Сальвадор Дали: творчество и биография кратко

Содержание
  1. 1. Постоянство памяти
  2. Геополитический младенец, наблюдающий за рождением нового человека
  3. Лицо войны (1940)
  4. 2. Жираф в огне
  5. 4. «Лицо войны», 1940 год
  6. 8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год
  7. «Очарованный берег с тремя жидкими грациями» (1938)
  8. «Мягкая конструкция с вареными бобами» (1936)
  9. 6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год
  10. 3. Портрет Луиса Буньюэля
  11. «Сон, вызванный полетом пчелы…» (1944)
  12. Распятие На шахматной доске в левом углу изображена женщина в ренессансной одежде, лицом к поверхности морской воды. Взгляд женщины, в котором узнается жена художника, обращен вверх, туда, где был распят Иисус Христос. Лица не видно, голова запрокинута, тело натянуто как веревка, пальцы согнуты в болезненном спазме. Геометрические формы куба и совершенство юного тела сливаются и одновременно становятся антиподами. Холодная поверхность распятия — человеческое равнодушие и жестокость, от которых умирают любовь и доброта.
  13. 3. Христос Святого Иоанна Креста
  14. 11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год
  15. 4. Метаморфозы Нарцисса
  16. 5. Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения
  17. 13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг
  18. Тайная вечеря (1955)
  19. 4. Сюрреалистическая композиция
  20. Анна Мария
  21. 6. Мягкая конструкция с варёными бобами
  22. Галатея сфер
  23. 2. Пейзаж близ Фигераса
  24. 9. «Галатея со сферами», 1952 год
  25. 10. «Расплавленные часы», 1954 год
  26. Три загадки
  27. Христос Святого Иоанна Креста (1952)
  28. 14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год
  29. Корзинка с хлебом (1945)
  30. «Распятие, или Гиперкубическое тело» (1955)
  31. 6. Лицо Мэй Уэст
  32. 7. «Постоянство памяти», 1931 год
  33. 15. Без названия — Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год
  34. 12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год
  35. 3. «Жираф в огне», 1937 год
  36. «Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело…» (1945)
  37. Атомная Леда (1949)
  38. Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря
  39. В центре изображение вазы, представляющей собой не что иное, как красивое старинное лицо. Пушистые скулы переходят в скатерть, куда беспорядочно забрасывают веревку, носовой платок и гвозди. На заднем плане видны силуэты людей и морские пейзажи. Две собаки возвышаются над вазой, которую автор делает частью природы, создавая визуальные метаморфозы.
  40. 16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954 год
  41. «Лебеди, отраженные в слонах» (1937)
  42. 7. Великий мастурбатор
  43. Мадонна Порт-Льигата (1949)
  44. 8. Лебеди, отраженные в слонах
  45. Ловля тунца
  46. 9. Лицо войны

1. Постоянство памяти

Лучшие картины Дали

  • Год создания: 1931 г.
  • Место хранения: Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Одна из лучших и самых известных картин Дали — «Постоянство памяти». Течение времени — второе название картины, данное ей великим Гением. Если представить, что мы можем перешагнуть рамку и оказаться в реальности Дали, то эта неспешная реальность не оставит равнодушным ни одного человека. Многие утверждают, что изображенные море и скалы — символ вечности, три увеличенных квадранта — это изображение настоящего, прошлого и будущего. Центральная фигура — автопортрет самого художника (или, при ближайшем рассмотрении, силуэт женщины, спящей на песке). Но сам автор никак не объяснил свое творение. Это дало каждому возможность придумать что-то свое, и все получилось замечательно.

