- «Царский жалованный иконописец»
- Иконопись
- «Спас Нерукотворный». Симон Ушаков
- В Оружейной палате
- Иконы Симона Ушакова: «живоподобие» и фряжское письмо
- Оценка икон Ушакова
- Призвание
- Значение в истории русской иконописи
- Древо государства Московского
- Фанатичное трудолюбие
- Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»
- Художественное кредо
- История написания иконы
- Богоматерь Владимирская. Новатор или традиционалист?
- Переходная ступень к живописи
- Как дворянин стал иконописцем
- Главная работа мастера
- Первые иконы
- Идейные ориентиры
«Царский жалованный иконописец»
Симона Ушакова. Владимирская Богоматерь (деталь). 1652. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Симона Ушакова. Спаситель Великий Епископ (фрагмент). 1657–1658. Государственный Исторический музей, Москва
Симона Ушакова. Крест Голгофы (деталь). 1652. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Симон Ушаков — один из немногих русских иконописцев XVII века, биография которого содержится в царских исторических документах. Симон Ушаков родился в 1626 году в Москве. Из синода — особого церковного списка умерших — известны имена его родителей, жены и детей. Мать артиста звали Мария, а жену звали Феврония. У Ушакова было двое детей: дочь Евфимия и сын Петр. Известно, что он происходил из московской знати, а среди родственников будущего иконописца были представители духовенства.
Ушаков начал заниматься рисованием еще в детстве и рано прославился. Еще в 1648 году, в возрасте 22 лет, он был удостоен звания «царский тертый иконописец», на которое обычно претендовали искусные мастера, исполнители государственных заказов. Симон Ушаков работал в Серебряной и Золотой палатах Оружейной палаты как «знаменосец» — создавал эскизы серебряных и золотых предметов, церковной утвари, расписывал знамена и холсты, рисовал планы и карты.
В 1652 году Симон Ушаков создал Владимирскую икону Божией Матери для московского храма Архангела Михаила в Овчинниках («Владимирская Богоматерь»). Это первая сохранившаяся работа мастера. Он был написан с соблюдением существовавших тогда иконографических канонов. При работе над работой художник использовал в качестве натурщика еще одну икону с такой же фактурой, на оборотной стороне которой Ушаков подписал: «Летом 7160 года эта икона была стёрта с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской и мер: а государь-иконописец Симон Федоров писал…».
В конце 1650 года Ушаков уже был известным живописцем: царь Алексей Михайлович заметил его работы. Он пригласил иконописца расписать Кремлевский дворец. В то же время Ушаков создал «Царскую парсуну» — светский портрет XVII века. Художник не оставил даже церковную роспись: в 1657 году он написал икону «Епископ Великий». Художник рискнул отойти от привычных канонов иконописи и нарисовал Христа живым человеком. Художник Игорь Грабарь писал о «Епископе Великом»: «В этом ленивом и утомленном виде нет ничего, что поднимается из земли, нет даже намека на тот вдохновенный полет вверх, в чужие земли, который так силен в искусство Древнего Новгорода».
Иконопись
Симона Ушакова по праву называют реформатором иконописи, поскольку он внес много новшеств в приемы и приемы изображения ликов святых. Во-первых, он был настоящим мастером искусства, ставившим на иконы стихи — тексты в стихах. Строки обычно включали прославление Господа и надежду на его милость, а также упоминание имени клиента.
Икона Симона Ушакова «Богоматерь Елеуса Киккосская» / ГТГ
Во-вторых, художник, работая над изображениями Христа (им создано около 12 вариантов «Спасителя нерукотворного»), руководствовался живостью и старался передать мельчайшие детали своего лица, повторяя анатомические черты человеческого лица. — аккуратно прорисованные глаза, ресницы, немного отстраненный взгляд. За это, а прежде всего за то, что он имитировал западную живопись, на автора неоднократно нападали и обвиняли в богохульстве со стороны старообрядцев.
В-третьих, большое значение стали придавать фону, возник интерес к передаче пространства и светотени. С именем московского иконописца связано также изменение конструкции церковных дверей и иконостаса.
