Виктор Васнецов: сказочные картины «Аленушка», «Богатыри», «Кощей Бессмертный» и другие

Аленушка

Простоволосая девушка идет босиком по берегу лесной реки. С невыразимой печалью он смотрит в глубокую лужу. Грустная картина была навеяна сказкой о сестре Аленушке и брате Иванушке и нарисовала сироту Васнецова крестьянкой из имения Ахтырка, добавив, по его собственному признанию, черты Веруши Мамонтовой, дочери известного мецената Москвы искусство. Природа вторит девичьей боли, переплетаясь с поэзией народных сказок.

«Иван-царевич на Сером Волке» (1889, Государственная Третьяковская галерея)

Этот образ, несомненно, является одной из самых любимых иллюстраций к русским народным сказкам. Возможно, сложно найти человека, который бы не знал ее с детства. Сюжет картины был основан на отрывке из сказки «Иван-царевич и Серый волк»: Иван-царевич с похищенной Еленой красиво спасаются от погони за верным серым волком.

Вся картина наполнена каким-то загадочным мерцанием. Васнецов работал над ней параллельно с созданием росписи Владимирского собора в Киеве. В 1889 году он был представлен на Передвижной художественной выставке, а сегодня находится в Третьяковской галерее.

Судьба произведения

Вначале художник решил назвать картину «Дурак Аленушка», и это название не имело отрицательного оттенка. Дело в том, что на Руси «дураков» называли блаженными, глупыми святыми — теми, кто, как считалось, был наиболее близок к Богу, иногда это прозвище давали сиротам. Но через некоторое время Васнецов решил сменить имя, в результате он явно стал перекрещивать знаменитую русскую сказку. Относительно того, почему Васнецов отказался от первоначальной версии, исследователи говорят иначе. По одной из версий, смена имени произошла из-за критики со стороны коллег и знакомых мастера.

Жанр, в котором написано полотно, — романтизм. Ученые обнаружили, что изображение проявилось не сразу, как это известно публике. Художник несколько раз вносил изменения. Детали, которые были переработаны:

  • шея;
  • лицо;
  • руки.

«Аленушка» находится в Третьяковской галерее,

Цветовая гамма также претерпела серьезные изменения. Исследователи считают, что первая версия была встречена большой критикой, поэтому художник решил исправить работу. Сейчас «Аленушка» находится в Третьяковской галерее, но поначалу меценат не воспринимал ее как что-то полезное. Интересный факт: после выставки работу приобрел Мамонтов, заплатив 500 руб.

В рамках школьной программы «Аленушки» анализ проводится на третьем курсе. Дети пишут сочинение, высказывают свои мысли по поводу содержания, находят интересные особенности изображения и проводят параллели с иллюстрациями других художников. В процессе изучения гальки, озера и других деталей рисунка дети сравнивают эти элементы с изображениями из русской народной сказки.

В чем заключалась заслуга Васнецова?

история живописи алёнушка васнецов

Многие сказки, передаваемые из поколения в поколение, были написаны русскими писателями и русским народом. Заслуга Васнецова в том, что с помощью живописи он создавал убедительные образы, пропитанные русским духом.

Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить беззащитную девушку в поистине катастрофическое место. Видимо, поэтому Васнецов пытался спровоцировать постоянное ущемление сердец публики. Художник удачно использовал сказочный сюжет. Картина Васнецова В.М. «Аленушка» не случайно основана на нем. Хотя Васнецов буквально не следит за сюжетом — в сказке, по которой написана картина, нет описания босоногой девушки, жаждущей лесного вихря. В своем творчестве Виктор Михайлович стремился раскрыть эмоциональный характер и смысл народного образа. Этот сюжет призван полностью раскрыть сложный и неоднозначный русский характер.

Как называлась картина «Аленушка» Васнецова первоначально?

Полотно было названо несколько иначе: «Дурак Аленушка». Словом «глупые», по некоторым источникам, в то время называли святых глупцов или сирот. Не сразу Васнецов сказал, что у его творчества сказочный сюжет.

