Иван Яковлевич Билибин: биография и произведения художника

Детство и юношество

Будущий художник родился 16 августа (4 по старому стилю) 1876 года в деревне Тарховка под Санкт-Петербургом. Его отец Яков был военно-морским врачом, а мать — композитором. Первые известия о семье Билибиных можно найти в документах XVII века, это древний и хорошо известный род.

В детстве Иван проявил склонность к рисованию. Он посещал классы гимназии, а также учился в Императорском обществе поощрения художеств, но из-за отца ему пришлось поступить в юридический институт. Яков Билибин мечтал о престижной профессии для сына.

А после окончания учебы юноша уехал в Германию учиться в лаборатории А. Ашбе. Вернувшись домой, он стал встречаться с И. Репиным. Еще через несколько лет Иван поступил в художественное училище Академии художеств.

Личная жизнь

Иван Билибин был трижды женат. Каждая из его супругов была творческой личностью, каждый художник встречался в Императорском обществе для поощрения художников.

Его первой женой была англичанка с ирландскими корнями Мария Чемберс. В 1902 году пара поженилась, а через год у них родился первенец Александр. Иван родился в 1908 году. Семья Чемберсов-Билибиных просуществовала почти десять лет, и в 1911 году Мария, не выдержав пьянства мужа, подала на развод. В 1914 году он уехал в Англию, взяв с собой детей.

Второй раз Иван Яковлевич также женился на англичанине Рене О’Коннелле. Их брак продлился пять лет, с 1912 по 1917 год. Детей у них не было.

Третьей и последней женой Билибина была Александра Щекатихина, у которой был сын Мстислав от первого брака. Их личная жизнь была насыщена путешествиями: все они побывали в Египте, Палестине, Каире, Франции, вместе вернулись в Ленинград. В 1942 году Александра осталась вдовой. Она пережила своего мужа к 25 годам, так и не вышла замуж в третий раз.

Иван Билибин был масоном, членом русской ложи «Полярная звезда» в Париже. Позже он создал свою компанию «Свободная Россия» и в 1932 году был ее ритуальным руководителем.

Детство и юность

Илья Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в селе Тарковка (ныне часть Сестрорецка) под Петербургом в дворянской и образованной семье. Первые упоминания о роде Билибиных относятся к периоду правления Ивана Грозного.

Портрет Ивана Билибина

Отец Яков Иванович служил военным врачом: начинал младшим корабельным врачом, затем дослужился до заведующего фельдшером морского госпиталя в латвийском городе Либава. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Ее мать Варвара Александровна тоже связана с морем: она была дочерью военного инженера. Любил музыку, свободно играл на фортепиано, учился у известного композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Родители дали Ивану достойное образование. В 1888 году мальчик поступил в первую петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью.

Иван Билибин в молодости

Юный Билибин писал с ранних лет, его работы отличались яркими красками и реалистичными фактурами. Но главным занятием в творчестве он не считал. Только в 1895 году, изучая право в Петербургском университете, он поступил в художественную школу Императорского общества поощрения художников и всерьез задумался о карьере иллюстратора.

В студенческие годы Иван Яковлевич черпал знания у Антона Ашбе в Мюнхене, у знаменитого Ильи Репина — сначала в мастерской княгини Марии Тенишевской, а после получения юридического образования с 1900 по 1904 год в Императорской Академии художеств.

Иван Билибин

Возможно, именно Репин наложил особый отпечаток на биографию Билибина: восхищаясь талантом Ильи Ефимовича, пытаясь произвести на него впечатление, молодой художник 10 часов не вставал из-за стола, совершенствовал эскизы и картины, за что получил прозвище The Железный Мано.

В 1898 году Иван Билибин вступил в объединение «Мир искусства», которое поначалу помогало ему в организации выставок.

