Репин Илья Ефимович: биография и творчество художника

Происхождение

Семья Репиных имеет украинские корни — Илья родом из города Чугуева Харьковской губернии. Оба дедушки и бабушки были казаками: по отцовской линии держал постоялый двор, по материнской — обслуживал, продавая донских лошадей. Дело отца Ефима Васильевича было еще и конным промыслом, мать, Татьяна Степановна, образованная и активная женщина, помимо воспитания и обучения детей, учила всех желающих — организовывала уроки для крестьян и их детей.

Илья родился 5 августа 1844 года. Кроме него в семье было еще трое детей: старшая сестра Устя и братья Василий и Иван. Ваня рос хилым, болезненным и умер в детстве. Но самое горькое потрясение Илья испытал в 15 лет: умерла сестра, с которой он был особенно близок. Дожил до зрелых лет только брат Василий, сделавший успешную карьеру музыканта.

Приготовление к экзамену (1864)

Одно из первых серьезных произведений Ильи Репина исполнено юмора и юношеского озорства. Этот процесс подготовки студентов к экзамену актуален и сегодня. Молодой человек на переднем плане отложил книги и из окна напротив посылает воздушный поцелуй девушке. Второй студент устал читать и заснул с книгой на груди. На улице весна, жизнь кипит, и студентам приходится проводить время не с барышнями, а с книгами. В то время Репин стал вольным слушателем Академии художеств и, как никто другой, студенческая жизнь была ему близка и понятна.

Портрет Третьякова (1883)

Портрет основателя галереи русской живописи Третьякова прост и скромен. Умное лицо и простая осанка покровителя говорят сами за себя. Перед зрителем предстает образ философа, мыслящего человека, трепетного тонкого ценителя прекрасного. Его рука с тонкими изящными пальцами — яркий акцент образа. Непреложный труд Третьякова — это пополнение и сохранение коллекции картин великих русских художников. Его идея — бесценное сокровище, генетический код русского искусства.

Творчество Репина

Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел выражение героизм русского революционного движения. Репин с необычайной чуткостью и вниманием умел видеть и изображать на полотнах различные стороны русской социальной действительности того времени.

sadko.jpg
Садко в подводном царстве, 1876 г. (wikipedia.org)

Умение заметить робкие ростки нового явления, а точнее даже услышать их, выявить расплывчатые, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем ходе событий — все это особенно ярко нашло отражение в линия произведений Репина посвящена кровавому русскому революционному движению.

под escort.jpg
Под конвоем. На грязной дороге, 1876 г. (wikipedia.org)

Первым произведением на эту тему стал уже упомянутый выше очерк «По грязной дороге», написанный сразу после его возвращения из Парижа.

В 1878 году художник создал первую версию картины «Арест пропагандиста», которая, по сути, остроумно напоминает сцену «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, чем-то недовольный на фото Репин снова вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новой версией, более строгой, трезвой и выразительной. Изображение полностью композиционно и технически закончено.

stop.jpg
Арест пропагандиста, 1880-1882 гг. (Wikipedia.org)

О Репине заговорили после появления в 1873 году его картины «Бурлаки на Волге», которая вызвала много споров, негативных отзывов в Академии, но была восторженно встречена сторонниками реалистического искусства.

barge haulers.jpg
Бурлаки на Волге, 1870-1873 гг. (Wikipedia.org)

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи второй половины XIX века стала картина «Крестный ход в Курской губернии», написанная Репиным по живым наблюдениям за природой. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году выехал на окраину Курска, где ежегодно летом и осенью совершались крестные ходы с Курской чудотворной иконой Матери во всем мире. Бог Россия. После долгой и упорной работы по поиску необходимого композиционно-смыслового решения, отработки образов в эскизах Репин написал большую многофигурную композицию, в которой запечатлелось торжественное шествие сотен людей всех возрастов и сословий, простых людей и «знатные», гражданские и военные, миряне и духовенство, проникнутые общим энтузиазмом… Изображая крестный ход — явление, характерное для древней Руси, художник показал вместе с тем широкую и многогранную картину русской жизни России его время со всеми его противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве популярных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее изобразительное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее живостью фигур, разнообразием одежды, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно величием, красочностью и великолепием зрелища целое.

godfather.jpg
Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883 гг. (Wikipedia.org)

Впечатлительный, страстный, зависимый человек, он чутко относился ко многим животрепещущим проблемам общественной жизни, был вовлечен в общественную и художественную мысль своего времени.

