Юлиус фон Клевер «Пейзаж с чудовищем»: картины художника

Пейзажист салонно-академического типа Ю. Клевер

Юлий Юльевич родился в 1850 году в семье фармацевтов и принадлежал к немецкой семье фон Клевер.
Ю.Ю. Клевер (1850-1924).

Поскольку мальчик с ранних лет любил рисовать, отец настоял на его обучении в Императорской Академии художеств, он начал изучать архитектуру, но позже перешел на факультет живописи. Учился у Клодта и Воробьева. Однако Юля тоже не любила учиться у новых учителей, так как Воробьев не питал того увлечения темой, которую хотел видеть молодой человек, и Клодт запретил ему знакомиться с зарубежным творчеством.

В результате молодой человек перестал посещать академию и занялся самообразованием. Но это не помешало ему получить звание художника первой степени, а затем и академика. Дело в том, что его картины, представленные на выставках, заметили знатные люди. Картина «Заброшенное кладбище зимой» находилась в собрании графа Строганова, полотно «Закат» купила великая княгиня Мария Николаевна, а «березовый лес» произвел впечатление на императора Александра II.

С каждой новой картиной художник становился все более известным, получал звание профессора и возможность преподавать в Академии художеств.Академия предоставила ему квартиру и мастерскую, где он создал очередной шедевр для нового клиента. Среди последних были императоры, князья и покровители. В те времена это считалось дурным тоном, если в доме не было хотя бы одной картины Клевера.

Серьезным испытанием для артиста стало появление свидетеля по делу его друга, обвиняемого в хищении денег Академии. Потрясенный случившимся, Клевер надолго потерял вдохновение. По совету друзей он уехал в Германию и незадолго до революции вернулся домой. Однако на чужбине художник продолжал работать и очаровывал местную публику.

Юлий Юльевич умер в 1924 году. Поскольку его сын Юлий тоже стал популярным художником, во избежание недоразумений их часто называют старшим и младшим.

Всегда на своём месте

В 1915 году поезд прибыл на Московский вокзал. Оказалось, что этого не забыла даже Россия. Толпа поклонников таланта, друзей и коллег встретила Юлию Кловер цветами и объятиями. Несмотря на тяжелое положение в стране: была война и приближалась революция, Клевер снова оказался на своем месте. Он много путешествовал: Беларусь, Финляндия, Прибалтика. Новые картины, новые выставки, новые публикации. И в ситуации, когда сфера искусства дрожала от социальных и художественных преобразований, он остался верен своему стилю, за который его любили.
удивительно, что даже после революции его счастливое умение находиться на своем месте сохранилось. Как и многие другие художники, Юлиус Клевер пользовался поддержкой Общества художников имени Архипа Куинджи. Он философски относился к социальным катаклизмам, вместо того, чтобы тосковать по прошлым временам, с улыбкой вспоминал свою молодость.
Петербург стал называться Петроградом, а «академический художник» Юлий Клевер продолжал преподавать в Академии художеств и заведовал кафедрой монументальной живописи Высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной. Ему даже удалось стать заслуженным артистом РСФСР. Однако его имени не было в списке «для изучения». Но на самом деле успешный и востребованный художник Юлиус Клевер не случайно нашел свое место в любой среде. Его пейзажи стоит внимательно изучить.

Особенность творчества мастера

Направление в живописи

Юлиус Клевер всю жизнь работал в основном над пейзажами. Среди его полотен натюрморты и портреты встречаются реже. Пейзажи художника условно можно разделить на две группы: в одних он нашел новые поводы для построения композиций, в других — повторение первых. Любимыми мотивами пейзажиста были лесные уголки, парки, закаты, разные времена года и погодные явления.

Обычно он повторял те произведения, которые пользовались особым успехом. Так, полотно «Старый парк (вид на запущенный парк в Мариенбурге)» было настолько популярно у публики, что было отправлено на международную выставку в Париж, а Юлию Юльевичу было присвоено звание академика. Естественно, картина приобрела для художника особое значение, поэтому он повторил ее несколько раз. Авторской копии он дал название «Парк в Мариенбурге».

Ю.Ю. Клевер. «Старый парк». 1878 гр.

Художник не часто пишет сцены в полдень или на рассвете, предпочитая чудесные виды, открывающиеся на закате. По его собственным словам, он мог нарисовать любой пейзаж, но он действительно точно знал закат в его различных проявлениях, а также любил изображать согнутые от непогоды деревья.

Клевер был прекрасным мастером свето- и цветопередачи. Так, его картины на водной глади «Пруд с белыми лилиями» или «Осенний парк» погружают зрителя в безмятежность благодаря тончайшей игре света и цвета.
Ю.Ю. Клевер. «Осенний парк». 1898 г.

