Герои «Волгафеста»

Форма воды

Поиск собственного языка воплощен в сериале «Души»: изображения изображают обнаженного человека в душе, но, вопреки ожиданиям, вода не падает на него, а обтекает его с разных сторон, забирая максимум смешные формы.

Отправной точкой для Кабакова становится серия «Ливни»: «Вдруг как на вдохновение появилась серия с душем, 15-20 листов (на плохой бумаге, 20/13, карандашом) Как-то в все, этот сериал меня устраивал: и вдруг «без моего участия», и «оригинальный» (такого я еще не видел), а главное — уверенное и ликующее ощущение, что «мое!» — это не кто-то другой, но я и мои действительно связаны изнутри с результатом, некая неразрывная нить идет к этим конструкциям из глубины меня, и кажется, что эта связь не будет разорвана, а будет продолжаться, их просто нужно тянуть и тянуть без устали », — расскажет он в« Записках о неофициальной жизни в Москве».

«Автопортрет» 1962 года, демонстрирующий влияние творчества Роберта Фалька, из которого Кабаков брал уроки, становится последней картиной Кабакова, написанной в ХХ веке. Он вернется к живописи через много лет, но совсем другим способом.

«Мальчик» — первая инсталляция Кабакова: изображение пытается «выйти за пределы» холста, порвать с традициями живописи, стать самостоятельным объектом. Это пародия на геометрическую ясность идеала Возрождения и ответ на попытку государства приспособить человека к навязанным стандартам. Первая версия произведения датирована 1961 годом.

Детство и юность

Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске. Родители по национальности евреи: отец Иосиф Бенцианович Кабаков работал слесарем, мать Белла Юделевна Солодухина — бухгалтером.

Илья Кабаков в мастерской

Детство художника пришлось на тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1941 году Илья с мамой были эвакуированы в Самарканд, куда одновременно из Ленинграда был переведен Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. В 1943 году мальчик поступил в художественную школу этого института.

По окончании войны в 1945 году Илья перешел в Московскую среднюю художественную школу, жил в школьном общежитии, окончил его в 1951 году и поступил в Московский институт имени В.И.

Направление деятельности мастера

Московский концептуализм

Понятие «московский концептуализм» появилось в 1979 году. Представители этого направления декларировали произведения искусства как средство изучения сущности искусства. С этой целью концептуалисты создавали инсталляции (подробнее о них ниже), проводили акции и изучали реакцию людей на них, а также мотивировали общество к обсуждению проблем искусства.

Помимо инсталляций, Кабаков воздействовал на публику, вставляя текст в изображения. Так родились работы «Ответы экспериментальной группы», «Где я?» Другой. Альбомы художника также представляют собой концептуальные работы — изображения с текстом, объединенные темой.

Еще одна отличительная черта творчества Кабакова — работа от имени вымышленных персонажей: соцреалистов, вымышленных художников и т.д.

Тотальные инсталляции

Переехав за границу в конце 1980-х, Кабаков получил возможность реализовать свои амбициозные проекты. За два десятилетия художнику удалось создать более пятисот инсталляций, которые он назвал тотальными.

Инсталляции — это построенные художником миры, которые зритель может видеть и слышать изнутри. Например, знаменитая инсталляция «Человек, сбежавший в космос из своей комнаты» — это комната со сломанным потолком, в центре которой создано устройство, которое взрывается, а изображения на стенах помогают понять состояние человека кто его населяет. Эта инсталляция символизировала стремление советского человека вырваться из оков коммунальной квартиры и страны, угнетающей ее своими требованиями и идеалами.

Я Кабаков. Инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». 1985 год
Я Кабаков. Инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». 1985 год

В 2006 году эта инсталляция была выставлена ​​в Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк) вместе с работами известных русских художников, таких как Малевич, Репин, Брюллов, что способствовало не только росту популярности Кабакова, но и укреплению его статуса как художника. Художник важный представитель художественного общества.

Другие известные инсталляции автора: «Туалет», «Несчастный случай в коридоре возле кухни», «Предметы его жизни», «Десять персонажей», «Как встретить ангела» и другие.

