Алексей Кондратьевич Саврасов: «Бурлаки на Волге»

1. Бечевник.

1. Береговая линия.
0 Вытоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил строительство здесь заборов и построек, но ограничился этим. С пути бурлаков не убрали ни кусты, ни камни, ни заболоченные места, поэтому место, написанное Репиным, можно считать идеальным участком дороги. ×

2. Шишка — бригадир бурлаков.

2. Комба - бригадир бурлаков.
0 Они стали умным, сильным и опытным человеком, знавшим много песен. В артель, которую захватил Репин, оттаял бугорок Канин (сохранились зарисовки, в которых художник указал имена некоторых персонажей). Сержант скакал, то есть пристегивал пояс на глазах у всех и придавал движению ритм. Бурлаки выполняли каждый шаг синхронно правой ногой, затем поднимали левую. От этого закачалась вся артель. Если кто-то терял шаг, люди ударялись плечами, и удар давал команду «сено — солома», возобновляя движение ноги. Чтобы идти по узким тропинкам над обрывами, требовалось большое мастерство мастера.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки.

3. Шишковидный: ближайшие помощники шишки.
0 Слева от Канина — моряк Илка, главный ремесленник, который закупал припасы и распределял зарплату бурлаков. Во времена Репина он был маленьким: 30 копеек в день. Например, на такси от Знаменки до Лефортово было дорого пересечь всю Москву. За бугристой спиной скрывались те, кто нуждался в особом внимании.

4. «Кабальные».

4. «Легат».
0 «Связанный», как и этот мужик с трубкой, еще в начале пути успел за весь полет свою зарплату промотать. В долгу перед артель, они работали за жратву и особо не старались.

5. Кашевар Ларька.

5. Ларка кухня.
0 Самый молодой из бурлаков, мальчик из села Ларка, испытавший настоящую дедовщину, был поваром и главным ястребом (то есть отвечал за уборку туалета на корабле). Считая своих обязанностей более чем достаточным, Ларка иногда обижалась и демонстративно отказывалась затягивать пояс.

Контекст

Бурлаки на Волге — одно из самых ранних произведений Репина. Когда полотно было закончено, ему не было и 30 лет. В то время художник был учеником Академии и писал в основном на библейские темы. Репин обратился к реализму, видимо, неожиданно для себя. Так оно и было. В конце 1860-х годов он с другими учениками уехал изучать этюды в Усть-Ижору (деревня недалеко от Петербурга). Набережная, господа гуляют, все прилично — благородно. И вдруг впечатлительный Репин заметил банду бурлаков.

«О боже, почему они такие грязные, оборванные! воскликнул художник. -… Лица надутые, иногда просто тяжелый взгляд подмигивает из-под прядки распущенных волос, блестят вспотевшие лица, а рубашки полностью затемняются. Это контраст с чистым благоухающим цветником лордов».

Во время той поездки Репин зарисовал картину, сюжет которой основан на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Федор Васильев, назвав ее искусственной и рациональной. Именно он посоветовал Репину съездить на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог деньгами — у самого живописца денег крайне не хватало.

Репин все лето поселился в Самарской области, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен признаться, что меня нисколько не интересовал вопрос повседневной жизни и социальной структуры соглашений между перевозчиками барж и их владельцами; Я просто попросил их немного серьезно отнестись к моему делу. Честно говоря, я тоже случайно выслушал какие-то истории или подробности об их отношениях с хозяевами и этими кровососущими парнями».

Автопортрет, 1878 г
Репин, автопортрет, 1878 г. (wikimedia.org)

Тем более художника похитило само изображение баржи: «Та, с которой я дошел и за которой не отставал, — вот история, вот и роман! Все романы и все рассказы перед этой фигурой! Боже, как красиво у нее голова завязана тряпкой, как волосы завиты до шеи, а главное — цвет лица! «Так Репин охарактеризовал Канина: баржа, изолированный священник, с которым он столкнулся на Волге. Художник считал его« вершиной бурлаковой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Санкт-Петербурге на художественной выставке картин и скульптур, предназначенной для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были неоднозначными.

Достоевский, например, писал: «Их нельзя не любить, этих беззащитных, нельзя уйти, не любя их. Невозможно не подумать, что надо, действительно должны люди… Ведь эта бурлакская «вечеринка» приснится потом во сне, через пятнадцать лет запомнится! Но если бы они не были такими естественными, невинными и простыми, они бы не производили впечатление и не создавали бы такую ​​картину ». Репина хвалили Крамской, Стасов и все те, кто впоследствии стал передвижниками.

В академических кругах картину назвали «величайшим осквернением искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Некоторые журналисты увидели на полотне «различные гражданские мотивы и бережливые идеи, перенесенные на полотно из газетных статей .. из которых реалисты черпают вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее тоже одни встречали радостно, другие — с удивлением. «Ну, скажите, ради бога, что было сложного, что побудило вас написать эту картину? Обязательно быть поляком? . ну позор вам — русский! Но я уже свел этот допотопный вид транспорта к нулю, и скоро о нем больше не будет говорить. И вы рисуете картину, вы берете ее на Всемирную выставку в Вене и, я думаю, мечтаете найти богатого и глупого человека, который приобретет этих горилл, наши туфли из рафии », — сказал один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Он стал великим князем Владимиром Александровичем, поэтому полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

6. «Халтурщики».

6. «Вонючий».
0 В каждой артели были люди просто халатные, вроде этого мужика с сумкой. Иногда они были не прочь переложить часть бремени на плечи других.

7. «Надзиратель».

7. «Суперинтендант».
0 Самые сознательные бурлаки шли позади, подстрекая хакеров.

8. Косный или косной.

8. Косвенный или инертный.
0 Ленивый или инертный: так звали бурлаков, закрывших движение. Он проследил, чтобы веревка не цеплялась за камни и кусты на берегу. Инертные обычно смотрели себе под ноги и уходили, чтобы идти в своем собственном темпе. Эксперты, больные или слабые, выбирались по инерции.

9-10. Расшива и флаг.

9-10. Кора и флаг.
0 Вид на баржу. Они возили по Волге элтонскую соль, каспийскую рыбу и тюленьий жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась из веса груженого корабля из расчета около 250 пудов на человека. Груз, тянущийся по реке 11 перевозчиками, весит не менее 40 тонн.
О порядке полос на флаге заботились не очень тщательно и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив.

11 и 13. Лоцман и водовоз.
0 Пилот — человек у штурвала, собственно капитан корабля. Он зарабатывает больше, чем вся артель вместе взятые, инструктирует бурлаков и маневрирует как штурвалом, так и блоками, регулирующими длину троса. Теперь лай делает поворот, избегая окуней.
Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, проверяет сохранность товаров, несет за них финансовую ответственность во время погрузки и разгрузки. По договору он не имеет права оставлять вышивку во время поездки и заменяет владельца, управляя автомобилем от его имени.

12 и 14. Бечева и парус.

12 и 14. Бечева и парус.
0 Бечева — это верёвка, к которой соблазняются бурлаки. Пока баржа двигалась по крутому склону, то есть прямо на берегу, леска протерлась примерно на 30 метров, но лоцман расшатал ее, лодка удалялась от берега. Через минуту канат натянется, как канат, и бурлакам сначала придется тормозить инерцию корабля, а потом тянуть изо всех сил.
В этот момент шишка затянет песню:
«Так что пойдем и поедем,
Слева и справа мы заступались.
О, еще раз, еще раз
Еще раз, еще раз…»
и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

Читайте также: Биография Рафаэля Санти: творчество и картины

Оцените статью
Блог про картины