Сведения о жизни и творчестве Васнецова Виктора Михайловича: картины с названиями

Биография:

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в деревне со смешным названием Лопьяль. Отец Васнецова был священником, как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич перевез семью в село Рябово. Это произошло из-за его службы. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал известным художником, его звали Аполлинарий.
Талант Васнецова проявился с детства, но крайне плачевное материальное положение семьи не оставляло вариантов, как отправить Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14 лет Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Сюда бесплатно привезли детей священников.
Не окончив духовной семинарии, Васнецов в 1867 году поехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, у него было мало денег, и Виктор выставил на аукционе две его картины: «Доярка» и «Жнец». Перед отъездом он так и не получил за них денег. Через несколько месяцев в Санкт-Петербурге он получил за эти две картины 60 рублей. Приехав в столицу, у молодого артиста оставалось всего 10 рублей.
Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года учился в Рисовальной школе, где познакомился со своим учителем И. Крамским.
Васнецов начал учебу в Академии художеств в 1868 году. В то время он сдружился с Репиным, и даже когда-то они жили в одной квартире.
Хотя Васнецову Академия понравилась, он не закончил ее, уехав в 1876 году в Париж, где прожил более года. В то время Репин тоже был там в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.
Вернувшись в Москву, Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника существенно изменился, и не только стиль, сам Васнецов переехал жить в Москву, где сблизился с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве проявил себя Васнецов. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя комфортно и исполнял различные творческие работы.
Васнецов более 10 лет проектировал Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после завершения этой работы Васнецова по праву можно назвать великим русским иконописцем.
1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике «Трех богатырей».
После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, который его сильно угнетал. Люди уничтожали его картины, относились к художнику с неуважением. Но до конца жизни Виктор Михайлович был верен своему делу — рисовал. Умер 23 июля 1926 года в Москве, не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.

Юношеские годы

В семье Васнецовых существовала традиция, что все дети должны были продолжить дело своих предков и получить священство. Именно по этой причине отец Виктора в 1858 году решил отдать сына в духовное училище, после чего будущий живописец в 1862 году перешел в класс Вятской духовной семинарии.

Помимо того, что Виктор Васнецов усиленно изучал Священное Писание, он занимался еще и иконописью, и эти уроки проводил известный художник Н.А. Чернышев, у которого была своя иконописная мастерская в Вятке. Виктор очень ответственно подошел к получению образования, внимательно слушал своего учителя, а также посещал местные музеи и делал огромное количество зарисовок.

Библия

Спустя несколько лет в имении Чернышевых Васнецов-младший познакомился с художником в изгнании из Польши — Эльвиро Андриолли, который впоследствии стал наставником и лучшим другом юного Виктора.

За время дружбы с Эльвиро Васнецовым он написал первые произведения, а также помог своему наставнику расписать церковь, которая в то время строилась в Вятке. Из уст Андриолли молодой человек узнал о существовании Петербургской Академии художеств и не мог дождаться поступления в нее.

Поскольку у семьи и родственников Васнецова не было средств, чтобы отправить Виктора на учебу в Санкт-Петербург, Андриолли помог молодому человеку участвовать в лотерее для состоятельных горожан и продал многие его картины. В результате проведенной лотереи Виктор получил определенную сумму денег, на втором курсе бросил учебу в духовной семинарии и с благословения отца уехал в Санкт-Петербург.

Смерть

Биография Виктора Васнецова закончилась 23 июля 1926 года, когда ему было 78 лет. Художник скончался от сердечного приступа в московской лаборатории. Васнецова похоронили на Лазаревском кладбище, а когда оно было разрушено, прах снова захоронили на Введенском кладбище.

