Художник Нико Пиросмани: подробная биография и картины

Личная жизнь художника

В возрасте тридцати лет Нико влюбился в актрису Маргариту, которая в 1905 году приехала на гастроли в Тифлис, где проживал артист.
Существует легенда, что грузинский художник все свои сбережения вложил в огромное море цветов для своей любимой Маргариты. Об этом артистке Алла Борисовна Пугачева кричит знаменитую песню — миллион алых роз.

Актриса прожила в Грузии почти год, но артиста не заметила. После отъезда Маргариты остался ее портрет, написанный Нико.

Фантастическая история любви

В 1905 году, а возможно, и в 1909 году в Тифлис на гастроли приехала красавица-француженка Маргарита де Севр. Он развлекал столичную публику своим пением и танцами. Это историческая фигура. Сохранились его фотографии и плакаты. Правда, в современной Франции о ней ничего не знают. Также считается, что красивую историю любви Пиросмани для нее придумал романтик К. Паустовский. Он попал в Тифлис, когда самого художника уже не было в живых. Но, так или иначе, вам придется рассказать эту историю, похожую на чудесный сон, пробуждение которого было трагичным. Пиросмани посетил спектакль Маргариты. Он был шокирован. Неизвестно, где он взял деньги, но утром весь тротуар и тротуар перед домом, где жила Маргарита, были усыпаны самыми разными цветами: сирень, акации, анемоны, маки, пионы, лилии, жимолость и т.д.бегонии, боярышники.

биография пиросмани

Пораженная Маргарита отправила поклоннику билет и билет на шоу, а отвлеченная артистка пропустила весь вечер с друзьями. Когда он вспомнил о приглашении, Маргариты уже не было в городе. Песня Паулса «Миллион алых роз» также является хорошей вариацией на эту тему, не более того. Представленный выше портрет Маргариты, как предполагают искусствоведы, скопирован с плаката. А рядом — пожилая женщина, которая в 1969 году пришла в Лувр на выставку Пиросмани посмотреть свой портрет. Была эта сказка или нет, но она очень поэтична и прекрасна.

Путь к искусству

Есть художники, сыгравшие огромную роль в жизни и творчестве Н. Пиросмани. Это братья Зданевич, Илья и Кирилл, отправившиеся путешествовать по грузинской земле в компании Михаила Ле-Данте. Михаил, русский по крови, родился во Франции.

Во время поездки братьев особенно впечатлили тбилисские дуканы с росписями на их стенах. Своеобразная манера живописи привлекала и завораживала. Здания, стены которых украшали такие произведения искусства, не принадлежали зажиточным людям.

Полотна были абсолютно просты, но словно от них исходила какая-то жизненная сила, переливающаяся через край. Художники давно спрашивают людей, кто был автором этих замечательных картин. Они решили во что бы то ни стало его найти.

В феврале 1913 года Илья Зданевич впервые открыто рассказал миру о Пиросмани в своей статье о мастере самородков. Статью опубликовала газета «Закавказская речь». Через некоторое время Нико Пиросмани провел выставку в российской столице, затем его пригласили в тбилисское сообщество художников.

Сейчас Пиросмани стал признанным художником, но ему не суждено было стать успешным человеком. Его материальное положение совсем не улучшилось. Он никогда не получал больших наград за свою работу. Художник также не нашел семейного счастья и всю жизнь прожил в подвалах, часто испытывая голод и нужду.

Желание жить в деревне постоянно сопровождало Пиросмани. Говорят, он даже принес охапку скошенной травы и спал на ней, пытаясь справиться со своей тоской по родине.

Однако признание к нему пришло, несмотря на отсутствие успеха в обществе. Пиросмани очень ценил сам Пикассо, который, в отличие от него, долгое время был любимцем публики и был на лаврах славы. Пикассо откровенно говорил о своей белой зависти к жизни обычного художника Джорджии, который мог превратить обыкновенный кусок черной клеенки в произведение искусства.

Последняя работа великого примитивиста — «Портрет гордого кахетинца”.

