Художник Уильям Блейк: биография и картины с названиями

Детство

Родился 28 ноября 1757 года в Лондоне в большой благочестивой купеческой семье. Родители Уильяма, Джеймс и Кэтрин Блейк, воспитывали и воспитывали своих детей дома, а также умение читать и писать, прививая им правила приличия и порядочности. Тихая домашняя работа сплотила семью, и Уильям позже с благодарностью вспоминал эти моменты: «Слава богу, меня никогда не отправляли в школу».

Тьеполо Джованни Баттиста, “Банкет Клеопатры”

Кончаловский Петр,

Увлечение живописью

С раннего возраста Уильям проявлял необычное наблюдение и пытался делать копии иллюстраций из книг, которые были в семье. Родители не мешали стремлению, странному для сына лавочника, но не могли платить за частные уроки рисования.

Детство и юность

Уильям Блейк родился в Лондоне в ноябре 1757 года и всю жизнь прожил в британской столице, не нуждаясь во внешнем влиянии окружающей среды: мастера довольствовались внутренними переживаниями.
Портрет Уильяма Блейка

Своей биографией Уильям обязан своим родителям, не ограничивавшим свободу наследников. У моего отца был магазин в Сохо, где он продавал ткани. Мать вырастила детей, которым родилось 7, но двое умерли младенцами. Семья для того времени была достаточно культурной, хотя и с некоторыми особенностями. Если речь шла о книгах, то в доме читали произведения натуралиста Эммануэля Сведенборга и мистика Якоба Беме. Страсть Блейка к живописи началась с репродукций картин Альбрехта Дюрера, Микеланджело и Рафаэлло Санти, которые были приобретены специально для его сына.

В 10 лет Уильям пошел в художественную школу, затем подрабатывал в гравировальной мастерской, изучая методы рисования на твердых поверхностях. Эскизы Вестминстерского аббатства навсегда установили в сердце будущего гения любовь к религиозным мотивам и готической направленности.

Портрет Уильяма Блейка

В 1778 году Блейк поступил в Королевскую академию художеств, но так и не окончил ее. Причина — неприятие молодым художником проповедуемого учителями эклектичного стиля и стремление привести учеников к строгим картинам. Ближе к молодому человеку оказался классик Высокого Возрождения. Покинув стены академии, Уильям начал зарабатывать деньги, делая отпечатки с чужих рисунков. Блейк отдал этому виду искусства 40 лет своей жизни.

В 1784 году, унаследовав после смерти своего отца Уильям, брат Роберт и партнер Джеймс Паркер открыли типографию, которая производила книжные иллюстрации.

Первый учитель – гравёр

В конечном итоге поиск профессионального наставника увенчался успехом. В 1772 году 14-летний Уильям стал учеником гравера Джеймса Базира, условия которого были подходящими для семьи. Следующие семь лет были потрачены на упорные и кропотливые занятия и понимание тонкостей ремесла. Уильям был прилежным учеником и к концу учебы уже имел достаточно опыта, чтобы самостоятельно копировать средневековые статуи Вестминстерского аббатства. Именно эта работа, предназначенная для солидного иллюстрированного издания, была заказана учителем Уильямом. Басайр больше не сомневался в своем ученике.

Знаменитые видения

Перед Уильямом, чутким и впечатлительным с детства, по свидетельству биографов, в четырехлетнем возрасте появилось видение: голова Бога смотрит в окно. Затем ребенок подробно рассказал своим близким о других ясных и удивительных видениях — пророках, ангелах. К тому же он всегда говорил об этом спокойным тоном, как если бы это было обычным делом. Позже, став взрослым, он утверждал, что каждый человек от рождения наделен даром зрения, которое умирает без развития.

Спустя 11 лет сбылось одно из предчувствий 14-летнего Уильяма: ему не понравилось лицо художника — потенциального учителя, и он сказал отцу, что его повесят. Вот что случилось потом.

