Картины русских художников с названиями и описанием

Содержание
  1. Алексей Антропов
  2. Иван Аргунов
  3. Фёдор Рокотов
  4. Знаменитые русские портретисты
  5. Карл Брюллов
  6. Иван Крамской
  7. Михаил Врубель
  8. Валентин Серов
  9. Константин Маковский
  10. Илья Ефимович Репин
  11. Дмитрий Левицкий
  12. Развитие жанра в России
  13. Владимир Боровиковский
  14. 4. Альбрехт Дюрер
  15. Портреты самых известных русских художников
  16. 9. Ганс Гольбе Ганс Гольбейн Младший — один из самых известных немецких художников. Он учился рисовать у своего отца Гольбейна Старшего, который специализируется на росписи алтарей.
  17. Известные зарубежные портретисты
  18. Леонардо да Винчи
  19. Рафаэль Санти
  20. Тициан
  21. Альбрехт Дюрер
  22. Питер Рубенс
  23. Рембрандт
  24. Диего Веласкес
  25. «Счастливое дарование и склонность к живописи»
  26. 5. Питер Пауль Рубенс
  27. 7. Илья Репин
  28. Используемые материалы
  29. Происхождение термина «портрет»
  30. Гравюра — тонкое искусство
  31. Живописец Крамской
  32. Ракурс
  33. Валентин Серов
  34. 2. Рафаэль Санти
  35. 6. Рембрандт Ван Рейн Рембрандт — голландский художник, мастер светотени, гравер. Он был одним из важнейших представителей золотого века голландской живописи.
  36. Женская тема
  37. 8. Диего Веласкес
  38. История возникновения жанра
  39. Георгий Шишкин

Алексей Антропов

Творчество Антропова связано с иконописью. Но у этого мастера свой стиль. Он рисовал лица на портретах сплошными мазками, широко и свободно рисовал фон, одежду и аксессуары. Художник не старался выставить свои модели в лучшем свете, он изобразил их такими, какие они есть на самом деле. В его картинах можно увидеть как отрицательные, так и положительные черты.

Известные портреты Антропова:

  • Петр Великий;
  • количество семей;
  • атаман Краснощеков;
  • княгиня Трубецкой.

Также художник изобразил в профиль Екатерину II, Румянцеву, Воронцова, Петра III. Из-под кисти этого художника выходили портреты не только королевских семей, но и неизвестных людей. И все они изображены предельно правдиво.

Иван Аргунов

Иван Аргунов разработал концепцию национального портрета. Постепенно он отказался от древних традиций России и перенял стиль европейской живописи. Среди всех его работ есть ретроспективные портреты, которые он написал с картин из жизни семьи Шереметевых. Художник жил в 18 веке, хотя в его полотнах прослеживались черты следующего века.

Список портретов Аргунова:

  • шереметевы;
  • Екатерина Алексеевна;
  • Лобанова-Ростовская;
  • Екатерина II.

Аргунов стал создателем камерного портрета. Все его изображения выделяются своей духовностью. И даже среди работ художника есть интимные портреты, хотя они стали обычным явлением только в 19 веке. Наследие Аргунова по-прежнему популярно. Его работы вдохновили многих современных художников.

Фёдор Рокотов

Новый этап в развитии портретов связан с именем Рокотова. Этот художник научился передавать человеческий характер и черты характера. Его мир был духовным, а характеры — полными и многогранными. Рокотов работал в жанре полуформального портрета. Для него предметы стояли на фоне пейзажей или архитектурных построек и воплощали их в жизнь. Его первыми картинами были изображения Петра III и Григория Орлова, княгини Юсуповой и князя Павла Петровича.

Он получил известность благодаря другим портретам:

  • Новосильцева;
  • Ланской;
  • Майкова;
  • Воронцов;
  • Екатерина II.

Рокотов писал картины в стиле рококо, передавая чувственность и эмоциональность модели. Его работы позволили открыть для себя историю того времени. Практически все представители знати обращались к нему, чтобы запечатлеть их на полотнах.

Произведения Рокотова передают некоторые особенности. Он изображал моделей в движении, они оставались наполовину повернутыми к зрителю. Художник создавал объем с помощью заливки света и тени, научился гармонично сочетать разные оттенки. Благодаря этому художник изобразил человеческую сущность, а не только внешность. Его портреты отражали достоинство, честь и духовную благодать.

Лучше всего то, что у Рокотова были женственные и юношеские образы. Современные специалисты отмечают, что благодаря его работе также сформировался определенный тип девушек. Ее стиль прослеживается в портретах Зиновьевой, Струйской, неизвестной дамы в розовом.