Черный царственный лев

Удивляет размером и лаконичностью цветов. Их немного: всего четыре-пять. Черная клеенка служит фоном, а все оттенки сверкающего в лучах заходящего солнца царя зверей выполнены с помощью лайма. Художник божий разбирался в цвете не хуже художников, окончивших академию.

музей Пиросмани

Бронзовое тело, полное неизрасходованной силы, грозные клыки, великолепная грива и в то же время самые печальные глаза. Эта картина является шедевром Пиросмани и сегодня связана с кражами и скандалами, судебными процессами наследников. Пока еще в Москве. Когда он вернется, неизвестно, но его стоимость оценивается более чем в миллион долларов. Это был подарок Пиросмани. При его жизни картины мало кому нравились и тем более понимали. Исключение составляет коллекционер Кирилл Зданевич, но о нем мы поговорим чуть позже.

Что мы знаем о детстве и юности Нико

Осмотрев все архивы, искусствоведы предположили, что Нико Пиросмани родился в 1862 году. На сегодняшний день о нем ничего нельзя сказать достоверно, это лишь предположение. Это событие произошло в многодетной крестьянской семье в селе Мирзаани. Нико был младшим из четырех детей. Ему было семь или восемь лет, когда умер его отец, затем его мать и старший брат. Может быть, две сестры выжили. В соседнее село Шулавери ребенка привезла вдова бакинского продюсера Э. Калантарова. В этой семье он прожил около 15 лет, научился читать и писать по-грузински и по-русски. Считается, что он ненадолго вернулся к своей сестре в Мирзаани и был пастором. Вместе с сыном Калантаровым Георгий Нико уехал в Тифлис, где учился работать в типографии. Поэтому он ушел и стал жить в доме брата Калантаровой. Будучи странствующими художниками, он научился обращаться с цветами и рисовать духаны и вывески магазинов. Я тоже побывал в зоопарке. Посмотрим, как работал Пиросмани. Художник часто рисует животных. У него есть царь зверей, олень на фоне пейзажа, простая деревенская семья петухов, аккуратная свинья с поросятами. За наивностью работ Пиросмани картины скрывают грусть и грусть, радость и тревогу.

Лучшие годы

С 1895 по 1905 год Пиросмани учился и жил тем, что любил больше всего. После закрытия молочного завода в нем начало укрепляться сущность артиста, что в то время приносило ему деньги. Духаны (рестораны или рестораны того времени) были очень популярны в Тбилиси, и владельцы духанов часто выступали в роли меценатов. Узнав о таланте Пиросмани, они стали приглашать и приглашать его вместо себя. За скромную сумму, а иногда и на рюмку водки, Пиросмани расписывал стены и вывески духованов, в которых он практически жил. Но, несмотря на хорошие условия, которые предлагали ему духаны, Пиросмани нигде не задерживался, обменивая один духан на другой. В то же время он продавал свои картины, которые писал довольно быстро. Картины были написаны хорошими красками, пришедшими из России или Европы. Пиросмани рисует стены, жестяные листья, доски, а его любимым материалом была черная клеенка. Интересен тот факт, что выбор таких материалов в качестве места для живописи привел к тому, что работы Пиросмани сохранились и дошли до нас в лучшем виде, чем работы на холсте.

Картина Пиросмани

Свободный художник

Для Пиросмани наступила долгожданная свобода, пусть и наполовину обедневшая. Картины, которые он быстро писал для духанов, продавал очень дешево. Всего за тридцать рублей, иногда на обед, ужин или просто стакан чачи.

Чаще всего писал для Бего Яксиева. Она прожила с ним несколько лет.

грузинский художник-пиросмани

Позже Пиросмани написал картину «Компания Бего» — праздник за накрытым столом. Согласно одной из гипотез, человек, который поднял рыбу вверху, является автопортретом.

Для сына духана «Эльдорадо», находившегося в большом парке развлечений, Нико Пиросмани нарисовал великолепного льва на черной клеенке.

Живопись.