Такие видения предстали перед внутренним взором тонко чуткого Уильяма на протяжении всей его жизни.

Уильям Блейк: главные работы выставки

Недавно в галерее Тейт была представлена ​​ретроспектива выдающегося художника, писателя-фантаста, символиста и поэта — Уильяма Блейка (1757-1827). Журнал «Афиша.Лондон» одним из первых посетил выставку и, как всегда, готов рассказать вам о самом интересном.

Портрет Уильяма Блейка

Впервые в Британии будет показан единственный законченный автопортрет художника. Работа происходит из частной коллекции — она ​​принадлежит профессору Калифорнийского университета и исследователю творчества Уильяма Блейка Роберту Эссику. Этот дизайн был создан Блейком в поворотный для него момент. После нескольких лет сельской жизни, где ему удалось столкнуться с обвинениями в государственной измене (в конце концов, он был оправдан) и разочаровался в своем друге и деловом партнере, он возвращается в свой родной Лондон, чтобы снова погрузиться в творчество. По иронии судьбы, Блейк никогда в жизни не получил признания, а его работы воспринимаются современниками как плод больной фантазии. После смерти художника некоторые очерки и гравюры его друзья уничтожают, считая их опасными и революционными. Он остается в забвении на долгие годы.

Однако двадцать лет спустя молодой художник Данте Габриэль Россетти, работая в Британской библиотеке, натыкается на пачку прошитых бумаг, усеянных рисунками и стихами Уильяма Блейка. Увиденное производит на него такое сильное впечатление, что он сразу же решает купить альбом у хранителя. С этой рукописи, теперь известной как Рукопись Россетти, начинается возрождение Блейка. А что же молодой художник? Он станет известным и войдет в историю как один из основателей движения прерафаэлитов, появление которого сейчас кажется невозможным без Уильяма Блейка.

«Альбион восстал»

Роза Альбиона, 1793 г., библиотека Хантингтона, коллекции произведений искусства и ботанический сад (Сан-Марино, США)

Выставку открывает одна из первых работ — «Альбион воскрес». У исследователей нет однозначной интерпретации этой работы. Здесь автору приписывают мятежный призыв к революции и он отправляет зрителей обратно в сложную мифологическую систему, изобретенную Блейком, в которой Альбион является прообразом Британии или даже богочеловеком. Здесь нельзя не сказать о мифологии, разработанной Блейком, где он систематизировал свои политические и духовные взгляды в виде пророчеств. Если вы хотите полностью погрузиться в творчество художника, вам обязательно стоит с ним ознакомиться перед тем, как отправиться на выставку.

«Призрак блохи»

Призрак блохи, 1819-1820, Тейт

Одна из самых загадочных и причудливых картин Уильяма Блейка «Призрак блохи» не должна ускользать от вашего внимания. Автор утверждал, что видел чудовище собственными глазами. Видения Блейка обрадовали его друга, астролога Джона Варли. Вместе они устроили что-то вроде сеанса. Когда Блейк заметил другого «духа», он нарисовал свой портрет в присутствии Варли. Результатом этого сотрудничества стали «Головы призраков» — собрание зарисовок с лицами Вольтера, Ирода и других исторических личностей. Считается, что работа написана на основе иллюстраций, взятых из «Микрографии» английского естествоиспытателя Роберта Гука, где представлены подробные изображения мира флоры и фауны, сделанные им с использованием различных линз.

«Ньютон»

Ньютон 1795-ок.

Еще одно культовое изображение Блейка — «Ньютон» выставлено в холле. Считается, что этой монотопией художник высмеивает преклонение перед идеями научного материализма. Ему особенно не нравилась теория оптики Ньютона, которая четко различала то, что видим «телесным глазом» и «духовное». Сам художник утверждал, что у него регулярные видения духовного характера. Помимо символического значения, это произведение отличается еще и техникой исполнения. Блейк много экспериментировал с методами печати. В результате ему удалось добиться невероятных текстур, которые невозможно повторить «вручную». Его эксперименты привели к еще одному важному открытию: новому типу рельефной гравировки, который позже стал использоваться в коммерческой печати.