Илья и Эмилия Кабаковы. Установка «WC». 1992 год
Илья и Эмилия Кабаковы. Установка «WC». 1992 год

Освоение профессии продолжается

В 1944 году институт и школа переехали в подмосковный Загорск (ныне Сергиев Посад), в 1945 году можно было вернуться в Ленинград. Кабаковы тоже пошли со школой, но прописку в Ленинграде не получили. Илья получил перевод в МХШ, а мама, чтобы быть ближе к сыну, поселилась в Загорске.

Личная жизнь

Илья Кабаков был женат трижды. От первого брака с Ириной Рубановой у артиста есть дочь, которая живет в Париже.

Илья Кабаков, его вторая жена Виктория Мочалова и пасынок Антон Носик

Со второй женой Викторией Мочаловой Илья Иосифович воспитывал пасынка Антона Носика.

Третьей и последней любовью и соавтором стала внучка мастера Эмилия Лекач. Когда они поженились, Кабакову было 54 года. С 1988 года художник с женой проживают в Нью-Йорке.

Рекорды на аукционах, цена картин Кабакова

Илья Иосифович считается самым дорогим из ныне живущих русских художников. Давайте узнаем, сколько стоят картины Кабакова на рынке современного искусства.

Начнем с работы «Собакин», представленной на аукционе известным аукционным домом Phillips. Это диптих, выполненный эмалью на холсте, демонстрирующий игру псевдодокументального искусства. Слева художник показывает хорошо переписанные личные данные советского вымышленного персонажа, а справа — собаку, символизирующую маленького человека перед огромным бюрократическим аппаратом.

Работа экспонировалась на выставке в Нью-Йорке в 1990 году. Аукцион прошел успешно и при предварительной оценке 300–500 тысяч фунтов стерлингов ушел за 458 тысяч фунтов (662 тысячи долларов).

Я Кабаков. Диптих
Я Кабаков. Диптих «Собакин». 1980 гр.

Следующими крупными продажами станет уход произведений «Праздники № 6» и «Праздники № 10». Это работы из серии «Праздники», состоящей из 12 картин. По задумке художника, картины из этой серии следует развешивать в комнате, загроможденной перевернутыми стульями и столами. Работа «Праздники №6» ушла на торги Sotheby`s в 2013 году за 962 тысячи фунтов (1,5 миллиона долларов) при эстимейте 0,8–1,2 миллиона фунтов.

Я Кабаков. «Праздники №6». 1987 г
Я Кабаков. «Праздники №6». 1987 г

Картина «Праздники № 10» была продана на аукционе Phillips в 2011 году за 1,5 миллиона фунтов (2,4 миллиона долларов) по нижней границе эстимейта. С 1987 года выставлялся на многочисленных выставках по всему миру.

Я Кабаков. «Праздники №10». 1987 г
Я Кабаков. «Праздники №10». 1987 г

В 2007 году на аукционе Phillips работа «Номер-люкс» была продана еще дороже. Художник создал диптих в свойственной ему живописной манере, изобразив роскошный люкс и наложив рекламный текст на курорты Черного моря с аукциона и при эстимейте 400–600 тысяч фунтов она ушла на 2 миллиона фунтов (4 миллиона долларов).Я Кабаков. «Люкс». 1981 г

Наконец, рекордной считается продажа работы «Жук» на том же аукционе Phillips в 2008 году. Это практически фотографическое изображение жука на листе в сопровождении детских стишков в стиле Кабакова. Скарабей символизирует человека, который хочет оставаться свободным от любой живописи, в том числе и от живописных рамок. Это произведение неоднократно экспонировалось на выставках, а также входило в каталоги и книги по московскому концептуализму и искусству советских художников-оппозиционеров.

Хотя годом ранее за 2 миллиона фунтов он ушел с работы в «Люксе», тем не менее уход «Жука» произвел сенсацию, поскольку первоначальная эстимейт 1,2–1,8 миллиона фунтов был удвоен. Картина была продана за 2,9 миллиона фунтов стерлингов (5,8 миллиона долларов), что сделало ее самой дорогой работой художника.