Знаки занимают больше всего утраченных и сохранившихся в авторском творчестве произведений. Возможно, это связано с популярностью этого направления на протяжении последнего столетия. Надписи часто встречаются на полотнах, созданных художником. Они написаны по-русски или по-грузински. Художник плохо знал русский язык, об этом свидетельствуют его словесные ошибки. Часто надписи наносили на черный фон.

Николай Асланович любил его, так как использовал это и в портретном жанре. Пиросмани решил проблему противопоставления черного и белого пигментом. Он любил расписывать носильщиков по фотографиям. Еще одним фирменным стилем Пиросмани была скорость. Зданевич написал за 3 дня.

Николай тоже любил изображения животных. Животные очень похожи. Позже Гудиашвили отметил схожесть глаз писателя с изображением. Животные на картинах обычно развернуты на три четверти.

Пиросмани регулярно повторял вечеринку или какую-то вечеринку. Могли включить их в картинки или раскрасить отдельно. Такие образы сильно контрастировали с реальной жизнью художника.

Самые популярные произведения:

  • Дай (1916);
  • Дворник (1904 г);
  • Рыбак среди скал (1906 г);
  • Маргарита (1909).

Душистый дар любви

0 Тбилиси в начале 20 века был известен как место, где можно было увидеть шоу европейских знаменитостей. В марте 1909 года на улицах города появились афиши, приглашающие публику на спектакль французского театра миниатюр «Belle Vue». Особой приманкой организаторы тура сочли прекрасную танцовщицу и шансонье Маргариту де Севр. Пиросмани отпраздновал с друзьями в тот вечер в саду Орточальского, а потом они вместе пошли на варьете. Нико лениво вошел в комнату .. и остановился. На сцене пела и танцевала изящная девушка с очаровательным нежным голосом, сверкающими глазами и осиной жизнью. Комната была погружена в очарование Маргариты, от которого, казалось, исходило великолепие. Вечер прошел в тумане. После концерта Пиросмани пил, пел и развлекался. Но было ясно, что это было заострено скрытой мыслью. Внезапно, словно что-то решая, Нико бросил своих друзей и растворился в ночи. Друзья артиста даже представить не могли, чем он занимается.
На следующее утро Тбилиси застыл от удивления, не понимая, что происходит. По дороге тянулась процессия, окутанная чудесным ароматом. Девять экипажей несли груды цветов всех видов к временному убежищу Маргарет. Подойдя к дому танцора, водители начали неторопливо разгружать свой необычный груз. Через несколько мгновений серый тротуар превратился в чудесный цветочный ковер. Жители деревни робко остановились, опасаясь, что они перейдут на нежное послание любви.
«Казалось, поплавки привозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии… Никто не осмеливался первым ступить на этот цветочный ковер, который доходил людям до колен… Какие цветы Их нет. Были! Перечислять нет смысла! Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашке была маленькая капля холодной влаги, как песчинка… Густая акация с серебряными искрящимися лепестками. Боярышник дикий — его запах тем сильнее, чем более каменистая почва, на которой оно росло. Нежная голубая вероника, бегония и множество разноцветных анемонов. Изящная красота жимолости в розовом дыму, красные воронки утренних конглори, лилии, мак, который всегда растет на камнях именно там, где даже Самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов: от черного до белого и от золотого до розового, бледного, как рассвет. И тысячи других цветов », — так Константин Па Устовский описал необычный дар художника в «Повести жизни». Эта легенда жила в памяти тбилисцев, и спустя десятилетия они с радостью делились воспоминаниями о любимом Нико, дополняя их всеми новыми подробностями. Дальнейшие события рассказчики по-разному представляют. По одной из версий, в этот день Пиросмани снова устроил веселую вечеринку для друзей, хотя сам оставался напряженным. Когда они принесли ему приглашение от Маргариты, тронутой щедрым подарком, посетить ее, он отказался. Спустя некоторое время художник все же решил навестить мадемуазель де Севр, но птица уже улетела в компании богатого мецената. По версии Паустовского, в то весеннее утро Маргарита, разбуженная смехом и восхищенными возгласами с улицы, выглянула в окно и была поражена. Сразу же, одетая как для отпуска, она сбежала вниз и замерла перед морем цветов. Затем по ту сторону душистого ковра к ней подошел мужчина с грустными глазами, и Маргарита все поняла. Она обняла его и с благодарностью поцеловала. Но любовь бедного художника не нашла ответа в ее душе. Вскоре после этой встречи Маргарита покинула Тбилиси.
Нико Пиросмани стал нищим. Художник продал свой магазин, чтобы купить любимой женщине все цветы города. И снова его мечта рассыпалась в прах. Любовь не нашла убежища в ее доме, и без нее жизнь Нико потеряла смысл. Он бродил по улицам Тбилиси и пристрастился к выпивке. Артист ночевал с добрыми людьми, иногда даже на улице. Одно утешение оставалось разбитому сердцу: живопись. Пиросмани не переставал писать — по велению души и выполняя приказы. Правда, хобби дохода не приносило. Часто давал работу в качестве оплаты за ночь, еду, стакан водки. Нико избегал людей и не вёл задушевных разговоров ни с кем. Постоянные лишения, холод и голод сделали свое грязное дело: Нико серьезно заболел и перестал появляться на публике. Именно тогда наступил тревожный момент перемен, и друзья художника потеряли его из виду. Когда им это не удалось, они долго не могли найти Нико. В конце концов кто-то нашел его в темном сыром подвале. Пиросмани умирал. Художника доставили в больницу, где он скончался 5 мая 1918 года. Великого сына Грузии похоронили как бедного пришельца, его могила утрачена.

