- 10. Вечер на Украине
- В тылу врага
- Разрыв с передвижниками
- Уединение на пике славы
- Первые попытки учиться рисованию
- Один дома
- 9. Снежные вершины
- Выставки с единственным экспонатом
- Последние годы Архипа Куинджи
- 8. Лунная ночь на Днепре
- «На острове Валааме», 1873
- «Украинская ночь», 1876
- Благотворительность и доброта как образ жизни
- 7. Ночное
- Ладожские пейзажи
- Единственная любовь на всю жизнь
- 6. Осенняя распутица
- 5. Березовая роща
- 4. Радуга
- 3. Ладожское озеро
- Кража, как в кино
- Бёрдмен
- «Березовая роща», 1879
- Первая работа по душе
- 2. Дарьяльское ущелье. Лунная ночь
- Начальное образование
- Наиболее известные картины
10. Вечер на Украине
Произведение было построено в 1878 году, но закончено в 1901 году.
Зритель видит на полотне ферму, белую украинскую избушку в лучах южного солнца на закате. При написании картины художник активно использовал оттенки малинового цвета, которые придают пейзажу неподвижность, особый умиротворение.
Искусствоведы считают, что главная сила этого произведения заключается в попытке мастера разобраться в секретах и особенностях освещения, передать игру света и тени.
Некоторые исследователи творчества художника отмечают, что в этом произведении авторский декоративизм проявляется более зрело и ярко.
В тылу врага
В 1894 году Архип Куинджи вышел из тени в новом амплуа. Вице-президент Академии граф Толстой приглашает его руководить пейзажной мастерской. Для Куинджи возвращение в Академию в звании профессора — это возможность сломать все те образовательные стереотипы и клише, против которых он восставал в период путешествий. Педагогические методы Куинджи были не новаторскими, а скорее революционными. За своими учениками он ухаживал более ревностно, чем за голубями и галками. Куинджи-профессор всегда был готов помочь не только как наставник, но и как друг или даже как отец. Его ученик Николай Константинович вспоминал: «Как в старой лаборатории, где обучали искусству жизни, студенты лаборатории Куинджи знали только своего учителя, они знали, что из любви к искусству он будет защищать их на всех дорогах, они знали, что учитель был их самым близким другом, и они сами хотели быть его друзьями. Канцелярской стороны для мастерской не существовало. Что нужно было сделано…».
Куинджи водил своих питомцев в музеи Вены, Дрездена, Парижа. Он поднялся на глазах у всех в Крымских горах. Если во время обеда кто-то заказывал дорогое блюдо, Куинджи настаивал, чтобы его подавали всем (он, разумеется, оплачивал счет из своего кармана). Надо ли говорить, что в мастерской было так же утопично и демократично?
Студенты боготворили Куинджи, успеваемость его лаборатории была завидной.
А в 1897 году посеянные Куинджи вольнодумные всходы привели к закономерному результату: студенческой забастовке и отставке профессора.
Куинджи остался в Совете Академии. Несколько лет он пытался проводить реформы, занимался благотворительностью, основал Общество художников, которое надеялся преобразовать в «новую Академию». Но 97-я авария сломила этого железного человека: он все больше предпочитал компанию птиц компании, он жаловался на боль в сердце. Летом 1910 года в Петербурге скончался Архип Куинджи.
По рассказам своих близких, перед смертью он с необычайным пессимизмом говорил о религии, политических доктринах, «нравственном прогрессе человечества». Куинджи казалось, что ему не удалось изменить ни искусство, ни Академию, ни тем более мир к лучшему.
В день похорон к большой процессии присоединилось множество нищих, бродяг и нищих, которым Куинджи не раз помогал не умереть с голоду. Они, наверное, могли бы поспорить.
Следующая остановка — Академия художеств
К 1865 году Куинджи уже достаточно уверенно отправился в Петербург. В заветную Императорскую Академию художеств он поступил только с третьей попытки: стал ее слушателем. Появились друзья и знакомые, которые впоследствии сыграли важную роль в его творчестве и жизни. Среди них были путешествующие художники И. Н. Крамской и И. Е. Реп.
