- Михаил Врубель — биография
- Детство и юность
- Творчество
- Личная жизнь
- Живопись
- Михаил Врубель
- Детство
- Этапы жизненного и творческого пути художника
- Гимназия, университет, Академия художеств
- Занятия практикой и изучением церковной живописи
- Творчество Врубеля
- Юность
- Фото Врубеля
- Юридический университет
- Начало художественного развития
- Личная жизнь
- Смерть
- Творческие эксперименты
- Последнее путешествие в Италию
- Проблемы с психическим здоровьем
- Иконописец и реставратор
- Последние годы жизни
- Интересные факты:
Михаил Врубель — биография
Михаил Врубель — русский живописец, автор картин практически всех художественных жанров. Создавая портреты, миниатюры и другие произведения, он неизменно возвращался к теме демонов.
В судьбе художника-модерниста Михаила Врубеля не меньше трагичности и мистики, чем в его демонических картинах. Злая судьба преследовала творца повсюду: он познал несчастную любовь, пережил смерть единственного сына, стал заложником собственной глупости разума и в конце концов ослеп.
Сегодня гениальные полотна входят в Золотой фонд Третьяковской галереи и других музеев мира.
Детство и юность
Родной город Врубеля — Омск. 5 марта 1856 года в семье отставного офицера Александра Михайловича и Анны Григорьевны родился мальчик, которого решили назвать Мишей. После рождения четвертого ребенка умерла мать будущего артиста, а через два года отец женился повторно на Элизабет Вессель. Вторая жена была талантливой пианисткой и добросердечной женщиной. Благодаря ей Михаил, оставшийся без матери в трехлетнем возрасте, был окружен заботой и лаской. Елизавета Христиановна привила мальчику любовь к музыке и другим видам искусства, что и предопределило его творческую биографию.
Врубель-старший работал военным юристом и из-за его частых командировок семье приходилось периодически менять место жительства. Перевод в Саратов произошел в 1865 году: здесь Александр Михайлович возглавил Приволжский губернский гарнизон. Однажды в городскую галерею привезли копию фрески «Страшный суд» великого итальянца Микеланджело. Юный Врубель был настолько впечатлен полотном, что решил воспроизвести его. К удивлению родителей, он сделал это с поразительной точностью.
Портрет михаила Врубеля в детстве
Несомненно, талант сына порадовал отца. Однако это никак не повлияло на его планы на будущее детище: Александр Михайлович с детства прочел Михаилу блестящую карьеру юриста. Сам юноша такая перспектива не обрадовалась, но спорить с родителями он не решился и в 1874 году поступил в Петербургский университет на юридический факультет.
Юный Врубель буквально влюбился в Петербург, где каждое здание казалось ему объектом искусства, памятником истории. Во время учебы он жил у родственников, дом которых находился рядом с квартирой, где когда-то жил великий Пушкин.
Вольная жизнь вдали от строгого отца пришлась Михаилу по вкусу: он мог гулять с друзьями всю ночь, обсуждая темы музыки и живописи. В это время он встретил Модеста Мусоргского, который оказал очень заметное влияние на формирование его взглядов и убеждений. Наблюдая за выразительной игрой Модеста на фортепиано, молодой человек вспомнил образы Фауста и Мефистофеля, которые впоследствии ожили на одном из его полотен.
Мысль о том, что он зря тратил свои лучшие годы, становилась все более и более настойчивой, и это ударяло по голове Врубеля, мастера дисциплины, которая была ему глубоко безразлична. Знатока живописи не привлекала карьера юриста, хотя и блестящая. Он еще окончил университет, но при этом втайне от родителей посещал курсы изящных искусств в мастерской Павла Чистякова. Получив юридическое образование, Михаил поступил в Петербургскую Академию художеств.
Узнав, что сын пошел против его воли, отец ужасно расстроился. Отношения с сыном, попирающим семейные традиции, были безвозвратно испорчены.