Знаменитые русские портретисты

В России тоже было много талантливых художников, которые не только копировали стиль зарубежных мастеров, но и создавали свой. Они подарили миру множество известных портретов.

Карл Брюллов

Современники называли его «вторым Рафаэлем». Его картина «Последний день Помпеи» признана шедевром XIX века. Брюллов прославился прекрасными портретами высшей знати, в том числе изображениями Екатерины II. Кроме того, в его картинах можно увидеть мифологические сюжеты.

Иван Крамской

Странствующий художник и автор одной из самых загадочных картин «Lo Straniero». Эксперты до сих пор спорят, кто изображен на полотне. Но Крамского интересовала не только портретная живопись, но и изображение батальных сцен. Позже он стал искусствоведом и отметил, что художники слишком мало внимания уделяют социальным проблемам России в своем творчестве.

Михаил Врубель

Один из самых талантливых художников с трагической судьбой. Его работы сравнивают с ночными снами, которые столь же загадочны и неуловимы. У Врубеля была необычная черта: эйдетизм. Это особый вид зрительной памяти, когда человек не только воображает образ, но и видит его, как на фотографии.

Валентин Серов

Люди, далекие от изобразительного искусства, знают это по картине «Девушка с персиками». Вызвали мастера портрета. Живописец был академиком Императорской Академии художеств.

Валентин Серов был активным человеком, активно участвовавшим в жизни художников. Он входил в совет директоров Третьяковской галереи, рисовал иллюстрации для журнала, а позже присоединился к путешествующим художникам.

Константин Маковский

Многие называют его предшественником импрессионизма в России. Некоторые считали, что в своих картинах он изображал идеалы странствующего движения. Но, несмотря на неоднозначные отзывы о его творчестве, Маковский был самым высокооплачиваемым художником своего времени. А на Всемирной выставке в Париже он получил за свои работы золотую медаль.

Илья Ефимович Репин

Не только известный портретист, но и талантливый педагог. Преподавал в Императорской Академии художеств, является основоположником русского реализма. Своим примером Репин доказал, что благодаря таланту и трудолюбию можно добиться больших успехов в жизни.

За отличную учебу в Академии ему была назначена поездка за границу, где он мог черпать вдохновение для своей работы. Его портреты отличаются тонким психологизмом, умением передать всю глубину эмоций человека.

В России было много талантливых портретистов, получивших известность далеко за пределами своей Родины. Кроме того, многие из них вели активную общественную деятельность и в своей работе освещали социальные проблемы России.

Дмитрий Левицкий

Художники выделяют Дмитрия Левицкого среди портретистов. Говорят, в его творчестве отразился весь век Екатерины. Кто бы ни был натурщицей этого живописца, он передавал не только внешний вид человека, но и его психологические особенности. В портретах Левицкого просматриваются открытость, печаль, душевность, обида, черты национального характера.

Многие портреты этого мастера занимают промежуточное место между парадными и интимными. Самые известные работы:

  • Нелидова;
  • Львовская;
  • Дьякова;
  • Новиков;
  • Митрофанов;
  • Храповицкий.

Также стоит отметить портреты Кокоринова и весь цикл «Смолянка», образы Маркеровского и Бакунина. В творчестве Левицкого сочетаются точность Антропова и тексты Рокотова. То есть его портреты кажутся не только максимально правдивыми, но и одухотворенными. Благодаря такому сочетанию стилей он стал одним из самых известных художников 18 века. Мастер создавал портреты знатной знати, известных людей и простых людей.

Развитие жанра в России

В России портретная живопись распространилась в 18 веке. Но школы живописи в стране не было, поэтому приглашались иностранные мастера. Возникла Академия художеств, которую закончили многие талантливые живописцы, среди которых следует выделить Боровиковского, Рокотова, Никитина.

Первоначально мастера писали портреты членов императорской семьи, представителей знати. Но затем художники стали проявлять больший интерес к жизни простых людей, и крестьянская тема стала одним из ключей в портретах русских художников.

После революции чувственность, тонкий психологизм в картинах отошли на второй план. Художники писали по новой идеологии. Основной темой произведения был советский человек.

Владимир Боровиковский

Другой известный русский портретист — Боровиковский. Его личность связана с возникновением сентиментального жанра. Писал маслом полноценные портреты и миниатюры. Самые известные изображения:

  • Павел Первый;
  • Куракин;
  • Жуковский;
  • Державин;
  • У дочерей нет бороды.

