«Прерванное венчание» Василия Пукирева: картины художника с описанием

Происхождение

Василий Пукирев родился 13 декабря 1832 года в селе Лужники Тульской губернии в простой крестьянской семье. Сельское детство, как и все, не сулило особого жизненного пути, но во время учебы в приходской школе, а затем в школе на родине Василий проявил задатки и навыки рисования.

Учёба и удача

С юных лет на пути к освоению профессии художника Пукиреву повезло. Сначала ему посчастливилось попасть в Могилевский иконописец — здесь Василий получил первые уроки живописи. Затем, в 16 лет, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, опять же по благополучно складывающимся обстоятельствам. Главным наставником в стенах училища для Василия был профессор живописи, выдающийся портретист С.К. Зарянко, который очень внимательно относился к молодым талантам и серьезно способствовал их развитию. Успехи Василия неоспоримы.

В 1850 году Пукирев был удостоен звания учителя рисования, теперь он мог преподавать в гимназиях. Продолжая учебу, в 1855 году он получил звание внеклассного художника, то есть профессионально грамотного живописца. В 1858 году, после окончания учебы, Пукирев начал карьеру художника-фрилансера, получив в училище все знания и навыки для дальнейшего профессионального роста.

Стремительная карьера

Уже в 1860 году, в возрасте 28 лет, художник Василий Пукирев стал академиком исторической и портретной живописи — портрет «Девушка» был выставлен на суд жюри Императорской Академии художеств. Вскоре художнику, который снимал жилье в На Большой Лубянке была выделена казенная квартира возле Училища живописи, ваяния и зодчества (на Мясницкой) — сейчас он учитель, будет работать здесь с 1861 по 1873 год.

С тех пор он находится на вершине славы и почета. В 1862 году он написал, а в следующем году представил публике «Неравный брак», свою самую известную картину, красноречивое название которой как в те годы, так и сейчас вызывает интерес как к произведению, так и к сюжету и его мастерскому исполнению до тех пор, пока наши леденящие глаза зрители перед полотном в Третьяковской галерее. Тогда он произвел фурор, ведь такая ситуация была довольно частой, очень частой. За эту картину художник был удостоен звания профессора живописи Академии. На Пукирева приходились заказы на портреты, которые вряд ли можно было совместить с работой учителя. Художник, в семье которого не рисовались ни столичная суета, ни внимание, ни слава, остро и чутко почувствовал новую жизнь, внося ее в бурное течение.

За счет мецената и ценителя искусства А.А. Борисовского художник дважды выезжал за границу. Основной целью поездок было знакомство с произведениями искусства из европейских художественных галерей — об этом говорилось в заявке на поездку. Но, возможно, ему нужно было отдохнуть от своего триумфа.

По возвращении вместе с Саврасовым он занимался систематизацией нового учебника рисования, вышедшего в 1869 году — художника еще очень интересовало преподавание. Молодые и инициативные наставники разместили на страницах учебника свои зарисовки и полноценные работы в качестве учебного материала.

Пукирев не отказался от создания икон для церквей и храмов — своего первоначального дела. Он также иллюстрировал «Мертвые души» Гоголя и «Записки охотника» Тургенева.

Загадки личной жизни

Образ художника, как и его отношения с женщинами, окутан тайной. Сохранилось письменное упоминание о некой госпоже Пукиревой: художник Николай Неврев писал о ней Павлу Третьякову. Речь идет о Софье Тереховой, которая младше Пукирева на 13 лет. Свидетельства современников также говорят о присутствии женщины в жизни артистки: она всегда хорошо выглядела, костюм был безупречным, она была ухоженной и довольной. Странно, что артистка не дала ей официального статуса, потому что понимала, что жизнь с женщиной без брака делает ее уязвимой и даже неприличной.

Лимит удач иссяк

После успеха «Неравного брака» публика холодно приняла новые работы художника. Опасения по этому поводу усугублялись проблемами со здоровьем, и в 1873 году ему пришлось оставить работу. Жить приходилось плохо — пенсия была мала. Была небольшая коллекция картин, но Пукирев продал ее по необходимости.

13 июня 1890 года почти забытый, больной и обнищавший художник скончался. В некрологе искусствовед Андрей Сомов написал, что Пукирев оставил «блестящий, хотя и краткий, след» в истории русского искусства. Как комета.

