересовался фигуральными жанрами. Таким образом, композиция «Пьеро и Арлекин» посвящена последнему дню карнавала перед Великим постом. В этот же период художник написал серию картин, посвященных игре в карты. Все они вышли под одним названием: «Игроки в карты».

Картина Поля Сезанна «Пьеро и Арлекино»

С каждой последующей работой автор уменьшал количество людей, изображенных на полотне, а также убирал с полотна ненужные детали. Героями образа стали люди, жившие на дорогих сердцу художника краях — в Провансе.

Картина Поля Сезанна «Игроки в карты»

Творчество одного из ведущих мастеров постимпрессионизма, направленное на создание классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, оказало огромное влияние как на художников ХХ века, так и на целые отрасли искусства.

ТВОРЧЕСТВО

Первые интимные отношения с Камилем Писсарро, Эдуардом Мане, Клодом Моне, Сезанном в 1874 и 1877 годах участвовали в выставках импрессионистов, но уже в этот период сформировалась его живописная система. Принципиально отклонившись с этого момента от метода импрессионизма, Поль Сезанн интересовался не динамикой световоздушной среды и изменчивостью цвета в атмосфере, а устойчивыми узорами цветовых сочетаний и форм, материальностью происходящего линза и природные миры («Дом повешенного в Овере», 1872–1873, Музей Орсе, Париж).

Упорно понимая эти законы, Сезанн потратил много времени на разработку того же мотива в поисках структурной конструктивности природных форм (многочисленные изображения горы Сен-Виктуар, также в Институте Кортольды, Лондон, 1887 год; в Эрмитаже, Санкт-Петербург, примерно до 1900 года и в других собраниях).

Гора Сент-Виктуар 1882–1885
Гора Сент-Виктуар 1882–1885 Вид на гору Сент-Виктуар из карьера Бибему. 1897 г
Вид на гору Сент-Виктуар из карьера Бибему. 1897 г Вид на гору Сент-Виктуар. 1904–1906
Вид на гору Сент-Виктуар. 1904–1906
Гора Сент-Виктуар 1897-1898 гг
Гора Сент-Виктуар 1897-1898 гг Гора Сент-Виктуар 1885-1895 гг
Гора Сент-Виктуар 1885-1895 гг

Работая в основном с градациями трех основных цветов (зеленого, синего и желтого), иногда тонкими и прозрачными, затем с плотными и сильно контрастирующими чертами тела, он использовал их для обозначения пространственных плоскостей и степени освещенности. Материальный вес цветной фактуры гармонично сочетается в творчестве Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четким, пластически обобщенным оформлением формы и четким балансом композиции («Автопортрет», 1879–1885, «Пьеро и Арлекино» , 1888, «Персики и груши», 1895, — все в ГМИИ, Москва).

Персики и груши 1895

В пейзажах с их широким панорамным охватом пейзажа, полного света, Сезанн достигает величественной эпичности («Марна», 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).

Берега Марны 1888 г

В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, почти утяжеляя его с помощью цветных фактур и использования чистого цвета, художник раскрывает материальность и жесткую пластичность предметного мира («Горшок с герани и фруктами»), 1890–1894, Музей Метрополитен; «Натюрморт с драпировками», 1898–1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Творчество Сезанна, одного из ведущих мастеров постимпрессионизма, стремится создать некое классическое искусство, лишенное всего преходящего и преходящего, раскрыть неизменное величие и гармоничное равновесие природы, органическое единство ее форм, оказал огромное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые отрасли изобразительного искусства, которые, как правило, развивали некоторые аспекты наследия Сезанна (кубизм, лучизм, так называемую одновременную живопись и т д.).

Натюрморт с драпировками 1889

В своем творчестве художник ценой титанических усилий попытался примирить классику и современность, Пуссена и природу, законы великого стиля и право на индивидуальный выбор. Конечно, в эпоху триумфа индивидуального выбора ни один стиль уже не мог быть образцом для художников, каждый из которых теперь свободно выбирал свой собственный путь в искусстве, подчиняясь исключительно внутренним свойствам своей души, а не мировоззрению требования художественного сообщества. Поэтому задача, которую поставил перед собой Сезанн, была в принципе невыполнимой, что предопределяет постоянные сомнения художника. Невозможно одновременно утверждать свободу и каноны. Но конкретные художественные достижения, которых добился Сезанн в своем творчестве, были настолько впечатляющими, что их уважали представители различных направлений живописи.