На его полотнах можно было увидеть внутренний мир человека. Картины Боровиковского словно дышат эмоциями и чувствами. Мастер передал уникальность каждого человека.

Он создал специальную композицию для изображения женских образов. Все его модели были нарисованы на естественном фоне с цветами или фруктами. Каждую девушку изображали исключительно по пояс, она была уверена, что на что-то опирается. Постепенно стиль Боровиковского стал типичным для всей его эпохи. Современники переняли его опыт и знания. Благодаря этому портретиста стали называть историком.

4. Альбрехт Дюрер

Дюрер — немецкий график и живописец, один из самых известных представителей западноевропейского Возрождения. Он оставил не только картины, но и трактаты и гравюры.

Альбрехт Дюрер усовершенствовал искусство резки дерева. Он жил в Италии, изучал творческие методы итальянских художников.

Дюрер создал множество автопортретов, особенно любил писать себя в молодости. Ее творчество пронизано желанием познать законы природы, а также тягой к идеальной и гармоничной красоте. Он пронизан высокой накалом чувств, бунтарским духом.

Известные портреты: «Портрет Эразма Роттердамского», «Портрет Бернарда фон Ризена», «Император Максимилиан I».

Портреты самых известных русских художников

Рассмотрим ряд известных работ выдающихся русских художников-портретистов, получивших высокую оценку публики и коллег по мастерской.

У Владимира Боровиковского есть несколько чувственных женских портретов: портрет сестер А.Г и В.Г. Гагариных, портрет М.И. Лопухиной и портрет Е.А. Нарышкиной. Все три работы были написаны художником более пяти лет и стали отправной точкой для его сентиментальных портретов. В них на первом месте представлена ​​женственность, мягкость и чувственность девушек, а не их высокое положение в обществе, что подчеркивается спокойным и гармоничным фоном, плавными линиями и плавными переходами от одного оттенка к другому. Такой подход был оригинальным для того времени и быстро прославил художника.

Портрет сестер А.Г и В.Г. Гагариных. 1802 г.
Портрет сестер А.Г и В.Г. Гагариных. 1802 г.

У Кипренского есть такие известные работы, как «Бедная Лиза», портрет В.А. Жуковского, портрет А.К. Швальбе, упомянутый выше портрет А.С. Пушкина и автопортрет 1828 года. Поговорим подробнее о последнем. В автопортрете Кипренский изобразил себя в характерном для него романтическом стиле. Мы видим на нем модный тогда восточный халат, некоторую небрежность в прическе и рубашке, а также целый ряд чувств на лице. Это нежная и проницательная полуулыбка из-за всего происходящего и некоторая тревога за будущее. Интересно, что несколькими годами ранее, в 1820 году, художник написал более строгий автопортрет по заказу галереи Уффици, расположенной во Флоренции (старейшей и самой известной галереи в Европе). Действительно, Кипренский стал одним из первых русских художников, чьи работы украсили знаменитую галерею. Рассматриваемый нами автопортрет 1828 года также не остался незамеченным, поскольку в 1870 году его купил Павел Третьяков для своей коллекции. Работа до сих пор находится в Третьяковской галерее.

О. Кипренский. Автопортрет. 1828 гр.
О. Кипренский. Автопортрет. 1828 гр.

У Карла Брюллова, помимо уже упомянутой картины «Амазонка», есть прекрасные портреты знаменитой баснописницы И.А. Крыловой, княгини М.А. Бек, а также картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». О последних мы расскажем подробнее, так как они стали роковыми в жизни художника.

К. Брюллов. «Итальянское утро». 1823 гр.
К. Брюллов. «Итальянское утро». 1823 гр.

Жанровый портрет полуобнаженной девушки, умывающей лицо, «Итальянское утро» прославил Брюллова и настолько полюбил Общество поощрения художников, что он познакомил ее с императором Николаем I и его женой. Императорская чета наградила мастера бриллиантовым кольцом и заказала для нее пару картин. Однако вторая работа под названием «Итальянский полдень» привела к обратному эффекту: коллеги по живописи обвинили художника в отходе от академических стандартов красоты и смелости нарисовать опухшую девушку. Брюллов в ответ на этот отказ разорвал связи с обществом художников и заявил, что картина не статуя, и в ней вполне допустимо приближаться к тем формам, которые более реалистичны и нравятся нам больше всего.

К. Брюллов. «Итальянский полдень». 1827 гр.
К. Брюллов. «Итальянский полдень». 1827 гр.