До Академии. Первые картины Виктора Михайловича Васнецова

Спустя несколько десятилетий скажут, что Виктор Михайлович Васнецов «не иссяк». Он происходит из семьи священников. Нет-нет, это не те пухлые попы, которых так ярко изобразил товарищ Виктор, знаменитый Илья Репин в его «Крестном ходу». Жизнь сельского священника Михаила Васнецова ничем не отличалась от крестьянской, разве что его интеллектуальные и художественные интересы были шире. Да и сами крестьяне дружили с маленькой Вити с детства. Ему не нужно было спускаться среди людей, или «притягивать» их к себе, и тем более ему не нужно было доказывать себе или другим, что «низшие классы тоже люди». Просто он провел среди них детство, они были его друзьями без подразумеваемого слова «как будто». Возможно, этим объясняется невероятная надежность Васнецова «унижать и оскорблять.
Сын священника, обремененный большой семьей (шестеро детей), но совсем не прибыльной, улица была в семинарии — по той простой причине, что детей священников там принимали бесплатно. В Вятке Васнецов встретил первого настоящего художника в своей жизни: польского эмигранта Эльвиро Андриолли. Именно он, глядя на рисунки будущего мастера, категорически заявил, что священников в мире достаточно, но люди с таким художественным талантом редкость. Он рассказал об Академии художеств и предложил организовать аукцион и выставить две картины Виктора Михайловича Васнецова — «Жнец» и «Доярка», которые дали возможность заработать на поездку в Петербург. Отец принял его желание и, сообщив в семинарии о завершении учебы, Виктор Васнецов поехал в Петербург поступать в Академию.

Детство и юность

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопяла Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вложил в шестерых детей. Он не только воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но и делал все возможное, чтобы разнообразить их, в том числе в области науки. Но маленький Витя вырос в окружении легенд, поверий, легенд, которых в Вятской земле было в изобилии, и предпочел сказку науке.

Автопортрет Виктора Васнецова

С раннего детства Виктор рисовал, и в творчестве мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых была не очень богатой, и поэтому отец не мог отдать сына в художественную школу. Вместо этого в 1858 году Витя поступил на Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в воспитании юного Васнецова стала духовная семинария. Но юноша покинул это учебное заведение с благословения отца ради Петербургского рисовального училища, в которое он поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественное училище Виктор успел сдать экзамен в Академии художеств, но он начал учиться там только через год. В художественной школе Иван Крамской был учителем рисования молодого художника.

Карьера художника в Петербурге

Васнецов-младший окончил Академию художеств в 1873 году и впервые отправил свои работы на выставку в первой половине 1869 года. Сначала картины художника входили только в выставку Академии, но после Виктора он присоединился к Товариществу который был связан с передвижными художественными выставками, начинающий художник начал присылать туда и свои работы.

Творческий путь Васнецова состоит из двух основных этапов, поскольку изначально в своих работах художник придерживался только социально-критического жанра. Здесь его герои представлены пожилой парой, живущей за чертой бедности, которую Виктор изобразил в своей работе «Из квартиры в квартиру», а также грустным средним классом в картине «Преферанс».

Васнецов

Эксперты сравнивают работы живописца этого периода с работами Федора Достоевского, ключевыми элементами которых являются сострадание и ирония.

Второй этап творчества Виктора Васнецова датируется второй половиной XIX века, и специалисты связывают его с тем, что предприятие в то время активно интересовалось «легендами глубокой древности». «Изюминкой» творчества художника на этом этапе стало то, что он соединил в них фольклорные мотивы и исторические факты. Живописец занимался созданием увлекательных картин, которые до сих пор не оставляют равнодушным ни одного любителя живописи. К популярным произведениям этого периода относятся:

Васнецов

  1. «Витязь на распутье»;
  2. «Гусляр»;
  3. «Аленушка»;
  4. «Иван-царевич на сером волке»;
  5. «Три богатыря».

Визитная карточка Виктора Васнецова — это как раз последняя работа, на которой изображены русские герои, защищающие рубежи своей Родины: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Знатоки современности утверждают, что «эпический» период Васнецова послужил образцом «нового русского стиля».

Помимо работы над картинами, художник занимался новаторством в сценографии, созданием декораций и костюмов для спектакля «Снегурочка» в постановке Римского-Корсакова. Виктор Васнецов приложил немало усилий и поработал в одном наборе, изображающем покои царя Берендея.

Творчество Васнецова

В творчестве Васнецова ярко представлены различные жанры, которые стали этапами очень интересной эволюции: от быта к сказке, от станковой живописи к монументальной, от страны странствующих людей к прообразу стиля модерн.

