Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал»: описание картины

Информация о размерах и дате создания картины

Размер картины Айвазовского 221 на 332 см, на дереве подпись Айвазовского с датой (1850 г.), а в правом нижнем углу красной краской написана цифра 5. 2506 в черном цвете. Работа поступила в Русский музей в 1897 году. До этого хранилась в Эрмитаже.

Контекст

Как всегда бывает в рассказах о великих произведениях, на поверхности есть смысл, но есть подводные течения (как бы неоднозначно это ни казалось в контексте этого полотна).

Начнем с простого. Айвазовский родился в Феодосийском порту. Когда живешь бок о бок с моряками, невозможно оставаться в стороне от митингов, во время которых иногда можно услышать рассказы о путешествиях. Фантастические истории о разрушительных штормах, чудесных существах из глубин, богатствах и битвах, которые вы не услышите от людей, которые проводят большую часть своей жизни в открытом море.

Конечно, одна из самых страшных историй — про девятый колодец. Это похоже на Божий суд, только на море. И вот Айвазовский подумал, а почему бы не запечатлеть это на холсте?

Еще в древности люди замечали, что волны на море разные. Так физики сформулировали принцип интерференции (это когда несколько волн сливаются в одно дерево и активируется синергетический эффект). Итак, на основании наблюдений возникла идея, что во время морского шторма возникает некая девятая волна (именно девятая!), Которая является самой сильной и опасной. При этом древние греки считали роковую волну третьей, а римляне — десятиной.

1.jpg
Иван Айвазовский. (Pinterest)

Творческие люди — художники, писатели, поэты — использовали этот образ как символ наказания, неукротимой силы природы. Державин, Полежаев, Аксаков, компания под псевдонимом Прутков, также Пушкин, а позже Лесков, Данилевский и Смирнова-Сазонова. Другими словами, кого не вдохновила история о девятом колодце. Современники Айвазовского могли смело смотреть на полотно и, чтобы добавить трагедии, цитировать, например, Пушкина или кого-то еще.

Кстати, по одной из версий, сюжет строился не только на сказках моряков, но и на личных впечатлениях художника, который за несколько лет до написания картины сам попал в шторм в бухте. Бискайского острова. Считалось, что корабль пропал, в газетах даже писали, что все, мол, исчезло в морских глубинах. Но ничего не произошло.

Другая сторона истории — эмоциональные проблемы художника. В середине 1850-х годов Айвазовский был обеспокоен гибелью многих своих друзей, в том числе и Белинского. В Европе тем временем бушевали революционные события. Художник не мог остаться равнодушным. «А он, бунтарь, бурь просит…» — цитата полностью описывает тогдашнего мариниста. Однако Айвазовский был человеком аполитичным, поэтому в революционные круги не входил, а все говорил от своего имени.

«Девятая волна» мгновенно стала хитом. Когда картина выставлялась в Москве, люди приходили смотреть ее, как в кино, несколько раз в неделю. Николай I купил его на выставке и доставил в Эрмитаж. В конце 19 века полотно попало в собрание Русского музея, где оно находится сегодня.

Корабль в бурном море, Айвазовский, 1887.jpg
«Корабль в бурном море», Айвазовский 1887. (Pinterest)

Впоследствии Айвазовский написал целую серию «Бурь». Они чередуются с образами спокойного элегического моря.

Немного биографии художника

Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии в 1817 году, здесь он прожил большую часть своей жизни. Считается, что именно там он влюбился в море и полюбил это в основном в своих произведениях. Именно эта тема принесла автору всемирную известность и признание.

Почему картина получила именно такое название

Художник жил на берегу и часто общался с моряками, которые выходили в море. От них он услышал множество увлекательных историй и различных верований, существовавших между ними. Согласно одной из легенд, во время сильного шторма возникает волна. Он обладает невиданной прочностью и отличается огромными размерами. В греческой мифологии третья волна считалась катастрофой. В Древнем Риме самым страшным называли десятое. Но в остальном мире наибольший ужас вызвала девятая волна.

Это суеверие стало частью вдохновения, побудившего художника создать шедевр. Так в 1850 году Айвазовский создал произведение «9 валов». Для многих стало неожиданностью, насколько грамотно и реалистично художник смог воспроизвести атмосферу момента, несмотря на то, что сам он никогда не был моряком. Как позже выяснилось, у изображения есть фон.

«Девятый вал» – образы и тайны

«Девятую волну», как и многие другие свои картины, Айвазовский написал по памяти. С натуры художник делал только наброски, а большая часть работы по созданию проходила в мастерской.