1880 год — время расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», ознаменовавшая вершину его творческого задора и мастерства.

Творчество Репина отличается необычайной плодовитостью, он написал много полотен одновременно. Одна работа еще не была закончена, другая и третья готовились к созданию.

Репин — выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий — простых людей и аристократии, интеллигенции и царских сановников — это своеобразная летопись всей эпохи России в народе.

он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи П.М. Третьякова о создании портретов выдающихся русских деятелей.

Репин часто играл своих близких. С большой теплотой и изяществом написаны портреты старшей дочери Веры — «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади — «На солнышке». Картине «Отдых» присуще высокое живописное совершенство. Изобразив жену спящей в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

dragonfly.jpg
Стрекоза, 1884 г. (wikipedia.org)
rest.jpg
Отдых, 1882 г. (wikipedia.org)

В конце 1870-х годов Репин приступил к работе над картиной, посвященной истории Запорожской Сечи середины 17 века: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческая легенда о том, как казаки, вольные казаки, добровольно сдались по приказу турецкого султана Махмуда IV с дерзким письмом, стала мощным творческим толчком для Репина, который провел детство и юность в Украине и хорошо знал массовую культуру. В результате Репин создал большое содержательное произведение, в котором ярко раскрылись идеи свободы народа, его независимости, гордого характера казачества и его отчаянного духа. Казаки, коллективно составляющие ответ турецкому султану, представлены Репиным как сильное единодушное братство во всей своей силе и сплоченности. Энергичной и мощной кистью созданы яркие и красочные образы запорожцев, прекрасно переданы их заразительный смех, жизнерадостность и дерзость.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала на Карельском перешейке Репин купил имение, которое назвал «Пенаты», куда переехал в 1903 году на постоянное место жительства.

hopak.jpg
Гопак. Танец запорожских казаков, 1927 г. (wikipedia.org)

В 1918 году имение Пенаты закончилось на территории Финляндии, и Репин оказался отрезанным от России. Несмотря на тяжелые условия и враждебное окружение, художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал, была картина «Гопак. Танец запорожских казаков », посвященный памяти любимого композитора М.П. Мусоргского.

Илья Репин — один из немногих художников, оставивших своим потомкам прекрасные воспоминания, воспоминания и размышления о жизни, книгу «Далекая близость». Вот его первое знакомство с красками и рисунком: мальчиком он увидел, как его двоюродный брат Трофим умело рисовал арбуз по алфавиту. Образ ожил так, что «даже арбуз захотелось съесть» и произвел впечатление чуда.

С тех пор заветный ящик красок манил так громко, что будущий художник забыл обо всем на свете: его «просто утащили на обед и стало стыдно, что .. он стал совсем мокрым, как крыса, от рвения и сошел с ума от своих красок».

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал действительно живые полотна, которые до сих пор являются золотым фоном художественных галерей. Репина называют художником-мистиком. Вот пять необъяснимых фактов, касающихся полотен художника.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений знаменитый художник стал болеть, в связи с чем у него полностью отказалась правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. По мистической версии, рука художника перестала функционировать после написания картины «Иван Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Эти два факта из биографии художника мистики связывают с тем, что написанная им картина была проклята. Говорят, Репин отразил на фото несуществующее историческое событие, и за это его прокляли. Однако позже Илья Ефимович научился рисовать левой рукой.

Еще один мистический факт, связанный с этим образом, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Увидев картину Репина «Иван Грозный и его сын Иван», он набросился на картину и разрезал ее ножом. Впоследствии иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эта картина была выставлена ​​в Третьяковской галерее, многие зрители заплакали, другие были ошеломлены, а некоторые даже впали в истерику. Скептики связывают эти факты с тем, что изображение написано очень реалистично. Кровь, которой много написано на холсте, тоже воспринимается как настоящая.

