- Детство и юность
- Главный архитектор
- Зрелое творчество
- Смерть
- Алтарная живопись, портреты и архитектура
- Работа в Ватикане
- Особенности личной жизни художника
- Античное влияние
- Другие таланты Рафаэля
- ОБУЧЕНИЕ
- ФЛОРЕНЦИЯ
- ПЕРЕЕЗД В РИМ И РАБОТА В ВАТИКАНЕ
- РАФАЭЛЬ — АРХИТЕКТОР
- РАФАЭЛЬ — ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ
- СТРАСТЬ К ЖЕНЩИНАМ
- НЕОЖИДАННАЯ КОНЧИНА
- Рафаэль Санти — биография
- Детство и юность
- Искусство
- Личная жизнь
- Смерть
- Ретроспектива творчества художника: римский период
Детство и юность
Рафаэль Санти родился в итальянском городе Урбино предположительно 6 апреля 1483 года. Точная дата его рождения неизвестна. Его отец был художником и работал во дворце герцога Федерико да Монтефельтро. Отмечая интерес юного сына к художественному творчеству, он часто брал его с собой в герцогский замок. Там мальчик познакомился с такими мастерами, как Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческа, которые во многом повлияли на его дальнейшее творчество.
Рафаэль вскоре остался без родителей. В 12 лет попечители отправили его учиться в знаменитую школу живописи в Перудже. Там он учился у Пьетро Ваннуччи, известного как Перуджино. Молодой Рафаэль постигал азы искусства около 4 лет.
Трудолюбивый и талантливый мальчик с интересом учится, перенимая у своих мастеров приемы и навыки рисования. Вскоре он освоил технику Перуджино, и стало почти невозможно отличить его картины от картин своего мастера.
Первыми работами Рафаэля были:
- «Распятие Монд» (или «Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами»);
- «Знамя с изображением Святой Троицы»;
- «Обручение Девы Марии»;
- «Три грации»;
- Конестабиле Мадонна»;
- «Рыцарская мечта».
Эти картины написаны под влиянием Перуджино. Свой стиль молодой художник выработал гораздо позже.
В 1504 году вместе с мастером юноша переехал во Флоренцию. Там он познакомился с выдающимися художниками и архитекторами Микеланджело и Баччо д’Аньоло, известным скульптором Андреа Сансовино и многими другими мастерами. От них он научился многим техникам портретной живописи и скульптуры.
Дружба с Леонардо да Винчи оказала огромное влияние на творчество молодого художника. Именно Рафаэль сделал знаменитую копию картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь», оригинал которой не сохранился. Одновременно он написал два полотна «Георгиевская битва с драконом» — большую и маленькую.
Живя во Флоренции, Рафаэль создает свои знаменитые Мадонны — около 20 полотен. Фактуры картин не отличаются разнообразием: Мария держит на руках младенца Христа или играет с Иоанном Крестителем. Но все картины индивидуальны и проникнуты материнской нежностью. Исследователи считают, что в них художник заранее отразил желание погибшей матери.
Самыми известными считаются следующие картины:
- Мадонна Грандука»;
- Мадонна в шатре»;
- Мадонна с щеглом»;
- «Мадонна в зелени»;
Тогда же была написана «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», которую затем вывезли с родины художника и выставили в Лувре.
Главный архитектор
В 1514 году папа Лев X, сменивший Юлия II, доверил Санти должность главного архитектора (вместо умершего Браманте). Рафаэлю следовало закончить строительство самой большой и все еще христианской церкви сегодня, Базилики Святого Петра в Ватикане, которая теперь может вместить 15 000 человек (еще 60 000 можно разместить на площади перед храмом). Санти не успеет завершить строительство, но в проекте церкви есть доработки ее автора к проекту Браманте.
Художник также спроектировал другие римские постройки:
- Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, в частности часовня Киджи;
- Церковь Сант-Элихио-дельи-Орефики;
- Дворец Видони-Каффарелли.
Сегодня все они сохранились в отличном состоянии и свидетельствуют о высочайшем таланте мастера.
В 1515 году папа Лев X добавил к Рафаэлю обязанности: он назначил его главным хранителем древностей и провел подробную перепись древнеримских памятников.
Зрелое творчество
В 1508 году Рафаэль переехал в Рим, где прожил до самой смерти.
С помощью коллег-художников он становится официальным художником папского двора. Ему поручено работать над фресками парадных залов (комнат) Ватикана.
Мастер красит 4 комнаты с 4 стенами. В своих произведениях он отражает виды человеческой деятельности: теологию, юриспруденцию, поэзию и философию.
Исследователи цитируют следующие картины Рафаэля Санти, изображенные строфами с названиями и описаниями:
- Фреска Парнаса изображает Аполлона с музами и известных греческих и итальянских поэтов.