Картины Пиросмани

Пиросмани за годы жизни написал множество картин. Поговорим о самых известных и известных произведениях художника.

Актриса Маргарита

Самая популярная картина Пиросмани — «Актриса Маргарита», в которой он изобразил свою возлюбленную. Ходят слухи, что он нарисовал ее после отъезда из Тифлиса, отвергнув ее. Хотя Пиросмани руководствовался «примитивизмом», он все же слишком просто трактовал свою возлюбленную. Вот почему в народе бытует мнение, что, таким образом привлек ее, он отомстил ей. На снимке изображена сама Маргарет в белом платье, которую художник сравнил с ангелом. Птицы кружат вокруг нее как символ того, что она умела привлекать к себе внимание. В руках она держит цветы в знак общественного признания, а два срубленных дерева позади — символ неудавшейся любви.

Картина Маргариты

Автопортрет

Современники художника утверждают, что у Пиросмани были красивые и благородные черты лица. Большие черные глаза, густые брови, ярко выраженный нос создавали образ истинной грузинской красавицы. Тело высокое и стройное, говорят, когда он гулял по городу, на него часто смотрели.

Автопортрет Пиросмани

Ортачальская красавица

Ортачала — старейший район Тбилиси, где расположены легендарные серные бани. На изображении также изображена грудастая женщина, да и вообще пышная блондинка, похожая на образ упавшей женщины.

Ортачская красота

Дворник

На картине изображен Рашид Адам, по профессии дворник. Пиросмани написал его в знак признательности за то, что он принял его и позаботился о нем в трудные для художника моменты.

Пиросмани красит дворника

Бездетный миллионер и бедная с детьми

Одна из самых популярных картин — сюжет со смыслом, где встречались богатые люди, не имеющие детей, и большая и бедная семья.

Миллионер без детей и бедняк с детьми

Продавец дров

Оригинальный колорит художника позволял писать картины небольшим количеством оттенков, но образы картин получались очень глубокими.

Продавец дров

Черный лев

Один из любимых символов в Грузии — лев; они издавна изображались на внешних стенах храма в качестве украшения, на монетах, часто упоминаются в сказках, баснях и стихах. Вообще лев — символ отваги и отваги. Образ льва и Пиросмани не прошел мимо, что тоже немного огорчило его.

Черный лев

Жираф

Жираф считается одним из самых глубоких в эмоциональном смысле картин. Глаза жирафа показывают необычайную настороженность, словно прячется, застыв в ожидании…

Жираф Пиросмани

Известность и признание

В 1912 году все лавки и духаны были покрыты произведениями Пиросмани. Художник написал более двух тысяч картин. За годы войны и революции их количество сократилось до трехсот. Первыми ими как исследователями и коллекционерами заинтересовались художники Кирилл Зданевич и его брат Илья.