На раннем этапе в творчестве Васнецова преобладала бытовая тематика, например, в картинах «Из квартиры в квартиру» (1876 г.), «Военная телеграмма» (1878 г.), «Библиотека» (1876 г.), «Балаганы в Париже» (1877 г).

Впоследствии основным направлением стало эпическое и историческое: «Витязь на распутье» (1882), «После битвы Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), «Иван-царевич на сером». Волк »(1889),« Герои »(1881-1898),« Царь Иван Васильевич Грозный »(1897).

Аленушка
Аленушка Богатырь
Богатырь Иван-царевич верхом на сером волке
Иван-царевич верхом на сером волке

В конце 1890-х годов все более важное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в Храме Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и рисунки), в общем, оригинальные подготовители настенных росписей для Владимирского собора, росписи церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

После 1917 года Васнецов продолжил работу над популярными сказочными сюжетами, создав картины «Битва Добрыни Никитича с семиглавым змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917-1926).

Передвижничество Васнецова и поездка в Европу

Когда Виктор Михайлович посетил первую передвижную выставку, ему показалось, что это его путь. Васнецов написал несколько картин для передвижных выставок. Особенно ценилась работа с квартирой. На это обратил внимание и Павел Третьяков, что считалось серьезным достижением. Во-первых, у Третьякова был отменный вкус, а во-вторых, его интерес сулил художникам возможность забыть о безденежье. Передвижники возлагали надежды на Васнецова как мастера жанровой живописи, который и дальше будет показывать сирот и бедняков. Но сам Васнецов чувствовал, что, несмотря на его близость к передвижникам, он еще не нашел своего направления.
Репина и Крамского пригласили в Париж, и все вокруг твердили, что художник не может добиться успеха, не увидев других стран. В Париже он поселился с Крамским. Новые направления не впечатлили; Васнецов предпочитал музейную классику выставкам современников. Репин тоже поддался очарованию французского шика, но Париж оставил Васнецова равнодушным. Вскоре он переехал в пригород и снял дом в Медоне. Во Франции Виктор Михайлович прожил год, привозя оттуда картину «Балаганы в окрестностях Парижа» и множество набросков и акварелей.

Картины Васнецова и особенности его творческого метода

Несмотря на то, что в результате сформировался единый и более узнаваемый стиль творчества Васнецова, художник работал в разных жанрах и сферах художественной деятельности. В первых его произведениях преобладает тема повседневности («От квартиры к квартире», 1876; «Преферанс», 1879).

Виктор Васнецов,

Однако позже почти все свои произведения он посвящает сказочным эпическим сюжетам. Герои его произведений — персонажи русских народных сказок: богатыри, Аленушка, Кощей Бессмертный, Снегурочка, Царевна Лягушка и другие.

Виктор Васнецов

В 1880-е годы он создал, пожалуй, самые известные свои произведения: «Витязь на распутье» (1882), «Аленушка» (1881), «Ковер самолета» (1880).

Виктор Васнецов

Одно из самых грандиозных станковых произведений — «Богатыри» — писал Васнецов около двадцати лет — с 1881 по 1898 год.

Виктор Васнецов,

В конце 1890-х художник все больше увлекается религиозной тематикой. Занимается монументальной росписью во Владимирском соборе в Киеве, в храме Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и росписью в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Работы художника

С квартиры на квартиру

Это лучший образ в серии жанровых картин Васнецова. Благодаря этим работам передвижники узнали его как «своих». Пафос этого произведения критический и полностью соответствует теории и практике странствующего движения. Изображение словно погрузило зрителя в атмосферу первых произведений Достоевского, великого знатока мира «униженных и оскорбленных».

Алёнушка

Васнецов как-то признался Рериху, что Аленушка — его любимое произведение. Это не «комментарий» к истории фольклора, а трепетное ощущение в его настроении; создавая эту атмосферу с точными деталями ландшафта. «Образ, казалось, давно жил в моей голове, — сказал Васнецов, — но я действительно увидел это, когда встретил девушку с простыми волосами. Столько меланхолии, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах…».