Оказавшись в мастерской Чистякова, молодой художник пересмотрел свою веру в то, что учителя могут преподавать только по инструкции, прививая ученикам сухие штампы и общепринятые каноны. Благодаря Павлу Петровичу во Врубеле раскрылись скрытые грани, которые впоследствии повлияли на стиль творца и сделали его известным художником. Чистяков, воспитавший Репина, Васнецова и Сурикова, по праву мог гордиться еще одним талантливым подопечным. Картины Михаила, созданные в студенческие годы, считаются академическим эталоном и до сих пор бережно хранятся в архивах Петербургской Академии.
Творчество
Первый приз — небольшую серебряную медаль — получил студент за тщательно выполненную работу «Обручение Марии Иосифу». Для выделения изображения автор использовал эффект сепии, который позволил передать наилучшую градацию света и тени. Картина источала особую атмосферу духовности библейских персонажей. Позже очень ценился дизайн «Пишества римлян», героями которого были юные гуляки, насмехавшиеся над Патрицием, который выбрал вино.
«Римляне на празднике»
В 1883 году Чистяков порекомендовал талантливого ученика профессору Прахову, который тогда работал в Киеве над реставрацией старой Кирилловской церкви. Оказавшись в городе с множеством старинных церквей, Врубель с головой окунулся в самостоятельную творческую жизнь. После года работы при содействии Адриана Прахова трудолюбивый художник отправился в Венецию. Сам город молодого человека не впечатлил: вместо прогулки по его живописным улочкам Михаил посещал музеи и соборы, где часами изучал творчество мастеров эпохи Возрождения.
Через полгода в Венеции Врубель вернулся в Украину. Впечатленный полотнами великих творцов, он приступил к работе над четырьмя иконами: «Христос Спаситель», «Богородица с младенцем», «Сан Чирилло» и «Сант-Атанасио». В этих картинах сочетаются мистицизм и византийская абстракция с яркими и яркими образами эпохи Возрождения. Интересный факт: для изображения ликов святых художник использовал изображения своих знакомых, сохранившиеся в его памяти. Реставрационные работы Михаила Александровича в то время были наполнены картинами «Плач», «Вход Господень в Иерусалим» и «Сошествие Святого Духа на апостолов».
Художник осознал, что реставрационные работы в церкви Сан-Чирилло очень важны с духовной точки зрения. Однако четко установленная структура задач доставляла ему дискомфорт: душа творца требовала прилива творческой энергии. В 1886 году Врубель представил картины «Восточная сказка» и «Девушка на фоне персидского ковра». Эти картины излучали саму жизнь: в них создатель наконец смог выразить всю свою любовь к игре цвета и точной передаче каждой детали.
Через год Адриан Викторович пригласил Михаила принять участие в проекте по созданию фресок во Владимирском соборе. Автор предложил несколько вариантов картины «Могильный крик», четыре из которых сохранились до наших дней. В Евангелии такого сюжета нет, и православная иконопись еще не использовала его, но в произведениях эпохи Возрождения он встречается довольно часто. Ни одна из самостоятельных работ Врубеля с изображением демона не принималась. Кроме того, смелые эксперименты молодого художника вызвали конфликт с Праховым, который в 1889 году прервал всякое сотрудничество с Михаилом.
«Сидящий демон»
Автор привез в Москву творения, от которых отказались храмовые служители. «Сидящий демон» ворвался в мир консервативного искусства, вызвав как восхищение, так и шквал нападок и критики.
Работая в столице, Врубель создал портреты коллекционера Константина Арцыбушева и мецената Саввы Мамонтова, серию декоративных панно. Кроме того, художник стал автором иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон», написав картины «Встреча Тамары и демона», «Голова пророка», «Тамара и демон», « бес у ворот монастыря».
«Тамара и демон»
«Голова пророка»
«Демон побежден»
В конце 19 века журнал «Мир искусства» активно участвовал в выставочной деятельности международного уровня. Михаил Врубель присоединился к этой работе, которая вскоре сделала его известным художником в Европе.