Я Кабаков.
Я Кабаков. «Насекомое». 1982 гр.

Если говорить о менее дорогих лечениях, они тоже регулярно встречаются на разных аукционах. Например, на аукционе Phillips продавались картины: «Торжественная картина» (241 тысяча долларов), «Мы готовы лететь» (29 тысяч долларов), на Christie’s «Битва в квартире» (68 тысяч евро), «Приходите встреча с ангелом »(24 тысячи фунтов),« Два друга »(250 фунтов), на Sotheby’s« Сборщики грибов »(9 тысяч фунтов),« Финестра »(5 тысяч фунтов) и другие.

Я Кабаков. «Как встретить ангела». 1933 гр.
Я Кабаков. «Как встретить ангела». 1933 гр.

Возвращаясь к вопросу о том, сколько стоят картины Кабакова, можно сделать вывод, что они очень популярны на рынке живописи и часто начинают с переоценки. Конкретные работы продаются по разным ценам — от нескольких сотен до нескольких миллионов долларов. В следующем разделе мы разберем, как и где продавать картины Кабакова.

Как Кабаков стал всемирно известным художником и почему прославился в США

Я часто сталкиваюсь с вопросом, почему Кабаков — самый дорогой современный российский художник (его работа «Жук» была продана в 2008 году за рекордные 5,8 миллиона долларов — прим. «Бумаги»). Дело в том, что он действительно невероятно талантлив. Ему удалось представить зрителю свои личные и искренние переживания в доступной форме, как переживания целой страны. Думаю, это залог успеха.

С другой стороны, Кабаков сумел найти свою нишу. Когда он только начал заниматься искусством, сразу задал вопрос: «Как войти в будущее?» и он быстро понял, что не всех туда пустят. Он смог сказать новое слово в искусстве, придумать новый формат — это поставило его в один ряд с великими художниками.

В 1960-е годы, когда Кабаков жил в Москве, его знали в близких кругах. Официально — как иллюстратор, неофициально — как автор альтернативных концептуальных работ. До эмиграции в Америку (художник покинул СССР в конце 1980-х — прим. «Документы») работы Кабакова участвовали в выставках неофициального советского искусства на Западе. Но действительно, после отъезда из Советского Союза артист прославился на весь мир. С помощью тотальных инсталляций Кабаков сумел не только рассказать западным зрителям историю советского художника, но и поставить их на место очевидцев событий.

«Не всех унесут в будущее» — это эссе Ильи Кабакова, опубликованное в 1983 году. С тех пор прошло уже более 30 лет, но художник продолжает задаваться вопросом, перенесется ли его в будущее, и ставит под сомнение Дело в том, что его искусство запомнится потомкам. Эта тема находит отклик в каждой работе, представленной на выставке.

Художник до сих пор плохо говорит по-английски, он продолжает анализировать жизнь советского человека и феномен советского строя. Поэтому вряд ли можно сказать, что Кабаков стал американским художником — он стал мировым художником. Вот почему это было принято в Америке: это больше, чем история человека из Советского Союза.

Кабаков продолжает создавать новые произведения. На нашей выставке представлены картины «Дважды №20» и «Дважды №22», написанные в 2016 году. Ежегодно Илья и Эмилия проводят колоссальное количество выставок, они также участвуют в социальном проекте «Корабль толерантности», где дети из разных стран создают рисунки, которые затем отображаются на парусах гигантского корабля.

Творчество

С 1957 года, после окончания института, Кабаков 30 лет своей жизни посвятил иллюстрированию детских книг издательства детской литературы и журналов «Малыш», «Мурзилка» и «Веселые картинки». Сам мастер считал это занятие скучным, профессию иллюстратора он считал способом заработка.

Иллюстрация Ильи Кабакова к детскому сборнику стихов

Кабакову удалось создать неповторимый и запоминающийся образ советской детской книги. В это время происходило формирование его художественного вкуса и стиля, например техника «рисования по краям».