Геополитический младенец, наблюдающий за рождением нового человека

Геополитический ребенок
Тяжелый период Второй мировой войны художник провел в Америке. Его любимая Испания оказалась в центре кровавых событий, и, конечно же, тревога за судьбу человечества отозвалась в душе гения. Картина написана в 1943 году, в разгар боевых действий в Европе. В центре — огромное яйцо, олицетворяющее планету. Через него проходит трещина, и вы можете увидеть, как рука крепко сжимает раковину. Очертания внутри говорят о том, какие мучения испытывает Новый Человек, и капля крови падает на белую ткань, лежащую под планетой. В правом углу — женщина с развевающимися на ветру волосами и обнаженной грудью, указывающая на ребенка, обнимающая колени, сложное действие рождения нового сознания человечества. Вселенная изображена в виде пустыни с одинокими силуэтами. Окрашена в оттенки желто-коричневого, что символизирует болезненное состояние, в котором находится мир.

Лицо войны (1940)

Дали столкнулся с началом войны в Европе и сразу же был охвачен ужасом надвигающихся событий. Нормальная жизнь закончилась, и Дали с женой спешно уезжают из Европы. Новый Свет приветствовал Дали с распростертыми объятиями, и восемь лет, проведенных в Соединенных Штатах, сделали его настоящей мировой знаменитостью.

«Лицо войны» — настоящий ужас и впечатление кровожадности войны. Дали начал писать это полотно прямо на лодке. Именно колоссальные события подтолкнули мастера к срочной работе. Ему не терпелось передать свои эмоции на холсте.

Это одна из немногих работ художника, которая ярко говорит о его мышлении и душевном состоянии. Значение этого изображения доступно каждому, так как на нем изображена мертвая голова, глазницы и рот, полный черепов. Это Молох, безжалостно и бессмысленно пожирающий людей. Атмосфера картины: кровавый ужас и смерть приводят к депрессии. Этот образ — истинный крик, предупреждение человечеству, предчувствие надвигающейся катастрофы для всего мира.

2. Жираф в огне

  • Год создания: 1937 г.
  • Место хранения: Базельский художественный музей.

В список лучших картин Сальвадора Дали вошел «Жираф в огне». Плотные тревожные сумерки. Женская фигура с окровавленным лицом. Руки настолько обнажены, что на них даже нет кожи. Справа еще одна женская фигура. Непонимание того, что происходит во время войны. Женщины полагаются на подсознательный реквизит. На заднем плане — жираф, его спина пылает огнем и дымом, но он, кажется, совсем этого не замечает. Изображение вызывает чувство ужаса и непонимания. Сам автор считал свою картину предупреждением войны. Недалеко от жирафа можно увидеть небольшую белую человеческую фигуру. Этот человечек словно потерялся посреди происходящего на полотне ужаса.

4. «Лицо войны», 1940 год

Агония войны отражена и в творчестве Дали. Он считал, что его картина должна содержать предзнаменования войны, которые мы видим в голове смертного, набитой черепами.

8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

Война переживается в этом сюрреалистическом представлении атолла Бикини. Три символических сфинкса занимают разные плоскости: человеческая голова, разрушенное дерево и ядерно-взрывной гриб, рассказывающий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя предметами.

«Очарованный берег с тремя жидкими грациями» (1938)

Многие люди знакомы с изображениями трех Харит, или граций, из греческой мифологии. Они олицетворяют веселье, грацию и вдохновение. Это неудивительно, ведь они служат богине любви Афродите. Но есть еще три богини в греческой мифологии, от которых зависит судьба человека и продолжительность его жизни. Это Мойра.

Сальвадор Дали решил объединить эти два образа, создав образ жизни для человеческой души. Первая героиня, в руках которой длинное веретено, начинает плести шнурки судьбы. Второй — символ зрелости человеческой души, когда приходит самосознание, собственная личность. Поэтому появляются только его четкие линии внешнего вида.

Кстати, если вы внимательно посмотрите на черты лица, вы увидите всадника, бегущего на лошади, и человека, преследующего его. Эти очертания символизируют стремление человека жить быстрее, вечное стремление к мечте.

Третий — олицетворение умирающего, поэтому его лицо — камень. Так замирает душа после смерти. Поэтому фигура третьей Грейс-Мойры практически сливается с пейзажем, а две другие имеют четко очерченные женские формы.