Последующие шедевры творца вошли в сокровищницу мирового искусства. Среди них самые известные: «Жемчужина», «Шестикрылый серафим», «Гадалка», «Царевна-лебедь», «Пантомима», «Пан», «Сирень» и «Поверженный демон». Последней работой автора стал незаконченный портрет мастера пера Валерия Брюсова.
Личная жизнь
Было время, когда Врубеля всерьез увела жена его покровителя Адриана Прахова Эмилия Львовна. Многие искусствоведы утверждают, что автор использовал свое лицо в картине «Богоматерь с младенцем». Михаилу удалось справиться со своими чувствами к несвободной женщине, и дальше платонической любви дело не пошло.
Вторая любовь артиста привела к браку. С Надеждой Ивановной она познакомилась благодаря ее столичному другу Савве Мамонтову, который познакомил молодых людей на одном из светских мероприятий. В то время Врубель еще не был известен, а Надежда Забела уже носила звание примадонны русской оперы. Чарующий голос и яркая красота певицы покорили Михаила, и вскоре она стала первой и единственной женой гения.
Еще до свадьбы автор изобразил свою музу на полотне «Гензель и Гретель». Интересный факт: перед тем, как приступить к работе над картиной, влюбленные договорились, что в случае удачной работы Надежда без лишних слов выйдет замуж за мастера. Так и случилось: работа удалась, и вскоре артист и актриса поженились в Женеве. Михаил наконец-то обрел счастье в личной жизни, о которой так давно мечтал. В начале 20 века Надя подарила учителю сына, но это радостное событие было омрачено болезнью ребенка: она родилась с заячьей губой.
Художник посчитал это злым уделом и повторил слова о «испорченной крови». С этого момента в душе творца навсегда поселилась печаль, уводя его от творческих занятий и возвращаясь к теме демонов. «Demon Defeated» вышел через год после рождения его сына.
Этой работе он посвящал большую часть дня, иногда по двадцать часов, не отходя от мольберта. Лицо главного героя постоянно менялось, автор продолжал его переписывать даже тогда, когда «Мир искусства» включал изображение в выставку. В то же время груз ответственности с бешеной силой давил на создателя, постепенно разрушая хрупкое душевное состояние Михаила. Он сказал, что был наказан за преступление перед Богом, потому что осмелился написать и Иисуса Христа, и демонов. Ситуация усугублялась вином, которое артист пил каждый день, и вскоре он впал в тяжелую депрессию.
Живопись
Первой победой трудолюбивого ученика стало получение небольшой серебряной медали за академический рисунок «Обручение Марии с Иосифом». Подсветка сепией позволила получить наилучшую градацию передачи света и тени, создав тем самым живую и озаренную атмосферу особой одухотворенности, которую испытывали люди, изображенные на полотне. Произведение «Пиры римлян» также было награждено знаком, на котором были изображены юные грабли, иронично смеющиеся над пьяной Патрицией.
Автопортрет Михаила Врубеля
Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией церкви Кирилла XII века. В городе, увенчанном главами древних храмов, началась самостоятельная творческая жизнь Михаила. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил в Венецию признанного художника. Красота самого романтичного города Италии не впечатлила Михаила. Врубель много времени проводил в соборах и музеях, впитывая опыт великих деятелей Возрождения.
Картина Михаила Врубеля «Сны принцессы» в Третьяковской галерее
Проведя полгода в Венеции, в апреле 1885 года Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от поездки создал четыре иконы: «Св. Кирилла »,« Богоматерь с младенцем »,« Святой Афанасий »и« Христос Спаситель ». Михаил соединил мистицизм и аскетизм византийской абстракции с полнотой жизни в образах эпохи Возрождения и наполнил застывшие образы 12 апостолов, которые он изобразил на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лики святых художник писал по памяти знакомых. Среди разнообразия реставраций, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделяются фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Плач».