Страсть к странствующему движению и первым успехам
Передвижники, противопоставляя свое творчество академизму, привлекали юного Куинджи своим мнением и творческой составляющей. Под их влиянием он написал пейзажи «Осенняя оттепель», «Забытая деревня». «Чумацкий участок в Мариуполе». В этих полотнах художник показывает социальный взор и выражение гражданских чувств с помощью контраста тусклых цветов земли и светлых тонов неба. Эти работы несли явный оттенок сострадания к героям картин. На выставках передвижников они имели успех и были отмечены большим успехом, чем прославили автора.
Разрыв с передвижниками
Партнерство во многом сохранило талант и ограничило творчество Куинджи, самоуверенного мастера с безупречной репутацией, осознавшего степень популярности своего имени среди русских и европейских живописцев. Поэтому его выход из организации был предрешен и был вопросом времени. На решительный шаг художника подтолкнула анонимная газетная статья, критикующая Ассоциацию передвижников и творчество Куинджи. Впоследствии автором статьи оказался друг Товарищества Клодт МК.
Однако дружба со многими художниками, членами Товарищества, не прекратилась и после того, как Куинджи покинул композицию в конце 1879 года.
Уединение на пике славы
После июньской выставки 1882 года, где были представлены «Лунная ночь на Днепре» и «Березовая роща», художник внезапно решает отойти от ажиотажа и погрузиться в работы не для публики. В эти годы Куинджи неустанно писал, меняя стиль, ища новые композиции для земли и красок, делая упор на их устойчивость к свету и влажности.
В 1886 году художник купил в Крыму большой участок земли, на котором построили дом. Здесь, недалеко от моря и гор, Куинджи черпал вдохновение, он приводил сюда своих учеников. В 1888 году он побывал на Кавказе и был им чрезвычайно увлечен.
Годы монастыря оказались очень плодотворными: было написано около пятисот живописных и трехсот графических работ. Сложилась главная черта пейзажей Куинджи — они стали не только романтическими, но и философскими.
Первые попытки учиться рисованию
С ранних лет Архип увлекался рисованием. Каждый раз он пытался изобразить то, что видел, и делал это хорошо. Один из его давних знакомых, обратив внимание на очевидные способности мальчика, предложил ему поехать в Крым, где жил и работал знаменитый Айвазовский. Покажите мастеру свои рисунки, испытайте себя и станьте учеником — мечта юного Куинджи. И летом 1855 года, полный надежды, он прибыл в Феодосию. Но обычно внимательный к молодым талантам, на этот раз Айвазовскому не хватало явного таланта. Попытки попасть на занятия хотя бы в магистратуру тоже дали плачевные результаты: горячему и решительному подростку разрешалось только красить заборы и смешивать цвета. После 2 месяцев мытарств он вернулся на родину.
Один дома
Академия не сразу открыла объятия Архипу Куинджи. Он был отвергнут несколько раз, один раз — единственный из 30 протестированных. В итоге за картину «Татарская сакля» ему было присвоено звание «несекретный художник», от чего Куинджи отказался, попросив взамен разрешения быть аудитором. Итак, в 1868 году 28-летний художник был окончательно зачислен в Академию.
Куинджи бросил школу, присоединившись к классу по всем параметрам. Речь не шла о влиянии странствующих людей, которые в те годы были явной оппозицией «академикам» (кстати, Куинджи тоже покинул передвижников после пяти лет сопротивления). И то, что самоучка-самоучка, упрямая и свободолюбивая я была связана какой-либо структурой, будь то покрытая мхом академическая программа или новаторский, острый странствующий социальный курс.