Третий факт. Все модели Репина погибли после написания холста. Многие из них погибли не в одиночку. Таким образом, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов и актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев умер, как только Репин начал писать свой портрет. Между тем, умерли и абсолютно здоровые мужчины, будучи натурщицами к картине «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Непонятно, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, изображенные на полотне, погибли во время первой русской революции 1905 года. И как только Илья Ефимович написал портрет первого министра Столыпина, модель погибла в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, сказавшийся на здоровье артиста, произошел с ним в его родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Человек со сглазом». Натурщицей для портрета стал дальний родственник Репина, ювелир Иван Радов. Этот человек был известен в городе как колдун. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, еще не стар и достаточно здоров, заболел. «У меня в деревне заболела кровавая лихорадка, — жаловался Репин своим друзьям, — может, моя болезнь связана с этим колдуном. Я сам испытал силу этого человека, причем дважды».

Не ждали (1888)

Самые красивые редакторы уверены, что картина Ильи Репина «Не ждали» многим знакома со школы. В СССР в нее играло движение «Русская народная воля». Сюжет прост: семья встречает бывшего заключенного или освобожденного сокамерника. По каким причинам осужденный был осужден, а затем освобожден, неизвестно. Но в 1888 году общественность окончательно признала героем образа «Воли народа». Разная реакция членов семьи на внезапное появление измученного и измученного человека. Ему одновременно рады и страшно. Мама, жена, дети явно не готовы к такому визиту.

Портрет Мусоргского (1881)

Портрет композитора Мусоргского отличается драматичностью и глубиной. Он был написан незадолго до смерти великого композитора. Перед публикой больной и измученный человек: опухшее и красное лицо, взлохмаченные волосы и борода. Но, прежде всего, лицо гения музыки привлекает необычайно умными и грустными глазами. Это взгляд сильного, энергичного человека, поглощенного меланхолией и чувством близкого конца.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1880–1891)

Это изображение отличается не только масштабностью, но и интересной фактурой. Легенда гласит, что письмо было написано запорожскими казаками в 1676 году. Текст письма состоял из острых откликов и замечаний на ультиматум турецкого «хозяина мира», с включением острого народного юмора и лексики непристойно.

Этот сюжет заинтересовал Репина, а работа над картиной длилась почти 11 лет. В своих героях Репин олицетворял дух рыцарства, свободы и отчаянного мужества. Каждый персонаж на фото — великая личность. Персонажи, лица, костюмы — все было тонко замечено художником. Бороды, смех, зажигательный юмор — сразу догадываешься, что не так в этом любопытном послании турецкому султану.

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

У художника Ильи Репина были и другие картины, не те, которые все слышали. Идеи искусства не обошли его стороной с искусством, чистым искусством, столь популярным у его современников. В советской критике этот период, если и упоминается, соответствовал предательству мнений, «он заблудился» и т.д. С тем же пылом, с которым он настаивал на том, что «.. наша задача довольна .. они должны выразить нашу мысли », — в 90-е годы Репин заявит:« Да, у нас есть мораль, которая царит над всем. Этот старый виртуоз все подчинил себе и не признает ничего, кроме благ журналистики».
Это невезение: с чистой эстетикой у Репина получилось не так хорошо, как с «проповедями». Имеет работы, близкие к импрессионистам (1, 2, 3). Но эти картины нельзя назвать вершиной творчества Ильи Ефимовича Репина. Его не устраивала какая-либо работа, сделанная в то время, и он сам признавал, что форма не должна быть важнее содержания. Достаточно быстро он отошел от этого направления. Но что удивительно — последняя картина художника Ильи Репина — оставшийся незаконченный «Гопак» — явно тяготеет к импрессионизму и даже фовизму…

Проводы новобранца (1878–1879)

Русско-турецкая война 1877-1878 годов затронула все слои населения России. Впечатленный этим событием, Репин решил изобразить один из самых трогательных моментов: прощание простой крестьянской семьи с новобранцем. На войну юношу сопровождают жена, дети, родители и соседи. Все готово к отправке: лошадь запряжена в телегу с простыми продуктами, за призывником видны симпатичные соседи. Картина наполнена грустью и искренней тревогой, но в ней выражена явная патриотическая мысль — это необходимо для того, чтобы служить Родине. Полотно с успехом экспонировалось во многих городах России, а Репин получил прочное положение в рядах передвижных художников.