Лес
Лес Дома по улице
Дома по улице В лесу
В лесу

Живопись Сезанна в известном смысле стала возрождением в искусстве древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн, конечно, только почувствовал совпадение своих окончательных взглядов с этой традицией и сознательно не последовал пифагорейству. Здесь скорее можно сказать, что пифагореизм, в свою очередь, выражал лишь некоторые прозрения, характерные для людей разных исторических эпох, независимо от того, знают ли эти люди взгляды пифагорейцев. Это означает, что Сезанн сначала пришел к своим убеждениям самостоятельно, и только тогда он осознал, с какими традициями они связаны.

В конце концов Сезанн стал основоположником формальной живописи в европейском искусстве, одним из направлений которого вскоре после Сезанна стал кубизм. Но кубизм даже в лице Пикассо оказался беднее по содержанию, чем живопись Сезанна, потому что он потерял те чисто живописные качества, богатство цвета, многослойность письма, которые Сезанн получил благодаря упорному труду. Кроме того, кубизм для Пикассо был лишь сценой, сознательным экспериментом, художественной игрой, а не поиском основ бытия, поэтому внутреннее содержание произведений Пикассо эпохи кубизма намного беднее содержания лучших произведений Сезанна.

Со временем, когда Сезанн очень увлекся акварелью, он перенес некоторые приемы акварельной живописи в масляную живопись: начал писать на белых холстах, не подготовленных специально. В результате слой лака на этих полотнах стал светлее, словно подсвечиваясь изнутри. Сезанн стал ограничиваться тремя цветами: зеленым, синим и охристым, смешанным, конечно, с белым цветом самого полотна. Такой подход к выбору цветов был нужен Сезанну для достижения наиболее значительного художественного результата при минимальных затратах средств. Моделирование форм на холсте, а также их обобщение в этот период становятся более лаконичными.

Париж. Вторая попытка

Mount Sainte-Victoire
Mount Sainte-Victoire

В конце 1862 года ему удалось убедить отца в необходимости уехать, и в ноябре он снова был в столице. На этот раз он твердо уверен в своем призвании и намерен поступать в Школу изящных искусств, но заранее выступает против академического образования — опять же противоречие. Сейчас картины Сезанна — живописное отражение мрачного, глубоко интимного, внутреннего мира. Ее болезненная чувственность обостряется, ее разгоряченная фантазия создает мрачные образы. Также он боится женщин и шутит, что не знает, что с ними делать. Романтик по натуре, Сезанн пишет свои картины в приглушенных тусклых тонах, но сквозь эту сдержанность местами пробиваются яркие краски.

Сейчас он спокойнее, много работает, рисует, восстанавливает связи в лаборатории Суиса. Особенно близкий к уравновешенному и благородному Писсарро и жизнерадостной милашке Гийеме, он до сих пор часто встречает Золя. Палитра художника засветилась, штрихи разделились, в его работах стали преобладать пейзажи — Поль Сезанн пришел к ним под влиянием импрессиониста Камиля Писсарро. Сознательная благодарность другу была настолько велика, что Сезанн стал добавлять свою подпись к картинам «Ученик Писсарро».

Сезанн провалил экзамен в Школе изящных искусств.Молодой художник был в ярости, но друзья успокоили его, убедив в неудаче школы с устаревшими методами обучения. Художник погрузился в работу, посещал Лувр, на выставках даже для маргиналов (первая была проведена в 1863 году). До лета 1864 года, когда Сезанн намеревался поехать в Экс, он намеревался кое-что представить жюри Салона. Но работа Сезанна была отклонена жюри.

Передышка дома

В своем дорогом Эксе Поль теперь ощущает отсутствие парижской свободы. Дом тяжело давит на него, и он бродит сначала по окрестностям, потом по музею. Но большую часть времени он закрывается на красивой просторной вилле, купленной отцом и работает. Здесь он занимается росписью большой гостиной, иногда пишет на природе. Но оба не очень заинтересованы в том, как выразить свой внутренний мир на холсте. К тому же ему это очень сложно — ведь у художника Сезанна, кроме Жибера, не было единого учителя, ему самому нужно дотянуться до всего. И на этом пути он проделает дыры более чем в одном полотне и в неистовстве сломает не только кисть.