После побоища Игоря Святославича с половцами

Картина создана «по мотивам» «Слова о полку Игореве» и вызвала острую полемику, подчеркнув различия между передвижниками в понимании задач современного искусства. Васнецов представлял не сам бой, а его завершение, но это было намеренно. Картина знаменует собой переход Васнецова от камерного жанра к историческим и фольклорным монументальным полотнам.

Другие известные работы

Помимо того, что Васнецов создал сценографию к опере «Снегурочка», он также участвовал в сценографии пьесы Виктора Шпажинского «Чародейка», а также оформлял костюмы для оперы «Русалка» Александра Даргомыжского. Живописный фриз «Каменный век», созданный Виктором в 1881 году, сейчас экспонируется в Историческом музее Москвы. В 1885 году эта работа была высоко оценена коллегами Васнецова-младшего.

Васнецов

В 1887 году знаменитый художник решает посвятить себя религиозной тематике и участвует в росписи петербургского храма.

В сотрудничестве с другими талантливыми мастерами Васнецов работал над созданием фресок для церкви Рождества Христова и интерьера храма-памятника Александра Невского, который находился в Софии.

Васнецов Владимирский собор

В течение 10 лет жизни, в период с 1880 по 1890 годы, Виктор Михайлович занимался росписью Владимирского собора, который находится в Киеве. Художник в сопровождении помощников расписал более 3500 квадратных метров стен храма и, благодаря строгости и византийским канонам, Васнецов-младший придал сооружению поэтическое и лирическое начало, а также сказочные мотивы.

Что касается архитектуры, то здесь Виктор также привнес свое видение, которое представлено самобытным «русским стилем». Гений не подражал античным мотивам, он только грамотно заимствовал уникальные и особенные свойства архитектуры Древней Руси. Благодаря своей настойчивости и трудолюбию Васнецов внес вклад в строительство самодельной церкви Спаса в имении Абрамцево и знаменитой сказки «Избушка на куриных ножках». При описании и строительстве построек соблюдались псковско-новгородские традиции.

Стоит отметить, что художник также разработал проект собственного дома самостоятельно, но с помощью своего друга и одного из лучших архитекторов того времени Василия Башкирова. Сегодня дом известного художника находится в Москве, в Васнецовом переулке, 13, и местные власти решили создать в этом здании музей жизни художника.

Васнецов

После окончания первой русской революции в 1905 году у Васнецова-младшего, казалось, появилось второе дыхание после всего происходящего. Благодаря своей жизненной позиции и убеждениям, совпадающим с постулатами Консервативного Союза русского народа, Васнецов начал активно финансировать и иллюстрировать монархические издания. В более поздних работах художника отчетливо прослеживается тревога и предчувствие неизбежных изменений. В этот период живописец работал над полотном «Варяги», на котором изобразил грозных персонажей Синеуса, Рюрика и Трувора, приехавших в Россию по призванию новгородцев.

После революции 1917 года великий фокусник Васнецов перестал активно участвовать в художественной жизни и решил посвятить себя иллюстрации русских сказок для детей. Среди известных работ художника:

  • «Царевна-лягушка»;
  • «Княгиня Несмеяна»;
  • Спящая принцесса».

В последние годы художник работал так же много, но уникальности сюжетов и силы образов уже не было, то есть перед смертью Васнецову удалось создать еще много прекрасных работ, которыми продолжают восхищаться ценители искусства по сей день в Третьяковской галерее.

Фото Васнецова

автопортрет-2
Автопортрет

виктор Васнецов-2
виктор Васнецов-4
виктор Васнецов-3

иван-царевич-на-сером-волке
«Иван-царевич на сером волке»богатыри
«Герои»

Личная жизнь

Женой Васнецова была Александра Рязанцева, происходившая из купеческой семьи. Женщина окончила среднюю школу и посещала медицинские курсы при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Вместе пара прожила почти полвека, имея репутацию образцовой пары.

В этом браке у них родилась дочь Татьяна и четверо детей: Борис, Алексей, Михаил и Владимир. Младший брат Виктора, Аполлинарий Васнецов, также стал известным художником.