картина виктора васнецова аленушка

Этапы работы над картиной

В 1880 году Виктор Михайлович начал работу над этим полотном. История картины Васнецова «Аленушка» такова. До наших дней сохранилось несколько набросков, сделанных автором в этот период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это «Осока», «Пруд Аленушкина», «Пруд на Ахтырке». Кроме того, Виктор Васнецов сделал несколько зарисовок в натуральную величину в живописи, на которых изображена девушка, сидящая на камне.

васнецов виктор михайлович картина аленушка

Художник признался, что при создании образа главного героя на полотне заметил черты лица дочери известного московского мецената Саввы Мамонтова. Звали эту девушку Вера Мамонтова. Зимой 1881 года работа была завершена, после чего он отправил ее на выставку передвижных художников, проходившую в Москве, Виктор Васнецов. Однако поначалу картина «Аленушка» не пользовалась большой популярностью. Он приобрел его вскоре после этого.

васнецов художник картина алёнушка

Первая выставка и доработки Васнецова

Как отмечал сам Васнецов, в чертах лица его Аленушки просматривается явное сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой. Художник сознательно изучил детали портрета, чтобы нарисовать девушку, похожую на дочь московского мецената. Вера полностью соответствовала заданному образу. Однако в итоге все же получился некий собирательный портрет женских персонажей русских сказок.

Зимой 1881 года картина была завершена, после чего автор отправил ее на выставку путешествующих художников. Как ни странно, поначалу работа была неудачной. Зрители также не имели представления о сюжете сказки, поскольку Васнецов упомянул о нем гораздо позже.

Также на выставке картина носила несколько другое название: «Дурак Аленушка». В этом контексте слово «дурак» не следует воспринимать как оскорбительное прозвище. В те времена так называли сирот, а потому изначально на полотне просто изображалась сирота Аленушка, погруженная в безрадостные мысли.

Эскиз к картине Аленушка
Эскиз к картине «Аленушка»

В процессе создания картины «Аленушки» Васнецов несколько раз вносил в картину дополнения и улучшения. Долгое время все эти нюансы были не известны, однако, благодаря современным технологиям, использованию рентгеновских лучей, специалисты смогли установить, что именно художник добавил в свое творение.

На известном нам изображении мы видим лицо девушки, плечо и руку, которые изначально выглядели немного иначе. Художнику также пришлось существенно изменить цвет работы, так как оригинальный вариант вызвал массу критических отзывов коллег.

Росписи Владимирского собора в Киеве

Фото: ТАСС / Александр Сенцов

Васнецов десять лет работал над росписью собора. В нем видела одна из главных целей преодоление разрыва между народом и интеллигенцией в отношении традиционной русской иконописи. Он стремился создать искусство «большого стиля», возвращавшееся людям из замкнутого мира частных коллекций. Основная идея внутренней росписи Владимирского собора, возведенного к 900-летию крещения Руси, заключалась в понимании истории русской веры.

Виктор Васнецов расписал центральный неф, купол, изображения главного иконостаса. Росписи были завершены в августе 1896 года, и к концу века они были скопированы во многих церквях России, а Васнецова называли «блестящим вестником нового направления в религиозной живописи».

Образ девочки-сиротки

По внешнему виду главного героя видно, что у него непростая судьба. Рыжие волосы растрепаны и распущены с одной стороны, лицо устало, в глазах — отчаяние. Над головой Аленушки сидит стая птиц — они ее даже не боятся, не пытаются улететь, так беззащитна героиня. Автор не случайно изобразил ласточек — в фольклоре они издавна символизировали надежду. Благодаря птицам кажется, что девушка в глубине души все еще надеется на положительный исход: найдется брат и жизнь изменится к лучшему.

Образ девочки-сироты

Образ Аленушки ясен и чист, видно, что она еще ребенок, хотя ей уже знакомы скромность и отчаяние. У нее травмированы ноги — этой деталью художник подчеркивает, что Аленушка много ходила на поиски брата. Она устала и села на камень отдыхать, а слезы текут прямо в пруд. Состояние природы перекликается с мыслями и чувствами сироты: кажется, скоро пойдет дождь, и вся природа застыла в ожидании.