Символичен даже сам фон, на котором они изображены: песчаный берег — скоротечность человеческой жизни, а море — вечность.

Картина хранится в Фигерасе, в созданном автором музее-театре.

«Мягкая конструкция с вареными бобами» (1936)

Это полотно представляет реакцию Сальвадора Дали на внутриполитические процессы, охватившие Испанию в конце 1930-х годов. Это время прихода к власти Франко, борьба республиканцев и националистов. Страна накануне гражданской войны.

Хотя Дали был сторонником Франко, образ, который должен был отражать позитивные изменения в обществе, поражает фантасмагорическими и тревожными образами.

Описанное выше политическое противостояние в Испании в 1936 году представлено автором в виде двух человеческих тел, которые срослись разными частями тела и страдают от этого. Кажется, что они дерутся, пытаются отделиться, и они не могут существовать друг без друга, потому что в этом случае они потеряют поддержку. Горсть вареных бобов, разбросанная по корявой руке одного из атлантов, — символ бедности, которая охватила испанское общество.

Картина сейчас хранится в Филадельфии, в Художественном музее.

6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

Эта фантастическая картина особенно интересна тем, что в ней автор использует двойные образы, которые придают самому изображению многослойный смысл. Метаморфозы, удивительные комбинации предметов и скрытых элементов характеризуют сюрреалистические картины Дали.

3. Портрет Луиса Буньюэля

«Портрет Луиса Бунюэля» (1924 г.). В 25 лет молодой Дали написал портрет человека, который оказал огромное влияние на его дальнейшую жизнь. Юный создатель снялся в нескольких фильмах Бунюэля, в том числе «Золотой век» и «Андалузская собака». На холсте своего друга живописец изобразил человека задумчивого и очень серьезного. Нетрудно заметить, что сама картина выполнена в мрачном тоне, что художник хотел подчеркнуть облик Луи, полный глубоких мыслей. Долгое время картина была прямой собственностью человека, изображенного на портрете. Работа сейчас хранится в Центре искусств королевы Софии, который находится в столице Испании.

«Сон, вызванный полетом пчелы…» (1944)

Как изобразить рождение мечты с помощью живописных образов? Толчком к рождению этой картины послужила фрейдистская теория сна как проявления бессознательных желаний. В нем автор изобразил взрыв образов подсознания, посланием которого были реальные обстоятельства сна женщины. А теперь обо всем подробно и по порядку.

Изображенные на изображении образы явно образуют две проекции: соседка, спящая женщина — это реальность; тигры, слон, сломанный гранат и море — бессознательное, рождающее сны.

Сальвадор в образе спящей женщины захватил Гала, его возлюбленную, музу и жену. Расслабленная поза женщины указывает на то, что она крепко спит. Рядом гранат, над которым летает пчела.

Гул пчел, который врезается в подсознание, стимулирует появление образов, связанных с агрессией: разъяренных цирковых тигров, выскакивающих из пасти свирепой хищной рыбы. Это, в свою очередь, происходит из мистической сердцевины граната, напоминающей разорванную плоть (два семечки — капли крови).

Если учесть, что изображение дополняется изображением слона на длинных ногах с айсбергом на спине, то становится очевидным фрейдистский подтекст этого изображения — эмоциональное восприятие полового акта женщины. Это связано с нападением, жертвоприношением и смертью (с оружием).

Эта картина Сальвадора Дали находится в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.

Распятие
На шахматной доске в левом углу изображена женщина в ренессансной одежде, лицом к поверхности морской воды. Взгляд женщины, в котором узнается жена художника, обращен вверх, туда, где был распят Иисус Христос. Лица не видно, голова запрокинута, тело натянуто как веревка, пальцы согнуты в болезненном спазме. Геометрические формы куба и совершенство юного тела сливаются и одновременно становятся антиподами. Холодная поверхность распятия — человеческое равнодушие и жестокость, от которых умирают любовь и доброта.