девять

Послесловие

Илья Ефимович Репин — выдающийся русский странствующий живописец, и его творчество — вершина «странствующего реализма». Невозможно не восхищаться его размахом и чистым талантом. Многие картины Ильи Репина сохранились и выставлены в лучших музеях и галереях страны.

Садко (1876)

Эта картина была написана художником в Париже в знак протеста против импрессионизма. Репин не понимал этого нового направления в живописи и ценил только техническую сторону, но не замечал смысла в импрессионизме.

Темой фильма стала старинная легенда о Садко. Новгородский купец Садко пришел к Морскому Царю и предложил ему выбор невест. Садко выбрал из тысячи заморских красавиц и див нормальную русскую девушку. Репин хотел передать, что, несмотря на тысячи заморских чудес и разных дразнящих вещей, он остался верен русской истории и культуре.

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Однако молодой живописец жил бедно. В лунном свете он продавал свои картины. Одна из жанровых картин, на которой Репин изобразил студента, смотрящего на девушку из окна, была куплена за довольно большую сумму. Художник вспоминал: «Кажется, я никогда в жизни не чувствовал такого счастья!» Помимо жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Вере Шевцовой, которая через три года стала его женой.

 

За дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскресение дочери Иаира» Репин был награжден Большой золотой медалью и возможностью поехать в Европу для изучения западноевропейского искусства.

К моменту окончания Академии Репин уже был достаточно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать сборник русских, польских и чешских композиторов для украшения ресторана. Размер комиссии — 1500 рублей — в то время казался Репину огромным. В работе художнику помогал Василий Стасов — он собирал необходимые для работы архивные материалы. Картина понравилась зрителям. Но Иван Тургенев был ею недоволен. В письме Стасову он едко назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1873 году Илья Репин закончил картину «Бурлаки на Волге», над которой работал несколько лет.

Вскоре художник уволился из Академии. В письме Стасову он жаловался: «Галерей много, но .. нет терпения докопаться до хороших вещей».

Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественных товаров», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Ассоциацию передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым, закончил картину «Крестный ход в Курской губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил неизвестного молодого человека по имени Валентин Серов к поступлению в Академию художеств. Однако Москва Вскоре художник устал от художника и решил вернуться в Петербург.

В этот период художник написал несколько работ, ставших классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и очень хотел «изобразить что-то вроде силы его музыки в живописи». В 1885 году на передвижной выставке художник представил хрестоматийную картину «Иван Грозный убивает своего сына». В этот же период он написал холст «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

 

В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина. Его гости увидели картину «Казаки пишут письмо турецкому султану» — Репин работал над ней 11 лет. Полотно купил император Александр III — цена в 35 тысяч рублей была высока и для Павла Третьякова.

В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств, на этот раз преподавателем. Он преподавал там 13 лет — до 1907 года.

Учёба и первая работа

После домашней подготовки в 1855 году Илья был отправлен в местную школу геодезистов, но через два года она закрылась, что обрадовало подростка, ведь его привлекали не рисунки.

В Чугуеве была иконописная мастерская под руководством художника Бунакова — здесь началась биография художника Репина. Учитель с первых дней понял, что перед ним талантливый молодой человек, которого вскоре стали приглашать лично подрядчики из окрестностей. В 16 лет с зарплатой 25 рублей в месяц был принят в артель иконописцев, особенностью которой были постоянные разъезды в поисках заказов. Молодой Репин не разбазаривал деньги: он надеялся, что однажды сможет продвинуться по пути мечты стать настоящим художником, и эти небольшие средства могут понадобиться.

