Л С Бакст: биография и произведения художника

«Париж подлинно пьян Бакстом»

В 1903 году Леон Бакст впервые создал эскизы комедийных и театральных костюмов. Балетмейстеры братьев Николай и Сергей Легаты Императорской труппы Санкт-Петербурга попросили художника нарисовать их балет «Фея кукол». Александр Бенуа вспоминал об этом событии: «С первых же шагов Бакст занял определенно доминирующее положение и с тех пор остается единственным и непревзойденным».

В том же году артист женился на Любови Третьяковой. Павел Третьяков принял брак с одним условием: Баксту пришлось сменить религию. Художник принял лютеранство. В 1907 году пара рассталась, и Бакст — теперь его официальное имя — вернулся в иудаизм. За это его выслали из Петербурга: в те годы не все евреи имели право жить в столице.

Леон Бакст уехал в Грецию — вместе с художником Валентином Серовым. Здесь он делал зарисовки средиземноморских пейзажей и зарисовки, которые впоследствии стали фрагментами новых театральных декораций.

С 1910 года Леон Бакст снова поселился в Париже. За эти годы он получил мировую известность своими театральными декорациями: объемными, многослойными и сказочными. Он оформлял балеты Дягилева для своих русских сезонов в Париже: «Клеопатра», «Шахерезада», «Карневаль» и «Нарцисо».

По его эскизам костюмы шили для артистов императорских театров: Вацлава и Брониславы Нижинских, Тамары Карсавиной, Веры Фокиной. Бакст также сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн. Художник внимательно изучил детали костюмов, их цвета и мотивы, которые во время танцев подчеркивали пластичность и гибкость актеров. Искусствовед Мстислав Добужинский писал: «Изысканный и капризный Париж сам признал и« короновал »его, а Андрей Левинсон -« Париж действительно опьянен Бакстом».

 

Декорации

Лев Бакст работал не только над сценическими костюмами, но и над декорациями для спектаклей.

Вот самые известные работы мастера.

Сценарий и костюм для «Шахерезады»:

Лев Бакст, работает в балете «Шахерезада
Эскизы Льва Бакста

Декорации Льва Бакста к балету И. Стравинского «Жар-птица»:

Лев Бакст, сценография к балету Жар-птица

Эскиз к постановке «Спящая красавица»:

Лев Бакст, этюдная работа

В комедии артист постарался добиться полной гармонии. Так что музыка, актеры и декорации соединились воедино.

Особенности стиля

Это были яркие и волнующие костюмы, наполненные экзотическими мотивами. То же можно сказать и о картинах автора.

Леон Бакст смело использовал сочные краски и богатый декор. Основными источниками вдохновения были:

  1. восточная и древнегреческая одежда;
  2. мифология;
  3. сказки.

Среди моделей, вызвавших восхищение публики, были роскошные шорты, тюрбаны с драгоценными камнями, полупрозрачные платья, жемчужные и шелковые платья. Восточная чувственность, которая сияла в спектаклях, ранее была неизвестна европейцам.

Среди мотивов мастер отдавал предпочтение растительным и геометрическим орнаментам. Рисунок можно нанести несколькими способами:

  • с использованием вышивки;
  • фаршированные;
  • через ткачество;
  • ткачество.

Интересный факт: театральные костюмы Бакста выставлялись в Лувре еще при его жизни.

Еще один факт: в 1923 году его эскизы орнаментов на тканях и гобеленах выставлялись в Галльерском музее моды и костюма в Париже.

Эскизы и готовые костюмы Бакста

Давайте посмотрим на некоторые сценические работы Леона Бакста.

Костюмы для Клеопатры и еврейской танцовщицы (балет «Клеопатра», 1910):

Эскизы костюмов Леона Бакста для Клеопатры

Эскизы одежды для нимфы и фавна (балет «Полдень фавна» Клода Дебюсси):

Эскизы Леона Бакста к балетным костюмам

Эскизы костюмов к балету «Нарцисс» (1911):

Произведения Бакста для балета
Леон Бакст, балетные костюмы, этюды 1911 г

Эскизы платьев Oddalisca и Blue Sultana (балет «Шахерезада», 1910):

Платья, созданные Леоном Бакстом для балета Шахерезада

Костюм для спектакля «Заревич и Жар-птица» (балет «Жар-птица», 1910):

Костюмы Льва Бакста для балета Жар-птица

Эскиз костюма невесты и готового платья для Тамары Карсавиной (балет «Голубой бог», 1911-1912):

Леон Бакст, костюмы к балету Голубой Бог

Вацлав Нижинский (также одет в балет «Голубой бог», 1911):

Вацлав Нижинский в платье Леона Бакста

Костюмы преступников (Дафнис и Хлоя, 1912):

Рубашки дизайнера Льва Бакста

Читайте также: Виктор Васнецов: сказочные картины «Аленушка», «Богатыри», «Кощей Бессмертный» и другие

Оцените статью
Блог про картины