просто Куинджи вскоре понял, что творчество — это дорога, по которой он ни с кем не идет. Он не был отшельником. Он мог часами ожесточенно спорить с Репиным, Крамским или Васнецовым о задачах искусства, природе гения и других туманных вещах. Но когда рассеялись табачный дым и порох, Куинджи остался один с холстом. В такие моменты его не интересовали ни советы наставников, ни мнение сверстников, ни реакция публики. Это сознательно выбранное творческое одиночество, по мнению многих, придерживавшееся отдела моды, иногда принималось за слабость. Впервые (Куинджи тогда был еще студентом) он пропал «с радаров» примерно на год: не появлялся в Академии, не выставлял свои работы, не участвовал в дружеских вечеринках и дебаты. Одноклассники считали, что Архип, не сумев справиться с бедностью, сдался и вернулся домой. Пока Федор Буров не познакомился с Куинджи в одной из петербургских фотостудий, где он работал ретушером. Виктор Васнецов сразу же отправился к Куинджи, чтобы уговорить его вернуться, а не бросать живопись. Напрасная работа — Куинджи ни на день не переставал писать. Напротив, вдали от дискуссий и «компетентных мнений» он работал более плодотворно.
В 1880 году он получил поистине необычайный успех: картина «Лунная ночь на Днепре» стала настоящей сенсацией. Беспрецедентная выставка живописи, организованная Обществом поощрения художеств, сопровождалась небывалым ажиотажем. Публика выстраивалась в очереди длиной в километр, критики задыхались от радости. Отныне даже нечестивцам стало ясно, что каким бы наивным ни был замысел Куинджи, как колористу ему нет равных. Он прославился в Европе и укрепил свои позиции ведущего русского пейзажиста.
А в 1882 году он снова «исчез» — на этот раз на добрых двадцать лет. На пике славы и формы Архип Куинджи отошел от общественной и общественной жизни, довольствуясь обществом жены и ближайших друзей. И он не выставлял свои новые работы до начала 20 века.
9. Снежные вершины
Работа художника находится в Чувашском государственном художественном музее в городе Чебоксары.
Исследователи творчества Куинджи часто говорили о том, что живописец умел придать любому пейзажу ощущение красоты и необычности мира, это умение нашло отражение в его работе «Снежные вершины».
Картина отличается от работ странствующих художников, в ней автор отказывается от всякого намерения исследовать, он превращает его в простое желание насладиться открывшимися проблесками.
Природа в этом произведении интерпретируется художником как часть сил космоса, несущая красоту и величие.
Выставки с единственным экспонатом
В течение следующих шести месяцев художник работал над своей самой известной картиной «Лунная ночь на Днепре». В процессе создания этого уникального произведения художник Куинджи проявил себя и как химик: он подбирал новые составы красок, добавляя в них химические элементы. Цель заключалась в том, чтобы найти драматические тона и оттенки, которые придают сиянию глубину и иллюзию. И мастеру это удалось. Осенью 1880 года произошло беспрецедентное событие: выставка, на которой было представлено одно полотно. Кроме того, автор представил образ уникальным образом: в темном помещении с единственным источником света — лампой, направленной на изображение. Это была сенсация! Улица, на которой располагалось Общество поощрения художников (в этом здании проходила выставка), в период с октября по ноябрь была переполнена экипажами, мостами и толпами людей. Многие не раз приходили полюбоваться чудом.
В 1881 году художник повторил успех предыдущего года: на этот раз единственным экземпляром выставки стала работа «Березовая роща». Картина «Утренний Днепр», представленная в 1882 году, на удивление не вызвала такого ажиотажа.
Последние годы Архипа Куинджи
В 1894-1897 годах профессор Куинджи руководил школьной пейзажной мастерской при Академии художеств.
За последние 10 лет жизни он создал множество великолепных картин, лучшие из которых: «Радуга», «Красный закат», «Ночь». В них ярко выражена страсть художника к созерцанию природы, особенно неба, его красочных и завораживающих явлений.