Виктор Васнецов — мастер исторической живописи

После окончания Академии артист уехал с друзьями за границу. Там он продолжал писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов сделал набросок к картине «Герои» — первому полотну по мотивам русского эпоса.

Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь он познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто участвовал в музыкальных вечерах его семьи.

В московский период художник писал картины на сюжеты из древнерусской истории и сказок. Одно из первых полотен — «После битвы Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII передвижной выставке. Картину купил Павел Третьяков.

Васнецов познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, стал членом его абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера Донецкой железной дороги. Так появились картины «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны преисподней». Однако от полотен со сказками члены совета отказались. Картины купили Савва Мамонтов и ее брат.

 

Виктор Васнецов часто бывал в Абрамцево в имении мецената, писал портреты членов своей семьи. Окрестности Абрамцево проявились и в других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые реки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

«Аленушка» как будто долго жила в моей голове, но на самом деле я увидел ее в Ахтырке, когда встретил девушку с простыми волосами, поразившую мое воображение. В ее глазах было столько меланхолии, одиночества и чисто русской печали… От нее веяло каким-то особенным русским духом».
Виктор Васнецов

Учеба в академии

Васнецову посчастливилось учиться у мастера портретной живописи Ивана Крамского, он поступил в его класс, вступив в общество поощрения художников. Только через год Васнецову удалось поступить в академию. Уже во время учебы художник показал себя талантливым и трудолюбивым учеником, участвовал в выставках и окончил Академию с большой и малой серебряными медалями. После академии Васнецов присоединился к товариществу передвижных художественных выставок, благодаря чему его работы успешно экспонировались во многих городах России.

Виктор Васнецов,

В СЕМЬЕ СВЯЩЕННИКА

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая (15 мая — по новому стилю) 1848 года в селе Лопяль Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Все его дедушка и бабушка, прадедушка и прадедушка были священниками. Через два года после рождения сына отец Михаил получил новый приход в селе Рябово, в том же районе, куда переехал с семьей. Детство будущего художника прошло в Рябове. У Виктора было пятеро братьев, один из которых, Аполлинарий (моложе на восемь лет), впоследствии также стал выдающимся художником. Этот факт говорит о многом — как об атмосфере в семье, так и о его генетическом «таланте.

Между тем Васнецовы жили довольно просто, как и большинство сельских священнических семей. По сути, их жизнь ничем не отличалась от жизни «среднего крестьянина» — за исключением интеллектуальных и художественных интересов. «Критическая» школа русской живописи второй половины XIX века, в рамках которой успешно действовал сам Васнецов в 1870-е годы, любила изображать священников пьяницами и заинтересованными людьми, но это было явное преувеличение, вызванное задачами борьбы из «партии». На самом деле обычные русские священники всегда вели жизнь, полную труда и заботы о стаде; Прекрасные образы этих людей Н. Лесков создал в своих «Соборах» — романе, надо думать, близком к Васнецову. Художник писал в 1898 году В. Стасову: «Чтобы вспомнить моего дорогого отца, глубоко религиозного и философского, который, гуляя с нами, детьми, по полям звездными августовскими ночами, вливал в наши души живую идею и неизбывную жизнь истинно существующий Бог!»

Дом-музей Васнецова в селе Рябово Кировской области, где более 20 лет жила семья священника Васнецова
Дом-музей Васнецова в Рябово. Холл-холл
В.М. Васнецов. Портрет Михаила Васнецова, отца художника. 1870 г
Михаил Васильевич Васнецов. Отец Виктора Михайловича Васнецова
Фотографический портрет Апполинария Васнецова, брата художника Виктора Васнецова
В.М. Васнецов. Портрет Апполинария Васнецова. 1872 г

ПОДДЕРЖКА ОТЦА

Отец Михаил был созвучен ранним художественным увлечениям сына, но материальное положение семьи не оставляло вариантов: в десятилетнем возрасте Виктору пришлось поступать в Вятское духовное училище, а через четыре года, в 1862 году, — в духовную семинарию Вятского духовного училища. Детей священников допускали туда бесплатно, и этого требовала незыблемая традиция, которая только начинала вырываться (а в 1860-х годах могло появиться так много простолюдинов!). Однако Васнецов не окончил семинарию, оставив предпоследний философский курс и с благословения отца уехал в Петербург, чтобы поступать в Академию художеств. Произошло это в 1867 году. Любопытно: перед отъездом он » выставил на лотерею »(то есть на аукцион) две свои картины« Доярка »и« Жнец », сэкономив на них 60 рублей, которые он получил только через несколько месяцев, уже в Петербурге. Он появился в столице с 10 рублями в кармане.