Терпенье и труд…

Через полгода, в начале 1865 года, Сезанн уехал в Париж. Он готовится к Салону, но почти спокоен: он уже уверен, что он особенный («Я — само напряжение»), а принятым на выставку работам не хватает темперамента (как он думал). И на этот раз полотна Сезанна отклоняются…

Этот сценарий будет повторяться 18 лет! Только в 1882 году, единственный раз, работы Поля Сезанна будут приняты в Салоне. Истинное упрямство идет впереди. Но ни тогда, ни спустя десятилетия публика все еще не будет готова к такой картине. До 55 лет картины художника будет покупать почти один человек — коллекционер Ив Танга.

В биографии Поля Сезанна есть легенда об успехе художника, сохраняющаяся в форме его встречи с арт-дилером Амбруазом Волларом, который торговал предметами искусства с 1888 года и открыл свою галерею в Париже в 1893 году. Мсье Воллар, заглянув в мастерскую художника, скупил все его картины, полторы сотни полотен. Разместив самые скандальные из них, например, работу «Купальщицы в отпуске», на окне своей галереи, владелец рискнул оставить окно без стекла, но через некоторое время все работы были распроданы, что принесло Воллару хорошую прибыль. Впоследствии эта человеческая и коммерческая связь укрепилась, художник в шутку назвал торговца произведениями искусства «работорговцем». В этот момент Луи-Огюста Сезанна уже не будет. Получив наследство, Поль приобретет дом на окраине Экс и откроет там свою уединенную студию, отправляя только письма своему сыну в Париж.

Фото Поля Сезанна

пол-сезанн-в-последние-года
Поль Сезанн в последние годынатюрморт-с-драпировкой
Натюрморт с драпировкойполь-сезанн-в-молодости
Поль Сезанн в молодостипортрет-жены-поля-сезанна
Портрет жены Поля Сезаннаавтопортрет-поля-сезанна
Автопортрет Поля Сезанна

перо-и-арлекин

 

Произведения

1865 — «Натюрморт с хлебом и яйцом»
1867 г. — «Пейзаж с источником»
1867 — Похищение
1869 — «Завтрак на свежем воздухе»
1870 — Принятие ванны
1870 — Убийство
1874 — «Дом отшельника в Понтуазе»
1877 — «Всегда женственный»
1877 — «Мадам Сезанн в красном кресле»
1884 — «Натюрморт с тарелкой супа»
1890 — «Человек с трубкой»
1900 — «Натюрморт с черепами»
1906 — «Садовник Валье»

Личная жизнь

Берег Марны
Берег Марны

Полжизни Поль скрывал свой брак с моделью Мари-Гортензией Фике от отца, который родил ему сына. Потом сам прятался от жены — между ними всегда была дистанция — ему нужно личное пространство (к тому же у Сезанна была боязнь прикосновений). Но на смертном одре Поль назвал два имени: он назвал Гиберта, директора музея Экс и его учителя, и Поля Сезанна-младшего, своего единственного сына.

Бедная личная жизнь — искусство Сезанна всегда было на первом месте.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ХУДОЖНИКА ОБ ИСКУССТВЕ

«Художники должны полностью посвятить себя изучению природы и постараться создать поучительные картины. Говорить об искусстве почти бесполезно. Работа, которая помогает человеку добиться успеха в своем деле, — достаточная компенсация недоразумений, проявленных дураками. Писатель выражает себя абстракциями, а художник конкретизирует свои чувства и восприятия через рисунок и цвет. Художник не должен быть излишне щепетильным, излишне искренним или излишне зависимым от природы; художник в большей или меньшей степени владеет своей моделью и, прежде всего, своими средствами выражения».

«Мой возраст и мое здоровье не позволяют мне осуществить мечту, над которой я боролся всю свою жизнь. Но я всегда буду благодарен тем умным ценителям искусства, которые, несмотря на мои колебания, поняли, чего я пытался достичь, чтобы обновить свое искусство. Я считаю, что вы не заменяете прошлое своим искусством, а только добавляете к нему новую ссылку».

«Надо идти в сторону классики, но через природу, то есть через ощущения».

«Мой метод — ненавидеть фантастический образ. Я пишу только правду».