«Спас Нерукотворный». Симон Ушаков
1658 год. Симон Ушаков создал свое самое известное произведение. Икона «Нерукотворный Спаситель» была написана для Сергиево-Посадского монастыря.
Работа выполнена по дереву с использованием темперы. Размер иконы довольно небольшой: 53 на 42 сантиметра.
В Оружейной палате
В 1664 году герой нашей статьи был переведен на службу в Оружейную палату. Объем его обязанностей расширился, а его популярность только возросла. Он быстро стал одним из лучших мастеров при царе, основав целую школу иконописцев.
Царь Алексей Михайлович благоволил Ушакову, лично давал ему всевозможные указания по художественной части. Благодаря этому Ушаков до самой смерти жил в достатке и почете.
Он умер в столице России в 1686 году. Ему было 62 года.
Иконы Симона Ушакова: «живоподобие» и фряжское письмо
Симона Ушакова. Владимирская икона Божией Матери (фрагмент). 1662. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Симон Ушаков, Яков Казанет и Гаврила Кондратьев. Благовещение с акафистом (фрагмент). 1659. Государственный Исторический музей, Москва
Симона Ушакова. Сальваторе не ручная работа. Конец 1960-х — начало 1970-х гг. Государственный Исторический Музей, Москва
В 1658 году иконописец Иосиф Владимиров посвятил Ушакову трактат «Послание некоего Изуграфа Иосифа к Цареву и более мудрого живописца Симона Федоровича». Несколько раз они вместе работали над церковными росписями, много разговаривали и обсуждали искусство. Владимиров поддержал внесенные Ушаковым изменения в существующий стиль иконописи. В своем трактате он критиковал художников, которые подражали старым мастерам, копировали их стиль: они использовали темные цвета для изображения лиц, они не вдавались в детали. Их иконам не хватало объема, лица выглядели одинаково. Владимиров писал: «В старинной живописи многие находят безумие неискушенных иконописцев». По мнению художника, иконы должны были быть похожими на действительность, быть «похожими на жизнь». Это то, к чему стремился Симон Ушаков.
Спустя два года, в 1659 году, Симон Ушаков вместе с художниками Яковом Казанетом и Гаврилой Кондратьевым создал икону «Благовещение с акафистом» для Грузинской церкви Богородицы в Москве. Ушаков проработал лица, художник использовал естественные цвета, тщательно прорисовал детали и получил реалистичный образ. Еще одно произведение Симона Ушакова этого периода — Владимирская икона Божией Матери 1662 года. Она была рукоположена настоятелем Сретенского монастыря в Москве Дионисием. В нем Ушаков снова попытался добиться «живого подобия». Искусствовед Екатерина Гладышева писала: «Несмотря на использование линии, очертание лиц приобретает мягкость, показывает характерную для рисунка художницы неравномерность и неравномерность нажатия кисти — видимо, маэстро пытался передать ощущение бодрость, трепет перед формой».
В 1664 году Симон Ушаков был переведен на работу в Оружейную палату. В конце 17 века он считался центром художественной жизни России. Здесь работали лучшие мастера того времени, изготавливая оружие, драгоценности, церковную утварь, предметы быта для знати. Часто расписывали храмы, дворцы и усадьбы. Работы Ушакова стали образцом для других художников. Вокруг него начала формироваться школа иконописцев. Специально для своих учеников он написал одно из первых произведений по теории живописи в истории России: трактат «Слово к красивой иконописи». В нем он призвал художников сосредоточиться на «прославлении Бога», заняться церковной росписью. Более того, Ушаков утверждал, что иконки должны быть «зеркалом» реального мира — вызывать доверие. Он одним из первых написал об ответственности художника перед обществом и церковью.
Многие из нас, недостаточно знатоков живописи, пишут о том, что более достойно смеха, чем милость и нежность, по этой причине они вызывают гнев Божий и подвергаются осуждению иностранцев и великому позору честных людей.