Стрекоза (1884)

Портрет дочери художника В.И.Репиной.

Вперёд к мечте

Портрет Репина 1879
Портрет Репина 1879

Толчком к переменам в жизни послужила история Ивана Крамского из Острогожской губернии Воронежской губернии, уже проявившего себя молодым художником (в тех местах он тогда работал с артелью Репина). Осенью 1863 года на сэкономленные средства с намерением поступить в Петербургскую Академию художеств Илья уехал в столицу.

Но когда он впервые обратился в академию в качестве соискателя, Репин услышал неприятные отзывы о представленных проектах. Чтобы исправить слабые места и подготовиться к лучшему, она ходит в художественную школу, быстро становясь здесь лучшей. Это помогло Репину поступить в Академию вольнослушателем. Правда, пришлось прибегнуть к финансовой помощи извне — благотворитель Федор Прянишников внес необходимые 25 рублей.

Учёба в Академии

Краткая биография Репина-студента полна наград.

С первых лет пребывания в Санкт-Петербурге молодой художник увлеченно учится и стремится к совершенству. Для этого периода наиболее значимые картины Репина под названиями (с описанием евангельских сюжетов):

  • «Ангел смерти бьет всех египетских первенцев» (1865 г.) — серебряная медаль;
  • Иов и его друзья (1869 г.) — малая золотая медаль;
  • «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.) — большая золотая медаль.

Годы изучения и написания конкурирующих работ со сложной темой, требующей творческих мучений, осложнялись нехваткой средств на холсты и картины. Но Репин — целеустремленный художник, он всегда находил выход. Так, готовясь к выпуску, он довольно быстро написал жанровое произведение с целью продажи: студент отвлекается от учебы, глядя на девушку из окна. Картина была отдана в комиссионный магазин и была продана быстро и с прибылью, давая возможность поработать над картиной, дополняющей его учебу. В результате в 1871 году Репин стал первоклассным художником и смог уехать за границу на шесть лет. Слава юного дара, окончившего Академию, вышла за пределы своих возможностей.

Первый заказ

В том же году владелец новой московской гостиницы «Славянский базар» Пороховщиков предложил еще неизвестному Репину 1500 за коллекцию многофигурных картин русских, польских и чешских композиторов (Маковский запросил 25000). Для молодого художника это была возможность заработать деньги и расширить связи.

Летом 1872 года картину увидела публика. Не все отзывы были достойными похвалы. Например, Тургеневу не понравилась сама идея собрать на одном полотне живых и умерших композиторов. Но это было решение заказчика, исполнителем был артист.

Первый шедевр

Первым мощным произведением стала «Бурлаки на Волге», задуманная в 1868 году, когда художник своими глазами видел подобную сцену только на Неве. Репин долгое время культивировал образы, скрупулезно обдумывая сюжет, выбирая правильные позы, жесты, лица и мимику персонажей согласно собственному видению и замыслу. Картины Ильи Репина — это не случайные композиции, ракурсы и цвета, а результат мучительных творческих поисков.

Тащили «Бурлаки…» Репин даже отложил поездку за границу. Только в 1873 году художник представил публике «Бурлакова на Волге». Резкий контраст между счастливым пейзажем и шокирующими портретами истощенных мужчин, тянущих корабль к реке, произвел сенсацию, взрыв эмоций и мнений в международном мире искусства.

Личная жизнь

Отдых. Портрет В.А. Эпиной, жены художника, 1882 г
Отдых. Портрет В.А. Эпиной, жены художника, 1882 г

В биографии Ильи Репина было не одна женщина. Первой женой художника была Вера Алексеевна Шевцова из семьи известного петербургского архитектора — во время учебы в Академии дружила с братом. Свадьба состоялась в феврале 1872 года. По решению молодого мужа, медовый месяц совмещался с командировкой: Репин не мог жить без живописи и общества.