«Цвет — это место, где наш мозг встречается со вселенной».

«Я хочу поразить Париж морковью и яблоками».

«Работать, ни на кого не оглядываясь, набираться сил — цель художника. А все остальное — не беда!».

«Когда вы добьетесь даже небольшого прогресса в своей работе, это будет достаточной наградой за то, что вас не поймут дураки».

Вариант перевода: «Работа, благодаря которой вы продвигаетесь в своем ремесле, достаточное вознаграждение за то, что дураки вас не понимают».

Другой вариант перевода: «Работа художника, которым он достигает совершенства в своем творчестве, — это достаточная награда за то, что дураки его не понимают».

«Одобрение других является афродизиаком, и иногда его следует избегать. Осознание собственной силы смиряет».

«У меня был некоторый успех. Почему так поздно и почему так сложно? Действительно ли искусство — это священство, требующее чистых душ, полностью посвятивших себя ему?»

«Мне нечего скрывать в искусстве. Только начальная сила, то есть темперамент, может привести человека к цели, которой он должен достичь». Натюрморт с открытым ящиком 1879

«Мне кажется, что каждый день я иду вперед, хотя и очень медленно».

«Даже с небольшим темпераментом вы можете быть настоящим художником, и вы можете хорошо рисовать, не будучи специальным колористом и не очень тонко понимая гармонию. Достаточно иметь художественного чутья, и это чувство пугает всех буржуа. Учреждения, стипендии, почести изобретаются только для идиотов, идиотов и негодяев. Бросьте критику, раскрасьте. Спасение в ней».

Нет линий, нет форм, только контрасты. Эти контрасты создаются не черным и белым, а хроматическим ощущением. Форма создается за счет точного баланса тонов. Когда тона сочетаются гармонично и без пропусков, образ создается сам собой.

Цветовой эффект — это главное в изображении, он делает изображение единым, организует его; этот эффект должен быть основан на доминирующем цветовом пятне.

Узор и цвет неразделимы; по мере того, как вы пишете, рисуете, и чем гармоничнее становится цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает максимальной насыщенности, форма становится полной. Контрасты и тональные отношения — секрет рисования и моделирования.

«Картина здесь, внутри», — сказал он, хлопнув себя по лбу.

Последние годы жизни

С годами антиобщественность художника проявляется все отчетливее. Получив отцовское наследство, он покупает небольшой домик на окраине своего родного Экса, устраивает там студию и живет отшельником, посвящая все свое время живописи.

Уже признанный мастер кисти, Поль Сезанн продолжал работать до своего последнего дня, считая свои картины далеко не идеальными. Он написал сыну, что каждый день выходит на свежий воздух — это позволяет ему «идти хоть немного и медленно».

Не думая ни о чем, кроме живописи и не заботясь о собственном здоровье, однажды художник работает на природе, несмотря на холодный дождь. В результате он заболевает. Простуда переходит в пневмонию. Поль Сезанн умер 22 октября 1906 года.

Уход из жизни

15 октября 1906 года художник сильно простужается на свежем воздухе — он был настолько увлечен своей работой, что не мог ее остановить, когда пошел проливной дождь — он продолжал писать еще два часа. Пневмония быстро развивалась, и 22 октября 1906 года Поль Сезанн умер.