- Афинская школа — это композиция из 50 фигур, на которой представлены известные философы античности. Во многих из них можно узнать черты современников художника. Так, в облике Платона виден Леонардо да Винчи, в Гераклите — Микеланджело, Птолемей похож на самого Рафаэля.
- «Диспута» — разговор на земле и на небе о Таинстве Таинства.
- «Мудрость, умеренность и сила» — это аллегорическое изображение добродетелей в образе красивых женщин.
Папа Юлий II высоко оценил работу мастера. По его поручению художник пишет еще 3 строфы. Самая известная из изображенных там фресок — «Освобождение апостола Петра из темницы».
Папа Лев X, сменивший Юлия II, также восхищался работой Рафаэля. Он предложил ему продолжить роспись дворцов Ватикана. В то же время по заказу Папы Римский художник создает картины для гобеленов для украшения Сикстинской капеллы. В 1515 году решением главы церкви Рафаэль был назначен главным архитектором строящегося собора Сан-Паоло.
При этом художник продолжал создавать изображения Мадонн, количество которых увеличилось до 42. Среди них самое известное произведение эпохи Возрождения — «Сикстинская Мадонна» Рафаэлло Санти, написанное для монастыря Сан-Систо. Эта картина стала самым совершенным творением художника. Он и сегодня поражает публику своим внутренним ритмом и гармонией.
Смерть
Причина смерти артиста неизвестна. По словам современника Рафаэля, художника и писателя Вазари, смерть тридцатисемилетнего мастера явилась результатом распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на дискомфорт. У врача кровотечение, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия говорит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.
Художник умер 6 апреля 1520 года. Последним пристанищем стала гробница в римском Пантеоне. На плите, закрывающей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаил, при жизни которого природа боялась потерпеть поражение, а после смерти он боялся умереть».
Алтарная живопись, портреты и архитектура
Хотя художник посвящает все силы работе над проектом папского дворца, он одновременно выполняет заказы на изготовление алтарных изображений для церквей. Рафаэль пишет картины «Санта-Сесилия», «Порта Кроче» и многие другие. Его последняя работа — «Trasfigurazione» («Отъезд»), величественное полотно, на котором можно увидеть черты барокко. Покойный мастер не успел завершить этот шедевр, и его ученик Джулио Романо завершал его по эскизам мастера.
Большой известности мастер добился не только картинами на религиозную тематику. Значительное место в его творчестве занимают портреты. В 1506 году был выполнен знаменитый автопортрет Рафаэля, который выставлен во флорентийской галерее Уффици.
В 1512 году художник написал портрет Папы Юлия II, отличающийся невероятной яркостью изображения. Он также создал портрет своего друга, художника и дипломата Бальдассаре Кастильоне и великолепный портрет молодого банкира Биндо Альтовити, одного из лучших творений эпохи Возрождения. В последние годы жизни мастер написал свой «Автопортрет с другом». Кто именно изображен рядом с ним, неизвестно.
В настоящее время насчитывается более 400 рисунков Рафаэля: как самостоятельные работы, так и эскизы картин. Для многих из них созданы гравюры, благодаря которым некоторые утраченные работы мастера сохранились до наших дней. В свой рисунок, по обычаю художников того времени, Рафаэль вставляет сочиненный им короткий стих.
Мастер был не только великим художником, но и выдающимся архитектором. Он завершил Ватиканский дворец лоджиями. По его проекту были возведены часовня Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо, дворец Видони-Каффарелли и множество других великолепных построек. Склеп часовни Киджи описан в книге американского писателя Дэна Брауна «Ангелы и демоны.
Особенность архитектурных работ Рафаэля Санти — индивидуальность, благородство и сдержанность форм в сочетании с элегантным дизайном. Все постройки органично связаны с окружающими постройками и ландшафтом.
Работа в Ватикане
Папа Юлий II восхищался работой Рафаэля в то время, когда «Афинская школа» еще только разрабатывалась. Ему было поручено написать три строфы, убрав тех художников, которые уже рисовали над ними. Предвидя огромный объем работы, Рафаэль нанял студентов, которые помогли ему с картиной. В итоге четвертый куплет полностью исполнили ученики художника. Наибольший интерес публики «Комната Элиодоро» вызвала фреска «Освобождение апостола Петра из тюрьмы». Изображение размещалось непосредственно под окном, что создавало иллюзию темной комнаты на изображении. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость огней. Спектакль был исполнен настолько искусно, что у зрителя невольно возникает ощущение реальности происходящего. Была продумана каждая тень. Светящийся огонь факела и его отражение на доспехах. Такое изображение ночи было еще никому не удавалось, Рафаэль первым добился такого реалистичного эффекта.