В 1960-е годы Илья Кабаков ушел из «книжного бизнеса» и начал участвовать в выставках в СССР и за рубежом как самостоятельный художник: «Альтернативная реальность II» в Италии в 1965 году, выставка в кафе «Синяя птица» в 1968 году, неофициальные выставки. Советское искусство в Кельне, Лондоне, Венеции. Тогда же и родилась первая инсталляция «Мальчик». В 1695–1966 художник создал серию предметных картин в стиле «заборной росписи»: «Автомат и цыплята», «Трубка, палка, мяч и муха».

Картина Ильи Кабакова «Автомат и цыплята»

в 1970-е годы художник посвятил себя созданию альбомов серий «Десять персонажей» и «На серой и белой бумаге» в духе московской концептуальной школы — направления, в котором важна идея, переданная через диаграммы, графика, рисунки, фотографии и фразы. Зарисовки прошлых лет составили рассказ в картинках (варианты рисунков «Души», ставшие серией из 6 альбомов).

Нововведением Кабакова стали сопроводительные рисунки с авторскими текстами. «Десять персонажей» — это истории из жизни «маленького человека», у каждого героя есть имя и персонаж, который говорит, он попадает в смешные, иногда абсурдные ситуации. В творчестве Ильи Иосифовича этого времени отчетливо ощущается влияние Хармса. У художника возникла идея ввести текст в композицию картины. Это отражено в произведениях 1970-х годов.

Художник Илья Кабаков

Илья Кабаков — основоположник жанра тотальной инсталляции, произведения, которое со всех сторон окружает зрителя, сочетая в себе разные виды искусства. Этой работе посвящены 80-е годы. Свою первую работу художник создал в своей небольшой мастерской на Сретенке. Для демонстрации работу каждый раз приходилось собирать заново.

Основная тема инсталляций — нелепая и унизительная жизнь советских коммуналок, а материал — все, что попадется под руку, даже мусор. В 1986 году Кабаков создал одно из самых известных своих произведений: «Человек, сбежавший в космос из своей комнаты».

Инсталляция Ильи Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты»

В конце 80-х художник получил иностранную стипендию и создал инсталляцию «Перед ужином» в фойе австрийской оперы. В 1988 году Галерея Рональда Фельдмана в Нью-Йорке организовала показ инсталляции из проекта «Десять персонажей», получившего стипендию Министерства культуры Франции.

В 1989 году магистр получил стипендию немецкого фонда DAAD и уехал в Берлин. С этого времени Кабаков больше не работал дома. В том же году Илья Иосифович познакомился на Западе с дальней родственницей и будущей женой Эмилией Леках. Они начали работать в соавторстве.

Илья Кабаков и его жена Эмилия Леках

После эмиграции в 90-е десятки выставок художника прошли в Европе и Америке, это были годы признания его таланта. Кабаковы получили ресурсы и доступ к большим просторам для творчества. В это время была создана знаменитая инсталляция «Туалет», отражающая отблеск несчастного прошлого из благополучного настоящего.

В 2000-е годы популярность Ильи и Эмилии Кабаковых росла. Их работы стали часто выставляться в России: «Десять персонажей» в Третьяковской галерее в начале 2004 г. — плановая выставка Ильи Иосифовича, «Случай в музее и другие объекты» в Эрмитаже летом 2004 г., 9 работ в 1994-2004 гг выставлялись в галерее «Стелла-Арт» в Москве в декабре того же года.

Инсталляция Ильи Кабакова «Туалет»)

В 2006 году «Человек, улетевший в космос» вместе с работами великих русских художников Малевича, Брюллова, Репина был включен в выставочную программу «Россия!» в музее Гуггенхайма.

В 2008 году в Москве к 75-летию Ильи Иосифовича широкой публике был представлен проект «Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. История альтернативного искусства и другие проекты». В ГМИИ им. А.С. Пушкина показали инсталляцию «Ворота». », Центр современного искусства« Винзавод »воссоздал« Жизнь мух »,« Туалет »и« Игру в теннис », а основная экспозиция разместилась в центре современной культуры« Гараж».

В творческом наследии художника также есть литературные произведения: «60-70… Записки о неофициальной жизни в Москве» и «Диалоги на помойке», написанные совместно с Борисом Гройсом.

