Творчество Питера Брейгеля старшего: биография художника

Юность художника и его познания в живописи

Неизвестно как, но в 1545 году молодой человек оказался в одном из шумных голландских приморских городков в Антверпене. Петр посещает знаменитую художественную студию Питера Кука ван Аста, бывшего при дворе художника Его Величества Карла V, но Вскоре Брейгель предпочитает графику.

Известный документ, официально зарегистрированный, относился к 1551 году, запись была сделана в дневнике под названием «Gilda dei Pittori», имеющем право на Сан-Луку, где молодой студент пополнил ряды.

Для признания среди художников Брейгель был вынужден отправиться в Италию, которая в то время славилась прославленными мастерами. Учиться у корифеев художественного промысла и создавать собственные работы и гравюры было главной задачей юноши.

Красота Рима, исторические памятники и работы местных художников нисколько не повлияли на стиль и творчество Петра. Единственное произведение, написанное в Италии, создано под впечатлением от морских глубин, работа носит название «Вид Неаполя». Живя в Италии, художник работал в тандеме с Джулио Кловио, известным своими миниатюрами, он был бесценен в религиозных общинах.

Голландский художник скитался всего год, после чего вернулся в Антверпен. Здесь он возобновил запись с уже знакомым И. Кок.

Пожалуй, самое счастливое время в жизни артиста — замужество. Чтобы найти свою возлюбленную, Петру не пришлось далеко ходить, избранницей оказалась дочь его хозяина. Через некоторое время они с женой переехали в Брюссель. Второй официальный документ, касающийся биографии художника, — это как раз регистрация его брака с Марией Ван Аста.

Начало творческой деятельности

Серия знаменитых гравюр, созданных им в 1557 году, была посвящена смертным грехам. Буквально через год родилось произведение, посвященное необъятности Вселенной и малой роли в ней человека. Название картины — «Падение Икара”.

Непревзойденный образ творения Вавилонской башни, это произведение сочетает в себе панорамные и миниатюрные приемы письма. Множество мелких, хорошо продуманных элементов. Рассматривая такую ​​композицию, можно потратить много времени и сколько времени понадобилось автору, чтобы изобразить такой шедевр. Несомненно, у художника было железное терпение. Внимательные ценители искусства скажут, что это не олицетворения башни как здания, это изображение нашего хрупкого, как муравейник, мира, где царит суета, склоки и разногласия, но каким-то образом этот маленький мир поддерживается, хотя уже на край его существования.

Путешествие и переезд

В 1550 году мастер Брейгеля умер, после чего, проработав некоторое время в гравировальной мастерской, он решил отправиться в грандиозное путешествие по Европе. Брейгель совершил поездку по Франции, Швейцарии и Италии, посетив древнеримские памятники и средиземноморские порты.

«Морское сражение в порту Неаполя». Питер Брюгель.
«Морское сражение в порту Неаполя». Питер Брюгель. Источник: pinterest.com

После долгого путешествия Брейгель женился на дочери своего учителя и отправился с ней в Брюссель, где провел наиболее продуктивную часть своей жизни. В Брюсселе Брейгель написал «Путь к Голгофе», «Падение мятежных ангелов», «Избиение детей» и ряд других известных картин.

«Путь на Голгофу». Питер Брюгель.
«Путь на Голгофу». Питер Брюгель. Источник: pinterest.com«Избиение младенцев». Питер Брюгель.
«Избиение младенцев». Питер Брюгель. Источник: pinterest.com

Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что он никогда не делал заказных портретов и никогда не изображал обнаженных людей. Единственный портрет, который, скорее всего, сделал Брейгель, — это портрет бедной крестьянки с грубыми чертами лица.