пиросманийская живопись

Перед вами портрет Ильи кисти Пиросмани. В 16-м году братья организовали небольшую выставку его картин. Художник сразу же мечтал построить большой дом, где можно было бы собраться, попить чай и поговорить об искусстве.

Детство и юность

Нико Пиросмани родился 17 мая 1862 года в грузинском селе Мирзаани в крестьянской семье с четырьмя детьми: двумя братьями и двумя сестрами, Нико был младшим ребенком.
Первый удар судьбы Нико Пиросмани испытал в 9-летнем возрасте: погибли его родители, фермеры из кахетинской деревни. Он был отдан «на службу» семье Калантаровых. Это были богатые и добрые люди. Юный Николай (настоящее имя Нико — Николай Пиросманишвили) был принят как родной: его научили читать и писать, поддерживая его талант к рисованию.
Вместе с детьми Нико бегал по двору, ходил на концерты, в храм. Калантаров, видя в мальчике некую отрешенность от мира, погружение в себя, старался уберечь его от любых потрясений. Никогда еще Пиросмани не чувствовал столько любви и заботы! Стремясь продлить эту сенсацию, она даже ухаживала за одной из сестер Калантаровых, но ее предложение было встречено с недоумением.
Пиросмани пришлось покинуть гостеприимный дом и начать самостоятельную жизнь. Желание стражей уберечь Нико от невзгод поразило молодого человека не лучшим образом: он оказался совершенно непригодным для жизни. Пытался учиться, потом устроился тормозником в вагоны, но эта работа стала для него непосильной ношей.
Уже тогда в его характере прослеживались снобизм и асоциализм. Нико часто прыгал, а когда было невозможно выбраться, он заболел, поэтому его тело восставало против ненавистной работы. Четыре года спустя Пиросмани подал в отставку. Я тоже получил допуск! На эти деньги он начал торговать молочными продуктами, а затем вместе с другом открыл такую ​​же молочную ферму.
На рубеже 20-го века примитивизм набирал обороты. Работы Нико Пиросмани стали настоящим открытием для Общества грузинских художников. В 1916 году в Тифлисе проходила выставка работ Нико, но он не приехал. Он также отказался от 10 рублей, которые ему пытались дать организаторы. В конце концов он сдался. На все деньги он закупил материалы и написал свою знаменитую картину «Свадьба в Грузии былых времен» для Общества грузинских художников.
Слава, так внезапно обрушившаяся на Нико, счастья не принесла. Выставки, встречи, долгие споры об искусстве… Это было не для него. Лишь однажды Пиросмани посетил собрание художников. Он долго молчал, а потом вдруг сказал: «Братья, нам нужно построить деревянный дом. Купим самовар, выпьем чаю и поговорим об искусстве. Но я знаю, что ты этого не хочешь. Вы говорите о чем-то совершенно другом ». Он не чувствовал себя как дома среди известных артистов. И он бежал из их компании, желая, чтобы его оставили в покое.
Вскоре всеобщая радость сменилась насмешками, и Пиросмани стал в глазах коллег только «примитивистским безумцем». Газета опубликовала карикатуру на его творчество по заказу одного из противников примитивизма. Обычные интриги. Но уязвимый Нико болезненно воспринял этот удар. В душе он разрушил свои любимые произведения, заткнулся и забыл в бокале вина, хотя раньше никогда не принимал в рот ни капли алкоголя.