3. Христос Святого Иоанна Креста

  • Год создания: 1952 г.
  • Место хранения: Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго.

Сальвадор Дали написал целую серию произведений — иллюстраций библейских посланий. Великий художник восстает против привычных образов. Это видно, когда я изучаю картину «Христос Иоанна Креста», где Иисус предстает перед нами сильным и прекрасным, защищая нас от тьмы. Без крови, боли и страданий. Внизу холста мы видим красивое голубое небо, простирающееся над спокойной гладью воды. Лодки на берегу, люди. Эти мирские пейзажи — вид из окна дома Дали в порту Льежа. Распятие, изображенное сверху, — работа художника, основанная на том, как католический святой Хуан де ла Крус увидел это распятие. Сам художник утверждает, что идея создать этот образ, однако, как и многие другие, пришла ему во сне. Это одна из самых ярких и крупных картин Дали, ее размер превышает два метра.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

картины Сальвадора Дали 11

Гала сзади. Это неординарное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, сочетающим классику и сюрреализм, спокойствие и странность.

4. Метаморфозы Нарцисса

  • Год создания: 1937 г.
  • Место хранения: Британская галерея Тейт, Лондон.

Для этой знаменитой картины Дали освоил новые техники. Сюжет основан на легенде о молодом человеке, который увидел себя отраженным в воде и влюбился в себя. Он был так опечален, что не было никого прекраснее, кто умер бы от одержимости любовью. Но боги сжалились над ним и превратили в чудесный цветок: нарцисс. На переднем плане символически изображена фигура молодого нарцисса, а справа от него рука, держащая яйцо. Из яйца вырастает красивый цветок. Это возрождение тоже символично, так как изображение руки повторяет контуры самого юноши. На заднем плане можно увидеть многочисленные обнаженные тела юношей и девушек, а рядом — шахматную доску. Доска пустая, без единой детали. И только в центре в одиночестве на пьедестал взбирается красивый молодой человек.

Сальвадор Дали не скрывал своего нарциссизма. Он написал для картины целое стихотворение, в котором сравнил себя с Нарциссом.

5. Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Год создания: 1944 г.

Место хранения: Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Дали, увлеченный выводами Фрейда о влиянии внешних факторов на сон, создал этот несравненный шедевр. Изображение — детище спящей Галы, которая вот-вот проснется от укуса пчелы. Дали изображает возрождение во сне под жужжание пчелы — в рыке свирепых тигров. Появление посторонних предметов, например, выпрыгивающей из гранаты рыбы и подбрасывающего тигра; пистолет застрял в руке; слон на высоких ходулях — все это показывает нам, насколько неожиданными и невероятными бывают наши мечты.

13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

картины Сальвадора Дали 13

Давайте посмотрим на пример параноидально-критического подхода к искусству. Образы отца и, возможно, матери смешиваются с гротескным и нереальным образом гермафродита в центре. Образ полон символизма.

Тайная вечеря (1955)

Тайная вечеря (1955)

Истинный и капризный испанский католик, Дали использовал тексты Евангелия для воссоздания новых идей, форм и нового содержания в своих полотнах. Картина «Тайная вечеря» визуально похожа на фреску, ее композиция строго симметрична. Те же позы Христа и его учеников, те же жесты, но это полотно производит совсем другое впечатление. На глазах у зрителя воссоздается интерьер со стеклянной крышей и стенами, очень похожий на здание будущего. За огромными окнами — безжизненный пейзаж, над которым простираются божественные руки. Центральная фигура Христа очень живая, несмотря на то, что она прозрачна, и сквозь нее виден пейзаж. В отличие от прозрачности и исполненной Святым Духом сущности Христа, его ученики изображаются как обычные люди. Они склонили головы, слушая проповедь. Жестами своих рук Христос как бы говорит зрителю, что он — сын Божий.