Симон Ушаков, «Слово к красивой иконописи»
Симона Ушакова. Царь Алексей Михайлович. Фрагмент иконы «Древо Русское Государственное» (Хвала Владимирской иконе Божией Матери). 1668. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Симона Ушакова. Русское государственное древо (хвала Владимирской иконе Божией Матери) (фрагмент). 1668. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Смотрите также: Улица Якиманка Большая (18 век)…
Симона Ушакова. Царица Мария Ильинична с детьми Алексеем и Федором. Фрагмент иконы «Древо Русское Государственное» (Хвала Владимирской иконе Божией Матери). 1668. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1663 году Симон Ушаков создал одно из самых известных своих произведений — икону «Хвала Владимирской иконе Божией Матери», или «Русское государственное древо», для Троицкой церкви в Никитниках. Большую часть работы занимает дерево, которое растет из Успенского собора. На его ветвях Ушаков написал портреты 20 московских святых, а в центре в медальоне — образ Владимирской иконы Божией Матери. Художник обратил внимание на лики и позы святых. С особым вниманием Ушаков работал над образами Алексея Михайловича и его жены с детьми. Композиция, фон и подобие портрета героев с реальными прототипами в этом произведении оказались новыми для русской иконописи. Искусствоведы Софья Свердлова и Дмитрий Суховерков так писали об этой работе иконописца: «В отличие от предыдущих копий Владимирской, выполненных по единой линии по размеру и подобию, при создании« Древа »мастер не был связан с образец и может позволить более свободную интерпретацию изображения, что проявляется не только в «свободе» рисунка, но и в новом принципе личного письма, которое больше никак не соотносится с особенностями оригинала. «В иконе Ушакова исследователи также обнаружили прославление русских правителей и святых.
В идеологическом смысле эту икону можно рассматривать как «полемический трактат, вобравший в себя важнейшие рекламные идеи того времени и служивший религиозно-церковным оправданием политики царского правительства в период становления русского абсолютизма.
Историк Людмила Сукина на иконе Симона Ушакова «Древо государства Российского»
В 1685 году Ушаков создал свое последнее произведение — икону «Тайная вечеря» для Успенского собора Троице-Сергиева монастыря. Год спустя, в июне 1686 года, он умер. Похоронен иконописец недалеко от Знаменского монастыря в Москве.
За свою жизнь Симон Ушаков создал более 50 икон, признанных памятниками культуры и искусства и сейчас экспонирующихся в музеях России: Третьяковской галерее, Русском музее. Авторство некоторых его икон спорно. Искусствоведы считают, что над этим могли бы работать ученики художника. В конце жизни у Ушакова было много подражателей. Среди его учеников — последователи традиций русского искусства XVII века: Василий Кузьмин, Михаил Милютин, Афанасий Семенов.
Оценка икон Ушакова
Мнение о творчестве Симона Ушакова довольно противоречивое. Некоторые критики видят в нем человека, который много сделал, чтобы стереть границы между изобразительным искусством и иконописью. Поэтому историк Георгий Филимонов утверждал, что значение его художественной деятельности заключается в облегчении перехода от иконописи к живописи.
Другой известный российский искусствовед и искусствовед Игорь Грабарь придерживался полярного мнения. Он утверждал, что роли Ушакова недостаточно для полного отхода от исконных традиций русской иконописи и формирования новых норм. Однако все царские живописцы допетровской эпохи подвергались такой же резкой критике.
Аналогичного мнения придерживаются и современные исследователи творчества Ушакова. Советский и российский историк древнерусского искусства Энгелина Смирнова считает, что творчество Симона Федоровича не свидетельствует о каком-либо серьезном шаге к новой художественной культуре. Он видит в них сохранение иконографических правил позднего средневековья, поэтому придерживается идеи, что иконы Ушакова и его учеников сильно переоценены.
Призвание
Несмотря на большую загруженность, Симон успел написать картины, став известным иконописцем. Он расписывал стены храмов, делал красивые насечки на орудиях, искусно создавал карты.
Невероятное трудолюбие и мастерство Саймона не ускользнули от внимания его начальства. В 1644 году мальчика перевели в Оружейную палату. Там он занял должность заслуженного иконописца. По мере развития его таланта Ушаков стал лидером московских иконописцев.
Первым произведением мастера 1652 года стало знаменитое изображение Владимирской Богородицы. Спустя пять лет у живописца появился первый Спаситель, сделанный не вручную.
Нарушение привычных канонов письма принесло образу известность. В работе показана реалистичность черт, объемность и полнота написания. Несмотря на наличие ресниц, мерцания в глазах, имитацию слез, то есть новаторство, церковь приняла икону.