Самостоятельные заработки

Четыре года Нико работал кондуктором и в ремонтных мастерских на железной дороге. В этот момент сюда прибыл замечательный странствующий рассказчик. Его звали Алеша Пешкова. Его рассказы очаровывали всех, кто его слушал. Его попросили написать свои собственные рассказы. Так появился Макар Чудра и родился великий русский писатель. Нико нарушил правила: опоздал и прыгнул. Он был оштрафован и в конце концов уволился с работы. Ему дали выходное пособие, и вместе с другом, начинающим художником, который еще не совсем нашел себя, он открыл магазин молока. В то же время он накопил немного денег и построил дом в Мирзаани. Для магазина Нико нарисовал две вывески с белой и черной коровой. Шесть лет Нико страдал от торговли, почти отказавшись от нее. Партнер давал ему по рублю в день. В конце концов, он навсегда отказался от профессии и начал заниматься тем, к чему стремилась его душа: рисовать. Произошло это в 1900 году.

Интересные факты из жизни художника

В представлениях о Пиросмани преобладают легенды и стереотипы. Стереотипы полезны на каждом шагу: стереотип дежурного сироты, стереотип художника-нищего, у которого нет денег на краски, стереотип разоренного врагами страдальца. Легенды зарождались еще при его жизни, появляются сейчас. В, казалось бы, наивном и простом существовании Пиросманашвили было слишком много необъяснимого и непонятного, и его незаурядное искусство проливает на него причудливый свет. Необычная судьба, неповторимость личности, загадка повседневности, словно создана для легенды.

По-своему он казался загадочным для каждого из двух миров, которые его знали: мира духана, подвалов и аккордеона — и мира художников, писателей, журналистов. И оба этих мира — каждый по-своему — создавали о нем легенды и искренне сочетали вымысел с фактами.

Мы очень мало знаем о Пиросманашвили, но гораздо больше, чем принято считать. В конце 1910-х энтузиасты — поэты, художники, журналисты — начали искать людей, знавших Пиросманашвили и писавших свои рассказы. Многие работы были опубликованы одновременно или немного позже. Коллекция не прекращается до сих пор, и время от времени, наряду с несомненными апокрифами, смущающими подделками, бессовестными сборниками, мы ищем что-то новое и интересное, даже если это к нам чаще всего приходит из вторых рук или даже из третьих рук.

правда, материалы эти очень специфические. Запись устной истории, как правило, не самый надежный источник, тем более рассказы тех пикантных людей, которые окружали Пиросманашвили. Их истории иногда сами по себе чрезвычайно увлекательны и рассказывают много интересного о художнике. Но они страдают неполнотой и непоследовательностью: многое из того, что нас интересует, совсем не беспокоило рассказчиков, многое искажается их собственным восприятием; события, отделенные друг от друга годами, кажутся связанными; события, которые тесно связаны, рассказываются так, как будто они не имеют ничего общего друг с другом.

Оборвалась нить, потерялась большая часть бус, а остальные запутались — так перед нами выглядит ее биография.

Пиросманашвили о себе ничего не рассказал. Он переписывался со своей сестрой, которая жила в деревне; эти письма были бы бесполезны, но они умерли нелепо: их уничтожила сама сестра, внезапно чего-то напуганная, может быть, все растущие расспросы о брате.

Он носил с собой большой блокнот и часто делал в нем записи; записная книжка исчезла при его жизни. И спутники его повседневной жизни не представляли особого интереса, а его внутренние мотивы были недоступны, и из их воспоминаний можно было извлечь только разрозненные намеки, которые трудно интерпретировать. Лишь под конец жизни Пиросманашвили начал встречаться с образованными людьми, но они, как будто понимали смысл его творчества или хотя бы проявляли к нему интерес, оказались крайне невнимательными: не писали, не писали помнить.

Однако известны и часто цитируются многие его суждения — о его творчестве и об искусстве в целом, о жизни. Но по большей части их нельзя признать полностью достоверными и документально достоверными. В лучшем случае они содержат очень грубое воспроизведение сказанного художником, сделанного по памяти, спустя долгое время. Счастливое исключение — дневники Ильи Зданевича, который несколько дней записывал свои впечатления от встреч с ним.

Существование Пиросмани было настолько неофициальным, что в архивах почти не осталось следов (за исключением четырех лет службы на железной дороге. После него не сохранились те бумаги, которые сопровождают жизнь каждого простого человека и отмечают основные этапы жизни.

«Жираф»

Художник мечтал дать каждому свободу и нарисовал жирафа без клетки. Как можно забыть Н. Гумилева.