В 1910 году Архип Иванович тяжело заболел. Пожилой артист с больным сердцем не справился с воспалением легких. 24 июля 1910 года великий Куинджи скончался в Петербурге.
8. Лунная ночь на Днепре
Работа создана в 1880 году и выставляется в Санкт-Петербурге.
Интересный факт: художник сомневался в своем успехе, поэтому он пригласил меня посмотреть незаконченный вариант работы, чтобы увидеть реакцию людей, Менделеев, Крамской и Тургенев увидели картину.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» пользовалось невероятным успехом у публики, художник сделал две копии.
Изображение поразило публику невероятным серебристым сиянием луны. Многие стали спрашивать автора, какими цветами он писал ее, не веря, что такой цвет и свет можно передать с помощью обычных материалов.
«На острове Валааме», 1873
Собрание Государственной Третьяковской галереи
В начале 1870-х годов остров Валаам на Ладожском озере привлекал многих художников своей суровой и красивой природой. Туда побывал и Куинджи — романтические виды русского севера проявились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В это время он полностью отошел от классических традиций и подражания старине, идеализировав образ природы. В какой-то мере этому способствовала растущая популярность естествознания и научного подхода к изучению природы в России того времени. В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валаам», слухи о которой еще до ее завершения стали распространяться среди художников Петербурга.
Илья Репин писал Павлу Третьякову о незавершенной работе Куинджи: «… всем она ужасно нравится, и как только Крамской пришел ко мне сегодня, он обрадовался». Вполне возможно, что именно после одобрения многих художников Павел Третьяков поручил своему приехавшему в Петербург брату Сергею приобрести картину «На острове Валаам». Это стало первой работой Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Этот образ, представленный на академической выставке, был явно сильнее работ других художников, и известность Куинджи значительно выросла.
Также Федор Достоевский в журнале «Гражданин» определил «На острове Валаам» национальный пейзаж.
«Украинская ночь», 1876
Собрание Государственной Третьяковской галереи
В 1876 году в неотапливаемой Академии наук проходила 5-я выставка передвижников: Академия художеств не допускала в свои комнаты набирающих популярность передвижников, и посетители смотрели на картины, не снимая шляп и калош. На этой выставке Куинджи представил картину «Украинская ночь», которая буквально поразила публику, художников и критиков. Пейзаж поразил публику сиянием луны, изображенной на белых стенах хижин на фоне темно-синей ночной тьмы.
В обзорах пейзажа даже прозвучал особый термин — «место Куиндева». Критики отметили «беспрецедентную новость и силу эффекта… В иллюзии лунного света Куинджи превзошел всех, даже Айвазовского». Газета «Русские ведомости» писала, что изображение постоянно окружает толпа, восторгам которой нет конца. Один из самых влиятельных искусствоведов того времени Владимир Стасов оценивал значение этого произведения так: «Если бы Куинджи только написал свои« Взгляд на Финляндию »,« Забытую деревню »,« Степь »,« Тратто Чумацкий » , подойдет только хороший пейзажист, а таких еще несколько. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, «он пошел своим путем, крайне оригинальным».
Благотворительность и доброта как образ жизни
Действительно, Архип Иванович и Вера Леонтьевна, во всем поддерживающая мужа, жили очень скромно, в то время как они владели многоквартирными домами в Петербурге и снимали квартиры. Пара пожертвовала большую часть своего дохода, включая гонорары за картины, на благотворительность. Десятки и сотни тысяч рублей были пожертвованы художником Академии, а также различным обществам для поощрения и поддержки художников.
По воспоминаниям ученика А.И. Куинджи Николая Рериха, великий учитель был необычайно хорошим человеком, добрым, чутким к природе, всяким птицам и насекомым. Седовласый хозяин, улыбающийся и совершенно счастливый во время кормления несметного количества прилетевших птиц, зная эти нежные руки, — одно из самых теплых воспоминаний Рериха о своем хозяине.
Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь: в семье не было детей. Но и здесь Вера Леонтьевна проявила себя мудрой женщиной: она заботилась об учениках мужа по-матерински, а тот, в свою очередь, относился к ним как к отцу.
7. Ночное
Картина написана в последние годы жизни художника с 1905 по 1908 год; многие искусствоведы считают, что он остался незавершенным.
Зритель видит на полотне освещенную луной и убегающую вдалеке реку, возле которой пасутся лошади. Искусствоведы говорят, что это произведение Куинджи воспринимается как его воля.
Именно на этом полотне мастеру удалось запечатлеть тайну рассвета на бескрайних степных просторах, на берегу широкой спокойной реки, где молча пасутся лошади в ожидании рассвета.
Ладожские пейзажи
С 1870 года Куинджи неоднократно посещал живописные места Ладоги, излюбленную природу русских художников. Результатом стали пейзажи под названиями «На острове Валаам» (первая картина Куинджи, купленная П.М. Третьяковым) и «Ладожское озеро». Им уже присуще реалистичное отражение природы с романтическим кроем. Его имя звучало сильнее, его уже знали за рубежом.
Окончательно поверив в свой талант, Куинджи решил, что ему больше не нужна Академия, и бросил учебу.
Единственная любовь на всю жизнь
Артист познакомился с Верой Шаповаловой в родном городе Мариуполь. Молодые люди полюбили друг друга. Но Вера происходила из богатой купеческой семьи, и ее отец поставил условие: если ты зарабатываешь, Вера твоя. Это было сложно, но целеустремленно и терпеливо не только Архип освоил профессию. На протяжении многих лет (12 лет с момента их знакомства до свадьбы) его вдохновляли и поддерживали слова Веры о любви и обещании ждать столько, сколько потребуется.
В 1875 году наконец состоялась свадьба. Во время свадебного путешествия молодые люди отправились в живописные места Ладоги. По пути на Валаам корабль столкнулся с подводной скалой. Пассажирам пришлось боком запрыгнуть в лодки. К счастью, все обошлось, и пара решила, что, поскольку им удалось сбежать, теперь они будут делать добрые дела на всю жизнь.
6. Осенняя распутица
Картина написана в 1872 году.
Интересный факт: спустя несколько лет живописец написал несколько полотен, посвященных ненастьям, среди которых стоит отметить:
- Забытая деревня (1874);
- «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875 г).
Поздняя картина художника «Осень. Туман »служит своеобразным отражением полотна« Осенняя оттепель. Место написания произведения неизвестно.
За годы своего создания автор был связан с обществом путешествующих художников, поэтому в целом картина написана по тем принципам, которые они использовали в живописи.
Искусствоведы называют пейзаж жанром, именно он принес Куинджи звание классного художника.
На нем изображена карета, запряженная лошадьми, которая пытается преодолеть вымытую дождем дорогу, стоящее в одиночестве дерево, вдали видны люди, поселение.
При написании пейзажа автор использовал холодные серые тона, чтобы максимально реалистично передать ощущение осенней погоды.
5. Березовая роща
Картина была написана в 1879 году и до сих пор остается одной из самых известных работ художника. Полотно написано в стиле романтического пейзажа.
Как и во многих других своих работах, мастер добивается особого эффекта с помощью необычных сочетаний цвета и света, изображение пронизано контрастом солнца и тени.
Зритель не видит верхушек берез, на полотне изображены только их стволы и некоторые ветви, в центре картины автор нарисовал медленно текущий ручей.
Благодаря этой работе Куинджи приобрел известность, коллеги по мастерской смогли его оценить, говорили, что он может свободно работать с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов, художника даже называли «русским Моне».
Интересный факт: предпосылкой для написания картины стал этюд 1878 года «Сосновый бор с рекой», идею художник позаимствовал у Шишкина. Но полотно «Березовая роща» существенно отличается от работ Шишкина, в нем художник сумел показать глубину пространства, обобщить кроны деревьев, расширить плоскость неба, передать атмосферу легкой и радостной природы.