Сам Айвазовский считал, что художник, изображающий природу с натуры, «становится ее рабом, связанным по рукам и ногам». Он отметил, что силу волны, игру света и тени, вспышку молнии природа не может уловить.

Роковой шторм Айвазовского

В буре, представленной Айвазовским, не стоит искать скрытые подтексты, аллегорические образы. Художник стремился продемонстрировать силу и мощь природы, ее всепоглощающую мощь, фатальную власть над человеком. Я должен признать, что он сделал это на отлично.

Также, как и многие другие живописцы, избравшие направление романтизма, Айвазовский пытался показать противостояние человека и сил природы. И в этой схватке, к сожалению, человек редко побеждает, как нам показывает «Девятая волна».

Если вы посмотрите на знаменитый шедевр Айвазовского, другие его работы, демонстрирующие грозную силу природы, вы, несомненно, заметите очевидный факт. Гроза художнику не казалась страшной — он воспринимал ее как природное явление, красивое и по-своему величественное. Несомненно, Айвазовский восхищается непостижимым изяществом волн, их силой и великолепием. Глядя на картину «Девятая волна», невольно испытываешь те же эмоции.

В дневниках Айвазовского есть упоминание об эпизоде, который может вдохновить его на написание «штормовых» картин, в том числе «Девятую волну», созданную в 1850 году. Художник часто путешествовал по морю и однажды плавал из Англии в Испанию.

Затем по пути корабль попал в сильный шторм. Шторм был настолько сильным, что в европейских газетах появлялись даже заметки о гибели корабля. Как вспоминал сам Айвазовский, многие пассажиры теплохода, плывшие с ним, чуть не потеряли рассудок от ужаса, распрощались с жизнью.

Конечно, художнику были не чужды нормальные человеческие эмоции, но страх не лишил его способности уловить все нюансы бури, разразившейся прямо над ним. Думаю, именно тогда Айвазовский решил воплотить на полотне образ бури — на случай, если ему удастся выжить. К счастью, все обошлось, и мир увидел великолепную «Девятую волну”.

Девятая волна, картина Айвазовского
Девятая волна, картина Айвазовского

История появления шедевра

В 1844 году Иван Константинович Айвазовский пережил сильный шторм в Бискайском заливе. Корабль, на котором путешествовал художник, объявлен потопленным. Затем в прессе появилось сообщение, в котором говорилось, что молодой артист погиб во время шторма. После того, как Айвазовский пережил этот эпизод, он решил создать образ под названием «Девятая волна», которому впоследствии суждено было стать шедевром мирового уровня.

Описание картины

На картине изображено утро и первые лучи восходящего солнца над морем. В свете этих лучей отражаются волны, еще не утихшие после ночной бури. Небо кажется таким низким, будто ты можешь дотянуться до него рукой. Кажется, сливается с бурным морем. Сложно представить, через какой шторм прошел корабль. Не выдержав ударов стихии, экипаж потерпел кораблекрушение. Лишь нескольким людям удалось выжить и спастись к корабельной мачте, которая все еще находится на плаву. Некоторые из них поднимают руки к небу, молясь о помощи или приветствуя солнце. Описать происходящее на фото непросто, ведь художник не только умело изобразил пугающую красоту момента, но и передал эмоциональное состояние людей в этой ситуации.


Это вопрос живописи, который заставляет задуматься зрителя, могут ли моряки выжить. Они в отчаянии, но не сдаются, цепляясь за дерево, как за спасательный плот. Никто не знает, смогут ли эти люди выжить в бушующей стихии. Однако неописуемое тепло, исходящее от этого полотна, вселяет надежду на то, что жертвы кораблекрушения выживут. Несмотря на то, что произведение насыщено драматизмом, в нем есть тонкая нотка оптимизма. Подобного результата автору удалось добиться благодаря тому, что в воду пробивались теплые золотые лучи солнца. Невозможно описать словами, как выглядит поверхность воды. Изображение на эмоциональном уровне показывает превосходство стихии над хрупкой жизнью человека. У зрителя нет ни малейшего сомнения в том, что это действительно так. Высокая детализация изображения, четкая прорисовка — кажется, что работа выполнена в стиле гиперреализма. Глядя на этот шедевр, создается полное ощущение погружения в мир.

Читайте также: Иван Яковлевич Билибин: биография и произведения художника

Оцените статью
Блог про картины