Где-то далеко-далеко на озере Чад бродит изысканный жираф. Он стройный и изящный. Его кожа украшена волшебным узором. Только луна осмеливается сравниться с ней, когда она сокрушается и колеблется в водах глубоких озер. Взгляд жирафа Пиросмани печален, печален и полон безмолвных вопросов. Художник писал, чтобы вспомнить запах немыслимых трав, его плавное и радостное путешествие между ними: этот красочный корабль саванны. Только голубое небо напоминает пойманного и заключенного в клетку жирафа о его родине.

Суровая действительность

Мечтам не суждено было сбыться. 1918 год был голодным и холодным. Художник сильно простудился, три дня полуживым провел в подвале, где его случайно нашли, и скончался в больнице. Похоронен в братской могиле для бедных, место его упокоения неизвестно.

Творчество Пиросмани

Знаки составляют значительную часть произведений Пиросмани, как сохранившихся, так и, вероятно, утерянных. В Тифлисе в начале ХХ века это был очень популярный жанр. Знаки отличия обычно содержат надписи на русском и грузинском языках, и русские часто ошибаются, конечно, художник не придал этому особого значения. Чаще всего их делают на черном фоне.

Черный фон характерен для других работ Пиросмани, в основном для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста между белым лицом и черным фоном, он смешал пигмент с белой краской.

Часто делал портреты по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913 г.) и портрет Александра Гаранова (1906 г.). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и никоим образом не пытался улучшить или исправить свою работу.

Портрет Ильи Зданевича Актриса Маргарита
Актриса Маргарита Жирафа
Жирафа

Анималистические образы занимают важное место в творчестве художника. Нарисованные художником животные не столько похожи на свои настоящие прототипы, сколько друг на друга. Как отметил Ладо Гудиашвили, животные на картинах — глазами самого художника. Как правило, все животные изображены с поворотом на три четверти.

Постоянно повторяющаяся тема в творчестве Пиросмани — сцены праздника или вечеринки. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельной работы. Эти сцены разительно контрастируют с полуголодным существованием самого художника.

Наиболее известные работы: «Дворник» (1904); «Продавец дров»; Рыбак среди скал (1906 г.); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Амбар» (1915); дай (1916); «Загадка трех принцев», «Маргарита (1909)», «Жираф».

Маргарита

Самой известной была одна из работ мастера — портрет Маргариты де Севр, известной французской актрисы. Ради себя артист потратил все деньги на покупку «миллиона алых роз». Вознесенскому, автору знаменитого стихотворения, этот рассказ был немного приукрашен, но суть осталась верной. События происходили в Тбилиси в начале 20 века.
Актриса Маргарита

Маргарита де Севр была французской танцовщицей, в которую Пиросмани влюбился без компенсации. Чтобы завоевать свое сердце, она продала все, что у нее было в то время. И на полученные деньги купил цветы, которые нашел в Тбилиси. История произошла весной, значит, розы еще не распустились. Нико купил у торговцев разные цветы и разбросал их перед домом своей возлюбленной. Прямо на тротуар поставили горсти сирени, акаций, анемонов, бегоний, лилий, маков, пионов. Неизвестно, действительно ли их было около миллиона.

От такого обилия цветов Маргарите показалось, что в нее влюбился богатый местный житель. Он даже не думал, что покорил сердце бедного художника. Измученный, без гроша в кармане Нико не мог ее заинтересовать. Он вернулся во Францию ​​и связал свою судьбу с солдатом. После его ухода Нико Маргариту больше никто не видел. После его смерти работы художника попали на выставку в Лувр. К знаменитому портрету подошла старуха и сказала, что изображенная на нем женщина — это она. Какой была настоящая жизнь Маргариты, история умалчивает, но судьба Нико сложилась печально.