Всего написано несколько образов, но первый признан программным. В поисках наибольшей близости к убрусу с оставленным на нем ликом Христа Ушаков постоянно совершенствовал свои работы. Изменены характеристики, удалены или добавлены надписи. И сам мастер, и его ученики первыми сравнялись с западными живописцами. В изображенные лица были введены человеческие качества. Эта техника не использовалась в старинной иконописи.
Значение в истории русской иконописи
Христос — великий епископ 1658 г
Работы Симона Федоровича Ушакова противоречивы. С одной стороны, он пытался сохранить византийскую традицию иконописи. С другой стороны, он довольно смело привлекал новые веяния, которые заимствовал и формировал на основе тех, что пришли из государств Западной Европы.
Проще всего понять контраст действий Ушакова на конкретных примерах. С одной стороны, он использовал прототипы религии, которой молились в России. С другой стороны, он позволил себе написать их не по канонам, а с помощью образов из реальной жизни. Поэтому считается, что на иконе 1676 года «Архангел Михаил, топчущий дьявола» он изобразил самого себя. Несмотря на то, что Ушаков написал от себя только одного человека, для иконописи 17 века это немыслимо.
Еще одна уникальность работ Симона Ушакова в том, что он стал использовать светотень. Все еще совершенно неестественно, он впервые стал появляться на его иконах. Раньше отображение было совершенно другим: казалось, все движется в противоположном направлении, показывая зрителю, что действие происходит в альтернативном мире, мире святых и Иисуса.
Ушаков отказался от этой идеи, как и многие его московские ученики. С помощью своей игры со светом, идущим не от самих лиц и фигур, а как бы извне, он стал сближать зрителя и высшие силы. Именно такое сближение считается одной из главных заслуг художника.
Древо государства Московского
О важности традиции для Ушакова свидетельствует его неоднократное обращение к образу «Владимирской иконы Божией Матери». Помимо самой первой иконы 1652 года, эта тема отражена в трех других произведениях начала 1960-х, представленных на выставке.
Икона Владимирской иконы Божией Матери с избранными святыми в кулуарах 1660 года происходит из Успенского собора Флорищевой пустыни и, судя по длинной надписи внизу, это вклад художника в Успенский монастырь — доказательство того, что художник был во-первых, достаточно богат, чтобы иметь возможность вносить свой вклад, во-вторых, очень религиозен. Еще одна Владимирская икона была написана по заказу настоятеля московского Сретенского монастыря Дионисия в 1662 году.
Третье изображение — знаменитая икона «Хвала иконе Владимирской иконы Божией Матери» или «Московское государственное дерево» 1663 года. Названия эти поздние и более или менее условные, так как оригинальное название нам неизвестно, а в 19-м. В инвентаре века она называлась «Владимирская картина с московскими чудотворцами». Вокруг медальона с иконой Богородицы — изображения московских святых и некоторых известных исторических личностей. Галерея этих персонажей начинается с основателей Московского княжества — князя Ивана Калиты и митрополита Петра, которые перенесли столичную столицу из Владимира в Москву и основали Успенский собор Московского Кремля, который также изображен на иконе.
Слева на ветвях дерева — московские святые, преемники митрополита Петра, последний из которых — Патриарх Филарет. Выше его сын, царь Михаил Федорович Романов, основатель новой династии, царь Федор Иоаннович, последний из Рюриковичей, и благородный царевич Димитрий, покровитель всего московского правящего дома.
На правой ветви изображены святые, и их ряд неожиданно открывается изображением князя-схемы-инока — инока Александра Невского. В верхней части иконы изображен Христос в облаках, дающий ангелам венец и одежду. Сюжет сюжета таков: в 1625 году шах Аббас прислал в Москву из Персии славную реликвию — мантию Господню, которую торжественно возложили в Успенском соборе Московского Кремля. И, конечно же, расписывая мантию, художник имел в виду эту драгоценную кремлевскую реликвию. Сочетание двух мощей — Владимирской иконы Божией Матери и Ризы Господней — наглядно продемонстрировало прямое покровительство Христа и Богородицы государству Москва.