Картина Михаила Врубеля «Девушка на фоне персидского ковра»
Каким бы важным и духовно удовлетворяющим ни был труд в Кирилловской церкви, Михаилу было тесно в рамках канонизированных обязанностей. Его темперамент и страсть художника требовали высвобождения накопленной хроматической энергии. В 1886 году были опубликованы натурный портрет «Девушка на фоне персидского ковра» и картина «Восточная сказка». Работы дышали жизнью, в полной мере отражая страсть Врубеля к тонким оттенкам цвета и деталям рисунка.
Картина Михаила Врубеля «Тамара и демон»
В 1887 году Прахов заманил Врубеля расписать Владимирский собор. Михаил Александрович создал не менее шести версий «Могильного крика» (до наших дней сохранилось четыре). Этот сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но присутствует в искусстве итальянского Возрождения. Примечательно, что были отвергнуты самостоятельные произведения Врубеля, в которых он впервые показал миру образ демона. Кроме того, смелость иконописи вызвала недоумение Адриана Викторовича, и в 1889 году он снял художника с работы.
Картина Михаила Врубеля «Сидящий демон»
Михаил везет в Москву творения, не принятые церковными служителями. Картина «Сидящий демон», на которой изображен падший ангел с раненой человеческой душой, стала символом грядущего века. Этим произведением Михаил Александрович разрушил застывший в непонятном консерватизме живописный образ жизни, став объектом нападок и цензуры.
В московский период Врубель пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева, создает декоративные панно «Венеция» и «Сны княгини», а также иллюстрирует стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» («Тамара и демон», « Голова Пророка »,« Демон у дверей монастыря »,« Встреча Тамары и Демона»).
Картина Михаила Врубеля «Царевна-лебедь»
Участие Врубеля в выставочной деятельности «Мир искусства» и серии международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди его более поздних шедевров особенно выделялась картина «Царевна-лебедь» с изображением героини Пушкина, а также Сирень, Жемчуг, Поверженный демон, Пантомима, Шестикрылый серафим, Пан и Гадалка. Последней работой мастера стал портрет поэта-символиста Валерия Брюсова, который из-за прогрессирующей болезни создателя так и не был завершен.
Михаил Врубель
Предшественник кубизма, яркий представитель символизма, человек, в равной мере идеально сочетавший в себе талант к графике и живописи.
Детство
Михаил Александрович родился в Омске в 1856 году, в одном городе родились его младшие брат и сестра, не дожившие до юности. Из-за частых родов и плохого здоровья в 1859 году умерла мать мальчика. Пока овдовевший отец пытался справиться со всеми проблемами, которые лежали на его плечах, мальчик всю свою повседневную жизнь рассматривал картинки в детских книжках.
В 1863 году отец Михаила женился на Э. Х. Весселе, происходившем из дворянской семьи, которая помогала ему в продвижении по службе. Новая мама для семьи оказалась настоящим сокровищем, она целыми днями воспитывала всех детей.
В 1867 году семья переехала в Саратов, где у отца мальчика появилась новая работа. Несмотря на царившую в доме любящую атмосферу, Михаил и его сестра Анна всегда проводили время вместе и особо не интересовались дружбой с новыми родственниками.
Этапы жизненного и творческого пути художника
Гимназия, университет, Академия художеств
С 1867 по 1870 год Михаил учился в столичной гимназии № 5, когда семья переехала в Петербург. Отца отправили учиться в Военно-юридическую академию. По окончании учебы был направлен в Одесский гарнизон судьей.
С сестрой Анной во время учебы в гимназии
В 1870-1874 годах юноша продолжил обучение в Одесской Ришельевской гимназии и окончил ее с золотой медалью. В школьные годы его больше интересовали языки, литература, история, театр. Живописные эксперименты занимали незначительную часть его свободного времени.
В 1874 году Михаил поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Очевидно, выбранный факультет не соответствовал внутренним интересам молодого человека. На втором курсе ему пришлось учиться дважды. В результате он окончил университетский курс в 1880 году только с дипломом очного студента.