Успешно сдав экзамен по рисованию, Васнецов не понял, что его приняли в Академию, посчитав, что ему еще нужно сдать экзамен по «естествознанию», и год проучился в Школе рисования при Обществе художественных наук поощрение искусства. Там он сдружился со своим учителем И. Крамским. С 1868 года Васнецов начал учебу в Академии — он (и не только он) всегда с особой теплотой вспоминал своего наставника П. Чистякова. В 1870 году художник получил Большую серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом». В Академии он стал близким другом Репина и даже некоторое время жил с ним в одной квартире. В то время он писал преимущественно жанровые картины, вполне соответствующие эстетике передвижников. На передвижных выставках художник дебютировал в 1874 году картиной «Пить чай в трактире».

В.Е. Савинский. Портрет художника П.П. Чистякова. 1881 г
В.М. Васнецов. Пить чай в трактире (в трактире). 1874 г
Ярошенко Н. А. Портрет художника И. Н. Крамского. 1876 ​​г
В.М. Васнецов. Акробаты. Стойте под Парижем. 1877 г
Илья Ефимович Репин. Конец 1870-х гг
Василий Поленов
В.М. Васнецов. Жнец. 1867 г

Васнецов не окончил Академию — его тянуло к другой живописи. Расставшись с ней в 1875 году, он уехал за границу в 1876 году и больше года жил в Париже, где тесно общался с Репиным и Поленовым, находившимися там в командировке пенсионера. Свою «типизму» он еще не сменил — его парижская картина «Акробаты (Балаганы в окрестностях Парижа)» (1877) — та же жанровая сцена, но исполненная не на русском, а во французской обстановке. Кстати, одновременно художник показывал эту картину в официальном парижском салоне.

ОТРАДА В СЕМЬЕ

Васнецов всегда считал, что мало времени проводит с семьей, но его жену, Александру Владимировну Рязанцеву, это не беспокоило. Она всегда была рядом. Александра происходила из большой семьи вятских купцов. Сначала она окончила Вятскую гимназию. Затем она покинула отцовский дом и уехала в Санкт-Петербург, где окончила первые курсы женской медицины Медико-хирургической академии.

Виктор и Александра познакомились в библиотеке. Его поразили ее глаза: суровые и необычайно добрые. Застенчивый Васнецов неожиданно рассказал Александре всю свою жизнь. Девушка оказалась прекрасным слушателем. В то время Васнецов уже был на пути к Парижу, но перед отъездом сделал предложение. Александра согласилась, но предупредила, что, хотя она из купеческой семьи, состояния у нее нет. Васнецов нисколько не смутился и, вернувшись из Парижа, в 1878 году женился на Александре. У Васнецовых было пятеро детей: дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.

В.М. Васнецов. Портрет Александры Владимировны Васнецовой, жены художника. 1878 г
В.М. Васнецов. Портрет дочери художника Т.В. Васнецовой. 1901 г
В.М. Васнецов. Портрет Бориса Викторовича Васнецова, сына художника. 1889 г
В.М. Васнецов. Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова, брата художника. 1878 г
В.М. Васнецов. Портрет Михаила Викторовича Васнецова, сына художника. 1897 г

Друзья Васнецова положительно завидовали ему — семья Виктора оказалась замечательной. Умная и красивая жена, дети необычайно понимающие и терпеливые, веселые. Атмосфера в доме Васнецова всегда была творческой. Каждое Рождество они устраивают шоу. Дети писали пьесы, шили костюмы. Васнецов уволился с работы и тоже включился в предпраздничную суету: помогал с декорациями, накрашивал актеров.