↑ «Билибинский стиль»

Об Иване Яковлевиче Билибине написано много книг и журнальных статей, его творчество представляет интерес для многих исследователей.
Однако в многочисленных публикациях о Билибине практически ничего не говорится о его сотрудничестве с экспедицией по заготовке госдокументов. Обычно пишут, что по заказу ЕЗГБ художник иллюстрировал народные сказки. На самом деле это было не совсем так.
Осенью 1899 года Иван Яковлевич Билибин принес в ЕЗГБ иллюстрации к трем народным сказкам. Его интересовала стоимость их печати, но его тетя должна была публиковать сказки. По всей видимости, они очень любили рисунки к сказкам, и Экспедиция предложила художнику выкупить у него право их публикации. Билибин согласился. В письме Ивана Яковлевича к руководству ЕЗГБ названия сказок не указаны, но можно предположить, что первые две были: «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» и «Царевна-лягушка». «, были изданы в 1901 году… После появления трех сказок, которые сам художник предложил напечатать, условия изменились. Теперь экспедиция поручила художнику проиллюстрировать еще три народные сказки.
В то время заведующим ЭЗГБ был академик, физик, князь Борис Борисович Голицын. С того момента, как он занял эту должность, он поставил перед собой непростую задачу: превратить EZGB в институт, «который должен был служить примером подражания для всей бумажной и полиграфической промышленности в России и, кроме того, способствовать развитию экономики» культурно-эстетическое развитие людей путем выпуска художественно-печатной продукции на хорошей бумаге. — иллюстрированные издания русской классики и популярных произведений по всем отраслям науки».
В период с 1901 по 1903 год в ЕЗГБ было опубликовано шесть народных сказок. Кроме двух уже упомянутых, это были: в 1902 году — сказки: «Перо Финисты Ясн Сокол» и «Василиса прекрасная», в 1903 году — «Сестра Аленушка и брат Иванушка» и «Мария Моревна».
К началу ХХ века сформировался самобытный «билибинский стиль» иллюстраций народных сказок с его особыми графическими приемами, собранными с русских народных эстампов, французского и японского современного искусства. Он всегда рассчитывал на типографское воспроизведение рисунка, ценив его больше, чем оригинал. По соглашению с экспедицией он сохранил за собой право собственности на цветные фотопечати Билибина, с которых была выполнена работа, а оригиналы рисунков остались у художника.
Иван Яковлевич считал своей главной задачей глубокое и серьезное изучение русской истории. По заданию этнографического отдела Русского музея Билибин в 1902 году предпринял экспедицию по Вологодской, Тверской, Олонецкой губерниям, где собрал большую коллекцию русских предметов быта и костюмов. Собранная им коллекция становится первым собранием Музея этнографии народов СССР.
В экспедиции 1902 г по инициативе Б. Б. Голицына был создан специальный комитет, которому была поручена разработка проекта издания не только хорошо иллюстрированных, но и достаточно недорогих популярных изданий по искусству и всем отраслям искусства знать в целом. Стартовал конкурс книжной иллюстрации. К работе комиссии приглашены известные художники и ученые, такие как искусствовед и теоретик искусства, живописец и график Александр Николаевич Бенуа. По вопросу об издании детских книг он писал: «Такой чушь скармливали русским детям в 1880-е и 1890-е… Не поэтому сейчас распространилась чрезвычайно грубая раса людей». Бенуа считал, что хорошо изданные детские книги являются «мощным культурным инструментом, призванным сыграть более полезную роль в российском образовании, чем более мудрые государственные меры и все потоки строго научных слов об образовании».
Первые книги Билибина с иллюстрациями к народным сказкам были тем «мощным культурным орудием», они принесли художнику и заслуженную славу закупочной отгрузкой государственных бумаг, книги разошлись по всей России.
Позже И.Я. Билибин вместе с заведующим отделом гравюры и искусства экспедиции Г.И. Франком решили временно прекратить выпуск народных сказок, внести определенное разнообразие, начав печатать сказки А.С. Пушкина. В переписке с ЕЗГБ Билибин пишет на эту тему: «Почитаю память величайшего русского поэта, против которого я — пигмей». С таким трепетом художник отнесся к творчеству поэта.
Работа над рисунками к сказкам Пушкина продолжалась несколько лет. Изданы «Две иллюстративные серии по Пушкину»: «Сказка о царе Салтане» (1904–1905) и «Сказка о золотом петушке» (1906–1907). Их приобрели Русский музей Александра III и Третьяковская галерея. Работа над «Повести о рыбаке и рыбке» не завершена.
После публикации народных сказок и сказок А.С. Пушкина сотрудничество Билибина с экспедицией по заготовке государственных бумаг не прекратилось, но это уже не были сказки.
Художник много работал над оформлением русских, французских, немецких и арабских сказок в изгнании.