Не стремясь понять закон, Врубель увлекся философией и живописью — литературной иллюстрацией. После колледжа я нашел источник дохода в наставничестве. Решительный поворот к живописи созрел постепенно. Это было посещение бесплатных вечерних классов Академии художеств, встречи со своими учениками.
С осени 1880 года Михаил, быстро завершив военную службу, стал добровольцем Петербургской Академии художеств в лаборатории профессора П.П. Чистякова. Он всегда был благодарен своему учителю за академические успехи, владение формой и способность мыслить независимо.
Официального документа об окончании академии Врубель не получил, видимо, из-за незавершенной формальной работы. Его талант был общепризнан как учителями, так и соучениками, с которыми В. Серов стал его другом. Одна из работ молодого художника получила вторую серебряную медаль Академии («Учение Марии с Иосифом»).
Врубель, Дервиз и Серов (1883)
Занятия практикой и изучением церковной живописи
1884–1885 годы знаменуют собой начало важного этапа на пути к мастерству. Врубель, как ученик П. Чистякова, был приглашен в Киев поработать над реставрацией церкви Кирилла (XII век) и фресками знаменитого собора. Руководил работой профессор А.В. Прахов. Это предложение было привлекательным и обещало заработок.
Реставрационными работами художник занимается 5 лет. В Софийском соборе он воссоздал фигуру ангела в куполе. В церкви Сан-Чирилло он расписал стены, написал иконы для иконостаса и нарисовал 150 фигур для украшения. Объем проделанной работы огромен. В 1887 году были созданы эскизы росписи Владимирского собора, но комиссия их отклонила.
Для изучения византийских канонов церковной живописи Врубеля отправили в Италию. Проведенные здесь полгода (ноябрь 1884 г. — апрель 1885 г.) много значили в эволюции художника. Его интересовали средневековые мозаики и витражи в церквях раннего Возрождения в Венеции на острове Торчелло.
Они обогатили палитру и насыщали колорит работ Михаила Врубеля. Это отражено в трех иконах, написанных в Венеции для церкви Сан-Чирилло, изображающих Сан-Чирилло, Сант-Атаназио и Христа Спасителя.
Творчество Врубеля
Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца 19 века. Высокое мастерство, трагедия, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живя в своем мире, недоступном для понимания других, Врубель сумел воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одной из важнейших вех русской культуры на рубеже веков.
Художник развивал темы добра и зла, противоречия человеческого духа и оказался близок великому поэту.
Врубель писал картины на темы русских сказок и произведений Н.А. Римского-Корсакова («Морская царевна», «Тридцать три богатыря» и др.). Яркое воображение и глубокое понимание сути человеческого существования породили такие картины, как «Царевна-лебедь», «Навстречу ночи», «Пан».
Сковорода
Ромео и Джульетта
Царевна-лебедь
Искусствовед Н. М. Тарабукин писал о способности Врубеля «заставить холст казаться драгоценным камнем, сравнивая всплески цвета», а цвет порождал форму.
И. Грабарь считал, что Врубель «занимает особое место в русском искусстве. У него не было предшественников в России, он не оставил последователей».
Последней работой Врубеля стал «Портрет В.Я. Брюсов. (1906), необычайно выразительно. Одержимость работой привела к психическому срыву и помещению в больницу, где Врубель скончался.
А. Блок сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и его люди открывают человечеству раз в столетие, я могу только трепетать. Мы не видим миры, которые они видели».
Юность
Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как творческая и независимая личность. Истинная страсть юноши к рисованию пробудилась, когда на саратовскую выставку привезли «Страшный суд» Микеланджело. Это произведение настолько глубоко в душе юного таланта, что впоследствии он сделал точную копию по памяти, со всеми мельчайшими деталями и нюансами. Во время учебы в гимназии Врубель рисовал под эгидой Общества поощрения художников. После перевода отца в Одессу и смены учебного заведения Врубель временно прекратил активную творческую деятельность и стал уделять больше внимания естествознанию. Обучение в целом у молодого человека не заняло много времени, он был лучшим учеником, пока ему было интересно. В какой-то момент жизни Михаил с большим энтузиазмом относился к идее актерской карьеры, но оставил эту затею с поступлением в университет.