По бокам Христа выгравированы надписи Апокалипсиса — фрагменты обращений к церквям Сарды и Смирны. Эти тексты вместе с текстами на свитках царя Алексея Михайловича и тогдашнего наследника царевича Алексея Алексеевича образуют своеобразный диалог: в ответ на молитвенное обращение царя и царевича Христос обещает им и все состояние Москва халат и корона в знак его покровительства.
Фанатичное трудолюбие
Мастерство, трудолюбие, незаурядная работоспособность привлекли внимание начальства, и в 1664 году он был переведен в Оружейную палату, где был назначен на хорошо оплачиваемую должность «хорошо оплачиваемого изографа». Талант оттачивается, слава растет, и теперь Симон Ушаков становится лидером всех иконописцев Москвы. Биография его более поздней жизни предполагает, что он был незнаком с бедностью и непризнанием, которые обычно сопровождают многих художников. Последний из блестящих иконописцев допетровской эпохи скончался в Москве в 1686 году в окружении славы, достатка и признания.
Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»
Чтобы говорить об Ушакове как реформаторе, необходимо обратиться к одному из самых любимых сюжетов его творчества — нерукотворному образу Спасителя, который художник неоднократно повторял в разные периоды своей творческой биографии.
Первая нерукотворная икона Спасителя, выполненная Ушаковым, происходит из московской Троицкой церкви в Никитниках и ранее датировалась 1658 годом. Но именно для выставки была проведена полная реставрация иконы, это было освобождены от реестров XVIII и XIX веков, и у нас была возможность увидеть почти полностью сохранившуюся оригинальную картину Ушакова. Кроме того, реставраторам удалось восстановить первоначальную надпись по фрагментам золотых букв и их отрывков на олифе и установить правильную дату — 1661 год.
Почему именно изображение Спасителя, созданное не руками, так привлекло внимание художника, и почему он десятилетиями практиковал на нем свои новые художественные приемы? Чтобы понять это, необходимо прежде всего обратиться к эстетическим трактатам как самого Ушакова, так и его друга, ярославского художника Иосифа Владимирова (этот самобытный жанр — одна из новых черт художественной культуры XVII века).
Главный пафос длинного сочинения Иосифа Владимирова — борьба с отходом от древних традиций. По словам художника, его предшественники допустили много ошибок, исказив первоначальные свидетельства, которыми обладали древние произведения, и именно к этим свидетельствам должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая своих современников, почему, например, сегодня мучеников изображают с темными лицами, если они были молоды и красивы, или почему идеальный и совершенный аспект Христа и Богородицы, известный из библейских свидетельств и легенд в дальнейшем на иконах он не воспроизводится. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к изображению, сделанному не руками, ведь именно он запечатлел живые и подлинные черты Спасителя.
Отсюда и поиск этой живости и аутентичности и возникает само понятие «живое сходство», которым Ушаков и Владимиров оперировали как в своих теоретических трудах, так и на практике, в своих иконах.
Что такое живость? Во-первых, это не натурализм в европейском понимании этого слова, не работа с природой. Реалистичность — это воспроизведение живых и достоверных свидетельств святых людей и событий как основная задача иконописи. Для Ушакова было важно прояснить это свидетельство, исправить его и сделать более убедительным. А потому нерукотворный образ Спасителя для Симона Ушакова — это вечный вызов и вечный поиск. Ищите наиболее точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. И это настойчивое исследование, конечно же, опровергает все традиционные предрассудки о секуляризации русской культуры в XVII веке.
Симона Ушакова. Сальваторе не ручная работа. 1678
Темпера на дереве. 53 × 42. Третьяковская Галерея
Художественное кредо
Завершая серию великих русских иконописцев — Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, — Симон Ушаков становится мостом к следующему этапу в развитии русской живописи. Иллюминатор отразил его взгляды на искусство, на ответственность авторов за свои работы, на реальность объекта, изображенного в его книге «Слово прекрасному иконическому письму», опубликованной в 1666 году, возможно написанной в изгнании. Взгляды, выраженные в ней автором, настолько прогрессивны, что некоторые критики высказали мысль, что в своей картине он не был таким смелым. В книге он хвалит «принцип зеркала», который говорит о стремлении к точности изображения. В связи с этим художник разработал новый метод письма: мелкие, едва различимые штрихи, делающие незаметным переход цвета, назывались «смешиванием» и были многослойными. Это позволило нарисовать овал лица, близкий по цвету к настоящему, округлить подбородок и шею, подчеркнуть припухлость губ, аккуратно очертить глаза. Все эти приемы Ушаков оттачивал на своих любимых образах — Спасителя и Богородицы.