«Голова крестьянина». Питер Брюгель.
«Голова крестьянина». Питер Брюгель. Источник: pinterest.com

Краткая биография

  1. В середине 1540 года молодой человек приехал в Антверпен. Там он устроился подмастерьем у известного художника Питера Кука ван Альста и начал учиться у него.
  2. В мастерской мастера Петр проработал до 1550 года, когда умер Кук ван Альст.
  3. В 1551 году Брейгель стал членом гильдии художников Антверпена имени Святого Луки. Новым местом работы художника стала мастерская гравера и издателя Жерома Велленса де Кока. Здесь молодой человек ознакомился с репродукциями картин Иеронима Босха, которые так впечатлили Петра, что он создал свои рисунки по произведениям известный мастер.
  4. В 1552 году художник отправился во Францию, Италию и Швейцарию, чтобы запечатлеть итальянские пейзажи, затем сделать гравюры и опубликовать их. Брейгеля поразили древнеримские пейзажи, памятники и картины эпохи Возрождения, великолепные виды на Средиземное море, но все эти красоты мало повлияли на творчество художника. В Италии Петр работал со знаменитым осветителем Джулио Кловио. Год спустя Брейгель вернулся в Голландию.
  5. В 1555-1558 годах художник создал свое первое большое полотно — «Падение Икара».
  6. Продолжая работать в мастерской де Кока «На четырех ветрах», Питер создал множество эскизов, по которым были выполнены гравюры. Самыми известными были «Большая рыба ест маленьких» (под этой гравюрой владелец лаборатории подписал Bosch, чтобы продавать ее более выгодно), «Осел в школе».
  7. В 1557 году художник создал знаменитый цикл гравюр о 7 смертных грехах. Человеческие пороки представлены на гравюрах в уродливой и отталкивающей форме.
  8. В 1559-1560 гг. Питер Брейгель Старший создал цикл «Перевернутый мир», в который вошли образы: «Голландские пословицы», «Масленичная битва с Великим постом» и «Детские игры». На первом изображении мастер отразил более 100 фламандских пословиц.
  9. Примерно в 1562 году была написана одна из самых мрачных картин мастера — «Триумф смерти». Он показывает беспомощность человека перед лицом всемогущей Смерти.
  10. К тому же году относится еще один шедевр, «Падение мятежных ангелов».
  11. В 1562-1564 годах художник создал тревожную картину «Безумная Грета» на сюжет фламандского фольклора.
  12. В 1563 году художник с молодой женой переехал в Брюссель, где прожил до конца своих дней.
  13. В том же году он создал одно из самых известных своих произведений — «Вавилонскую башню». Архитектура башни на фото очень похожа на римский Колизей. Есть 2 варианта этого изображения: большой и маленький. Какой из них был написан ранее, достоверно не установлено.
  14. В 1564 г был написан «Портрет старухи». Это единственный портрет Брейгеля, в авторстве которого исследователи не сомневаются. Известно, что художник не работал в портретном жанре и не принимал заказы на портреты.
  15. В том же 1564 году художник завершил свою самую традиционную композиционную работу: «Несение креста».
  16. В том же году Питер Брейгель Старший написал «Поклонение волхвов». В этом произведении художник отошел от классического канона и изобразил всех персонажей грустными.
  17. В 1565 году мастер работал над циклом «Времена года» для календаря по заказу богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка. Всего было создано 6 картин, одна из которых сегодня утеряна. Сохранившиеся картины цикла: «Возвращение стада», «Охотники в снегу», «Сенокос», «Урожай», «Хмурый день».
  18. В 1566-1567 годах художник написал 2 веселые картины со сценами народных гуляний: «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец».
  19. Между 1565 и 1567 годами Брейгель закончил работу над картиной «Избиение младенцев». Картина написана в новой для художника манере, как единая многофигурная композиция. Предыдущие картины были выполнены в стиле мозаики. Зимой художник перенес евангельскую историю на голландскую землю. И он дал солдатам характеристики Ланзиченекки, испанских наемников герцога Альбы.
  20. В этот период испанский герцог Альба прибыл в Нидерланды со своей армией, чтобы укрепить католическую религию и власть короля Филиппа II. Альба стал голландским губернатором, и годы его правления (до 1573 года) запомнились как одни из самых кровавых в истории страны. Тысячи людей были казнены по ложным обвинениям в ереси, основанным на сплетнях и доносах. Последние годы жизни художник провел в Брюсселе, в атмосфере террора, которую вселял герцог.
  21. Впечатленный событиями, происходящими в стране, Брейгель написал картину «Сорока на виселице». Птица, символизирующая разговорчивость, изображена на полотне не случайно, а как желание повесить сплетников и информаторов. Сам художник высоко оценил эту картину и завещал ее жене.
  22. В 1568 году были написаны такие известные произведения, как «Притча о слепом», «Мизантроп», «Калека».
  23. 9 сентября 1569 года Питер Брейгель Старший умер от неизвестной болезни. Ему было около 40 лет.