Фото Врубеля
Михаил Врубель с сестрой
Автопортрет Михаила Врубеля
«Девушка на фоне персидского ковра»
«Царевна-лебедь»
«Видение пророка Иезекииля». Последняя картина Врубеля
Семья Михаила Врубеля
Картина Михаила Врубеля «Портрет сына»
«Демон побежден»
Юридический университет
Родители Врубеля решили отправить его на юридический факультет. Возможно, на это повлияла способность мальчика быстро запоминать сложные тексты или знание нескольких языков. В конце концов мысли о творчестве отошли на второй план. Обучение было медленным и сложным, со временем молодой человек увлекся философией и полностью отказался от юридической деятельности. Хотя рисунок присутствовал в жизни художника, он не играл ведущей роли. Во время учебы в университете он нарисовал несколько иллюстраций к популярным литературным произведениям того времени. Начиная с 1875 года Врубель начал активно развивать актерские таланты, но это требовало больших вложений, и ему приходилось подрабатывать репетитором. Для юного таланта они стали открытием его знаний латыни и юридических дел.
Начало художественного развития
Такой образ жизни привел Михаила в семью Папмели, которой требовались его навыки наставничества. Реактивная семья приняла юношу как сына и надолго поселилась с ними в имении. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно заниматься живописью. Эстеты Папмели поддерживали его, высоко оценивая любую его работу. Мало того, что любовь к искусству привили ему новые знакомства, любовь к вину, которой всегда было много на столе гостеприимных знакомых, прочно вошла в жизнь Врубеля. С 1880 года художник начал посещать курсы при Академии художеств, где познакомился с Чистяковым и стал частым гостем в его мастерской. Наставник стал хорошим другом юного гения, о котором сам Врубель неоднократно упоминал в письмах к сестре. Работа по совершенствованию пластики форм и передаче живости светотени до конца жизни ощущалась в творчестве живописца.
Личная жизнь
Первой любовью Михаила была Эмилия Львовна, жена Прахова. Интересен тот факт, что именно ее лицо Врубель изобразил на иконе «Богоматерь с младенцем». И все же ему удалось преодолеть обаяние жены своего покровителя.
Впоследствии Врубель стал ухаживать за оперной певицей Надеждой Забелой, что в итоге привело к свадьбе влюбленных. Своим голосом и красотой девушка вдохновила мастера на написание полотна «Гензель и Гретель», на котором он изобразил Надежду вместе с Татьяной Любатович.
Этот брак оказался счастливым. Осенью 1901 года у пары родился сын Савва. Стоит отметить, что малыш родился с заячьей губой. Рождение ребенка изменило образ жизни супругов. Ради нее мать решила временно уйти со сцены, в результате чего поддержка семьи полностью легла на плечи Врубеля.
Михаил Врубель с женой
Вскоре мужчина впадает в депрессию, все больше работает в мастерской. Около года он работал над картиной «Побежденный демон», которая не оставила его в покое. Иногда он сидел за мольбертом до 20 часов в день.
Мужчина изменил облик демона, даже когда картина выставлялась на выставке «Мир искусства», и к тому времени его психологическое состояние еще больше ухудшилось. Он называл себя преступником за то, что позволил себе написать и Христа, и дьявола.
Смерть
Весной 1902 года Михаил попал в больницу, где врачи диагностировали у него стойкое психическое заболевание. Примерно через год наступила ремиссия, и артиста выписали из больницы. В мае 1903 года его сын умер, в результате чего через несколько месяцев Врубель вернулся в клинику.
Мучительные недели забвения и бреда сменялись периодами затишья. В те моменты он начал писать картины, но по настоянию врачей только с натуры — ничего фантастического. Между тем болезнь прогрессировала и в 1906 году привела художника к слепоте.