Среди множества удачных портретов Перова мы возьмем для примера портрет Островского. Эта картина считается одной из лучших не только среди работ художника, но и в русской портретной живописи в целом. Перов любил работы Островского и запечатлел их без пафоса и прикрас, как он часто видел. Великий драматург предстает перед зрителем в домашней одежде без эффектного фона и красивых атрибутов. Это помогает сосредоточиться на его любопытном взгляде, интуиции и глубоких эмоциях. Портрет быстро стал известен, переехал в Третьяковскую галерею, а затем неоднократно печатался на почтовых марках.

В. Перов. Портрет А. Н. Островского. 1871 гр.
В. Перов. Портрет А. Н. Островского. 1871 гр.

Как мы уже отмечали ранее, Илья Репин создал огромную галерею портретов популярных современников. Среди них особо выделим портрет Мусоргского, ставший одним из самых известных произведений выдающегося русского художника. Это единственный портрет, созданный при жизни Мусоргского, скончавшегося в возрасте 42 лет. Наш современник может удивиться тому, что великий композитор изображен с красным носом в мантии и взлохмаченными волосами. Но это понятно, поскольку Репин наскоро написал свой портрет в больнице за несколько дней до смерти композитора. Художник не отступил от своих принципов реализма и показал большую личность во всей ее полноте и многогранности. С одной стороны, мы видим человека, измученного алкоголизмом, неприятием общества и болезней, с другой — сильного человека с ясным и пытливым взглядом.

И. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского. 1881 г.
И. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского. 1881 г.

Не менее популярен портрет Кустодиева работы Федора Шаляпина, ставший одним из лучших в портретной живописи мастера. Несмотря на то, что художник был прикован к инвалидной коляске во время составления портрета, он не отказался от идеи написать большой двухметровый холст. Чтобы воплотить его в жизнь, Кустодиеву пришлось работать над отдельными частями портрета в лежачем положении и использовать специальные приспособления для наклона холста. Жанровый портрет полностью отразил народный дух оперного певца и настолько понравился ему, что он очень понравился Шаляпину и бережно хранил в своем доме. Кустодиев же сделал уменьшенную копию авторского права и представил ее на выставках. Обе работы позже были переданы в музеи, где и хранятся сегодня.

Б. Кустодиев. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1922 г.
Б. Кустодиев. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1922 г.

Еще одним популярным портретом была «Дама в голубом» Сомова. Игорь Грабарь даже называл ее «Мона Лиза нашего времени», настолько точно образ женщины отражал характер Серебряного века. Современники художника одновременно были захвачены жизнью и грустили от недоверия к нему. Особенностью портрета были не только противоречивые чувства дамы, но и ее странное платье прошлых веков. Картину быстро заметили на выставке «Мир искусства», но в Третьяковскую галерею она попала только благодаря В. Серову, так как другие члены совета галереи не захотели голосовать за странную работу.

К. Сомов. «Дама в голубом». 1897-1900 гг
К. Сомов. «Дама в голубом». 1897-1900 гг

9. Ганс Гольбе
Ганс Гольбейн Младший — один из самых известных немецких художников. Он учился рисовать у своего отца Гольбейна Старшего, который специализируется на росписи алтарей.

Мастер прославился в двадцать один год. Он был художником при дворе Генриха VIII.

Портреты, сделанные Гансом Гольбейном, очень точны, он предельно четко передал образы и характеры изображенных людей. Художник уверенно играл светотенью, любил выделять различные мелкие детали, подчеркивающие его задумку.

Многие портреты мастера не лишены сарказма и иронии: они выдавали его истинное отношение к изображаемым людям.

Известные портреты: «Портрет Томаса Мора», «Портрет Эразма Роттердамского», «Портрет Генриха VIII».

Известные зарубежные портретисты

В изобразительном искусстве есть мастера, сумевшие создать настоящие шедевры портретного жанра. Им удалось передать не только внешнее сходство, но и характер героя образа.

Леонардо да Винчи

Итальянский художник, скульптор, ученый. Он много времени уделял изучению анатомии человеческого тела, что позволяло ему рисовать реалистичные изображения. Леонардо да Винчи был известен своим стремлением к совершенству, он умело передавал игру света и тени в своих картинах. Самые известные портреты итальянского гения — «Джоконда», «Дама с горностаем» и «Портрет музыканта».

Рафаэль Санти

Один из важнейших представителей эпохи Возрождения. Он занимался не только живописью, но и архитектурой. На своих полотнах ему удалось передать различные эмоциональные оттенки. Рафаэль Санти считался одним из самых «гармоничных художников.