В 1513 году папа сменился, но Лев X ценил художника не меньше, чем его предшественники. В том же году художнику было поручено расписать Сикстинскую капеллу. Он сразу же начал создавать полотна на темы из Библии. К сожалению, до наших дней сохранилось всего семь полотен. Еще одним поручением Папы были фрески на лоджии, которая была частью внутреннего двора Ватикана. В связи с тем, что заказ был очень большим, по эскизам мастера ученики Рафаэля выполнили около 50 фресок. В 1515 году ему был назначен пост главного хранителя древностей. В том же году Рафаэль познакомился с немецким художником Дюрером. В качестве подарка в честь знакомства дизайнеры поблагодарили одного из них своими полотнами. Судьба изображений остается неизвестной.
Особенности личной жизни художника
По свидетельствам современников (автопортреты это подтверждают), Рафаэль был элегантным и образованным человеком. Он писал стихи, пел и музицировал. Мастер обладал хорошими манерами, прекрасно себя чувствовал в высшем обществе и всегда был окружен друзьями и поклонниками.
Работа художника хорошо оплачивалась, он жил на вилле, построенной по его проекту. Многие богатые и знатные люди страны хотели, чтобы он женился на их дочерях. Кардинал Баббиена пытался обручить его с племянницей, но в последний момент художник отказался.
Об интересном факте сообщается в биографии Рафаэля. Тридцатилетнего мастера покорила дочь пекаря Маргарита Лути, которую он прозвал Форнарина (Булочка). Художник выкупил юную красавицу у отца и 6 лет она служила натурщицей для своих картин. Девушка позировала для «Сикстинской Мадонны», картин «Дама с фатой», «Женский портрет» и многих других.
Знаменитый артист скончался преждевременно в возрасте 37 лет. Точная причина его смерти неизвестна. В биографии, кратко составленной его современником писателем Вазаре, говорится, что он умер от распутства. Возвращаясь домой после бурной ночи, учитель почувствовал себя плохо. Его лечили известные врачи, но ему становилось все хуже. Великий художник скончался 6 апреля 1520 года. Могила Рафаэля находится в римском Пантеоне.
По мнению современных исследователей, причиной смерти художника стала простуда, полученная при раскопках древнеримских погребальных сооружений. Основным методом лечения средневековых врачей в то время было кровопускание, но оно только ухудшало состояние больного. Не исключено, что такие процедуры мастер просто не выдержал.
После смерти Рафаэля Форнарина унаследовала дом и содержание. Но она бросила все и ушла в монастырь. В монастырских записях она числится вдовой художника. Некоторые исследователи считают, что Рафаэль тайно женился на своей возлюбленной.
Великий мастер эпохи Возрождения оказал огромное влияние на развитие итальянской и европейской живописи.
Его картины признаны образцами художественного мастерства. На протяжении веков они представляли собой неоспоримый авторитет для зрителей и художников.
Античное влияние
После потрясающего дебюта в Залах Ватикана, с 1514 года античное искусство все больше влияет на мастера. В этот период стали известны не только грандиозные произведения античной скульптуры, но и произведения античной живописи. Термы Тита были раскопаны, приобщив их к орнаменту позднеримской культуры — «гротеску». После смерти Браманте Санти он стал не только строителем собора Сан-Пьетро, но и хранителем древностей. В наши дни уважение к античному искусству чаще всего чувствуется в его самостоятельных произведениях. Мастер выполнил заказ на оформление одного из коридоров Ватикана — Лоджии, используя содержимое своей записной книжки с древними зарисовками.
«Нет такой вазы и статуи, — говорит Вазари, — нет такой колонны или такой скульптуры, которые бы Рафаэль не скопировал и которые он не использовал бы для украшения лоджии». При этом не следует забывать, что из всех этих займов Рафаэль создал самостоятельный ансамбль. Он создал произведение, которое возрождает древность, но в то же время является одним из лучших образцов декоративного искусства эпохи Возрождения.
Выражая свое обожание античным миром игривыми и кокетливыми орнаментами, Рафаэль также подчинился стилистическому влиянию античного искусства.
Наряду с древней росписью он имитировал еще и античную скульптуру. Его уже не увлекает проблема пространства и цвета. Типичный пример — фреска «Триумф Галатеи», написанная для виллы Фарнезина. Только главная фигура вдохновлена его современным произведением — Леонардо «Лед». Все остальные детали — морской кентавр, нереиды, тритон, гений на спине дельфина — заимствованы с барельефов на древних гробницах.
Триумф Галатеи
Фигуры на обшивке свода также выступают из пустоты пластичным рельефом статуй. Гений Рафаэля выразился здесь в игривой легкости, с которой он вписывал персонажей в обрамляющие их треугольники.