4. Радуга
Полотно оценивается искусствоведами как шедевр позднего творчества художника, оно писалось с 1900 по 1905 год.
Куинджи в своих произведениях часто упоминал уникальное явление природы — радугу. На этой картине также изображена радуга после сильного дождя.
Цвета на полотне переданы правильно, поэтому зритель, глядя на него, может почувствовать легкость ветра после дождя, запах влажной земли.
Яркая и светящаяся радуга на небе — символ надежды и уверенности в лучшем. Работа написана светлыми и яркими красками, которые вызывают чувство радости и восторга.
3. Ладожское озеро
Работа создана в 1873 году после поездки мастера на остров Валаам.
Для справки: полотно входит в трилогию картин о природе севера, в этот цикл также вошли работы художника «На острове Валаам» и «Север».
Живописцу понравилась суровость северной русской природы, скалы, заросли леса, чистая и прозрачная вода озер.
В картине «Ладожское озеро» зритель может увидеть усыпанный песком и камнями берег озера, который, как слеза, погружается в чистую и прозрачную воду. На полотне также изображена лодка с рыбаками, вдалеке виднеется парус другой лодки, горизонт низкий, большую часть картины занимает небо с густыми темными облаками.
Кража, как в кино
Пейзажи Куинджи могут быть интересны как произведения искусства не только для эстетического наслаждения, но, к сожалению, и для получения прибыли. Ведь картины стоят миллионы долларов.
Итак, 27 января 2019 года в Третьяковской галерее было совершено дерзкое преступление. Невероятно, но украсть шедевр совсем не сложно. Только что приехал молодой человек 1986 года рождения, вынул фото, вытащил из кадра за колонной и ушел. Посетители приняли его за сотрудника музея. Интуиция, что картину украли, просто и дерзко украли, пришла к смотрителю музея через несколько минут, и она забила тревогу. К счастью, злоумышленник был обнаружен камерами наблюдения и арестован на следующий день. Украденный шедевр получил небольшие царапины, оставшиеся при снятии картины с рамы. Суд приговорил похитителя к трем годам колонии строгого режима.
Похищенная картина «Ай-Петри. Крым »(1898–1908) размерами 39 х 53 см — часть собрания Государственного Русского музея. Оценка в 20 миллионов рублей.
Бёрдмен
К 1890 году Куинджи разбогател. Кроме того, основным источником богатства были не картины (они хорошо продавались и продавались), а довольно рискованные сделки с недвижимостью. Архип Куинджи купил, а затем с прибылью перепродал несколько многоквартирных домов на Васильевском острове. Кроме того, за 30 тысяч он купил участок земли в Крыму, который еще в начале 20 века оценивался в миллион.
Убранство его дома оставалось таким же скромным, как и в студенческие годы. В доме не было прислуги, на обед подавали самую простую и обильную пищу. Но с детства усвоенное правило «Я сильнее и должен помогать» приобрело новые масштабы. Куинджи буквально раздавал свои деньги направо и налево. «Вы знаете, что делается? Кругом такая бедность, что не знаешь, кто сыт, а кто нет… Они приходят отовсюду, всем нужна помощь… »- оправдал он свою« расточительность ». Он пожертвовал сотни тысяч на благотворительность, награды начинающим артистам и организация вернисажей. Куинджи не зря и ничего не требовал взамен. Случалось, что когда он услышал в разговоре, что кому-то нелегко, через знакомых стеснял деньги словами: «Я не знаю его, мне стыдно, так что вы… Передайте ему это ». Однако Куинджи помогал не только своим малоимущим коллегам, ни окружающим странникам, ни начинающим изобретателям, ни обычным мошенникам, от которых они отказались не знали слава о щедрости Архипа Ивановича распространилась по Петербургу, и линия страданий никогда не кончалась. Дошло до того, что жене Куинджи Вере Леонтьевне пришлось руководить «канцелярией по приему и ходатайства».