Тициан

Еще один известный итальянский портретист. Современники считали, что его кисть наделена магической силой. Тициан написал множество полотен на мифологические и религиозные темы. Позже многие художники пытались копировать его стиль, но никому не удалось достичь его уровня мастерства.

Альбрехт Дюрер

Немецкий живописец, один из известных представителей эпохи Возрождения. После себя он оставил не только холсты, но и гравюры. Дюрер также много времени уделял совершенствованию искусства резания по дереву. Альбрехт любил писать автопортреты и всегда стремился к гармонии и совершенству.

Питер Рубенс

Фламандский художник, дипломат. Он работал в период расцвета барокко. Я обратил пристальное внимание на модельную перспективу. Он любил писать женские портреты, передавать чувственность на своих полотнах.

Современники отмечали необычайную работоспособность Рубенса. Ему удалось не только поработать, но и провести встречи со студентами.

Рембрандт

Голландский художник известен как мастер светотени. Писал не только портреты, но и гравюры. Он не акцентировал внимание на мелких деталях, предпочитая максимизировать внутренние переживания своего героя. Несмотря на свой талант, Рембрандт не переставал искать себя в творчестве и постоянно совершенствовал свое мастерство.

Диего Веласкес

Испанский мастер кисти, он служил придворным живописцем. В 18 лет при участии своего учителя ему удалось открыть собственную лабораторию. Как придворный художник, он рисовал не только дворян, но и простых людей, особенно угнетенных: гномов, шутов.

Это далеко не полный список мастеров портретной живописи. Ошибочно полагать, что все художники работали на заказ, а рисовали богатые. С помощью своих полотен они исследовали внутренний мир человека, все грани его личности.

«Счастливое дарование и склонность к живописи»

В 1812 году началась Отечественная война. Вместе с семьей графа Моркова Тропинин переехал в Москву. После войны вернулся к творчеству: создавал портреты московских дворян, в том числе писателей Николая Карамзина и Ивана Дмитриева. Тропинин написал также семейный портрет графов Морьковых. Вскоре живописец прославился в Москве. В журнале «Отечественные записки» о нем писали: «Тропинин, слуга графа Моркова. Он также учился в Академии художеств, обладает счастливым талантом и склонностью к живописи. Его колорит похож на колорит Тициана».

В 1818 году Тропинин вернулся на Кукавку. Там он создавал пейзажи и портреты крестьян, в том числе «Украинец с палкой». Художник вспоминал: «Я там не переставая писал с натуры, писал со всего и со всех, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех, что я написал до сих пор». В селе Тропинин он также создал несколько жанровых картин, в том числе «Свадьба на Кукавке».

В 1821 году Тропинин вернулся в Москву. Здесь он продолжил работу над «народными образами» — портретами украинских крестьян. Тропинин написал «Девушка с прялкой» и «Мальчик с трубкой». Также он работал над портретами художников Егора Скотникова и Николая Майкова. Критики высоко оценили новые работы живописца за выразительность линий, грамотную работу с красками и светотень.

В начале 1820-х художник еще был крепостным. Поклонники творчества Тропинина требовали от Моркова свободы. Друг художника Михаил Дмитриев даже предложил графу простить крупную задолженность по карте за его выпуск. Александра Амшинская писала: «Один из членов клуба, упрекая графа в его долгих обещаниях освободить художника, в душе сказал, что Морков, вероятно, положит торт в рот Тропинину, когда у него не будет зубов. Вольного художника он получил только весной 1823 года. Однако его семья оставалась в рабстве.

В сентябре того же года Тропинин написал письмо в Академию — с просьбой о присвоении звания художника: «8 мая я получил полную свободу от крепости, теперь мне остается выбрать образ жизни <..> Прошу прекрасный класс художников обратить хоть малейшее внимание на мою судьбу ». Вскоре Тропинину было присвоено звание «академика» за картины «Кружевница», «Старый нищий» и «Портрет художника Скотникова». «Кружевница» и «Старый нищий» были куплены писателем и журналистом Павлом Свининым для своей частной коллекции — так называемого «Музея.