«К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского

Знаменитый жанрист Владимир Маковский не испугался противостояния с Пукиревым: спустя 40 лет он написал свои свадебные картины. Но большой разницы в стиле его живописи современный зритель не заметит. И подсказка прямо перед вашими глазами — это стиль свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — ​​фата, гирлянда из оранжевых цветов, белая ткань, модный силуэт заметно изменился. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, невеста имеет большой и объемный кринолин; с такой короной не сбежать. А вот для невест 1890-х юбка заметно заужена и смотрится намного удобнее. Любопытно, что невесты 21 века до сих пор отдают предпочтение стилю полутора вековой давности с кринолинами.

«Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева

Картина Журавлева «Перед короной», за которую он получил звание академика, была настолько популярна, что он написал свою вторую версию. Первый, из Русского музея, полон свидетелей, а обычаи и атрибуты четко указывают: семья — купчиха, то есть над ними можно посмеяться. Вторая версия, из Третьяковской галереи, более лаконична и трагична: здесь это просто вопрос между отцом и дочерью. Картина называлась и «Благословение невесты», и «Свадьба по заказу»… На более позднем полотне «После свадьбы» интерьер элегантен, аристократичен, а отец — знатный (у него нет бороды, а на шее у него не круглая медаль, а крест). А невеста все равно плачет.

«Прерванное обручение» Адриана Волкова

В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из меркантильной жизни, которые одновременно начинают активно высмеивать на сцене, особенно Островского. На нем изображен муж купеческой дочери, помолвка которого прервана из-за появления бывшего любовника с ребенком на руках. Скандал! По эскизу видно, что идея была смелее: была дочь в белоснежном платье, то есть разорвалась не помолвка, а сам брак.

 

«В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова

Однако невозможно похвалить русских художников за оригинальность трагической темы: ровно в одни и те же годы полотна о несчастных невестах писались повсюду по всей Европе. В викторианскую эпоху, когда капитал стал доминировать и многие богатые старики развелись, тема неравных браков стала очень актуальной. Плюс девушки, которые плачут в белом, просто эффектны! Названия картин говорят сами за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Женетт), «Отвергнутая невеста» (Эдвард Либерти)) и так далее…

Фортуна отвернулась от художника

Дальнейшая личная жизнь артиста Василия Пукирева окутана тайной. Но в письме художника Неврева Павлу Третьякову упоминается некая госпожа Пукирева. Это была Софья Терехова, младше Пукирева на 13 лет.
Следует понимать, что в те времена отсутствие кольца и официального статуса ставило женщину в крайне уязвимое положение. Между тем современники говорили, что Пукирев всегда был ухоженным, добрым, хорошо одетым. Кажется, что это еще одна драматическая страница — уже в жизни встретившейся с ним женщины. Наверное, она его любила. А он она? Что ж, нельзя было не понимать, что для женщины в то время значило отсутствие статуса. Отказ дать отчет явно не является доказательством в пользу Софии, которая никогда не намеревалась стать г-жой Пукиревой.
После «Неравного брака» Василий Пукирев не создал ни одного образа, который был бы поставлен в один ряд с этим. Если честно, это не очень честно, у него очень интересные работы. В частности, художнику красиво, с тонким психологизмом, сарказмом и сарказмом удалось передать двоякие настроения, иронический подтекст, настолько отчетливо, что он проступает из видимого с первого взгляда. Что есть чудесное «Получение приданого в семье торговцев живописью». А какая буря чувств в глазах художника, который выставляет свои картины в мастерской и созерцает высокомерную физиономию клиента!
Но удача отвернулась от него, и его новые работы были встречены безразлично. Однако и неудач среди них было немало. С начала 1870-х годов здоровье художника пошатнулось, и вскоре он был вынужден отказаться от преподавания. Скромной пенсии едва хватало на жизнь. Пукирев продал свою небольшую коллекцию картин, и тогда он и его незамужняя жена столкнулись с необходимостью. Улыбка удачи в его жизни была недолгой, и автор «Неравного брака» умер в нищете, о которой почти все забыли.

«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева

Однако одно русское искусство отличалось от европейского: художники относились к многочисленным заключенным прогрессивно и либерально. Ведь это были политические заключенные: борющиеся против режима революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало тогдашнее интеллигентное общество. Таковы доброжелательные тюремные образы, как «Не ждали» и «Отказ от признания» Репина, «Жизнь везде» Ярошенко, «На сцене» Владимира Маковского и т.д. Поэтому неудивительно, что появился образ о замужестве заключенного. Невеста, увы, не одета в белое, но теперь ей будет намного проще получить разрешение на посещение.

Читайте также: Юлиус фон Клевер «Пейзаж с чудовищем»: картины художника

 

Оцените статью
Блог про картины