Первая и единственная прижизненная выставка автора проходила в квартире в городе Тифлис. Это мероприятие стало возможным благодаря братьям Зданевичи. Они открыли публике незаурядный талант Пиросмани. Нико был отмечен в «Обществе грузинских художников», но это никак не повлияло на его жизнь. Он все больше отдалялся от людей, не принимал чьей-либо помощи, вел отшельнический образ жизни. Общество художников Грузии собрало 300 рублей в помощь талантливому художнику, но не смогли найти его, чтобы отдать деньги.

Смерть

Фото 5
Перед смертью Нико очень голодал, вел нищенский образ жизни. Он умер 5 мая 1918 года. Введение запрета в Тбилиси вынудило многих духановских рабочих закрыть свои фабрики, так что художник больше не мог зарабатывать себе еду. Нико даже принимал подаяние, хотя раньше отказывался от помощи. Он нашел небольшую комнату для жизни, расположенную под лестницей у входа в старый дом. Он не хотел никого видеть, поэтому старался не привлекать внимание соседей.

Только сильный кашель выдал то, где он был. У него болели ноги, руки, спина и грудь. В своем приюте он провел по крайней мере три дня без сознания, когда соседи нашли его и отвели в больничные палаты. В них он умер, не приходя в сознание.

Уцелел дом, в котором художник провел свои последние дни. В небольшой комнате под лестницей находится музей, его именем названа улица, на которой стоит этот дом.

О творчестве мастера стало известно только после его смерти, хотя сам он всю жизнь прожил в бедности и умер от голода. Картины художника-самоучки вызывают искренний отклик у зрителей всего мира. Нико Пиросмани и представить себе не мог, насколько его работами будут восхищаться в далеком будущем.

Смерть в нищете

Новым шоком стало объявление «сухого закона». Одна за другой закрывались таверны — основные клиенты Пиросмани. Страна кипела в ожидании Первой мировой войны, людям было не до искусства. Большую часть времени Нико пил и, просыпаясь от пьяного сна, брал уголь и рисовал на стене подвала, где проводил ночи. Какие-то жалкие горожане накормили бедного художника, кто-то из жалости предложил ему за пару монет расписать стену своего дома.
Однажды жилец дома, в подвале, где остановился Пиросмани, заметил, что артиста давно не было на улице. Я спустился в подвал и обнаружил, что Нико заблуждается. «Мне плохо. Я три дня лежу и не могу встать», — прошептал художник. Его доставили в больницу, но от голода и лишения организма начались необратимые процессы. Пиросмани умер в Тифлисе 7 апреля 1918 года от голода и болезней. В тот же день его похоронили на кладбище для бездомных. Его могила потеряна.
Большинство работ Нико Пиросмани находится в Государственном музее искусств народов Востока и Третьяковской галерее в Москве, а также в Государственном художественном музее Грузии в Тбилиси. В начале 80-х в селе Мирзаани на родине художника был основан дом-музей художника.
Работы Нико Пиросмани высоко оценили Пабло Пикассо и другие известные художники. Были сняты фильмы о жизни художника, многие поэты (Ярослав Смеляков, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и др.) Посвящали ему стихи.
Сегодня портреты Нико можно увидеть на банкнотах и ​​почтовых марках

Самые известные произведения — «Дворник»; «Продавец дров»; «Рыбак среди скал»; «Медведь в лунную ночь»; «Гаага»; «Дина»; «Веселье трех принцев», «Маргарита», «Жираф» и это далеко не полный список шедевров художника
3770 0 0 0

Любовь всей жизни

В 1905 году в Тбилиси с гастролями приехала французская актриса Маргарита де Севр. Увидев ее, Пиросмани влюбился. Чтобы произвести на нее впечатление, он продал все, что у него было. На эти деньги он покупает цветы по всему городу. На следующий день двор перед отелем, где жила Маргарита, был полон цветов. Однако по самой популярной версии Маргарита не оценила такой поступок со стороны артистки и ушла с другим кавалером. Но этот поступок был оценен историей и сделал художника настоящей легендой. В 1983 году Алла Борисовна Пугачева впервые исполнила песню «Миллион алых роз», в которой описывается история любви артистки.

Маргарита де Севр

Читайте также: Творчество Питера Брейгеля старшего: биография художника

Оцените статью
Блог про картины