Диптих «Духовная форма Нельсона, укрощающая Левиафана» и «Духовная форма Питта, направляющая Бегемота»

В 1809 году прошла злополучная выставка Блейка, после неудачи которой художник был окончательно закрыт. У него серьезно не хватало денег, и на какое-то время он согласился с братом выставить свои работы в маленькой комнате в доме, где у их родителей был магазин. В результате Блейк не продал ни одной картины. И никто не воспринял его идеи сделать фрески Парламента в натуральную величину по его произведениям.

Сегодня Tate Britain решила воспроизвести вид зала, в котором проходила такая же выставка, и рядом с ним на больших экранах показать, как эти работы выглядели бы в гигантских размерах. Важно, чтобы полотна теперь выглядели слишком темными. Чтобы показать, как они выглядели на выставке 1809 года, проекторы были нацелены на картины, и краска засияла. Это такая недорогая реставрация.

Учеба

В 1772 году Уильям Блейк стал учеником известного гравера Джеймса Бешера. Обучение закончилось через 7 лет, в этом году начинающему артисту уже исполнился 21 год. Его обучение дало ему право считаться профессиональным гравером. В этот период он приобрел бесценный опыт копирования готических фресок лондонских церквей, в том числе Вестминстерского аббатства.

В 1779 году Блей начал свое обучение в Королевской академии, расположенной недалеко от Стрэнда. Обучение было бесплатным, но студенты должны были покупать собственные инструменты и аксессуары. Здесь Блейк начинает выступать против «незаконченного стиля художников моды» (яркий пример — работы Рубенса). Сам молодой художник предпочел классическую ясность и точность ранних работ Рафаэля и Микеланджело.

Кончаловский Петр, «Незабудки в корзине»

Малевич Казимир,

Учёба в Королевской академии

В 1779 году Блейк поступил в Лондонскую королевскую академию, где проучился 6 лет. Здесь он окончательно сформировал свое отношение к искусству, отказ от лицемерия и обобщений «под одну гребенку». Поклонник резкой четкости линий Рафаэля и Микеланджело, он старался привлечь внимание к характеристикам изображаемых предметов. Причем с индивидуальной точки зрения художника, но учителя сочли его работы слишком экстравагантными.

В этот период Блейк выполнил множество заказов по иллюстрированию публикаций, в основном акварелью, частично темперой.

Спутница жизни

В 1782 году Блейк познакомился с очаровательной Кэтрин Буше, дочерью бедного фермера, которая была на пять лет моложе Уильяма. Вскоре он женился на ней, ценив не только красоту девушки, но и ее спокойный характер и готовность стать верным помощником. Блейк научил Кэтрин, которая ставила крест на свидетельстве о браке вместо подписи, читать и писать. Кроме того, он обучал рисованию настолько, что его жена впоследствии стала настоящим помощником художника: раскрашивала его иллюстрации, помогала с отпечатками в типографике. Природная доверчивость и восприимчивость Катерины, безоговорочно верившей в своего гениального мужа, сблизили ее с ним на духовном уровне: к ней стали приходить даже видения. Единственный ребенок пары Блейков умер вскоре после рождения. В юности Уильямс часто был импульсивен, какое-то время был приверженцем «свободной любви» и хотел привести в дом вторую жену. Но в зрелом возрасте благодаря жене окончательно сформировался его идеал любви. На протяжении всей жизни Блейк будет благодарен своей Кэтрин за неоценимую поддержку во всем, особенно в периоды неудач. Она всегда подставит плечо мужу и защитит пламя вдохновения в его душе.

Секрет ушедшего брата

В 1787 году Уильям Блейк испытал ужасное потрясение: его брат Роберт умер от туберкулеза. Братья вместе последние две недели его жизни. Во время смерти Роберта Уильяму было видение освобожденной и радостной души своего брата.