Матрица 5. Мать

«Лабиринт. Альбом моей мамы» (1990) — это, пожалуй, единственное произведение Кабаковых, в котором главный герой повести — реальный человек, мать художника Ильи Кабакова Берт Солодухин.

Эта инсталляция основана на биографии Берты, которую она написала в 83 года по просьбе сына. Художница воспринимает свою жизнь как символ трагической судьбы миллионов советских женщин, которые вели тяжелейшую борьбу за выживание и за надежду на лучшую жизнь своих детей.

Записки вклеены в однообразные прямоугольники советских обоев и заключены в контур бесконечного коридора, превращенного в лабиринт. Эти очень личные и горькие записки сопровождаются открытками и фотографиями — изображениями якобы благополучной советской жизни. Часть фотографий сделал дядя Ильи Кабакова, профессиональный фотограф Юрий Блехер.

Инсталляция подобна родовому каналу, по которому, как бы болезненно это ни было, нужно пройти, чтобы войти в свою судьбу, — и в последний зал выставки, посвященный ангелам.

Московский романтический концептуализм 70-х: начало

Семидесятые годы — период невероятно насыщенной жизни в неофициальной художественной Москве: жизнь, очевидно, подпольная, скрытая от официальных властей. Попытка в 1974 году художников Лианозовской школы заявить о себе печально закончилась: выставка, организованная Оскаром Рабином, вошла в историю под названием «Бульдозер».

Кабаков не участвовал: слишком велик был страх возможных последствий. Но всех художников он знал лично, многие были его близкими соратниками. Вообще общение с друзьями, среди которых были Эрик Булатов, Олег Васильев, Борис Гройс, Владимир Янкилевский, Эдуард Штейнберг, Андрей Монастырский, Дмитрий Пригов, было для Кабакова невероятно важным, буквально животворным.

«Существует своего рода склонное к космосу сознание, особый интерес к возвышенным, потусторонним и сверхчувствительным флюидам», — пишет Кабаков в своих мемуарах 1960-х и 1970-х годов. «Высокие вопросы .. были тем, вокруг чего вращались все наши внутренние проблемы, видимо, единственно значимые и серьезные, а для художников — наглядная демонстрация, их выражение». В 1979 году искусствовед и философ Борис Гройс назвал это направление в неофициальном искусстве «романтическим московским концептуализмом».

Произведение Кабакова «Ответы экспериментальной группы» считается одним из самых ранних произведений русского концептуализма: фразы героев заменяют их образы. Художник иронично показывает безличность человека в СССР, жизнь которого — всего лишь график в таблице, линия расписания, составленного «чиновниками». Эти расписания, таблицы, директивы и объявления на оргалите — признаки советского бюрократического мира, который художник ненавидит.

Тотальная инсталляция

В 1980 году Илья Кабаков начал создавать инсталляции, которые со временем становились все более масштабными. Художник назовет их «тотальными»: по сложности исполнения они представляют собой Gesamkunstwerk — универсальные произведения, сочетающие в себе различные виды искусства. Зритель может буквально войти в мир, созданный художником, увидеть его изнутри, почувствовать его и стать его частью.

Все дети СССР мечтали стать космонавтами. Герой инсталляции Кабакова решил не ждать, пока космические полеты станут доступны всем. Он построил механизм, похожий на катапульту, рисунки которого вместе с утопическими пропагандистскими плакатами висят на стенах его маленькой комнаты, пробили в потолке дыру и исчезли. Достиг ли он желаемой цели, полетел в космос? Вопрос остается открытым. Главное, что он вырвался за пределы удушающей советской действительности, о которой сам художник мечтал с детства.
Несмотря на то, что сам Кабаков никогда не жил в общей квартире, она казалась ему квинтэссенцией абсурда и унижения советской жизни. В этой сфере абсурда может случиться все, что угодно: например, кухонная утварь оживает. Кастрюли, сковороды, горшки, крышки летят как мухи и приземляются на китчевые картины художника-любителя — возможно, жильца этой общей квартиры. Место выбрано художником не случайно: коридор, ведущий в общую кухню, — самое отвратительное место.
На темно-зеленом фоне в центре на железном гвозде висит металлический ковш с дымчатым дном. В левом верхнем углу на светло-зеленом прямоугольнике надпись: «Анна Марковна Зуева: чей это черпак?» Это голоса соседей по общей квартире, постоянно ведущих диалоги на общей кухне: вербальные и невербальные — с помощью нот. Превращая голос в текст, Кабаков заставляет его замолчать.