Холсты, кисти и краски

Чаще всего для плетения полотна живописец использовал холсты, а иногда и плотные мелкозернистые полотна. Заводскому слою он предпочитал белые почвы. Работы Клевера на картоне или дереве встречаются довольно редко.

Художник использовал простые смешения красок с их тонкой шлифовкой. Часто готовил такие варианты: делал смесь синей и розовой красок с добавлением белого, смешивал оттенки синего, желтого и коричневого, использовал другие сочетания.

Клевер работал только кистями среднего и маленького размера, независимо от того, создавал ли он миниатюрный пейзаж или работал над большой частью.

Художественные приемы

Художник наносил толстые слои кистью с жесткой щетиной, работая густой краской. Для тонких слоев он выбрал мягкие кисти и значительно разбавил краску. Легкими и тонкими мазками он изобразил водную гладь, чистое небо, молодую листву, добившись отличной светопропускания.

Он умело рисовал тонкими кистями тонкие элементы пейзажа. Мастер дождался высыхания предыдущего слоя и, едва касаясь холста, нанес новые слои вязкой краски, получив оригинальные булавки. Чтобы деревья на переднем плане не полностью закрывали то, что за ними, Клевер рисовал листву короткими мазками кончиком маленькой кисти.

Скользкая история

Раздражение пришло внезапно и имело неприятный вкус. Клевер был замешан в финансовой афере: нет-нет, сам он не участвовал, он был задействован только в качестве свидетеля по делу об огромных финансовых расходах, связанных с карточными долгами его друга, секретаря Конгресса Академии художеств Петра. Исеев. Для человека, превращающегося в высшее общество, среди почитателей которого были члены императорской семьи, подобный скандал нанес серьезный удар по его репутации. Клевер не мог найти себе места, он очень нервничал, не умел писать и ускользал от семьи. В конце концов, посоветовавшись с семьей, он решил временно уехать. Выбор пал на Германию, и они там оставались надолго. Юлиус Клевер снова активно работал. В Германии он быстро приобрел известность, его картины любили, выставки проводились регулярно, с покупателями проблем не было. Но его тянуло на родину.

Неприятная история

В 1880 году Юлий Юльевич был вынужден покинуть страну. Этому предшествовало громкое дело, в котором артист выступил в роли свидетеля. Дело было связано с хищением денег в крупном размере из-за карточной задолженности друга П.Ф. Иссеевой. Художник с трудом переносил происходящее, воспринял это как удар по своей репутации. Поэтому вместе с семьей было принято решение покинуть Россию. В Германии, пока он был в отъезде, живописец очаровал местную публику своими величественными пейзажами, он даже приобрел известность, но мечтал вернуться в Россию.

Оглушительный успех и «фабрика» Юлия Клевера

Он переехал как семьянин. Его тесть, глава дворцовой аптеки Карл Феро, образованный человек, имел склонность к театру, живописи, музыке и, следовательно, вырастил дочерей. У Юлия Кловера было четверо детей, трое из которых стали художниками. Самым известным является полное тезка его отца.
В те годы вступило в силу Общество передвижников. Клевер никогда и близко не подходил к этому направлению. Писал преимущественно пейзажи с особой «трилистниковой» интонацией. Как правило, это природа Прибалтики, в основном зима или осень, обязательно солнечные лучи, солнечный свет, чаще всего закат. Клевер любили, ценили и восхищались им. Выставки прошли по всей России и во многих странах Европы. И его картины покупались, что не всегда следует из предыдущих пунктов. Члены царской семьи и коллекционер Павел Третьяков сочли нужным иметь его работы, не говоря уже о простых (но очень богатых) смертных. Отсутствие в доме картин клевера стало плохим показателем.
Художник зарабатывал много и легко (в среднем 25 тысяч в год, что было очень значительной цифрой), тратил — слишком легко. Он был так называемым «человеком с широким кругозором». За ним не нашлось умения накапливать и приумножать богатство. Когда заканчивались деньги (а они часто заканчивались), ему было легче написать и продать новую картину, чем откладывать. Юлиус Клевер отличался невнимательностью, жизнерадостностью и легким характером. Многие из его учеников с благодарностью вспоминали, что Клевер мог купить у ученика все наброски, доступные в то время, только для того, чтобы помочь ученику, который прочно укоренился, не смущая его.
Популярность вынудила его организовать в своей мастерской «малярную фабрику», о которой много сплетничали злобные критики. Так как заказов было много, я не хотел их терять, а сделать все самостоятельно было физически невозможно, появились так называемые «трилистники» — картины, созданные в его мастерской. Клевер, как известно, пользуется услугами помощников для рисования фигур людей и лошадей. Также бывало, что «подмастерья» писали подмалёвку, которую Юлий Кловер только передал кистью. Кстати, ошибочно предполагать, что это настолько необычное явление. Рубенс в свое время не гнушался подобным (см. Второй рассказ этого сборника).
Благодаря своей мастерской Юлий Клевер умел писать не только станковые картины. Например, в конце 1880-х годов он спроектировал парк и спроектировал виллу мецената Александра Кузнецова в Форосе (Крым). Имена художников, которые «работали неполный рабочий день» с Clover, известны далеко не всем. В его мастерской работали Писемский, Ризниченко, Оболенский. Это было в 1900 году. «Теперь я не позволяю никому приближаться к моим картинам из-за выстрелов», — сказал он. Этому решению предшествовали некоторые проблемы.