По словам самого Уильяма Блейка, перед восхождением на небеса душа Роберта открыла секрет работы с медными пластинами для гравировки. Впоследствии художник опробовал и освоил этот метод, который назвал «световой печатью».

От суда не зарекайся

Летом 1803 года Блейк и его жена посетили Фелпхэм, небольшую деревню в Сассексе, по приглашению друга писателя Уильяма Хейли. Произошел серьезный инцидент, по итогам которого был возбужден суд.

В саду Уильям наткнулся на дракона, который лежал дома на траве. Он отказался уходить добровольно, после чего художник силой вытолкнул его на улицу. Мстительный солдат британской армии объединился с товарищем и обвинил Блейка в проклятии и клятве на короля Англии. Художника судили за оскорбления и подстрекательство к мятежу. Хейли спас его, наняв хорошего адвоката. Оправдание жюри было встречено восторженной публикой с ликованием. Впоследствии Блейк использовал этот трудный опыт, чтобы изобразить судей и обвинителей в своих стихотворениях «Мильтон и Иерусалим».

Вообще его непримиримость и воинственность поражают: он поддерживал революционное движение во Франции и далекой Америке, недовольная толпа штурмовала тюрьму. Просто повезло, что для Блейка все закончилось хорошо.

Рерих Николай, “Весна в Кулу. Кришна”

Мартирос Сарьян: в его полотнах слились все краски Армении
КЛАССИЧЕСКИЙ

Зимние пейзажи выдающихся художников

Рождество Христово в картинах художников разных стран и эпох

Непонимание публики

В 1804 году художник вернулся в Лондон. Уильям Блейк, картины которого не были известны широкой публике, много работает: ищет заказы, рисует, пишет стихотворения. Но публика не замечала и молчала о редких выставках его картин. Открытая художником на Брод-стрит независимая выставка ситуацию не изменила: ни одна работа не была продана. По фрагментам воспоминаний можно только составить мнение о значении утраченной ныне работы «Древние бритты» на этой выставке. Картина изображала битву короля Артура и имела размер 3 х 4 метра.

Но в целом картины Блейка после выставки были названы «бесполезными», а сам художник — «несчастным дураком». Клиенты уходили от Блейка, пресса пестрела пренебрежительными и даже враждебными отзывами, а сам он был на грани отчаяния.

Последнее десятилетие жизни

В 1818 году Блейку посчастливилось встретить художников, единомышленников по отношению к тенденциям современного искусства. Они также страстно разделяли веру Блейка в духовное возрождение.

В возрасте 65 лет художник начнет иллюстрировать Книгу Иова, что впоследствии будет отмечено экспертами как невероятный успех. Наконец, начнется подача заявки на его работу, которая принесет успех, благополучие и признание. В 1826 году Блейк приступил к выполнению сложного и ответственного заказа: акварельных иллюстраций и гравюр к «Божественной комедии» Данте. Но смерть художника 12 августа 1827 года прервала смелую творческую задумку. Акварельные работы, которые ему удалось создать, входят в число величайших произведений художника.

Питер О’Тул: «Жизнь вышла даже лучше, чем я мог предположить…»

Зимние пейзажи выдающихся художников

Интересный факт – культ художника

интересна антипатия Блейка к системе религиозных отношений, к самому институту религии, хотя за свою жизнь он прошел все этапы: крещение, брак, в англиканской церкви его похоронили после смерти и похоронили на протестантском кладбище. Но последние четыре десятилетия своей жизни он провел вне церкви и богослужений. Ответ на такое отношение кроется в преобладающем убеждении художника в том, что «Творец .. чрезвычайно жестокое существо» и «Сатана — обвинитель, бог этого мира». Блейк обожествлял только дух, его культ был культом художника.

Читайте также: «Последний рейс корабля «Отважный»: художник Уильям Тернер

Оцените статью
Блог про картины