49 лет пара прожила в полной гармонии. «Только в семье современный страдающий человек обретет покой», — сказал Васнецов.

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

По возвращении в Россию Васнецов был принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Они приняли его как талантливого «жанриста», не подозревая, что художник стоит на пороге серьезных творческих перемен. Изменения, однако, были и внешними: Васнецов переехал жить в Москву, сблизился с С. Мамонтовым и И. Третьяковым, стал активным членом абрамцевского художественного кружка. Долгое время он жил в Абрамцево, спроектированном для не ручной усадьбы Спасской церкви, построенной в псковско-новгородской традиции, и сказочной беседки «Избушка на куриных ножках». Сам художник спроектировал дом для своей семьи с помощью архитектора Василия Башкирова. Сейчас это здание, расположенное по адресу: Москва, Васнецов переулок, 13, является домом-музеем художника. Дом деревянный, хотя москвичи уже полвека строят каменные дома. Но художник видел свой дом «идеально русским», поддерживаемым традициями русской архитектуры и русского быта.

Дом-музей В.М. Васнецова в Москве

Дом-музей Виктора Васнецова в Москве. Столовая
Церковь Спаса не ручная в Абрамцево. Сегодня
Изба на куриных ножках в Абрамцево по проекту В.М. Васнецовой
В.М. Васнецов. Эскиз фасада Третьяковской галереи. 1900 г
Фасад Третьяковской галереи по проекту В.М. Васнецовой

В это же время Васнецов оформлял спектакли Частной оперы Мамонтова и увлекся русским фольклором. Знаменитая картина «Иван-царевич на сером волке» (1889) отражает «поэтический» интерес Васнецова к русскому фольклору, который является «визитной карточкой» художника. Москва стала для художника землей обетованной, здесь он понял, что (цитируем Васнецова) «только среди исторических памятников Москвы, ее великого, незабываемого, волнующего прошлого мой талант будет процветать, мое мастерство укрепится, вдохновение разовьется и поэтические мечты сбудутся ». Иногда мы вспоминаем, что нечто подобное происходило одновременно с другим провинциалом, годовалым мальчиком Васнецова, В. Суриковым.

Произошедшие изменения были озвучены полотном «После полка Игоря с половцами», выставленным в 1880 году на VIII Передвижной выставке по мотивам «Слова о полку Игореве». Картина была воспринята неоднозначно: Васнецов заявил, что все «стояли спиной». Не так, конечно, — с восхищением отзывались о ней И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин, хотя патриарх передвижников Г. Мясоедов топнул перед ней ногой, требуя убрать эту «падаль» с выставки за измену на критическое «направление».

В.М. Васнцов. Иван Заревич верхом на сером волке. 1889 г
В.М. Васнецов. Волшебный ковер. 1880 г
В.М. Васнецов. Три принцессы преступного мира. 1879–1881

Между тем, в этой и последующих работах Васнецов пытался показать «позитивные» пути русскому обществу, вступившему в период беспочвенности, беспорядка и смуты (меньше чем через год революционеры разорвали бомбой императора Александра II).

ИКОНОПИСЬ

Выполнение той же благородной задачи определило и следующий этап в жизни и творчестве Васнецова, связанный с его работой над проектом Владимирского собора в Киеве, которому он посвятил более десяти лет (1885-1896). Сначала искусствовед А. Прахов привлек к этой работе М. Врубеля, но его иконопись оказалась слишком «модернистской» и не слишком органичной для традиционного православного сознания. В итоге собор расписали В. Васнецов и М. Нестеров. После того, как Васнецов стал самым популярным русским иконописцем, ему стали подражать, на него проснулся ливень церковных порядков.