Мужчина провел последние 4 года в психиатрической больнице, страдая от того, что больше не может видеть мир и творить. Он не пытался покончить жизнь самоубийством, но, оставаясь подолгу зимой у открытого окна, сознательно сократил свой жизненный путь. Михаил Врубель скончался 1 (14) апреля 1910 года в возрасте 54 лет. Причиной его смерти стала пневмония.
Творческие эксперименты
Несмотря на бунтарский стиль исполнения, далекий от традиционного академизма, Чистяков поощрял творческие эксперименты своих учеников. Одно из немногих произведений, которые художник попытался изобразить со всей строгостью академизма, — это этюд «Пир римлян». Как человек целеустремленный, Михаил не оставлял попыток совместить творчество с развитием своего бизнеса. С помощью своих старых знакомых Pampels он нашел клиента, который предложил комиссию в 200 рублей за любую из своих картин по его выбору. Темой его картины был «Гамлет и Офелия», но эта идея не увенчалась успехом, и художник переключился на другую, более реалистичную идею. Знаменитую и образованную Агафью пригласили поработать над полотном «Натурщица», которое она позировала многим художникам того времени. Знакомство художника помогло получить декоративные элементы, которые использовались в качестве фона в постановке. После завершения картины его пригласили в Киев для работы над реставрацией фресок в церкви Святого Кирилла. Самым удивительным моментом его работы над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов».
Последнее путешествие в Италию
Завершив работу над этим проектом, художник отправился в Италию, чтобы пополнить свои творческие знания. Во время пребывания в Венеции город так вдохновлял его, что Врубель замкнулся в себе и целыми днями писал иконы и полотна повседневной тематики. Покинув творческий наплыв, художник начал испытывать жажду общения и недостаток любви. По возвращении в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. Однако женщина высмеяла свои чувства и подчеркнула очевидное обстоятельство отказа, своего замужества. После отказа у Врубеля начался кризис, он практически не рисует, а если полотно заводится, то выкидывает. Единственная завершенная работа — «Девушка против персидского ковра», заказанная владельцем ссуды.
Проблемы с психическим здоровьем
В 1890 году художник переехал в Москву. Здесь начался период депрессии, который нашел отражение в цикле произведений «Демон». Темные краски и трагические сюжеты прослеживаются во всех его более поздних работах. С 1890 года художник увлекся керамикой и выполнил множество блестящих заказов для богатых семей в России. До 1896 года художник путешествовал по Италии, где работал в различных керамических мастерских. По возвращении в Москву художника пригласили создать сцену для театра, где он познакомился со своей будущей женой Надеждой Забель. Их встреча была внезапной и эмоциональной, как и вся жизнь художника. Решение о браке было принято через неделю после их встречи. С приходом любви в жизнь художника пришло вдохновение. Он работал весь день, и тогда люди вокруг него впервые заметили его психическое заболевание. В 1900 году, вдохновленный театральными постановками, он написал «Царевну-лебедь». Это полотно отличается тем, что художник создал его за один день на полотне, предназначенном для портрета любимой жены, что делает произведение весьма символичным. Сложности в настроении художника проявились в период его возвращения к циклу работ «Демон». «Demon Flying» и «Demon Defeated» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.
Иконописец и реставратор
В студенческие годы будущий художник работал наставником и наставником. Так он оказался в семье сахарных заводов Папмели: стал наставником своего сына, с которым вместе учился.
«Он Врубель жил с Папмелами как со своими: зимой ходил с ними в оперу, летом переезжал со всеми на дачу в Петергофе. Папмели ни в чем себе отказывали, и все, что они делали, не соответствовало строгому и скромному образу жизни семьи Врубелей; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле».