Возвращение к жизни

Иван Билибин, иллюстрация к роману Алексея Толстого «Петр Первый»

По-настоящему Билибин вернулся к жизни только в 1925 году, когда он переехал в Париж и оказался в театральной жизни. Русскую оперу ставили и в Европе, и в Америке, и Билибин пользовался большим спросом. Изданы новые книги, в том числе на французском языке, например сказки «Тысяча и одна ночь». Создал стиль русской оперы во всем мире. В эмиграции Билибин не бедствовал, но кроме России его не особо интересовало ничто, кроме бабушкиных сказок и старых былин… А когда до него дошли слухи, что СССР не черная дыра, та литература и театр пользовались большим уважением, что там помнили и оценили его графику — Билибин стал задумываться о возвращении.

В середине 1930-х Билибин создает панно (но не одно, а о Микуле Сельяниновиче!) Для советского посольства в Париже. Пора домой… Его тепло приняли в Ленинграде. На родину он приехал не умирать, а работать. К счастью, прошлое «Белой гвардии» ему не пришло в голову. Он снова выздоровел. Переизданы классические «билибинские» сказки, признанные «золотым фоном». Он профессор Академии художеств, сотрудничает с Александринкой и Мариинским театром. Правда, в те годы эти театры назывались по-разному — Пушкинский и Кировский.

Станьте доктором искусствоведения. Иллюстрирует роман еще одного репатрианта — «Петр Первый» Алексея Толстого. Правда, на чужбине Алексей Николаевич прожил всего несколько лет. Я просто ждал, когда закончится буря. Но Билибин еще почти прижился в Париже и полтора десятилетия не видел его родных берегов.

Начало творческого пути

На формирование художественного вкуса Ивана Яковлевича повлияла картина Васнецова «Герои». Билибин был очарован атмосферой русской старины и решил совершить путешествие в глубь страны.

В лесах он рисовал орнаменты и хижины, а затем полностью создал свой неповторимый стиль. Первые иллюстрации вошли в сборник сказок Афанасьева. Самые известные из них:

  • «Царевна-лягушка»;
  • «Сестра Аленушка и брат Иванушка»;
  • «Иван Заревич».

Рисунок Билибина «Царевна-лягушка»

Коллекция быстро стала популярной. Билибин по-своему сыграл главных героев и антагонистов произведений. Он нарисовал каждого персонажа в рамке из орнамента, передав характерные черты его персонажа. Художник занялся оформлением книг, научился пользоваться шрифтом, напоминающим древнеславянскую письменность.

Билибин посетил Вологодскую и Архангельскую губернии, Калерию, которые оказали на него большое влияние. Именно здесь он познакомился с жизнью северян. Иван Яковлевич узнал дополнительную информацию о национальных костюмах русского народа, предметах быта. Он слышал мистические истории о силах природы.

Поездка благотворно повлияла на его работу. Билибин привез домой много готовых эскизов и рисунков. Он использовал их для создания театральных декораций, новых книжных иллюстраций.

Смерть

Вернувшись в Ленинград в 1936 году, Билибин вместе с женой и сыном поселился в доме № 25 по ул. Гулярная (ныне — ул. Лизы Чайкиной). На доме две памятные доски (судя по фото, они висят рядом, хотя и противоречат друг другу). Один:

«С 1937 по 1942 год здесь жил и работал театральный и книжный художник Иван Яковлевич Билибин».

Другой:

«Великие русские художники Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) и Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (1892-1967) жили в этом доме с 1936 года)».

Иван Билибин похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств

Когда из-за нацистских бомбардировок квартира оказалась непригодной для проживания, Иван Билибин переехал в подвал Императорского общества поощрения художников, которое стало его вторым домом. 7 февраля 1942 года он был доставлен в больницу Императорской Академии художеств, где вскоре скончался от холода и голода.

Свой последний покой иллюстратор нашел в братской могиле профессоров Академии художеств у Смоленского кладбища.

Иван – Железная Рука

Иван Билибин, иллюстрация к сказке «Иди туда — не знаю куда…»

Четкие очертания рисунка, любовь к сказочной России, понимание мистики фольклора — сказочные иллюстрации Билибина невозможно повернуть, на них надолго задерживается взгляд. Кто-то сказал о нем: «Иван — железная рука». Этот ник понравился самому артисту. Это соответствовало творческому пути.

Как и все (за редким исключением) интеллектуалы, он сочувственно приветствовал Февральскую революцию. Именно Билибин создал эскиз «республиканского» двуглавого орла, который с марта по октябрь 1917 года считался гербом России. Но октябрьский водоворот Билибина не вдохновил. Однажды он купил участок земли в Крыму. Там он пытался спастись от революционной неразберихи и гражданской войны, но его там не было. После разгрома белых армий художник вместе с тысячами других изгоев покинул Новороссийск на пароходе «Саратов» — как в рассказе Бунина.