«И ценители, и не ценители восхищаются, когда смотрят на это изображение « Кружевница »- Прим. Ред., Которое действительно сочетает в себе все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное освещение, радость, цвет ясный, естественный, более того, в этом портрете раскрывается душа Красавицы и то лукавое любопытство, которое она бросала на человека, вошедшего в этот момент. <…> Мастерская, свободная кисть, правильные и сильные туши, широкие тени, удивительный эффект : вот основные достоинства этого изображения «Старый нищий» — прим ред.. <…> Сложно установить, какое из двух произведений Тропинина: этот Портрет или описанная выше Девушка »Павел Свинин, каталог рукописей из Собрание музея

Чтобы получить звание академика, Тропинин должен был сдать экзамен в Академии художеств и осенью 1824 года был вызван в Петербург. Художник должен был написать портрет, который понравится профессорам Академии художеств, Тропинин сыграл работника Петербургского монетного двора Карла Леберехта. За эту картину художнику было присвоено звание академика.

В то же время Тропинин создал несколько реалистичных зарисовок повседневной жизни петербуржцев. Он отказался оставаться преподавателем в Академии художеств. Тропинин писал: «Я все был под командованием, но опять мне придется подчиняться Алексею — Ред. Оленину, то тому, то другому…».

Тропинин прожил в Петербурге несколько месяцев. За это время он получил несколько заказов на портреты, в том числе от госсекретаря Михаила Сперанского. Однако артист отказался — вскоре вернулся в Москву. Граф Морков пытался устроить его учителем в общеобразовательную школу, но Тропинин снова отказался: «Я хочу теперь спокойной жизни, ваше превосходительство, и не буду занимать никакой официальной позиции».

5. Питер Пауль Рубенс

Рубенс — фламандский художник, коллекционер, дипломат. Он стал одним из главных представителей искусства барокко. В портретном искусстве талант мастера раскрылся в полной мере. Для него всегда были важны жесты, взгляд, поворот головы, модельная поза.

Изображая представительниц прекрасного пола, Рубенс словно наслаждался их чувственностью, женственностью, великолепием тела.

У художника была большая работоспособность: он мог писать картины с утра до вечера. Во время работы Рубенс очень любил общаться со студентами и посетителями.

Известные портреты: «Портрет маркизы Брижит Спинола Дориа», «Портрет служанки младенца Изабеллы», «Портрет Елены Фурман с двумя детьми».

7. Илья Репин

Илья Репин — величайший художник России, ставший действительным членом Императорской Академии художеств, профессор и педагог, он разработал стиль русского реализма.

Молодой художник много бедствовал, пытался заработать на своих картинах. Первым учителем Репина был мастер иконописи. Благодаря ранней работе он копил деньги на учебу в Санкт-Петербурге.

Жизнь начала складываться, когда Репин сумел проявить себя в Академии художеств, талантливый юноша получил возможность поехать в Европу, изучить достижения западных мастеров. К этому времени он стал достаточно известным, чтобы принимать приличные заказы и улучшать свое положение.

Работы Репина отличались психологической точностью, его интересовали эмоции людей, отражались тревожные тенденции в обществе. Неудивительно, что он был близким другом Льва Толстого, общался с Шаляпиным и Бехтеревым, Бродским и даже Чуковским.

Портреты: «Мусоргский», «Лев Толстой», «Мать», «Константин Победоносцев».

Используемые материалы

Художники, работающие в жанре портрета, творили не только красками, но и другими художественными средствами.

Акварель — с ее помощью получается создавать нежные и чувственные портреты, поражающие реализмом (Стив Хэнкс «Вдохновение», «Солнце Санта-Фе», Мэри Уайт);

Масло: на основе растительных компонентов, цвета яркие, глубокие (Леонардо да Винчи «Мона Лиза», Рубенс «Портрет Анны Австрийской»);

Графика: в графике обычно рисуют этюды, но мастерам удается передать настроение героя карандашом («Идеальная голова Микеланджело», «Автопортрет Турина» Леонардо да Винчи»).

В современных портретах художники экспериментируют с техникой и материалами для достижения лучших результатов. Выбор материала зависит от эффекта, которого хочет добиться художник.

Происхождение термина «портрет»

В России такие картины называли «парсуны» от латинского слова persona, что означает «человек». Современный термин происходит от старофранцузского слова «портрет», которое можно интерпретировать как «точно».

Гравюра — тонкое искусство

Великие портретисты прошлого — национальное достояние тех стран, где они родились, жили и создавали свои картины. Заметный след в истории живописи оставил немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528), работавший в жанре гравюры. Его картины выставлены в самых престижных музеях мира. Картины, написанные художником в разные эпохи, такие как «Портрет молодого венецианца», «Портрет императора Максимилиана», «Портрет юноши» и другие, являются непревзойденными шедеврами. Великие портретисты отличаются от всех остальных художников высоким уровнем самовыражения. Их полотна — примеры для подражания.