Питер Брейгель Старший

Интересные факты о творчестве

Питер Брейгель никогда не писал портретов и обнаженной натуры по заказу, несмотря на то, что регулярно получал такие предложения от богатых клиентов.

В первую очередь художника волновали пейзажи, яркие образы сельских жителей, библейские персонажи. Питер Брейгель, творчество которого стало новаторским для своего времени, выбирал героями своих картин представителей деревенских низов. Ни один из художников ранее не писал полотен на подобную тематику.

Благодаря картинам Брейгеля можно узнать особенности крестьянского быта и гардероба того времени. Особенно это демонстрируют картины «Крестьянский брак» и «Фламандские пословицы».

Среди наиболее значительных работ Питера Брейгеля — картины «Триумф смерти», «Вавилонская башня», «Поклонение волхвов», а также цикл полотен «Образы месяцев и времен года». Из 12 полотен, вошедших в этот цикл, сохранилось всего 5 работ, из которых самыми известными были «Охотники в снегу» и «Коллекция».

На сегодняшний день признано всего 45 работ, достоверно принадлежащих кисти Питера Брейгеля Старшего. Они хранятся в частных и музейных коллекциях по всему миру, но самые значительные собраны в Музее истории искусств в Вене.

Смерть

Когда Брейгелю было 40 лет, Брюссель был оккупирован испанскими войсками во главе с герцогом Альбой. В городе начался хаос, люди жили в постоянном страхе и в атмосфере недоверия даже друг к другу. Возможно, эти переживания парализовали здоровье мастера. Художник умер 5 сентября 1569 года. По словам библиографов, Питер Брейгель умер от неизвестной болезни.

Памятник Питеру Брейгелю

Последние работы художника — это картины «Сорок на виселице» (которые Питер Брейгель завещал бы своей жене), а также полотно «Триумф истины», существование которого оспаривается некоторыми биографами и историками искусства. Дело в том, что это произведение не сохранилось до наших дней и, по мнению историков, есть серьезные основания сомневаться в его существовании на самом деле.

Большинство сохранившихся картин Питера Брейгеля хранятся в европейских музеях и частных коллекциях. В музеях России нет картин художника.

Рутгер Хауэр в роли Питера Брейгеля

В 2011 году польский режиссер Лех Маевский снял фильм «Мельница и крест», основанный на некоторых фактах из биографии Питера Брейгеля, а также на сюжеты полотен художника. Эта фотография получила лестные отзывы критиков, а также получила множество серьезных кинопремий. В образе великого мастера предстал актер Рутгер Хауэр, в картине также снялась Шарлотта Рэмплинг, Джоанна Литвин.

Детство и юность

Дата и место рождения мастера до сих пор обсуждаются. По официальной версии, Питер Брейгель родился в 1525 году в городе под названием Бреда (сейчас это место находится в провинции Северный Брабант). Однако некоторые искусствоведы и исследователи биографии художника также называют более поздние даты предполагаемого рождения Брейгеля, а местом его рождения называют деревню Брегель, название которой отразится в фамилии художника.