13

4. Сюрреалистическая композиция

Сюрреалистическая композиция сальвадор дали

«Сюрреалистическая композиция» или «Праздничное куриное мясо» (1928). В этой картине многие ценители и любители сюрреализма отмечают влияние Ива Танги, для которого были характерны все те же способы отражения пространства и парящие фигуры. В настоящее время композиция хранится в одноименном музее великого художника-сюрреалиста, но с совершенно другим названием: «Инагууральные мурашки по коже».

Анна Мария

Анна мария
Младшая сестра художника до знакомства с Галой была лучшей подругой Сальвадора Дали, и это единственная работа, посвященная ей. На картоне, маслом, в 1924 году, сидя на стуле, запечатлена Анна-Мария. Единство детства и духовной близости осталось с ними в юности. Бездонная красавица в бледно-белом платье сидит лицом вниз. Это был золотой век братской и сестринской дружбы. Но брак с Галой навсегда разрушил все семейные отношения, упреки и ревность Анны-Марии и всякая поддержка со стороны жены в ее творчестве сделали выбор очевидным, и она осталась просто верной музой.

6. Мягкая конструкция с варёными бобами

  • Год создания: 1936 г.
  • Депозит: Художественный музей Филадельфии.

Это знаменитое произведение Сальвадора Дали было написано в трудный для Испании период. На полотне автор зарисовывает эмоции, связанные с предчувствием гражданской войны. Образ человека, изуродованного до неузнаваемости и словно раздирающего себя на части, является символом испанского народа, разделившегося на два лагеря. Почему фасоль? Фасоль — доступная еда для бедных. Итак, Дали хочет показать, что одни и те же люди, объединившись, не понимают, что они разрывают себя на части. Лицо этого существа пугает своими дьявольскими и искаженными чертами, пронизанными болью. Ужаса образу добавляет жуткая сухая нога и оторванный язык.

Галатея сфер

Галатея сфер
Картины Сальвадора Дали можно наблюдать часами, вглядываясь в образы и силуэты, скрытые метаморфозами и воображением автора. «Галатея сфер» будто создана с помощью современных передовых технологий. Как можно нарисовать прозрачные очертания постоянной музы обычными инструментами художника во многих областях? Трехмерное изображение уносится в бесконечность, тона голубого неба создают вселенную, состоящую из тысячи атомов, и раскрывают красивую женщину.

2. Пейзаж близ Фигераса

Пейзаж близ Фигераса сальвадор дали

«Пейзаж близ Фигераса» (1910). Картина принадлежит к одному из первых произведений известного художника, придерживающегося направления сюрреализма. Дали создал это полотно в детстве, ему тогда было всего 6 лет. Работа выполнена масляными красками. В картине отчетливо видны черты импрессионизма — популярного в то время среди творческих личностей течения. Такие полотна в этом направлении художник будет создавать до 1920-х годов, после чего перейдет к кубизму и сюрреализму. В настоящее время это полотно находится в частной коллекции одного из поклонников творчества Дали.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

картины Сальвадора Дали 9 1

Портрет жены Дали представлен серией сферических форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновленный наукой, поднял Галатею над материальным миром в высшие эфирные слои.

10. «Расплавленные часы», 1954 год

картины Сальвадора Дали 10

Еще одно изображение объекта, измеряющего время, получило неземную мягкость, не характерную для жестких карманных часов.

Три загадки

Три загадки
Последнее творение руки великого мастера, посвященное любимой жене. На горизонте бирюзовое море и чистое небо, а в центре, постепенно уменьшаясь, можно увидеть 3 женских профиля, принадлежащих Гале. Улыбка, озарившая лицо, не менее загадочна, чем у «Моно Лизы» Леонардо да Винчи. Глядя на холст сверху вниз, можно обозначить самое первое изображение, золотистое, расплывчатое, нечеткое, символизирующее первые годы вместе. Второй человек возведен на пьедестал, на этом этапе своей жизни Дали обожествил свою любовь, его нарциссизм отступил перед совершенством необыкновенной женщины. Последний профиль, самый большой по размеру, серый, без теплого золота. Такова его Гала, настоящая, с пороками и достоинством, навсегда остающаяся для гения главной и незаменимой.