Живописец Крамской

Иван Николаевич Крамской известен как создатель исторических портретов. Свое первое произведение он написал в Воронежской губернии, затем переехал в Харьков, а затем приехал в Санкт-Петербург. Сначала он занимался ретушью фотографий, затем создавал изображения людей на холсте.

Его работы необычны:

  • «Христос в пустыне»;
  • «Женский портрет»;
  • «Чужой человек»;
  • «Безутешная боль».

Крамской старался передать не только внешний вид человека, но и его переживания. На большинстве его картин персонажи выполняют какое-то действие, а не просто позируют художнику. Некоторые из его картин сейчас хранятся в Третьяковской галерее. Все работы Крамского передают его демократические взгляды. Он также долгое время изучал религию и даже совершил определенный прорыв в моральном и философском мышлении. Его портрет «Христос в пустыне» показал все драматические переживания сына Божьего, затронул глубоко психологическую трактовку его жизни, высказал идею героического самопожертвования.

Позже Крамской стал искусствоведом. Он судил об искусстве интуитивно, он постоянно исследовал каждую работу, он пытался дать объективную оценку художникам и повлиять на них.

XVIII век был хорошим временем для развития русской портретной живописи. Жанр занял лидирующие позиции, а художники переняли приемы и приемы у своих европейских коллег. Но если полотна зарубежных мастеров можно сравнить с сухими официальными отчетами, то портреты русских художников проникнуты чувствами и переживаниями, как лирические стихи или романы.

Художники хотели не только запечатлеть внешние характеристики предметов, но и отразить их внутренний мир. Например, Аргунову и Антропову удалось преодолеть условности и правдиво представить свои модели. И Боровиковский, и Левицкий пошли гораздо дальше. Как и последовавшие за ними художники, они научились улавливать настроение человека и придавать его личности духовность. Каждый портретист стремился к идеалу, превозносил внутреннюю и внешнюю красоту сюжетов.

Ракурс

Художник может изобразить человека на холсте:

  • в полный рост (Валентин Серов «Портрет актрисы Ермоловой»);
  • по колено (Рембрандт «Портрет старика»);
  • на бедрах (Брюллов А.П. «Портрет Н.Н. Пушкиной»);
  • к жизни (Луи Ток «Портрет дофина Людовика»);
  • до груди (Аргунов Иван «Портрет неизвестного крестьянина в русском костюме»).

На портрете может быть несколько положений головы:

  • анфас — когда модель смотрит прямо (Иван Крамской «Портрет крестьянина»);
  • на четверть оборота вправо или влево (Илья Репин «Портрет композитора М.П. Мусоргского»);
  • в трех четвертях (Караваджо «Санта Катерина д’Алессандрия»);
  • в профиль (Сандро Боттичелли «Женский портрет»).

На выбор угла и положения влияют декорации, отношения между светом и тенью и идея самого художника.

Валентин Серов

Серов был признан мастером портрета, он был известным человеком и графиком. Хотя его ранними работами были натюрморты и пейзажи, позже он начал изображать людей. Художник не ограничивался росписью холстов на заказ, а иллюстрировал книги известных авторов, создавал керамику и давал частные уроки будущим живописцам.

Самые известные его портреты:

  • «Девушка с персиками»;
  • Левитан;
  • Репин;
  • Мамонтова;
  • Симонович.

Серов участвовал в многочисленных выставках, создал целую серию портретов, благодаря чему получил почетные награды. Этот художник не побоялся изобразить обнаженную натуру. Его знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн поразил публику, ведь женщина на его полотне была полностью обнаженной. Картины Серова были известны не только в Российской империи, но и за ее пределами — во Франции, Италии, Швеции.

2. Рафаэль Санти

Рафаэль Санти — замечательный итальянец, он был художником, графическим дизайнером, изучал архитектуру. Он воспевал идеалы Возрождения в своих произведениях. Выходец из семьи художника, с детства переехал в художественную среду, у него была возможность общаться и учиться.

Рафаэль был очарован образом Мадонны и писал ей несколько раз, так как его отец постоянно писал Мадонну, используя в качестве моделей жену и сына. Считается, что только по этой причине мать кормит ребенка грудью. Поэтому Рафаэль отличался от сверстников гармоничным характером и верой в себя.

Портреты Мадонны Конестабиле, Систины и многих других после кисти Рафаэля стали совершенно новым словом в искусстве.