Присмотревшись к картинке, можно услышать тишину, которая обычно наводит на мысли об опасности. Васнецов показывает зрителю, что с девушкой может случиться что-то плохое. При этом героиня настолько занята своими мыслями и тревогой за брата, что даже не замечает опасности.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И серый волк, достаточно предсказуемый для такой рощи. Только вместо злой улыбки у хищника человеческие глаза и на нем два всадника. Записку Иванушка бережно держит Елену Красавицу, смирившуюся с судьбой. Узнаем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил героиню сказок настоящими характеристиками — внучку Саввы Мамонтова Наталью.

 

Общее настроение и роль фрагментов

Пожелание Аленушки заблудшему брату.

При просмотре картины у зрителя возникает чувство тихой грусти и спокойного восхищения красотой природы. В центре композиции — грустная девушка с максимально низко склоненной головой. Основная тема произведения — стремление Аленушки к пропавшему брату. При этом лицо героини выражает надежду на счастливое будущее, которое, конечно же, обязательно наступит.

Второстепенную атмосферу полотна подчеркивают неподвижные ели, темная вода и хмурое небо. Прекрасно показана связь, существующая между природой и человеком. Кажется, все живое сочувствует Аленушке и как бы пытается ее утешить. Все фрагменты полотна не противоречат общему настроению, а дополняют и подчеркивают его. Каждая деталь вызывает грустные мысли и вызывает острую меланхолию.

Особенности пейзажа

В картине «Аленушка» природа играет важную роль. Большая часть полотна выполнена из ели. Дополняют композицию камни, березы, тростник и одиночные листья, одиноко лежащие на поверхности воды. Видно, что приближается осень и главный герой одет легко. Детали выстроены таким образом, что образуют единый ритм: Аленушка склонила голову, и трава перед ней сложилась. Ветка свисает высоко, согнувшись под тяжестью ласточек.

Техника Васнецова известна как «пейзаж настроения». Он заключается в том, что желаемое настроение достигается с помощью мелких деталей, написанных короткими штрихами и определенной цветовой палитры. Впоследствии Левитан и Нестеров использовали этот же подход в своих картинах. С одной стороны, лес словно взял девушку в плен, окружил ее, отрезая ей путь к побегу. С другой стороны, птицы, камыши, вода и ели скорбят вместе с главным героем, они разделяют его желание. Героиня молча жалуется на свою боль всем живым существам и при этом надеется, что, возможно, ей что-то поможет.

Природа играет важную роль в картине «Аленушка

Пейзаж на холсте Васнецова передан очень натуралистично, видна каждая травинка, и это придает изображению мягкость. Наряду с тревогой девушка испытывает прямо противоположные чувства, которые всегда были характерны для русского человека. Симпатичное девичье лицо отражает целый спектр эмоций. То, о чем думает Аленушка на картине Васнецова, можно понять не сразу, а лишь через несколько минут вдумчивого созерцания. Неслучайно художник несколько раз исправлял шедевр.

Богатыри

Васнецов посвятил 20 лет своей жизни одной из самых известных картин в русской живописи. «Богатыри» стали самой масштабной картиной художника. Размер полотна почти 3 на 4,5 метра. Богатыри — образ собирательный. Илья, например, крестьянин Иван Петров, кузнец из Абрамцево и извозчик Крымского моста. Картина основана на детских чувствах автора. «Вот и предстало перед моими глазами: холмы, космос, герои. Прекрасная детская мечта».

Песнь радости и печали

Алконост и Сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалением о потерянном рае. Васнецов украсил бесполых птиц, придав мифическим существам красивые женские лица и пышные короны. Песня Сирина настолько грустна, что листья светского дерева почернели, радость Алконоста может заставить вас забыть обо всем . если вы остановитесь на фото.

Роль фрагментов полотна

Мастер в своем творчестве прекрасно отражает отношения, которые существуют между простым русским человеком и природой. Кажется, она опечалена так же опечалена, как и девушка на картине. Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от основного сюжета. Напротив, он подчеркивает и превозносит его. Картина Виктора Васнецова «Аленушка» полностью сосредоточена на образе девушки. Каждая деталь этого полотна вызывает уныние размышления.