Доказательством необычайной универсальности Рафаэля является тот факт, что он все еще обладал замечательной способностью выражать реалистические черты лица, что позволило ему создать серию портретов, которые вместе с портретами Тициана принадлежат к величайшим явлениям портретной живописи шестнадцатого века. Казалось бы, большие заказы сделают из него легко творческого декоратора. Но портреты показывают, что Рафаэль продолжает изучать природу и сейчас, что именно это упорное изучение природы позволило ему остаться блестящим рисовальщиком и живописцем. Санти считал сходство предпосылкой для портретов.
Присмотритесь к портрету Кастильоне! Воплощение сильной личности, интеллигентного политика, гордого человека. Бальдассаре в портрете Санти приобрел максимально полное олицетворение.
Портрет Бальдассаре Кастильоне
Художник тоже меняется как творец Мадонн. Теперь они не такие нежные, как раньше, теперь они величественные. Место древних кротких существ заняли более героические женские образы мощного телосложения, с дерзкими движениями. Знаменитая «Мадонна д’Альба» относится к римской фазе. Тогда Рафаэль был очарован работами Микеланджело. Главный герой изображен сидящим в поле в окружении цветов. Он обнимает детей за руку, один из которых, Джон, передает другому тростниковый крест, который он собрал. Богоматерь с задумчивым и грустным выражением лица смотрит на этот крест, как бы предвкушая событие, которое он обещает ее сыну. Здесь поза Богородицы более смелая и жизненная, чем в период флорентийского творчества. Группа фигур связана с окружающим ландшафтом, так что чувствуется безупречная пространственная композиция, которая была величайшим достижением Рафаэля. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. На заднем плане — уже не мягкие холмы долины Арно, а строгие формы Кампанья, оживленные древними руинами и акведуками.
Другие таланты Рафаэля
Санти оказался не менее профессиональным архитектором. Церкви, часовни и дворец, построенные по его проекту, отличались элегантностью, богатой пластикой фасадов, строгими и благородными формами и интимным интерьером. Каждый созданный им дворец имел элегантный и индивидуальный вид.
Санти также занимался гравюрами и рисунками. До наших дней сохранилось около 400 его рисунков. Сам Рафаэль не делал гравюр, но делал для них эскизы. Маркантонио Раймонди сделал множество гравюр по своим рисункам. Одна из графических работ Санти под названием «Голова молодого апостола» была продана на Sotheby’s в конце 2012 года по рекордной цене в 29 721 250 фунтов стерлингов (вдвое больше стартовой цены).
Рафаэль очень любил поэзию, также он сам писал стихи.
ОБУЧЕНИЕ
Было бы вполне разумно согласиться с Вазари, что первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца, но наибольшее влияние оказал молодой художник Пьетро Перуджино, один из величайших мастеров своего времени, работавший в основном в Перудже (город расположен в 80 км от Урбино) и во Флоренции. Вазари считает, что Рафаэль познакомился с Перуджино в очень молодом возрасте. Он описывает, как Джованни Санти привез своего сына в Перуджу, несмотря на «слезы отчаяния, которые текли из глаз матери Рафаэля». Если это правда, то Рафаэлю было не больше восьми лет, потому что в этом возрасте он потерял мать.
Действительно, обучение художников иногда начинается с детства, но у нас нет других доказательств того, что Рафаэль действительно был учеником Перуджино. Многие современные ученые склонны полагать, что Вазари допустил поэтическую свободу в этом эпизоде, но на самом деле знакомство Рафаэля с Перуджино произошло только на рубеже веков. К этому моменту Рафаэль, приближавшийся к своему двадцатилетию, был уже полностью развитым художником: в документе 1500 года его называли «маэстро» (мастер).
Но если так, то совместное творчество Рафаэля и Перуджино можно определить как сотрудничество двух равноправных художников, а не союз учителя и ученика.
Первой задокументированной работой Рафаэля был алтарь церкви Сант-Агостино в Чита-ди-Кастелло, городке, расположенном между Урбино и Перуджей.
Икона, посвященная Святому Николаю Толентино, была заказана художником в декабре 1500 г и завершена им в сентябре 1501 г. (во время землетрясения 1789 г изображение было сильно повреждено, и до наших дней сохранились лишь некоторые его фрагменты.) В течение следующих нескольких лет Рафаэль выполнил множество других заказов из церквей Сита ди Кастелло и Перуджа, включая несколько больших алтарей.
В те же годы он писал небольшие картины для частных коллекций.