Новые сюжеты

Чтобы не походить на академических пейзажистов 1879 года, Юлий отправился на остров Нарген за новыми сюжетами для картин. Здесь он обнаружил романтическую и неповторимую природу Русского Севера, еще не известную русской художественной публике. Вдохновленный необычайной красотой пейзажей, художник написал 5 картин и множество зарисовок. Можно предположить, что на этом острове он наконец нашел свой стиль, свою творческую индивидуальность и свою манеру, которые особенно полюбились публике. Поклонники говорили, что он пишет новое, смелое, оригинальное, а его холсты проникнуты любовью к северу отечества.

Особое впечатление на зрителей произвели произведения северной природы. Их осмотрели, поделились впечатлениями и купили. Средний класс мог довольствоваться репродукциями, в то время как богатые проявляли интерес к оригиналам.

  • «Лес на острове Нарген» («Первобытный лес») приобрел Павел Михайлович Третьяков;
  • «Зимний лес» был продан коллекции Александра III;
  • «Остров Нарген» приобрел брат императора, великий князь Алексей Александрович;
  • Картина «Пустыня» принесла автору звание профессора и кафедры Академии художеств. Академия также предоставила лабораторию и квартиру, куда он переехал с молодой женой.

В тридцать один год художник-пейзажист добился всего, о чем мог мечтать: заработал славу, признание, достаток. Лабораторию массово посещали клиенты, друзья и студенты.

Обратно на родину

Возвращение семьи Клевер на родину произошло в 1915 году. Несмотря на тяжелое положение в России до Октябрьской революции, художника тепло приветствовали его поклонники. Было организовано несколько выставок в Москве и Петрограде, затем последовали поездки в Финляндию, Беларусь, страны Балтии за творческими впечатлениями. Ситуация постоянно менялась, зрители и окружение трансформировались, а Юлий Юльевич оставался верен своему творчеству, сохраняя ту особую каллиграфию в своих произведениях, которая придавала полотнам оригинальность и делала их узнаваемыми.

Широкая душа

Благодаря своему призванию и успеху Юлий Клевер зарабатывал довольно большие суммы и довольно легко тратил свои доходы. Когда деньги закончились, он свободно рисовал и продал новую картину. Среди современников ему приписывались такие характеристики, как простота и незаинтересованность. По словам учеников художника, учитель мог купить все эскизы у ученика без денег, чтобы помочь ему и не смущать его.

Головокружительный успех

Не закончив учебу, молодой художник рискует отправить свои пейзажи в Императорское общество поощрения художеств, и все получилось, его работы были приняты хорошо. Граф П.С. Строганов приобрел один из выставленных пейзажей «Кладбище, заброшенное зимой». Спустя год триумф повторился, и картину «Закат» купила княгиня Мария Николаевна, руководившая Академией художеств, а в 1874 году, когда Клеверу было 24 года, ему удалось выставить персональную выставку. Таким образом, эта честь присуждалась только заслуженным мастерам, а он был всего лишь бывшим учеником, не получившим полного образования. Однако выставка имела огромный успех; слава пришла к молодому живописцу. Через год ему была присуждена премия Общества поощрения художеств за пейзаж «Запущенный парк», а через год — за работу «Первый снег на пашне». В 1876 году Юлий Кловер организовал вторую выставку из сорока работ. Весь Петербург восхищался юным дарованием. Судьбу Клевера во многом решила картина «Березовый лес», приобретенная царем Александром III. Художнику-пейзажисту сразу же было присвоено звание художника первой степени, несмотря на его незаконченное образование. В возрасте двадцати восьми лет успешный Юлиус Клевер уже является академиком благодаря своей работе «Старый парк». Картина оказалась популярной в России и на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Из-за большого спроса мастеру пришлось повторить этот пейзаж и не раз под названием «Мариенбургский парк». Таким образом, за короткий промежуток времени художник преодолел высоты, на которые другие бросали вызов десятилетиями.