Эмиграция, Илья и Эмилия Кабаковы

В 1989 году немецкий фонд DAAD присуждает Кабакову стипендию и приглашает его работать в Берлине. Кабаков уезжает в Германию, но на родину не возвращается.
Эмилия и Илья Кабаковы, студия 2013

В том же году Илья Иосифович знакомится со своей родственницей Эмилией Леках, эмигрировавшей на Запад в конце 1970-х, и они начинают работать вместе. Творческий союз стал семейным: пара уехала в США и с 1989 года создает все работы в соавторстве, подписывая их только «Илья и Эмилия Кабаковы».

То, о чем Кабаков не смел мечтать в СССР, прежде всего благодаря энергии и связям в мире эмилианского искусства, становится реальностью: выставки сменяют друг друга, художник получает всемирное признание. В 2007 году на лондонском аукционе Philips de Pury работа Кабакова «Сюита» (1981) была продана за 4,1 миллиона долларов, в 2008 году картина «Жук» (1982) там же — за 5,84 миллиона долларов. Кабаков становится самым дорогим современным российским художником.

Фотографически точный, в духе соцарта, изображение номера-люкс в сочинском санатории с автобусным экскурсионным маршрутом выглядит как рекламный буклет из советского журнала. Если обычная квартира — это скучные будни, то ежегодный отдых на берегу Черного моря — это побег из нее, туристический рай. Не все допускаются — рядовой гражданин не достоин такой роскоши, а тем более ему хочется, чтобы в нем возник образ «из другой жизни». Пародия Кабакова на советскую роскошь, проданную в 2007 году на аукционе Philips de Pury в Лондоне за 4,1 миллиона долларов, принесла автору репутацию самого дорогого современного художника России.

Под изображением жука, напоминающим фотографию в журнале «Юный натуралист», Кабаков поместил стихотворение из детской книги, которое он когда-то иллюстрировал, — свою фирменную технику совмещения изображения и комментария к тексту.

символично, что «блестящий» жук не хочет включаться в коллекцию: художник с иронией дает понять, что отстаивает право оставаться свободным от любых обрамлений, в том числе навязанных арт-рынком, жаждущих зрелищных ощущения. Забавно: именно эта картина маслом из фанеры была продана в 2008 году на аукционе Philips de Pury в Лондоне за рекордные 5,84 миллиона долларов, а Илья Кабаков стал самым дорогим современным российским художником.

Как строили инсталляции в Главном штабе и почему сам Кабаков не приехал в Петербург

К сожалению, у Ильи Кабакова не было возможности приехать на выставку в Санкт-Петербург, сейчас он живет в Америке и не может совершать столь длительные перелеты по состоянию здоровья. Но приехала ее соавтор Эмилия Кабакова — с 1989 года они работают вместе. Он не создает картин, но все инсталляции — результат их совместной работы.

Вместе с Кабаковыми мы оформляли выставку: сделали рисунок, отправили его в США Илье и Эмилии, они внесли поправки, адаптировали размеры инсталляций под наши комнаты. За месяц до инаугурации Эмилия приехала в Санкт-Петербург.

Большая часть экспозиции расположена в анфиладе Главного штаба: это очень сложное пространство с открытыми двориками, стеклянной крышей невероятной высоты, трансформируемыми комнатами и балконами. Поэтому мы подробно обсудили каждый чертеж: начиная от высоты стен и заканчивая форточками и вентиляционными решетками.

В результате на втором этаже Главного штаба было построено единое пространство с множеством коридоров и углов, в котором разместились работы. Можно сказать, что все выставочное пространство — это гигантская тотальная инсталляция художника.