История написания иконы
Симон Ушаков написал свою знаменитую икону в Москве. «Спаситель нерукотворный» появился в Троицком храме столицы Никитинки. Интересно, что внизу этой работы сохранилась надпись. В нем указано, что это произведение было создано государственным иконописцем Симоном Ушаковым в 1658 году, в 7166 году от сотворения мира.
Эта надпись была обновлена в XIX веке. Икона Симона Ушакова «Нерукотворный Спаситель» — самый первый образ Спасителя, созданный не руками всех уцелевших. Известно, что сам Ушаков и мастера его круга создали не одно такое произведение.
Стоит отметить, что Симон Ушаков продемонстрировал в этой иконе некоторые нововведения. «Нерукотворный Спаситель» написан в самых современных художественных техниках того времени. Они на долгие годы определили творческое своеобразие русской иконописи.
Этот значок выделяется среди других не только естественной передачей черт лица, но и светотенью, моделирующей объем, созданной с помощью сложной системы, в которой чередуются светлые и темные тона. Чтобы смягчить переходы между ними, на завершающем этапе их дополнительно адаптировали друг к другу.
В то же время стоит отметить, что, вопреки европейской традиции, в русской иконе освещение лика святого никоим образом не было мотивировано реальным источником света. А расположение вспышек света указывало на то, что Ушаков и его сотрудники соблюдали традицию, существовавшую в России с 14 века.
Богоматерь Владимирская. Новатор или традиционалист?
Первые подписанные и датированные произведения Ушакова относятся к 1750-м годам, самая ранняя из них — икона «Владимирская Богоматерь» 1652 года и прославленная чудотворная икона. Кроме того, над надписью помещена приписка «на заказ»: иконописец воспроизвел не только композицию оригинала, но и его точные размеры.
Тот факт, что Ушаков на раннем этапе своего творчества выбрал прославленную чудотворную византийскую икону, присланную на Русь в начале XII века, очень ясно указывает для нас на одну из главных опор его творчества. Мы привыкли считать художника новатором, революционером в древнерусской иконописи, но должны понимать, что само понятие «новаторство» отсутствовало в русской культуре XVII века. Церковные писатели и художники обращали внимание прежде всего на традиции. Эта традиция также имела большое значение для Ушакова. Он не только выбирает древний чудотворный образ, но и воспроизводит его «в меру и подобии».
Симона Ушакова. Богоматерь Владимирская, на обороте Голгофский крест. 1652
Темпера на дереве. 104 × 70. Третьяковская Галерея
Переходная ступень к живописи
На сегодняшний день известно 50 икон, подписанных самим Симоном Ушаковым. «Троица» заслуживает отдельного описания. Он был завершен в зрелом возрасте — в 1671 году. Дата указывается и Адамом, и Рождеством Христовым. Расширенные подписи часто делались на лицевой стороне холста. Икона хранится в Русском музее с 1925 года, откуда пришла из Гатчинского дворца. Композиция иконы позаимствована у Андрея Рублева, творчество которого, как принято считать, по силе уступает духовности и философскому звучанию. Это связано с перенасыщением полотна тщательно расписанными предметами обихода. С этими старинными деталями некоторые иконы больше напоминают живопись. Симон Ушаков ею всегда интересовался. Он занимался ремонтом, то есть реставрацией картин. По сути, «Троица» — это ступень перехода от иконописи к искусству в чистом виде. Он был хорошо знаком с мастерами западных школ и иногда заимствовал фон для своих икон у выдающихся художников, таких как Веронезе. Поэтому Ушаков не только великий иконописец, но и талантливый художник и график.