Рекорды продаж, стоимость картин Клевера

Любимый королевской особы Юлий Клевер получал щедрые награды за свои труды. Однако с началом революции его отвергли как слишком буржуазного художника. Давайте узнаем, сколько сегодня стоят картины Кловера и интересуют ли они общество.

По данным аукционных каталогов, искусство художника пользуется большой популярностью в кругах ценителей живописи. Его работы часто появляются на известных аукционах. Давайте рассмотрим несколько примеров самых крупных продаж.

Начнем с работы «Зимний пейзаж», выставленной на торги Российским аукционным домом в 2011 году. Эстимейт холстов составил 3,6–4,2 миллиона рублей. Картина оказалась самым дорогим лотом на аукционе и была продана за 4,8 миллиона рублей (173 тысячи долларов).

Ю.Ю. Клевер. «Зимний пейзаж», 1914 г

Еще одно одноименное полотно было продано на аукционе цюрихского дома Коллера в 2006 году. Это более ранняя работа Клевера, созданная им в 1886 году. На аукционе за нее заплатили 252 тысячи долларов.

Примерно в том же ценовом диапазоне был продан ряд других картин художника. Это «Осенний пейзаж», который был продан в 2007 году за 246 000 долларов, «Лес», который был продан за 228 000 долларов в 2005 году, «Речной пейзаж», который был продан за 214 000 долларов в 2007 году.

Отметим, что на пике своей славы Юлий Кловер работал не один. Заказов было так много, что ему пришлось нанять помощников для работы над средними слоями. Так появились произведения «Клевер и Мастерская», которые часто называли «клеверами». Среди помощников были такие известные художники, как К. Розен или Н. Оболенский. Картины этой категории также популярны на арт-рынке и стоят десятки и сотни тысяч долларов.

Примеры продаж картин с пометкой «Клевер и Студия» на Sotheby’s: «Зима в России» (продана в 2012 году за 59 000 долларов), «Ранний вечер зимой» (продана в 2008 году за 54 000 долларов), «Лес ранним утром» (продана в 2008 году за 74 тысячи долларов).

Ю.Ю. Клевер и этюд. «Зима в России». 1921 г.

Эти данные помогают составить приблизительное представление о том, сколько стоят картины Клевера. Как видите, они очень популярны и высоко ценятся, поэтому можно ожидать, что следующее полотно будет успешным на рынке. Далее поговорим о том, как правильно установить цену, где и как продать картину «Клевер.

Экспертиза, продажа и скупка картин Клевера

Как оценить картину Клевера

Оценить конкретное полотно можно как самостоятельно, так и в специализированных центрах. Попытка оценить образ самого Clover чревата риском существенной ошибки с его стоимостью, как в меньшую, так и в большую сторону. В первом случае это будет для вас невыгодной сделкой, во втором вы рискуете никогда не продать холст.

При этом специалист проведет комплексное исследование специальной техники и применит проверенные методики изучения живописи. Например, при осмотре картины «Клевер» специалист может установить ее подлинность, характеристики (наличие трещин, скрытых изображений или надписей), изучить технику художника и назвать примерную стоимость на рынке.

В связи с большой популярностью работ пейзажиста его полотна часто подделывали, имитировали, некоторые писали его ученики или ассистенты, что значительно усложняет процедуру оценки. Однако у Clover уникальный живописный почерк, который легко распознается экспертом, но вряд ли будет разоблачен обычным обывателем.

 

Индивидуальность в работах

В те годы вступило в силу Общество передвижников. Клевер не принадлежал их руководству. Его картины связаны с романтизмом в русской живописи. Помимо того, что они были полностью фотографическими, они содержали в себе тайну неизвестных, девственных или полуразрушенных мест. Свет, солнечные лучи, часто закат освещали удивительные и загадочные уголки природы. Его композиция изображает взгляд изнутри, дает эффект погружения зрителя в первозданные рощи, непобедимые снежные равнины, адаптируется к лирической гармонии человека и природы. Выразительно подчеркнутые точки, силуэты и очертания сыграли важную роль в картинах мастера. Эти работы содержат умиротворение и безмолвное созерцание.

Большое признание получили фэнтезийные картины:

  • Красная Шапочка (1887);
  • Призрачный лес (1886);
  • «Царь леса» (1887 г).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Читайте также: «Прерванное венчание» Василия Пукирева: картины художника с описанием
Оцените статью
Блог про картины