Александр Иванов, художник
Папмели поддержали увлечение Михаила Врубеля рисованием. Его познакомили с учениками Академии художеств, вскоре Врубель стал заниматься там вечерними занятиями, а в 1880 году поступил в Академию. Будущий художник попал в мастерскую Павла Чистякова и одновременно работал в акварельной мастерской Ильи Репина. Он изучал основы рисунка и живописи, освоил акварель и особую технику Чистякова: выстраивал объем на холсте, как архитектор.
Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля искусствоведу Адриану Прахову — он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. По окончании учебного года Врубель переехал в Киев. Он создал эскизы реставрации старинных фресок, лично расписал стены церкви и даже написал четыре иконы.
В 1885 году художник уехал в Италию, чтобы познакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаику в итальянских церквях. Во время поездки Михаил Врубель много работал: делал наброски, рисовал акварелью, за одну ночь создал композицию из ста фигур «Орфей в аду».
В Венеции Врубель познакомился с Дмитрием Менделеевым, который был женат на ученице Павла Чистякова. Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы защитить их от влаги. В последующие полтора месяца Врубель создал три таких иконы: «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».
Вернувшись из Италии, Врубель ненадолго уехал в Одессу, а затем вернулся в Киев. Писал картины на заказ, участвовал в реставрации Владимирского собора, давал уроки рисования. Тогда же появились первые зарисовки, относящиеся к его будущей легендарной теме Демона.
Последние годы жизни
Все чаще у художника случались срывы, которые практически не прекращались после рождения сына в 1901 году. Стресс и давление, которые испытывал художник, проявились в депрессии и агрессивном поведении. Жена и сын не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам. Такое поведение привело к тому, что его отправили в психиатрическую больницу. В 1903 году, выписавшись из клиники и вернувшись домой, художник потерял сына. Это событие окончательно парализовало как физическое, так и душевное состояние художника. Его поместили в психиатрическую клинику, где, несмотря на частые галлюцинации, он продолжал рисовать. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» — последние работы художника. У Врубеля начались приступы агрессии, чередующиеся с апатией, галлюцинации были не редкостью. Художник утверждал, что стал пророком и точно знает, что его ждет. В последний день жизни на него снизошло озарение, он был бодрым и веселым, он привел себя в порядок и, к удивлению врачей, заснул в хвосте. В ту же ночь 14 апреля 1910 года художник скончался.
Интересные факты:
- Почти все крупные русские художники ХХ века испытали на себе сильное и продолжительное влияние Врубеля. Его манера письма «цветными кубиками» иногда интерпретировалась как порог кубизма. Однако Врубель, показавший в своей работе, что глубокое понимание природы естественным образом предполагает переход на другую сторону ее внешних проявлений, стоит у истоков не какого-то конкретного направления, а практически всех авангардных исследований природы. Русское искусство ХХ века.
- В 1902 году известный психиатр Владимир Бехтерев диагностировал Врубеля острое психическое расстройство. Неизлечимая болезнь толкнула артиста в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Врач Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в мучительном волнении, смятении мыслей и чувств Врубель работал: вырезал из глины странные фигурки, раскрашивал.
- Врубель автоматизировал реальность в живописи, разделил мир и увидел в нем второй фон, непонятный и демонический. Картины Врубеля почти всегда беспокоят душу, даже если глаза его Демона и Царевны-Лебеди красивы и одухотворены. Эти персонажи картины Врубеля, которым посвящен целый зал Третьяковской галереи, являются, пожалуй, самыми известными. Художник-символист любил сказочные и мифические образы, их молчание и загадочность, неоднозначность.
- Во время работы Врубель неоднократно обращается к теме пророчества, в моменты болезни: тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создал «Шестикрылый Серафим» — последнее большое полотно художника, созданное в моменты просветления. Художник был убежден, что талант и призвание творца схожи с миссией пророка. И как в притче Ветхого Завета Сераф очищает пророка Исайю от грехов, тем самым подготавливая его к пророческому служению, так и Азраил Врубель, кажется, окончательно утвердил художника в роли провидца, знающего свою судьбу. Читайте также: Николай Николаевич Ге: краткая биография и картины