ФЛОРЕНЦИЯ
В конце 1504 года Рафаэль переехал во Флоренцию. Считайте этот город самым подходящим местом для обучения и совершенствования техники письма. Несмотря на довольно большой практический опыт, Рафаэль, которому всего 21 год, понимает, что пришло время научиться мастерству у самых важных художников, живущих во Флоренции: Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Во Флоренции Рафаэль проводит более четырех лет, и это время в биографии художника часто называют «флорентийским периодом». Однако Рафаэль, по-видимому, не имел постоянного дома в этом городе и продолжает покидать Флоренцию на работу, которую ему предлагают в различных частях центральной Италии. Документально подтверждено, что Рафаэль посетил Перуджу в 1505 и 1507 годах, а Урбино — в 1506 и 1507 годах. Вероятно, что он посетил Рим в те же годы, хотя убедительных доказательств этого нет.
Во «флорентийский период» большинство работ было написано Рафаэлем по заказу частных клиентов из Перуджи, и среди великих картин религиозного содержания есть только один — запрестольный образ «Мадонна сотто иль балдаччино» для церкви Св. Дух во Флоренции. (Эта картина в настоящее время находится во дворце Питти.)
Однако Рафаэль также писал небольшие картины на религиозные темы по просьбе флорентийских покровителей, а также парные портреты, например, богатого ткача Аньоло Дони и его жены Маддалены (оба портрета сейчас находятся в Питти). Рафаэлю удалось не только поразить покупателей изысканностью своего искусства, но и завести новые знакомства с местными художниками. Среди них был фра Бартоломео, который стал одним из ведущих флорентийских художников после того, как город одновременно покинул Микеланджело в 1506 году, который уехал в Рим, а Леонардо да Винчи переехал в Милан. Именно под влиянием Варфоломея древний легкий и изящный стиль Рафаэля меняется и становится более величественным и мощным.
ПЕРЕЕЗД В РИМ И РАБОТА В ВАТИКАНЕ
В конце 1508 года Рафаэль переехал в Рим, как полагают, по приглашению архитектора Донато Браманте, его дальнего родственника, и вскоре художника нанял сам папа Юлий II — первое свидетельство денег, уплаченных за работу, выполненную им. Рафаэль восходит к январю 1509 года.
Приказ, полученный Джулио, стал поворотным в судьбе Рафаэля. До этого, в 25 лет, Рафаэль оставался многообещающим, известным художником, но еще не достиг своих истинных высот. Сам он и представить не мог, что когда-нибудь получит столь важный и престижный орден. Он блестяще использовал представившуюся ему возможность, и с этого момента карьера художника была тесно связана с именами Юлия II и Льва X, которые сменили его выдающееся положение и стали первым художником в Риме.
До Зала Сенятуры Рафаэль редко имел дело с фресками, но он был удивительно уверен, что справился со своей задачей и написал в этой комнате свою «Афинскую школу», которая стала одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всего Возрождения рисование.
Почти все картины в зале Сенятура были выполнены самим Рафаэлем. Правда, при работе над следующими тремя комнатами, чтобы сэкономить время, он уже довольно широко привлекал помощников, которые выполняли замысел мастера. Рафаэль мастерски руководил работой своей мастерской, и в этом отразился не только талант художника, но и его открытая и щедрая душа. Работая в области искусства, где всегда царит дух соревнования, Рафаэль никогда не завидовал успехам своих коллег-художников, поэтому Вазари неоднократно отмечает его «грацию, работоспособность, красоту, скромность и удивительный характер». Мы знаем, что Визари иногда был склонен к преувеличению, но то, что Рафаэль, на самом деле, обладал прекрасным характером, за что его все любили, отмечается и в других источниках.
РАФАЭЛЬ — АРХИТЕКТОР
В 1514 году Рафаэля пригласили в качестве архитектора для реконструкции крупнейшей христианской церкви Святого Петра в мире, которую начали перестраивать еще при Юлии II. Это приглашение пришло после смерти Браманте, под руководством которого храм был восстановлен с 1506 года.
Несмотря на то, что после смерти самого Рафаэля его планы по реконструкции храма были пересмотрены, он сумел в короткие сроки спроектировать еще много построек, сумел проявить себя с лучшей стороны и получил признание не только как первый художник, но и как первый архитектор в Риме. К сожалению, большинство архитектурных построек Рафаэля были позже снесены или перестроены, поэтому сейчас у нас нет возможности получить представление о его достижениях в этой области искусства.
