«Париж подлинно пьян Бакстом»
В 1903 году Леон Бакст впервые создал эскизы комедийных и театральных костюмов. Балетмейстеры братьев Николай и Сергей Легаты Императорской труппы Санкт-Петербурга попросили художника нарисовать их балет «Фея кукол». Александр Бенуа вспоминал об этом событии: «С первых же шагов Бакст занял определенно доминирующее положение и с тех пор остается единственным и непревзойденным».
В том же году артист женился на Любови Третьяковой. Павел Третьяков принял брак с одним условием: Баксту пришлось сменить религию. Художник принял лютеранство. В 1907 году пара рассталась, и Бакст — теперь его официальное имя — вернулся в иудаизм. За это его выслали из Петербурга: в те годы не все евреи имели право жить в столице.
Леон Бакст уехал в Грецию — вместе с художником Валентином Серовым. Здесь он делал зарисовки средиземноморских пейзажей и зарисовки, которые впоследствии стали фрагментами новых театральных декораций.
С 1910 года Леон Бакст снова поселился в Париже. За эти годы он получил мировую известность своими театральными декорациями: объемными, многослойными и сказочными. Он оформлял балеты Дягилева для своих русских сезонов в Париже: «Клеопатра», «Шахерезада», «Карневаль» и «Нарцисо».
По его эскизам костюмы шили для артистов императорских театров: Вацлава и Брониславы Нижинских, Тамары Карсавиной, Веры Фокиной. Бакст также сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн. Художник внимательно изучил детали костюмов, их цвета и мотивы, которые во время танцев подчеркивали пластичность и гибкость актеров. Искусствовед Мстислав Добужинский писал: «Изысканный и капризный Париж сам признал и« короновал »его, а Андрей Левинсон -« Париж действительно опьянен Бакстом».
Декорации
Лев Бакст работал не только над сценическими костюмами, но и над декорациями для спектаклей.
Вот самые известные работы мастера.
Сценарий и костюм для «Шахерезады»:
Декорации Льва Бакста к балету И. Стравинского «Жар-птица»:
Эскиз к постановке «Спящая красавица»:
В комедии артист постарался добиться полной гармонии. Так что музыка, актеры и декорации соединились воедино.
Особенности стиля
Это были яркие и волнующие костюмы, наполненные экзотическими мотивами. То же можно сказать и о картинах автора.
Леон Бакст смело использовал сочные краски и богатый декор. Основными источниками вдохновения были:
- восточная и древнегреческая одежда;
- мифология;
- сказки.
Среди моделей, вызвавших восхищение публики, были роскошные шорты, тюрбаны с драгоценными камнями, полупрозрачные платья, жемчужные и шелковые платья. Восточная чувственность, которая сияла в спектаклях, ранее была неизвестна европейцам.
Среди мотивов мастер отдавал предпочтение растительным и геометрическим орнаментам. Рисунок можно нанести несколькими способами:
- с использованием вышивки;
- фаршированные;
- через ткачество;
- ткачество.
Интересный факт: театральные костюмы Бакста выставлялись в Лувре еще при его жизни.
Еще один факт: в 1923 году его эскизы орнаментов на тканях и гобеленах выставлялись в Галльерском музее моды и костюма в Париже.
Эскизы и готовые костюмы Бакста
Давайте посмотрим на некоторые сценические работы Леона Бакста.
Костюмы для Клеопатры и еврейской танцовщицы (балет «Клеопатра», 1910):
Эскизы одежды для нимфы и фавна (балет «Полдень фавна» Клода Дебюсси):
Эскизы костюмов к балету «Нарцисс» (1911):
Эскизы платьев Oddalisca и Blue Sultana (балет «Шахерезада», 1910):
Костюм для спектакля «Заревич и Жар-птица» (балет «Жар-птица», 1910):
Эскиз костюма невесты и готового платья для Тамары Карсавиной (балет «Голубой бог», 1911-1912):
Вацлав Нижинский (также одет в балет «Голубой бог», 1911):
Костюмы преступников (Дафнис и Хлоя, 1912):
Читайте также: Виктор Васнецов: сказочные картины «Аленушка», «Богатыри», «Кощей Бессмертный» и другие