Мастер умер очень рано, но ему удалось установить новое направление для всевозможных оттенков эмоций. Рафаэля Санти интересовали гуманистические идеи, мир его кисти был прекрасен, а люди полны гармонии тела и духа.

Портреты: Женщина в покрывале, Джулия II, Папа Лев десятый с двумя кардиналами, Кастильоне».

6. Рембрандт Ван Рейн
Рембрандт — голландский художник, мастер светотени, гравер. Он был одним из важнейших представителей золотого века голландской живописи.

В его картинах был воплощен весь спектр человеческих переживаний. Рембрандт предпочитал опускать мелкие детали и максимизировать настроение изображаемого человека.

Рисовать будущий мастер начал с тринадцати лет. Он постоянно занимался творчеством и создавал картины в самых разных жанрах: портреты, жанровые сцены, пейзажи, натюрморты и так далее.

Известные портреты: «Юная Саския», «Портрет Яна Утенбогарта», «Флора», «Портрет Марии Трип».

Женская тема

Джованни Болдини (1842-1931), итальянский художник, входит в список «Великих портретистов мира» одним из первых. Признан непревзойденным мастером женского портрета. Его полотна можно рассматривать часами, настолько точны и живописны изображения. Сочные краски, преимущественно холодные оттенки, контрастные мазки, игра полутонов — все это собрано в его картинах. Художнику удается передать характер изображенной на полотне женщины, а также ее настроение.

8. Диего Веласкес

Испанский придворный художник Филиппа IV Диего Веласкес впервые взял кисть в руку в возрасте 10 лет. В восемнадцать лет он открыл собственную лабораторию, учитель Франсиско Пачеко смог помочь одаренному ученику.

Поначалу Веласкес не пытался изобразить людей, отказавшись от натюрмортов и повседневных образов. Но и тогда он отличался работой с цветом, его тени были полны цветовых переходов, цвета были яркими и сложными.

Этими характеристиками отличились и следующие портреты, при этом мы отмечаем резкие контрасты и светотень, выразительные позы натурщиков, естественность и психологизм.

После переезда в столицу и успеха при дворе знаменитый художник Диего Веласкес был завален заказами на парадные портреты. Но его больше интересовали обычные люди. Ему удалось написать самые простые и униженные: шутов, монстров, гномов.

Тициан оказал огромное влияние на развитие Веласкеса, именно его работы стали примером и образцом для юного Диего.

Известные портреты: «Менины», «Прядильщицы, завтрак», «Дама с веером», «Инфанта Маргарита», «Заблудший», «Старый повар», «Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах», «Шут Хуан. Австрии».

История возникновения жанра

В античном мире скульптура была доминирующим направлением в искусстве. Первый портрет был найден при раскопках в Египте. В эпоху проторенессанса началось развитие портретного жанра.

Изначально художники рисовали лица в профиль, в эпоху Возрождения мастера стали писать их за три четверти оборота. Когда наступила эпоха абсолютизма, началась мода на парадные портреты. Заказчиками были члены королевской семьи, духовенство и высшая знать. Появилась должность придворного художника.

Начали появляться новые направления, художники стали рисовать не только представителей высшего сословия. Обычные люди становились героями картин, сюжеты появлялись на бытовых сценах. В XIX и XX веках художники начали экспериментировать с содержанием, цветом и линиями. Теперь главным стало не только точное воспроизведение внешности, но и передача внутренних ощущений и эмоций.

Георгий Шишкин

Другой русский художник, Георгий Шишкин, разработал особую методику подготовки холста к пастели. Считается настоящим мастером портретной живописи, специалистом высокого класса. Образы его полотен передают всю чувствительность его техники. Шишкин известен как автор серии портретов творческих личностей. Ему позировали многие известные люди:

  • Гусев;
  • Гоголев;
  • Чхиквадзе;
  • Смоктуновский;
  • Жан Маре;
  • Чуриков;
  • Жерар Депардье;
  • Безруков.

Благодаря своему мастерству он стал известен не только в России, но и за рубежом. С ним готовы сотрудничать зарубежные актеры, писатели и другие известные люди. Шишкин также работал над созданием почтовых марок княжества Монако. Он создал официальный образ с портретом Альберта II.

Этот известный художник отмечен многочисленными национальными и зарубежными наградами. Ему выпала честь организовать свою выставку в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге в 2017 году. А некоторые из его портретов находятся в частных коллекциях королевы Великобритании, князя Лобанова-Ростовского и даже в Мюнхенском дворце.

Читайте также: Сальвадор Дали: творчество и биография кратко

Оцените статью
Блог про картины