Матрица 1. Утопия

Инсталляция «Человек, сбежавший в космос из своей комнаты» (1985) — это миллиарды манифестов. Похоже на комнату, стены и потолок которой увешаны фотографиями советской жизни. Освободиться от оков повседневности, выстрелить в далекую красоту, в ином масштабе, в светлое будущее: всем нам нужна личная мечта, личная утопия. Неудивительно, что Кабаковых понимают везде, от Америки до Японии, несмотря на чуждую культуру советских общежитий и коммунальных кухонь.

Книга из ракушек, которая находится на полке у входа в комнату, рассказывает историю инженера Николаева, владельца изношенных тапочек и старой кровати, который проделал огромную дыру в потолке и таким образом сбежал из тонкого «отсюда» к многообещающему и неизвестному «там».

Сам художник считает свое искусство «в большей степени одним из вариантов русской литературы, чем вариантом русской живописи».

Это произведение было и остается одним из основных, формирующих смысл всего творчества Кабаковых. Благодаря ей художников называют продолжателями темы русского космизма.

Экспертиза и продажа картин Кабакова

Как оценить картину Кабакова

Ранее мы обнаружили, что цены на работы художника значительно различаются. Чтобы не прогадать в стоимости того или иного объекта, рекомендуем заказать профессиональную экспертизу. Эта процедура предполагает изучение изображения по множеству параметров и может быть частичной или сложной. В случае частичного исследования оценивается один или несколько наиболее значимых параметров, например подтверждается подлинность картины. Комплексное исследование поможет оценить картину Кабакова по множеству характеристик. Особенно востребован, если работа требует высокой цены.

Как понять работы Кабакова тем, кто не жил в СССР

Тотальная инсталляция — термин, придуманный Ильей Кабаковым. От обычной инсталляции она отличается тем, что художник переносит акценты с объекта на пространство в целом. Зритель попадает в комнату, придуманную автором от начала до конца, вплоть до цвета стен, освещения и музыки. Желательно, чтобы здесь не было окон — так человек может полностью погрузиться в арт-пространство и обосноваться в нем.

При этом перед посещением инсталляции зрителю даже не нужно подробно объяснять концептуальное оформление работы. В настоящей тотальной инсталляции атмосфера, созданная художником, должна влиять на зрителя и пробуждать в нем какие-то воспоминания, мысли и переживания.

На мой взгляд, тотальная установка — это формат, который нельзя неправильно понять. Работы Кабакова отсылают человека к собственным переживаниям и переживаниям. Если зритель открыт для атмосферы, созданной автором, то для этого всегда найдется какой-то ответ. Здесь не может быть заблуждений.

Представленные на выставке в Эрмитаже работы Кабакова в большей или меньшей степени относятся к советской жизни, советской эстетике. Поэтому зрителям, которые никогда не жили в Советском Союзе, иногда кажется, что они их не понимают. Есть и такие, чьи воспоминания о СССР оказались отличными от воспоминаний художника. Но важно понимать, что главная тема в творчестве Кабакова — не открытый протест, а несоответствие уязвимой романтической натуры художника жесткой системе, неизбежно ограничивающей его творческие замыслы.

От установки до установки мы видим, как человек пытается построить свой мир в строгой системе. И это касается не только СССР, но и практически любого общества. В произведениях Кабакова есть трагическая история человека, который хочет изолировать себя от навязанных ему правил и границ.

У Кабакова есть несколько автобиографических работ (например, инсталляция «Лабиринт»), но большинство его работ — фантастические рассказы, придуманные художником. Кабаков рассказывает об обитателях общей квартиры, строит биографии людей с точными датами и фактами, составляет документы и фальшивые архивы жизни. Жизнь художника наполнена огромным количеством образов.

Кабаков в своих произведениях часто ироничен. Например, у него есть картина 1980 года «Собакин». Картина разделена на две части. С одной стороны, мы видим профиль человека — Собакина Петра Николаевича, а с другой — маленькую собачку с подписью «Собака». Жизнь примерного советского гражданина сводится к перечню биографических данных, написанных на стенде аккуратными буквами. Мы понимаем, что художник заставляет зрителя сравнивать правую и левую части и задается вопросом, в чем разница между человеком, у которого есть описание всей его жизни, и животным, у которого есть имя.