Ковер-самолет

Расписан для Железнодорожного ведомства. Не поезд и даже не почтовая тройка. Волшебный ковер. Так Виктор Васнецов отреагировал на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат, символ победы над космосом, сбил с толку членов совета и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. Где нет места обычному.

Где хранится «Аленушка» (художник Васнецов)?

Картина «Аленушка» сейчас экспонируется в Третьяковской галерее. Но Третьяков во время первой выставки, на которой было представлено это произведение, не чтил его, несмотря на старания Васнецова, бережно. Мамонтов купил это фото за пятьсот рублей.

Три царевны подземного царства

Золото, медь и уголь. Три богатства, спрятанные в недрах земли. Три сказочные принцессы — воплощение земных благ. Гордое и надменное золото, любопытная медь и робкий уголь. Принцессы — любительницы горных шахт, привыкшие командовать людьми. Есть два изображения с таким сюжетом одновременно. На одной из них в углу — как просители, фигуры двух мужчин, подобострастно разглядывающие красивые холодные лица.

Как дорабатывалась картина?

История картины Васнецова «Аленушка» включает несколько изменений. Известно, что художник несколько раз поправлял, изменяя некоторые детали. Рентгеновские снимки этой работы сделали специалисты. В результате удалось установить, что плечо, шея и лицо девушки, а также общая цветовая гамма изображения были перерисованы. В первой версии, видимо, «Аленушка» в свой адрес вызвала много критики со стороны коллег и знакомых артиста. Ниже представлен портрет Куинджи Васнецовым.

рассказ по картине Аленушки Васнецова

Атмосфера грусти и тишины

Васнецов отлично передал спокойствие, тишину и меньшее настроение. Поверхность воды кажется неподвижной, ветки не раскачиваются, камыши направлены вверх. Только травинки немного засохли, но не от ветра, а потому, что пора засыхать. Румяна на лице девушки детализированы, а яркие цветы на сарафане контрастируют с ним. В эту палитру гармонично вписываются темно-зеленые оттенки леса.

Роль цветовых акцентов играют желтые листья и какие-то проблески в небе, из которых мы понимаем, что солнце скрыто за облаками. День приближается к закату, и среди людей издавна бытовало поверье, что в это время между природой и человеком устанавливается особая связь. Задушевное и простое полотно оставляет ощущение недосказанности. Вроде бы через мгновение история продолжится: Аленушка найдет брата и все закончится хорошо.

«Гамаюн, птица вещая» (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Махачкала)

Это еще одна картина Виктора Васнецова, на которой изображен сказочный персонаж, заимствованный из древнеславянских легенд. В русских книгах Гамаюн — вечная мифическая райская птица, предвещающая гибель государственных деятелей от его падения. В спектакле Васнецова образ дал толчок к развитию нового образа Гамаюна как птичьего существа.

Композиция явно декоративна и изысканна: на тонкой ветке сидит фантастическая птица с женским лицом. По мнению критиков, картина получилась не совсем «васнецовской»: слишком фантастической и символической, в стиле, близком к творчеству современников Виктора Васнецова, например, Михаила Врубеля или даже зарубежных мастеров — Густава Климта и Альфонса Мухи.

Картина соответствовала своему времени, была наполнена тревожными предчувствиями и с момента написания приобрела широкую популярность. В оперении птицы сочетаются голубовато-черные и золотистые перья с ярко выраженным красноватым оттенком, будто на них запеклась кровь (в целом использование малиново-красного цвета характерно для более поздних работ Васнецова).

Сейчас «Вещая птица Гамаюн» хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств. П.С. Гамзатова в Махачкале.

Источники

 

  • https://www.culture.ru/materials/106153/skazochnyi-mir-viktora-vasnecova
  • https://www.m24.ru/articles/iskusstvo/18052018/152875
  • https://nauka.club/literatura/vasnetsov-alyenushka.html
  • https://www.syl.ru/article/178852/new_kartina-vasnetsova-alenushka-istoriya-sozdaniya-kartinyi-opisanie
  • https://musaget.ru/kartina-alyonushka-vasnetsova-durochka-hudozhnika/

Читайте также: Л С Бакст: биография и произведения художника

Оцените статью
Блог про картины