РАФАЭЛЬ — ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ
Рафаэль начал работать еще более интенсивно в 1515 году, когда папа Лев X доверил художнику ответственность за сохранение и перепись древних мраморных статуй. К документу есть интересный постскриптум, из которого следует, что древнеримские статуи в то время часто использовались в качестве строительного материала для строительства новых зданий. Два года спустя Рафаэль был назначен главным хранителем римских древностей и в этом качестве разрабатывает план детальной переписи всех древних памятников. С этого момента Рафаэль стал ближайшей улицей для всех предприятий, осуществляемых по инициативе Папы, но в то же время он также успевает выполнять частные заказы от состоятельных клиентов. Ему всего 35 лет, но как артист он уже успел добиться максимальной известности и богатства. Леонардо да Винчи и Микеланджело были не менее, а может быть, и более талантливыми, чем Рафаэль, но Леонардо часто оставлял свои работы незаконченными, а Микеланджело отличался сложным и взрывным характером. Рафаэль был мечтой каждого клиента: исполнительный гений с ангельским характером.
СТРАСТЬ К ЖЕНЩИНАМ
Вазари отмечает еще одну особенность Рафаэля: его страсть к женщинам. Он так и не женился, хотя в 1514 году намеревался жениться на племяннице кардинала Биббиены Марии, но невеста внезапно скончалась. Другая женщина, часто ассоциируемая с именем Рафаэль, была куртизанкой, известной как Форнарина («Дочь пекаря»). Ее считали любовницей Рафаэля, но нет никаких доказательств того, что Форнарина действительно существовала. Сохранились два портрета Рафаэля, которые, как полагают, представляют Форнарину, но, скорее всего, это портреты двух разных женщин.
НЕОЖИДАННАЯ КОНЧИНА
По словам Вазари, сексуальная невоздержанность Рафаэля стала причиной его безвременной смерти. После очередной бурной ночи художник впал в лихорадочное состояние, и приглашенные врачи стали лечить его, как это было принято в те времена, — обильным кровопусканием, а не укрепляющим. Как бы то ни было, Рафаэль умер 6 апреля 1520 года, в свой 37-й день рождения, и был похоронен в римском Пантеоне.
Рафаэль Санти — биография
Рафаэль Санти — великий итальянский художник, скульптор и архитектор, выдающийся представитель эпохи Возрождения. Автор нескольких десятков изображений Богородицы, в том числе знаменитой «Сикстинской Мадонны».
Эпоха Возрождения подарила миру множество великих мастеров изобразительного искусства, архитектуры и графики. Рафаэлло Санти, итальянский художник, ставший лучшим последователем умбрийской и римской школ, также вошел в галактику божественных генов. Его полотна, отражающие саму суть Возрождения, стали символом перехода человечества от средневековья к эпохе Просвещения и Новой Эры.
Детство и юность
Художник родился в восточном регионе Италии весной 1483 года. Родителями Рафаэля были Джованни Санти, служивший при дворе покровителя искусств, герцога Урбино, и домохозяйка Марджи Чарла. Мальчик вскоре потерял родителей: ему было около десяти лет, когда они умерли три года спустя.
Семья Санти была довольно богатой и могла позволить себе нанять кормилицу для Рафаэля. Но по настоянию отца мать кормила детей сама.
Творческие задатки мальчика проявились еще в раннем детстве. Отец заметил способность сына рисовать, когда взял его с собой в замок к герцогу, который всегда был полон умелых художников. Среди художников, писавших портреты герцога и его семьи, были такие мастера, как Лука Синьорелли и Паоло Уччелло. Маленький Санти, словно очарованный, наблюдал за работой великих мастеров, ловил каждое движение кисти. Когда мальчик начал пробовать свои силы в холсте, отец понял, что его детище затмит и его, и Синьорелли, и Учелло.
После смерти жены Джованни женился во второй раз. Бернардинка стала мачехой Рафаэля, которая никак не могла полюбить сына мужа. Вскоре отец умер, и мальчик остался один в окружении незнакомцев.
Уже тогда никто не сомневался в таланте юного Санти, поэтому его отправили учиться у художника Пьетро Перуджино. В лаборатории Рафаэль был лучшим из учеников, его часто ставили перед классом в пример. Юноша не стал гордиться, он продолжал усваивать наставления учителя и совершенствовать свои навыки. Перуджино позволил Рафаэлю написать копии своих холстов, и вскоре ни один профессионал не смог отличить их от оригинала.
Искусство
В начале XVI века начинающий художник последовал за своим учителем во Флоренцию, где зародилось Возрождение. Благодаря этому переезду молодой человек много заработал, познакомившись с блестящими художниками, архитекторами и скульпторами. Здесь он познакомился с великим Леонардо да Винчи, Бартоломео делла Порта, Микеланджело и многими другими флорентийскими мастерами. Мир никогда бы не узнал о существовании потерянной картины Леонардо да Винчи «Леда и Лебедь», если бы не копия Рафаэля.
Та часть творческой биографии, которую художник провел на берегу Арно, теперь называется флорентийским периодом. Здесь родились две дюжины Мадонн с младенцами на руках, изображая которых юный Санти выразил свою печаль по поводу потери матери. Мадонна великий Рафаэль будет писать всю свою жизнь.