Портрет Питера Брейгеля работы Доминика Лампсониуса, 1572 г

Биографы не нашли достоверных сведений о детских годах гения. Предположительно, отец и мать Питера Брейгеля были простыми крестьянами. Около 1540 года Петр, которому было всего 20 лет, начал изучать живопись и рисунок у художника Кука ван Альста. После смерти первого мастера Питер Брейгель вступил в гильдию художников города Антверпен и в 1551 году получил работу у художника Иеронима Кока, который на некоторое время стал наставником и главным клиентом Брейгеля.

Начало карьеры

В 1551 году Питер Брегей был принят в Гильдию художников Антверпена. Он устроился в мастерскую Джерома Кока, которая занималась печатью и продажей гравюр. Здесь Брейгель впервые увидел копии картин Босха, которые произвели на молодого художника огромное впечатление. Он потратил много времени и усилий на то, чтобы запечатлеть уникальный стиль, в котором работал великий голландский художник.

Иероним Кок, заметивший увлечение своего ученика работой Босха, попросил его сделать пару набросков. В дальнейшем он выгодно продавал эти работы с фальшивой подписью Bosch.

Период расцвета и перечень известных картин

У каждого творца есть период расцвета, наш голландский художник смог добиться этого с 1564 года.
В этот период он создал необыкновенную серию работ, в том числе:

  • Вавилонская башня”;
  • «Поколение волхвов”;
  • «Свадебный танец”;
  • «Времена года”;
  • «Крестьянская свадьба”;
  • «Притча о слепых”;

Одно из последних гениальных произведений художника — «Притча о слепом». На полотне изображены шестеро слепых, ведущих друг друга. Ведущий уже упал в яму, это впоследствии произойдет со всеми, кто за ними следил. Возможно, все понимают, что мораль этой притчи заимствована из Библии, где говорится: «Если слепой будет вести себя так же, как он, то оба окажутся в яме”.

Брейгель — художник, творчество которого имело философское значение. Вы можете часами останавливаться на его картинах, не глядя на них, а читая их, потому что каждая деталь несет в себе глубокий смысл всей работы.

Фото Брейгеля-старшего

питер-брейгель-1

мизантроп
Мизантропмизантроп
Свадебный танецтриумф-смерть
Торжество смертикалеки
Калекипритча-о-слепых
Притча о слепыхsoroka-na-viselicze
Сорока на виселице

Если вам понравилась краткая биография Брейгеля Старшего, поделитесь ею в социальных сетях. Если вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, подпишитесь на InteresnyeFakty.org.

Вам понравился этот пост? Нажмите любую кнопку:

ТВОРЧЕСТВО

Более тридцати из примерно сорока пяти картин Брейгеля (или приписываемых ему) посвящены изображению природы, деревни и ее жителей. Безликие представители деревенских народных сословий становятся главными героями его работ: в своих рисунках он часто полностью скрывает их лица.

Никто из художников ранее не решался создавать работы на подобную тематику. Но многие его более поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к отдельным фигурам. Художник начинает писать большие фигуры людей, по отношению к которым окружение уже играет второстепенную роль. К таким картинам относятся «Притча о слепом», «Разрушитель гнезд» (другое название — «Фермер и разрушитель гнезд»), «Калека» и «Мизантроп».

Притча о слепых 1568
Притча о слепых 1568 Страна ленивых 1567
Страна ленивых 1567 Мизантроп 1568
Мизантроп 1568

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Фантастические полотна Иеронима Босха помогли художнику найти художественные средства для изображения происходящего на его родине.

Поклонение волхвов 1564

В «Поклонении волхвов» художник в аллегорической форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть, композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, является печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в синий плащ, и ее лицо почти не видно. Его фигура, нарисованная в холодных тонах, контрастирует с окружающей средой, решенной в теплых тонах, а потому невольно привлекает внимание зрителя. Позади нее легким силуэтом выделяется фигура Иосифа, внимательно прислушивающегося к шепоту случайного прохожего. Перед Марией стоят три мудреца. Двое, преклонив колени, передают свои дары Младенцу Иисусу.