Куинджи пользовался особой популярностью среди своих любимых птиц. Его любовь к ним даже стала темой карикатур в прессе, а Куинджи получил прозвище «птичий доктор». Он покупал мешки с зерном для птиц, часами сидел на крыше, «разговаривая» с голубями и очень гордился тем, что однажды своими руками сделал трахеостомию задыхающейся вороне, которая после операции жила долго и счастливо и счастлив в своем доме.
«Березовая роща», 1879
Собрание Государственной Третьяковской галереи
Работы Архипа Куинджи не перестают радовать посетителей его выставок. Они обсуждали законы оптики, лунного света, пытаясь понять, как на его картинах создается необыкновенное свечение. Успех художника признала и Академия художеств, но звания академика ему не присвоили, ограничившись званием художника 1 степени. В 1878 году Куинджи вместе с женой Верой отправился в Париж на Всемирную выставку, где представил несколько пейзажей в разделе русского искусства. Французская пресса не оставила их без внимания — защищавший импрессионистов критик Эдмон Дюранти писал: «Куинджи, несомненно, самый любопытный, самый интересный из молодых русских художников. Свою исконную национальность он чувствует даже больше, чем другие».
Работы Куинджи получили высокую оценку коллег. В 1879 году открытие VII передвижной выставки было намеренно отложено на неделю, чтобы художник смог завершить три большие картины, обещанные организаторам.
Одна из таких картин — «Березовая роща» — позволила оценить нового Куинджи, умело работавшего с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов. Александр Бенуа отметил это, назвав Куинджи «русским Моне».
Первая работа по душе
В Мариуполе Куинджи удалось найти работу в салоне местного фотографа ретушером. Эта работа приблизила его к заветной мечте и дала опыт приобретения художественных навыков. Также было достаточно времени для самостоятельных занятий. В Одессе, куда он уехал через несколько месяцев, целеустремленный молодой человек продолжал заниматься ретушью. Через три года после переезда в Таганрог следующие 5 лет своей жизни он посвятил той же работе: в центральной фотостудии С.С. Исаковича с 1860 по 1865 год амбициозный и трудолюбивый Куинджи Архип работал, учился и оттачивал свое мастерство с энтузиазмом и терпением.
2. Дарьяльское ущелье. Лунная ночь
Полотно создавалось более пяти лет, с 1890 по 1895 год. На нем изображено Дарьяльское ущелье, расположенное на реке Терек, к востоку от горы Казбек. По дну ущелья течет река, вокруг нее возвышаются скалы.
При написании холста художник использовал контрастные и яркие мазки, которые визуально создают объем из света и тени.
С помощью этой техники автору работы удалось передать свежесть ночного воздуха ущелья, создать атмосферу тишины и умиротворения.
На фото видны два ярких пятна, это луна и ее отражение в спокойной воде реки. Они не нарушают спокойствие изображения, напротив, уравновешивают тишину.
Начальное образование
Учитель греческого языка научил будущего художника читать и писать. Школьное образование состояло только из 2-х классов городской приходской школы. Отсутствие систематического образования и плохая грамотность впоследствии мешали будущему живописцу на всю жизнь. Возможно, поэтому его архив скуден: нет дневников, нет тесной переписки с современниками, есть несколько сообщений от П.М. Третьякова и некоторых официальных лиц.
Наиболее известные картины
Работы великого Куинджи можно найти в музеях и частных коллекциях по всему миру.
Имена самых известных из них:
- «Осенняя оттепель» (1870-1872);
- «На острове Валаам» (1873 г);
- Ладожское озеро (1873 г);
- Украинская ночь (1876 г);
- Березовая роща (1879 г);
- Лунная ночь на Днепре (1880 г);
- Христос в Гефсиманском лесу (1901 г);
- «Радуга» (1900–1905).
В ноябре 1901 года состоялась последняя выставка картин художника.
Читайте также: Казимир Малевич: биография и самые известные картины