Осенью того же года родилась дочь Вера, через два года в Париже — дочь Надя, затем Юрий и Татьяна, названная в честь матери артиста.

С самого начала выявлялись разные мнения и пристрастия относительно образа жизни: Илья Ефимович хотел иметь много знакомых и друзей, общаться, принимать гостей (а это было то, что нужно для приема заказов), Вера Алексеевна стремилась всю жизнь закрытая семья. Союз просуществовал до 1887 года. Старшие дети стали жить с отцом, младшие — с матерью.

Вторые известные отношения, но без брака, начались в 1900 году. Затем Репин построил дом в Куоккале (Финляндия), где прожил 14 лет с писательницей Натальей Борисовной Нордман-Северовой до разрыва отношений по его решению. Нордман была своеобразной женщиной (она не носила мех в любой мороз, не ела мяса, не держала прислугу, лечилась отваром из сена и т.д.). Заболев туберкулезом, она отказалась от денег и других льгот и уехала лечиться за границу. Он умер в 1914 году.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1883–1885)

На изображении запечатлен момент убийства Иваном Грозным своего старшего сына Ивана. В приступе ярости царь ударил своего сына палкой и убил его. Репин точно передал момент, когда отчаяние охватило его обезумевшего от горя отца.

Реакция публики на фото была неоднозначной. Но то, что она гениальная — никто не спорил. Невозможно отвести взгляд от глаз старика и от раскаленной крови, текущей между его пальцами. Мятый ковер, акценты света, позы персонажей, ужасающая реалистичность происходящего делают эту прекрасную картину одним из величайших произведений живописи. Из-за этого реализма люди с неуравновешенной психикой неоднократно пытались испортить изображение.

Куоккалла — родные «Пенаты»

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, она смогла еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе «юбилейное заседание Государственного совета») и выйти замуж во второй раз. — с писательницей Натальей Нордман. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900-х годов, и той же осенью Репин переехал в имение Нордман под Петербургом в деревне Куоккала. Корней Чуковский напомнил порядок в доме Репина: жена художника была вегетарианкой, противилась мехам и на морозе надевала тонкое пальто. Сам Репин стал вегетарианцем. Вокруг их дома висели таблички: «Не ждите слуг — ее нет», «Слуги — позор человечества». Однако, несмотря на эти экстравагантные правила, поэты, писатели и художники посещали дом Репина и Нордманна. Репин встретился с ними в среду. Для гостей был приготовлен стол, жених и невеста позаботились о себе сами.

 

Все эти годы Наталья Нордман собирала вырезки из газет — все, что упоминал ее муж. И Репин начал писать мемуары.

«Описывая любую серию, всегда получается теплая, эмоциональная сценическая постановка. Даже приход Станового, который просит у Васильева паспорт, даже толпа публики перед картинами Архипа Куинджи, даже появление Льва Толстого в петербургском трамвае — все это он инсценирует как будто этап».
Корней Чуковский

В 1918 году Куоккала оказался в Финляндии. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин задумывался о переезде в СССР. Сначала к художнику пришел Корней Чуковский, а в 1926 году целая делегация во главе с учеником художника Исааком Бродским. От имени Анатолия Луначарского Репина пригласили вернуться на родину. Но к тому времени здоровье Репина подорвалось, и он решил не покидать «родные пенаты». Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и родным.

Крестный ход в Курской губернии (1877)

Илья Репин написал это большое полотно после поездки в Курскую губернию, где увидел живописное шествие, крестный ход с «чудотворной иконой». По пыльной дороге на фоне упавшего леса идет пестрое шествие, во главе которого простые мужчины торжественно несут мощи церкви. Жарко и душно. Люди в толпе были расслоены по классам. Почетных граждан и духовенство строго охраняет конная полиция. В некоторых местах преступников бьют плетью. Простые и бедные люди обеспокоены серьезностью происходящего. Реалистичность изображения потрясающая, создается впечатление личного присутствия и участия в шествии.

Читайте также: Русская природа на картинах художников: Васнецова, Клодта, Саврасова, Рериха, Айвазовского и других

Оцените статью
Блог про картины