Их старческие выражения похожи на гримасы. Слева от Мадонны Бальдассарре. Его темно-черное лицо резко контрастирует с его белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг конюшни, где Мария родила младенца Иисуса, люди смеются над происходящим, их выражения крайне жестокие. Среди них много воинов с пиками, острием которых устремлены в небо. Таким образом, художник как бы переносит Рождение Христа своим современникам, истерзанным войной Нидерландам. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намёки на актуальность, библейские аллегории, воображение самого художника — все это заключено в узкие рамки произведения.

Произведения Брейгеля требуют пристального внимания со стороны зрителя, тревожат своей неоднозначностью, будят воображение.

Все это придает его картине «Поклонение волхвов», хранящейся в Национальной галерее в Лондоне, глубочайший смысл.

ЖАТВА

Известно пять картин Брейгеля (1525 / 1530-1569), посвященных временам года, и одна из них находится в Метрополитен-музее «Урожай». Она, как и другие, была заказана давним покровителем художника Никласом Йонгелинком для его дома недалеко от Антверпена.

Винтаж 1565

Эта серия отражает средневековую традицию украшения календарей изображениями человеческой деятельности, связанной с определенным месяцем года. Считается, что «урожай» соответствует августу. При этом это уже чисто ренессансное произведение, в нем отмечается влияние живописи итальянского ренессанса, богатство которой Брейгель смог увидеть во время своих путешествий. Однако все, что он воспринимал, было значительно переработано, и его брейгелевское восприятие мира выходит на первый план. Взять хотя бы тот факт, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского творчества.

Свободно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — переходит в туманную дымку к далекому озеру. Это пространство населено людьми, которые жнут, вяжут снопы, несут огромную телегу с пшеницей, едят и спят под деревом, а там, в деревне, они тоже занимаются бизнесом. Брейгель часто бывал в деревне и был хорошо знаком с крестьянской жизнью. Она была для него постоянным источником вдохновения.

Умея безжалостно обнажать отрицательные стороны человеческой натуры, Брейгель изображал крестьян с симпатией и восхищением их трудом и отдыхом.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркивается баланс между природой и человеком, которого можно достичь только при достойной жизни. Брейгель осторожно подводит мир к выводу о том, какое согласие между человеком и природой — читай — Богом — содержится в его картине.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Изначально фамилия художника писалась Брейгель (такое написание сохранилось в именах его детей), но с 1559 года он стал подписывать свои картины Брейгеля.

Насколько нам известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнаженных фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один, несомненно, принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянина» 1564 года. Конечно, у художника не было недостатка в просьбах написать портреты современников, но, видимо, Брейгель на такие заказы не принимал.

Голова крестьянской девушки 1564

Личная жизнь

Личная жизнь Питера Брейгеля была счастливой. В 1553 году художник сделал предложение своей невесте Марии, дочери Кука ван Альста, своего бывшего наставника. Мария с радостью приняла брак со своим возлюбленным. В этом браке родилось трое детей.

О судьбе дочери Питера Брейгеля достоверных сведений не сохранилось, но жизненный путь двух сыновей художника известен. Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший пошли по стопам отца и стали известными художниками.

Предполагаемый автопортрет Питера Брейгеля

Первый по роду работы получил прозвище «Ад», а второй — «Рай». Во избежание недоразумений самого Питера Брейгеля стали называть «фермером». Племянники Питера Брейгеля Ян и Авраам также стали художниками.

Такое наследие удивительно, ведь на момент смерти Питера Брейгеля старшему сыну было всего пять лет, и художник даже не успел передать своим детям тонкости мастерства.

Читайте также: Художник Нико Пиросмани: подробная биография и картины

Оцените статью
Блог про картины