Также — странствия, хождение в дальние страны. Случайные заказы от восточных купцов. Египет с его древностями. Билибин — один из немногих, кто редко выходил из себя, не впадал в отчаяние. Я нашел в себе силы поддержать своих обедневших коллег не только добрым словом, но и деньгами. Суетливая судьба беженца не помешала ему создать еще один цикл сказок — иллюстраций к книге «Иди туда — не знаю куда», виртуозно. Но после славы Петербурга он чувствовал себя бездомным в экзотических странах.

Живопись

По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, поездка в Тверскую губернию летом 1899 года стала определяющим этапом в жизни Билибина как художника. Климов писал:

«Зарисовки и зарисовки окружающего русского пейзажа: огромные лапы старых елей, красные агарики на изумрудном мхе, мирные ручьи и лесные реки, замысловатая резьба по дереву на крестьянских избах в селе Егны невольно привели его к мысли о том, что Иллюстрирование русских сказок».

Еще я оставил отпечаток на картине Виктора Васнецова «Герои». Не покидая Тверской губернии, Иван Билибин создал свою дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке».

Иллюстрация Ивана Билибина «Домовой»

Еще в начале своего творчества художник работал с уникальной билибинской техникой: сначала рисовал контур, потом заливал акварелью, без оттенков. Для этого он использовал кисть колонского с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графическому дизайнеру достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.

Рисунки, созданные к трем сказкам — «Об Иване-царевиче…», «Царевна-лягушка» и «Василиса Прекрасная» — были привезены начинающим иллюстратором в государственную экспедицию по оформлению документов. Они произвели впечатление, и Билибину предложили выкупить права на издание. Так получил широкую известность билибинский стиль.

Иллюстрация Ивана Билибина к сказкам «Иван-царевич и Жар-птица» и «Царевна-лягушка»

В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создавая портрет Бабы Яги, который до сих пор украшает страницы учебников по литературе, «оживляя» сказки «Мария Моревна», «Сестра Аленушка и брат Иванушка», «Сказка о царе Салтане», Поэма «Садко».

Вдохновленный картиной Васнецова «Герои», Билибин написал своих Илью Муромца, Алешу Поповича и Добрыню Никитича, завершив их союз изображением Горынычского Змея. Также он попробовал себя в качестве дизайнера поздравительных открыток (ко Дню ангела и Рождества) и в качестве специалиста по связям с общественностью, разработав рекламу пива New Bavaria».

Иллюстрация Ивана Билибина к эпосу «Илья Муромец и соловей-вор»

Во время революции 1905 года временное правительство попросило Ивана Яковлевича создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который был официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение обрадовало чиновников, в народе орла прозвали «ощипанной курицей», так как у птицы не было ни скипетра, ни силы в лапах.

В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве учителя. 10 лет преподавал искусство графики. Среди его учеников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая жена Рене О’Коннелл.

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке»

В 1908-1911 гг. Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций к опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петух», оформил декорацию Федора Сологуба «Чудо Феофила и честь и месть», расписал костюмы к пьесе А. Лопе де Вега Фуэнте Овехуна».

Трудные времена для России начались в 1917 году. Спасаясь от разъяренной толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, затем — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года он переехал в Париж и сразу вернулся к оформлению. Билибин создал декорации к балету Игоря Стравинского «Жар-птица», написал образы к сказкам братьев Гримм и «Тысяча и одна ночь».

Рисунок Ивана Билибина «Птичий алконост»

Время от времени Иван Яковлевич писал «для души»: пейзажи («Египетские пирамиды», «Дорога в Каир», «Оливки», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмила Чирикова), мифологические картины (« Птица Алконост »и« Райская птица Сирин»).

В 1936 году душа художника желает вернуться на родину. Поселившись в Ленинграде, он работал до начала войны. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Князь Степанович» 1941 года.

Источники

 

  • https://nauka.club/biografii/bilibin-ivan-yakovlevich.html
  • https://24smi.org/celebrity/33195-ivan-bilibin.html
  • https://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/19-xudozhnik-ivan-yakovlevich-bilibin-16081876.html
  • https://www.pravmir.ru/ivan-zheleznaya-ruka/

Читайте также: Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал»: описание картины

Оцените статью
Блог про картины