В.М. Васнецов. Богородица с младенцем. Для внутренней мозаики
В.М. Васнецов. Спаситель. Для внутренней мозаики
В.М. Вснецов. Радость праведников о Господе. Левая сторона
В.М. Васнецов. Крещение князя Владимира. Над крестильным входом
В.М. Вснецов. Радость праведников в Господе - центральная часть
В.М. Васнецов. Крещение Руси. Над входом в хор

ПРОТЕСТ ХУДОЖНИКА

Известность художника возросла, особенно после триумфальной персональной выставки 1899 года, на которой он показал публике свои «Герои». В 1893 году Васнецов получил звание настоящего академика живописи, годом ранее — профессора Академии. Он отказался от своего последнего титула в революционном 1905 году — в знак протеста против возросшего увлечения студентов Академии политикой, а не живописью. Это был очень смелый шаг на фоне тогдашнего революционного разгула. Тогда они сознательно присоединились к печально известному «Русскому народному союзу», который уже более века очерняют за «черную сотню». На самом деле, с ярлыками никуда не деться — Российский народный союз родился естественным образом и был консервативной организацией, четко объясняющей, чего и почему он хочет. Верующий, государственный деятель, В. Васнецов замечательно «правил» на протяжении многих лет, и это была полностью выигранная и мотивированная позиция. В 1912 году он был возведен в «дворянское достоинство Российской Империи со всеми потомками потомков». Его «сказочные» картины того времени приобрели еще один значительный уровень, который можно назвать символическим. Во время войны артист активно участвовал в издании армейских журналов.

В.М. Васнецов. Баба Яга. 1917 г
В.М. Васнецов. Снежная Богородица. 1899 г

Естественно, Васнецов революцию не принял. Он прожил свою долгую жизнь в стране, которую уже не мог называть своей любимой Россией — его ненавидела сама аббревиатура «СССР». Висящие на наших глазах художественные журналы уничтожали его работы, называя самого художника «рушащимся», «ретроградным и мракобесным». Но до последних дней Васнецов не отпускал руки. Он умер в своем доме в Москве от сердечного приступа 23 июля 1926 года — последняя работа художника, портрет его давнего друга и во многом продолжавшего его дело ученика М. Нестерова, осталась незаконченной.

Могила В.М. Васнецова на Введенском кладбище в Москве
В.М. Васнецов. Портрет М. В. Нестерова. 1926. Последняя незаконченная работа художника
Памятник Виктору и Апполинарию Васнецовым. Киров (Вятка)

Архитектурные проекты

Кроме того, Васнецов принимал участие в создании архитектурных и скульптурных проектов, таких как самодельная церковь Спаса, избушка на куриных ножках в Абрамцево, а также проекты пристройки парадного входа в Третьяковскую стройку галереи и Александра Невского в Москве.

Интересные факты

Поскольку художник верил в Бога, он всю жизнь занимался коллекционированием икон. Кроме того, художник расписывал православные церкви, а его известные работы включают:

  1. Киевский Свято-Владимирский собор;
  2. Христова Воскресная церковь, расположенная в Санкт-Петербурге.

Некоторые современные специалисты продолжают удивляться тому, что Виктор Михайлович создавал произведения, которые кажутся совершенно несовместимыми. Например, пока художник и рассказчик писали Владимирский собор, он работал и над полотном «Герои», а также работал над произведением «Иван-царевич на сером волке», создавал портреты, театральные кадры, летописи и образы для сказки детские сказки.

Виктор Михайлович добровольно создал эскиз почтовой марки с изображением собора жертв войны, выпущенной государственной администрацией города Москвы в 1914 году. В 1902 году он был награжден французским Почетным легионом.

Одна из самых известных работ художника — «Ковер-самолет», а заказ Виктору Васнецову сделал меценат Савва Мамонтов. Картина была нужна для украшения здания администрации железной дороги в Донецке. Наличие быстрого и сказочного средства передвижения в виде воздушного ковра не произвело никакого впечатления на доску, и Мамонтов в результате приобрел себе картину.

Потомок Васнецова — его правнук Михаил Викторович, ставший успешным профессором и доктором технических наук. Михаил очень похож на своего прадеда, но на его памяти осталась лишь небольшая авторская литография. Творчество Васнецова никого не оставляет равнодушным, а краткие сведения о художнике вы можете получить в многочисленных энциклопедиях.

Читайте также: Симон Федорович Ушаков: какие новшества ввел в живопись

Оцените статью
Блог про картины