Христос Святого Иоанна Креста (1952)

Эта картина наполнена глубоким чувством веры и мистики. Вдохновленный рисунком святого Иоанна Креста XVI века, Дали представил свое видение распятия. Зритель смотрит на крест сверху, словно со стороны Бога Отца. Сам художник объяснил свой образ тем, что после двух видений четко сформировались композиция и фактура изображения. Первоначально, после первого видения, он намеревался изобразить Христа в терновом венце и с кровью, переходящей в красные гвоздики, но после второго видения, в котором как бы говорилось, что Христа мало, но много крови, Дали удалил все кровавые атрибуты.

14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

картины Сальвадора Дали 14

Эта работа, созданная на принципах Фрейда, иллюстрирует отношения Дали с его матерью, искаженное тело которой появляется в пустыне Далин.

Корзинка с хлебом (1945)

Окончание войны художник обозначил своей простейшей и загадочной картиной: обычным натюрморт с изображением корзины с хлебом на темном фоне. Хлеб на картинах Дали был частым персонажем, и отношение художника к этому изделию всегда было теплым и уважительным. Этот образ говорит об окончании страданий, смерти, голода. Реализм сюжета поражает воображение. Вы можете часами наблюдать за плетением лозы в корзине и трещинами на корочке хлеба. Но, несмотря на реалистичность, изображение полностью передает авторскую «неисправимость». Изогнутая перспектива и «парение» корзины в пространстве — настоящая подпись гения сюрреализма.

«Распятие, или Гиперкубическое тело» (1955)

В последние годы жизни Сальвадор Дали стал очень религиозным человеком и попытался воплотить свои идеи в картинах на библейские темы. Дали несколько раз использовал тему распятия в своей работе, но самая впечатляющая из них была названа «Гиперкубическое тело». Дали изображает распятого Христа не на кресте, а на гиперкубе. Изогнутое тело с выдающейся грудью обращено к небу. Это подчеркивает страдания и боль Христа. Традиционно вместе с Христом и другими персонажами изображались классики европейской художественной школы. Подражая им, Дали поместил на холст свою жену Галу, которая смотрит на распятие, как будто ей было видение.

6. Лицо Мэй Уэст

Лицо Мэй Вест Сальвадор Дали

Лицо Мэй Уэст (1974). Работа принадлежит к последним работам живописца и выполнена в стиле комиксов. На картине изображено лицо известной американской актрисы. Губы женщины выполнены в форме красного дивана, занавески служат волосами, глаза Мэй изображены в виде двух картин, а нос — очагом, в котором находятся часы, изображающие переносицу. Работа художника занимает целую комнату, что является иллюзией: лицо актрисы четко изображено на расстоянии, но стоит только приблизиться, как сразу становятся заметными предметы, с которых создатель «поднял» лицо Уэста.

7. «Постоянство памяти», 1931 год

картины Сальвадора Дали 7 1

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, олицетворяющая мягкость и твердость, символизирующая относительность пространства и времени. Он во многом опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали сказал, что идея картины возникла из-за вида плавленого на солнце сыра камамбер.

15. Без названия — Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год

картины Сальвадора Дали 15

Изображения созданы для внутренней отделки помещений по заказу Елены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистический образ из мира фантазий и грез. Художник был вдохновлен классической мифологией.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год

картины Salvadora Dalì 12

Второе название картины — «Предчувствие гражданской войны». На нем изображены якобы ужасы гражданской войны в Испании, которые художник нарисовал за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одним из предчувствий Сальвадора Дали.

3. «Жираф в огне», 1937 год

картины Сальвадора Дали 3 1

Художник завершил эту работу до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отражала глубокие и тревожные чувства беспокойства и ужаса, которые Дали, должно быть, испытал в этот период между двумя мировыми войнами. Частично это отражает его внутреннюю борьбу в связи с гражданской войной в Испании, а также относится к методу психологического анализа Фрейда.

«Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело…» (1945)

Сальвадор Дали: картины с описанием
Фото: artchive.ru: UGC

Гала была не только женой и любимой женщиной, но и моделью мира, с помощью которой Сальвадор Дали стремился познать вечное, прекрасное и непоколебимое.

Картина пронизана трагедией восприятия быстротечности жизни и поиска вечного и нетленного. Как и в большинстве полотен Сальвадора Дали, изображение представляет собой двухмерную композицию. На переднем плане сзади женщина. Изгибы ее тела прекрасны и нежны. Это воплощение человека, его телесной сущности.

Справа от него находится греческий барельеф — символ вечности культуры и одуванчик — символ быстротечности жизни. Стена, у которой они изображены, испещрена трещинами, что говорит о том, что эти изображения отражают бренную природу существ. Это касается и женщины: ее волосы являются продолжением этих трещин.

Но перспектива воплощена в вечности. В детстве Сальвадор Дали нашел у моря пустую раковину и был восхищен ее структурой и совершенной красотой. Сквозь пустую костяную оболочку выглядывало небо — вечное и недосягаемое.

Художник перенес эту идею в образ Галы. Героиня проецируется на задний план, где она становится неземной, она превращается в перфорированную беседку, через колонны которой открывается мир. Его голова — площадка, с которой видны небесные высоты.

Полотно находится в Театре-музее Сальвадора Дали в Испании.

Атомная Леда (1949)

1945 год ознаменовался не только окончанием Второй мировой войны, но и эпохальным событием: взрывом атомных бомб на Хиросиме и Нагасаки. Сальвадор Дали был поражен этим событием и, прежде всего, мощью атомной реакции. Сама физика атомов настолько заинтересовала художника, что он обнаружил сходство между атомами и самим собой. Будучи аутичным человеком, она не терпела контактов с другими людьми, кроме своей любимой Галы. Точно так же атомы никогда не соприкасаются, а постоянно отталкиваются друг от друга. На этом принципе построена композиция «Атомик Леда». В нем ничего не трогается.

В образе Леды, жены спартанского царя, которую Зевс соблазнил в образе лебедя, появляется прекрасная Гала. Он каким-то образом олицетворяет мать Дали и ее покойного брата (Кастор и Полидевка).

10

Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря

В центре изображение вазы, представляющей собой не что иное, как красивое старинное лицо. Пушистые скулы переходят в скатерть, куда беспорядочно забрасывают веревку, носовой платок и гвозди. На заднем плане видны силуэты людей и морские пейзажи. Две собаки возвышаются над вазой, которую автор делает частью природы, создавая визуальные метаморфозы.

16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954 год

картины Сальвадора Дали 16

На картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос подавленной сексуальности, который проистекает из названия работы и фаллических форм, которые часто появляются в работах Дали.

«Лебеди, отраженные в слонах» (1937)

Сальвадор Дали: картины с описанием
Фото: a-nasta-siya.livejournal.com: UGC

В этом творении отражена тема иллюзии всего сущего (любимая тема художника). Это особый параноидально-критический метод художника.

На полотне изображена его детская травма, глубоко запечатленная в подсознании и вспоминающая себя символическими образами животных. Композиция построена таким образом, чтобы раскрыть сущность иллюзии, в которой живет человек и которая его подавляет.

известно, что у Сальвадора Дали были непростые отношения с родителями. Они глубоко пережили за первого ребенка, которого потеряли в детстве. Поэтому второго сына назвали в честь первенца — Сальвадор. В юном возрасте будущий художник столкнулся с иллюзией реальности: в окружении детских вещей и игрушек брата он не мог понять, жив он или мертв, существует ли он или его брат.

Эти чувства и негодование по отношению к родителям гений сюрреализма выразил в картине «Лебеди, отраженные в слонах». Лебеди — это иллюзия респектабельной и любящей семьи, а слоны — воплощение настоящей родительской любви.