«Три грации»
«Рыцарская мечта»
«Обручение Девы Марии»
Уже в первый год своей жизни во Флоренции Рафаэль создал серию полотен, ставших мировым достоянием изящных искусств. Среди них известные картины «Три грации», «Рыцарский сон», «Обручение Девы Марии» и «Мадонна дель Конестабиле». Первое полотно с изображением богинь невинности, красоты и любви в настоящее время экспонируется в музее города Шантийи во Франции. В ранних работах Санти слышно подражание Перуджино, но через пару лет художник выработал свой неповторимый стиль.
В 1508 году художник по приглашению Юлия II переехал в Рим. Слава о юном гении уже достаточно распространилась, и Папа решил поручить ему роспись строф, парадных помещений во дворце Ватикана. Рафаэль написал пробную фреску, увидев, что священник обрадовался. Он приказал удалить все старые рисунки со стен и сделать все поверхности доступными для Санти. С этого момента и до конца своих дней живописец не покидал Вечный город, работая над фресками дворца. Комнаты Рафаэля — это большая работа, состоящая из четырех комнат, каждая из которых украшена четырьмя композициями. Он работал не один: ему помогали ученики, которые после смерти мастера завершили еще одну фреску по его эскизу.
Самой известной композицией фресок стал стих «Афинская школа», или как ее еще называют — «Философские беседы». На нем изображены древние философы, в лицах которых узнавались современники Санти. Затем Гераклит писал с Микеланджело, а Платон — с Леонардо да Винчи.
«Афинская школа» Рафаэля Санти
В 1514 году умер Юлий II, и Папой стал Лев X. Он назначил Рафаэля главным архитектором и хранителем мощей. Мастер начал работы по возведению базилики Святого Петра, усовершенствовав проект Доната Браманте. Кроме того, Санти построил множество других храмов и переписал все памятники Римской империи.
Здесь же продолжилась и галерея Мадонн Рафаэля: за это время вышло уже 42 полотна пера мастера. Как и первые работы, римские картины проникнуты уважением к материнству, которое выражается в каждом взгляде, жесте и линии одежды. Однако в этих Мадоннах уже виден индивидуальный стиль художника, его неповторимый почерк. Лицо каждой женщины привносит в ее малышку чувственность и тревогу. На заднем плане появлялись сложные пейзажи, добавляющие холсту смысловые нотки.
По мнению исследователей, в первых Мадоннах преобладал стиль XV века: фигуры художник изображал преимущественно спереди, лица героев были спокойными и торжественными. Во флорентийский период чувственность была представлена в 15 веке, и зарождающийся стиль барокко уже просматривается в римских Мадоннах.
«Сикстинская Мадонна»
В настоящее время в доме в Урбино, где жил и работал мастер, находится музей Рафаэля. Один из экспонатов — ранняя картина «Мадонна делла Каса дей Санти» вызывает бурные дискуссии среди искусствоведов. Бытует мнение, что произведение написал не Рафаэль, а Санти-старший, изобразивший его жену и сына. Дата на полотне — 1498 год.
Самой загадочной картиной художника считается «Мадонна Грандука», хранящаяся в музее Уффици во Флоренции. Его мастер был создан в 1505 году. Сделав рентгеновский снимок, исследователи обнаружили наличие второго слоя, нанесенного через сто лет после создания картины. Ученые пришли к выводу, что темный фон нанес художник Карло Дольчи, который считал, что такое решение будет соответствовать религиозным обрядам.
Рафаэль создал Мадонну Конестабиле в Умбрии 20-летним мальчиком. Завершить миниатюру художник не смог из-за переезда во Флоренцию. Второе название полотна — «Мадонна с книгой». На нем изображена Богородица, с нежностью и грустью взирающая на сына, рука которого лежит на книге (скорее всего, Священном Писании).
В конце 19 века российский император Александр II купил эту миниатюру в подарок своей жене. Спустя несколько лет было решено перенести холст с деревянной основы на холст, при этом изображение было повреждено. Но с другой стороны, во время реставрационных работ раскрылась тайна полотна: верхний слой скрывал, что изначально Мадонна держала в руке не книгу, а гранат, символизирующий пролитую Христом кровь. В этой картине есть еще одна ценность — это рама, ровесница полотна. Как предполагают ученые, над его эскизом работал сам Рафаэль.
Еще одно блестящее произведение — «Мадонна с щеглом», ставшее плодом флорентийского периода. Его хозяин написал на заказ другу-купцу в подарок на свадьбу. Судьба деревянного полотна непроста: оно сильно пострадало, когда обрушился купеческий дом. Рентгеновское исследование показало, что изображение составлено почти из двадцати элементов.