В чем уникальность выставки в Эрмитаже и какую программу к ней организовали в музее

Выставка «Не всех попадут в будущее» — масштабный проект, первая ретроспектива Кабакова. Это результат сотрудничества трех учреждений: Государственного Эрмитажа, Галереи Тейт и Третьяковской галереи. К выставке была организована довольно обширная образовательная программа. Мы проводим экскурсии, подходящие для разных социальных групп (например, программы языка жестов), художественное посредничество, на июнь запланирован интеллектуальный марафон.

Выставка начинается с работы под названием «Не всех перенесут в будущее». Установка представляет собой платформу с тележкой впереди. На вагоне бегущей строкой нанесена большая красная надпись «Не все унесут в будущее», изображения разбросаны по платформе. Мы понимаем, что здесь произошло что-то трагическое: художник, наверное, торопился сесть на поезд в будущее, но опоздал или его не поймали.

В других работах, представленных на выставке, Кабаков продолжает отвечать на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы войти в будущее?» Например, в инсталляции «Предметы из своей жизни» художник рассказывает о человеке, преданном тотальному архивированию своей жизни, который тщательно подписывает и бережно охраняет все предметы, с которыми он сталкивается на своем пути. Этот человек пытается шагнуть в будущее, создав себе этакий ненужный мемориальный музей.

Инсталляции

«Красный вагон» — это метафора истории СССР: от образования в 1922 году до развала в 1991 году. Инсталляция состоит из 3 частей: конструктивистской лестницы в небо, грузового вагона и груды мусора. Деревянная лестница символизирует утопические надежды 1920-х годов на светлое будущее.
Автомобиль — это образ застоя и несоответствие лозунгам действительности: внутри играет умная музыка 1930-1940-х годов, висят образы счастливых советских граждан, план идеального города будущего, но машина едет не везде — вместо колес ставится на деревянные подставки. Сломанные ступени приводят к куче строительного мусора — обломкам страны, которой больше не существует.

Скандальная инсталляция Кабакова «Туалет», впервые представленная в 1992 году на выставке современного искусства Documenta (Кассель, Германия). Как объяснила bbc.com Эмилия Кабакова, «… дело не в русских, не в трагической жизни моей матери в туалете. Его мать не жила в ванной. Да, однажды ему пришлось толпиться в школьную комнату, где хранилось белье, скатерти, полотенца. Когда-то эта комната на самом деле была ванной, но это была не настоящая ванная. Это метафора жизни в стране, но это наша страна, наш дом, и он остается нашим домом, что бы ни случилось».

А это «Жизнь мух»: этакий типичный провинциальный музей, задуманный Кабаковым, в котором, как говорится, «мухи умирают от скуки». В то же время выставки раскрывают тему влияния цивилизации мух на все сферы жизнедеятельности человека, от политики до искусства

Трудный период и начало формирования мировосприятия

Это было тяжелое время для истерзанной войной страны и ее граждан. В том числе и для Кабаковых. Домашние неурядицы и неурядицы преследовали мать, тесная жизнь в общежитии и отсутствие личного пространства не давали ребенку дышать. Более сильные ученики и властные взрослые диктовали правила жизни, внушали страх и подавляли любую свободную мысль среди подростков.

Все это повлияло на формирование образа героя произведений художника: «человечек», замкнутый и одинокий, дрожащий от страха и мечтающий глубоко дышать. Клетка давит на него со всех сторон, чьими барьерами являются вечеринка, публика, работа, семья, их условности и правила…

Первые шаги к профессии

Среди перемещенных лиц было Ленинградское художественное училище (при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина), которое продолжало функционировать в Самарканде. Из детского любопытства сюда пришел 7-летний Илья посмотреть рисунки обнаженных моделей. Его заметил школьный служащий и предложил ему попробовать пойти в школу. Кабаков носил свои рисунки на тетрадных листах: война шла, и все мальчишки в деревне рисовали танки и самолеты. И это было принято.

Читайте также: Иллюстрации Билибина к сказкам: картины художника

Оцените статью
Блог про картины