Как дворянин стал иконописцем
Одним из важных клиентов Ушакова была святая Илария Суздальская, основатель Успенской пустыни. Он был родственником Симона Ушакова, как сообщалось из его жизни. И именно из его жизни мы узнаем, что митрополит Ушаков заказал четыре иконы: «Спаситель на престоле», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Киккосская» и великий храм «Успение», выполненные в 1663 году.
Примечательная легенда связана с иконой Успения Пресвятой Богородицы, также выставленной в житии Илариона Суздальского. Когда деревянную церковь заменили каменной, Иларион задумался, не сохранить ли прежнее посвящение на престол, и тогда Богородица явилась ему во сне в том же образе, в котором она была написана на Ушаковской иконе. Иларион понимал, что освящение престола необходимо сохранить, даже новый каменный храм был посвящен Успению Богородицы.
О том, что митрополит Иларион сыграл важную роль в жизни Ушакова, свидетельствуют и другие факты из его жизни. В частности, известно, что и сам Иларион, и монахи его монастыря останавливались в доме Ушакова в Китай-городе. А жизнь подсказывает, что когда монахи, находившиеся в доме Ушакова, молились, над домом поднимался столб света и пламени. Он был настолько большим, что часовые бросились со Спасской башни, опасаясь, что в Китай-городе вспыхнул пожар.
Эти эпизоды показывают, насколько тесно Ушаков был связан с духовной средой и, возможно, именно эта связь с детством предопределила его судьбу. Ушаков происходил из дворянской семьи, и для тогдашнего московского дворянина выбор области искусства был несколько неожиданным. Скорее всего, причиной такого выбора стали не только таланты юноши, но и внутренние духовные мотивы.
Симон Ушаков со своими учениками Егором и Иваном. Успение Пресвятой Богородицы.1663 г
Темпера на дереве. 146 × 120. Третьяковская Галерея
Главная работа мастера
На этой необычной иконе, помимо стен Кремля, написанной максимально правдиво и расположенной в нижней части картины, изображен Успенский собор. Эта главная святыня государства Российского также изображена с фотографической точностью. У его ног два человека сажают дерево «Государство Российское — собиратель русских земель Иван Калита и митрополит Московский Петр, известные тем, что передали из Владимира в Москву символ духовной силы — митрополию, обозначив тем самым вертикаль города мощность.
Первые иконы
Первая известная работа мастера — изображение Богородицы Владимирской, датированное 1652 годом. Примечательно только тем, что спустя пять лет он увидел свет первого Спасителя, созданного не руками Симона Ушакова. О нем спорят, нравится ему это или нет, но изображение стало известно нарушением канонов письма. В нем проявляются реалистичные черты, он тщательно и объемно написан. У Иисуса ресницы, глаза сияют, как от слезы. И несмотря на это, храм принял икону. Конечно, это не было революционным словом в иконописи, но определенно стало чем-то новым.
Идейные ориентиры
Для Симона Ушакова «Спаситель» не ручной работы был определенным идеологическим и эстетическим ориентиром. Год создания этой иконы (1658 г.) стал решающим для многих русских иконописцев. Дело в том, что этот образ впоследствии неоднократно упоминался в трактатах Иосифа Владимирова, посвященных эстетике и поиску соответствующих ориентиров. Кстати, он был другом и коллегой Ушакова.
В своих произведениях Владимиров утверждал, что Христос Ушакова был написан не по канону. Однако именно в таком виде он становится ближе и понятнее обычному человеку. Впоследствии многие ориентировались на творчество Симона Ушакова. «Нерукотворный Спаситель», описание которого дано в этой статье, стал главной темой иконописи на следующие несколько лет.
Этот образ стал самым авторитетным для любого иконописца.
- https://na-proletarke.ru/drugoe/simona-ushakova.html
- https://FB.ru/article/316180/simon-ushakov-spas-nerukotvornyiy-opisanie-i-foto
- https://TopKartin.ru/hudozhniki/simon-ushakov
- [https://socialtutors.ru/vprhistory/394-demoversija-vpr-2021-po-istorii-7-klass.html]
- [https://www.pravmir.ru/reformator-ikonopisaniya-simon-ushakov-cherez-reformyi-k-traditsii-1/]
Читайте также: Сведения о жизни и творчестве Васнецова Виктора Михайловича: картины с названиями