Краткая биография

  1. После окончания университета Пол начал заниматься искусством дома в специально оборудованной лаборатории. Он получал уроки у местного художника Джозефа Гиберта.
  2. В 1861 году после долгих уговоров отец отпустил юношу в Париж, где он поступил в Швейцарскую академию. Впечатленный работами столичных художников, он начинает искать свой стиль. Молодой человек часто бывал в Лувре, особенно любуясь работами Делакруа.
  3. Через несколько месяцев, усомнившись в собственном таланте, Поль вернулся в родной город и даже некоторое время работал в банке отца, но затем снова уехал в Париж. Картины начинающего живописца не имели успеха, но Сезанн продолжал много работать. В столице его поддержали друг Эмиль Золя и художник Камиль Писсаро, сумевший разглядеть талант в смелых картинах молодого человека.
  4. Позже Сезанн попытался поступить в престижную школу искусств Ecole de Beauzar, но его работы были сочтены «слишком жестокими».
  5. В 1864 году молодой художник предложил несколько своих работ для выставки в Салоне, но комиссия им отказала. С упорным упорством Пол каждый год предлагал в Салоне картины, получая отказ за отказом.
  6. Из Парижа художник часто приезжал в Экс, в дом своих родителей. Она была финансово зависима от отца и боялась его. Этот страх чувствуется в картине «Портрет Луи-Огюста», написанной в 1866 году.
  7. Ранние картины Сезанна были очень эмоциональными, полными темных цветов и фактур. Например, «Натюрморт с хлебом и яйцом» 1875 г., «Апертура» 1869 г., «Тающий снег в Эстаке» 1870 г и др.
  8. Следуя совету Писсарро, Сезанн и ее семья переехали в небольшой живописный город Понтуаз в 1872 году. Там художник под влиянием старшего друга начал писать в импрессионистической манере, его палитра стала светлее, мазки — светлее.
  9. В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов, в которой Сезанн также участвовал с картинами «Новая Олимпия», «Дом повешенного» и различными пейзажами. Выставка вызвала настоящий скандал и шквал критических статей в прессе.
  10. В 1877 году Сезанн представил несколько работ на Третьей выставке импрессионистов. Для нее он пишет портрет коллекционера Виктора Шоке, одного из первых поклонников нового художественного направления.
  11. В 1880 году художник посетил Золя. Затем он написал знаменитую картину «Замок Меданн».
  12. В последующие годы художник много работал, постоянно совершенствуя свой стиль и технику, но продолжал оставаться неизвестным широкой публике.
  13. В 1886 году дружба между Сезанном и Эмилем Золя резко оборвалась. В этом году вышел роман уже известного Золя «Творчество». Картину главного героя книги — художника-неудачника — писатель скопировал друг. Пол был глубоко оскорблен, и с тех пор его бывшие друзья перестали общаться. Эта книга также была встречена критиками со стороны всех импрессионистов.
  14. В том же году умер отец художника, оставив сыну хорошее наследство. Пол, больше не беспокоившийся о своем финансовом положении, смог с удвоенной силой заниматься творчеством. Он удалился в свой кабинет в доме своих родителей.
  15. Живя в Эксе, Сезанн рисует вид горы Сен-Виктуар, знакомый с детства, много раз, пытаясь уловить и передать на своем полотне истинную сущность горы. Одной из самых известных работ с этим видом был пейзаж, сделанный в 1887 году.
  16. В 1890 году художник написал портрет любимого сына.
  17. В том же году по заказу Виктора Шоке была написана театральная тематическая картина «Пьеро и Арлекино», для которой художник позировал своему сыну и его другу.
  18. В 1892-1896 гг. Написана серия картин «Игроки в карты».
  19. Признание к художнику пришло только в 1895 году, когда его полотнами заинтересовался известный арт-дилер Амбруаз Воллар. Он организовал первую персональную выставку художника в Париже, представив публике около 150 его картин. У Сезанна много поклонников — начинающих художников.
  20. В 1897 году, после смерти матери, художник был вынужден продать отцовское имение и переехать на съемную квартиру.
  21. В 1901 году он купил участок земли в Эксе и открыл там студию.
  22. К наиболее известным картинам Сезанна 900-х годов относятся: «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Дорога к горе Святой Виктории», «Большие купальщицы».
  23. Одной из последних работ художника стал акварельный портрет садовника Валье 1906 года.
  24. В середине октября 1906 года, работая под открытым небом, художник был удивлен проливным дождем и простудился.
  25. 22 октября 1906 г. Поль Сезанн умер от воспаления легких.

Автопортрет (1890)

Автопортрет (1890)

Источники

 

  • https://TopKartin.ru/hudozhniki-mira/pol-sezann
  • https://theperson.pro/pol-sezann/
  • https://obrazovanie.guru/biografiya/pol-sezann-biografiya.html
  • https://24smi.org/celebrity/4761-pol-sezann.html
  • https://globalmsk.ru/person/id/6480
  • https://allpainters.ru/sezann-pol.html
  • https://interesnyefakty.org/pol-sezann/
  • https://kratkoebio.ru/pol-sezann-kratkaya-biografiya/

Читайте также: Кузнецов Павел Варфоломеевич: биография и картины с названиями

Оцените статью
Блог про картины