Дали похвалил слонов за самоотверженную заботу о своем потомстве. Кроме того, слоны — это власть и сила, которой маленькому Сальвадору явно не хватало, чтобы чувствовать себя защищенным.

Изображенный слева у скал скорбящий — сам автор, не готовый расстаться с оскорблением, не готовый повернуться к нему лицом.

Сегодня эта картина принадлежит частному коллекционеру.

7. Великий мастурбатор

  • Год создания: 1929 г.
  • Место хранения: Центр искусств королевы Софии, Мадрид.

Открывает первые три картины Дали «Великий мастурбатор». Работа раскрывает глубины подсознания художника и его противоречивое отношение к сексу. Изображение содержит частые эпизоды других произведений Дали. Саранча — главный страх художника, муравьи — признак разложения. В центре всеми любимая Гала.

При детальном изучении образа появляются все новые и новые образы. Рядом с изображением Гала — цветок с пестиком в форме фаллоса. Окровавленные ступни мужчины символизируют процесс кастрации. Всю жизнь автор сам пытался разгадывать символы, вдохновляясь подсознанием и зарисовывая на холсте. Сальвадор Дали очень ценил эту картину и постоянно ее изучал.

Мадонна Порт-Льигата (1949)

Атеист Сальвадор Дали до войны не верил ни в какое божество, но после войны стал настоящим католиком. Его вера оказывает сильное влияние на творчество. Об этом свидетельствует картина, изображающая Деву Марию с младенцем Иисусом. Его произведения на евангельскую тему невообразимо объединены мистикой и силой веры. Мадонна была написана в двух вариантах. Папа Пий XII принял в подарок первую версию картины Дали.

одиннадцать

8. Лебеди, отраженные в слонах

  • Год создания: 1937 г.
  • Место сохранения: частное собрание.

Одно из самых известных произведений Сальвадора Дали, интересное каждому поколению. Рассматривая детально изображение, мы видим игру воображения. Превращение изящных лебедей в слонов не скрыто и не завуалировано. Это настолько очевидно, что пугает своей реальностью. Здесь отчетливо просматривается тонкая взаимосвязь реальности с миром иллюзий. Облака также предстают перед нами по-разному. Сочетание ярко-голубого неба с темно-коричневыми красками побережья. Цвета воды даже не отражают ни одного оттенка неба.

Дали, казалось, также скрывал фигуру задумчивого человека, стоящего спиной к пруду. Автор попытался показать нам, что важен сам процесс реинкарнации, происходящий при умственной деятельности.

Ловля тунца

Эта картина была написана Сальвадором Дали в конце его знаменитой карьеры и считается его последним великим шедевром. Два лета он провел за созданием произведений искусства, в которых, помимо сюрреализма, он использовал такие стили, как экшн-живопись, поп-арт, пуантилизм, геометрическая абстракция и психоделическое искусство. Включая изображения древнегреческой скульптуры в современном кино, «Ловля тунца» описывает ожесточенную борьбу между людьми и крупной рыбой как олицетворение ограниченной вселенной.

Картина посвящена Жан-Луи Эрнесту Мейсонье, французскому художнику XIX века, известному своими изображениями батальных сцен. По словам Дали, «Рыбалка на тунца» — его самая важная работа.

9. Лицо войны

  • Год создания: 1940 г.
  • Место хранения: Музей Бойманса — ван Бёнинген, Роттердам.

Это, пожалуй, единственная картина Дали, в которой нет загадки интерпретации. Ужасающий череп, в глазах и во рту которого такие же черепа, но в уменьшенном виде, и так до бесконечности. Пустыня. Змеи. Темные и безжизненные коричневые тона. Рассказ о том, насколько незначительны войны на земле и к чему они приводят. Лишь вдали полоса голубого неба, символизирующая надежду на мир.

Дали начал работу над картиной на пароходе, переезжая из Франции в США в столь тяжелый период войны.

Читайте также: Картины русских художников с названиями и описанием

Оцените статью
Блог про картины