В Дрезденской галерее хранится бесценный шедевр работы Санти в Риме. Юная модель Маргарита Лути стала моделью для Сикстинской Мадонны. На картине изображена Богородица, спускающаяся с небес с ребенком, взор которого серьезен по-взрослому. На Земле мать и дитя приветствуют Санта-Барбара и Папа Сикст II. В нижней части полотна художник изобразил двух ангелов, бесстрастно смотрящих вдаль. Своим кажущимся безразличием живописец передал идею о неизбежности божественного провидения.
Еще одна картина относится к периоду римского творчества Рафаэля — «Мадонна Альба». До 1930-х годов полотно хранилось в Эрмитаже, но в 1931 году было продано Национальной галерее искусств США. Картина попала в Российскую империю в начале 19 века: царь Николай I купил ее за 14 000 фунтов стерлингов.
Помимо религиозных произведений, Санти писал портреты. Его шедевр «Портрет Папы Юлия II» настолько реалистичен, что зритель смотрит на изображение, как на живого человека.
В римской галерее художника представлены картины «Портрет молодой женщины, или Форнарина» и «Дама конвело, или Донна Велата». Рафаэль рисовал их от своей страсти: модель Маргарита Лути. Искусствоведы заметили на пальце девушки кольцо с рубином, которое было обручальным кольцом. То, что Маргарита была замужем, подтверждают и драгоценности на ее голове.
В музее Боргезе хранится картина «Портрет дамы с единорогом» 1506 года. Роль натурщицы исполнила Юлия Фарнезе, которой приписывают родство с Папой Александром VI. Работа отличается многослойностью: мастер несколько раз переделывал ее. Изначально Санти хотел изобразить собаку, но потом решил превратить ее в единорога.
Картина «Голова молодого апостола», созданная гением в 1519 году, стала одной из его последних работ. Это эскиз, который должен был быть фрагментом полотна «Преображение». На аукционе Sotheby’s в 2012 году это произведение было продано почти за 30 миллионов фунтов стерлингов. Это стало рекордом: до сих пор графические изображения за такую сумму не продавались.
Творения Рафаэля Санти бесценны, и интерес к его творчеству не иссякает и по сей день. В 2016 году Государственный музей им. А.С. Пушкин обнаружил в его залах сокровища, созданные великим мастером. На выставке было представлено восемь полотен и три рисунка итальянского живописца.
Личная жизнь
Рафаэль жил в роскошном особняке, построенном по его проекту в старинном стиле. Его мастерство ценилось на протяжении всей его жизни: чтобы талантливого итальянца не заманили за границу, покровители хорошо ему платили. Он был завидным мужем: многие богатые купцы и вельможи мечтали выдать своих дочерей замуж. Но Санти не спешил обустраивать свою личную жизнь, отвергая старших дворян. Однажды кардиналу Биббиене удалось организовать помолвку именитого художника с племянницей, но перед свадьбой Рафаэль отказался жениться.
Единственная женщина, которой мастер открыл свое сердце, была Маргарита Лути. Она была дочерью пекаря, за что Санти позже дал ей прозвище «Форнарина» (переводится как пончик или пончик). Он встретил юную Маргариту. Когда он работал над «Купидоном и Психеей» в саду Киджи. Артисты вручили отцу девушки вознаграждение за то, что он позволил ей работать моделью. Вскоре юная красавица стала музой творца и выкупила ее у родителей за большие деньги.
Шесть лет Маргарита позировала мастеру и вдохновляла его новыми шедеврами. Когда его возлюбленная умерла, «Форнарин» унаследовал приличный дом и содержание. Оставив все это, скорбящая девушка отправилась в монастырь. Сохранившиеся документы монастыря указывают на то, что Маргарет считалась вдовой художника.
Смерть
Никто не знает точной причины смерти создателя. Есть версия художника Вазари, что всему виной разврат Рафаэля. Проведя бурную ночь со своей любовницей, Санти почувствовал сильный дискомфорт. Он вызвал врача, у которого шла кровь. Условия еще больше ухудшились, и Санти умер. По другой версии, художник умер от сильного холода, которым заболел при раскопках погребальных галерей.
Дата смерти мастера — 6 апреля 1520 года. Похоронен с почестями в одной из гробниц римского Пантеона.
Ретроспектива творчества художника: римский период
Период римского творчества — вершина карьеры художника. Он немного отклонился от классических библейских сюжетов и обратился к античности. Всемирно признанные шедевры: «Афинская школа», «Парнас», «Мадонна Систина», «Мадонна Альба», «Мадонна с рыбой”.
Читайте также: Алексей Кондратьевич Саврасов: «Бурлаки на Волге»